Значение рисунков на рушниках
Традиционная славянская вышивка отличается характерными элементами орнамента, каждый из которых имеет свое значение. Правильная их компоновка и выполнение работы – достаточно сложная задача для начинающей мастерицы.
Особенности традиционной вышивки
При выполнении работы по старым традициям соблюдаются такие правила:
- отсутствие узлов, перекрутов, обрывов нити в рисунке. Согласно верованиям, если узлы и перекруты нитей имели место быть, ритуальное значение орнамента на рушниках пропадало. Стежки должны переходит друг в друга, нить заканчивается после выполнения отдельного фрагмента или в конце вышиваемого участка. Вместо узлов используются закрепки;
- использование только натуральных тканей и нитей. Считается, что максимальное действие, как оберег, дают вручную спряденные нити, сотканное полотно, окрашенные волокна;
- настрой рукодельницы в процессе шитья должен быть спокойным и благожелательным.
При выполнении вышивки на свадебном рушнике эти правила особенно значимы. Ведь рушник станет оберегом новой семьи, а создавать такой оберег необходимо только с наилучшим настроем и максимальным старанием.
Узоры и их символизм
Общие истоки славянских народов обуславливают сходство или единство значений традиционных фрагментов вышивки.
Основными знаками считаются:
- солнце – изображалось кругом, кругом с прямым или косым крестом, знаком свастики (сварги, коловрата). Орнамент может состоять из прямых или кривых линий, иметь в основе круг или квадрат, одинарные или сдвоенные контуры. Обычно вышивается красным цветом;
- земли – прямые горизонтальные линии. В значении «засеянное поле» изображался разделенный на четыре части ромб с точками в каждой части. Этот же символ означал беременную женщину. При сочетании с другими элементами рисунка вышивается черным, реже красным;
- воды – волнистые горизонтальные линии. Могут модифицироваться в горизонтально расположенный одинарный, двойной, многократный зигзаг. В сочетании с ромбами – орошенная, плодородная земля. Вышивается синим или в основных цветах вышивки;
- огня – четко различался огонь земной (костер, разведенный человеком) и огонь небесный (молния, знак Перуна);
- мирового древа, дерева жизни. Схожие знаки использовали для изображения родословного древа. Отдельные элементы показывали родственные связи, семейное положение членов рода, их возраст и другие характеристики;
- знаки богов. На свадебных рушниках чаще всего изображали Ладу – богиню любви и семейного счастья, Макошь – богиню плодородия, подательницу жизни, Рожаниц.
Учитывая огромное число символов и традиционных орнаментов, рассмотрим чаще всего встречающиеся в свадебной вышивке мотивы:
- птицы – повернувшиеся головами друг к другу две птицы означают взаимную, разделенную любовь;
- цветы, ягоды, листья – знак достатка, благоденствия, пожелания плодоносного брака. Особенно часто вышиваются ягоды калины и винограда, листья винограда, дуба, розы, лилии;
- знаки плодородия и согласия (Макошь, Лада), солнца и добра (коловрат);
- семейное древо. По традиции невеста в процессе подготовки приданого вышивала на одном конце свадебного рушника свое родословное древо, оставляя другой конец пустым. После сговора (помолвки) заполнялся и второй конец полотенца – там красовалось родословное древо жениха.
Отличия русского, украинского, белорусского рушников
Говорить о базовом различии вышивки свадебных рушников в России, Белоруссии и на Украине с учетом современного осмысления и переделки старинных узоров странно. Теряется значение орнаментов, смысл сочетания мотивов – остается внешняя эстетика и соответствие моде.
Однако базовые отличия существуют:
- в российской и белорусской традиции (особенно северных областей) преобладают знаки земли и воды, солнца, из растительных орнаментов – дуб, васильки, колосья, из животных – лошади и олени, птицы – петухи;
- украинская вышивка радует большим разнообразием растительных мотивов, многоцветными узорами;
- в северных областях предпочитали вышивать счетными швами (настил, плетеный, гладь), в южных – крестиком и художественной гладью.
На фото ниже, представлены традиционные для разных стран рушники:
Белоруссия
Россия
Россия
Украина
Еще примеры орнаментов на рушниках:
Планируя вышивку свадебного рушника, необходимо учесть традиции местности, происхождение жениха и невесты, особенности их семей. При этом соблюдение традиций не стоит доводить до абсурда – современный рушник на свадьбу должен радовать не только смыслом, но и красотой.
Русские народные полотенца с вышивками
ТАЙНЫ СТАРИННОГО ПОЛОТЕНЦА
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Из всех предметов русского быта на одном из почетных мест — полотенце. Украшению их в русской деревне всегда придавали особое значение. Узоры эти и сегодня поражают гармонией и красотой. Чаще всего они жарко-красные, со строгим рельефным рисунком, привольно раскинувшимся по серебристому льну. Сколько вкуса, умения, труда! Любая мелочь говорит, что перед нами поистине большое искусство.
К сожалению, мы почти ничего не знаем о нем. Где его истоки? Как и когда зародились эти удивительные узоры? Почему именно они, а не какие-нибудь другие? Что, наконец, значили «украсы» полотенец для наших далеких предков? Все это современному человеку невдомек. Потому взгляд наш лишь скользит по поверхности вещей, а суть древнего искусства остается тайной. Вот и давайте попробуем проникнуть в нее. Хоть немного — на один только шаг….
Русские мастерицы — наши прабабушки — свободно владели сложными техниками ручного ткачества и вышивки. Сегодня приходится собирать это умение буквально по крупицам, по крошечным старинным лоскуткам. В музеях дрожат над каждым экспонатом – руками потрогать не дают! Но далеко не все удается понять по фотографиям. И еще одна печаль – почти не осталось тех, кто мог бы передать это умение. Это же не просто кусочки ткани – это многовековой опыт наших предков, это сохраненная в образах вера или даже их мировоззрение. Неграмотные (в нашем понимании) русские женщины на очень простом ткацком станке создавали ткани, подчиненные всем законам геометрии.
Приступая к работе, был проведён опрос учеников старших классов, который показал, что учащиеся не много знакомы с использованием старинных полотенец в народных обрядах, их ролью в быту наших предков. Знают цвета и материал, которые использовали для изготовления северных полотенец (приложение № 1). Учащиеся не знают видов северной вышивки, узоров, которые вышивались на рушниках.
Актуальность выбора темы: к сожалению, во многих современных семьях не сохранились старинные полотенца-обереги, не передаётся мастерство северной вышивки из поколения в поколение, забываются традиции, обряды родного края.
Цель: изучить старинные полотенца, которые сохранились в моей семье.
✓ изучить литературу по данной теме;
✓ познакомиться с историей и особенностями северной народной вышивки;
✓ познакомиться с технологией изготовления полотенца-рушника;
✓ рассмотреть обрядовую роль полотенец в традиционной культуре;
✓ проанализировать орнаментальные мотивы северной вышивки;
✓ сшить полотенце, используя мотивы северной вышивки.
Объект исследования: русские народные полотенца-рушники.
Предмет исследования: обрядовое значение рушников, особенности северной вышивки.
Глава 1. История рушников, северной вышивки
1.1. Ритуально-обрядовое значение рушника
Слово рушник происходит от корня «руш» – ломать, рвать, то есть рушник оторванный кусок ткани, в нашем сегодняшнем понимании – отрез. В славянских языках корень с этим значением мы находим в словах, означающих рубашку, рубище. Возникает вопрос: почему рвали, а не резали? Дело в том, что ткачество появилось задолго до изобретения металлических ножниц. Кроили по надобности, сделав, надрез чем-то острым и далее ткань рвали руками по нитке. Созвучие со словом рука дает повод для ошибочного толкования слова «рушник» как полотенце для рук. Однако для вытирания пользуются утирками — это куски ткани небольшой длины. Настоящий же рушник около 35-40см и имеет длину 3-5 метров и более, богато украшен вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевом, тесьмой. Таким декоративным изделием невозможно вытирать руки.
Рушник на Руси имел в первую очередь ритуально-обрядовое значение, а никак не бытовое. Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой сакральный смысл и имел четкое предназначение (приложение № 2).В старину оно было одной из самых важных в жизни вещей и сопровождало человека от рождения до смерти, как бы отмечая главные моменты его судьбы. Особым полотенцем отирали новорожденного. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцем, символизировавшим брачные узы. Умирал человек — полотенцем накрывали его гроб. Полотенцем нередко расплачивались за работу или покупку.
Браные красные узоры на отбеленном холсте полотенца — любимое украшение интерьера северных изб. Полотенцами украшали красный угол, завешивали божницу, окна, позднее стали ими украшать рамки с фотографиями, настенные зеркала, на них подносили хлеб-соль, покрывали ими ритуальные блюда. Одним из старых свадебных обычаев был показ невестой своего рукоделия. В доме устраивалась своеобразная выставка ее работ, по которой судили о мастерстве и старательности невесты.
Были особые обыденные полотенца, создаваемые коллективными усилиями жителей села в один день или в одну ночь. Как сообщает Г. Маслова, такие произведения ткались в знак сопротивления «нечистой силе». Их создавали по случаю какого-либо бедствия: эпидемии, засухи, града. Связь с аграрной магией выражена была вполне определенно, прежде всего, в содержании мотивов.
1.2. Особенности северной вышивки
Народная вышивка Архангельской области имеет много общего с вышивками других северных областей России и в то же время отличается от них своей самобытностью, цветовым решением, композиционными приёмами построения узоров.
Для вышивки брали тонкую льняную или пеньковую отбеленную домотканую холстину, поверх которой вышивали по счёту нити ткани, что позволяло точно повторить даже самые сложные узоры. Вышивали льняными или шерстяными нитками своего приготовления, окрашенными специально приготовленными природными красителями. С появлением фабричных тканей и ниток в вышивке стали применять и привозные хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные нитки.
Почти всеми известными швами владели северные мастерицы. Наиболее древние старинные образцы выполнены двухсторонним швом «роспись». В вышивке сочетались всего 2 цвета: серебристая льняная холстина и жарко-красная нить узора. Позднее стали вышивать «набором». Широкое распространение получили счетные «глухие» швы, узор которых ведётся по целой ткани: «роспись», «набор», «крест», «счетная гладь». Менее распространены были строчевые — «белая строчка» и цветная перевить, где вышивка идёт по материи с предварительно выдернутыми нитями. И только в начале 20 века в изделиях северных мастериц появляется свободный тамбурный шов.
Глава 2. Основная часть
2.1. Роль цвета в вышивке, символика и семантика
Живая потребность в красоте, стремление украсить свой дом, наконец, сила традиций заставляли женщин «выбирать» узоры на полотенцах, которые носили глубоко символический смысл. Узоры передавались вместе с навыками из поколения в поколение, от матери к дочери. Начнем с того, что украшали полотенце так щедро, конечно, не случайно. Делали так не только для красоты: по старинному поверью узоры эти несли в себе силу добра и оберегали от всякого зла. Вот какой любопытный разговор, случившийся в то время, передаёт нам Б.А. Рыбаков в своей книге. Одна деревенская девушка готовила себе приданое, а мать внимательно следила за работой. Увидев, что в кайме полотенца юная ткачиха поставила два ряда треугольников вершина к вершине, она остановила ее: «Нельзя так делать, дочка! Драконовы зубы у тебя получаются. Ты поставь узорки подошва к подошве — выйдут солнечные лучики. И будут светить они тебе, пока живо само полотенце». Правда, ведь, интересно? Словно не полотенце украшали, а волшебную сказку сказывали.
Б. А. Рыбаков в книге «Язычество древних славян» говорит о том, что «Рушник— изделие глубоко символичное, многозначное. Созданный по законам искусства, он не только украшает повседневный быт, но и является символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с Богом, его родом, предками. Узоры вышитых рушников — это зашифрованная повесть о жизни народа, природе, людях» . В начале XIX века создатели вышивок ещё помнили смысловое значение украс, жив был и обряд чтения узоров.
Среди орнаментальных мотивов северной русской вышивки следует выделить зооморфные, растительные, бытовые, геометрические и культовые. Зооморфные мотивы представлены стилизованными изображениями птиц и животных. Изображение петуха и курицы наиболее часто встречаются в тамбурной, строчевой вышивке, а также в золотошвейных изделиях Русского Севера. Растительные мотивы в орнаменте вышивки были представлены деревьями, цветами, а также травами и плодами.
Среди привычных мотивов народного ткачества и вышивки особенно часто встречаются кресты и ромбы — бесконечные разновидности их обязательны для любого тканого орнамента. Что они могли означать? (приложение № 3).
Фон на тканях мастерицы называли «землей», так как льняной холст олицетворял Мать Сыру землю. Не случайно она белая — наши предки связывали этот цвет с понятием о благе, а кто в мире добрее матери? Если сама холстина имеет прямое переплетение нитей, то узор словно покрывает ее косой сеткой и создает впечатление движения! Перед нами зримый образ огня, сходящего на серебристую равнину земли и ее преображающего. Это наиболее общий и самый главный образ узорного ткачества и вышивки. Древняя славянская легенда рассказывает, что все на свете начало жить после того, как в земле загорелся огонь. Не о том же ли говорят и украсы? За работу мастерицы садились лишь весной, но до начала полевых работ. Создавая свои огненные узоры, крестьянки как бы просили солнышко светить все сильнее и жарче и скорее прогнать с земли стужу и мрак, чтобы она зародила на радость людям богатые плоды. Вот какие тайны хранят узоры старинных полотенец. А казалось, просто красиво.
2.2. Отличительные черты полотенец разных местностей
Наши предки воспринимали рушник как полотно, на котором красной нитью изображалось прошлое, настоящее и будущее. Побывав в музее Великого Устюга, школе ремесел г. Сольвычегодска, рассматривая наборы открыток художественных музеев, читая необходимую литературу, был сделан вывод: несмотря на то, что произведения народного искусства, каким является полотенце, имеют общие черты, всё же у каждого из районов, областей имеются свои отличительные особенности.
Характерные особенности оформления полотенца-рушника
Используемая цветовая гамма: белый, красный. Преобладают геометрические узоры, птицы, барс.
Орнамент вычурный, с косой белой сеткой, восьмиконечными звездами и легкими гребенчатыми ромбами.
Разнообразные техники вышивания, орнаментальная узорчатость и цветовая активность (кроме красного и белого цвета добавляли желтый и синий)
Например, полотенца Каргаполья красочны, многоцветны, декоративны. Рушники южных районов Архангельской области и граничащей с ней Вологодской области богаты вышивкой геометрического характера, им свойственна горизонтальная и вертикальная симметрия. Для полотенец северных районов Архангельской области характерны зооморфные и растительные мотив.
2.3. Характеристика старинных рушников
В моей семье, к счастью, сохранились 4 старинных полотенца, которые были выполнены моей прабабушкой. Эти полотенца бережно хранит моя бабушка Тамара Васильевна. Из воспоминаний моей бабушки: «Сначала полотно ткали, а потом уж и за вышивку полотенца садились. С 5-7 лет крестьянских девочек заставляли постигать это рукоделие, готовя себе приданное к свадьбе. От матери к дочери передавались узоры вышивки. Что они значат? Так кто про то знает. Но точно помню, что так надо. Вышивать узоры было не просто, от девочки требовалось внимание и усидчивость. Просчитаешься даже на одну нитку — ошибка сразу налицо. А дело продвигается не скоро. По умению вышивать судили о хозяйке». Также из беседы с бабушкой узнали, что вышитые полотенца служили оберегом дома и семьи, несли энергию добра, счастья, достатка, благополучия и любви.
В своей работе рассмотрим обрядовую роль сохранившихся рушников и символическое значение вышивки.
Полотенце №1: льняное полотенце с пришивным фабричным кружевом (размером 230 х 36 см). Вышивка выполнена красными и чёрными нитками по белому фону в технике «крест». Растительный узор выполнен в строгом геометрическом стиле, вышиты небольшие кустики ягод. Это один из самых распространенных мотивов Вологодской вышивки, где любили вышивать ягоды: клюкву, бруснику, рябину, называемые в народе «северным виноградом».
Полотенце №2: льняное полотенце с пришивным фабричным кружевом (размером 230 x 38см). Вышивка выполнена красными и чёрными нитками по белому фону в технике «крест». Растительный узор выполнен ритмично повторяющимися цветами, которые являются центральным узором. Присутствует краевой орнамент – ритмично повторяющиеся листочки.
Полотенце №3: льняное бранное полотенце с пришивным фабричным кружевом (размером 260 x 36 см). На центральном узоре изображены повторяющиеся геометрические символы: ромбы, овалы, которые по смысловому значению обозначают изобилие, плодородие, жизнь, тепло. На краевых узорах присутствуют только ромбы. Между краевым и центральным узором вытканы прямые красные линии, между которых расположен зигзагообразный символ. Символическое значение этого узора вверху: небо с облаками, внизу: земля, пропитанная водой.
Скорее всего, обрядовые полотенца №1, №2 и №3 являются обыденными. Такие рушники использовались в различных обрядах, например, когда начиналась засуха или мор скота.
Полотенце №4: льняное полотенце с пришивным ажурным кружевом ручной работы (размером 260 x 40 см). Вышивка выполнена красными, чёрными и бежевыми нитками по белому фону (скорее всего бежевые нитки использовались из-за нехватки ниток красного цвета). В центральном узоре вышит целый сюжет пиршества: танцующие мужчина и женщина, и играющий на балалайке мужчина под склонившейся рябиной. В верхнем краевом узоре вышита надпись: «плаши Варюшка на моей пирушкъ». В нижнем краевом узоре вышит ряд крестиков и чередующиеся ромбики, что означает земную твердь и изобилие, плодородие. Считаю, что это свадебное обрядовое полотенце, которое было вышито для сестры или подруги невесты. Поэтому оно является свадебным дружным рушником, который преподносили свидетелям — дружкам.
2.4. Изготовление обрядового полотенца
Исследуя узоры на старинных полотенцах, решили выполнить обрядовое полотенце, используя мотивы северной вышивки. Для работы была подобрана льняная ткань, канва (для облегчения работы), нитки мулине красного и чёрного цвета, яркая тесьма. Вышивая полотенце счетными швами (роспись, набор, счетная гладь), тамбурным швом, научилась технологии выполнения их. Вышивая узоры на обрядовом полотенце, мы подбирали определенные мотивы, основываясь на их значение.
В итоге получилось льняное полотенце с пришивным ажурным кружевом ручной работы (размером 160 x 34 см). На канве вышиты ромбы, кресты, прямые и зигзагообразные линии, оленьи рога. Эти символы обозначают плодородие, тепло, солнце, изобилие, жизнь, здоровье. На концах полотенца вышиты женская фигура, которая защищает от войн и оберегает от несчастий, и петухи, которые почитались на Руси, как птица, вещая, прогоняющая мрак и приветствующая восход.
Таким образом, в моей семье появилось ещё одно полотенце, которое может использоваться в различных семейных и религиозных праздниках (свадьба, крестины, именины, масленица и т.д.) и передаваться из поколения в поколение.
При выполнении работы изучили историю и роль цвета в северной вышивке, символику и семантику,обрядовое значение рушников, характерные особенности полотенец Вологодской и Архангельской областей, исследовали четыре старинных рушника, выполнили обрядовое полотенце по старинным мотивам. В исследовании использована информация из краеведческого музея Великого Устюга, школы ремесел города Сольвычегодска, воспоминания моей бабушки, литература по данной теме.
Проведённые исследования позволяют утверждать, что в древнерусской культуре особую роль занимают полотенца с нанесенным на них орнаментом. Древний орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений.
К сожалению, современное поколение недостаточно информировано о народных традициях, обрядах, не знает видов и особенностей северной вышивки. Рекомендуем в школах вести кружки по изучению народных ремесел, на которых учащиеся будут постигать свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю. В нашей школе велся курс «Северная вышивка», который был интересен учащимся. Рушник на Руси всегда считался залогом счастья. В настоящее время много разных полотенец. Разнообразна их расцветка, величина, форма, материал. Но полотенце, выполненное своими руками, по старинным мотивам всегда интересно, необычно. Глядя на непосредственные и загадочные вышитые узоры, по праву получаешь эстетическое наслаждение и прекрасное, доброе настроение.
Материал данной исследовательской работы может быть использован в работе творческого объединения «Мастерица», кружка «Умелые руки», выставки декоративно-прикладного творчества, при разработке элективных курсов и подготовки семинарских занятий по истории, традициям, обрядам полотенца-рушника, особенности их выполнения.
Дурасов Г.С., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке / Г.С. Дурасов, Г.А. Яковлева. – М.: Советская Россия, 1990. – 126 с.
Еременко Т.И. Иголка-волшебница: Книга для учащихся / Т.И. Еременко. – М.: Просвещение, 1988. – 158 с.
Еременко Т.И. Рукоделие – 3-е изд. / Т.И. Еременко. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 151 с.
Кришталева В.С. Вязание узоров крючком / В.С. Кришталева. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – 168 с.
Лебедева А.А. Значение пояса и полотенца в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах в 19 – 20 в. / А.А Лебедева. — М, 1989
Маслова Г.С. Русская вышивка 17-20 века / Г.С. Маслова. — М., 1978. –
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. – М., 1981. –
Ципилева И.В. Технология. Северная народная вышивка / И.В. Ципилева. – Архангельск, 2001. – 59 с.
Приложение № 1. Ответы учащихся
Вы знаете, какую роль играли полотенца в быту наших предков?
Наиболее частый ответ учащихся 8-10 класса: «Наши предки полотенца использовали для украшения крестьянского быта».
2.Сохранились ли в вашей семье старинные полотенца, которые создавали ваши прабабушки?
3. Какие материалы использовались для изготовления полотенец-рушников?
Все опрошенные респонденты ответили, что использовались льняные ткани.
Какие узоры вышивались на рушниках?
Наиболее повторяющиеся ответы: разные, геометрические, солярные знаки, петушки.
В современном обществе используются ли полотенца, в каких-либо традициях
Самый популярный ответ: «Да». Несколько человек пояснили, что полотенце используют на свадьбах, при крестинах и при встрече почётных гостей.
Какие виды вышивок использовались для изготовления полотенца у нас на Севере? На этот вопрос почти все опрошенные затруднились ответить, несколько человек назвали «крест».
Какую цветовую гамму использовали мастерицы для изготовления рушников?
Все опрошенные респонденты ответили, что мастерицы использовали два цвета: красный и белый.
Приложение № 2. Разновидности рушников
Таким рушникам приписывали обережные защитные свойства. Создавались они исключительно в течение светового дня, когда злые силы тьмы не могли им повредить. Такие рушники использовались в различных обрядах.
Небольшие, со скромной вышивкой, они давались в дорогу тем, кто покидал родной дом, отправляясь в странствие: воинам, торговцам, путешественникам олицетворял собой пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.
Повитуха принимала новорожденного
На этом рушнике ребёнка несли в храм и вытирали после окунания в купель. После крестин из этого рушника могли сшить первую детскую рубаху, а могли хранить до свадьбы, или даже до похорон.
Предназначались для выпеченных куличей, на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскреси) и символы яйца.
Предназначались для выпеченного хлеба.
Одаривали им на Масленицу в благодарность за угощение хозяев.
Так называли рушник, обрамляющий иконы.
Издревле изготовление свадебных рушников считалось обязанностью невесты. Считалось, что, вышивая свадебный рушник, невеста вышивает своё семейное будущее.
Приложение № 3. Символика и семантика в северной вышивке.
Смысловое значение узора
Конец XIX века. Тарногский район.
Женщина с поднятыми руками
Защищает от войн и оберегает от несчастий.
Начало XX века. Сокольский район
Изображения петуха и курицы часто встречаются в тамбурной, вышивке
Петух на Руси почитался как птица, вещая, прогоняющая мрак и приветствующая восход
Начало XIX века. Бабушкинский район.
Барс олицетворял храбрость, мужество
Начало XIX века. Бабушкинский район.
Середина XIX века. Белозерский район.
Пожелание изобильной жизни
Середина XIX века. Никольский район.
Ромб – это символ засеянного поля
Середина XIX века. Красноборский район.
Птицы на деревьях
Посредники между миром живых и миром мертвых.
Середина XIX века.Тарногский район.
Дарует тепло, жизнь
Небесная и земная твердь
В засушливое лето просили дождя
Вверху: небо с облаками; Внизу: земля, пропитанная водой
Начало XIX века Тарногский район.
Птица счастья, образ жар-птицы, на которой «перо, как жар горит»