Ручная роспись тканей холодный батик презентация 7 класс

Презентация «Роспись ткани в технике «Холодный батик»»

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.

Когда появились ткани, основы этого метода – нанесение рисунка расплавленным воском – стали применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным на ткань, не пропускает через себя краситель, т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей – способ «батик».

Слово «батик» в переводе с яванского означает «рисование горячим воском», отсюда и название техники – «горячий батик».

Батик был довольно развит и в Египте. В Африке знания о батике передаются от поколения к поколению, и одни из лучших ручных изделий, изготовленных племенами, были созданы с помощью этой техники. Батик является одним из самых выразительных способов воплощения искусства в жизнь. Африка может похвастаться созданием удивительного текстильного дизайна.

В Китае и Японии также широко использовался батик – это многоцветная художественная роспись по шёлку (холодный батик). А в Индии используется технология бандан (узелковый батик, жгутовый).

Читайте также:  Выкройка кепки с козырьком для детей

платья, парео, футболки, косынки, шарфы…

Горячий батик Горячий батик В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого «чантинг» (миниатюрный кувшинчик с удлиненным носиком, который прикреплен к длинной деревянной ручке). Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски. Горячий батик К горячему батику также относится техника «Кракле». Ткань расписанная красками или чистая, покрывается воском в несколько слоев, затем она снимается с рамы и ломается, создавая на восковой поверхности разнообразные трещины. Затем ткань снова натягивается на раму, обезжиривается спиртом, а далее любым темным цветом краски заливаются образовавшиеся трещины. Холодный батик Холодный батик В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика». Эта техника в сочетании со свободной росписью, достаточно проста в исполнении, но в тоже время содержит некоторые технические приемы, позволяющие создавать уникальные работы В технике «Холодного батика» используют краски на основе анилина. При этом роль «резерва» выполняет специальный материал. Обычно используют резерв густой (резиновый), и жидкий (на основе бензина). Холодный батик В «Холодном батике» существует несколько основных техник, не овладев которыми вы не сумеете сделать красивую роспись. Холодный батик можно разделить на две крупные составляющие: – свободная роспись – роспись с применением резерва

— Техника свободной росписи.

— Узелковая техника («бандан»).

«Холодный батик» — свободная роспись

Техника свободной росписи на ткани очень сходна с работой акварельными красками по сырой бумаге. Предполагает отсутствие каких-либо резервирующих веществ, ограничивающих растекание красителей по ткани. Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют.

Узелковая техника («бандан»). Неожиданные эффекты и все время разные, возникают при работе в этой технике. Узелковый батик — это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками.

«Холодный батик» — роспись с применением резерва

Техника «Гутта». Эта техника была разработана в начале прошлого столетия русскими художниками, работавшими в росписи по шелку. Техника с применением контурного состава, позволяющего четко разграничить цветные участки, гарантирует успех даже начинающим. Наиболее удобный инструмент для нанесения резерва — стеклянная трубочка длиной 14-18 см.

Материалы, необходимые для художественной росписи ткани Материалы Кисти Рамы для росписи Прочие принадлежности Правила безопасной работы: При работе с росписью по ткани необходимо соблюдать правила: 1. Натягивать ткань на раму осторожно, стараясь не поранить руки. 2. Прикреплять кальку с рисунком к ткани булавками, осторожно. Ни в коем случае не брать булавки в рот. Не пользоваться ржавыми булавками, кнопками. 3. Не подносить емкость с резервирующим составом к открытому огню, плитке или утюгу. 4. При работе с горячим батиком, не пользоваться посудой с прогнутым дном, брать горячую посуду при помощи прихватки. 5. Хранить готовый резерв, разведенные анилиновые красители в закрытой посуде, стеклянных или пластиковых пузырьках. 6. Набирать краситель в палитру при помощи пипетки, а резервирующий состав в стеклянную трубочку при помощи резиновой груши или шприца. 7. Заполнять трубочку резервирующим составом лишь на ¼ ее длины. 8. Аккуратно нужно работать с утюгом при закреплении рисунка. Последовательность выполнения практической работы

(для холодного батика чаще всего используют шелк).

Создание эскиза на бумаге. (рисунок на бумаге лучше обвести темным карандашом, так контур будет хорошо виден через ткань) Натягиваем ткань на подрамник или пяльцы. Перенесение рисунка с эскиза на ткань (аккуратно чтобы не повредить ткань, закрепите эскиз с помощью швейных булавок, обведите рисунок). Нанесение контурной линии резервом (наносите резерв равномерно одной линией, желательно не отрывая руки. Следите за тем, чтобы не оставалось незамкнутых контуров). Работа с краской (участок рисунка должен заполняться краской равномерно, от одного угла до другого. Роспись начинается со светлых оттенков к более темным и насыщенным. Закрепление краски После завершения работы, ткань можно снять с рамы через сутки. Краска закрепляется утюгом, проглаживается вся поверхность рисунка с изнаночной и лицевой стороны по 3 минуты. (Под ткань с росписью подложить ненужную, чистую тряпку). Готовое изделие. Кроссворд:

1. Роспись по ткани.

2. Остров, где батик завоевал особую популярность, роспись этого острова имеет свои традиционные узоры и технику нанесения рисунка.

3. Дополнительный декоративный эффект.

1. Ткань, в основном используемая в росписи по ткани.

2. Техника с применением контурного состава, разработанная в начале XX столетия русскими художниками, работавшими в росписи по шелку.

3. Резервирующее вещество, которое используется в технике горячего батика.

Презентация «Ручная роспись тканей.Батик»
презентация к уроку по технологии (7 класс)

Технология 7 класс.Презентация «Ручная роспись тканей.Батик»

История возникновения,виды батика.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_batik_moya.pptx 1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Ручная роспись тканей Батик Учитель Технологии Алексеева а. н. Технология 7 класс

Батик – искусство декоративной росписи ткани. Слово « batik » — индонезийское. Часть слова -ба- означает «точка» или «капля»; — tik – хлопчатобумажная ткань. « Ambatik » – означает «покрывать каплями ткань», т.е. рисовать на ней.

Искусство батик развивали с глубокой древности индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява. Ручная роспись ткани стала известна в Европе в XX веке. Особенностью батика является роспись с использованием резервирующих составов. Для неё используются такие ткани, как шёлк, хлопок, шерсть, иногда синтетика. Для каждого вида ткани необходимо использование специальной краски, а для получения четких границ на стыке красок используется закрепитель, называемый «резерв», в основу которого входят парафин, бензин или вода – все зависит от выбранной техники, ткани и красок.

Разновидности батика: Горячий батик Холодный батик Узелковый батик Свободная роспись Техника « Сибори » Техника « Бандан »

Горячий батик В качестве резерва используется воск, который наносится инструментом – чантингом . Воск используется в горячем ,расплавленном виде , поэтому батик называется горячим.В основном используется для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. После завершения работы воск с поверхности ткани удаляется .

Холодный батик В большинстве случаев этот способ используется для нанесения краски на шёлк, но возможно использование и других тканей . Резерв состоит из резинового клея , бензина , красителя и парафина . Резервы бывают цветными и бесцветными и наносятся либо трубочками с резервуаром, либо с помощью тюбиков с длинным носиком . Этот вид росписи более графичен ,его можно узнать по линиям от резерва –они служат границей ,удерживающей краску.

Узелковый батик Самая древняя техника( VII в),его родиной является Индокитай. Эта технология предполагает резервирование ткани от попадания на нее краски путём применения разнообразных верёвок , жгутов ,ниток. Сначала ткань тщательно обматывается в виде различных узелков , после этого опускается в краску или краска наносится на ткань кистью . После окончания процесса покраски те места , которые были обмотаны нитками , остаются неокрашенными . В результате на ткани получится изображение

Свободная роспись Натянутую на раму ткань , в зависимости от характера рисунка, пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают

Техника « Сибори » Так называемый складной батик . Результат достигается путём перевязывания и окрашивания , но более предсказуем ,так как ткань складывается определённым образом . Эта техника имеет японские корни.

Техника « Бандан » Техника узелкового батика(« Бандан »)Один из его видов –техника « планги » -был распространен в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками ,крепко перевязывая нитью . Потом ткань окрашивали и удаляли нити , в результате образовывался узор из белых «Горохов».При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз , удаляя старые узелки и добавляя новые . С высушенной ткани убирали перевязочные нити ,но не гладили готовое изделие , благодаря чему долгое время сохранялся эффект « жатости »

Презентация «Батик» 7 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Батик История возникновения батика. Виды батика. История создания батика

  • Ручная художественная роспись тканей — своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в “Естественной истории” Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с применением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском, последние, впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, затем удаляют резервирующий состав (резерв) и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне. Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии он существует и до сих пор.

Кроме такого способа нанесения рисунка на ткань, также с незапамятных времен известны печатные рисунки на тканях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов — так называемых набоек (от слова “набивать”, когда смоченную краской резную доску накладывали на ткань, ее пристукивали деревянным молотком для лучшей пропечатки рисунка).

  • Кроме такого способа нанесения рисунка на ткань, также с незапамятных времен известны печатные рисунки на тканях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов — так называемых набоек (от слова “набивать”, когда смоченную краской резную доску накладывали на ткань, ее пристукивали деревянным молотком для лучшей пропечатки рисунка).

Происхождение и значение слова “батик” точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово “амбатик”, которое переводится как “гравировать”, “писать”, “рисовать”.

  • Происхождение и значение слова “батик” точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово “амбатик”, которое переводится как “гравировать”, “писать”, “рисовать”.
  • Батик — способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску. По классической методике после того, как на ткани сделан рисунок резервом, а свободные участки прокрашены, резерв снимается, и на его месте остается затейливый узор.

Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы.

  • Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы.

В Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей с первой половины 19 века, причем пионерами в этом деле стали вездесущие голландцы, а методичные немцы впервые поставили производство на поток. Современный батик отличается многообразием приемов. Наряду с традиционным, “горячим” методом резервирования воском, распространен “холодный” метод, в котором в качестве резерва используется гутта, смесь каучука и бензина.

  • В Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей с первой половины 19 века, причем пионерами в этом деле стали вездесущие голландцы, а методичные немцы впервые поставили производство на поток. Современный батик отличается многообразием приемов. Наряду с традиционным, “горячим” методом резервирования воском, распространен “холодный” метод, в котором в качестве резерва используется гутта, смесь каучука и бензина.
  • Изобретение в начале XX века в России резервирующего состава, не требующего нагревания, сделало нашу страну родиной холодного батика. Простота исполнения, четкий “витражный” контур делают эту технику интересной для начинающих.

Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.

  • Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.

Батик в повседневной жизни. Основные виды батика

  • Наибольшей известностью пользуются технологии росписи платков из натурального шелка с применением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки платка, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском и, впитываясь в ткань платка, защищают ее от краски. Подготовленный платок опускают в краску, затем удаляют резервирующий состав (резерв), и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне.
  • Различают три основных вида батика: холодный, горячий, и свободная роспись

Холодный способ

  • Холодный батик. Главная особенность этого способа в том, что обязательный цветной контур придает рисунку платка четкий графический характер. При этом количество цветов, применяемых для росписи платка, практически не ограниченно.

Горячий способ

  • В горячем батике разогретый резервирующий состав используется для нанесения контура, им же покрываются отдельные участки платка для предохранения их от растекающейся краски. Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке платка возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных технических приемов нанесения резервирующего состава позволяет создавать более тонкие и разнообразные орнаментальные формы, в особенности цветочные.

Свободный способ

  • Свободная роспись платка, как правило, производится без применения резервирующих составов. Рисунок свободными мазками наносится на платок. И только окончательная отделка иногда производится при помощи холодного резерва. В этом способе присутствует больше творчества, чем в остальных. Свободная роспись имеет очень много самых разнообразных приемов.
  • Все три технологии росписи платков постоянно совершенствуются. Художники находят все новые и новые творческие приемы, поэтому описанные здесь способы являются лишь основой, на которой строится искусство батика, и уж точно не могут считаться исчерпывающими.

Технология холодного батика.

  • Для росписи платок накалывается на крючки рамы (пялец). Главное — качественно нанести замкнутый контур (графику) на платок. Малейший разрыв линии приводит к произвольному перетеканию красок, то есть — к браку.
  • На платок контур наносят с помощью шелкографии. До этого электронный макет графики платка тщательно прорисовывается на компьютере.

Через шаблон наносится резерв, платок пропитывается этим составом, а затем сохнет в течение суток Можно наносить резерв и вручную, однако это труднее, а вероятность брака увеличивается.

  • Через шаблон наносится резерв, платок пропитывается этим составом, а затем сохнет в течение суток Можно наносить резерв и вручную, однако это труднее, а вероятность брака увеличивается.
  • Затем, художник кистью расписывает платок, и здесь результат зависит уже только от его мастерства. Впрочем, идеально расписанный платок может оказаться в браке из-за несоблюдения технологических особенностей батика (к примеру повышения концентрации краски). Самое обидное, что это проявится только на следующем этапе — закрепления красителя.

Кстати, для росписи платков из натурального шелка используются активные красители, которые после закрепления образуют стойкое химическое соединение. Здесь очень важно строго соблюдать рецепт их приготовления.

Для придания устойчивости окраски, платок подвергается обработке перегретым водяным паром. Именно здесь результат всей творческой и технической работы становится очевидным.

После паровой обработки следует промывка платка для удаления лишней краски, а затем сушка и утюжка.

Оцените статью