- Аннотация на хоровое произведение Р.Г. Бойко «Вологодские кружева»
- Творческий портрет композитора Р.Г. Бойко и поэта Л.В. Васильевой. История создания произведения. Жанровая принадлежность, гармоническая «начинка» хоровой миниатюры. Тип и вид хора. Диапазоны партий. Сложности дирижирования. Вокально-хоровые трудности.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Общий исполнительский анализ произведения Р. Бойко «Вологодские кружева»
- Вологодские кружева.doc
Аннотация на хоровое произведение Р.Г. Бойко «Вологодские кружева»
Творческий портрет композитора Р.Г. Бойко и поэта Л.В. Васильевой. История создания произведения. Жанровая принадлежность, гармоническая «начинка» хоровой миниатюры. Тип и вид хора. Диапазоны партий. Сложности дирижирования. Вокально-хоровые трудности.
Рубрика | Музыка |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 21.05.2016 |
Размер файла | 944,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия музыки им. Гнесиных»
Аннотация на хоровое произведение Р.Г. Бойко «Вологодские кружева»
Студентка 2 курса заочной формы обучения
кафедры «Дирижирование академическим хором»
Гришина Дарья Эдуардовна
1. Историко-эстетический анализ
1.1 Творческий портрет композитора
Ростислав Григорьевич Бойко родился 1931 в Ленинграде в семье Григория Тарасовича Бойко, артиста Ленинградского государственного академического Малого театра оперы и балета. Советский композитор, представитель Московской композиторской школы, имеющей свои богатые традиции.
Творческий путь начался с школы при Ленинградской хоровой капелле (ныне капелла им. Глинки). В этой школе получали и общее образование и музыкальное, за успешное обучение назначалась стипендия. Будущий композитор уже в первом классе в 8 лет получал стипендию, чем конечно, гордился. Школа во время войны была эвакуирована в Кировскую область, с. Арбаж. Здесь ученики разделяли все трудности военного времени: ели желуди, мерзли, занимались при свете старого фитиля. Почти все занятия вел Палладий Андреевич Богданов. Несмотря на трудности, сам композитор вспоминает это время, с радостью, помня самозабвенные занятия в кругу друзей.
В 1944 году в Москве было открыто Государственное хоровое училище, первыми его учениками были шестьдесят «арбажцев». Первым директором был А.В.Свешников. Композиторы стали специально создавать произведения для училищного хора мальчиков. Школа росла и развивалась, давала множество концертов. В последних классах училища, Ростислав Бойко был старостой хора мальчиков, а также аккомпанировал солистам.
Окончив училище, Бойко поступил в 1952 г. на дирижерско-хоровое отделение Московской консерватории, но уже через год перешел на композиторское отделение в класс А.И. Хачатуряна. Этот переход не был легким. Но обучение было очень ярким. В консерватории в то время существовал творческий кружок, который в шутку себя именовал «Могучей кучкой». Участниками были: А. Флярковский, Р. Щедрин, Ю. Холопов, Ю. Саульский, Т. Коганов. Также именовали себя «Дети капитана Гранта» так как у них был старший товарищ Грант Григорян. В этом кружке они дискутировали о музыке и современном искусстве, играли в 4 руки, спорили о творчестве Давиденко, Шехтера, Мясковского, людей, которые сотворили советскую музыку.
В 1957 году композитор окончил МГК. Дипломной работой Бойко была хоровая симфония «1917 год» на стихи В.Маяковского и Э.Багрицкого. Симфония написана для смешанного хора, двух солистов и группы ударных инструментов. В 1960 году вступил в ряды КПСС.
По окончании консерватории Ростислав Бойко начинает работать редактором вокально-хорового отдела издательства «Советский композитор», а затем он участвует в работе Союза композиторов. В течение 7 лет (1967-1973) Бойко заведовал редакцией детской музыкальной литературы в издательстве «Советский композитор». За эти годы он много сделал для пропаганды советской музыки, для создания репертуара детских самодеятельных коллективов, художественно-эстетического воспитания детей всех возрастов. Музыку Бойко исполняют дети разных стран: России, Польши, Венгрии, Чехии, Болгарии, Югославии, Финляндии. Песни в стиле разных народов объединены в цикл «Серебристый поясок». Композитором были написаны оперы для детей: «Песенка в лесу», «Вятские поляны», «Станция Заваляйка» а так же много романсов.
Был у композитора и киноопыт: в 1963 году он написал музыку к фильму «Первый троллейбус» в соавторстве с А.Эшпаем; а также музыку к первому фильму (немому) А.Довженко «Ягодка любви»
Ростислав Григорьевич отмечен следующими наградами: Заслуженный деятель искусств РСФСР (1977), лауреат Государственной премии РСФСР (1982), Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1982) — за детские оперы «Станция Заваляйка», «Квартет» и цикл песен «Серебряный поясок».
Композитор ушел из жизни в 2002 году в Москве, в возрасте 71 года.
Одна из сильных сторон творчества Бойко — народный, национальный, русский характер его музыки. Композитором сделаны обработки многих народных песен. Они не уступают его собственным сочинениям. Особенности напевов различных народов ярко и разнообразно отражаются в его творчестве. При этом песни сохраняют свою простоту, непосредственность, естественность. Обрабатывал Бойко и малоизвестные украинские, белорусские, мордовские и другие песни. Они объединены в сборнике «Песни народов СССР», вышедшем в 1964 году. Любовь к Родине, родной природе, русской классической и народной поэзии — все это переплавилось в хоровой музыке Бойко.
В звучании хора композитор умеет услышать и передать тончайшие нюансы душевных переживаний, всю глубину человеческих чувств. Хоры Бойко привлекают своей простотой, мастерством подголосочного письма, владением выразительной пластикой мелодических линий, богатством звучания человеческого голоса. Тяга автора к постижению основ народного творчества сообщает его мелодиям гибкость, напевность, тесную связь со стихом. Хоры Бойко легко интонируются и так же легко воспринимаются.
Р.Бойко принадлежит к тем художникам, которые жадно впитывают в себя впечатления от встреч с окружающей действительностью. И, дополняя их силой творческого воображения, воплощают их в новых сочинениях, выражая свое, авторское отношение.
Хоровые произведения Бойко очень точно следуют движению сюжета, его драматургии. Это настоящие сцены, где композитор всегда прицельно выбирает действующий персонаж — мужскую или женскую группу хора, солиста или солистку. Композитору никогда не бывает тесно в рамках стихотворения. Лаконизм и экономность письма — очень характерные свойства его творческой манеры.
1.2 Творческий портрет поэта
Васильева, Лариса Николаевна русский поэт, прозаик. Родилась 23 ноября 1935 в Харькове в семье инженера Н.Г. Кучеренко, одного из создателей танков серии БТ и Т-34. Окончила филологический факультет МГУ в 1958 г.
Начала писать с детства, одно стихотворение было опубликовано в газете «Пионерская правда». Более зрелое творчество Васильевой впервые представлено в журналах «Юность», «Молодая гвардия», «Москва». Печатается с 1957. Автор многочисленных сборников стихов и поэм: «Льняная луна», 1966; «Огневица», 1969; «Лебеда», «Синий сумрак», оба 1970; «Одна земля — одна любовь», 1973; «Радуга снега», 1974; «Поляна», 1975; «Огонь в окне», 1978; «Русские имена», 1980; «Василиса», 1981; «Роща», 1984; «Светильник», 1985; «Странное свойство», 1991. В них поэтесса обращается к темам войны, исторических судеб России, любви и природы, размышляет над противоречиями и сложным внутренним миром современника. В 1967 году награждена премией Московского комсомола.
Прожив более пяти лет в Великобритании вместе с мужем, корреспондентом газеты «Известия» Олегом Васильевым, написала книгу «Альбион и тайна времени» (1-е изд. 1978). Она открыла в писательнице одаренного прозаика, обладающего проницательностью, тактом, чувством юмора и незаменимым для автора подобных заметок умением, отталкиваясь от «частного» эпизода или характера, органично перейти к «общему» — созданию своего образа современной Англии и типичного англичанина.
В 1983 году вышла в свет книга «Книга об отце» — роман-воспоминание об отце, результат упорных поисков и многочисленных встреч с ветеранами.
Книга получила огромный читательский отклик: откликом на публикацию стали в буквальном смысле мешки писем, в которых люди причастные к танку Т-34, делились с Л.Н.Васильевой фактами, воспоминаниями, присылали фотографии, документы. На основе материалов, присланных читателями, Ларисой Васильевой был создан домашний музей «История тридцатьчетвёрки», который 2 мая 1985 года принял первых посетителей.
Интерес к человеческим судьбам, как «рядовым», так и «высокопоставленным» (вызвавшая широкий отклик документальная книга «Кремлевские жены» 1993 г., где содержатся основанные на личных впечатлениях или беседах с очевидцами рассказы о Н.Крупской, П.Жемчужиной , Н.Хрущевой, В.Брежневой и т.п.), сообщает произведениям Васильевой, неподдельное тепло человеческого соучастия, внимания к «другой» жизни. Васильева также автор многих мемуарных, публицистических и литературно-критических работ (ст. Жизнь, смерть и Пушкин, Живая женская душа, Антигона, Прасковья — Вера! — об актрисе В.Марецкой и др.). Тему духовных ценностей и роли писателя в деле нравственного совершенствования человека раскрывает книга «15 встреч в Останкине» (1989). В её основу положены вызвавшие широкий общественный резонанс выступления по Центральному телевидению известных советских писателей: В.П. Астафьева, Ю.В. Бондарева, Н.В. Думбадзе, В.С. Пикуля, Ч.Т. Айтматова и В.Г. Распутина.
В 1990-е годы Л.Н. Васильева — активная общественная деятельница, проявившая себя на поприще поддержки многих культурных инициатив, благотворительности и женского движения. Васильева — президент Международной Лиги писательниц. Член Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ. Президент информационного содружества «Атлантида». Член жюри национальной литературной премии «Писатель года».
С 1996 года — профессор Ноттингенского университета в Великобритании, академик Академии российской словесности.
В 2000 году Лариса Васильева при поддержке мэра Москвы Ю.М.Лужкова и губернатора Московской области Б.В.Громова, инициировала вопрос о строительстве музея истории танка Т-34.
Уже в 2001 году на 37-м километре Дмитровского шоссе началось строительство и менее чем через год — в 60-ю годовщину начала контрнаступления под Москвой — открылся новый музей, созданный в качестве муниципального учреждения культуры города Лобни. В создании и наполнении экспозиции музея приняли участие государственные и муниципальные органы, организации, учреждения, предприятия, общественные организации Москвы и Московской области: городов Лобня, Долгопрудный, Мытищи, Нижнего Тагила и Харькова, а также Главное автобронетанковое управление Министерства обороны Российской Федерации.
В 2010 г. удостоена Бунинской премии в номинации «Поэзия» за сборники стихов «Холм» и «Четыре женщины в окне». Произведения Васильевой переведены на несколько иностранных языков (в т.ч. на английский); сама писательница занимается также переводами с английского языка.
2. История создания произведения
Данный хор принадлежит к опусу №17(II) Хоры без сопровождения на стихи русских и советских поэтов. Всего в опусе 8 номеров, данный хор значится под номером 7 (Р.Бойко «Хоры без сопровождения» С.к. М.1969 г.) А поэта Ларисы Васильевой, этот хор стал первым вокальным произведением на ее стихи.
композитор хор миниатюра дирижирование
3. Музыкально-теоретический анализ произведения
3.1 Жанровая принадлежность. Особенности формы
Хоровая миниатюра напоминает народную песню. Миниатюра написана в куплетно-вариационной форме, на схеме будет выглядеть следующим образом:
Общий исполнительский анализ произведения Р. Бойко «Вологодские кружева»
Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:19, реферат
Краткое описание
Произведение Р.Г. Бойко на слова Л. Н. Васильевой «Вологодские кружева» одно из самых ярких произведений в творчестве композитора, написанного для смешанного хора. Это самобытная, колоритная, очень яркая зарисовка из народной жизни.
Цель работы:
Рассмотреть произведение «вологодские кружева» с точки зрения музыкально-теоретических, вокально-хоровых и исполнительских особенностей.
Оглавление
Файлы: 1 файл
Вологодские кружева.doc
Агентство по управлению Бюджетными Государственными учреждениями ГБОУ СПО «Пермский Музыкальный Колледж»
Отделение «Хоровое дирижирование»
Общий исполнительский анализ произведения Р. Бойко «Вологодские кружева»
Студентка 3-го курса, гр. 306
Дмитрий Анатольевич Батин
Глава 2. Разбор произведения Р. Г. Бойко «Вологодские кружева»………………………………………………………… ……………………………..…стр.
2.1. Общая характеристика и теоретический анализ произведения……………….…………………………… ……………………………….……стр.
2.2. Вокально-хоровой анализ произведения…………………………… ..….стр.
Произведение Р.Г. Бойко на слова Л. Н. Васильевой «Вологодские кружева» одно из самых ярких произведений в творчестве композитора, написанного для смешанного хора. Это самобытная, колоритная, очень яркая зарисовка из народной жизни.
Рассмотреть произведение «вологодские кружева» с точки зрения музыкально-теоретических, вокально-хоровых и исполнительских особенностей.
1)Разобрать творчество Р. Г. Бойко, Л. Н. Васильевой и время, в которое было написано это произведение.
2)Разобрать произведение Р. Г. Бойко «Вологодские кружева».
Ростислав Григорьевич (р. 1 VIII 1931, Ленинград) — советский композитор Заслуженный деятель искусств РСФСР (1977). Член КПСС с 1960. Первоначальное образование получил в Московском хоровом училище. В 1957 окончил Московскую консерваторию у А. И. Хачатуряна.
Среди сочинений: — 3 симфонии (1976, 1978, 1981), 4 рапсодии («Волжская» и «Гуцульская» для оркестра, «Цыганская» для фортепиано с оркестром, «Карпатская» для скрипки с оркестром; все — 1977), симфоническая сюита «Петровские звоны», «Торжественная увертюра» для оркестра (обе 1980), хор. симфония «1917 год» (1957), оратория «Василий Тёркин» (1962), вокально -хореографическая сюита «От Волги до Карпат» (1965), поэма-кантата «Вятские песни» (1972), а также 4 оперы для детей — «Песенка в лесу» (1961), «Станция Заваляйка» (1969), «Сказка о смеянцах» (1967), «Квартет» (1977); произв. песни для русского народного хора; детские хоры ( a capello и с фортепиано), для оркестра народных инструментов, для эстрадного оркестра, камерно-инструментальные ансамбли, песни и хоры, музыка к кинофильмам, радио- и телепостановкам.
1.2.Творческий путь Ларисы Васильевой
Родилась 23 ноября 1935 года в Харькове в семье инженера Николая Алексеевича Кучеренко , одного из создателей серии танков БТ и Т-34 . В 1958 году окончила филологический факультет МГУ .
Начала писать с детства, одно стихотворение было опубликовано в газете «Пионерская правда» . Первые «взрослые» стихи Ларисы Васильевой увидели свет в журналах «Юность» , «Молодая гвардия» , «Москва» . Печатается с 1957 года. Автор более двадцати поэтических сборников и поэм («Льняная луна», 1966; «Огневица», 1969; «Лебеда», «Синий сумрак», оба 1970; «Одна земля — одна любовь», 1973; «Радуга снега», 1974; «Поляна», 1975; «Огонь в окне», 1978; «Русские имена», 1980; «Василиса», 1981; «Роща», 1984; «Светильник», 1985; «Странное свойство», 1991). В них поэтесса обращается к темам войны, исторических судеб России, любви и природы, размышляет над противоречиями и сложным внутренним миром современника.
Прожив более пяти лет в Великобритании вместе с мужем, корреспондентом газеты «Известия» Олегом Васильевым, написала серию очерков «Альбион и тайна времени» (1-е издание 1978; 2-е дополненное издание 1983), открывшие в писательнице одарённого прозаика .
В 1983 году выходит в свет книга «Книга об отце» — роман-воспоминание об отце, результат упорных поисков и многочисленных встреч с ветеранами — танкостроителями и танкистами . Книга получила огромный читательский отклик: «откликом на публикацию стали в буквальном смысле мешки писем, в которых люди, тем или иным образом причастные к танку Т-34, делились с Л. Н. Васильевой фактами, воспоминаниями, присылали фотографии, документы.» На основе материалов, присланных читателями, Ларисой Васильевой был создан домашний музей «История тридцатьчетвёрки», который 2 мая 1985 года принял первых посетителей.
Лариса Васильева также автор многих мемуарных, публицистических и литературно-критических работ (ст. «Жизнь, смерть и Пушкин», «Живая женская душа», «Антигона», «Прасковья — Вера! — об актрисе В. П. Марецкой »; «Лорд Си Пи и леди Сноу» — о чете английских писателей Ч. П. Сноу и П. Х. Джонсон и др.). Тему духовных ценностей и роли писателя в деле нравственного совершенствования человека раскрывает книга «15 встреч в Останкине» (1989). В её основу положены вызвавшие широкий общественный резонанс выступления по Центральному телевидению известных советских писателей В. П. Астафьева , Ю. В. Бондарева , Н. В. Думбадзе , В. С. Пикуля , Ч. Т. Айтматова и В. Г. Распутина . В 1993 году выходит документальная книга «Кремлёвские жёны» с основанными на личных впечатлениях или беседах с очевидцами рассказах о Н. К. Крупской , П. С. Жемчужиной , Н. П. Хрущевой , В. П. Брежневой , Р. М. Горбачёвой и других женщинах, которым выпала доля быть жёнами «вождей» советского народа. В художественно-публицистическом исследовании «Дети Кремля» (1997) останавливается на судьбе детей Л. Б. Каменева , И. В. Сталина , С. М. Будённого , Л. М. Кагановича , Н. С. Хрущёва и др.
Произведения Ларисы Васильевой переведены на несколько иностранных языков (в том числе на английский ). Писательница также занимается переводами с английского языка.
Глава 2. Разбор произведения Р. Бойко «Вологодские кружева».
2.1.Общая характеристика и общий анализ произведения.
По жанру рассматриваемое произведение представляет собой хоровую миниатюру, которая входит в сборник «Избранные хоры». Для музыки этого жанра характерны: компактное изложение композиторского письма, формирование художественного образа за счет лаконичных выразительных средств, использование небольшого по объему литературного текста с определенной идеей, заложенной в нем, что и наблюдается в данном произведении.
Миниатюра написана в куплетно-вариативной форме. В основу ее структуры положены три куплета, в каждом из которых вариативно преломляется основная тема произведения, а также два идентичных припева. Первый куплет (такты 1-8, «То не лебеди летят над берегом. «) исполняется всеми голосами в unison с незначительными divisi. Его можно разделить на два интонационно схожих предложения по 4 такта, которые заканчиваются на доминанте и тонике соответственно. Припев делится на 2 половины , где 1я ( такты 9-10, «Душу чуткую…») – одушевленная, раскрывающаяся, и 2я — (такты 11–18, «Ах, не спутать бы нитки сложные. «) – очень эмоциональная, яркая. Во втором куплете («То поет, поет не птица ласточка. «) тема переходит к тенору; женский хор исполняет роль подголоска. Связка и припев строятся аналогично первому разделу. Третий куплет («То не нитка, будто голубь, кружится. «) отличается более медленным темпом (ремарка композитора – «Менее оживленно»). Мелодия звучит в партии сопрано при гармонической поддержке остальных голосов. После третьего куплета происходит переход на заключительное построение («Кружева»), в котором произведение завершается плотными, наполненными аккордами.
Мелодия в этом произведении отличается особой гибкостью, легкостью и изяществом. Такие свойства оно приобретает в основном за счет изломанной метроритмической структуры. Интонационно же основная тема представляет собой широкий по диапазону, изобилующий скачками и хроматизмами мелодический рисунок. Ритм произведения — словно кружево, очень характерно выражена ритмическая витиеватость, которую использовал Р. Бойко. В основе мелодики этой темы лежат 2 кварты ( «То не лебеди..», «То меж пальцев…»). Мелодия проникнута интонациями народной песни – это унисонность и напевность. Изобразительная роль мелодии очевидна – как в куплете, так и в припеве она будто нить, стекающая с бегущего колеса- веретена и вплетающаяся в завораживающий узор кружева.
«Вологодские кружева» отличаются особым богатством именно метроритма — можно сказать, что это основная отличительная черта произведения, на которую композитор сознательно сделал акцент. Сложный смешанный размер и синкопированный ритм позволяют музыке стать единым непрерывным потоком, той самой нитью, свивающейся в узорчатое кружево в танцевальном, легком движении. Здесь необходимо отметить следующие размеры, использованные композитором: 7/8 (с распределением долей 2+3+2 и 3+2+2), 2/8, 11/8 (2+3+3+3), 10/8 (2+3+3+2), 5/8 (2+3), 3/4 и 2/4. Ритмические рисунки характеризуются изяществом — в них чередуются восьмые, четверти и шестнадцатые, создавая непостоянный, «плывущий», местами синкопированный ритм.
Основная тональность произведения — натуральный A-dur, но уже в самом начале тональность ладово изменяется (dur, moll). В процессе исполнения происходит отклонение в тональность F-dur (отклонение по принципу сопоставления, 9 такт), что позволяет композитору создать контраст в изложении музыкальной мысли. В остальном же гармоническая ткань остается в целом диатонической с элементами хроматизма (мажоро-минор в 3 такте, возвращение в исходную тональность после отклонения в тактах 9-10).
Фактура произведения — гомофонно-гармоническая. Все голоса связаны между собой четкими гармоническими вертикалями. В куплетах один голос (2, 3 куплеты) или несколько голосов (1 куплет) несут мелодическую нагрузку, в то время как остальные голоса являются аккомпанирующими. В припевах хоровые подчиняются мелодии, звучащей у сопрано, а во втором куплете, у теноров.
Вывод: В работе с хоровой миниатюрой Ростислав Бойко по достоинству представал свое мастерство как великолепный знаток хорового пения, отличный образованный музыкант и талантливый высокопрофессиональный дирижер. А его произведение «Вологодские кружева » на слова Л. Васильевой является одним из ярких произведений его творчества и хоровой музыки.
2.2. Вокально – хоровой анализ произведения.
Миниатюра исполняется смешанным хором a capella в составе:
Сопрано – 2 группы
Альт – 2 группы
Тенор – 2 группы
Бас – 2 группы
За счет внедрения divisi в хоровых партиях производится расширение фактурной ткани.