Значение рисунков на рушниках
Традиционная славянская вышивка отличается характерными элементами орнамента, каждый из которых имеет свое значение. Правильная их компоновка и выполнение работы – достаточно сложная задача для начинающей мастерицы.
Особенности традиционной вышивки
При выполнении работы по старым традициям соблюдаются такие правила:
- отсутствие узлов, перекрутов, обрывов нити в рисунке. Согласно верованиям, если узлы и перекруты нитей имели место быть, ритуальное значение орнамента на рушниках пропадало. Стежки должны переходит друг в друга, нить заканчивается после выполнения отдельного фрагмента или в конце вышиваемого участка. Вместо узлов используются закрепки;
- использование только натуральных тканей и нитей. Считается, что максимальное действие, как оберег, дают вручную спряденные нити, сотканное полотно, окрашенные волокна;
- настрой рукодельницы в процессе шитья должен быть спокойным и благожелательным.
При выполнении вышивки на свадебном рушнике эти правила особенно значимы. Ведь рушник станет оберегом новой семьи, а создавать такой оберег необходимо только с наилучшим настроем и максимальным старанием.
Узоры и их символизм
Общие истоки славянских народов обуславливают сходство или единство значений традиционных фрагментов вышивки.
Основными знаками считаются:
- солнце – изображалось кругом, кругом с прямым или косым крестом, знаком свастики (сварги, коловрата). Орнамент может состоять из прямых или кривых линий, иметь в основе круг или квадрат, одинарные или сдвоенные контуры. Обычно вышивается красным цветом;
- земли – прямые горизонтальные линии. В значении «засеянное поле» изображался разделенный на четыре части ромб с точками в каждой части. Этот же символ означал беременную женщину. При сочетании с другими элементами рисунка вышивается черным, реже красным;
- воды – волнистые горизонтальные линии. Могут модифицироваться в горизонтально расположенный одинарный, двойной, многократный зигзаг. В сочетании с ромбами – орошенная, плодородная земля. Вышивается синим или в основных цветах вышивки;
- огня – четко различался огонь земной (костер, разведенный человеком) и огонь небесный (молния, знак Перуна);
- мирового древа, дерева жизни. Схожие знаки использовали для изображения родословного древа. Отдельные элементы показывали родственные связи, семейное положение членов рода, их возраст и другие характеристики;
- знаки богов. На свадебных рушниках чаще всего изображали Ладу – богиню любви и семейного счастья, Макошь – богиню плодородия, подательницу жизни, Рожаниц.
Учитывая огромное число символов и традиционных орнаментов, рассмотрим чаще всего встречающиеся в свадебной вышивке мотивы:
- птицы – повернувшиеся головами друг к другу две птицы означают взаимную, разделенную любовь;
- цветы, ягоды, листья – знак достатка, благоденствия, пожелания плодоносного брака. Особенно часто вышиваются ягоды калины и винограда, листья винограда, дуба, розы, лилии;
- знаки плодородия и согласия (Макошь, Лада), солнца и добра (коловрат);
- семейное древо. По традиции невеста в процессе подготовки приданого вышивала на одном конце свадебного рушника свое родословное древо, оставляя другой конец пустым. После сговора (помолвки) заполнялся и второй конец полотенца – там красовалось родословное древо жениха.
Отличия русского, украинского, белорусского рушников
Говорить о базовом различии вышивки свадебных рушников в России, Белоруссии и на Украине с учетом современного осмысления и переделки старинных узоров странно. Теряется значение орнаментов, смысл сочетания мотивов – остается внешняя эстетика и соответствие моде.
Однако базовые отличия существуют:
- в российской и белорусской традиции (особенно северных областей) преобладают знаки земли и воды, солнца, из растительных орнаментов – дуб, васильки, колосья, из животных – лошади и олени, птицы – петухи;
- украинская вышивка радует большим разнообразием растительных мотивов, многоцветными узорами;
- в северных областях предпочитали вышивать счетными швами (настил, плетеный, гладь), в южных – крестиком и художественной гладью.
На фото ниже, представлены традиционные для разных стран рушники:
Белоруссия
Россия
Россия
Украина
Еще примеры орнаментов на рушниках:
Планируя вышивку свадебного рушника, необходимо учесть традиции местности, происхождение жениха и невесты, особенности их семей. При этом соблюдение традиций не стоит доводить до абсурда – современный рушник на свадьбу должен радовать не только смыслом, но и красотой.
ИЗО 5 класс: “Русская народная вышивка”. Пятиклашки, для вас!
Тема одного из уроков в пятом классе “Русская народная вышивка”. Домашним заданием было нарисовать полотенце, используя мотивы русской народной вышивки. Для облегчения работы пятиклашкам и их родителям предлагаю подборку материалов на эту тему.


Примеры размещения рисунка на полотенце.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter или Отправить.
Вышитые полотенца. Значение рисунка. Особенности при вышивании.
Формы рисунков, применяемые при вышивке различных вещей, которые использовались в быту, были неразрывно связаны с церковной жизнью русского человека.
На территории Уральского региона при вышивке различных вещей: полотенца, скатерти, подзоры и т. д., применялись два цвета: красный и черный, но были случаи, когда применялся и белый цвет.
Есть определённые особенности применения данных цветов при вышивке.
Рисунок чисто красный вышивался на свадебных, венчальных, а так – же церковных пасхальных полотенцах. Красным цветом, на свадебных полотенцах и на своем приданном могли вышивать только девственницы, девушки – с 18 лет, и старые девы – до 25 лет. Если девушке случалось выйти замуж до 18 лет, то полотенце вышивалось нитками белого цвета.
Вышивка красными и черными нитками, распространялось очень широко: как в бытовых, так и в церковных вещах.
Чёрным и красным цветом вышивали свадебные полотенца не девственницы — девицы, вдовы, а также все бытовые полотенца после «медового месяца».
Очень важным являлась в жизни русского человека вышивка поминальных полотенец.
Подготовка к смерти у русского человека начиналась после 40 лет, при вышивке, женщиной также использовались красные и чёрные цвета.
Чисто черный цвет при вышивке применялся в мужских монастырях, а также для богослужебных целей в дни страстной седмицы и в родительские субботы.
Чисто белый цвет применялся в бытовых вещах при украшении белой горницы, для иконных полотенец, для полотенец применявшихся в церковных таинствах крещения, соборования (для юношей и девиц), для всей утвари, для праздника Покрова Божией Матери, а также в изделиях женских монастырей.
В вышивке православных изделий использовался только простой крестик, который вышивался с молитвой. Самой длинной молитвой была «Отче наш», но в основном пользовались Иисусовой молитвой, Богородичной, или поминались усопшие родственники.
В 70 – е годы Х1Х века появляется болгарский крестик, а также гладь, что можно часто видеть на изделиях того времени. Данная вышивка являлась характерной для марийских, мордовских, удмуртских, башкирских, чувашских, татарских и других коренных народов Уральского региона. Со временем она стала вытеснять обычный крестик, как более простая.
Так к концу Х1Х века вышивка с молитвой практически исчезла.
Ещё один негативный фактор повлиял на исчезновение ручной вышивки – это появление швейных машинок «Зингер», как одна из форм влияния западной культуры и быстрого изготовления изделий, что превратилось в коммерческую структуру.
При вышивке применялись различные формы, фигурки, растительный орнамент, который располагался в изделии симметрично.
В зависимости от того, какое полотенце вышивалось, соответственно и применялись различные схемы.
Часто на полотенцах встречаются рисунки растительного орнамента (в уральском округе преимущественно — рябина). В зависимости от применения изделий, рябиновая ветка имела определённую схему (поминальная, свадебная, праздничная, бытовая).
Применялись полевые цветы: гвоздика, ромашка, колос. На старых изделиях мы видим рисунки – это схематические рисунки в виде прямоугольников, треугольников, круга и других геометрических фигур.
Но, главным элементом в вышивке любого изделия была «Богородичная звезда», и когда мы будем рассматривать рисунки, которые сохранились, то мы увидим измененные формы в виде стилизации «Богородичной звезды» (цветка, фигуры и т.д.). В настоящее время сохранилось более ста форм «Богородичных звезд».
Говорить о разных формах можно много, но наша задача, как можно полно осветить вопрос о вышивки различных изделий, которые применялись во время свадебного обряда.
Полотенце в традициях русского народа
В традиционной культуре русского народа есть обычаи и обряды, связанные с использованием ритуальных предметов, которые выделились из огромного предметного мира, окружающего человека, и заняли в этом мире особое место (колокол, икона, свеча, обручальное кольцо, подкова, детали женского праздничного костюма, пояс-оберег). К ним же относится и полотенце как предмет декоративно-прикладного искусства и неотъемлемый элемент народных обрядов, обычаев, поверий и праздников.
Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.
Полотенчатый головной убор в 19 в. довольно широко бытовал в Тульской, Калужской и Брянской губерниях. Девушки этих регионов в праздники и при посещении церкви носили головные полотенца с закатанными или вышитыми концами. Полотенце из льняного холста, сложенное в 4 ряда вдоль, клали на лоб, затем его переплетали на затылке и выставляли вперед концами, украшенными в красных тонах геометрическим орнаментом.
Красный цвет у многих народов в древности символизировал животворящие силы природы, ему приписывалось магическое свойство способствовать жизненным силам человека. Красный цвет в одежде также связан с представлением об охранном значении. Свадебное полотенце, которым покрывали невесту, делалось длинной до 3 метров, на концах нашивались полосы кумача, красное кружево. По долевой стороне полотенца, спускавшейся на лоб, пришивали в обмет красную полосу или вышивали красной шерстью ромбы, треугольники — охранный орнамент. В свадебном полотенце очень ясно сохранилось значение оберегающего покрова ткани, которым закрывали невесту «от сглазу», усиленное охранным орнаментом, выполненным красными нитками
Начиная с 1-го дня сватовства полотенце выполняет определенную роль в обряде. Так, если невеста согласна на брак, она дарит жениху и всем приехавшим с ним банные или вышитые полотенца; с женихом невеста посылает полотенца его родственникам. В день свадьбы в доме невесты дружку перевязывают через плечо полотенцем длиной метра в 3, с расшитыми концами, спускающимися до земли. С этим полотенцем, символом его свадебного чина, дружка не расстается всю свадьбу.
Роль полотенца в обрядах очень разнообразна. В обрядах полотенца выступали как символы и как подарки. Вручение невестой даров жениху, его родителям, их родственникам и другим участникам свадьбы проводилось исстари с целью поддержания с ними добрых отношений и обеспечение доброжелательного отношения с их стороны. Как символы полотенца выступали в предсвадебном и свадебном обряде в качестве отличительных знаков персонажей. Так, в Тамбовской губернии на девичник к невесте приглашались «позыватые» — подруги невесты, опоясанные пестрыми кушаками или вышитыми полотенцами, а к кистям рук у них прикреплялись специальные маленькие полотенчики. А в Вологодской губернии на масленице новобрачная дарила полотенца-«блинники» родным мужа за угощение блинами.
На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц — пав, изображенных по сторонам куста — древа. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Птицы — павы — это древние птицы, которым поклонялись наши предки. Ходило даже такое поверье среди крестьянок: «Коли птицы — павы или двух не вышьешь, замуж не выйдешь».
Часто вышивалась на полотенцах праматерь — земля, вздымающая руки к солнцу, прося у него щедрот людям. С тех пор дошла до нас и земледельческая поговорка о зависимости урожая от погоды: не земля хлеб родит, а небо. Женщины начинали вышивать узоры с птицами и праматерью — землею с приходом весны, с наступлением долгих светлых дней, когда оставалось ещё время до начала полевых работ. И вышивала крестьянка свои узоры под благотворными лучами вешнего солнца. Слово «узор» звучит примерно так же, как зарница, зарево, заря. И поэтому на серебристо-белом полотне рдеет как зарево вышитый орнамент.
Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию от солнца и способная дать жизнь всему живому.
У русских вышитые полотенца также вешают на окна не только во время свадьбы, но и вообще по праздникам — в окна легче могут войти злые духи, завешивание их полотенцами служит таким же оберегом, как закрещивание окон и дверей крестным знаменем.
Полотенце служит оберегом не только в свадебной обрядности, но и в родильной и похоронно-поминальной.
Так, при рождении ребенка полотенцем оборачивают колыбель для того, чтобы злой дух не проник к нему.
На похоронах полотенца раздают всем сопровождающим покойника: их дают, чтобы предохранить сопровождающих от несчастий при общении с покойником. Во всех этих случаях магическую силу полотенца усиливает вышивка, которая бесспорно играет большую роль и имеет охранительное значение.
Кроме всего прочего, полотенце играет и информативную роль. Так, на похоронах его вешают на углу дома, в красном углу, на кресте, на крышке гроба, используют в наборе для первого встречного и др. Полотенце является как бы опознавательным знаком не только для живых, информируя «чужих» о том, к какому семейному коллективу принадлежал умерший, оно, видимо, служило опознавательным знаком и для предков. Вероятно, этим можно объяснить вывешивание полотенец на косяк или расстилание их на лавках, покрывание воды в купели и т.д. Вывешивание полотенец можно расценивать как «приглашение» предкам принять участие в тех или иных действиях, касающихся семьи, оказать покровительство потомкам.
Прежняя народная вышивка с её замечательными узорами, особенными и неповторимыми в каждой области, как вид искусства для себя почти не сохранилась. Но, все равно, вышивка — это не умирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат неисчерпаемым источником вдохновения для творчества наших современников.
Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью деревни, которые тоже постепенно становятся историей.
В наши дни можно видеть в сельских домах портреты погибших воинов, обрамленные расшитыми полотенцами. Полотенце активно участвует и в торжественных встречах почетных гостей — на нем подносят хлеб-соль.
Традиция обрядов с полотенцами стала возрождаться и в современных обрядах. В современных свадьбах мы видим на дружках невесты и жениха орнаментированные полотенца, повязанные через правое плечо. И хотя свадебный ритуал хранит в себе черты прошлого быта, но они значительно изменились в наши дни.
Кружевное или расшитое полотенце всегда выглядит очень нарядно и торжественно, не случайно на них принято хлеб-соль подносить. Лучшего украшения, чем белое нарядное полотенце, наверно, и придумать невозможно: в нем ведь и символическая чистота есть, и представление о достатке с ним связано. Чего уж больше желать молодым!
Замечательная вологодская художница-кружевница Мария Медкова, наша современница, создала серию кружевных полотенец Среди них есть и со свадебной символикой.
Материал взят из различных источников.
1.«Народные орнаменты», Васильева Л. К., М., 1991 г. 2. «Изобразительное искусство», Н.А. Горяева, О.В. Островская, М., 2006 г 1984 г. 3. «Русская свадьба», Д.М.Балашов, Ю.И. Марченко, М., 1085 г 4. «Русская народная вышивка», Богуславская И.Я., М., 1986 г, 5. Вологодское кружево в интерьере М. Медкова, О. Кириллова.