Роспись вышивка это как

Содержание
  1. Шов «роспись»
  2. Досюльный шов или шов роспись
  3. LiveInternetLiveInternet
  4. —Рубрики
  5. —Метки
  6. —Музыка
  7. —Поиск по дневнику
  8. —Статистика
  9. Вышивка, техника «Роспись»
  10. Старинный двусторонний вышивальный шов роспись
  11. Карельская вышивка
  12. Карельская вышивка
  13. /www.formula-rukodeliya.ru/bitrix/templates/rukodelie_practice/images/line_1.gif» target=»_blank»>http://www.formula-rukodeliya.ru/bitrix/templates/. lie_practice/images/line_1.gif); background-position: 0px 100%; background-repeat: repeat no-repeat;»> Роспись» или «досельный» стежок «Роспись» — одна из самых древних техник вышивания. Изделия вышитые «росписью» находят археологи при вскрытии курганов древних скифов. «Роспись» широко распространена на всей территории России. Основной шов, применяемый в этой технике вышивания, имеет несколько названий. Кто-то называет его «полукрестом», а кто-то — «двусторонним швом». Древнее, устаревшее его название — «досюльный» или «досельный» (т.е. — прежний, старинный) шов.

Шов «роспись»

—>

—>Главная » —>Статьи » Статьи о вышивке и не только » Стежки и техники вышивок » Шов «роспись»

Шов «Роспись» — это двусторонний шов, который вышивается на основе шва «вперёд иголку».

Выполняется шов «роспись» в два хода:

Первый ход:
выполняем стежки по принципу шва «вперёд иголку», двигаясь слева направо. Выводим иглу на лицо, вкалываем в ткань левее через несколько нитей и снова выводим на лицо, отсчитав равное с предыдущим количество нитей. И так далее.

Второй ход:
переворачиваем вышивку и идём в обратном направления, заполняя промежутками между лицевыми стежками, делая проколы в места проколов стежков первого ряда.

Узор в данном случае получается одинаковым и с лица и с изнанки.

Самое главное правило при выполнении этого шва – его стежки всегда должны быть одинаковой длины, т.е. захватывать одинаковое число нитей. Это делает работу более красивой и аккуратной.

Как правило, этот шов используется для создания контура вокруг вышивки крестом или другими видами швов. Но также его можно использовать и самостоятельно, создавая с его помощью узоры или рисунки на ткани. Им можно вышивать как на ткани с плотным переплетением нитей (в этом случае надо будет считать количество захватываемых ниточек, чтобы оно было одинаковым), так и на канве (в этом случае считаем квадратики/клеточки).

Пример небольшого фрагмента, вышиваемого по отечественной канве типа Аида 14.
Выполняем первый ход на основе шва «вперёд иголку»:

А затем переворачиваем вышивку и двигаемся в обратном направлении:

Иногда шов «роспись» называют Ассизским или строчка.
Шов «роспись» пусть и прост, но открывает рукодельницам большие возможности в творчестве. Недаром этот шов имеет такое красивое название — «роспись». Ведь с его помощью можно «расписывать» ткань.

Вот мы с вами и узнали, как вышивать швом «роспись».

Приятного и полезного вам творчества!

Автор текста и фото:
Катерина Шлыкова (Грушенька)

Цитирование и частичное копирование статей и рассказов возможно с указанием источника в виде активной ссылки на соответствующую страницу сайта.

Досюльный шов или шов роспись

Мое новое увлечение,традиционная славянская вышивка.

Досюльный шов или шов роспись.
Конопляное домотканное полотно,хлопок мулине.
27.09.19

Работа кропотливая,идет медленно,особенно когда только знакомишься с узором,Полосу длиной в 60 см вышивала неспешно 2,5 месяца,часть была в отпуске.Вот такая «скорость».
Старинный узор с женской рубахи.

Сделаю вставку,чтоб не потерять:
«Когда мне присылают просьбы соткать на заказ/продать обережный пояс, когда меня просят научить ткать обережные пояса, создавать обрядовые полотенца я неизменно чувствую грусть, иногда с оттенком печали. Вот уже несколько лет, как во мне зреет понимание того, что пояс (рубаха с вышивкой, передник с кружевом и любая другая составляющая народной одежды, обрядовый предмет или ткань для украшения дома) лишь тогда в полной мере одаряют своих владельцев своими защитными свойствами, когда все односельчане, все люди из близкого круга общения одеты в таком же стиле, в пояса с примерно такими же узорами и цветовым решением, в рубахи примерно с такой же вышивкой, в фартуки-занАвески с типологически таким же кружевом и т.д. и т.п..
Перед нами парадокс — невозможно соткать обережный пояс, если ткёшь его только для одного человека. Пояс не будет в полной мере обережным, если все ваши знакомые носят пояса с другого рода узорами, разного стиля, разной выделки. Надо или воссоздавать пояса одного уезда во всём их разнообразии и настаивать на том, чтобы люди из одного «уезда» носили только такие пояса, только такую одежду, или создавать новые коллекции, которые создавали бы стилистически единую одежду для всего родного поселения, для всей деревни, для всего нового города.
Увидеть, насколько была однотипной и одинаковой при всем многообразии узоров одежда односельчан, можно на примере фотосъемки, произведенной в конце 1970-х годов в селе Криворивня. На снимках одежда одного кроя, с одинаковым расположением узоров в одних и тех же местах рубах, плахты из однотипной ткани, жилетки с узнаваемой типичной для этого села вышивкой. Словно сёстры одной семьи, словно братья одного рода — насколько схожа одежда! Это наиболее наглядный пример того, насколько единообразной должна быть одежда людей из одного села, из одного места, чтобы в полной мере человек ощущал на себе всю силу узоров родной одежды, всю её подлинную благодать.
Тем, кто не первый год занимается изучением русской народной одежды, не трудно представить такую же цветную фотосъемку жителей села Секирино, или жителей воронежско-белгородского пограничья, жителей Пинеги и многих многих других мест России. Тем, кто изучает марийскую, чувашскую, мордовскую одежду, одежду коми, народа сету и многих многих других народов прекрасно известно, что такое же единообразие в одежде одного села бытовало и у этих народов, то есть речь идет о великом законе устройства традиционного общества как таковом. Такое единообразие одежды одной области типично не только для русских. Свадебные и праздничные пояса одного места были очень похожи друг на друга, а также свадебные рубахи, свадебные полотенца, также походили друг на друга и повседневные пояса, рубахи, поневы или сарафаны одной деревни. Рубахи разных губерний отличаются кроем, способами украшения разных частей рубахи вышивкой разного типа узоров, выделки. Пояса разных губерний также разнятся друг с другом, у каждой губернии так или иначе своё характерное лицо, а иной раз мы видим даже большое различие в крое и украшении одежды разных сёл одной губернии.
Когда человек перестанет жить сознанием одного своего «я», а научится жить осознанием себя частью своего села, своего рода, и это будет выражаться в одежде, лишь тогда в полной мере его одежда будет обережной. Для того, чтобы осуществить это, нужно единогласие, согласие многих людей, проживающих вместе, вместе справляющих народные праздники, трудящихся вместе, совместно принимающих важные решения. Единство и согласие односельчан — к этому призывала одежда, это превозносила, это негласно чествовала. В этом была её мощь и главное значение. Человек не чувствовал себя осиротелым, одиноким, отрезанным ломтем хлеба. Он был частью, причастным, принятым в большую семью своей деревни. Не о своей радеть одежде, а радеть о том, чтобы все люди из ближнего круга стали бы носить одежду одной традиции, одной стилистики, одного художественного решения — только тогда можно говорить о том, что народный дух выжил, что народная одежда выжила, что мы понимаем предназначение народной одежды, и видим её суть. Насколько единодушны должны быть люди одного круга общения, насколько настроены на один лад! Подумайте о своем окружении, посоветуйтесь со своими знакомыми, единомышленниками, какую одежду вы хотите носить, пообщайтесь с друзьями, прежде заказывать пояса, если вы в самом деле хотите обережные пояса, пояса, созданные по всем правилам народного уклада.
Мы научились ткать пояса разных губерний, разных художественных направлений, мы изучаем и воссоздаём вышивку, мы плетём исконно русское кружево для скатертей, полотенец да рубах, но нам еще идти и идти до того дня, когда мы поймем наконец в чём залог сохранения народного уклада, какое согласие, единомыслие, доверие и понимание должно быть между людьми одного круга общения, нам еще жить да жить до той поры, когда все эти вещи обретут в полную силу свою добрую власть над людьми. «
Марианна Николаевна Медведева

Интересно,как мастерицы определяют стоимость такой работы?Это же так. «неоценимо».Можно ли такие обережную вышивку делать на заказ?Как считаете,поделитесь в комментариях?!

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • дача (14)
  • автовладельцам (2)
  • авторы, книги (35)
  • анекдоты, юмор (4)
  • аудиокниги (3)
  • Беларусь (16)
  • береста (11)
  • вышивка (175)
  • вышитая одежда (4)
  • вязание крючком (43)
  • вязание спицами (63)
  • гобелен — ткачество (27)
  • декупаж (8)
  • дневник (3)
  • ЖЗЛ (5)
  • живопись (10)
  • здоровье (7)
  • игрушки вязанные (3)
  • иностранные языки (12)
  • интерьер-экстерьер (47)
  • искусство (12)
  • история (22)
  • камыш, рогоз (1)
  • кино (38)
  • крапива (2)
  • куклы (6)
  • кукурузные листья (1)
  • лекарственные растения (8)
  • медицина (6)
  • мешковина (0)
  • мифология (16)
  • МК (97)
  • мои работы (3)
  • музыка (11)
  • народный костюм (8)
  • Новый год! (8)
  • о братьях наших меньших.. (16)
  • о еде. (4)
  • о литературе (3)
  • о Руси. (7)
  • обучение (15)
  • плетение (48)
  • психология (8)
  • путешествия (3)
  • рецепты (22)
  • русский язык — великий и могучий! (13)
  • сад-огород (2)
  • соломка (4)
  • стихи (23)
  • фетр (1)
  • фото (5)
  • чудеса! (9)
  • шитьё (38)

Метки

Музыка

Поиск по дневнику

Статистика

Вышивка, техника «Роспись»

Пятница, 13 Декабря 2013 г. 03:44 + в цитатник

Вышивка, техника «Роспись»

Старинный двусторонний вышивальный шов роспись

Выполняется шов «роспись» в два хода: Сначала швом «вперед иголку» обводим контур узора, выполняя по пути мелкие детали, расположенные с внешней стороны контура. Затем, движением иглы в обратном направлении, заполняем пропущенные места и детали узора, расположенные внутри контура. Самое главное правило при выполнении этого шва – его стежки всегда должны быть одинаковой длины, т. е. захватывать одинаковое число нитей. Это делает работу более красивой и аккуратной. Проколы каждого стежка делаются в проколы предыдущего, Дважды ни одна линия не перекрывается.
для примера вышитая мной закладка рисунок скопирован с рушника

Карельская вышивка

История происхождения традиционной карельской вышивки насчитывает несколько столетий, однако самыми старыми образцами, сохранившимися до нашего времени, являются изделия, произведенные в начале XII века. Ткань как материал никогда не отличалась долговечностью, поэтому восстановить вид более древних видов вышивки возможно только из сказок и легенд.

Вышивкой украшались практически все части гардероба древних жителей Карелии. Древняя карельская вышивка отличается от современной не только узорами, но и смысловой нагрузкой, которой обладал рисунок на ткани. Согласно старинным верованиям, магической силой можно было наделить практически любые вещи или предметы. Именно поэтому вышивка на одежде должна была оберегать людей от различных негативных воздействий внешнего мира, например холода или ранений.

С течением времени структура и стиль вышиваемых узоров сохранились, однако магическому смыслу в этом рукодельном искусстве стали уделять все меньше внимания. Со временем медные и бронзовые проволочки, которыми изначально создавались рисунки на одежде, вытеснили более практичные льняные и хлопковые нити. Тем не менее, традиционная цветовая гамма, которая использовалась при вышивке, сохранилась до настоящего времени. В большинстве случаев вышивали белым по красному, или красным по белому, однако иногда использовался «экзотический» вариант шитья — белым по белому.

Составными частями орнамента чаще всего были геометрические фигуры и природные мотивы. В северных районах Карелии рукодельницы использовали только геометрические фигуры, которые согласно верованиям предков, защищали жилища от порчи.

Несмотря на относительную схематичность рисунка, в большинстве из них можно было угадать как реальное существо, так и что-то совершенно невообразимое, например человека-дерево или коня с тремя головами. Стоит отметить, что вепсы предпочитали не использовать в качестве узора облик животных.

В зависимости от типа вещи узор располагался в определенных «районах», специально предназначенных для «украшения». Полотенца чаще всего украшали узорами на концах, а рубахи (как женские, так и мужские) — по подолу. Также было принято обрамлять орнамент двумя полосами.

С течением времени используемые при создании вышивки швы также претерпели значительных изменений. «Досельный», «строчка по сетке», «тамбур», «косичка» — вот далеко не полный список швов, которые и сейчас часто используют рукодельницы. Впрочем, не только старожилы и музеи сохраняют традиции карельской вышивки. В городе Медвежьегорск располагается предприятие «Заонежская вышивка», выпускающее различные изделия, украшенные традиционной карельской вышивкой. Продукцию этой компании можно найти практически в любой сувенирной лавке. Менее распространенным украшением одежды считались вязаные подзоры, выполнявшие роль оберегов. Сегодня познакомиться поближе с вышивкой и вязанием кружева можно познакомиться в «Ожившей экспозиции» на острове Кижи.

Карельская вышивка

Вышивка карелов и вепсов традиционна и имеет длинную историю. К сожалению, сохранились образцы, начиная только с 12 века. Первоначально вышивка выглядела совсем иначе, чем мы сейчас ее представляем. Магия, пронизывающая жизнь людей того времени, диктовала свои условия и в одежде, которая была призвана защитить человека не только от холода и ран, но и от нежелательных воздействий. Вышивали по шерстяной ткани медно-бронзовыми спиральными проволочками. Орнаменты также несли особую смысловую и защитную нагрузку, подчинялись строгой логике и имели особое значение.

Из швов применялись – двусторонний шов (kаksčurеiпе kird, kаksčиrеiпе отböиz’, kаk-sроl’пе отböиz) („досюльный” или „досельный” (что означает — прежний, старинный), строчка по сетке (пühtеitиd kird), крестом(уksроl’пе kird, ristikоitа отbёиz) , тамбур(kuиkjеiпе отlеиz) («косичка»), тамбур по сетке (шов «по вырези», «по письму», «тамбур по сриле»), шов «набором», шов «по намету» («по перевите»), «по выдергу».

Об АО «Заонежская вышивка», которое занимается продолжением традиций карельской вышивки сейчас, можно почитать здесь.

Вышитые полотенца, рубахи, предметы домашнего обихода и текстиля в Карелии часто украшали вязаными подзорами. Вязали крючком и работы получались очень ажурными и изящными, напоминающими внешне кружевоплетение. Такие вязаные кружева в Карелии традиционно были белого цвета. Орнамент использовался чаще всего геометрический – сочетание ромбов, квадратов, полос разной степени плотности вязки позволяло создавать красноречивые и узнаваемые образы. Вязанные крючком украшения несли в первую очередь ритуальную функцию — защиты, оберега, пожелания лучшего дому и земле.

Собрано: Мария Волкова

В статье “ Традиционные ремёсла Карелии ” мы уже рассказывали об истоках появления карельской вышивки . Теперь поговорим о технике вышивания. Наиболее распространенными швами вышивки, бытующей в Карелии, являются: шов „двусторонний”, шов „набором”, „тамбур”, „тамбур по сетке”, шов „по намету”, шов „по выдергу”, шов „крестом”. Теперь рассмотрим подробнее, как выполнять каждый шов.

1. Шов „двусторонний”.
Шов „двусторонний” в Карелии носит название „досюльный” или „досельный” (что означает — прежний, старинный). Этот прием вышивания состоит в том, что одинакового размера небольшие стежки кладут по вертикали, горизонтали и диагонали по счету нитей холста. В результате сочетание положенных так стежков дает изображение одинаковое как на лицевой стороне, так и на изнанке, от чего шов и получил свое название.

Эта вышивка выполняется так: швом „вперед иголку” намечают контур узора и все внешние украшения контура — крючки, звезды, — которые обратным ходом и заканчиваются. Обратным ходом иглы делаются все пропущенные стежки и внутреннее заполнение узора расклеткой. Сначала все горизонтальные линии, потом все вертикальные. Проколы каждого стежка делаются в проколы предыдущего. Дважды ни одна линия не перекрывается (рис. 1). Крупный узор можно вышивать по предварительно переведенному на ткань рисунку.
„Двусторонний” или „досюльный” шов распространен главным образом в северных карельских районах.

Таблица 1. Подзор. Вышивка „двусторонним” швом красными нитками (Кондопожский район).

2. Шов „набором”.
Шов „набором” также относится к числу приемов вышивания, выполняемых по счету ниток ткани. В карельских вышивках этот шов нередко применяется вместе с „досюльным” и „тамбуром”. В наборе стежки различного размера накладываются, как и в „досюльном”, в вертикальном и горизонтальном направлении группами, образующими квадратики, ромбы, перекрещивающиеся полосы.

Таблица 2. Подзор. Вышивка „набором” (Пудожский район).

Набором выполняются и самостоятельные узоры, напоминающие внешним видом тканье.

При вышивании набором рабочая нитка идет не открываясь по всей длине узора, то выступая на поверхность ткани, то скрываясь, постепенно выявляя форму узора. Таким образом на изнанке получается негативное изображение узора лицевой стороны (рис. 2 и 3).

Шов „набором” часто применяют для украшения одежды при вышивании шерстью. Этим швом легко можно вышивать по предварительно намеченному рисунку. Для этого узор переводится на ткань и заполняется стежками, идущими параллельно в горизонтальном или вертикальном направлении. Шов „набором” в Карелии встречается повсеместно.

Шов „ тамбуром ” (в Карелии его называют швом „косичкой”) похож на вязание. Обычно его выполняют специальным крючком с деревянной ручкой, называемым по-местному „тамбуркой”. Металлическая рабочая часть крючка делается короткой, чтобы, прокалывая ткань, крючок входил всегда на одну и ту же глубину. Можно крючок заменить и простой иглой.

Таблица 3. Конец полотенца. Вышивка „тамбуром” белыми нитками по кумачу (Пудожский район).

Техника выполнения тамбура такова.
Выводим иголку с рабочей ниткой на лицевую сторону. Сложив рабочую нитку в виде петли и придерживая ее большим пальцем левой руки, направляем иглу с лицевой стороны на изнанку в предыдущий прокол и выводим ее по изнанке вниз. Затем делаем прокол на лицевую сторону и конец иглы направляем в середину петли. Протаскиваем нитку и вводим ее иглой в предыдущий прокол. Таким образом с лицевой стороны получается непрерывная цепочка, состоящая из мелких петель, а с изнаночной — сплошная строчка. На рис. 4 показан способ вышивания „тамбурным” швом обыкновенной швейной иглой.

Вышивка тамбуром красными и белыми нитками по белому холсту и полотну бытует преимущественно в Заонежском районе. В Пудожском районе была распространена вышивка цветным тамбуром.

4. „Тамбур по сетке”.
Шов „тамбур по сетке” обычно называют швом “по вырези” или “по письму”. В Заонежье его называют еще „тамбур по сриле”. Выполняется эта вышивка следующим образом: первоначально контур рисунка переводят на полотно и отводят его для закрепления полоской тамбура. Затем около рисунка из утка и основы (долевая и поперечная нити) полотна выдергиваются нити, которые подрезаются. Невы-дерганные нити перевиваются катушечной ниткой.

Так получается сетка (местное название “филе”), которая служит фоном для сплошного тамбурного узора. Плоскость узора разделывается вышивкой “набором” (треугольниками, квадратиками, полосками) или заполняется дырочками, узорной строчкой (мелкой сеткой с украшениями). Опытные вышивальщицы иногда пользуются для отводки контура двойной полосой тамбура, что придает вышивке больший рельеф и она выделяется на фоне сетки сплошной массой белого узора (рис. 5).

Вышивка “тамбур по сетке” издавна являлась основной и типичной для Заонежского района.

5. Шов „по намету”.
Шов „по намету” по заонежской терминологии называют швом „по перевити”. Этот вид вышивки относится к строчевому шитью, при котором строчевые клетки застилаются нитями, положенными в одном направлении.
Первоначально делается сетка на всем участке, предназначенном для украшения вышивкой. Работу лучше всего вести по счету нитей. Следует наметить края узора и выдернуть на границе края по одной нитке. Затем простым швом „вперед иголку” прошивают границы узора, набирая те нити, которые надо выдернуть. После этого ножницами подрезают набранные нити и выдергивают их. Так получается клетка.

Потом материал помещают в пяльцы и начинают перевить сетки с левого края. Нить закрепляется у первого нижнего столбика, обвивает его и, перейдя под местом скрещивания нитей ткани, переходит к горизонтальному столбику налево. Перевив его, нить переходит по ткани к следующему горизонтальному столбику, перевивает его и начинает спускаться вниз по диагонали, обвивая горизонтальные и вертикальные столбики. Дойдя до нижнего края, нить начинает обвивать следующий вертикальный столбик и снова поднимается вверх налево.

Все стежки, обвивающие столбики, должны лежать на лицевой стороне слева направо (рис. 6). Когда сетка будет готова, начинают настилать узор. Рабочая нитка проходит через клетки, переплетая столбики. Возвращаясь обратно, она покрывает те столбики, которые были не покрыты и проходит под теми, которые были покрыты. Клетки заполняются настилом в одном направлении горизонтальном или вертикальном, в зависимости от рисунка. Края сетки закрепляются петельным швом (рис. 7).

6. Шов „по выдергу”.
Шов „по выдергу” также относится к строченым работам и выполняется непосредственно в материале самой ткани, на месте как выдернутых из нее нитей, так и на оставшихся нитях. Сетка делается по счету нитей группами, местами большими, местами меньшими. Подготовленную так сетку-основу обрабатывают различными видами вышивальной техники, создавая нужный узор, а образовавшиеся в сетке квадратные и овальные отверстия затягивают различными паутинками. Техника „по выдергу” имеет много разновидностей. Образец такой вышивки показан на рис. 8. Благодаря сравнительной легкости и быстроте исполнения, эти работы получили широкое распространение в Заонежском районе для украшения одежды и бытовых текстильных изделий.

7. Шов „крестом”.
Шов „крестом”— повсеместно распространенный вид вышивки. В шитье „крестом” узор состоит из одинаковых скрещивающихся посредине лицевых стежков, образующих ровные крестики в виде буквы X. Крестом вышивают по счету нитей ткани и по канве. Для получения крестов правильной формы, необходимо, чтобы иголка, покрывая стежки второй раз, входила в отверстия первых стежков.
Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. На изнанке образуются ровные прямые полосы в одном направлении — по вертикали и по горизонтали.

Для выполнения вышивки крестом существуют три приема:
1. Когда крест идет по горизонтальной линии, то выполняются все стежки сначала в одну сторону, а затем перекрываются стежками в противоположную сторону.
2. Когда крест идет по вертикали, то, сделав косой стежок вверх направо, на изнанке перейти прямо вверх и, выйдя на лицевую сторону, сделать косой стежок вниз налево. На изнанке снова перейти прямо вверх и, выйдя на лицевую сторону, сделать косой стежок вверх направо и т. д.
3. Когда кресты имеют диагональное расположение, то для того, чтобы все верхние стежки имели на лицевой стороне одно направление, а на изнанке шли прямыми полосками, иногда приходится подводить второй диагональный стежок под уже выполненный первый (рис. 9).

Таблица 8. Конец полотенца. Вышивка „крестом” красными нитками (Кондопожский район).

Таблица 7. Конец полотенца. Браное тканье (Пудожский и Копдопожский районы).

В Карелии вышивка крестом, в отличие от украинской, белорусской и русской, имеет скромную расцветку. Чаще всего она выполняется красными нитками по белому холсту, изредка в сочетании с синими и черными. Узоры, вышитые крестом, имеют свой национальный карельский характер.

В статье использованы материалы издания «Карельская вышивка». Государственное Издательство Карельской АССР, Петрозаводск, 1959. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.

Секреты изготовления удивительных вещей, подарков и открыток своими руками – сайт о рукоделии – Трозо.Ру

/www.formula-rukodeliya.ru/bitrix/templates/rukodelie_practice/images/line_1.gif» target=»_blank»>http://www.formula-rukodeliya.ru/bitrix/templates/. lie_practice/images/line_1.gif); background-position: 0px 100%; background-repeat: repeat no-repeat;»> Роспись» или «досельный» стежок
«Роспись» — одна из самых древних техник вышивания. Изделия вышитые «росписью» находят археологи при вскрытии курганов древних скифов. «Роспись» широко распространена на всей территории России.
Основной шов, применяемый в этой технике вышивания, имеет несколько названий. Кто-то называет его «полукрестом», а кто-то — «двусторонним швом». Древнее, устаревшее его название — «досюльный» или «досельный» (т.е. — прежний, старинный) шов.

Шов создает кружевной узор, состоящий из тонких линей, образуемых мелкими стежками по горизонтали, вертикали и диагонали. Каждый из стежков как бы заключен в правильный квадрат с определенным количеством нитей ткани по основе и утку. Техника «Роспись» — это двусторонняя вышивка. С лицевой и с изнаночной стороны работа выглядит одинаково, что позволяет этим стежком вышивать скатерти, занавески, рушники и т.д.

Поскольку вышивка «Роспись» выполняются по счету нитей ткани, то есть определенные требования к основе. Ранее выполнялась на домотканом полотне, на этой ткани было хорошо видно переплетение нитей основы и утка. Чаще всего основа плотнее чем уток, поэтому количество нитей, заключенных в квадрат, бывает разным по горизонтали и вертикали. Сейчас можно использовать льняные ткани, например — двунитку. Длина стежка должна быть не более 5-6мм.

Шов очень прост в выполнении — это стежки «вперед иголку» выполненный двукратным ходом рабочей нити.
Сначала делают ряд стежков. На изнанке получаются стежки между лицевыми. Обратным ходом заполняют просветы на лицевой стороне, одновременно закрывая пропуски и на изнанке. Надо следить что бы проколы каждого следующего стежка делались в проколы предыдущего. Дважды ни одна линия не должна перекрываться.

Для того чтобы не запутаться в выполнении сложного узора, необходимо найти основную линию или контур, от которого отходят различные элементы — звездочки, завитки, елочки и т.д. Их лучше выполнять при первом ходе рабочей нити, а обратным ходом — заполняют внутренние разделки орнаментальных мотивов. Можно выполнять двумя иголками — сделав ряд стежков, следом закрывают промежутки другой ниткой.

Традиционно «Роспись» выполняют красным цветом мулине, также возможно включить в орнамент синий, зеленый, черные цвета. Нитки для вышивания используются хлопчатобумажные, можно вышивать и тонкими шерстяными.
«Роспись» хорошо сочетается с другими швами — «набор», «счётная гладь», «крест», «косичка» и т.п. Дополняя вышивку «набором» и «счётной гладью», надо учесть, что это более «тяжёлые» по насыщенности цветом вышивки. Поэтому их лучше располагать в нижней части работы, т.е. они должны быть более узкими, чем орнамент, выполненный «росписью».

Читайте также:  Схемы вышивки стиль блэкворк
Оцените статью