Батик пейзаж
Интересно, что чувствует человек, который пишет природу? Что именно заставляет его взять кисти и рисовать небо, деревья, воду? Огромное чувство любви ко всему живому? Способность наблюдать красоту в лужах и интересные образы в трещинах облупившейся штукатурки? Несомненно, это умение видеть прекрасное вокруг, подмечать малейшие детали и синтезировать их. А главное, подать эту красоту таким образом, чтобы вовлечь зрителя в картину.
Почему люди так любят природу? Наверное, потому, что она гасит шум, успокаивает и возвращает человека в состояние наблюдателя. Именно наедине с окружающим миром человек приходит в состояние умиротворения и покоя.
Природа прекрасна во всех своих проявлениях. Неповторимое великолепие красок заката, лунного света, морских волн. Окружающий мир мы впитываем всеми своими чувствами.
Признаюсь, к красоте старой штукатурки на стенах и я неровно дышу, порой очень интересно наблюдать кусочек отраженного мира в выбоинах, залитых водой. Пейзаж — это поистине неисчерпаемый источник для вдохновения и творчества.
Думаю, все знакомы с жанром изобразительного искусства, объектом которого является окружающий мир как в первозданном виде, так и в преображенном усилиями человека.
Родиной этого направления принято считать Древний Китай. Работы китайских художников на длинных горизонтальных или вертикальных полосах шелка были полны философии и одухотворенности. Мастера изображали не просто природу, а макрокосмос во взаимодействии с человеком.
Какой-то период моей жизни я вдохновлялась творчеством китайских мастеров. Была под огромным впечатлением от лаконичности и сдержанности этих работ, пыталась сочинять нечто подобное.
Темы пейзаж предлагает разные — это и городские виды с тротуарами, улочками и островерхими крышами, и теплые, спокойные сельские зарисовки, и деревья, гнущиеся в бурю, и величественные просторы моря.
Это абсолютно все, что нас окружает: облака, вода, деревья, камни, горы, дома. перечислять можно долго. Это огромный пласт материала, который мы можем переосмыслить и художественно оформить. Рисуя окружающий мир, мы передаем через него свое внутреннее состояние, подчеркивая линиями, пятнами, цветом мысли, чувства, настроения.
Можно взять любой кусочек пейзажа за окном, переработать его, стилизовать и выплеснуть на ткань. Допустимо абсолютно все, что Вы себе разрешите и на что осмелитесь. Лично мне очень симпатичны сказочные города. Люблю пейзажи, выполненные в стиле китайских мастеров. Потрясающе красивы и ритмичны стилизованные морские волны на шелке.
Декоративный пейзаж отличается от реалистичного принципом построения. В данном случае не используются законы перспективы, а строится изображение по вертикали, все в одной плоскости. Средний план располагается над передним, а дальний над средним. Цветовое решение тоже может быть условным, далеким от реальности.
На ткани окружающий мир можно писать и в технике холодного батика, и горячего, и в свободной манере. Но самое интересное, на мой взгляд — это сочетание разных техник.
Если Вы выбираете холодный батик, то линии и тон будут нести основную смысловую нагрузку. Причем фон можно написать в свободной манере, а на переднем плане прорисовать детали с помощью резерва, создавая изящные контуры.
В технике горячего батика Вашими помощниками станут пятно и цвет. Прекрасно можно передать фактуру земли или дерева. А остановившись на методе свободной росписи по ткани, Вы можете сочетать плавные переходы краски с графичными линиями. Для туманного пейзажа идеальный вариант.
В зависимости от того, реалистичная у Вас композиция или декоративная, Вы выбираете технику исполнения. Для реалистичной больше подходят холодный и свободный батик, а для стилизованной — холодный и горячий.
В любом случае работу начинать следует с набросков, эскизов, которые очень помогают в поиске самого удачного варианта, где читается главное — центр композиции, а ему подчиняются остальные детали. Параллельно обдумывается и цветовое решение произведения.
Грамотно расставив акценты, Вы сделаете пейзаж выразительным, ярким, запоминающимся. Останавливающая взгляд работа, которая заставляет зрителя думать и сопереживать — главная цель художника.
Я люблю писать пейзажи на ткани. Меня завораживает сам процесс. Это еще один момент волшебства — слияние на ткани воды и красок. Они сами все рисуют, остается лишь направлять кистью движение цвета по мокрому шелку. И результат. зачастую он превосходит ожидаемый. Это происходит, на мой взгляд, потому, что я позволяю себе в процессе отходить от эскиза.
Батик дает все возможности создавать подобные произведения, а пейзаж — самая близкая человеку тема, которая пробуждает чувства и способна унести воспоминаниями в детство. Пейзажи часто находят отклик у зрителя своим созвучием внутреннему состоянию.
Батик относят к декоративно-прикладному искусству, но техника росписи по шелку настолько многогранна, что позволяет изобразить вполне реалистичные пейзажи родного города на шелке, пользуясь лишь контурами и красками.
У меня есть городская серия пейзажей. Это живописные работы, выполненные с использованием техники, которую относят к декоративно-прикладному искусству. Признаюсь, они вызывали много споров и разногласий среди маститых художников. Но для меня это был способ выразить свою любовь к замечательному месту, в котором живу, интересный экспериментом соединения несоединимого. Результатами я осталась довольна. А как пришла к этому, расскажу в следующей статье.