Русское шитье 19 века

Русская вышивка XIX-XX веков

Коллекция Русского музея

Обилие в собрании Русского музея крестьянских вышивок XIX — ХХ вв. при наличии среди них неповторимых и оригинальных произведений позволяет представить все богатство и разнообразие сложившихся местных вариантов этого искусства, а также общие черты народного шитья Севера, средней и южной полосы Европейской России. На Руси вышивкой занимались издавна женщины всех социальных слоев. В XIX в., когда в ряде районов возникли вышивальные промыслы, к этому мастерству приобщились и мужчины.


Деталь передника. Мастер Н.П. Козлова-Амелюшкина
1910-е гг. Мценский уезд Орловской губ.
Государственный Русский музей

Вышивки южнорусских районов близки по стилю. Для них типичен геометрический орнамент с мотивом ромба и его производных. Даже изображения человеческой фигуры подчинены здесь геометризованным формам. Композиции узоров строятся повторением или чередованием элементов в горизонтальном ряду, по диагонали, реже — по вертикали. Исполнены вышивки обычно в технике цветной перевити или строчки-стлани, придающей поверхности ткани зернистую шероховатую фактуру. В цвете, наряду с чисто белым шитьем и сочетанием белого с красным, характерно дополнение синих, зеленых, черных нитей или яркое многоцветие анилиновой шерсти.

Типичные примеры калужских, орловских, тульских вышивок представляют передники-„занавески» — непременная часть местного женского костюма, где вышивка располагается широкой каймой по подолу или покрывает густыми полосами всю плоскость ткани. Однако, при общем сходстве, в каждой области, а подчас районе или группе деревень существовали свой неповторимый стиль и характер шитья, проявлявшиеся в мотивах и размерах узоров, в фактуре и особом способе исполнения, в излюбленных цветовых сочетаниях.


Полотенце.
1900-е гг. Бежецкий уезд Тверской губ.
Государственный Русский музей

Читайте также:  Haed вышивка это как

В средней полосе России экспедициями Русского музея был выявлен своеобразный район распространения народного шитья в бывшей Теблешской волости Бежецкого уезда Тверской губернии’

. Радостные по цвету, простодушные произведения теблешан исполнены на рубеже XIX и ХХ вв., что сказалось на декоративной дробности в передаче традиционных для вышивки образов птиц, в яркости колорита, включающего полнозвучие цветной шерсти.


Подзор.
Середина XIX в. Костромской уезд Костромской губ.
Государственный Русский музей


Подзор. Фрагмент.
Середина XIX в. Костромской уезд Костромской губ.
Государственный Русский музей

В середине XIX в. один из интереснейших очагов крестьянской вышивки сложился в ряде деревень бывшего Костромского уезда Костромской губернии’4. Здесь вольно интерпретировали в орнаменте сюжеты лубочных картинок. На подзоре из собрания музея вышиты изображения двух пар Сиринов с женскими головами и пестрым птичьим торсом, их окружают кусты („тополи раис[кие]»), травы, цветы, растущие из вазонов. Орнаментальная надпись передает текст из Хронографа. Следуя четкому рисунку картинки, мастерица исполнила композицию на ткани тамбурным швом-косичкой, гибкие линии которого позволили свободно передать в шитье контуры фигур, местами как бы расцвеченные широкими стежками „верхошва». Своеобразная живописность костромских вышивок не имеет аналогий в вышивке других местностей.


Конец полотенца.
1820-е гг. Онежский уезд Архангельской губ.
Государственный Русский музей


Полотенце. Мастер С.Ф.Саввина
Конец XIX века. Кирилловский уезд Новгородской обл.
Государственный Русский музей

В вышивке Русского Севера, благодаря особенностям развития края, больше сохранились древние пласты народного орнамента’5. На предметах быта и одежды часто встречаются характерные „древние мотивы», привлекшие к себе внимание ученых еще в 1920-е годы. Исполненные древним двусторонним швом красными нитями по льняному полотну, эти вышивки донесли до нас отголоски образов древней славянской мифологии. Они овеяны сказочностью, а их художественная выразительность складывается из четкого композиционного построения, равновесия частей, удивительного ритма линейного рисунка с характерной взаимной параллельностью линий. Такие узоры, как правило, исполнялись на вещах обрядового назначения: свадебных полотенцах, головных повязках, сенокосных рубахах.


Головное полотенце.
Вторая половина XIX в. Шенкурский уезд Архангельской губ.
Государственный Русский музей


Полотенце.
1900-е гг. Устюженский уезд Новгородской губ.
Государственный Русский музей

Северные вышивки с древними мотивами обладают относительным стилистическим единством, независимым от места их создания. Но в то же время в ряде районов вышивальщицы проявляли пристрастие к определенным сюжетам орнамента, узкоместным способам шитья, оттенкам красного цвета нитей. Так, для вышивки Кирилловского уезда Новгородской губернии типичен узор „ладья», а в деревнях Устюженского уезда той же губернии часто вышивали „рыбину» — изображение птицы с миниатюрными птенцами по контуру, заполненное рядами мелких шашечек.


Подзор. (Деталь.)
XIX в. Каргопольский уезд Олонецкой губ.
Государственный Русский музей


Подзор. (Деталь.)
XIX в. Каргопольский уезд Олонецкой губ.
Государственный Русский музей

Со временем древние мотивы и композиции видоизменялись, трансформировались, на их основе возникло множество новых орнаментом’

. Сегодня понять элементы некоторых из них довольно трудно. Например, в богатом разными типами вышивки Каргопольском уезде Олонецкой губернии на подзорах в единую композицию соединяются, образуя своего рода орнаментальный ребус, загадочные фигуры людей, коней, всадников и головы оленей с ветвистыми рогами.


Подзор. (Фрагмент.) Мастер Ф.В.Антонова
1870-е годы. Лужский уезд Петербургской губ.
Государственный Русский музей


Подзор. (Фрагмент.) Мастер Ф.В.Антонова
1870-е годы. Лужский уезд Петербургской губ.
Государственный Русский музей

А на подзоре из Лужского уезда Петербургской губернии изображение двуглавого орла превращалось то в сказочный цветок, то в проросшего растениями паука.

В конце XIX — начале ХХ в. некоторые центры крестьянской вышивки стали промыслами, поставляющими вышитые изделия на рынок, на потребу городскому покупателю. Особенное развитие в это время получила „крестецкая строчка» — сквозная вышивка, подражающая кружеву, центром производства которой стал Крестецкий уезд Новгородской губернии. Мастера украшали скатерти, салфетки, полотенца, белье тончайшими ажурными узорами геометрического характера, напоминающими снежинки. Крестцы и поныне являются уникальным очагом этого старинного искусства.


Душегрея.
XIX век. Нижегородская губ.
Государственный Русский музей


Душегрея. Фрагмент
XIX век. Нижегородская губ.
Государственный Русский музей


Душегрея. Фрагмент
XIX век. Нижегородская губ.
Государственный Русский музей

Традиции древнерусского золотого шитья развивались в отдельных сложившихся центрах вплоть до начала XX в. В XIX в. крупным районом золотошвейного дела была Нижегородская губерния. Здесь зажиточное поволжское крестьянство украшало вышивкой праздничную одежду, платки, головные уборы. На бархатной душегрее характерный для местного народного искусства узор с цветами, листьями и гроздьями винограда, растущими из вазона и перевитыми бантами, стелется по рукавам, полам, спине, выявляя особенности покроя этой нарядной кофты. Сквозь густой узор едва просвечивает вишневый цвет фона.


Платок.
Первая половина XIX века.
Государственный Русский музей

На тонкой кисее платка легкие букеты цветов ложатся в кайму, украшают углы. Сочетание болотных и черных нитей на палевом фоне придает вышивке изысканную строгость.


В.В.Грумкова. Полотенце «Кадриль».
1973. Рязань
Государственный Русский музей


В.Н.Носкова. Деталь покрывала.
1949. Мстера Владимирской обл.
Государственный Русский музей

Несмотря на то что вышивка сегодня — не такой популярный вид народного творчества, как прежде, но и в наши дни она развивается в сложившихся традиционных очагах. Наряду с Крестцами, крупным центром ручного шитья является Рязань, где современные художники успешно развивают традиции местной цветной перевити. Двумя видами вышивки славится поселок Мистера Владимирской области. Здесь равно высокого уровня достигло искусство „белой глади» с ее ювелирными разработками поверхности узоров с помощью „стягов» — узорных заполнений миниатюрными швами и яркая нарядная вышивка „владимирским верхошвом», крупные стежки которого, точно мазки кисти, передают и чисто орнаментальные, и сюжетно-тематические композиции.

Литература:
1. И.Я. Богуславская. Русская вышивка — В кн.: Русское народное искусство в собрании Государственного русского музея. Л., 1984.
2. М.Н. Гумилевская. Строчка и вышивка. М., 1953;
3. И.Я. Богуславская. Народное искусство теблешан. «КСИЭ». Вып. 38. М., 1963.
4. Г.С. Маслова. Основные черты орнамента ярославской и костромской вышивки.— Сообщения ГРМ. Вып. 11. М., 1976.
5. В.А. Городков. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве. — Труды ГИМ. Вып. 1. М., 1926.
6. С.И. Бутылина. О крестецкой строчке. — В кн.: Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л., 1981.
7. С.М. Темерин. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки. М., 1960.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • БИБЛИОТЕКА (2491)
  • Старинные книги по рукоделию. (12)
  • ВЯЗАНИЕ (122)
  • ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ (304)
  • КНИГИ ,ЖУРНАЛЫ (113)
  • КНИГИ ПО ПОШИВУ КУКОЛ И КУКОЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ (203)
  • КНИГИ ПО ПОШИВУ МЯГКОЙ ИГРУШКИ (335)
  • РУКОДЕЛИЕ (966)
  • ЦВЕТОДЕЛАНИЕ. (117)
  • Японские журналы (392)
  • Card making (12)
  • БОХО (1400)
  • ВИНТАЖ (37)
  • Выкройки,схемы (407)
  • Украшения и сумки в БОХО (183)
  • БИЖУТЕРИЯ.СОЗДАЕМ САМИ. (1216)
  • Браслеты (217)
  • Все о бижутерии. (164)
  • АМУЛЕТЫ (5)
  • Вязаные украшения (116)
  • КАЗАНШИ (18)
  • Маникены для демострации (13)
  • УКРАШЕНИЯ НА ГОЛОВУ (65)
  • Украшения на шею (292)
  • ШИБОРИ (5)
  • Эпоксидная смола. (12)
  • Валентинов день (60)
  • ВАЛЯНИЕ-ШЕРСТЬ (123)
  • ВОЛШЕБСТВО,МАГИЯ,ГАДАНИЯ (479)
  • Гадание (18)
  • Гороскоп (8)
  • НУМЕРАЛОГИЯ (6)
  • МУДРОСТЬ (89)
  • РУНЫ (27)
  • СИМОРОН (260)
  • ХИРОМАНТИЯ (9)
  • ВЫШИВКА (144)
  • Авторская (11)
  • вязание (695)
  • варежки,митенки,нарукавники (68)
  • носочки (56)
  • платья,кордиганы,пальто (79)
  • Техника КРЕЙЗИ-ВУЛС (17)
  • Узоры и мотивы (96)
  • юбки (16)
  • Головные уборы (124)
  • ДЕКОРИРОВАНИЕ (160)
  • Бутылка (42)
  • Дом (86)
  • ДЕКУПАЖ (327)
  • Бирочки (36)
  • Бумага,фон (62)
  • Мастер класс. (48)
  • Материалы (60)
  • денежки (120)
  • День Защитника Отечества (7)
  • ДЕТКАМ (258)
  • Вяжем и шьем от 0 до 3 лет. (37)
  • ДЖИНС (182)
  • ДИЕТА (42)
  • ЖЕНСКИЕ ПОДАРКИ (8 марта) (8)
  • ИГОЛЬНИЦЫ (50)
  • ЙО ЙО (20)
  • КАСТОМАЙЗИНГ или переделка (184)
  • Коврики (63)
  • ЦВЕТОВАЯ ПОЛИТРА ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА. (22)
  • КОПИРАЙТ (4)
  • КРАСОТА (816)
  • ВОЛОСЫ (54)
  • ПСИХОСОМАТИКА (7)
  • для лица (86)
  • ЗДОРОВЬЕ (429)
  • ЙОГА,ГИМНАСТКА (55)
  • МазЬ (19)
  • Масла (7)
  • Рецепты для век (23)
  • Кружева (15)
  • КРУЖЕВО (216)
  • Ирландское кружево (162)
  • Турецкое игольное кружево (7)
  • КУКЛЫ (1318)
  • АВТОРСКИЕ (99)
  • Soft Dolls and Animals (14)
  • ангелы (122)
  • Бабульки (21)
  • Ведьмочки (27)
  • Домовушка,домовик (19)
  • Из сказок (43)
  • Интересные куклы (151)
  • КНИГИ О ТИЛЬДЕ ТОНЕ ФИННАНГЕР РАЗНЫХ ИЗДАНИЙ. (24)
  • Куклы держатели туалетной бумаги (6)
  • Марионетки (2)
  • МЛАДЕНЦЫ (61)
  • Около кукольное (43)
  • Пижамницы (13)
  • Пластика,папье-маше (11)
  • примитивы (121)
  • Пугало (7)
  • Сказочные существа (32)
  • Таинство создания кукол (153)
  • Тильда (72)
  • феи (17)
  • Шарнирная (29)
  • КУКОЛЬНАЯ ОДЕЖДА (249)
  • АКСЕССУАРЫ (27)
  • МЕБЕЛЬ (5)
  • КУЛИНАРИЯ (443)
  • выпечка (165)
  • Книги В.В.Похлебкина (3)
  • горячие блюда (54)
  • Десерты и сладости (55)
  • Заготовки на зиму. (42)
  • Напитки (14)
  • Салаты (69)
  • Соусы (22)
  • СПЕЦИИ (8)
  • Супы (21)
  • СЫРЫ.ГОТОВИМ САМИ (12)
  • КУХОННЫЕ МЕЛОЧИ ДЛЯ УЮТА (166)
  • Куклы держатели туалетной бумаги (6)
  • Пакетница (69)
  • ФАРТУКИ (1)
  • ЛиРу.Энциклопедия. (151)
  • АВАТАРКА (17)
  • Для Дневника (11)
  • КОМПЬЮТЕР (85)
  • МАСТЕР-КЛАССЫ. (519)
  • МОДА. (70)
  • МОИХ РУК ДЕЛО (38)
  • МУЗЫКА (5)
  • Мыловарение (2)
  • МЯГКАЯ ИГРУШКА И НЕ ТОЛЬКО (1964)
  • ароматная кофейная игрушка (114)
  • Белки (1)
  • Летучие мышки (1)
  • вязаные игрушки (108)
  • Джинсовые (9)
  • грибы,грибочки (8)
  • Домики (59)
  • ЕЖИК (16)
  • ЖИРАФЫ (11)
  • зайчики (102)
  • Игрушки-подушки (14)
  • Из ваты (37)
  • коровушки и бычки (39)
  • Кошечки.коты,котята (217)
  • Лисы (21)
  • лошадки (33)
  • ЛЬВЫ (8)
  • Лягушки (34)
  • мишки (107)
  • Мишки тедди и друзья.(игрушки на шплинтовом соедин (23)
  • МОРСКОЕ,РЫБКИ,КРАБЫ.РАКИ.ЗВЕЗДЫ И Т.Д. (21)
  • Носочные игрушки (1)
  • ОБЕЗЬЯНКИ (109)
  • овечки и козочки (127)
  • петухи и курочки (183)
  • Птички,птицы (149)
  • Свинки (55)
  • Слоны (23)
  • собачки (155)
  • Совушки (17)
  • Улитки,бабочки,жуки. (29)
  • Фетр (17)
  • Фрукты,овощи (16)
  • ЧЕРЕПАШКА (4)
  • ЭНН ВУД (3)
  • Ящерки.драконы (6)
  • НОВЫЙ ГОД (713)
  • елочки (50)
  • новогодняя игрушка (169)
  • подарки на восточный новый год. (24)
  • сапожок (18)
  • снеговики и деды морозы (136)
  • ОТКРЫТКИ (24)
  • ПАСХА (4)
  • ПАСХА (134)
  • ПОБЕДА. (6)
  • ПОДЕЛКИ (838)
  • Природные материалы (30)
  • Дерево.ИНТАРСИЯ. (10)
  • ПУГОВИЧКИ (5)
  • ГИПС (15)
  • ИЗ СТАРЫХ КНИГ (8)
  • КОЖА (109)
  • ЛОВЕЦ СНОВ (3)
  • МЕШКОВИНА И ДЖУТОВЫЙ ШНУР (57)
  • Морские ракушки и камешки (9)
  • Папье-маше (88)
  • Пластиковые бутылки (29)
  • Плетение из бумажных трубочек (11)
  • Полимерная глина,холодный фарфор (55)
  • Рецепты (41)
  • Соленое тесто (97)
  • ТКАНЬ (21)
  • Трафареты (19)
  • ФЛОРИНТИЙСКОЕ САШЕ (7)
  • Шебби-Шик (31)
  • Шишки (44)
  • яичная упаковка (11)
  • Подушки (37)
  • ПОЗИТИФФ (50)
  • ИНТЕРЕСНО И ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ. (204)
  • Путешествия по миру (44)
  • Красивые фотографии (14)
  • КВИЛТ и ПЭЧВОРК (404)
  • РАБОТА В ИНТЕРНЕТЕ (9)
  • РИСОВАНИЕ (131)
  • Евгения Гапчинская (5)
  • РУСЬ (196)
  • Выкройки (41)
  • ГОВОР. (7)
  • Народная кукла (58)
  • САДОВООГОРОДНОЕ (332)
  • ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ И РЕЦЕПТЫ (102)
  • РАЗМНОЖЕНИЕ,РАЗВЕДЕНИЕ ЦВЕТОВ (51)
  • СВЕЧИ (32)
  • СЕКРЕТЫ КРОЙКИ И ШИТЬЯ. (126)
  • Сумки (375)
  • Рюкзаки (23)
  • ТАПОЧКИ (83)
  • ТКАНЕТВОРЧЕСТВО (64)
  • Деграде (1)
  • BORO (17)
  • ОКРАСКА ТКАНЕЙ ТРАВАМИ (6)
  • Принт-трафарет (1)
  • РОСПИСЬ ПО ТКАНИ (6)
  • ШИБОРИ (3)
  • ЭКОПРИНТ (4)
  • КАРТРОНАЖ.Упаковка,органайзеры,шкатулки. (88)
  • УЮТНЫЙ ДОМ (262)
  • ДЛЯ ДОМА.ИНФОРМАЦИЯ (3)
  • Полезные советы (79)
  • ФОТОРЕДАКТОРЫ И ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ПРИ СЪЕМКЕ. (96)
  • ХЭЛЛОУИН (29)
  • ЦВЕТЫ. (1053)
  • БУМАЖНЫЕ (17)
  • Вязанные цветы (81)
  • ДЖИНС (2)
  • КОЖА (252)
  • Мастер класс (435)
  • Мех (45)
  • шаблоны и выкройки (87)
  • ШИТЬЕ (606)
  • Выкройки (402)
  • Костюмы карнавальные (12)
  • Синель (3)

Цитатник

Картина из натуральной кожи. Полевые маки. Автор Андрей Коробейников. Картина из натуральной.

МК маки МК макиДва круга (у меня 4см в диаметре), сложить два раза и вырезать как показано .

Кожаная брошь «Божья коровка». МК ягодкаопять Очень простая в изготовлении божья коровка может .

Оцените статью