- Апельсин.ру
- Золотое (золотное) шитье: вышивальные швы, техника, схемы и рисунки
- Вышивальные швы
- Шов «вприкреп»
- Шов «изнаночный прикреп», или проемный шов
- Аксамитовый шов
- Техника вышивки «вприкреп»
- Вышивка по карте
- Кованая техника
- Схемы и рисунки для золотой вышивки
- Рисунок № 1
- Рисунок № 2
- Рисунок № 3
- Рисунок № 4
- Рисунок № 5
- Рисунок № 6
- Вышивка золотом и золотыми нитями
- Что такое золотная вышивка
- Необходимые материалы и подготовка к работе
Апельсин.ру
Золотое (золотное) шитье: вышивальные швы, техника, схемы и рисунки
Металлические нити в вышивке использовали издавна, равно как и украшение вышивки драгоценными камнями. В русской традиции присутствует несколько приемов такой работы. О некоторых, наиболее часто используемых, мы поговорим в этой статье.
В древности нити для этой вышивки были из золота и серебра, реже из меди. И шитье называлось «золотым». В более позднее время нити только покрывались драгоценными металлами, «серебрились», «золотились». И шитье начали называть «золотным». Золотом заполняли фон или отдельные части рисунка.
Содержание
Вышивальные швы
Золотом вышивали «вприкреп». Кроме того, металлически нити использовали в вышивке гладью. Мы рассмотрим подробно шитье «вприкреп».
Шов «вприкреп»
Шить золотой нитью «в прокол» довольно сложно: нить хрупкая и, проходя через ткань, ломается. Поэтому нить прикрепляли на внешней стороне ткани короткими стежками шелковой ниткой. Шелк брали в цвет металлической нити или подбирали контрастного оттенка. Стежки-прикрепки создавали на поверхности различные узоры.
- Закрепите золотую нить на основе. Для этого выведите рабочую нитку (шелковую) в начале шва. Золотую нить сложите вдвое и накиньте петлю на иглу. Введите иглу рядом с первым проколом и затяните стежок.
- Приложите золотую нить, сложенную вдвое, по направлению шва.
- Выведите иглу на небольшом расстоянии от первого стежка. Выполните короткий стежок над золотыми нитями перпендикулярно им.
- Затяните стежок так, чтобы золотые нити плотно прилегали к основе, но не стягивались.
- Для следующей прикрепки выведите иглу на выбранном расстоянии и повторите первую прикрепку.
Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки.
Обратная сторона шва
Шов «изнаночный прикреп», или проемный шов
Этот шов отличается от предыдущего: золотая нить протягивается на изнаночную сторону основы прикрепкой в форме петли. Стежков-прикрепок не видно на лицевой стороне вышивки.
Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки. Точка 0 — выход золотой нити на лицевую сторону
Обратная сторона шва
- Выведите золотую нить на лицевую сторону в начале шва.
- Выведите иглу с рабочей ниткой на небольшом расстоянии от выхода золотой нити.
- Приложите золотую нить к основе по направлению шва.
- Проведите иглу над золотой нитью и введите иглу строго в прокол.
- Затяните петлю, слегка натягивая золотую нить.
- Убедившись, что золотая нить плотно прилегает к основе, затяните прикрепку так, чтобы золотая нить прошла через основу, образуя на изнаночной стороне маленькую петлю.
- Выведите иглу на расстоянии длины стежка от первой прикрепки и повторите ее.
- Продолжайте шить до конца ряда.
- Поворот. Поверните нить на 180° и выведите иглу рядом с последней прикрепкой первого ряда, немного заходя под золотую нить. Выполните прикрепку, несильно затягивая рабочую нитку.
- Подтяните золотую нить, после чего затяните прикрепку.
- Продолжите работу по всей линии шва.
Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки. Точка 0 — выход золотой нити на лицевую сторону
Аксамитовый шов
Этот шов получил название от восточной ткани. Аксамит напоминает бархат, но ворс образуют не стриженные волокна, а маленькие петельки.
Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки. Точка 0 -выход золотой нити на лицевую сторону
- Выведите золотую нить на лицевую сторону основы и закрепите ее прикрепкой.
- Приложите к поверхности основы тонкую палочку (зубочистку или толстую иглу, вязальную спицу) так, чтобы прикрепка располагалась под ней.
- Выведите иглу с другой стороны палочки и выполните прикрепку, проведя золотую нить над палочкой. В нашем случае прикрепки — петли. Если вы хотите делать прикрепки короткими стежками, располагайте их перпендикулярно палочке.
- Продолжайте делать прикрепки как можно ближе друг к другу.
- Закончив шов, выньте палочку.
- Если вместо палочки использовать шнур или сложенную в несколько сложений нитку, вы получите шов «по веревочке». В этом случае веревочку, естественно, не выдергивают.
Графическая схема. Выполнение прикрепок для золотой нити вокруг спицы
Техника вышивки «вприкреп»
В этой технике создавали плотный фон из рядов золотой нити. Шитье выполняли непосредственно по ткани основы или по настилу, выполненному нитками различной толщины. Для настила, как правило, использовали льняные, а позднее бумажные нитки.
Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки при подвороте.
Порядок работы
- Переведите рисунок на ткань.
- Прошейте контур рисунка швом «вприкреп». Можно использовать нить потолще или скрученную в несколько сложений.
- Выполните первый ряд шва «вприкреп».
- Поверните нить на 180° и выведите иглу рядом с последней прикрепкой первого ряда, немного заходя под золотую нить. Выполните прикрепку, несильно затягивая рабочую нитку.
- Расправьте золотую нить (мы шьем в два сложения) так, чтобы она не была перекрученной.
- Подтяните золотую нить, после чего затяните прикрепку.
- Отступите на выбранное расстояние (примерно в середине стежка первого ряда) и выведите иглу так, чтобы прокол располагался под нитью первого ряда шва. Такой прием поможет уплотнить ряды вышивки. Прикрепка стежком, «скобочкой», достаточно подвижна и притягивает золотую нить к нити предыдущего ряда. Выполните прикрепку.
- Продолжайте шить, сохраняя выбранное расстояние между прикрепками.
- В конце каждого ряда шва выполняйте поворот как в пп. 4-6.
Правило 1. Ряды шва должны располагаться очень близко друг к другу.
Правило 2. Прикрепки делают тем чаще, чем тоньше золотая нить.
Вышивка по карте
В этой технике выполняют объемные детали рисунка. Как правило, по карте вышивали на жестких изделиях: головных уборах, обуви. В качестве подкладки использовали бересту, а позднее картон. Подкладку пришивали или приклеивали к основе.
Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки. Точка 0 — выход золотой нити на лицевую сторону
- Переведите рисунок на ткань.
- Вырежьте подкладку и закрепите ее на основе.
- Шейте как в аксамитовом шве, располагая прикрепки вплотную к контуру прокладки.
- По краям деталь можно обшить швом «вприкреп», используя толстую или скрученную в несколько сложений нить.
Графическая схема. Выполнение прикрепок для золотой нити по карте
Кованая техника
Фон в этой технике очень плотный, напоминающий металлическую поверхность с нанесенным на нее чеканным рисунком. Он получается за счет игры света и тени.
Женский головной убор-сборник. Сольвычегодский уезд Вологодской губернии, конец XIX в.
Графическая схема. Контур рисунка прошит золотой нитью с помощью шва вприкреп
- Переведите рисунок на ткань.
- Прошейте контур рисунка швом «вприкреп». Можно использовать нить потолще или скрученную в несколько сложений.
- Выполните первый ряд шва «изнаночный прикреп».
- Поверните нить на 180° и выведите иглу в точке поворота. Выполните прикрепку и протяните золотую нить наизнанку.
- Отступите на выбранное расстояние и выведите иглу так, чтобы прокол располагался под нитью первого ряда шва. Выполните прикрепку.
- Продолжайте шить, сохраняя выбранное расстояние между прикрепками.
- В конце каждого ряда шва выполняйте поворот как в п. 4.
- При шитье битью используйте шов «вприкреп».
Графическая схема. Заполнение фона рисунка золотой нитью с помощью шва «изнаночный прикреп»
Фон, вышитый битью
Правило 1. Вышивку выполняют тонкими металлическими нитками в одно сложение.
Правило 2. Для основы вышивки подходит очень плотная крепкая ткань. Рыхлая мягкая ткань может порваться.
Схемы и рисунки для золотой вышивки
Рисунок в этой технике создают прикрепки или сами стежки. Существует большое количество традиционных рисунков. Здесь вы познакомитесь с наиболее часто используемыми. Их можно вышивать швами «вприкреп», так и «нижний прикреп».
Рисунок № 1
Бабий шов напоминает кирпичную кладку. Его выполняют, Делая прикрепки в шахматном порядке через две-три нити.
Графическая схема. Расположение прикрепок для данного узора
Рисунок № 2
Для этого рисунка «рядки», или «косой ряд», прикрепки выполняют через одну нить со сдвигом на одну нить основы.
Графическая схема. Расположение прикрепок для данного узора
Рисунок № 3
«Городок», или «копытечко», — еще один традиционный рисунок. Прикрепки для него выполняют по зигзагообразной линии, через одну или несколько нитей, Делая сдвиг на несколько нитей основы.
Графическая схема. Расположение прикрепок для данного узора
Рисунок № 4
Для шва «ягодка» прикрепки выполняют в виде клетки. Количество нитей и ниток основы как для шва «городок».
Рисунок № 5
Шов «перышки» — это шов «ягодка» с дополнительными прикрепками в одну линию.
Рисунок № 6
Шов «Денежка» — по сути двойной шов «городок». Прикрепки также выполняют по зигзагу, но парными рядами в зеркальном отображении.
Вышивка золотом и золотыми нитями
Золотное шитье долгое время относилось к одному из самых дорогих видов вышивки, которую использовали для украшения одежд монархов и главенства церкви, а также ряда предметов, требующихся для религиозных обрядов.
Сегодня появились материалы, имитирующие драгоценные металлы, из которых и создавались тончайшие золотые нити, но при этом стоимость их значительно ниже. В связи с этим золотное шитье, которым ранее занимались избранные мастерицы, профессионализм которых сводил к минимуму риск порчи нитей, сейчас стало доступно всем желающим и превратилось в изысканное хобби.
- Статья
- Советы
- Сервисы
- Материалы
Что такое золотная вышивка
Золотным шитьем называют ручную вышивку, при которой работа ведется тонкими золотыми нитями, реже серебряными. То, насколько сильно солнечные лучи играют на вышивке, может повышать или понижать ее стоимость. Чем переливы ярче, тем ценнее работа.
Впервые упоминания о вышивке золотом появились во II веке до нашей эры. По преданию такое рукоделие возникло в Пергамском царстве, которое находилось на Северо-Западе Малой Азии. Оттуда это искусство попало в Римскую империю и далее распространилось по территории Европы и Северной Африки.
На Руси вышивка золотой нитью появилась в 10-11 веках. Долгое время такой работой занимались только в монастырях. Там было доведено до совершенства лицевое золотное шитье, при котором на изнаночной стороне ценные нити практически не были видны. Знатные женщины, уходящие в монастырь, часто имели послушание именно золотошвеек. Такое шитье долгое время использовалось только для украшения хоругвей, церковных занавесов и облачений церковнослужителей.
Обучались золотошвейки и для княжеского дома. В их обязанности входило расшивание царской одежды. На обучение мастерицы уходило до 7 лет.
Необходимые материалы и подготовка к работе
Техника золотной вышивки сложная, для ее освоения потребуется достаточно много времени. Для работы необходим ряд материалов и инструментов, которые должны иметь хорошее качество.
- Иглы должны иметь достаточно широкое ушко, чтобы нить, которая отличается особой хрупкостью, не повреждалась.
- Наперстки нужны для каждой руки, так как в процессе создания узора будут задействованы обе.
- Острые ножницы – важно, чтобы концы их лезвий могли перерезать нить без повреждения.
- Витейка – особая деревянная катушка значительной длины, которая применяется для наматывания нитей и их дальнейшего направления по узору. Она помогает снизить трение материала и сохранить его блеск.
- Шило необходимо, если работа ведется по плотной основе, например, коже или замше. Игла шила должна быть достаточно тонкой, чтобы дырочки не проглядывали в дальнейшем на готовой вещи. Лучше использовать специальный швейный инструмент, а не хозяйственный.
- Пяльцы – работу ведут по хорошо натянутой ткани. Использовать надо пяльцы с подставкой, которые могут быть установлены на столе, диване или полу. Работа ведется двумя руками, а при использовании пялец без подставки освободить обе не получится. Размер пялец должен быть достаточным, чтобы весь узор помещался в них. Металлизированные нити – нежный материал, который будет травмироваться и терять свой декоративный вид на изломах.
Сейчас применяют синтетические нити, полностью имитирующие золотую, серебряную и медную проволоку особой тонкости, которой раньше и создавали узоры. При желании рукодельницы вышивают металлизированными нитями других цветов, но в этом случае рисунок получится далеким от классической золотной вышивки.
Кроме металлизированной нити, необходимо иметь подходящие по цвету шелковые нитки, которыми будет закрепляться основной материал. Часть рукодельниц использует для этого прозрачную мононить-леску, но это не желательно.
Ткань для работы требует особого внимания. Так как большая часть узоров вышивается при помощи подкладной ткани, основная должна быть тонкой и легкой. Подкладная ткань будет действовать в качестве укрепляющей, чтобы не перекашивался узор и не повреждалась основная ткань.
Также для вышивки потребуется специальный клей для ткани, пчелиный воск, фольга и дополнительные декоративные элементы. В зависимости от выбранного рисунка это могут быть жемчужины, бисер или пайетки.