Русское кружево узоры сколки

Содержание
  1. Русское кружево узоры сколки
  2. Тропинин В. А. Кружевница
  3. Подушка с коклюшками, сколком и начатым кружевом
  4. 2п Коклюшки разных мест производства
  5. Сколок
  6. Условные обозначения на сколке
  7. Основные элементы плетения:
  8. Дополнительные элементы плетения:
  9. Рабочее место кружевницы
  10. Изготовление подушки
  11. Подставка (пяльца)
  12. Коклюшки
  13. Навивка ниток на коклюшки
  14. Инструменты
  15. Вспомогательные материалы
  16. Сколок на картоне
  17. Принадлежности для кружевоплетения
  18. Кружево золото-серебряное.
  19. Кружево золото-серебряное.
  20. Кружево золото-серебряное.
  21. Подзор простыни.
  22. Кружево белое льняное с полихромным шелком.
  23. Обшивка платка.
  24. Конец полотенца.
  25. Кружево льняное с золотой ниткой.
  26. Подзор простыни.
  27. Наколка для прически.
  28. Морозова Г. Г. Скатерть.
  29. Ельфина В. Н. Панно.
  30. Кораблева А. А. Панно «Космос».
  31. Долгошеева 3. Е. Панно.
  32. Саввина М. Д. Платок.
  33. Щупенкова М. Н. Дорожка.
  34. Сколки
  35. Сколки
  36. Сколки
  37. Сколки
  38. Сколки
  39. Сколки
  40. Сколки
  41. Сколки
  42. Сколки
  43. Сколки
  44. Сколки
  45. Сколки
  46. Сколки
  47. Сколки
  48. Кружевные хитросплетения в русской глубинке

Русское кружево узоры сколки

Память Вологды
Мультимедийный ресурс Вологодской ОУНБ

Тропинин В. А. Кружевница

// Василий Андреевич Тропинин: альбом – Л., 1987. – С. 39.

Подушка с коклюшками, сколком и начатым кружевом

// Фалеева В. А. Русское плетеное кружево.- Л., 1983. – С. 7.

2п Коклюшки разных мест производства

// Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. – Л., 1983. – С. 14.

Сколок

// Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. – Л. : Художник РСФСР, 1983. – С. 15.

Условные обозначения на сколке

// Медкова М. Ч. Основы вологодского кружевоплетения : учебно-методическое пособие. Вып. 1. Сцепная техника плетения . – Вологда, 2011. – С. 22.

Основные элементы плетения:

плетешок, полотнянка, сетка, насновка. Рисунок-схема // Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. – Л., 1983. – С. 18.

Дополнительные элементы плетения:

обвивная петелька, скань, перевивка, закидка // Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. – Л., 1983. – С. 19.

Рабочее место кружевницы

// Медкова М. Ч. Основы вологодского кружевоплетения : учебно-методическое пособие. Вып. 1. Сцепная техника плетения . – Вологда, 2011. – С. 8.

Изготовление подушки

// Медкова М. Ч. Основы вологодского кружевоплетения : учебно-методическое пособие. Вып. 1. Сцепная техника плетения . – Вологда, 2011. – С. 17.

Подставка (пяльца)

// Медкова М. Ч. Основы вологодского кружевоплетения : учебно-методическое пособие. Вып. 1. Сцепная техника плетения . – Вологда, 2011. – С. 18.

Коклюшки

// Медкова М. Ч. Основы вологодского кружевоплетения : учебно-методическое пособие. Вып. 1. Сцепная техника плетения . – Вологда, 2011. – С. 19.

// Медкова М. Ч. Основы вологодского кружевоплетения : учебно-методическое пособие. Вып. 1. Сцепная техника плетения . – Вологда, 2011. – С. 19.

Инструменты

// Медкова М. Ч. Основы вологодского кружевоплетения : учебно-методическое пособие. Вып. 1. Сцепная техника плетения . – Вологда, 2011. – С. 20.

Вспомогательные материалы

// Медкова М. Ч. Основы вологодского кружевоплетения : учебно-методическое пособие. Вып. 1. Сцепная техника плетения . – Вологда, 2011. – С. 21.

Сколок на картоне

// Медкова М. Ч. Основы вологодского кружевоплетения : учебно-методическое пособие. Вып. 1. Сцепная техника плетения . – Вологда, 2011. – С. 23.

Принадлежности для кружевоплетения

// Медкова М. Ч. Основы вологодского кружевоплетения : учебно-методическое пособие. Вып. 1. Сцепная техника плетения . – Вологда, 2011. – С. 23.

Кружево золото-серебряное.

XVII в. // Русское кружево : из собрания Государственного Исторического музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Советская Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.

Кружево золото-серебряное.

XVII в. // Русское кружево : из собрания Государственного Исторического музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Советская Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.

Кружево золото-серебряное.

XVII в. // Русское кружево : из собрания Государственного Исторического музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Советская Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.

Подзор простыни.

Вторая половина XVIII в. Кружево белое льняное с цветным шелком. Вологда // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.

Кружево белое льняное с полихромным шелком.

Конец XVIII – нач. XIX в. Галич, Костромская губ. // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.

Обшивка платка.

XIX в. Кружево белое, льняное. Елец, Орловская губ. // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.

Конец полотенца.

Первая пол. XIX в. Кружево белое льняное. Ростов, Ярославской губ. // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.

Кружево льняное с золотой ниткой.

Первая пол. XIX в. Вологда // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.

Подзор простыни.

Первая пол. XIX в. Кружево белое, льняное. Нижегородская губ. // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.

Наколка для прически.

1830-е гг. Кружево белое шелковое – блонды // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.

Морозова Г. Г. Скатерть.

1960-е гг. Кружево белое, хлопчатобумажная нить Вологда // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.

Ельфина В. Н. Панно.

1965. Кружево белое, хлопчатобумажная нить. Объединение «Снежинка». Вологда // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.

Кораблева А. А. Панно «Космос».

1970. Кружево белое, хлопчатобумажная нить. Объединение «Снежинка». Вологда // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.

Долгошеева 3. Е. Панно.

1977. Кружево белое, хлопчатобумажная нить. Елецкое производственно-художественное объединение // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.

Саввина М. Д. Платок.

1978. Кружево черное, хлопчатобумажная нить. Елецкое производственно-художественное объединение // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.

Щупенкова М. Н. Дорожка.

1978. Кружево белое, хлопчатобумажная нить. Елецкое производственно-художественное объединение // Русское кружево : из собрания Гос. Ист. музея в Москве : [комплект открыток] / авт.-сост. Р. М. Белогорская. – М. : Сов. Россия, 1983. – 16 отд. л. в обертке.

Сколки

Собрание сколков, состоящей под Августейшим покровительством Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны Мариинской практической школы кружевниц, в С-Петербурге // Давыдова С. А. Русское кружево : узоры и сколки / С. А. Давыдова. — Санкт-Петербург : [б. и.], 1909. — 50 л. : табл.

Сколки

Собрание сколков, состоящей под Августейшим покровительством Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны Мариинской практической школы кружевниц, в С-Петербурге // Давыдова С. А. Русское кружево : узоры и сколки / С. А. Давыдова. — Санкт-Петербург : [б. и.], 1909. — 50 л. : табл.

Сколки

Собрание сколков, состоящей под Августейшим покровительством Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны Мариинской практической школы кружевниц, в С-Петербурге // Давыдова С. А. Русское кружево : узоры и сколки / С. А. Давыдова. — Санкт-Петербург : [б. и.], 1909. — 50 л. : табл.

Сколки

Собрание сколков, состоящей под Августейшим покровительством Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны Мариинской практической школы кружевниц, в С-Петербурге // Давыдова С. А. Русское кружево : узоры и сколки / С. А. Давыдова. — Санкт-Петербург : [б. и.], 1909. — 50 л. : табл.

Сколки

Собрание сколков, состоящей под Августейшим покровительством Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны Мариинской практической школы кружевниц, в С-Петербурге // Давыдова С. А. Русское кружево : узоры и сколки / С. А. Давыдова. — Санкт-Петербург : [б. и.], 1909. — 50 л. : табл.

Сколки

Собрание сколков, состоящей под Августейшим покровительством Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны Мариинской практической школы кружевниц, в С-Петербурге // Давыдова С. А. Русское кружево : узоры и сколки / С. А. Давыдова. — Санкт-Петербург : [б. и.], 1909. — 50 л. : табл.

Сколки

Собрание сколков, состоящей под Августейшим покровительством Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны Мариинской практической школы кружевниц, в С-Петербурге // Давыдова С. А. Русское кружево : узоры и сколки / С. А. Давыдова. — Санкт-Петербург : [б. и.], 1909. — 50 л. : табл.

Сколки

Воротник «Вилюшка с решеткой «Ростовский крест» // Михайлова Т. Сколки / Т. Михайлова. – Москва, [1995]. – С. 1 – 2.

Сколки

Воротник «Перо Жар-Птицы» // Михайлова Т. Сколки / Т. Михайлова. – Москва, [1995]. – С. 3 – 4.

Сколки

Воротник «Перо Жар-Птицы» // Михайлова Т. Сколки / Т. Михайлова. – Москва, [1995]. – С. 5 – 6.

Сколки

Воротник «Школьный» // Михайлова Т. Сколки / Т. Михайлова. – Москва, [1995]. – С. 7 – 8.

Сколки

Шарф шелковый // Михайлова Т. Сколки / Т. Михайлова. – Москва, [1995]. – С. 8 – 9.

Сколки

Шарф шелковый // Михайлова Т. Сколки / Т. Михайлова. – Москва, [1995]. – С. 10 – 11.

Сколки

Шарф шелковый // Михайлова Т. Сколки / Т. Михайлова. – Москва, [1995]. – С. 12 – 13.

Кружевные хитросплетения в русской глубинке

В ековая история кружева рассказывает, что кружево шьют, вяжут, плетут и даже куют. Русские мастерицы выбрали самый сложный путь — плетение. Коклюшки, валик, бубен, деревянные булавки «спички». Нехитрые приспособления и не оставляющая никаких сомнений кропотливость мастерства. В одном узоре могут переплетаться до ста нитей… В кружевных хитросплетениях разбиралась Наталья Летникова.

Как, например, в вологодском кружеве. В Вологде ремесло зародилось в ХVI веке, а уже спустя три столетия во всех помещичьих усадьбах были свои кружевные «фабрики». Сначала вологодские мастерицы прорисовывали завитушки на бумаге. Эту схему (скол) и плели из нити, перебирая коклюшки. В Вологде отличительная особенность кружева — плотная тесьма узора, так называемая велюшка, а любимый орнамент — снежинка с белой опушкой.

В ХVIII веке кружево пришло в Елец. Тонкие и ажурные нитяные паутинки. Елецкое кружево со своим характером: растительный и геометрический узор выполняют в основном сеткой. Любимый орнамент — «елецкий край» и «шашки», «пустушка» и «сливочки». К началу ХIХ столетия елецкое кружево по объемам занимало первое место в России, а в 1873 году изящные салфетки и скатерти покорили изысканную Вену.

Вятские, или кукарские, кружева известны уже более двух столетий. В конце ХIХ века в слободе Кукарка под Вяткой была открыта земская школа кружевниц, где преподавали ученицы Мариинской школы из Петербурга. На вятских кружевах порхали бабочки и распускались пышные цветы в окружении ромбов и зигзагов. Вдохновляли мастериц природные мотивы и даже звон коклюшек. Те, что из березы и вереса, звучат особенно мелодично.

Единственное в мире цветное коклюшечное — михайловское кружево. Плетут разноцветные узоры по устоявшимся традициям в Рязанской губернии, в старинном городке Михайлове. Главный цвет — красный, его разбавляют желтые, зеленые, голубые и даже черные узоры. «Бубенцы», «городки», «павлинки» окаймляют праздничные костюмы, рушники и скатерти. До сих пор плетут мастерицы по памяти и считают нити во время работы.

Слабо беленый лен с золотой нитью — визитная карточка галицкого кружева Костромской губернии. Изысканными мотивами в стиле рококо зашифрованы птицы-павы, двуглавые орлы, трилистники. Кружевницы из Галича плели для парадных случаев и наравне с незамысловатыми шелковыми полосками отдавали предпочтение светским сюжетам. На тонкой основе прогуливались дамы и кавалеры. Расцвет промысла пришелся на ХVIII век.

Калязинскому кружеву пошло уже шестое столетие. Золото, серебро, шелк, жемчуг и даже пух. В узоры вплеталось буквально все, что было под рукой. «Пройдите днем или вечером по Заволжской монастырской части города — и вы услышите звон коклюшек», — писали путешественники в ХIХ веке. Плело все женское население по 16 часов в сутки, но после революции промысел пришел в упадок, и сохраняют ремесло лишь усилиями энтузиастов.

Белёвское кружево зародилось в монастырских стенах. Монахини Белёва Тульской губернии плели мерное кружево из золотой и серебряной нити для знатных особ и священников. Светские нотки в ремесло привнесли крепостные. Замкнутый орнамент из тесемок, квадратов, «паучков» и «змеек», но уже из льняных и хлопчатобумажных, стал неплохим доходом. Кокетки — накидки и косыночки — главный ассортимент белёвских кружевниц.

Старинное название захожского, или киришского, кружева — галунцы. Традиционное ремесло Ленинградской области. Восемь деревень, окруженных лесами. Места, именуемые «захожи»: гостей дожидались нечасто. Это пошло на благо промыслу — сохранило от влияния городских мотивов. В Киришах кружева плели поверх уже готового узора, часто без схем (сколков) — от себя. И для себя: изделия не продавали, откладывали как приданое и дарили.

Балахнинское кружево родом из Нижнего Новгорода. Мастерицы подошли к работе технически: в ХVIII веке изучили орнаменты французских и бельгийских кружев и создали собственный «балахонский манер». Черные, кремовые или белые цветы, листья, плоды и визитная карточка — балахонская роза. Узоры символизировали любовь и рай на земле. «Балахна кружавничает» и по сей день, но это уже не промысел, а женское рукоделие.

Промысел по помещичьему велению. В ХVIII веке помещица из Мценска Протасова пригласила двух бельгийских кружевниц для обучения девушек с местной мануфактуры. Так появилось самое крупное кружевное производство — 1200 мастериц. Плели для царского двора. Лицо мценского кружева — геометрические мотивы. Сегодня ремесло развивается вполне благополучно: до сих пор работает школа кружевниц и промысел не забыт.

Читайте также:  Серьги бусины оплетаем бисером
Оцените статью