Меню

Рубаху украшали оторочкой или вышивкой иногда расшивали жемчугом

Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЕлена Лихачева

Похожие презентации

Презентация на тему: » Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи.» — Транскрипт:

3 Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Длина рукавов могла достигать 8 10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе прямоугольные или клиновидные вставки. локтей

4 Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами ( золотым шитьём и жемчугом ) и с пристегнутым воротом ( ожерельем ). летник ожерельем

5 Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы ; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными суконный опашень пуговицами

6 Знатные женщины любили носить шубки женскую разновидность шубы. Шубка была похожей на летник, но отличалась от него формой рукавов. Декоративные рукава шубки были длинными и откидными. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали в поперечные сборки. К шубке пристёгивали круглый меховой воротник. Шубка

7 Зимний костюм Московской губернии.

8 Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой. На душегрею был похож шугай и его разновидность без рукавов бугай. Также женщины носили одежду, сходную с мужской : однорядку, шубу в накидку. Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить килограммов. душегрею шугай

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Батик (9)
  • Книги (3)
  • МК батик (3)
  • Бродилка по сайтам (5)
  • Винтаж (16)
  • Вышивка — все виды (7561)
  • Виды вышивок (52)
  • Вышиваем гладью (11)
  • Вышиваем одежду (38)
  • История вышивки (13)
  • МК,Крейзи-квилт,оформление (58)
  • Пасха (12)
  • Подушки, сумки (300)
  • Схемки вышивки (6644)
  • Вышивка — журналы (689)
  • Cross Stitch (222)
  • Sandra* (4)
  • Susanna рукоделие (23)
  • Все о рукоделии (21)
  • Вышивая крестиком* (30)
  • Книги и журналы по вышивке (371)
  • Формула рукоделия (18)
  • Вязание деткам (108)
  • Журналы (11)
  • Одежда деткам (96)
  • Вязание крючком (784)
  • Варежки,шапки, шляпки (22)
  • Жилет (24)
  • Мотивы, схемы, МК (96)
  • Носки (6)
  • Палантин, шарф, шаль (100)
  • Платье, пальто,пончо (152)
  • Туники (371)
  • Юбки (4)
  • Вязание спицами (2959)
  • Варежки, шапки (241)
  • Жилеты (90)
  • Кардиганы, джемперы (1964)
  • МК, Декор,Узоры (12)
  • Платье, пальто, пончо # (225)
  • Снуд, шарф, шаль (120)
  • Тапочки, носочки (306)
  • Журналы история и прочее (25)
  • Военная история (6)
  • Дилетант (4)
  • Загадки истории (1)
  • Запретная история (1)
  • Историк (7)
  • История от русской семерки (1)
  • НАУКА И ТЕХНИКА (1)
  • Русская история (2)
  • Тайны 20 века 38-2018 (1)
  • Игрушки (981)
  • Игрушки из соленого теста (8)
  • Игрушки-фетр,крючок,спицы (485)
  • Идеи, авторские куклы (23)
  • Книги, журналы (8)
  • Кофейные игрушки (1)
  • Куклы-капрон,картон (17)
  • Одежда и декор (65)
  • Папье маше (5)
  • Поделки к Новому году (72)
  • Полимерная глина (3)
  • Текстильные игрушки (292)
  • Ирландское кружево (141)
  • Ленточное кружево (26)
  • МК ирландское кружево (82)
  • Модели (26)
  • Искусство (1411)
  • Архитектура (3)
  • Архитектура. Россия (54)
  • Декоративное творчество (11)
  • Западноевропейское искусство (679)
  • Имена (85)
  • МК рисование (17)
  • Музыка (7)
  • Русская живопись (288)
  • Советское искусство (20)
  • Современное искусство (87)
  • Танцы (19)
  • Темы в искусстве (79)
  • Фильмы-искусство (3)
  • Художественные стили (22)
  • Цветовая палитра, символы (17)
  • История (1985)
  • Вещи (165)
  • Война, награды, армия (73)
  • Восток (15)
  • Документальное кино (8)
  • Драгоценности (11)
  • Европа (67)
  • Еда. Культура питания (40)
  • История в лицах (342)
  • История любви (28)
  • Костюм и мода (138)
  • Купцы и предприниматели (5)
  • Литература и язык (32)
  • Медицина (5)
  • Мифология (1)
  • Музеи мира (1)
  • Народы мира (19)
  • Наука (10)
  • Петербург, пригороды (2)
  • Политика и власть (5)
  • Промыслы (12)
  • Пушкин (37)
  • Религия (46)
  • Романовы (173)
  • Россия (213)
  • Русь. Мифология.Славяне (86)
  • Рыцари (18)
  • Рядом с троном (26)
  • Скандинавия (1)
  • СССР (7)
  • Стиль и образ жизни (54)
  • Тайны цивилизации (177)
  • Тартария (15)
  • Традиции и праздники (23)
  • Фальсификация истории (2)
  • Фотография (2)
  • Фрейлины и Фавориты — Россия (24)
  • Цивилизации древности (3)
  • История-Страны-Города (88)
  • Англия (19)
  • Китай (5)
  • Индия (2)
  • Египет (1)
  • Латинская Америка (1)
  • Австрия, Германия (13)
  • Португалия (1)
  • Турция (4)
  • Франция (26)
  • Япония (6)
  • Кино (3)
  • Книги и журналы по рукоделию (1092)
  • Сабрина (85)
  • Sandra (14)
  • VERENA Вязание. (51)
  • ВЯЖЕМ КРЮЧКОМ (12)
  • Вязание ваше хобби (36)
  • Дуплет (83)
  • Журнал Мод (90)
  • Журналы вязание крючком (400)
  • Журналы вязание спицами (202)
  • Журналы и книги бисер (1)
  • Журналы по рукоделию (39)
  • Золушка вяжет (22)
  • ИРЭН (9)
  • Лена Креатив (20)
  • Маленькая Diana (10)
  • Мое любимое хобби (1)
  • Поделки-самоделки Atelie na TV (5)
  • Скрабукинг (1)
  • Кулинария (155)
  • Выпечка, десерт (53)
  • Декор блюд (2)
  • Засолка (1)
  • Книги, журналы = (3)
  • Корейские рецепты (2)
  • Мясо/Рыбка (37)
  • Рецептики (26)
  • Салатик (23)
  • Супчики (1)
  • Фуршет (6)
  • Музыка -Слушать (23)
  • Рукоделочки (361)
  • Декорируем дом (62)
  • Идея для детей (2)
  • Арттекстиль (3)
  • Декупаж (16)
  • Лоскутное шитье (16)
  • МК Топиарий, венок, букет (32)
  • МК, книги, журналы (9)
  • Ниткография, Мыло (2)
  • Панно (3)
  • Папье-маше (3)
  • Пасха (18)
  • Плетение из трубочек (23)
  • Поделки бисер (2)
  • Поделки:картон,фанера,пробка (22)
  • Подушки, пледы, шторы крючком (31)
  • Полимерная глина, холодный форфор (12)
  • Прихваты для штор, шторы (9)
  • Салфетки, скатерти и прочее (9)
  • Свит-дизайн.упаковка (1)
  • Скрапбукинг,бирки (40)
  • Фетр, Фоамиран (25)
  • Фотография (1)
  • Шаблоны — витраж и прочее (3)
  • Шампанское (10)
  • Счастье (17)
  • Технология — делаем дневничок (18)
  • Украшения своими руками (277)
  • Бисер (94)
  • Канзаши, шибори, сутаж (7)
  • Кожа, Фоамиран (9)
  • МК (12)
  • Полимерная глина, фарфор (17)
  • Ткань, ленты, кружево, бусины (83)
  • Цветы (24)
  • Шарф,платок, крючок (28)
  • Философия жизни (293)
  • Мысли вслух (115)
  • На позитиве (119)
  • Притчи (12)
  • Счастье (2)
  • Философия и наука (14)
  • Вселенная (12)
  • Философия (1)
  • Цветы (4)
  • Человек (30)
  • Генетика (5)
  • Мозг, мышление и прочее (13)
  • Психология (12)
  • Шитье и крой (301)
  • Аппликация на одежде и вещах (3)
  • батик — одежда (1)
  • Бохо (12)
  • Деткам (5)
  • Интересные детали (13)
  • Модели и выкройки (169)
  • Подушка (39)
  • Символы (1)
  • стиль и цвет (7)
  • Сумки (19)
  • Технология (10)
  • Шапочки, снуд (18)
Читайте также:  Как отгладить вышивку бисером

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Костюм Руси(2)Женская одежда

Четверг, 28 Декабря 2017 г. 19:06 + в цитатник

Костюм Руси(2)Женская одежда

Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Длина рукавов могла достигать 8 — 10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.

Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом(ожерельем).

Два основных вида русского женского костюма — сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплексы:

Сарафан (др.-рус. сарафанъ; слово возможно было заимствовано через тюрк. särара(i) из персидского sarāрā)— женская одежда в виде платья без рукавов.Сарафаны различались по тканям и покрою.

Платья, аналогичные по покрою сарафанам, носились в Северной, Центральной и Восточной Европе, и в Скандинавии.

В.Е. Феклистов «Приготовление невесты к венцу» 1848

Девичий сарафан. Курская губерния, начало XX века.

Понёва — Понёва (панёва, понява, поня, понька — вероятно от «понять» в значении «обнять») — элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой или чёрной, реже красной) с богато украшенным подолом[1]. Ещё в конце XIX — начале XX веков была распространена в южно-великорусских и белорусских областях.

Читайте также:  Схемы городского пейзажа для вышивки крестом

Существовал обряд — надевание поневы, который говорил о том, что девушка уже могла быть просватанной.

По расцветке, орнаментации и украшению паневы намного более разнообразны. Часто свои варианты имели даже отдельные села. Однако из-за миграций при колонизации южных земель и проч. четко локализовать их по распределению цвета и орнамента трудно.

Основной тип — синяя клетчатая панёва, распашная или глухая, преобладавшая в бассейне Оки, в Рязанской, Курской, Пензенской, Тамбовской, Орловской, Воронежской губерниях.
Черная клетчатая встречалась в некоторых местностях Рязанской, Воронежской, Калужской губерний.
Синяя гладкая и красная полосатая панева — Мещерском районе, на севере Рязанской и в части Тамбовской губерний.
Красная панева — также в Тульской и Воронежской губерниях, то есть в бассейне Дона, а также в некоторых местностях Смоленской, Орловской и Рязанской губерний.


Расшитые шерстью тёмно-синие или чёрные клетчатые панёвы — в Воронежской губернии
Украшенные ткаными узорами, иногда очень сложными — в Калужской, Рязанской.
В некоторых селах Пензенской области женщины носили тяжелые браные (то есть тканые) поневы.

«В разных губерниях России существовало множество вариантов декоративного убранства понев. Даже в соседних селах Бирюченского уезда свадебные поневы различались по цвету, характеру узора, носили разные названия: „потринитка“, „на шленке“, „наборная“. Самой многодельной была понева „потринитка“; клетки её полотна вышивались петельчатым швом темно-красными нитями, в результате чего ткань напоминала густой, толстый мех»

Женский праздничный костюм: рубаха, понёва, передник-занавеска, нагрудное украшение, платок, пояс, поясное украшение, башмаки, чулки. Воронежская губерния, Бирючинский уезд. Конец 19 — нач. 20 века.

Воронежские поневы обшивались и украшались очень богато оранжевой вышивкой из шерстяных нитей и дополнялись различными швами и розетками, блестками.

Понева. Шебекинский район, нач. ХХ века. Из фондов Шебекинского историко-художественного музея
Таким образом, понева — это не просто ткань, но и целый комплекс украшений, которые покрывали эту деталь женской одежды. Она имела тщательно разработанный широкой узорный, браный подподольник. Подподольники отличались друг от друга количеством нашитых на них солярных, то есть солнечных знаков — ярга

Запона — девичья холщевая одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного пополам и имевшего на сгибе отверстие для головы.

Телогрея — одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола.

Шушпан — холщовый кафтан, с красною оторочкой, обшивкою, иногда вышитый гарусом.

Летник — старинная верхняя женская одежда.

Верхняя одежда

Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.

Знатные женщины любили носить шубки — женскую разновидность шубы.

Шубка была похожей на летник, но отличалась от него формой рукавов. Декоративные рукава шубки были длинными и откидными. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали в поперечные сборки. К шубке пристёгивали круглый меховой воротник.

Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой. На душегрею был похож шугай и его разновидность без рукавов бугай.

Также женщины носили одежду, сходную с мужской: однорядку, шубу в накидку.

Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить 15 — 20 килограммов.

Муфта — рукав, шитый мехом внутрь и с меховой опушкой.

Головные уборы

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались ещё платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.

Читайте также:  Необычные мастер классы по шитью

Другая отличительная черта русского национального костюма — большое разнообразие женских головных уборов:

Кичка (кика) — праздничный головной убор замужней женщины.

Сорока — род повязки с твёрдым околышем.

Кокошник — в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.

Повойник — мягкая шапочка, которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две.

Женщины носили сапоги и башмаки. Башмаки шили из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века — с каблуками. Каблук на женской обуви мог достигать 10 см.

Основными тканями были: посконные и льняные, сукно, шёлковые и бархат. Киндяк — подкладочная ткань.

Одежда знати изготовлялась из дорогих привозных тканей: тафта, камка (куфтырь), парча (алтабас и аксамит), бархат (обычный, рытый, золотный), дороги, объярь (муар с золотым или серебряным узором), атлас, коноват, куршит, кутня (бухарская полушерстяная ткань). Хлопчатобумажные ткани (китайка, миткаль), сатынь (позже сатин), кумач. Пестрядь — ткань из разноцветных ниток (полушелковая или холстина).

Применялись ткани ярких цветов: зелёные, малиновые, лиловые, голубые, розовые и пестрые. Чаще всего: белые, синие и красные[5].

Другие цвета, встречающиеся в описях Оружейной палаты: алый, белый, белый виноградный, багровый, брусничный, васильковый, вишнёвый, гвоздичный, дымчатый, еребелевый, жаркий, жёлтый, травный, коричный, крапивный, красно-вишнёвый, кирпичный, лазоревый, лимонный, лимонный московской краски, маковый, осинный, огненный, песочный, празелен, рудо-жёлтый, сахарный, серый, соломенный, светло-зелёный, светло-кирпичный, светло-серый, серо-горячий, светло-ценинный, таусинный (тёмно-фиолетовый), тёмно-гвоздичный, тёмно-серый, червчатый, шафранный, ценниный, чубарый, тёмно-лимонный, тёмно-крапивный, тёмно-багровый.

Позже появились ткани чёрного цвета.Чёрный цвет стал считаться траурным под европейским влиянием и во многих регионах утвердился лишь в конце XIX или начале XX века

Покрой одежды остаётся неизменным. Одежда богатых людей отличается богатством тканей, вышивки, украшений. По краям одежды и по подолу пришивали кружево — широкую кайму из цветной ткани с вышивкой.

В качестве украшений используются: пуговицы, нашивки, съёмные воротники-«ожерелья», зарукавья, запоны. Запоны — пряжка, застёжка, кованная, с драгоценными камнями бляха. Зарукавья, запястья — накладные обшлага, род браслета.

Всё это называлось нарядом, или снарядом платья. Без украшений одежда называлась чистой.


Пуговицы изготовлялись из разных материалов, различных форм и размеров. Деревянная (или другая) основа пуговицы обшивалась тафтой, обвивалась, покрывалась золотой канителью, пряденым золотом или серебром, обнизывалась мелким жемчугом. Во время царствования Алексея Михайловича появляются алмазные пуговицы.

Металлические пуговицы украшались финифтью, драгоценными камнями, золотились. Формы металлических пуговиц: круглые, четырёх- и восьми- угольные, прорезные, половинчатые, сенчатые, витые, грушевидные, в виде шишки, головы льва, карася, и другие.

Кляпыши — разновидность пуговицы в виде бруска или палочки.


Нашивки — поперечные полоски по числу пуговиц, иногда с завязками в виде кистей. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами. До XVII века нашивки назывались образцами.

Нашивки изготовлялись из тесьмы длиной три вершка и шириной в половину или до одного вершка. Они нашивались по обеим сторонам одежды. В богатом наряде нашивки из золотных тканей. Тесьма нашивок украшалась узорами в виде трав, цветков и т. д.

Нашивки размещались на груди до пояса. В некоторых костюмах нашивки размещались по всей длине разреза — до подола, и по прорехам — на боковых вырезах. Нашивки размещались на равных расстояниях друг от друга или группами.

Нашивки могли изготовляться в виде узлов — особое плетение шнура в виде узлов на концах.

В XVII веке большой популярностью пользовались нашивки кызылбашские. В Москве жили кызылбашские мастера: нашивочных дел мастер Мамадалей Анатов, шелкового и тесмяночного дел мастер Шебан Иванов с 6 товарищи. Обучив русских мастеров, Мамадалей Анатов выехал из Москвы в мае 1662 года.

К. В. Лебедев Воротник-козырь на картине «Боярская свадьба». 1883 год
Ожерелье — нарядный воротник в одежде из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристёгивавшийся к кафтану, шубе и т. п. Воротник стоячий или отложной.

Колты с изображениями птиц по сторонам «древа

Колты из Вищинского клада.

«Серьги и пуговицы, найденные близ Переяславля.»

Бронзовый гальский торквес (современная репродукция).

Adblock
detector