Русское старинное лоскутное шитье

Русское лоскутное шитьё

Вид ремесла, который так и не стал промыслом, но всегда очень популярен

Бережливость и красота

Сказать конкретно, откуда, из какой страны, пошло ремесло лоскутного шитья, затрудняются даже специалисты.

Скорее всего подобные мысли, о рациональном использовании ценных кусочков ткани, возникали у хозяек в разных странах, разной национальности.

Коврик, Архангельская область

В Россию первые ситцы были завезены из Англии в середине XIX века. Первые промышленные ткани были дорогими, ценился каждый обрезок и остаток, ничего не выбрасывалось. Именно это время можно считать зарождением лоскутного творчества в России. К сожалению, большинство лоскутных одеял не сохранилось, потому что ткань изнашивалась в процессе использования.

Травка в сочетании с другими элементами

Ценилось конечно и домотканое полотно, бытовавшее задолго ло появления английских ситцев. Известный сборник «Домострой» содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды. Известно, что уже в XVII веке, в среде старообрядцев, использовались лоскутные коврики, называемые «подручниками». Рисунок этих ковриков символически изображал девять ангельских чинов.

Из коллекции Лены Чирковой (город Шенкурск Архангельской области), коврик

Собранное из разноцветных кусочков одеяло или яркий коврик вносили разнообразие в обыденную жизнь, служили украшением жилища.

Первыми лоскутными работами были геометрические узоры : сшивались полосочка к полосочке, квадратик к квадратику, треугольник к треугольнику.

Развитие

Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков.

Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины.

А как же без традиций

В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию — защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом.

Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма.

Одеяло из экспозиции Краведческого музея города Шенкурск Архангельской области

В конце XIX — начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. В приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья:

  • «ляпаками» (или «ляпачиха»: необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу, название каргопольских свадебных одеял, сотканных из небольших лоскутов),
  • «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу),
  • «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России — «йо-йо» — квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объёмные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга).

Наряду с ковриками из уголков были распространены коврики из шнуров-косичек, сплетённых из скрученной ткани, которые выкладывались по кругу и сшивались.

«Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей».

Разное отношение

В разные времена существования техники лоскутного шитья на Руси к нему относились по разному.

Украшение, авт.Наталья Вихрова

В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения.

После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств.

Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной.

Рисунки-символы Сочинской олимпиады

Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров.

Пока нет музея

Не так давно в нашей стране была создана «Ассоциация мастеров лоскутного шитья России» (Russian Quilters Association), которая призвана объединить творческие ресурсы российского квилтинга, поддержать развитие этого вида народного искусства, помочь мастерам и начинающим, популяризировать и распространять знания об этом народном ремесленном искусстве.

В статье на сайте ассоциации говорится:

«В России нет пока музея лоскутного шитья. Старинные лоскутные работы хранятся в фондах и запасниках некоторых музеев. Фонды и запасники — это архив, чаще невыставленный в постоянную экспозицию и недоступный для всеобщего обозрения.

Самые интересные и серьезные коллекции находятся в Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» и в Краеведческом музее города Шенкурск (Архангельской области). Музею требуются немалые экспозиционные площади, потому что лоскутные панно и одеяла — не уместишь на нескольких стендах…и в общем, очень жаль , что нет такого профильного музея , он мог быть серьезным туристическим центром, так как интерес к лоскутному шитью во всем мире — совсем не временное увлечение…

Пока нет музея, предоставляем Вам возможность на сайте нашей ассоциации оценить по достоинству уровень лоскутных работ, созданных руками российских мастеров.»

Авторские права

Статья подготовлена по материалам: с сайта http://www.quilters.ru, книги Светланы Ращупкиной «Лоскутное шитье и аппликация» и Wikipedia, CC BY-SA 3.0; авторство фото: 1, 8 — Наталья Вихрова, CC BY-SA 3.0; 2–7, 10 — Римма Быбина, CC BY-SA 3.0 , 9 — Путеводитель по русским ремёслам CC BY-SA 3.0; 3 — .

Вы можете приобрести изделия народных художественных промыслов в магазине «Русские ремёсла»!

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Ляпочиха: старинная русская техника лоскутного шитья

Бережливые рукодельницы в восторге от особой техники лоскутного шитья – ляпочихи, дающей «вторую жизнь» старой одежде. Цветные лоскутки, размещённые на полотне по задумке рукодельницы, составляют яркие узоры. Стремитесь оформить квартиру в деревенском стиле, наполнить её уютом с помощью рукодельных предметов декора? Техника «Ляпочиха» придется здесь как нельзя кстати.

Как возникал техника ляпочиха

Техника лоскутного шитья «ляпочиха» зародилась в крестьянские времена, когда каждая женщина должна была ловко обшивать всю семью из собственноручно сотканной ткани. Считалось, что поношенную одежду нельзя выбрасывать, иначе семья потеряет благосклонность высших сил и будет обречена на бедность. Мастерицы стремились сберечь каждый лоскут ткани и использовать его для украшения дома. Особую популярность приобретали лоскутные одеяла и «пушистые» коврики, созданные из цветных обрезков старой одежды.

Происхождение термина

Термин «ляпочиха» своими корнями уходит к северным народам. В переводе с немецкого языка обозначение «der Lappen» означает «лоскут ткани, кусочек тряпки». Жители глубинок северной России до сих пор, говоря о маленьких кусочках тканей, употребляют слова: «ляпок», «ляпоток», «ляп».

Распространение техники

Всплеск популярности техника шитья «ляпочиха» получила в первой половине 20-го века, когда население переживало тяжёлые экономические кризисы (гражданская война, раскулачивание, вторая мировая). Текстиль был дорог – по примеру предков, хозяйственные девушки старались каждый кусок яркой ткани использовать для украшения дома. В сёлах были распространены ковры и одеяла, выполненные в технике ляпочиха. А городские мастерицы наловчились оформлять в этом стиле абажуры, диванные подушки, сумочки, платья и даже шапочки!

Современные рукодельницы используют для создания предметов в стиле «ляпочиха» разные декоративные элементы:

  • Цветные лоскутки трикотажных тканей.
  • Остатки пряжи и крашеную шерсть.
  • Разноцветные ленты, кружева.

Новички создают обычные коврики с хаотичной сменой цветов и размеров лоскутков. Опытные мастерицы способны создавать сложные орнаменты и целые лоскутные картины. То, что раньше считалось народным промыслом, теперь новейшее веяние декоративного оформления городских картин.

Техника ляпочиха: декорирование из лоскутков

Золотые ручки из любого куска тряпки способны создать произведение искусства. Суть техники «ляпочиха» состоит в пришивании мелко порезанных кусочков ткани на крепкую основу. В качестве основы используется любая крепкая ткань. Так как вся её поверхность в процессе обработки будет закрыта, то за основу часто используют старую верхнюю одежду, джинсы и даже тканевые мешки!

Простой вариант

Самым простым видом «ляпочихи» является пришивание полосок ткани рядами. Каждый кусочек ткани прошивается строго посередине, затем его края «загибаются» и создают нужный объём. Чем крупнее лоскутки, тем пышнее будет изделие. Мастерицы, ценящие эстетические качества будущей вещи, стремятся шить её из лоскутков одинакового размера и формы. Для этого заготавливаются прямоугольные кусочки, которые пришиваются по принципу «бабочки» — незаметный шов в середине, а края в свободном парении. Ряды размещают очень плотно, чтобы ткань «топорщилась» и держала форму.

Ляпочиха: старинная русская техника лоскутного шитья

Бережливые рукодельницы в восторге от особой техники лоскутного шитья – ляпочихи, дающей «вторую жизнь» старой одежде. Цветные лоскутки, размещённые на полотне по задумке рукодельницы, составляют яркие узоры. Стремитесь оформить квартиру в деревенском стиле, наполнить её уютом с помощью рукодельных предметов декора?

Техника «Ляпочиха» придется здесь как нельзя кстати

Как возникал техника ляпочиха

Техника лоскутного шитья «ляпочиха» зародилась в крестьянские времена, когда каждая женщина должна была ловко обшивать всю семью из собственноручно сотканной ткани. Считалось, что поношенную одежду нельзя выбрасывать, иначе семья потеряет благосклонность высших сил и будет обречена на бедность. Мастерицы стремились сберечь каждый лоскут ткани и использовать его для украшения дома. Особую популярность приобретали лоскутные одеяла и «пушистые» коврики, созданные из цветных обрезков старой одежды.

Происхождение термина

Термин «ляпочиха» своими корнями уходит к северным народам. В переводе с немецкого языка обозначение «der Lappen» означает «лоскут ткани, кусочек тряпки». Жители глубинок северной России до сих пор, говоря о маленьких кусочках тканей, употребляют слова: «ляпок», «ляпоток», «ляп».

Распространение техники

Всплеск популярности техника шитья «ляпочиха» получила в первой половине 20-го века, когда население переживало тяжёлые экономические кризисы (гражданская война, раскулачивание, вторая мировая). Текстиль был дорог – по примеру предков, хозяйственные девушки старались каждый кусок яркой ткани использовать для украшения дома. В сёлах были распространены ковры и одеяла, выполненные в технике ляпочиха. А городские мастерицы наловчились оформлять в этом стиле абажуры, диванные подушки, сумочки, платья и даже шапочки!

Современные рукодельницы используют для создания предметов в стиле «ляпочиха» разные декоративные элементы:

  • Цветные лоскутки трикотажных тканей.
  • Остатки пряжи и крашеную шерсть.
  • Разноцветные ленты, кружева.

Новички создают обычные коврики с хаотичной сменой цветов и размеров лоскутков. Опытные мастерицы способны создавать сложные орнаменты и целые лоскутные картины. То, что раньше считалось народным промыслом, теперь новейшее веяние декоративного оформления городских картин.

Техника ляпочиха: декорирование из лоскутков

Золотые ручки из любого куска тряпки способны создать произведение искусства. Суть техники «ляпочиха» состоит в пришивании мелко порезанных кусочков ткани на крепкую основу. В качестве основы используется любая крепкая ткань. Так как вся её поверхность в процессе обработки будет закрыта, то за основу часто используют старую верхнюю одежду, джинсы и даже тканевые мешки!

Простой вариант

Самым простым видом «ляпочихи» является пришивание полосок ткани рядами. Каждый кусочек ткани прошивается строго посередине, затем его края «загибаются» и создают нужный объём. Чем крупнее лоскутки, тем пышнее будет изделие. Мастерицы, ценящие эстетические качества будущей вещи, стремятся шить её из лоскутков одинакового размера и формы. Для этого заготавливаются прямоугольные кусочки, которые пришиваются по принципу «бабочки» — незаметный шов в середине, а края в свободном парении. Ряды размещают очень плотно, чтобы ткань «топорщилась» и держала форму.

Узоры в стиле «ляпочиха»

Создать узор или картину в стиле «ляпочихи» довольно кропотливая задача. Изначально на ткань наносится размётка – по цветовым линиям. Затем закрепляются лоскутки по принципу «от центра к краям». Базовые цвета закрепляются в середине, затем остальные ряды фиксируются вокруг них. Такой вид у рукодельниц называется «по разметке». Стоит начать с размещения цветных лоскутков по геометрическим фигурам – квадратам, кругам, прямоугольникам. Внешний вид изделия во многом зависит от способности мастерицы грамотно сочетать разные цвета.

Сложный вариант

Самым изысканным и сложным является сочетание плетения/ткачества с «ляпочихой». Рукодельнице необходимо заранее заготовить лоскутки нужного цвета и размера. Во время плетения их фиксируют в определённых местах, вплетая в нити основы. Такой вариант позволяет создавать на домотканом изделии объёмные узоры. Фактура ткани становится неоднородной и очень нарядной.

Мастер ляпочихи — Алевтина Шевалдина

Один из самых известных российских мастеров — Алевтина Шевалдина, работающих профессионально в этой технике, живет в Костроме.

Алевтина Васильевна — первая, кто стал делать в этой технике не подушки-половики, а целые картины.

Читайте также:  Где или как используется лоскутное шитье
Оцените статью