С чего шьют папаху

Как шьют папахи в Дагестане

— Будем шить папаху, как у Хабиба, — у него простая овечья. Курбан достает подготовленную шкурку из стопки на полу и раскладывает на невысоком столе. Лекала несложные, напоминают круг и прямоугольник. Прикладывает к шкурке и обводит ручкой. — Я за Хабиба болел, да не только я, все болели, — говорит он и достает большие железные ножницы для стрижки овец. Темные, массивные и очень старые.

В дагестанском селе Тебекмахи, где живут мастера-шапочники, каждой победе бойца смешанных единоборств Хабиба Нурмагомедова радуются особенно. Вместе с популярностью Нурмагомедова растет спрос на традиционную кавказскую папаху, в которой боец выходит с первого дня выступлений в UFC. Поначалу на западе ее принимали за парик, но теперь этот головной убор прочно ассоциируется с дагестанцем.

Хабиб часто дарит такие друзьям из спортивного мира, а сам носит белую папаху, которая досталась ему от деда, и очень ею дорожит. В Тебекмахи эти папахи называют кукка, и она только один из множества головных уборов, которые шьют здешние мастера.

Дорога из Махачкалы в Тебекмахи занимает два с половиной часа. За окном мелькают сады, капустные поля, похожие на зеленые озера, встречаются грузовики, груженные белокочанной. Гравийная дорога серпантином вьется в горы, к голым скалам. Навигатор в машине выдает — высота 1600 метров над уровнем моря.

— Не ждем ни дождя, ни солнца, как соседние села, у нас работа есть всегда, — говорят тебекмахинцы. В селе гордятся тем, что им никогда не приходилось голодать: выручал промысел. Рассказывают, что когда-то в Тебекмахи пришел житель села Салта, по имени Бек. Он поселился на окраине, в пещере — поговаривали, что скрывался от кровников. У него сельчане и научились обрабатывать коровью кожу, делать уздечки, седла для лошадей, грубую кожаную обувь, а постепенно взялись и за обработку овчины. Дело было выгодным.

Читайте также:  Кто такая шей хендрикс

Сегодня в селе 800 хозяйств, почти в каждом шьют разнообразные головные уборы. Кто-то работает на оптового покупателя, кто-то выезжает «на сезон» в «Россию» — так называют тут все части страны, что не Кавказ. В прежние времена уезжали только мужчины, однако имам местной мечети призвал сельчан не оставлять семьи. Теперь чаще уезжают вместе, детей устраивают в школу и в детсады по месту прибытия.

Привозят товар, а на месте покупают новые модели, чтобы «разбавить свои»: покупатель избалованный и требует ассортимента. На выезде не сидят сложа руки — забирают с собой станки, сырье, инструменты. Женщины вяжут шерстяные носочки, платки, шапочки — реализуют вместе с шапками.

— Если сезон хороший будет, много детей будет. Что еще надо? — задает сам себе вопрос житель села Магомедрасул. — Наши люди работящие, дружные, организованные — скинулись и забетонировали пять километров дороги, построили накопители для воды возле родников.

Солнце слепит, он надвигает козырек шапки на глаза: руки крупные, грубые, в трещинках.

— Молодежь редко переезжает в города. В селе есть работа, зачем уезжать? — удивляется он вопросу.

— Строят новые дома, семьи заводят, вон, у нас новый детский сад на 120 мест, а уже нужно в очередь записываться. Шерстяные руки Дом мастера Курбана Курбанова стоит за высоким каменным забором с коваными воротами, запертыми на тяжелый засов. На колышки натянута сетка, сверху сушатся овечьи шкурки. Во дворе пристройки из пиленного дербентского камня — здесь хранятся шкуры и всевозможные инструменты. Двери нараспашку, однако стоит отчетливый запах овчины.

— Купил 700 штук — все лето стирал, — говорит Курбан. — Те, что идут на папахи, выделываю сам, те, что на чехлы для сидений авто и жилетки, сдаю на выделку — получаю мутон. Мастерская в доме светлая, просторная, видны лекала, тиски и швейная машинка, в углу стопкой лежат овчинки, прошедшие выделку. — Работает в дальней комнате, а шерсть по всему дому, — сетует жена Курбана Хазинат.

— Каждое утро начинается с генеральной уборки.

Курбан Курбанов Дед Курбана работал плотником — ему 96 лет, он и сейчас в хорошей форме, но ездил в другие районы продавать шапки. Отец — строитель, «золотые руки», брался за все, находил время и на шапки.

— С детства видел, как они работают, учился понемногу, — вспоминает Курбан.

— В первом классе помогал матери, работал на ножной швейной машинке. А через несколько лет освоил электрическую. Дела не всегда шли хорошо, пришлось потрудиться и в чужом цеху. Время было тяжелое, выгода небольшая, а конкуренция жесткая. Обрабатывали шкурки, шили ушанки из стриженой овчины.

— Работали там вместе с братом. Увидел у кого-то на голове или на чужой точке шапку — тут же готовил лекала и шил. Третья-четвертая точь-в-точь как оригинал выходила, — смеется мастер.

— Торговцы не любят конкуренцию — лекала никому не дают. Было время, когда Курбан забросил дело — ремонтировал автомобили, но снова вернулся к шапкам. У мастера большая семья — пятеро детей. Дочь Раисат окончила 9 классов и ушла из школы. В селе это не редкость, часто случается так, что в старших классах остаются одни мальчики. Теперь Раисат вместе с мамой ведет домашнее хозяйство, помогает отцу. — Двое сыновей еще совсем маленькие. Старший, Муслим, правду говоря, вообще не хочет заниматься шапками, уехал к дяде на ферму, за главного там, — рассказывает Курбан.

— А вот Гамиду интересно. Если прибыль будет хорошая, не бросит.

На изготовление одной папахи уходит два дня. Сшить изделие можно довольно быстро, если рука «набитая». Главное же — это подготовка шкурки. Баранов режут в начале мая, до стрижки, в это время ворс — в самый раз. Овец разводят в селе и на принадлежащих тебекмахинцам кутанах в низменном Ногайском районе. Там находится один из крупнейших сельскохозяйственных производственных кооперативов в республике

— 11 тысяч голов мелкого рогатого скота. Если шкурок оказалось недостаточно, мастера докупают их на рынке в Хасавюрте по 130 рублей за штуку. Хороший мастер по шкурке сразу определит откуда барашек — выращенный в селе или в Ногайском районе, а может, в аварских или в лезгинских землях. Ошибаются редко. Чтобы сохранить свежую шкурку, ее солят и наносят на нее специальный раствор. Если обработать плохо — вылезет ворс. Сушат шкуры под открытым небом.

Прежде чем приступить к шитью, шкуры замачивают в воде и через несколько часов пробуют поскоблить внутреннюю часть. Если поддается легко, приступают к следующему этапу: лезвием косы соскребают со шкуры остатки мяса и жир. Дальше наступает время стирки. Стирают овчину ногами в горячей мыльной воде. Делают это на берегу речки Акуша, которую местные ласково называют Акушинкой.

Река извилистая, вдоль берега растут густые кусты облепихи и шиповника. За зарослями никого не видно, только слышны голоса — переговариваются мужчины, женщины, дети. Здесь же, на берегу, расставлены ржавые железные бочки для «мочки», закипает вода на кострах. Под кустом наспех брошенные резиновые сапоги и перчатки, другие аккуратно развешены на ветках — сушатся. Рассказывают, что летом тут много народу — чаще мужские компании, реже приходят семьи.

— Стирать — мужское дело, а женщины просто помогают. Мокрая шкура тяжелая, нелегко женщине справиться, — говорит тебекмахинец Али.

— А дети что? Считай, на экскурсии. Его жена Патимат рассказывает, что Али скоро уедет на сезон. — Зовет с собой, но я сама не хочу — в селе лучше останусь с детьми. Говорит, что не переживает вовсе. Это прежде не знали, как живут вдали родные, и ждали писем. А теперь — достаточно взять в руки телефон. Стираные шкурки опускают в реку на деревянных досках, где поток воды промывает заготовки. Овчину надо постирать несколько раз. С каждой новой стиркой она все красивее — ворс «распускается». Остается перевезти ее домой и хорошенько просушить.

Из одной овчины обычно получаются две папахи. Курбан берет выкройки и направляется к швейной машинке. Складывает прямоугольник из шкуры пополам и сшивает концы. Прилаживает получившуюся «трубу» к круглой «крышке» — и папаха приобретает узнаваемую форму. Эти же лекала идут на внутреннюю часть. Готовая подкладка напоминает мешочек, осталось соединить ее и внешнюю часть вместе.

— Теперь заготовку сажаем на деревянную болванку, — показывает Курбан. Несколько поворотов рычагом — болванка расходится на две части и натягивает шапку. В таком положении папаха пробудет два часа. Но это только часть работы, теперь ворс нужно хорошенько вычесать. Курбан ловко орудует тяжелым гребнем — вокруг ложатся комки белой шерсти. Хазинат соберет шерсть, сделает нити и свяжет носочки или забьет шерстью подушки.

Папаха готова, правда, пока неказистая. Курбан делает ей «укладку». Прямо как в парикмахерской: шерсть увлажняют с помощью распылителя. В воздухе цветочный аромат — кондиционер для белья делает ворс послушным, да и перебивает запах овчины. С мокрых прядей падают редкие капли. Теперь папаху нужно как следует «выпороть». Курбан вертит ее на руке, то и дело подставляя под удар сырые бока. «Завивка» завершилась. Как только ворс высохнет, процедуру повторят два-три раза.

«Молодец Хабиб — такую рекламу сделал» Курбан работает с оптовиками. Клиентов находит через соцсети и «Авито». Папахи обычно берут партиями по несколько десятков сувенирные магазины и хореографические ансамбли из Дагестана, Москвы, Ростова-на-Дону, Томска и других городов. Иногда обращаются организаторы разных мероприятий.

— Чеченцы для участников авторалли в Грозном заказали 100 папах, весь коридор был в них перед отправкой. Как-то заказали совсем крохотные папахи — на годовалого ребенка. — В комплект к детским черкескам. Ни разу не видели такие? — удивляется Хазинат. Оптовая цена одной взрослой папахи — 500 рублей, в магазинах такие стоят 1500 рублей и выше. Козьи дороже — оптом 800 рублей, на руки — до 3 тысяч.

— Цены я поднимать не стал, — говорит Курбан. — Спрос вырос — уже хорошо.

Первый наплыв заказов случился, когда готовился бой Хабиба Нурмагомедова с Тони Фергюсоном. Курбану позвонили из США и заказали 1000 папах. — У меня столько не было, у всех родственников собрал и отправил товар в Москву, а дальше уже их люди переправили. Бой с Фергюсоном тогда в очередной раз не состоялся, но поединок с подобранным вместо травмированного американца бойцом Элом Яквинтой все равно вызвал ажиотаж — количество заказов подскочило в 10 раз. Папахи снова поехали в США.

А потом все стихло. До боя с Конором Макгрегором. — Сначала высоких продаж не было, пик пришелся на второй-третий день победы Хабиба. Получил срочный заказ, — вспоминает Курбан, — за сутки сшил 40 папах, вся семья помогала — весь дом в шерсти, всюду шапки. Они ведь мокрые — так не отправишь, нужно высушить. После победы Хабиба продал 300 папах. Темные папахи тогда оставались некупленными, хотя черных овец в Дагестане считают особенными. Уверяют, что у них вкуснее мясо, а в шкурку черного барашка раньше заворачивали больного человека, чтобы скорее поправился. Но заказчики, говорит Курбан, просили белые — как у Хабиба.

— Молодец Хабиб, такую рекламу сделал. Если бы специально, то мы, наверное, ему и не смогли бы заплатить. «Если бы Конор коснулся папахи Хабиба — мгновенно получил бы удар», — заявил Абдулманап Нурмагомедов, отец и тренер российского бойца, после потасовки между Хабибом и Конором Маккрегором во время публичного взвешивания перед боем.

— Действительно, кавказская папаха для самих кавказцев — это больше чем просто головной убор. Ее носят не снимая. Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Потерять ее можно было только с головой. Говорят: «Если голова цела, на ней должна быть папаха», — рассказывает сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Руслан Сефербеков. — Если по каким-либо причинам глава семейства погибал, то папаха обязательно оставалась в семье, носить ее имели право только сыновья.

баянометр показывал жопу в чулках и полуодетых баб

Как шапка кубанка стала символом чести и доблести настоящего казака

Кубанка для казачьих войск не просто головной убор, а важный атрибут и символ казачьей культуры. Свое современное название она получила в годы первой мировой войны, так оно и осталось неизменным.

Особенности изготовления кубанки

Описание казачьей кубанки: это низкая папаха, которую шьют из разных видов выделанных шкурок ягнят. Традиционно используют смушки, мерлушки и каракуль.

  • Смушки – это шкурки новорожденных ягнят в основном от овец сокольской породы. Они отличаются красотой и разнообразным рисунком. Завитки шерсти разные по размеру и блеску;
  • Мерлушки – это шкурки молодых ягнят от грубошерстных овец. Имеют густой волнистый с крупными завитками мех;
  • Каракуль – это шкурки ягнят каракульской породы, традиционно черного цвета (из них шью кубанки черные), иногда серого, от очень светлого оттенка, практически белого (из таких шьют белые кубанки, белые казачьи папахи) до темно-серого. Завитки образуют различные рисунки из гривок, бобов и вальков. Это дорогие меха. Менее ценные с горошковидным, улиткообразным, кольчатым и штопорообразным рисунком.

Опытные мастера по пошиву кубанок отлично разбираются в различных рисунках каракуля. Каракуль еще называют черной розой, из-за сходства рисунка завитков с лепестками розы. Самые дорогие и почетные считаются каракулевые казачьи кубанки.

Донце кубанки шьют из цветного сукна, дополненного полосами, которые расположены крест на крест. Давно, когда военные действия были частью обыденной жизни, головные уборы шили из меха диких животных волка или медведя, иногда из шкуры барана. Считалось, что эти виды меха смягчают удар шашки и сабли. Так же папаху кубанку для прочности дополняли металлическим каркасом.

История появления казачьей папахи

Уже XV-XVI вв. на Кавказе были популярны лохматые папахи. Как правило они были высотой в две головы. У них не было днища, и они использовались для праздничного убранства. Исторически кавказсие папахи имели разнообразную форму, размеры и шились из различного материала. Каждый народ имел свой вид такого головного убора и привносил в нее свои изменения. Позже они перекочевали к казакам. Так появились казачьи папахи.

Это произошло из-за многолетнего соседства. Так часто происходит, когда народы живут долгое время бок о бок. Казаки многому учились и заимствовали у народов, с кем им приходилось жить рядом и сражаться. У Льва Толстого есть повесть «Казаки» о гребенском казачестве:

«Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев», «Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу», «Одежа его была небогатая, но она сидела на нем с тою особою казацкою щеголеватостью, которая состоит в подражании чеченским джигитам». Папаха – пример удачного заимствования.

Но кавказская шапка претерпела изменения. Она стала меньше и короче. Какое-то время ее звали кабардинкой или кабардинской папахой. Некоторые источники называют ее осетинкой. Но позже за ней прочно закрепилось название кубанка. Эти изменения произошли вовсе не от того, что казаки хотели провести отличия между папахой и кубанкой. В высокой шапке было нелегко продираться сквозь заросли, и тем более быстро скакать на лошади.

Значение креста на донце

Большинство историков утверждают, что крест на головном уборе символизирует православную веру. Но, есть и те, кто считает, что нет какого-либо сакрального смысла в этом. Якобы, изначально донце шапки сшивалось из четырех частей, через швы проходил галун – золотая или серебряная тесьма. Традиция жива и до сих пор. Ведь казачья шапка без полос – это уже не кубанка.

Большое значение имеет цвет донца. У терских казаков – синего цвета. У кубанских – красного. У астраханских – ярко-желтого. Сейчас на территории современной России насчитывается около двух десятков казачьих войск, объединенных в союз казаков РФ. И каждое войско имеет свои форменные отличия.

Шапка для казака – символ чести

Наверно ни один головной убор не имел такого великого смысла. Ведь с кубанкой шли в бой, с ней решались важные судьбоносные вопросы. За отворот клали деньги, драгоценности и ценные бумаги, вшивались иконки, молитвы, написанные женами и детьми.

По внешнему виду– это шапки судили о социальном положении человека. Самые дорогие и почетные шились из особо ценного каракуля. Сбить казачью папаху с головы означало оскорбление. А если снимали ее и ударяли о землю означало, что казак готов идти до конца или биться насмерть.

Она играла важную роль в жизни казака. Если он собирался жениться, то забрасывал ее в окно любимой девушки. Это означало фактическое сватовство. Когда выбирали атамана, то он одевал шапку трухменку, которая отличалась по внешнему виду от обычных кубанок. А остальные снимали свои головные уборы в знак уважения.

Вернувшись с войны, они забрасывали свои шапки в родовые реки – в знак благодарности за победы, что вернулись домой живыми. Кубанку убитого казака привозили домой и клали перед иконой в доме семьи. Это означало, что с этих пор эта семья находится под покровительством Бога и казачьей общины. Если же казак решался жениться на вдове, то он приносил шапку убитого мужа к родовой реке и пускал ее по воде, приговаривая о чистоте своих помыслов, и прося прощение.

Как носить кубанку – это отдельный вопрос. Специфика кроя шапки такова, что она не позволяет опустить или наклонить голову. Тем самым, одним своим присутствием на голове, она воспитывает гордость, достоинство, формирует щеголеватую осанку.

После революции эти шапки были под запретом. Их заменили на буденовки. Но несмотря на это, их по-прежнему любили и носили как в белой армии, так и в красной. Красноармейцы украшали кубанку красной лентой поперек. Об этом свидетельствуют старые фотографии, художественные и документальные киноленты тех времен. В 30-х годах их снова вернули в строй как элемент военной одежды. Но с обязательной красной звездой. Во время Великой Отечественной войны они были популярны у командного состава.

Сегодня традиционный головной убор перестал быть повседневным. Одевают его по праздникам и особым случаям. Но тем не менее, ничего не забыто, современники чтят традиции предков. У казаков эта шапка – знак отличия. Носить ее достоин лишь морально сильный, физически крепкий. Ради нее проходят испытания и демонстрируют свои возможности. Кубанка – это великая честь и ответственность перед общиной, семьей и страной.

Испытания на право ношения

Такие испытания-соревнования проводят во многих общинах. Они проходят в несколько этапов, и содержат как теоретические задания, так и практические, проверяют уровень физической подготовки и умение работать в команде. Одно из основных соревнований – командный марш-бросок на 5-7 км. Цель которого преодолеть все препятствия и дойти к финишу в полном составе.

Так же проводятся рукопашные бои, в которых важно показать не только навыки защиты, но и навыки активно вести бой. Проверяют знания по истории, ориентировки на местности, навыки владения оружием. По итогам опытные казаки решают кто из молодежи достоин носить кубанку. И в торжественной обстановке вручают головной убор победителю.

Где сегодня можно купить кубанку

Существуют казачьи центры во многих крупных городах России – в Москве, Петербурге, Новосибирске, которые поддерживают культуру, традиции казачества, ведут просветительскую работу среди молодежи. Обычно при таких центрах формируют магазины с самыми различными товарами для служилых и природных казаков, там можно купить казачью шапку или шашку. Там же можно заказать нужную вам модель на пошив.

В настоящее время много интернет-магазинов, продающих казачьи шапки.

Мы рекомендуем КавказСувенир.ру, в котором представлен самый большой выбор казачьих головных уборов. Они могут удовлетворить потребности любого покупателя, сшив по индивидуальным меркам. Доставляют в удобное время в любую точку мира. А также есть готовые экземпляры в наличии в шоу-руме в Москве на ул. Большая Семеновская д. 42, который работает без выходных.

Изначально шапка кубанка была атрибутом только мужского гардероба. Но женщины по достоинству оценили теплый и удобный головной убор. Взяв традиционный крой мужской кубанки, они усовершенствовали его, придав очаровательный вид. Поэтому шапки кубанки покупают и носят не только мужчины, но и женщины тоже.

Оцените статью