Саамская вышивка что такое

Саамская вышивка что такое

В традициях саамских женщин — шитье и вышивка бисером. Детские зыбки, летняя обувь, головные уборы, оленья упряжь обязательно украшались узорами бисерной вышивки. Сколько фантазии, мастерства, сколько красок и неожиданных построений из геометрических фигур! Каждый элемент повествует об окружающей саамов природе тундры, раскрывает тонкие наблюдения мастеров-умельцев над эпизодами промысла и быта. По вышивкам можно прочитать чудесную книгу истории саамов. Страницы ее написаны бисером на одежде и домашней утвари. Но понять неподражаемый язык фигур и красок дано далеко не каждому: многие элементы потеряли свое первобытное значение.
Вполне естественно, что между древними и современными вышивками есть много различий. Но всегда, в каждом орнаменте, будь он выполнен в прошлом веке или только вчера, преобладают элементы древнейших традиций, бережно хранимых народным творчеством. В основном это геометрические мотивы: углы, круги, полукруги, ромбы, прямые и волнистые линии.
Лучшие образцы саамской народной вышивки и сейчас могут послужить исходным материалом для вас, если вы заинтересуетесь этим видом народного художественного творчества. Вышивкой можно украсить нарядный кулон, игольницу, кармашки на платьице, варежки из плотной ткани. Бисерная вышивка делает оригинальными кошельки, сумки из замши или другого плотного материала. В сочетании с аппликацией вышивка очень хорошо смотрится на ковриках и декоративных панно.

Кошелек
Накидка на чайник для заварки
1 — сумка-торба
2 — настенный карман для рукоделия
3 — рукавички
4 — пояс
5 — детские башмачки

Прежде чем приступить к вышивке, нужно приготовить материалы.
Основой и одновременно фоном служит, как правило, яркое красное сукно. Его можно заменить синим, зеленым и т. д. Для окаймления саамы используют олений мех, а вы можете взять мех от старых шапок, воротников или любой подходящий по цвету плотный материал.
Бисер продается в галантерейных отделах магазинов. Если не встретите в продаже бисер россыпью, можно купить недорогие бисерные бусы.
Бисер нужно подобрать. Для этого зерна рассыпаются на темной ткани или просто на столе и сортируются по величине, форме и цвету. Традиционно в вышивке применяли мелкий бисер, сейчас используют и более крупный, хотя старые мастерицы не признают его.
В красочной палитре орнамента преобладают белый, голубой и желтый цвета, используется также синий, перламутровый и зеленый.
До начала работы готовят нитки и две иголки: одну для нанизывания бисера, вторую для закрепления бисерной нити на сукне. В старину вышивальщицы для нанизывания бисера сучили нити из оленьих спинных сухожилий. Но им ничуть не уступает капроновая нить, рыбацкая леска или тонкая медная проволока. Длина нити зависит от рисунка, а толщина должна соответствовать отверстиям в зернах бисера. Можно нанизывать бисер не иглой, а прямо на нить.
Для прикрепления готовой бисерной нити к фону служит вторая игла с льняной или шелковой ниткой. В тех случаях, когда основой служит войлок или кожа, используют шило.
А теперь давайте проследим за основными этапами технологии вышивки. Возьмем, к примеру, игольницу Анисьи Мироновны Селивановой, выполненную во второй половине XIX века. Эта игольница показана в заголовке.
Узор выполняется с центра без предварительной разметки. Композиция строится воображением мастерицы. Центральный элемент самый простой, но очень изящный. Это распускающийся бутон цветка. Выполняется он из четырех зерен бисера голубого цвета. Бисеринки закрепляются свободным стежком (нитка не притягивается плотно к сукну), они наклонены, что создает впечатление раскрывающихся лепестков.
Этот элемент берется в круг из бисера белого цвета, зерна которого равны по величине предыдущим. Укладывая нитку бисера, прихватывают теперь уже плотным стежком расстояние между каждой бисеринкой. За кругом следует ромб-квадрат, в сторонах которого строго одинаковое количество бисеринок.
Ромб-квадрат окаймляется квадратом, выполненным зернами белого цвета. Для выполнения квадрата, ромба, треугольника первоначально по углам закрепляются опорные точки, а потом уже каждая бисеринка. Каждая вершина квадрата заканчивается равными по величине петлями, в центре которых по одной голубой бисеринке. Чтобы представить петлю, надо нарисовать угол и на пересечении его сторон разместить кружочек. К каждой из сторон квадрата присоединяется угол, образующий совместно со стороной квадрата треугольник. В вершинах образовавшихся треугольников расположен цветок-бутон из четырех бисеринок желтого цвета. В центре треугольников по три голубые наклонные бисеринки, создающие впечатление раскрывающихся лепестков.
Таким образом, в центре будущего орнамента у нас образовалось интересное построение из геометрических фигур.
Далее оно как бы окантовывается тремя рядами бисера, выложенного в форме ромба-квадрата. Трехрядное оформление строится так: с внешней стороны — крупный бисер, в середине — средний, во внутрением ряду — мелкий. Так достигается эффект глубины и перспективы рисунка.
Все три ряда вышиты разными цветами. Внутренний — белым. Потом идет голубой, чередующийся через три зерна с желтым. Наружный —снова белый.
Над каждой стороной образовавшегося ромба-квадрата строится полукруг из трех рядов бисера. Внешний ряд нанизывается из крупного белого, средний из желтого помельче, внутренний из мелкого голубого.
На внешнем ряде каждого полукруга надстраивается композиция из равных уголков белого цвета. В середине полукруга треугольник, в центре которого три голубые и три желтые бисеринки.
А дальше, внимательно вглядываясь в рисунок, вы можете завершить работу вполне самостоятельно.
Если вы не решитесь сразу взяться за сложный орнамент, воспользуйтесь другими рисунками, которые мы здесь приводим. А потом вы и сами сможете придумывать и воплощать в материале самые различные композиции, придерживаясь выверенного многими поколениями мастериц стиля саамской
вышивки.

Читайте также:  Вышивка крестом схем кармен

Саамская вышивка что такое

Живые традиции народов России запись закреплена

СААМСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ВЫШИВКА БИСЕРОМ

В традициях саамских женщин — шитье и вышивка бисером. Детские зыбки, летняя обувь, головные уборы, оленья упряжь обязательно украшались узорами бисерной вышивки. Саамский орнамент отличает изящная простота, строгость узора. Трудно найти повторяющийся рисунок, одинаковые по назначению вещи похожи друг на друга лишь с первого взгляда. В каждой – орнамент оригинальный, отражающий индивидуальность почерка исполнителя. Шитьё бисером – тонкая, кропотливая работа. Любопытно. что никогда перед началом работы опытные мастерицы не делают никаких разметов, т. е. держат весь будущий узор в памяти или имеют перед собой какой-либо образец.

Саамы Кольского полуострова – народ с развитыми и во многом самобытными традициями. Фантастичны и причудливы их сказки, народные предания, своеобразно прикладное искусство. Истоки прикладного искусства саамов – в жизненной необходимости самим изготовлять одежду, обувь, предметы быта и в естественной потребности делать их не только удобными, но и красивыми. В саамском фольклоре встречается немало упоминаний об украшении одежды, обуви, охотничьих сумок, детских люлек ракушками, красными сушёными ягодками и жемчужинами – розовыми, голубыми, жёлтыми красноватыми.

Художественное творчество связано со всей историей народа, его обычаями, хозяйственной деятельностью. Саамы – оленеводы, охотники, рыболовы – передвигались по тундре вслед за стадами оленей, в поисках рыбы и зверя. Полукочевой быт лопарей определил круг необходимых вещей. которыми они пользовались.

Искусство северных народов образно называют искусством, рождённом на снегу. На Севере, где большую часть года земля покрыта снегом, глазу человека особенно необходима разнообразная игра красок. Ярко горят на снегу кусочки сукна – красного, жёлтого, синего, светятся крупинки бисера, искрится мех, любовно и тщательно подобранный.

Шитьё бисером имеет богатые самобытные традиции. “Время появления бисера как декоративного материала в саамской среде неясно. Первое письменное упоминание относится к рубежу 18-19 веков. Путешественник и исследователь этого времени Н. Озерецковский писал, что Кольские саамы праздничную оленью “сбрую держат унизанную бисером и ушитую маленькими лоскутками сукон. Обувь свою, или каньги, также унизывают бисером…” (Косменко, 1993 г.,).

Именно в вышивке бисером сконцентрирована вся орнаментика саамов. Это настоящая сокровищница национального рисунка.

У саамов твёрдо выдерживается цветовая гамма орнамента. Сукно, на котором он выкладывается, берётся традиционно красного цвета, но иногда бывает алого, розового и тёмно-вишнёвого цвета. Сам бисер трёх основных цветов – белого, голубого и жёлтого. Эпизодически, как вспомогательные, встречаются бисеринки синего, перламутрового или зелёного цвета. При этом полностью отсутствует чёрный цвет.

Вышивка бисером близка по своей орнаментике к культуре других народов и в основе рисунка лежит стилизация окружающего мира – птиц, животных, растений, т.е. мастерицы, составляя орнамент, используют то, что видят в природе. В сказке “Никийя”, записанной Чарнолусским, Акканийда творит чудо из всего, что есть под рукой: “Круги, колечко в колечко, и змейки и палочки. и месяц с луной, и ножки сороки и водный узел, и клетки, и гусиная лапка – всё сияет от огней костра!”. Характерной чертой орнамента является геометрический стиль. На одежде, орудиях труда. утвари находим в основном 3 типа орнаментов:

1) ромб и квадрат;
2) треугольники и зигзаги;
3) круг. розетки, звезда, крест

Саамский орнамент отличает изящная простота, строгость узора. Трудно найти повторяющийся рисунок, одинаковые по назначению вещи похожи друг на друга лишь с первого взгляда. В каждой – орнамент оригинальный, отражающий индивидуальность почерка исполнителя. Шитьё бисером – тонкая. кропотливая работа. Любопытно. что никогда перед началом работы опытные мастерицы не делают никаких разметов, т. е. держат весь будущий узор в памяти или имеют перед собой какой-либо образец.

Вышивку конструировали. Народные умельцы мыслили цельно, едино. Вышивка рисунка обычно начиналась с центра, где располагались 4 бисеринки. И уже относительно центра развивался дальнейший рисунок. Только благодаря этому достигалась пропорциональность различных геометрических элементов, форма которых зависела от формы материала, а в конечном счёте от самой вещи и её назначения. В целом саамский орнамент представляет собой сложный по композиции рисунок с самостоятельно развёрнутой центральной частью и дополняющим её смысловым обрамлением. Первоначальные 4 бисеринки, образующие центр, после последующих наслоений напоминают, как бы распустившийся цветок.

Дальнейшее решение узора могло быть самым разнообразным, но в каждом из них есть повторяющиеся элементы, из которых как бы складывается, на которых держится весь узор. Без знания основных элементов невозможно прочитать орнамент. В основе национальной вышивки бисером лежит счёт. Зная общее количество бисеринок на нитке, вышивальщица высчитывает, сколько их должно быть на каждом повороте, загибе или переходе рисунка.

Рисунок часто обрамляют трёхрядно. Это позволяет добиться эффекта глубины изображения. Для этого с внешней стороны основной линии кладётся крупный бисер, в середину – средний, а во внутренний ряд мелкий.

Одной из особенностей саамского узора была его беспрерывность. Узелки завязывались в самом редком случае, потому что шили раньше оленьими жилами, на которых трудно делать узлы.

Сравнение образцов саамского искусства, выполненных много лет назад, с современными произведениями убеждает, что народные традиции прочны и долговечны. В школах и дошкольных учреждениях г. Мурманска на уроках и во внеклассное время ребята активно изучают саамскую культуру: декоративно-прикладное творчество, песни, танцы, сказки, стихи. Ведь, чтобы любить свою Родину, свой край, нужно знать его историю, традиции, культуру и передать это последующим поколениям.

Мурманский областной Дворец культуры и народного творчества им. С.М.Кирова.

Саамская вышивка

Саамы — коренные жители Кольского Севера, раньше их называли лопарями. Они вели полукочевой образ жизни, а сейчас большинство из двух тысяч саамов живет в старинном селе Ловозеро, расположенном в самом центре Кольской тундры. Главным занятием саамов было и остается оленеводство.

В традициях саамских женщин — шитье и вышивка бисером. Детские зыбки, летняя обувь, головные уборы, оленья упряжь обязательно украшались узорами бисерной вышивки. Сколько фантазии, мастерства, сколько красок и неожиданных построений из геометрических фигур! Каждый элемент повествует об окружающей саамов природе тундры, раскрывает тонкие наблюдения мастеров-умельцев над эпизодами промысла и быта. По вышивкам можно прочитать чудесную книгу истории саамов. Страницы ее написаны бисером на одежде и домашней утвари. Но понять неподражаемый язык фигур и красок дано далеко не каждому: многие элементы потеряли свое первобытное значение.

Вполне естественно, что между древними и современными вышивками есть много различий. Но всегда, в каждом орнаменте, будь он выполнен в прошлом веке или только вчера, преобладают элементы древнейших традиций, бережно хранимых народным творчеством. В основном это геометрические мотивы: углы, круги, полукруги, ромбы, прямые и волнистые линии.

Лучшие образцы саамской народной вышивки и сейчас могут послужить исходным материалом для вас, если вы заинтересуетесь этим видом народного художественного творчества. Вышивкой можно украсить нарядный кулон, игольницу, кармашки на платьице, варежки из плотной ткани. Бисерная вышивка делает оригинальными кошельки, сумки из замши или другого плотного материала. В сочетании с аппликацией вышивка очень хорошо смотрится на ковриках и декоративных панно.

Прежде чем приступить к вышивке, нужно приготовить материалы.

Основой и одновременно фоном служит, как правило, яркое красное сукно. Его можно заме-

нить синим, зеленым и т. д. Для окаймления саамы используют олений мех, а вы можете взять мех от старых шапок, воротников или любой подходящий по цвету плотный материал.

Бисер продается в галантерейных отделах магазинов. Если не встретите в продаже бисер россыпью, можно купить недорогие бисерные бусы.

Бисер нужно подобрать. Для этого зерна рассыпаются на темной ткани или просто на столе и сортируются по величине, форме и цвету. Традиционно в вышивке применяли мелкий бисер, сейчас используют и более крупный, хотя старые мастерицы не признают его.

В красочной палитре орнамента преобладают белый, голубой и желтый цвета, используется также синий, перламутровый и зеленый.

До начала работы готовят нитки и две иголки: одну для нанизывания бисера, вторую для закрепления бисерной нити на сукне. В старину вышивальщицы для нанизывания бисера сучили нити из оленьих спинных сухожилий. Но им ничуть не уступает капроновая нить, рыбацкая леска или тонкая медная проволока. Длина нити зависит от рисунка, а толщина должна соответствовать отверстиям в зернах бисера. Можно нанизывать бисер не иглой, а прямо на нить.

Для прикрепления готовой бисерной нити к фону служит вторая игла с льняной или шелковой ниткой. В тех случаях, когда основой служит войлок или кожа, используют шило.

А теперь давайте проследим за основными этапами технологии вышивки. Возьмем, к примеру, игольницу Анисьи Мироновны Селивановой, выполненную во второй половине XIX века. Эта игольница показана в заголовке.

Узор выполняется с центра без предварительной разметки. Композиция строится воображением мастерицы. Центральный элемент самый простой, но очень изящный. Это распускающийся бутон цветка. Выполняется он из четырех зерен бисера голубого цвета. Бисеринки закрепляются свободным стежком (нитка не притягивается плотно к сукну), они наклонены, что создает впечатление раскрывающихся лепестков.

Этот элемент берется в круг из бисера белого цвета, зерна которого равны по величине предыдущим. Укладывая нитку бисера, прихватывают теперь уже плотным стежком расстояние между каждой бисеринкой. За кругом следует ромб-квадрат, в сторонах которого строго одинаковое количество бисеринок.

Ромб-квадрат окаймляется квадратом, выполненным зернами белого цвета. Для выполнения квадрата, ромба, треугольника первоначально по углам закрепляются опорные точки, а потом уже каждая бисеринка. Каждая вершина квадрата заканчивается равными по величине петлями, в центре которых по одной голубой бисеринке. Чтобы представить петлю, надо нарисовать угол и на пересечении его сторон разместить кружочек. К каждой из сторон квадрата присоединяется угол, образующий совместно со стороной квадрата треугольник. В вершинах образовавшихся треугольников расположен цветок-бутон из четырех бисеринок желтого цвета. В центре треугольников по три голубые наклонные бисеринки, создающие впечатление раскрывающихся лепестков.

Таким образом, в центре будущего орнамента у нас образовалось интересное построение из геометрических фигур.

Далее оно как бы окантовывается тремя рядами бисера, выложенного в форме ромба-квадрата. Трехрядное оформление строится так: с внешней стороны — крупный бисер, в середине — средний, во внутреннем ряду — мелкий. Так достигается эффект глубины и перспективы рисунка.

Все три ряда вышиты разными цветами. Внутренний — белым. Потом идет голубой, чередующийся через три зерна с желтым. Наружный —снова белый. Над каждой стороной образовавшегося ромба-квадрата строится полукруг из трех рядов бисера. Внешний ряд нанизывается из крупного белого, средний из желтого помельче, внутренний из мелкого голубого.

На внешнем ряде каждого полукруга надстраивается композиция из равных уголков белого цвета. В середине полукруга треугольник, в центре которого три голубые и три желтые бисеринки.

А дальше, внимательно вглядываясь в рисунок, вы можете завершить работу вполне самостоятельно.

Если вы не решитесь сразу взяться за сложный орнамент, воспользуйтесь другими рисунками, которые мы здесь приводим. А потом вы и сами сможете придумывать и воплощать в материале самые различные композиции, придерживаясь выверенного многими поколениями мастериц стиля саамской вышивки.

Оцените статью