- Роспись по ткани для начинающих
- Содержание
- Какие ткани подойдут для батика
- Какие краски используются в батике
- Техники рисования по ткани
- Как переносить рисунок
- Практические советы
- Идеи: какие вещи можно разрисовать
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Метки
- —Музыка
- —Поиск по дневнику
- —Статистика
- Вышивка, техника «Роспись»
- Старинный двусторонний вышивальный шов роспись
- Карельская вышивка
- Карельская вышивка
- /www.formula-rukodeliya.ru/bitrix/templates/rukodelie_practice/images/line_1.gif» target=»_blank»>http://www.formula-rukodeliya.ru/bitrix/templates/. lie_practice/images/line_1.gif); background-position: 0px 100%; background-repeat: repeat no-repeat;»> Роспись» или «досельный» стежок «Роспись» — одна из самых древних техник вышивания. Изделия вышитые «росписью» находят археологи при вскрытии курганов древних скифов. «Роспись» широко распространена на всей территории России. Основной шов, применяемый в этой технике вышивания, имеет несколько названий. Кто-то называет его «полукрестом», а кто-то — «двусторонним швом». Древнее, устаревшее его название — «досюльный» или «досельный» (т.е. — прежний, старинный) шов.
Роспись по ткани для начинающих
Содержание
Батик (рисование по ткани) — увлекательное занятие, результат которого поможет вам внести изюминку в индивидуальный стиль и продемонстрировать собственные таланты. В росписи по ткани нет ничего сверхсложного, главное — аккуратность, качественные материалы и соблюдение некоторых правил.
Вам понадобится рабочее место, ткань, краски, кисточки, емкость с водой и небольшие х/б тряпочки.
Какие ткани подойдут для батика
Разрисовывать можно как готовую вещь, так и отрез ткани. Подыскивая материал для батика, нужно обращать внимание на его внешний вид и на физические свойства — плотность, гладкость и переплетение нитей. От этого будет зависеть как растекается и впитывается краска. Оптимальный выбор — однотонная струящаяся ткань с гладкой поверхностью и полотняным переплетением нитей.
Существуют два основных направления классического батика — холодный и горячий. Поскольку одним из этапов горячего батика является кипячение, для него подходят только те материалы, которые не деформируются при термообработке — хлопчатобумажные ткани, вискоза или лен. Техника холодного батика помимо перечисленного допускает работу с шерстью и натуральным шелком. Встречаются также рисунки на синтетике, например, полиэстере, но это крайне непредсказуемый материал, и начинающим лучше не рисковать.
Какие краски используются в батике
Для рисунка на ткани нужны специальные краски, они бывают двух видов: на основе акрила и анилина. Акриловые рисунки в завершающей стадии закрепляют с помощью горячего утюга, а анилиновые для фиксации обрабатывают паром в специальном автоклаве. Впрочем, экономные мастера уже приспособились пропаривать изделия в ведрах и пароварках. При обработке паром краска глубоко проникает в волокна, давая равномерную окраску и полностью сохраняя структуру ткани. Работа с анилиновыми красками занимает больше времени, требует подготовки и определенной сноровки. Это уровень профи.
У акриловых красок доступная цена, они водорастворимы, при этом устойчивы к стирке и быстро сохнут — они прекрасно подходят для начинающих художников. Такие материалы относят к классу «хобби». Они бывают матовые и глянцевые, с повышенной текучестью для росписи на шелке, для работы на плотных тканях и коже — с пометкой «Textile”. Они могут быть с различными эффектами — бархатистой поверхности, флуоресцентные, металлики, перламутровые. На некоторых красках стоят отметки «для темных тканей» или «для светлых тканей» — к подобным рекомендациям производителя тоже лучше прислушаться.
Чтобы краски не растекались по ткани бесконтрольно, вам нужно ее «запереть» в замкнутых линиях. Для этого используют контур (резервирующий состав) — специальная густая краска в тюбике с тонким носиком. При нанесении она пропитывает волокна ткани и препятствует растеканию краски за пределы линии. Контуры бывают обычными, с 3D эффектом, перламутровыми, блестящие глиттеры и другие. Для шелка используется отдельный вид контуров.
Мастера советуют не смешивать в одной работе краски разных производителей и разных серий — химические составы красителей могут конфликтовать друг с другом. Чтобы не заблудиться в лабиринтах баночек, обращайте внимание на несколько моментов:
— разнообразие цветовой палитры красок и контуров;
— необходимость в спецэффектах;
— дополнительные составы — например, французская фирма Pebeo предлагает растворы для приглушения яркости, для сгущения красок и специальный резерв для защиты большого участка поверхности от краски.
Техники рисования по ткани
Мы уже упоминали об основных направлениях — горячем и холодном батике. Кроме них есть еще три интересные техники для создания узоров на тканях.
Аэрография. Нанесение краски на материал происходит с помощью аэрографа. Интенсивность цвета определяется расстоянием от сопла до ткани и продолжительностью воздействия. Для работы не нужны контуры, зато для создания четких границ часто используются трафареты.
Узелковая роспись (сибори, тай-дай, планги). Основной принцип — ткань окрашивается полностью, кроме тех мест, которые вы предварительно защитите. Препятствуют краске множество завязанных узелков, прищепки, перетяжки нитями, в которые для создания оригинального узора можно добавлять пуговицы, веточки или другие элементы. Иногда процесс повторяют — после окрашивания и последующего распускания узелков, завязывают новые на других местах и красят в очередной цвет.
Свободная роспись. Ткань смачивается водой и на нее с помощью кисти наносится рисунок. Контуров нет, поэтому краски при этом могут свободно смешиваться друг с другом. Степень влажности ткани определяет «акварельность» рисунка.
Как переносить рисунок
Натяните ткань, положите на нее копировальную бумагу, а сверху — рисунок. аккуратно обведите контуры рисунка — отпечаток останется на ткани. Используется для светлых и темных тканей — выбирайте копирку того цвета, который сильнее будет выделяться на вашем материале.
Сделайте по контуру рисунка прорези канцелярским ножом, оставляя небольшие перемычки, чтобы рисунок не рассыпался на части. Положите получившийся трафарет на ткань и проводите по прорезям мягким карандашом или мелком контрастного с материалом цвета. Аккуратно уберите рисунок и достройте контур, зарисовав промежутки.
Если рисунок простой и однотонный, и вы уверены в своей аккуратности, можете вместо мела сразу воспользоваться кисточкой с краской.
Возьмите толстую иглу, положите рисунок на мягкую поверхность и сделайте много точечных проколов по контуру. Затем переложите бумагу на закрепленную ткань и посыпьте ее толченым мелом или грифелем карандаша. Распределите порошок по поверхности с помощью ватного диска, немного придавливая его. Уберите бумагу — на ткани появится точечный контур рисунка.
Исходный рисунок должен быть на кальке. Обведите его с обратной стороны мокрым карандашом или мелом, затем аккуратно приложите к ткани и прогладьте несколько раз рукой.
С помощью света. Закрепите ткань на твердом листе стекла, оргстекла, пластика или другого материала, пропускающего свет. Расположите лист на двух подставках (например, две табуретки), между которыми на полу установлена лампа, направленная вверх. Включите свет и обведите рисунок карандашом или сразу контуром.
При наличии небольшого опыта и простых рисунках перенос изображения может не потребоваться — многие рисуют сразу по ткани.
Практические советы
Предварительная стирка. Заводская пропитка новой ткани препятствует впитыванию красок и рисунок может быть испорчен. Обязательно перед началом работ постирайте материал, высушите, прогладьте и только потом приступайте к рисованию.
Натяжение ткани. Перед началом работы убедитесь в том, что ткань надежно закреплена на жесткой поверхности — лучше всего взять лист пластика, фанеру или доску. Для фиксации можно использовать канцелярские кнопки, скрепки, зажимы для бумаги и даже обычные бельевые прищепки. Главное, чтобы ваше рабочее место не сдвигалось при переносе изображения с бумаги и в процессе нанесения контура и красок.
Подложка. Если вы наносите рисунок сразу на готовое изделие, например, футболку, важно, чтобы между слоями закрепленного изделия была подложка — это позволит избежать попадания краски на заднюю сторону изделия, где рисунок не предусмотрен. В качестве подложки может выступать весь лист пластика или фанеры, на котором вы крепите изделие, если позволяет размер, либо дополнительная вкладка из аналогичного материала или просто полиэтиленовая пленка.
Вода. Воду для разведения краски наливайте в устойчивый тяжелый стакан или банку и ставьте ее чуть в стороне, не под рукой. Не стоит пользоваться пластиковыми стаканчиками, они неустойчивые, их легко перевернуть и испортить работу.
Тряпочки. Под рукой хорошо иметь гигроскопичную ветошь — влажную и сухую для промакивания кисточек, вытирания рук и стола в процессе работы. Внимательно следите, чтобы на кисточке не висела капля — одна-единственная клякса способна безвозвратно испортить изделие. Не меньшее внимание уделяйте чистоте рук — иногда кажется, что краска на них попадает просто по волшебству.
Кисти. Выбор кисти обусловлен видом рисунка, качеством ткани и вашими личными вкусами. В батике можно использовать очень большой ассортимент кисточек, а также поролоновые и ватные тампоны. Желательно выбирать кисточки с длинной ручкой и ровной, аккуратно уложенной щетиной. Для прорисовки мелких деталей и работ вблизи контура вам понадобятся тонкие кисточки, для закрашивания больших поверхностей можно брать круглые и плоские кисти.
Обратите внимание, кисть не стоит надолго оставлять в воде кончиком вниз — она может деформироваться. По окончании работы вымойте кисточку с каплей посудомоечного средства и просушите кончиком вверх.
Контур. При нанесении контура держите тюбик под острым углом к ткани и не меняйте скорость движения руки — тогда линия получится ровной по толщине.
Закрепление. Внимательно читайте инструкции на баночках с красками и контурами — у каждого производителя может быть свой срок высыхания и способ закрепления. Соблюдение правил поможет вам не испортить работу.
Идеи: какие вещи можно разрисовать
Традиционно в технике батика украшали шелковые шарфы, палантины, платки и платья. Поскольку искусство зародилось в Индонезии, его родные мотивы — цветы, растения, птицы и пейзажи.
Для «пробы пера» можно взять однотонную хлопчатобумажную футболку и оформить ее в технике шибори — получится летний яркий рисунок в виде спирали с расходящимися лучами. На детской толстовке хорошо будет смотреться кадр из любимого мультфильма — в таких рисунках есть четкий контур и крупные формы, они будут просты в работе.
Потренировавшись на небольших изделиях, вы можете расписать декоративную наволочку или покрывало в спальню, настенную панель, скатерть или штору. Цвет и мотивы работы будут зависеть от стиля вашего интерьера.
Если вы будете искать контурные рисунки для батика в интернете, можете смело добавить к ним шаблоны для витражной росписи по стеклу — в этих техниках схожий принцип.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- дача (14)
- автовладельцам (2)
- авторы, книги (35)
- анекдоты, юмор (4)
- аудиокниги (3)
- Беларусь (16)
- береста (11)
- вышивка (175)
- вышитая одежда (4)
- вязание крючком (43)
- вязание спицами (63)
- гобелен — ткачество (27)
- декупаж (8)
- дневник (3)
- ЖЗЛ (5)
- живопись (10)
- здоровье (7)
- игрушки вязанные (3)
- иностранные языки (12)
- интерьер-экстерьер (47)
- искусство (12)
- история (22)
- камыш, рогоз (1)
- кино (38)
- крапива (2)
- куклы (6)
- кукурузные листья (1)
- лекарственные растения (8)
- медицина (6)
- мешковина (0)
- мифология (16)
- МК (97)
- мои работы (3)
- музыка (11)
- народный костюм (8)
- Новый год! (8)
- о братьях наших меньших.. (16)
- о еде. (4)
- о литературе (3)
- о Руси. (7)
- обучение (15)
- плетение (48)
- психология (8)
- путешествия (3)
- рецепты (22)
- русский язык — великий и могучий! (13)
- сад-огород (2)
- соломка (4)
- стихи (23)
- фетр (1)
- фото (5)
- чудеса! (9)
- шитьё (38)
—Метки
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Статистика
Вышивка, техника «Роспись»
Пятница, 13 Декабря 2013 г. 03:44 + в цитатник
Вышивка, техника «Роспись»
Старинный двусторонний вышивальный шов роспись
Выполняется шов «роспись» в два хода: Сначала швом «вперед иголку» обводим контур узора, выполняя по пути мелкие детали, расположенные с внешней стороны контура. Затем, движением иглы в обратном направлении, заполняем пропущенные места и детали узора, расположенные внутри контура. Самое главное правило при выполнении этого шва – его стежки всегда должны быть одинаковой длины, т. е. захватывать одинаковое число нитей. Это делает работу более красивой и аккуратной. Проколы каждого стежка делаются в проколы предыдущего, Дважды ни одна линия не перекрывается.
для примера вышитая мной закладка рисунок скопирован с рушника
Карельская вышивка
История происхождения традиционной карельской вышивки насчитывает несколько столетий, однако самыми старыми образцами, сохранившимися до нашего времени, являются изделия, произведенные в начале XII века. Ткань как материал никогда не отличалась долговечностью, поэтому восстановить вид более древних видов вышивки возможно только из сказок и легенд.
Вышивкой украшались практически все части гардероба древних жителей Карелии. Древняя карельская вышивка отличается от современной не только узорами, но и смысловой нагрузкой, которой обладал рисунок на ткани. Согласно старинным верованиям, магической силой можно было наделить практически любые вещи или предметы. Именно поэтому вышивка на одежде должна была оберегать людей от различных негативных воздействий внешнего мира, например холода или ранений.
С течением времени структура и стиль вышиваемых узоров сохранились, однако магическому смыслу в этом рукодельном искусстве стали уделять все меньше внимания. Со временем медные и бронзовые проволочки, которыми изначально создавались рисунки на одежде, вытеснили более практичные льняные и хлопковые нити. Тем не менее, традиционная цветовая гамма, которая использовалась при вышивке, сохранилась до настоящего времени. В большинстве случаев вышивали белым по красному, или красным по белому, однако иногда использовался «экзотический» вариант шитья — белым по белому.
Составными частями орнамента чаще всего были геометрические фигуры и природные мотивы. В северных районах Карелии рукодельницы использовали только геометрические фигуры, которые согласно верованиям предков, защищали жилища от порчи.
Несмотря на относительную схематичность рисунка, в большинстве из них можно было угадать как реальное существо, так и что-то совершенно невообразимое, например человека-дерево или коня с тремя головами. Стоит отметить, что вепсы предпочитали не использовать в качестве узора облик животных.
В зависимости от типа вещи узор располагался в определенных «районах», специально предназначенных для «украшения». Полотенца чаще всего украшали узорами на концах, а рубахи (как женские, так и мужские) — по подолу. Также было принято обрамлять орнамент двумя полосами.
С течением времени используемые при создании вышивки швы также претерпели значительных изменений. «Досельный», «строчка по сетке», «тамбур», «косичка» — вот далеко не полный список швов, которые и сейчас часто используют рукодельницы. Впрочем, не только старожилы и музеи сохраняют традиции карельской вышивки. В городе Медвежьегорск располагается предприятие «Заонежская вышивка», выпускающее различные изделия, украшенные традиционной карельской вышивкой. Продукцию этой компании можно найти практически в любой сувенирной лавке. Менее распространенным украшением одежды считались вязаные подзоры, выполнявшие роль оберегов. Сегодня познакомиться поближе с вышивкой и вязанием кружева можно познакомиться в «Ожившей экспозиции» на острове Кижи.
Карельская вышивка
Вышивка карелов и вепсов традиционна и имеет длинную историю. К сожалению, сохранились образцы, начиная только с 12 века. Первоначально вышивка выглядела совсем иначе, чем мы сейчас ее представляем. Магия, пронизывающая жизнь людей того времени, диктовала свои условия и в одежде, которая была призвана защитить человека не только от холода и ран, но и от нежелательных воздействий. Вышивали по шерстяной ткани медно-бронзовыми спиральными проволочками. Орнаменты также несли особую смысловую и защитную нагрузку, подчинялись строгой логике и имели особое значение.
Из швов применялись – двусторонний шов (kаksčurеiпе kird, kаksčиrеiпе отböиz’, kаk-sроl’пе отböиz) („досюльный” или „досельный” (что означает — прежний, старинный), строчка по сетке (пühtеitиd kird), крестом(уksроl’пе kird, ristikоitа отbёиz) , тамбур(kuиkjеiпе отlеиz) («косичка»), тамбур по сетке (шов «по вырези», «по письму», «тамбур по сриле»), шов «набором», шов «по намету» («по перевите»), «по выдергу».
Об АО «Заонежская вышивка», которое занимается продолжением традиций карельской вышивки сейчас, можно почитать здесь.
Вышитые полотенца, рубахи, предметы домашнего обихода и текстиля в Карелии часто украшали вязаными подзорами. Вязали крючком и работы получались очень ажурными и изящными, напоминающими внешне кружевоплетение. Такие вязаные кружева в Карелии традиционно были белого цвета. Орнамент использовался чаще всего геометрический – сочетание ромбов, квадратов, полос разной степени плотности вязки позволяло создавать красноречивые и узнаваемые образы. Вязанные крючком украшения несли в первую очередь ритуальную функцию — защиты, оберега, пожелания лучшего дому и земле.
Собрано: Мария Волкова
В статье “ Традиционные ремёсла Карелии ” мы уже рассказывали об истоках появления карельской вышивки . Теперь поговорим о технике вышивания. Наиболее распространенными швами вышивки, бытующей в Карелии, являются: шов „двусторонний”, шов „набором”, „тамбур”, „тамбур по сетке”, шов „по намету”, шов „по выдергу”, шов „крестом”. Теперь рассмотрим подробнее, как выполнять каждый шов.
1. Шов „двусторонний”.
Шов „двусторонний” в Карелии носит название „досюльный” или „досельный” (что означает — прежний, старинный). Этот прием вышивания состоит в том, что одинакового размера небольшие стежки кладут по вертикали, горизонтали и диагонали по счету нитей холста. В результате сочетание положенных так стежков дает изображение одинаковое как на лицевой стороне, так и на изнанке, от чего шов и получил свое название.
Эта вышивка выполняется так: швом „вперед иголку” намечают контур узора и все внешние украшения контура — крючки, звезды, — которые обратным ходом и заканчиваются. Обратным ходом иглы делаются все пропущенные стежки и внутреннее заполнение узора расклеткой. Сначала все горизонтальные линии, потом все вертикальные. Проколы каждого стежка делаются в проколы предыдущего. Дважды ни одна линия не перекрывается (рис. 1). Крупный узор можно вышивать по предварительно переведенному на ткань рисунку.
„Двусторонний” или „досюльный” шов распространен главным образом в северных карельских районах.
Таблица 1. Подзор. Вышивка „двусторонним” швом красными нитками (Кондопожский район).
2. Шов „набором”.
Шов „набором” также относится к числу приемов вышивания, выполняемых по счету ниток ткани. В карельских вышивках этот шов нередко применяется вместе с „досюльным” и „тамбуром”. В наборе стежки различного размера накладываются, как и в „досюльном”, в вертикальном и горизонтальном направлении группами, образующими квадратики, ромбы, перекрещивающиеся полосы.
Таблица 2. Подзор. Вышивка „набором” (Пудожский район).
Набором выполняются и самостоятельные узоры, напоминающие внешним видом тканье.
При вышивании набором рабочая нитка идет не открываясь по всей длине узора, то выступая на поверхность ткани, то скрываясь, постепенно выявляя форму узора. Таким образом на изнанке получается негативное изображение узора лицевой стороны (рис. 2 и 3).
Шов „набором” часто применяют для украшения одежды при вышивании шерстью. Этим швом легко можно вышивать по предварительно намеченному рисунку. Для этого узор переводится на ткань и заполняется стежками, идущими параллельно в горизонтальном или вертикальном направлении. Шов „набором” в Карелии встречается повсеместно.
Шов „ тамбуром ” (в Карелии его называют швом „косичкой”) похож на вязание. Обычно его выполняют специальным крючком с деревянной ручкой, называемым по-местному „тамбуркой”. Металлическая рабочая часть крючка делается короткой, чтобы, прокалывая ткань, крючок входил всегда на одну и ту же глубину. Можно крючок заменить и простой иглой.
Таблица 3. Конец полотенца. Вышивка „тамбуром” белыми нитками по кумачу (Пудожский район).
Техника выполнения тамбура такова.
Выводим иголку с рабочей ниткой на лицевую сторону. Сложив рабочую нитку в виде петли и придерживая ее большим пальцем левой руки, направляем иглу с лицевой стороны на изнанку в предыдущий прокол и выводим ее по изнанке вниз. Затем делаем прокол на лицевую сторону и конец иглы направляем в середину петли. Протаскиваем нитку и вводим ее иглой в предыдущий прокол. Таким образом с лицевой стороны получается непрерывная цепочка, состоящая из мелких петель, а с изнаночной — сплошная строчка. На рис. 4 показан способ вышивания „тамбурным” швом обыкновенной швейной иглой.
Вышивка тамбуром красными и белыми нитками по белому холсту и полотну бытует преимущественно в Заонежском районе. В Пудожском районе была распространена вышивка цветным тамбуром.
4. „Тамбур по сетке”.
Шов „тамбур по сетке” обычно называют швом “по вырези” или “по письму”. В Заонежье его называют еще „тамбур по сриле”. Выполняется эта вышивка следующим образом: первоначально контур рисунка переводят на полотно и отводят его для закрепления полоской тамбура. Затем около рисунка из утка и основы (долевая и поперечная нити) полотна выдергиваются нити, которые подрезаются. Невы-дерганные нити перевиваются катушечной ниткой.
Так получается сетка (местное название “филе”), которая служит фоном для сплошного тамбурного узора. Плоскость узора разделывается вышивкой “набором” (треугольниками, квадратиками, полосками) или заполняется дырочками, узорной строчкой (мелкой сеткой с украшениями). Опытные вышивальщицы иногда пользуются для отводки контура двойной полосой тамбура, что придает вышивке больший рельеф и она выделяется на фоне сетки сплошной массой белого узора (рис. 5).
Вышивка “тамбур по сетке” издавна являлась основной и типичной для Заонежского района.
5. Шов „по намету”.
Шов „по намету” по заонежской терминологии называют швом „по перевити”. Этот вид вышивки относится к строчевому шитью, при котором строчевые клетки застилаются нитями, положенными в одном направлении.
Первоначально делается сетка на всем участке, предназначенном для украшения вышивкой. Работу лучше всего вести по счету нитей. Следует наметить края узора и выдернуть на границе края по одной нитке. Затем простым швом „вперед иголку” прошивают границы узора, набирая те нити, которые надо выдернуть. После этого ножницами подрезают набранные нити и выдергивают их. Так получается клетка.
Потом материал помещают в пяльцы и начинают перевить сетки с левого края. Нить закрепляется у первого нижнего столбика, обвивает его и, перейдя под местом скрещивания нитей ткани, переходит к горизонтальному столбику налево. Перевив его, нить переходит по ткани к следующему горизонтальному столбику, перевивает его и начинает спускаться вниз по диагонали, обвивая горизонтальные и вертикальные столбики. Дойдя до нижнего края, нить начинает обвивать следующий вертикальный столбик и снова поднимается вверх налево.
Все стежки, обвивающие столбики, должны лежать на лицевой стороне слева направо (рис. 6). Когда сетка будет готова, начинают настилать узор. Рабочая нитка проходит через клетки, переплетая столбики. Возвращаясь обратно, она покрывает те столбики, которые были не покрыты и проходит под теми, которые были покрыты. Клетки заполняются настилом в одном направлении горизонтальном или вертикальном, в зависимости от рисунка. Края сетки закрепляются петельным швом (рис. 7).
6. Шов „по выдергу”.
Шов „по выдергу” также относится к строченым работам и выполняется непосредственно в материале самой ткани, на месте как выдернутых из нее нитей, так и на оставшихся нитях. Сетка делается по счету нитей группами, местами большими, местами меньшими. Подготовленную так сетку-основу обрабатывают различными видами вышивальной техники, создавая нужный узор, а образовавшиеся в сетке квадратные и овальные отверстия затягивают различными паутинками. Техника „по выдергу” имеет много разновидностей. Образец такой вышивки показан на рис. 8. Благодаря сравнительной легкости и быстроте исполнения, эти работы получили широкое распространение в Заонежском районе для украшения одежды и бытовых текстильных изделий.
7. Шов „крестом”.
Шов „крестом”— повсеместно распространенный вид вышивки. В шитье „крестом” узор состоит из одинаковых скрещивающихся посредине лицевых стежков, образующих ровные крестики в виде буквы X. Крестом вышивают по счету нитей ткани и по канве. Для получения крестов правильной формы, необходимо, чтобы иголка, покрывая стежки второй раз, входила в отверстия первых стежков.
Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. На изнанке образуются ровные прямые полосы в одном направлении — по вертикали и по горизонтали.
Для выполнения вышивки крестом существуют три приема:
1. Когда крест идет по горизонтальной линии, то выполняются все стежки сначала в одну сторону, а затем перекрываются стежками в противоположную сторону.
2. Когда крест идет по вертикали, то, сделав косой стежок вверх направо, на изнанке перейти прямо вверх и, выйдя на лицевую сторону, сделать косой стежок вниз налево. На изнанке снова перейти прямо вверх и, выйдя на лицевую сторону, сделать косой стежок вверх направо и т. д.
3. Когда кресты имеют диагональное расположение, то для того, чтобы все верхние стежки имели на лицевой стороне одно направление, а на изнанке шли прямыми полосками, иногда приходится подводить второй диагональный стежок под уже выполненный первый (рис. 9).
Таблица 8. Конец полотенца. Вышивка „крестом” красными нитками (Кондопожский район).
Таблица 7. Конец полотенца. Браное тканье (Пудожский и Копдопожский районы).
В Карелии вышивка крестом, в отличие от украинской, белорусской и русской, имеет скромную расцветку. Чаще всего она выполняется красными нитками по белому холсту, изредка в сочетании с синими и черными. Узоры, вышитые крестом, имеют свой национальный карельский характер.
В статье использованы материалы издания «Карельская вышивка». Государственное Издательство Карельской АССР, Петрозаводск, 1959. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.
Секреты изготовления удивительных вещей, подарков и открыток своими руками – сайт о рукоделии – Трозо.Ру
/www.formula-rukodeliya.ru/bitrix/templates/rukodelie_practice/images/line_1.gif» target=»_blank»>http://www.formula-rukodeliya.ru/bitrix/templates/. lie_practice/images/line_1.gif); background-position: 0px 100%; background-repeat: repeat no-repeat;»> Роспись» или «досельный» стежок
«Роспись» — одна из самых древних техник вышивания. Изделия вышитые «росписью» находят археологи при вскрытии курганов древних скифов. «Роспись» широко распространена на всей территории России.
Основной шов, применяемый в этой технике вышивания, имеет несколько названий. Кто-то называет его «полукрестом», а кто-то — «двусторонним швом». Древнее, устаревшее его название — «досюльный» или «досельный» (т.е. — прежний, старинный) шов.
Шов создает кружевной узор, состоящий из тонких линей, образуемых мелкими стежками по горизонтали, вертикали и диагонали. Каждый из стежков как бы заключен в правильный квадрат с определенным количеством нитей ткани по основе и утку. Техника «Роспись» — это двусторонняя вышивка. С лицевой и с изнаночной стороны работа выглядит одинаково, что позволяет этим стежком вышивать скатерти, занавески, рушники и т.д.
Поскольку вышивка «Роспись» выполняются по счету нитей ткани, то есть определенные требования к основе. Ранее выполнялась на домотканом полотне, на этой ткани было хорошо видно переплетение нитей основы и утка. Чаще всего основа плотнее чем уток, поэтому количество нитей, заключенных в квадрат, бывает разным по горизонтали и вертикали. Сейчас можно использовать льняные ткани, например — двунитку. Длина стежка должна быть не более 5-6мм.
Шов очень прост в выполнении — это стежки «вперед иголку» выполненный двукратным ходом рабочей нити.
Сначала делают ряд стежков. На изнанке получаются стежки между лицевыми. Обратным ходом заполняют просветы на лицевой стороне, одновременно закрывая пропуски и на изнанке. Надо следить что бы проколы каждого следующего стежка делались в проколы предыдущего. Дважды ни одна линия не должна перекрываться.
Для того чтобы не запутаться в выполнении сложного узора, необходимо найти основную линию или контур, от которого отходят различные элементы — звездочки, завитки, елочки и т.д. Их лучше выполнять при первом ходе рабочей нити, а обратным ходом — заполняют внутренние разделки орнаментальных мотивов. Можно выполнять двумя иголками — сделав ряд стежков, следом закрывают промежутки другой ниткой.
Традиционно «Роспись» выполняют красным цветом мулине, также возможно включить в орнамент синий, зеленый, черные цвета. Нитки для вышивания используются хлопчатобумажные, можно вышивать и тонкими шерстяными.
«Роспись» хорошо сочетается с другими швами — «набор», «счётная гладь», «крест», «косичка» и т.п. Дополняя вышивку «набором» и «счётной гладью», надо учесть, что это более «тяжёлые» по насыщенности цветом вышивки. Поэтому их лучше располагать в нижней части работы, т.е. они должны быть более узкими, чем орнамент, выполненный «росписью».