- Школьная Энциклопедия
- Nav view search
- Навигация
- Искать
- Виды русского кружева
- Мценское кружево
- В чём особенность мценского кружева?
- Елецкое кружево
- Калязинское кружево
- Торжокское кружево
- Кружево Рязанской губернии
- Ярославское кружево
- Костромское кружево
- Вятское кружево
- Тульское кружево
- Нижегородское кружево
- Русское кружево краткое сообщение
Школьная Энциклопедия
Nav view search
Навигация
Искать
Виды русского кружева
Подробности Категория: Кружево Опубликовано 25.03.2019 12:05 Просмотров: 1621
Кружевоплетение является одним из видов декоративно-прикладного искусства и народного художественного промысла.
В России кружево создавалось на коклюшках тремя различными по технологии способами: численным, парным и сцепным. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, валик («подушка», «бубен») и подставка. Для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется также крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее созданному рисунку – сколку.
Станок, коклюшки и валик для кружевоплетения
В России несколько действующих кружевных центров, из них самые известные Вологодский, Елецкий, Вятский (Кировский), Михайловский, Белевский. Производство кружева сохранено и в бывших промысловых центрах Балахне и Кириши. Кружева каждой местности отличаются друг от друга стилистикой рисунка и сочетанием элементов кружева.
Современные модельеры используют традиции русского кружевоплетения в своих коллекциях.
Мценское кружево
Мценское кружево – вид русского кружева, развитого в городе Мценске Орловской области. Мценский промысел является одним из самых старинных в России.
В Орловской губернии кружевом известны три города: Орёл, Елец (сейчас Елец относится к Липецкой области) и Мценск.
Мценское кружево начали плести в XVIII в. в имении помещицы Протасовой, когда она пригласила из Бельгии двух мастериц для обучения русских девочек плетению кружев. Постепенно ученицы приобрели свой стиль и стали создавать уникальные узоры. Мценскую продукцию поставляли даже в царскую семью, а также за границу.
Школа кружевниц работает во Мценске и сейчас. Срок обучения в школе – 3 года.
В чём особенность мценского кружева?
Мценское кружево плетётся на коклюшках, как и вологодское.
Мы уже рассказывали о вологодском кружеве, у которого свои особенности и приёмы: более насыщенный узор и более плотный, редкое использование фоновых решёток и т.д. У мценского кружева – свои особенности. Например, активное использование геометрических мотивов, фоновые решётки присутствуют чаще, оттого узор получается более воздушным. Мценское кружево ближе к елецкому, но оно более традиционно в том смысле, что излюбленные мотивы рисунка (павы по сторонам цветка, двуглавый орёл между веток и т.д.) держатся очень долго и не спешат сменяться другими, более новыми. Возможно, это связано с древней традицией? Хотя и считается, что кружева в Мценске начали плести в имении помещицы Протасовой в XVIII в., но отдельные мастерицы занимались этим намного раньше, а на мануфактуре Протасовой работали больше на импортных сколках.
Мценское кружево было необычайно тонким, ажурным и самобытным, отличалось использованием архаичных узоров. Кружево плели из белой и суровой льняной, белой, черной и кремовой шелковой, белой, красной и синей хлопчатобумажной нитей. Мценское кружево было золотым, черным, серебряным и белым, слоновой кости. Цвет изделия зависел от ниток, которые использовали.
Были и тяжёлые времена для этого промысла, когда оно почти исчезло. В наши дни мценское кружево возрождается.
Елецкое кружево
Кружевной промысел в Ельце возник в середине XIX в. Сначала здесь плели шнур (гарус) для отделки солдатских мундиров. Выплетали его на больших коклюшках из шерстяной нити. Но со временем армейская форма изменилась, спрос на гарус упал, и женщины перешли на плетение кружева. В Ельце преобладало парное кружево, самое простое.
Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона. Сначала рисунки для узоров доставлялись из-за границы, но со временем здесь появились свои самобытные художники, свой неповторимый стиль, который отличает елецкие кружева.
Калязинское кружево
В Тверской губернии кружево производили в двух городах: Калязине и Торжке. В начале XIX в. Калязин называли городом крахмала и кружев. Здесь работали десятки крахмальных заводов и сотни кружевниц.
Считается, что уже в конце XVIII в. в Калязине стали плести кружево на продажу, калязинцы уверены, что именно здесь сложился самый ранний кружевной промысел в России. Сначала производимые здесь кружева шли на украшения модных головных уборов.
Местные кружевницы изобрели множество своих собственных узоров, но, к сожалению, они не сохранились. Но до сих пор известен старорусский калязинский узор – сетчатый геометрический орнамент, представляющий собой косую клетку из цепочек скани с разными заполнениями.
В Калязине выплетали и тюлевое кружево с цветочными рисунками. Но изображение определенных цветов не типично, только обобщенные мотивы, сохраняющие нежность цветочного облика благодаря воздушной технике плетения.
Калязинский тип сцепного кружева выработался к середине XIX в., выплетаемый для простыней и декоративных полотенец, с очень густым рисунком или свободно стоящими фигурами на массивном фоне.
Само полотенце обычно было из цветной шелковой ткани. Подобные нарядные полотенца представляли большую художественную ценность. Узор почти всегда повторяется: цветок-семилистник и птицы по его сторонам. Существовали другие сцепные узоры.
Торжокское кружево
В Торжке кружевоплетение тоже появилось довольно рано, c XVIII в.
Начало XIX в. Тверская губерния, Торжок
В первой половине XIX в. в Торжке появился тип многопарного кружева. Сохранились большие подзоры, концы полотенец, отдельные прошвы и края этого рода. Орнамент разнообразный: изобразительный и геометрический.
Кружево Рязанской губернии
В Рязанской губернии различают рязанское, скопинское и михайловское кружево.
В работах рязанских кружевниц были очень распространены волнистые растительные мотивы. В начале XIX в. они исполнялись цветными шелками с введением металлической нити. Помимо традиционных геометрических и растительных, в рязанском кружеве есть группа рисунков, близких к западноевропейским. Рязань — одно из главных мест производства лёгкого кружева в России.
Особенно оригинальный самобытный характер получило кружево в городе Михайлове Рязанской губернии. В разное время здесь использовались разные типы кружевного плетения: тончайшее многопарное кружево «рязанского манера» и «травчатое», а также сцепное. Сцепная техника называлась «выкладывать вавилоны». Такими «вавилонами» обрисовывались деревья, кусты, птицы, звери, фантастические животные и другие постоянные мотивы.
Третьим центром местного изготовления кружева был город Скопин.
Материал в промысле использовался разный: небеленый лён, который давал приятный кремовый тон, естественный шелк-сырец без отбелки. В Скопине плели и из тонкой черной шерстяной пряжи.
В настоящее время здесь по-прежнему плетутся мерные тонкие сорта.
Ярославское кружево
В Ярославской губернии славился рукоделиями Ростов Великий. Но кружево не сразу стало делом мастериц – его плели сначала послушницы в близлежащих монастырях и крепостные мастерицы. Кружевной промысел в Ростове не сложился, это было занятием отдельных кружевниц. Но дошедшие до нашего времени работы отличаются прекрасным качеством. Ростовское кружево исключительно льняное, из тонкой пряжи, как многопарное, так и сцепное.
Конец XIX в., Ярославская губерния, г. Ростов
Исключительно на заказ плели кружево ещё в одном городе бывшей Ярославской губернии – Романово-Борисоглебске (современный город Тутаев). Оно предназначалось для отделки постельных принадлежностей и исполнялось кусками по длине простыни, ширине полотенца и других предметов.
Край для полотенца (узор «бачино»), 1880 г. Ярославская губерния, г. Романово-Борисоглебск
Костромское кружево
В конце XVIII в. в городе Галиче Костромской губернии уже сложился определенный тип с особыми, только здесь известными узорами, и с особой манерой исполнения. Материалами служили лен, спряденный очень тонко, беленый слабо; металлическая нить; шелка нескольких цветов, преимущественно кораллово красный, травянисто-зеленый, ярко-голубой. Галичское кружево отличается не только ценными материалами, но и прекрасной работой. Оно предназначалось в основном для парадных декоративных полотенец из тонких фабричных тканей. Орнамент галичского кружева исключительно разнообразен. В нем мало геометрических узоров, но зато много цветов, птиц, деревьев, двуглавых орлов.
Конец XVIII в., Костромская губерния, г. Галич
Кружевоплетение Солигалича тоже никогда не было промыслом: плели для себя. Вместо цветочных узоров здесь преобладают геометрические.
Белое льняное солигаличское кружево довольно однообразно по рисункам.
Вятское кружево
Первый кружевной промысел в Вятской губернии возник во второй половине XIX в. в Кукарской слободе. Жители Кукарки занимались разными ремеслами и торговлей, в том числе и плетением кружева. Сюда попало кружево из Великого Устюга (вологодское), и местные мастерицы сумели его воспроизвести. А дальше стали уже сами изобретать рисунки.
К концу XIX в. кукарское кружевоплетение по объему обогнало даже вологодское. Кружевницы выплетали воротнички, галстуки, рукавчики, косынки, головные сетки, пелеринки, салфеточки, оплеты носовых платков, прошивки для постельного белья и др. Плели из льняной и черной шелковой нити. Последняя служила главным образом для головных косынок.
Кукарское кружево отличается обилием новых рисунков и новыми техническими приемами, в нём часто применяется пересечение полосы полотнянки. Она составляет настоящие цепи из петель такой завернутой полосы. Этим приемом заполняется фон, создаются венчики цветов или завершаются зубцы.
В 1893 г. в Кукарке открылась школа кружевниц. Из этой школы вышло много мастериц, ставших затем педагогами в других местностях.
Уже в начале XX в. кукарское кружево вывозилось в Англию, Голландию, Швейцарию, США.
Тульское кружево
В Тульской губернии существовало два центра кружевоплетения – белевское и одоевское.
В городе Белеве для себя плели мерное («верховое») кружево специально для столового и постельного белья. Лишь со временем стали делать мелкие целые вещи: воротнички, оплеты носовых платков, иногда и предметы одежды.
В Одоевском уезде Тульской губернии кружево производили в имении Соковнина. Во второй половине XIX в. в уезде сложился промысел. В самом городе Одоеве преобладало сцепное плетение. Городские плетеи брали за образец белевские узоры.
Нижегородское кружево
В торговом и ремесленном городе Балахна в Нижегородской губернии издавна работали гончары, плотники и резчики, а половина женского населения плела кружево. В первой половине XIX в. здесь уже сложился свой тип сцепного кружева. Мотивы узоров типичны: павы, орлы, цветущие деревья, но особенность в том, что их очертания чётки и изысканны. Отличалось балахнинское кружево и разнообразием в формах деревьев, цветов. У орлов ясно обозначены перья, выражен взмах крыла.
В Балахне делали и геометрические узоры в виде цепей, ромбов, кругов или овалов, образованных сканью, с розетками и решетками внутри них. Подобные узоры свойственны и елецкому кружеву, но манера исполнения отличается.
Мастерицы Балахны выплетали шарфы, косынки, наколки на голову, оплеты носовых платков, воротники, части женских платьев, хотя основную долю составляло мерное кружево разных рисунков.
Промысел распространился по всему Балахнинскому уезду. Сейчас в Балахне плетут лишь отдельные любительницы этого искусства.
Русское кружево краткое сообщение
Автор: Наталия Горюшкина
Кружево — искусство поистине интернациональное. В прошлой статье мы уже обсуждали, что у каждого народа, в каждой стране существовали свои кружевные приемы и кружевные традиции. Не стала исключением и Россия. И хотя влияние Европы заметно и в развитии русского кружевного мастерства в разные эпохи его существования, все же русские кружева имеют самобытный национальный характер.
Русское слово «кружево» (в старину говорили «круживо») произошло, скорей всего, от слов «круг», «кружить» — что означало «окружать», «обшивать по кругу». Ведь в те времена кружевные мотивы использовались преимущественно для отделки одежды.
Но есть и другая версия, что слово «круживо», «кружить» произошло от техники работы, потому что во время работы кружево выплетали вокруг круглой подушки, «кружили».
Слово «кружево» на Руси впервые упоминается в XIII веке, в Ипатьевской летописи: там говорится о князе Данииле Галицком, на котором при свидании с королем венгерским был надет «кожух оловира грецкаго и круживы златыми плоскими ошит» (1252 г), а в записи, датированной 1288 годом рассказывается, что после смерти знаменитого Владимира Галицкого «омывше и увиша и (его) оксамитом с круживом, – яко же достоит Царем, и возложиша и на сани, и повезоша».
До наших дней дошло несколько образцов кружев XV века, в частности, кружево, нашитое на покров к мощам преподобного Сергия Радонежского, находящееся в ризнице Троице-Сергиевой лавры, и образец из церкви Рогожского погоста бывшего Рогожского-Преображенского монастыря. Русские кружева тех времен были сплетены из золотых и серебряных нитей и состояли расположенных на сетке ромбов и петель, с прямыми краями, украшенными маленькими зубчиками.
Но больше всего исторических документов и образцов относится к XVII веку, с тех времен сохранились церковные облачения, княжеские и царские наряды, богато украшенные кружевными мотивами.
Кружевные техники XVII века носили очень красивые и интересные названия, из которых становится понятны их назначение и технология изготовления: круживо ткано в кружки, круживо ткано в цепки, круживо ковано золото, круживо прядено, круживо низано жемчугом, круживо петельчатое, решетчатое, цепковое, колесчато, делано в кружки (т.е. вокруг изделия), в проём, в городы, зубчатое и т.п. Кстати, название «в городы» применялось мастерицами вплоть до XIX века и служило для обозначения отделки, заканчивающейся большими фигурными зубцами.
А вот насчет происхождения этого вида рукоделия историки не могут прийти к единому мнению. Так исторически во многих районах Сибири и в Пермском крае «кружевом» называли вышитые на полотне по выдернутым нитям ажурные участки. Хотя в были и местности, например Мценский и Елецкий уезды (территория нынешней Орловской области), где кружевные техники было очень развиты, но собственно слово «кружево» не употреблялись никогда. Вместо него использовали слова «край» и «прошивка»: «амчанский край», «елецкий край», «елецкая прошивка» и т. д.
Нетрудно догадаться, что словом «край» обозначался кружевной мотив, как правило с зубчатым или фестончатым краем, которым украшали края изделия. «Прошивка» — это кружевное полотно с прямыми краями, которое вставляли между кусками материи.
Из всего этого понятно, что кружево, хотя и берет свои начало от традиционной русской счетной ажурной вышивки, но уже с XV — XVII веков складывается в самостоятельный вид рукоделия, выполняемый отдельно от основного изделия и позже нашивавшийся на него. Получается, что корни русского кружева вряд ли могут происходить из средневековой Европы. Не исключено, что его предтечей стали вышивки и плетения из Египта коптского периода (IV — VII вв).
Очень интересен необычный опыт, проведенный в конце XIX века в Мариинской практической школе кружевниц, которую возглавляла Софья Александровна Давыдова (урожд. фон-Гойер, 1842-1915) – большой знаток русского прикладного художественного творчества и автор книги «Русское кружево и русские кружевницы». В школу были доставлены коллекции вышивок, тканей и ажурных изделий, добытых из коптских гробниц и хранящихся в Эрмитаже. В их числе была и разновидность особых плетеных головных уборов, техника которых внешне напоминала плетеное кружево. Ученицы под руководством преподавательниц попытались воспроизвести плетения на коптских головных уборах при помощи коклюшек на обычной кружевной подушке — именно эти инструменты традиционно применялись в те годы всеми кружевницами. В результате получилось кружево очень схожее с оригиналом.
Но еще большего сходства удалось достичь, использовав для работы не подушку, а раму (или пяльцы), на которых выполнялись вышивки. В ходе этого необычного «опыта» были подробно изучены приемы коптских мастериц: Например, что вся работа выполнялась в одну сторону, справа налево, что особыми переплетами ниток можно получить и плотную дорожку, и ровные прозрачных решетки, и дырочки разных размеров — а именно из этих элементов и состояло коптское плетение. Но главное — что получить двухстороннее коптское кружево можно только работая коклюшками (любые другие техники -вязания на спицах и крючком, шитья — позволяют получить изделия, имеющие две стороны, лицо и изнанку). Так что не исключено, что кружевное мастерство пришло в Россию из Египта одновременно с Европой.
Историки отмечают, что ни в одной стране не было столь разнообразных кружев, как в России. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона об этом сказано так: «Нигде мы не находим такого богатства и разнообразия материала для кружева, как у нас в России. В него входило и волоченое золото, и серебро немецкое, и отчасти турское, сканое и пряденое с шелком, золотая и серебряная бить или канитель, трунцал или струнцал, картулин или картулен и разные рода так наз. блествок, звездок, пелепел, площаков и гиночков и пр. Было еще кружево …с мишурой и фигурными штучками…» Еще упоминается кружево украшенное камнями, жемчугом и перьями, с пухом и горностаем, с разным шелком, мишурой и даже бархатильное.
Кстати, многие исторические документы доказывают, что кружево в России не было достоянием только высшего класса. Кружева на Руси носили как цари и князья, так и купцы и крестьяне. И само кружевоплетение в России не подвергалось никаким запретам и ограничениям, как это было во многих странах Европы.
Однако кружевное производство в стране претерпело значительные изменения при Петре I. Его указы, начиная с 1699 г., запрещали старинные народные одежды и наряды, предписывая носить европейское, преимущественно немецкое платье. Вместе с ним пришла мода и на европейские кружева.
Россия, как и другие страны, не могла позволить себе роскоши ввозить из-за границ «розоватые брабантские манжеты», поскольку это подрывало сельское хозяйство и развитие собственных мануфактур. В связи с этим Император издал указ о развитии в стране кружевных промыслов, но . по европейским образцам.
В Москве долгое время ходило предание, что в 1725 г. император Петр I выписал из брабантских монастырей лучших кружевниц для обучения прядению и плетении кружев специально набранных бездомных детей в мастерских Новодевичьего монастыря.
Считается также, что именно по указу Петра в Кадоме возникла кружевная артель, куда были приглашены монахини из Венеции для обучения местных женщин «плести иглой узоры». Так в те годы называли кадомский вениз — уникальную игольную вышивку белым по белому.
Жены придворных, видя такое расположение государя к кружевному искусству, сами начали осваивать новый вид рукоделия и распространять его среди своих крепостных. Но и традиционные русские техники не были утрачены — они сохранялись и развивались в монастырях и крестьянских семьях.
Про крестьян над сказать особо — в течение многих лет кружевное производство в России было популярно и востребовано исключительно благодаря бесплатному крепостному труду в помещичьих усадьбах. Не удивительно, что после освобождения крестьян кружевное ремесло в стране стало постепенно приходить в упадок.
Новый толчок развитию кружевного производства дала, основанная в 1883 году уже упоминавшаяся Мариинская практическая школа кружевниц, находившаяся под Августейшим покровительством императрицы. Изделия учениц школы заслужили немало похвальных отзывов и медалей на многих выставках. Ими даже был придуман особый вид кружева, которое получило за границей название «point de Moscou». Именно в те годы кружево стало постоянной статьей экспорта.
Советская власть, к сожалению, в первые годы почти полностью искоренила кружевные производства, ведь эти тонкие ажурные, богатые изделия совершенно не вписывались в скромный советский быт. Но кружева не исчезли — они стали домашним рукоделием, продукцией крохотных артелей, мастерством, бережно передаваемым от бабушек внучкам.
И, не смотря на столько лет забвения, фраза, к примеру, «вологодское кружево» и в наши дни остается национальным брендом и символом России.