Батик с Явы: история искусства
Не одну тысячу лет человечество владеет батиком — удивительным искусством росписи по ткани. Его знали еще в Шумере и Египте, но индонезийский остров Ява опередил даже их. Здесь за многие столетия батик достиг высочайшего уровня сложности, превратился в художественную и эстетическую ценность.
Настоящим «золотым веком» для индонезийского батика стало XVII столетие, это была пора его процветания, высочайшего подъема. В те времена по убранству, расписанному в стиле батик, можно было определить, на какой иерархической ступени находится ее хозяин.
Цвета и узоры на одежде отображали социальный статут индонезийцев, их место в обществе. Основная работа, включающая разработку и нанесение рисунков, а также первое вощение, доверялись исключительно благородным дамам из дворца самого султана. А заключительные процессы (самые тяжелые и трудоемкие) ложилась на плечи ремесленников, которых в свою очередь контролировали приставленные надсмотрщики.
Все секреты производства тщательно оберегались, передавались по наследству и по большей части не выходили за пределы дворцовых стен. Многие орнаменты были недоступны для простых людей – их разрешали носить лишь членам благородных семей и особам из окружения правителя.
Это были традиционные рисунки-символы, среди которых можно выделить изображения старинного оружия, священной горы, мифической птицы и штрихов, чем-то напоминающих капли дождя. Запрет на них соблюдался очень строго и даже в наши дни выход в одежде, украшенной запретным орнаментом, может вызвать негодование у окружающих.
Тем не менее, батик с иными рисунками пользовался популярностью у простолюдинов. Когда яванская девушка осваивала кантинг (инструмент для нанесения воска) и могла справляться с ним не хуже, чем готовить пищу, считалось, что она достигла пика и стала совершенной.
Во времена голландской колонизации индонезийских островов батик отправился в триумфальное турне по европейским государствам. Первые работы в этом стиле широкой публике представила в 1900 году международная выставка в Париже. В конце прошлого столетия на батик обратили внимание дизайнеры, и сегодня древняя техника используется в изготовлении декоративного текстиля и других товаров: панно, ширмы, шторы, постельное белье, галстуки, платки, шарфы и так далее.
Батик мощно ворвался в мировую культуру, и это подтверждает уже только одно количество переводов этого индонезийского термина. Самый распространенный из них – «рисование горячим воском», но существует более точный – «создание из пятнышек». Ведь по батику узор создается с помощью пятнышек — маленьких восковых точек, нанесенных на белую ткань.
История батика
Эта заметка является частью дневника «Как мы с Бали друг друга покоряли»
Батик – обобщенное название разнообразных способов ручной росписи по ткани. Родиной батика считается о. Ява в Индонезии, где и по сей день очень популярна одежда, расписанная вручную. В переводе с яванского «батик» означает «рисование горячим воском». Этот способ получения рисунка на ткани использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-Ланке, Индокитае, в африканских странах.
Для яванского батика использовались хлопковые ткани. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Индонезийский классический батик малоцветен. В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска — индиго-синий.
Запрет исламом на изображение людей и животных наложил свой отпечаток на мотивы батика о.Ява. Изображения на ткани стали более стилизованными, а среди красок начал преобладать священный для мусульман зеленый цвет. В то же время голландские купцы предпочитали европейские мотивы — их привлекали букеты, бабочки и птицы.
👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей — платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.
👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид — горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. — точно порадуют 🤑
👁 Луший поисковик Рунета — Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷
Здесь делают ткани для султанов: батиковая мастерская на острове Ява
В Индонезии на Центральной Яве есть музей батика ДАНАР ХАДИ (при дворе султана), в залах музея фотографировать не разрешено, а в мастерских — пожалуйста. Сделала бесценные снимки и видео. В этих мастерских рождаются ткани (не картины) для двора султана, часть идет на продажу.
Существует два способа изготовления батика: батик ТУЛИС (от индонезийского слова tulis — писать) и батик ЧАП (cap — штамп). Картины, как правило, — это батик тулис, а батик чап — для изготовления тканей, скатертей, салфеток, платков, шарфов, саронгов. Штамп нужен там, где есть традиционный мотив (узор), повторяющийся рапорт рисунка. Сам штамп изготавливается вручную, медные пластины напаиваются на основание штампа и верхними торцами образуют узор. Насколько сложные, изощренные рисунки существуют, настолько высочайшее мастерство надо иметь, чтобы изготовить штамп. Штампом обычно работают мужчины, это очень тяжелый и вредный для здоровья труд, в зале находится около 30-40 мужчин, у каждого бочка с подогревом (не электрическим!), нет ни вытяжки, ни кондиционера.
А женщины в этих мастерских делают батик тулис с помощью чантинга (инструмент в виде мизерного ковшичка с носиком), которым черпают горячий воск и наносят его на ткань. Женщины вощат на весу, когда делают ткань, а при изготовлении картины часто натягивают ткань на подрамник, но иногда и на весу.
Процесс изготовления батика на острове Ява в Индонезии
Поэтапный процесс изготовления батика в Индонезии.
Инструмент для работы горячим воском при изготовлении БАТИКА называется в Индонезии «Чантинг», это маленькая чашечка из меди с впаянным герметично носиком. Носики могут быть разного диаметра — и меньше 0,5 мм, и больше 2 мм. Носиков может быть несколько — 2, 3, 5, 6, то есть можно одним прикосновением оставить на ткани несколько точек, собранных, например, в форме цветочка — 5 лепестков и серединка, и так далее.
Батик, сделанный при помощи чантинга, называется батик тулис (тулис — писать), в отличие от батика чап, сделанного при помощи штампа.
Теперь рассматриваем процесс изготовления батика — от 1 этапа до готового изделия на этапе 6.
Работа начинается с белого полотна (ткань обязательно натуральная — хлопок или шелк).
1. На первом этапе художник закрывает воском (резервирует) белый цвет для своей будущей картины (так как другого цвета пока еще нет). Воск — материал пластичный, не пропустит никакую краску, и то, что под ним спрятано, останется белым.
2. Второй этап — нанесение четырехцветного фона, на этом этапе вступает в работу краска. Краски специальные для батика, для картин — искусственные красители, для одежды в некоторых студиях применяют растительные краски биксан (по названию растения). Краска — порошок, который растворяют в воде в необходимой пропорции. Готовую краску наносят на ткань кистью, размывая нечетко границу. Все окрашивание в батике происходит только холодным способом, иначе растворится воск и парафин и пропадет весь смысл резервирования рисунка. Теперь нанесенную краску обрабатывают раствором кислоты (плещут на картинку из кружки) — это для проявления и закрепления краски на ткани. Далее следует полоскание в чистой воде, затем надо ткань подержать 5-7 мин на солнце, а потом 5-7 мин в тени, в это время краска продолжает проявляться и закрепляться на ткани.
3. На третьем этапе продолжают прорабатывать цвета на картинке. Сейчас художнику необходимо сохранить для картины оранжевый цвет. Он сконцентрирован в центре картины рядом с желтым, добавляют его на недостающие участки, держат на солнце и теперь резервируют оранжевый цвет. На этом же этапе появляется сплошная корочка на всей площади картины — это не воск, а парафин (который, в отличие от воска, хрупкий), он нужен для получения черных трещинок на фоне картины. Пока парафин не ломают, он может служить резервом, как и воск, поэтому сейчас можно погрузить картинку в бордовую краску полностью.
4. Что и делают на четвертом этапе. Дав пролежку на солнце и в тени, резервируют бордовый цвет, это видно уже на образце номер пять.
5. Теперь осталось прокрасить только черный цвет, это крайний этап (тот же образец номер пять). Прежде, чем погрузить картинку в черную краску, слегка надламывают парафин (если же нужны трещинки более ощутимые, ткань ломают сильнее). Все места на картине, не закрытые ни воском, ни парафином, окрасятся в черный цвет, и через трещинки в парафине неравномерно проникнет черная краска.
6. Вот и готова картинка, осталось только избавиться от парафина и воска на ткани. Для этого картинку варят в кипящем растворе соли и соды минут 5-7, для больших картин раствор приходится менять несколько раз. Полощут в чистой воде, очередной раз держат на солнце и в тени и получают готовую картинку — образец номер шесть. Изображение двустороннее, такие картины (и любые ткани, сделанные по этой технологии), не боятся солнца и воды, их смело можно стирать в нейтральном моющем растворе и гладить горячим утюгом.
Батик — роспись воском по ткани. Подробное описание техники.
Остров Ява в Индонезии всемирно известный батиком — тканью с узором, выполненным в восковой технике. Самая трудная техника — ручное батикование ткани при помощи инструмента чантинга.
Сегодня к батик относят не только саронги из батика — традиционные юбки, которые носят и мужчины, и женщины — но и жилеты, рубашки, платья, галстуки, сумки, кошельки, салфетки, тапочки, постельные принадлежности, а также создают картины (lukisan batik).
Рассказываю, что такое батик, и как наносят батиковый узор на ткань.
Батик:
Слово батик происходит от малайского «тик» , что в узком смысле означает «точка, капля» , а в широком понимании — «писать, рисовать» .
Изначально батик — это двусторонняя хлопчатобумажная ткань, гамма цветов и рисунок на которой зависят от места его изготовления. При ручной работе ткань неоднократно опускается в чан с натуральным красителем, например, из растений индиго или сога. Места, не подлежащие окраске данным красителем, предварительно покрываются расплавленным воском. А благодаря чантингу создаются разнообразные тонкие узоры.
Чантинг (canting) — это медный сосуд в виде чашечки для воска с носиком, через который наносят воск на ткань при изготовлении батика (смотрите фото ниже).
Чантинги отличаются друг от друга количеством носиков — два, три — что значительно облегчает процесс батикования, то есть нанесения сложных мотивов на ткань, например, точек и линий.
Техника создания батика:
Отмечу, что, техника, описанная ниже, взята из мастер-класса, который я посещал в Музее текстиля в Джакарте.
1. Сперва наносится контур на ткань. Новички переносят контур из бумаги на ткань с помощью карандаша. Выбрать можно любой мотив из предложенных, а можно создать свой. Все зависит от Вашего мастерства.
2. После того, как Вы перенесли контур мотива на ткань, можно приступать к нанесению контура горячим воском с помощью чантинга .
Чантинг опускается в горячий воск, который плавится в чане. Восковой контур накладывается с обеих сторон. Так после полоскания ткани в красителях, на местах воска будет виден Ваш узор.
Как Вы, наверное, обратили внимание ткань во время батикования должна быть натянута. Новичкам для это предлагаются пяльцы, а мастера справляются и без них, натягивая ткань руками.
На самом деле это очень тщательная работа, которая требует аккуратности. Неправильное движение и у Вас образуется клякса, которую уже не исправить. Именно так случилось с моим батиком (смотрите финальный результат). А линии нужно прописывать плавно и быстро, потому что воск быстро остывает и засоряет носик, что препятствует батикованию красивой и ровной линии на ткани.
3. После нанесения воска на контуры мотива чантингом, края ткани обрабатываются горячим клеем, чтобы придать Вашей работе надлежащий вид и тем самым обезопасить картину от повреждений.
4. Когда все готово, Вашу работу замачивают в холодной воде , добавляя натуральные краски. В музее это ограниченный выбор цветов: красный, синий.