- Русское кружево узоры сколки
- Тропинин В. А. Кружевница
- Подушка с коклюшками, сколком и начатым кружевом
- 2п Коклюшки разных мест производства
- Сколок
- Условные обозначения на сколке
- Основные элементы плетения:
- Дополнительные элементы плетения:
- Рабочее место кружевницы
- Изготовление подушки
- Подставка (пяльца)
- Коклюшки
- Навивка ниток на коклюшки
- Инструменты
- Вспомогательные материалы
- Сколок на картоне
- Принадлежности для кружевоплетения
- Кружево золото-серебряное.
- Кружево золото-серебряное.
- Кружево золото-серебряное.
- Подзор простыни.
- Кружево белое льняное с полихромным шелком.
- Обшивка платка.
- Конец полотенца.
- Кружево льняное с золотой ниткой.
- Подзор простыни.
- Наколка для прически.
- Морозова Г. Г. Скатерть.
- Ельфина В. Н. Панно.
- Кораблева А. А. Панно «Космос».
- Долгошеева 3. Е. Панно.
- Саввина М. Д. Платок.
- Щупенкова М. Н. Дорожка.
- Сколки
- Сколки
- Сколки
- Сколки
- Сколки
- Сколки
- Сколки
- Сколки
- Сколки
- Сколки
- Сколки
- Сколки
- Сколки
- Сколки
- Кружевные хитросплетения в русской глубинке
Русское кружево узоры сколки
Память Вологды
Мультимедийный ресурс Вологодской ОУНБ
Тропинин В. А. Кружевница
// Василий Андреевич Тропинин: альбом – Л., 1987. – С. 39.
Подушка с коклюшками, сколком и начатым кружевом
// Фалеева В. А. Русское плетеное кружево.- Л., 1983. – С. 7.
2п Коклюшки разных мест производства
// Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. – Л., 1983. – С. 14.
Сколок
// Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. – Л. : Художник РСФСР, 1983. – С. 15.
Условные обозначения на сколке
// Медкова М. Ч. Основы вологодского кружевоплетения : учебно-методическое пособие. Вып. 1. Сцепная техника плетения . – Вологда, 2011. – С. 22.
Основные элементы плетения:
плетешок, полотнянка, сетка, насновка. Рисунок-схема // Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. – Л., 1983. – С. 18.
Дополнительные элементы плетения:
обвивная петелька, скань, перевивка, закидка // Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. – Л., 1983. – С. 19.
Рабочее место кружевницы
// Медкова М. Ч. Основы вологодского кружевоплетения : учебно-методическое пособие. Вып. 1. Сцепная техника плетения . – Вологда, 2011. – С. 8.
Изготовление подушки
// Медкова М. Ч. Основы вологодского кружевоплетения : учебно-методическое пособие. Вып. 1. Сцепная техника плетения . – Вологда, 2011. – С. 17.
Подставка (пяльца)
// Медкова М. Ч. Основы вологодского кружевоплетения : учебно-методическое пособие. Вып. 1. Сцепная техника плетения . – Вологда, 2011. – С. 18.
Коклюшки
// Медкова М. Ч. Основы вологодского кружевоплетения : учебно-методическое пособие. Вып. 1. Сцепная техника плетения . – Вологда, 2011. – С. 19.
Навивка ниток на коклюшки
// Медкова М. Ч. Основы вологодского кружевоплетения : учебно-методическое пособие. Вып. 1. Сцепная техника плетения . – Вологда, 2011. – С. 19.
Инструменты
// Медкова М. Ч. Основы вологодского кружевоплетения : учебно-методическое пособие. Вып. 1. Сцепная техника плетения . – Вологда, 2011. – С. 20.
Вспомогательные материалы
// Медкова М. Ч. Основы вологодского кружевоплетения : учебно-методическое пособие. Вып. 1. Сцепная техника плетения . – Вологда, 2011. – С. 21.
Сколок на картоне
// Медкова М. Ч. Основы вологодского кружевоплетения : учебно-методическое пособие. Вып. 1. Сцепная техника плетения . – Вологда, 2011. – С. 23.
Принадлежности для кружевоплетения
// Медкова М. Ч. Основы вологодского кружевоплетения : учебно-методическое пособие. Вып. 1. Сцепная техника плетения . – Вологда, 2011. – С. 23.
Кружево золото-серебряное.
XVII в. // Русское кружево : из собрания Государственного Исторического музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Советская Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.
Кружево золото-серебряное.
XVII в. // Русское кружево : из собрания Государственного Исторического музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Советская Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.
Кружево золото-серебряное.
XVII в. // Русское кружево : из собрания Государственного Исторического музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Советская Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.
Подзор простыни.
Вторая половина XVIII в. Кружево белое льняное с цветным шелком. Вологда // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.
Кружево белое льняное с полихромным шелком.
Конец XVIII – нач. XIX в. Галич, Костромская губ. // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.
Обшивка платка.
XIX в. Кружево белое, льняное. Елец, Орловская губ. // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.
Конец полотенца.
Первая пол. XIX в. Кружево белое льняное. Ростов, Ярославской губ. // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.
Кружево льняное с золотой ниткой.
Первая пол. XIX в. Вологда // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.
Подзор простыни.
Первая пол. XIX в. Кружево белое, льняное. Нижегородская губ. // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.
Наколка для прически.
1830-е гг. Кружево белое шелковое – блонды // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.
Морозова Г. Г. Скатерть.
1960-е гг. Кружево белое, хлопчатобумажная нить Вологда // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.
Ельфина В. Н. Панно.
1965. Кружево белое, хлопчатобумажная нить. Объединение «Снежинка». Вологда // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.
Кораблева А. А. Панно «Космос».
1970. Кружево белое, хлопчатобумажная нить. Объединение «Снежинка». Вологда // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.
Долгошеева 3. Е. Панно.
1977. Кружево белое, хлопчатобумажная нить. Елецкое производственно-художественное объединение // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.
Саввина М. Д. Платок.
1978. Кружево черное, хлопчатобумажная нить. Елецкое производственно-художественное объединение // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.
Щупенкова М. Н. Дорожка.
1978. Кружево белое, хлопчатобумажная нить. Елецкое производственно-художественное объединение // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.
Сколки
Собрание сколков, состоящей под Августейшим покровительством Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны Мариинской практической школы кружевниц, в С-Петербурге // Давыдова С. А. Русское кружево : узоры и сколки / С. А. Давыдова. — Санкт-Петербург : [б. и.], 1909. — 50 л. : табл.
Сколки
Собрание сколков, состоящей под Августейшим покровительством Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны Мариинской практической школы кружевниц, в С-Петербурге // Давыдова С. А. Русское кружево : узоры и сколки / С. А. Давыдова. — Санкт-Петербург : [б. и.], 1909. — 50 л. : табл.
Сколки
Собрание сколков, состоящей под Августейшим покровительством Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны Мариинской практической школы кружевниц, в С-Петербурге // Давыдова С. А. Русское кружево : узоры и сколки / С. А. Давыдова. — Санкт-Петербург : [б. и.], 1909. — 50 л. : табл.
Сколки
Собрание сколков, состоящей под Августейшим покровительством Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны Мариинской практической школы кружевниц, в С-Петербурге // Давыдова С. А. Русское кружево : узоры и сколки / С. А. Давыдова. — Санкт-Петербург : [б. и.], 1909. — 50 л. : табл.
Сколки
Собрание сколков, состоящей под Августейшим покровительством Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны Мариинской практической школы кружевниц, в С-Петербурге // Давыдова С. А. Русское кружево : узоры и сколки / С. А. Давыдова. — Санкт-Петербург : [б. и.], 1909. — 50 л. : табл.
Сколки
Собрание сколков, состоящей под Августейшим покровительством Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны Мариинской практической школы кружевниц, в С-Петербурге // Давыдова С. А. Русское кружево : узоры и сколки / С. А. Давыдова. — Санкт-Петербург : [б. и.], 1909. — 50 л. : табл.
Сколки
Собрание сколков, состоящей под Августейшим покровительством Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны Мариинской практической школы кружевниц, в С-Петербурге // Давыдова С. А. Русское кружево : узоры и сколки / С. А. Давыдова. — Санкт-Петербург : [б. и.], 1909. — 50 л. : табл.
Сколки
Воротник «Вилюшка с решеткой «Ростовский крест» // Михайлова Т. Сколки / Т. Михайлова. – Москва, [1995]. – С. 1 – 2.
Сколки
Воротник «Перо Жар-Птицы» // Михайлова Т. Сколки / Т. Михайлова. – Москва, [1995]. – С. 3 – 4.
Сколки
Воротник «Перо Жар-Птицы» // Михайлова Т. Сколки / Т. Михайлова. – Москва, [1995]. – С. 5 – 6.
Сколки
Воротник «Школьный» // Михайлова Т. Сколки / Т. Михайлова. – Москва, [1995]. – С. 7 – 8.
Сколки
Шарф шелковый // Михайлова Т. Сколки / Т. Михайлова. – Москва, [1995]. – С. 8 – 9.
Сколки
Шарф шелковый // Михайлова Т. Сколки / Т. Михайлова. – Москва, [1995]. – С. 10 – 11.
Сколки
Шарф шелковый // Михайлова Т. Сколки / Т. Михайлова. – Москва, [1995]. – С. 12 – 13.
Кружевные хитросплетения в русской глубинке
В ековая история кружева рассказывает, что кружево шьют, вяжут, плетут и даже куют. Русские мастерицы выбрали самый сложный путь — плетение. Коклюшки, валик, бубен, деревянные булавки «спички». Нехитрые приспособления и не оставляющая никаких сомнений кропотливость мастерства. В одном узоре могут переплетаться до ста нитей… В кружевных хитросплетениях разбиралась Наталья Летникова.
Как, например, в вологодском кружеве. В Вологде ремесло зародилось в ХVI веке, а уже спустя три столетия во всех помещичьих усадьбах были свои кружевные «фабрики». Сначала вологодские мастерицы прорисовывали завитушки на бумаге. Эту схему (скол) и плели из нити, перебирая коклюшки. В Вологде отличительная особенность кружева — плотная тесьма узора, так называемая велюшка, а любимый орнамент — снежинка с белой опушкой.
В ХVIII веке кружево пришло в Елец. Тонкие и ажурные нитяные паутинки. Елецкое кружево со своим характером: растительный и геометрический узор выполняют в основном сеткой. Любимый орнамент — «елецкий край» и «шашки», «пустушка» и «сливочки». К началу ХIХ столетия елецкое кружево по объемам занимало первое место в России, а в 1873 году изящные салфетки и скатерти покорили изысканную Вену.
Вятские, или кукарские, кружева известны уже более двух столетий. В конце ХIХ века в слободе Кукарка под Вяткой была открыта земская школа кружевниц, где преподавали ученицы Мариинской школы из Петербурга. На вятских кружевах порхали бабочки и распускались пышные цветы в окружении ромбов и зигзагов. Вдохновляли мастериц природные мотивы и даже звон коклюшек. Те, что из березы и вереса, звучат особенно мелодично.
Единственное в мире цветное коклюшечное — михайловское кружево. Плетут разноцветные узоры по устоявшимся традициям в Рязанской губернии, в старинном городке Михайлове. Главный цвет — красный, его разбавляют желтые, зеленые, голубые и даже черные узоры. «Бубенцы», «городки», «павлинки» окаймляют праздничные костюмы, рушники и скатерти. До сих пор плетут мастерицы по памяти и считают нити во время работы.
Слабо беленый лен с золотой нитью — визитная карточка галицкого кружева Костромской губернии. Изысканными мотивами в стиле рококо зашифрованы птицы-павы, двуглавые орлы, трилистники. Кружевницы из Галича плели для парадных случаев и наравне с незамысловатыми шелковыми полосками отдавали предпочтение светским сюжетам. На тонкой основе прогуливались дамы и кавалеры. Расцвет промысла пришелся на ХVIII век.
Калязинскому кружеву пошло уже шестое столетие. Золото, серебро, шелк, жемчуг и даже пух. В узоры вплеталось буквально все, что было под рукой. «Пройдите днем или вечером по Заволжской монастырской части города — и вы услышите звон коклюшек», — писали путешественники в ХIХ веке. Плело все женское население по 16 часов в сутки, но после революции промысел пришел в упадок, и сохраняют ремесло лишь усилиями энтузиастов.
Белёвское кружево зародилось в монастырских стенах. Монахини Белёва Тульской губернии плели мерное кружево из золотой и серебряной нити для знатных особ и священников. Светские нотки в ремесло привнесли крепостные. Замкнутый орнамент из тесемок, квадратов, «паучков» и «змеек», но уже из льняных и хлопчатобумажных, стал неплохим доходом. Кокетки — накидки и косыночки — главный ассортимент белёвских кружевниц.
Старинное название захожского, или киришского, кружева — галунцы. Традиционное ремесло Ленинградской области. Восемь деревень, окруженных лесами. Места, именуемые «захожи»: гостей дожидались нечасто. Это пошло на благо промыслу — сохранило от влияния городских мотивов. В Киришах кружева плели поверх уже готового узора, часто без схем (сколков) — от себя. И для себя: изделия не продавали, откладывали как приданое и дарили.
Балахнинское кружево родом из Нижнего Новгорода. Мастерицы подошли к работе технически: в ХVIII веке изучили орнаменты французских и бельгийских кружев и создали собственный «балахонский манер». Черные, кремовые или белые цветы, листья, плоды и визитная карточка — балахонская роза. Узоры символизировали любовь и рай на земле. «Балахна кружавничает» и по сей день, но это уже не промысел, а женское рукоделие.
Промысел по помещичьему велению. В ХVIII веке помещица из Мценска Протасова пригласила двух бельгийских кружевниц для обучения девушек с местной мануфактуры. Так появилось самое крупное кружевное производство — 1200 мастериц. Плели для царского двора. Лицо мценского кружева — геометрические мотивы. Сегодня ремесло развивается вполне благополучно: до сих пор работает школа кружевниц и промысел не забыт.