Санитарно-гигиенические условия для вышивания
Творческий проект по технологии
|
СОДЕРЖАНИЕ
Выбор и обоснование проекта
Цели и задачи проекта
Организационно-подготовительный этап
Основные проблемы выполнения проекта
Выбор инструментов, приспособлений и оборудования
Предварительный расчет себестоимости изделия
Технологический этап
Последовательность изготовления иконы, вышитой бисером
Правила безопасной работы при вышивании и санитарно-гигиенические условия
Уход за изделиями вышитыми бисером
Заключительный этап
Используемая литература
Приложение
Выбор и обоснование проекта
В прошлом году я участвовала в олимпиаде по технологии. Жюри понравились мои работы, и мне посоветовали продолжить работу над этой темой проекта и приехать на следующий год. Я учусь в 10 классе, и у нас нет уроков технологии, но я продолжаю вышивать бисером. Предпочтение я отдаю иконам. Мне кажется, что икона вышитая своими руками несет добро и счастье в дом. Я уже вышила несколько икон и подарила их своим родным и друзьям. В школьном музее, хранителем которого я являюсь, тоже есть икона, выполненная моими руками.
Цели и задачи проекта
• Оценить свои возможности в творческой деятельности.
• Совершенствовать и развивать умения и навыки в технике вышивка бисером.
• Формировать умение самостоятельно добывать знания, расширять свой кругозор.
• Оценить проделанную работу.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Основные проблемы выполнения проекта
Чтобы ничего не упустить в работе, составляю схему. Это поможет сосредоточиться и успешнее выполнить проект.
теперь мне будет проще работать над проектом, и я думаю, что ничего не пропущу, и у меня всё получится.
Возможные варианты
№ | Модель | Описание модели |
| Вышивка бисером.Икона Святой равноапостольной княгини Ольги.Размер 20х25 | |
| Богородица Семистрельная | |
| икона Божьей Матери Трилетствующая |
Выбор варианта
№1 Мне очень нравится этот образ. Но для того чтобы вышить эту икону, мне потребуется много времени. Схема очень сложная. Много оттенков одного цвета. Этот вариант мне не пока подходит, так как я еще не владею достаточным мастерством.
№2. Этот образ большого размера. Она, безусловно, красивая, но очень сложная в выполнении. Я думаю, что это не совсем то, что мне нужно для выполнения проектной работы. Кроме того, для того чтобы вышить эту картину, мне потребуется много времени. Этот вариант мне не подходит
№3 Эта икона очень красивая и достаточно сложная. Мне нравится, как в ней подобраны цвета и как она будет выглядеть в готовом виде. А самое главное, эта икона одна из любимых моих икон .Я считаю, что это идеальный вариант для моего проекта.
Выбор материалов
Для своей работы я буду использовать готовый набор , который состоит из: канвы с нанесенной схемой, бисера необходимых цветов, иглы для вышивания бисером. Для оформления иконы я выбираю готовую деревянную рамку со стеклом. Она предохранит изделие от загрязнений.
Выбор инструментов, приспособлений и оборудования
Для работы мне понадобятся:
1. Ножницы для обрезки нитей и других мелких работ,
2. Пяльцы, для закрепления основы и предохранения вышивки от стягивания.
3. Игла специальная для работы с бисером.
Предварительный расчёт себестоимости изделия
Теперь необходимо посчитать, сколько нужно денег для изделия.
№ п/п | Наименование | Цена за 1 шт. (м) | Расход | Затраты |
1 | Набор (ткань с нанесенной схемой, бисер, игла) | Около 800руб | 1 шт | 800руб |
2 | Нитки | 20руб | 1 шт | 20руб |
3 | Рамка | 500 руб | 1 шт | 500руб |
Итого: 1320 руб. |
Думаю, что сумма не очень большая и нашему семейному бюджету не повредит.
Ожидаемый результат
Решено- я буду вышивать бисером именно эту икону. Это икона Божьей Матери Трилетствующая. Ширина иконы будет примерно 20см, а длина 25см. Рамку для этой работы я приобрету в багетной мастерской. У меня должен получиться примерно такой образ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
Перед началом работы надо познакомиться с основными приемами вышивки бисером:
Закрепите рисунок пяльцами, чтобы изделие не ездило у вас в руках. Это очень удобно и практично
Вставьте нить в иглу и завяжите узелок
Вышивать начинаем сверху рисунка, слева направо. Со стороны изнанки вставляю иголочку в точку левого нижнего угла. Бисерину нужного цвета нанизываю на иглу и вставляю в правый верхний угол, затем легко подтягиваю нить. Снова игла выходит из левого нижнего угла, накалывается бисерина, игла вставляется в правый верхний угол. Таким образом, вышивка выполняется по диагонали, по всей длине рядка
Закончив первый ряд, идем на следующий, второй. В этом случае игла выходит из правого верхнего угла и входит в левый нижний угол. Вышивка выполняется справа налево по всей длине рядка
Третий ряд вышивается аналогично первому и так далее
В процессе работы если необходимо перескочить то место, на котором закреплены самоклеящиеся камни, стразы или бусинки, с изнаночной стороны мелкими незаметными стежками прохожу до нужного мне места и продолжаю вышивание.
технологический план выполнения иконы
№ | Выполняемая операция | Инструменты и приспособления |
1. | Закрепление вышивки на пяльцах | пяльцы |
2. | Вышивание иконы по схеме | Игла для вышивания со скругленным концом, нитки |
3. | Окончательная отделка вышитого изделия | Ножницы. |
3 | Закрепление вышивки на картоне и оформление в рамку. | Клей, рамка со стеклом. |
Правила работы с бисером
v Бисер должен быть пришит ровно и одинаковым наклоном;
v Элемент основного рисунка, должен быть в центре вышивки и выделяется отделкой,
v Величина бисера должна быть одинакового размера;
v Полотно для вышивания должно натягиваться очень плотно, поэтому используются гобеленовые рамы или пяльцы;
v Нитки обычно используют синтетические и хромированные, можно использовать леску;
v Цвет нити должен совпадать с цветом канвы;
v По канве вышивка выполняется рядами;
v Длина нити на один ряд должна быть в 4-5 раз длиннее самой ширины вышивки;
v Число бисера в ряду должно равняться числу клеток в строке схемы..
Санитарно-гигиенические условия для вышивания
v Рабочее место для вышивания должно быть хорошо освещено, но свет не должен слепить глаза.
v Чтобы не уставали глаза, пальцы, нужно делать перерывы в работе через каждые 30мин. Ещё лучше чередовать занятие вышивкой с другой работой.
v Перед началом работы необходимо вымыть руки, чтобы изделие осталось чистым .
v Нельзя перекусывать нитки зубами. Использовать для этой цели ножницы.
Правила безопасной работы при вышивании бисером
v Иглы и булавки необходимо пересчитывать до начала работы, и после её окончания.
v Булавки вкалывают в изделие в три прокола таким образом, чтобы остриё осталось по возможности между слоями ткани.
v Ножницы во время работы должны лежать на столе под рукой с сомкнутыми лезвиями или в рабочей коробке.
v При вышивании по плотным тканям на средний палец рабочей руки нужно надевать напёрсток. Он предохраняет палец от проколов иглой.
v Чтобы рабочая нитка во время работы не путалась и меньше лохматилась, длина её должна быть не более 50см, если она шерстяная не более 40см.
v Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Они могут оставить следы на ткани.
Санитарно-гигиенические условия для вышивания
v Рабочее место для вышивания должно быть хорошо освещено, но свет не должен слепить глаза.
v Чтобы не уставали глаза, пальцы, нужно делать перерывы в работе через каждые 30мин. Ещё лучше чередовать занятие вышивкой с другой работой.
v Перед началом работы необходимо вымыть руки, чтобы изделие осталось чистым даже после ваших рук.
v Не перекусывайте нитки зубами. Для этой цели у вас есть ножницы.
Правила безопасной работы при вышивании
v Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Они могут оставить следы на ткани.
v Иглы и булавки необходимо пересчитывать до начала работы, и после её окончания.
v Булавки вкалывают в изделие в три прокола таким образом, чтобы остриё осталось по возможности между слоями ткани.
v Вколотые в изделие булавки должны быть направлены остриём в одну сторону.
v Ножницы во время работы должны лежать на столе под рукой с сомкнутыми лезвиями или в рабочей коробке.
v При вышивании по плотным тканям на средний палец рабочей руки нужно надевать напёрсток. Он предохраняет палец от проколов иглой.
v Чтобы рабочая нитка во время работы не путалась и меньше лохматилась, длина её должна быть не более 50см, если она шерстяная не более 40см.
Правила безопасной работы с утюгом
v Нельзя работать неисправным утюгом.
v Во время работы утюг следует ставить на специальную подставку.
v Чтобы избежать повреждения шнура и короткого замыкания, нужно следить за тем, чтобы шнур не перекручивался и не касался подошвы утюга.
v Нельзя надолго оставлять включенный утюг без присмотра
v Выключать утюг (как и все электроприборы) из розетки нужно, берясь за корпус вилки сухими руками.
Уход за изделиями с вышивкой
v Стирать изделия с цветной вышивкой нужно в тёплой воде и очень осторожно. Их нельзя замачивать, заливать кипятком и кипятить. Выстиранное изделие следует хорошо прополоскать в холодной воде, отжать и завернуть на несколько минут в махровое полотенце или простыню.
v Утюжить изделие следует во влажном состоянии с изнаночной стороны. Отутюженное изделие необходимо держать в развёрнутом виде, до тех пор, пока оно не остынет.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Экономические расчеты
Определим себестоимость вышитой картины крестом.
№ п/п | Наименование | Цена за 1 шт. (м) | Расход | Израсходовано | Затраты (руб.) |
1. | Рамка | 110 руб. | 1 шт. | 1 шт. | 110 руб. |
2. | Ткань | 60 руб. | 50 см. | 50 см. | 60 руб. |
3. | Нитки | 7 руб. | 16 шт. | 16 шт. | 112 руб. |
Итог: 282руб. |
Материальные затраты составили 282 руб.
Экологические проблемы
Изготовление картины – экологически чистый процесс. Оно безотходно (обрезки ниток и ткани минимальны) и безвредно (не выделяются вредные вещества, нет веществ, загрязняющих воду и почву). Рабочее место я содержала в чистоте: своевременно выбрасывала мусор остатки ниток и ткани в мусорное ведро. Нитки и ткань состоят из натуральных волокон.
Вреда своему здоровью во время изготовления картины я не нанесла, так как соблюдала все правила гигиены и безопасной работы, вышивала не более 2 часов в день с перерывами.
Я надеюсь, что моя картина прослужит очень долго. Я вставила ее в рамку со стеклом, чтобы она не пылилась. Папа повесил картину таким образом, чтобы прямые лучи солнца не попадали на нее, и она не выгорала.
Самооценка
Я очень старалась, когда делала картину. Она получилась аккуратной. Мои родные и близкие, в том числе и мама, были очень довольны. Моя картина подходит под интерьер комнаты, и финансовые расходы были минимальны. Другая положительная сторона проекта заключалась в том, что эта единственная модель и больше такой я нигде не встречала. При изготовлении изделия я освоила следующие новые навыки: как правильно вставить картину в рамку, как закрепить нить в конце. Считаю, что в целом проект получился хороший. Мне нравится подарок, который я сделала для своей мамы.
Я надеюсь, что мой проект будет оценен достойно.
Готовый результат
Рекламный проспект
Если бы я была предпринимателем, то для привлечения внимания покупателей к моему магазину дала бы объявление следующего содержания:
|
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Список литературы
1. Еременко Т.И. Вышивка крестом — М., 1992.—112 с.: ил.
2. Интернет сайты: http://www.kpecmuk.ru/history/ http://www.krestom.ru/freebies.html.
3. Кара-Васильева Т.В., Заволокина А.А. Учитесь вышивать.— К.: Реклама, 1988. 96 с.: ил.
4. Первая энциклопедия для настоящих девчонок.— Мн.: «Современное Слово», 1999. —480 с.: — (Первая энциклопедия).
5. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / Под ред. В.Д.Симоненко.— М.: «Вентана — Граф», 2008.—190 с.: ил.
6. Технология: учебник для учащихся 6 класса общей образовательной школы (вариант для девочек) / под ред. В. Д. Симоненко. – М: «Вентана – графф». 2008.—202 с.: ил.
7. Технология: учебное пособие для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / под ред. И. А. Сасовой. – М: «Вентана – графф». 2004.—240 с.: ил.
8. Технология: учебное пособие для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / под ред. И. А. Сасовой. – М: «Вентана – графф». 2004.—224 с.: ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ
История вышивки крестом
История возникновения вышивки крестом уходит далеко вглубь веков. Это рукоделие относится к эпохе первобытной культуры. Материалом для вышивки крестом в разные времена служили: жилы животных, нити льна, хлопка, конопли, шелка, шерсти, также применяли и натуральный волос.
В России вышивка крестом имеет древнюю историю. Ею украшали обувь, одежду, жилище, конскую сбрую, предметы быта. В музеях накоплено большое количество образцов народной вышивки крестом. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка крестом условно подразделялась на крестьянскую (народную) и городскую. Народная вышивка крестом была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства, тогда как городская вышивка крестом испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций.
К тринадцати – пятнадцати годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые подзоры, скатерти, полотенца, головные уборы. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство мастерства и трудолюбия невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых шерстяных и льняных тканей. Ее украшали не только вышивкой крестом, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца.
На территории России археологами были обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Эти находки, относящиеся к IX — XII векам. Тем самым подтверждают, что вышивка крестом существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины — вышивальщицы создавали в своих вышивках крестом — сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой крестом украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также свадебные и праздничные рубахи, полотенца, занавеси, скатерти, головные уборы, холщовые сарафаны, платки. Вышитое полотенце могло использоваться не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на придорожных и могильных крестах, священных деревьях, украшали капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На масленице, свадьбе, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обычному полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым.
Возникнув в древности, искусство вышивки крестом на протяжении многих веков постоянно совершенствовалось. Человек, живший среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки — символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, к непонятным явлениям природы. Каждая линия, знак были полны понятного только ему смысла, были одним из средств общения.
Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры — рисунки. Так возникли орнаменты — последовательное повторение отдельных узоров или их группы (раппорт).
По своим мотивам орнамент может быть:
· Меандровый — в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;
· Геометрический — состоящий из различных геометрических элементов;
· Шрифтовой — напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках;
· Растительный или фитоморфный — составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;
· Птичий — составлен из стилизованных фигур птиц;
· Животный — в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;
· Человекообразный — с изображением человеческих фигур и полуфигур.
Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа, создавшего его. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность всегда сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
Орнамент народных вышивок крестом всегда был тесно связан со структурой ткани домашнего приготовления. Поэтому большинство узоров состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде прямых и ломаных линий, точек, треугольников, квадратов, кругов, крестов, розеток. Геометрический орнамент характеризуется не только разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональное соотношения его частей.
Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит. В большинстве своем колорит является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры.