- ВЫШИВКА ЗОЛОТОМ ОТ НОННЫ ИВАНОВОЙ
- ШИТЬЕ ЗОЛОТОМ, СЕРЕБРОМ ИЛИ ВЫШИВКА ЗОЛОТЫМИ И СЕРЕБРЯНЫМИ НИТЯМИ
- Золотное шитье. История
- Золотные нити
- Канитель, трунцал, фольга, блестки
- Техника вышивки золотыми нитями, как научиться «драгоценному» шитью
- Как называется вышивка золотыми нитками
- Основные техники
- Как научиться вышивать
ВЫШИВКА ЗОЛОТОМ ОТ НОННЫ ИВАНОВОЙ
КАТАЛОГ
ШИТЬЕ ЗОЛОТОМ, СЕРЕБРОМ ИЛИ ВЫШИВКА ЗОЛОТЫМИ И СЕРЕБРЯНЫМИ НИТЯМИ
Золотое, серебряное шитье или вышивка золотой и серебряной нитью относится к очень древнему виду рукоделия. Наиболее ранние сведения о шитье золотом, серебром относятся ко II в. до н. э., к временам правления царя Атталы в Пергамском царстве (северо-западная часть Малой Азии), откуда к римлянам и пришла атталинская вышивка или шитье золотой нитью.
Получали золотую нить по особой технологии. С помощью волочения изготавливали очень тонкую золотую проволоку, которой обвивали льняную нить и получали так называемую пряденую нить. Позже льняную нить заменили шелковой и стали волоченой проволокой из золота, серебра и золоченого серебра обвивать именно шелковую нить с получением скани. Еще одним видом золотой, серебряной нити была бить – очень тонкая и узкая металлическая полоска, получаемая при отбивании золотой или серебряной проволоки. Бить скручивали в спираль и получали витушку или канитель. Полученные по этой технологии золотые и серебряные нити были очень дороги. Из оргомного разнообразия техник вышивания золотая и серебряная вышивка занимает первое место по изысканности и великолепию.
О применении золотого, серебряного шитья на Руси известно из документальных источников, датированных XI веком. Из сохранившихся артифактов того периода до нас дошли пелены, завесы на иконостас, плащаницы, покровцы, шитые иконы, знамена, хоругви. Вышивка золотой и серебряной нитью выполнялась на таких дорогих и плотных тканях, как парча, бархат, атлас, тафта, а также на коже и замше. Золотой или серебряной нитью нельзя шить как льняной или шелковой нитью, прокалывая иглою ткань. Шитье золотыми и серебряными нитями выполнялось вприкреп, т.е. металлическая нить накладывалась на ткань, создавая узоры, а затем прикреплялась к ткани шелковой нитью.
Шитьем золотом, серебром, золотой и серебряной вышивкой в те времена занимались в основном в монастырях. Начиная с XV века техника золотого, серебряного шитья стала использоваться для декора одежды знати. Золотошвейные мастерские стали создаваться при царских, княжеских, боярских, богатых купеческих дворах, и называли их светлицами.
Еще раньше золотого, серебряного шитья на Руси было известно жемчужное шитье. В российских музеях сохранилось много изделий выполненных золотым, серебряным и жемчужным шитьем, в сочетании с шитьем драгоценными, полудрагоценными, поделочными камнями, натуральными и искусственными самоцветами, бисером, стеклярусом.
В нашем интернет-магазине представлены фото образцов изделий на продажу, которые вы можете заказать и купить, связавшись с нами по телефону или электронной почте. Цены на представленные изделия вы можете найти на соответствующих страницах нашего сайта.
Золотное шитье. История
Золотные нити
В истории золотого и золотного шитья практиковалось несколько технологических приемов изготовления нити. Самые древние нити – волоченные, из золота и серебра. Для их создания металл расплющивали молотом в тонкие листы, которые пропускали между двумя валами для придания большей гибкости и мягкости. Затем эти листы разрезали на узкие полосы, которые проволакивали через всё более уменьшающиеся отверстия и постепенно вытягивали до толщины волоса. Золотые нити могли быть в сечении круглыми («волока») или гранеными («волока», «грань»), а также плоскими («бить»).
1.Схема золотной нити из круглой проволоки накрученной на шелковую основу. 2.Схема золотной нити из фольги, накрученной на шелковую основу.
В XII веке было известно изготовление сложной нити, состоящей из шелковой нитки, обвитой серозной оболочкой кишок животного и покрытой золотой амальгамой. Другие разновидности сложных нитей создавали из металлической и шелковой или льняной нитей. Их, в зависимости от металлической составляющей, называли «золотными» (золото и серебро) или «мишурными» ( позолоченные или посеребрянные из меди, медно-цинкового сплава, олова, железа).
Дно сборника. XVIII в. Шитье золотными и серебряными прядеными нитями, битью и шнуром.
Оплечье фелони. Деталь. XVII в. Шитье золотными и серебряными прядеными нитями в прикреп по черному бархату.
Пелена подвесная. Деталь. XVII в. Шитье золотными, серебряными и шелковыми прядеными нитями.
В торговых книгах XVII века золотные нити упоминались под названием «полузолотье». Сканую нить изготавливали, навивая волоченную нить на крашеную шелковую. Накручивали с просветами, так что основа оставалась видной, отчего скань называли еще «редко спряденным золотом». Цветовой оттенок такой нити зависел от цвета основы. Чаще всего для нее использовали желтый шелк, чтобы нить напоминала золото, но основа могла быть и другого цвета. У Пряденой нити на шелковую или льняную основу навивали волоченную нить или бить так, чтобы просветов не было, отсюда ее другое название – «круто спряденное золото».
Кокошник, затылочная часть. XIX в. Владимирская губерния. Шитье золотными прядеными нитями, битью и шнуром.
Золотое шитье в прикреп и на проем золотными прядеными нитями. Мундир обер-камергера 1-го класса, парадный, черного сукна. Конец XIX в.
Во второй половине XVIII века при изготовлении золотных ниток в употреблении появилась хлопчатобумажная нить желтого цвета. Золотые и серебряные нити много веков привозили на Русь в основном с Востока, и лишь в начале XVII века в Москве при дворе впервые было заведено производство их и канители немецкими мастерами, а чуть позже появились русские волочильщики. В торговле золотные нити, как и драгоценные металлы, измерялись старинной мерой «литрой» (1 литра – около 307 г) и золотниками (1 золотник – около 4,3 г). Пряденое золото и серебро при продаже измерялось также цевками (1 цевка составляла около 25,6 г).
Канитель, трунцал, фольга, блестки
К важным материалам золотошвейного дела относились канитель, трунцал, фольга, блестки. Производство всех этих материалов достигало больших размеров на рубеже XIX-XX веков. Согласно списку фабрик и заводов Российской империи, составленному Отделом промышленности в 1910-е годы, только в Москве насчитывалось восемь фабрик, выпускающих эту продукцию, на которых работало около 1000 рабочих.
Канитель – тонкая проволока, туго скрученная в виде спирали. В работе канитель нарезали на кусочки, продевали иголку с ниткой вдоль оси спирали и пришивали ее к ткани. Канитель в сечении бывала круглой, овальной или другой формы. Ее использовали и как основной материал для выполнения орнамента, и в качестве обводки контура узора. Канитель выделывали из золота, серебра или мишуры: гладкую или граненую, матовую или блестящую, иногда цветную. Особенно часто канитель применяли в шитье в XVIII-XIX веках.
Фелонь. Деталь. Первая половина XVIII в. Шитье серебряными прядеными нитями, битью, канителью, металлическими блестками в прикреп и на проем по красному бархату.
Трунцал (струнцал) — декоративный материал из упругой металлической (золотой, серебряной, мишурной) проволоки, которая туго навивалась на шелковую нить, составляя с ней одно целое. Обычно трунцал, круглый в сечении, в диаметре бывал до 2-3 мм. Его употребляли чаще всего для создания контура шитых золотом орнаментов. На рубеже XIX-XX веков в селе Чернуха Нижегородской губернии длинный отрезок трунцала в виде металлической нити, навитой на черную шелковую нить с проемами, использовали в качестве украшения «витейки».
Фольга — очень тонкий лист металла (золота, серебра, меди, медно-цинкового сплава, олова). При ручном производстве золотобит для получения фольги разбивал молотком вылитые из золота прутья, проволакивал их между двумя стальными валами и разрезал на небольшие плитки. Эти плитки он по нескольку раз помещал между пергаментными листами, потом – между кусками тонкой кожицы из бычьих кишок и, наконец, разбивал в листовое золото на гладком камне до необходимой тонкости. Оловобит разбивал молотом олово в тонкие листки без этапа плющенья металла между валами. Для яркости фольгу из мишурного материала золотили, серебрили или окрашивали цветной краской. Фольга очень разнообразила расцвечивала золотное шитье; ее прикрепляли к ткани шелковой или золотой нитью, а также канителью. В XVIII-XIX веках ее широко употребляли в народном шитье.
Епанечка. XIX в. Шитье золотными прядеными нитями и блестками.
Блестки – маленькие кружочки с отверстием посередине для пришивания (более древние блестки имели чуть выпуклую форму). Их изготавливали из золота, серебра, мишуры, цветной фольги, зеркального или разноцветного стекла. Стеклянные и зеркальные блестки были круглыми, овальными, трехгранными, квадратными, в виде звезды и полумесяца. Металлические блестки имели преимущественно круглую форму. Блесточник в работе использовал ровную гладкую наковальню и штемпель с гладкой рабочей частью. Из навитой спиралью медной проволоки он нарезал колечки, клал их на наковальню и расплющивал штемпелем. Узорчатые блестки еще выбивали по краям особенной высечкой, например, звездообразной. Блестки прикрепляли на ткань шелком, бисером, жемчугом и канителью. Довольно активное использование блесток началось в XVII веке, а в XVIII столетии они вошли в широкое употребление: иногда фон ткани между узором шитья весь заполнялся блестками, что в письменных источниках носило название «шитья блестками насыпью».
Фрагмент шитья золотными, серебряными, прядеными нитями, канителью и блестками. XVII в.
Золотое шитье в прикреп золотными прядеными нитями и блестками по малиновому бархату. Костюм женский праздничный. Первая половина XIX в.
Золотое шитье в прикреп золотными, серебряными нитями и металлическими блестками. Деталь оплечья. Конец XVII в.
Источник: Мадлевская Е.Л. «Русские народные украшения»
ООО «Бослен», 2016.
Техника вышивки золотыми нитями, как научиться «драгоценному» шитью
Вышивка золотом золотыми нитями известна с древних времен. В наши дни она не утратила популярности, а завораживающие узоры продолжают украшать одежду и аксессуары.
Как называется вышивка золотыми нитками
Вышивка золотыми и серебряными нитями называется золотное шитье.
Первые упоминания о нем датируются вторым веком до нашей эры. На Руси искусство появилось позже. В старинных документах и летописях записи о золотном шитье появляются, начиная с 11 века.
Поначалу применялись тонкие проволоки из натурального металла, а работа выполнялась на дорогих тканях: бархате, парче, атласе, тафте. Стоимость изделий была высокой, а узоры украшали исключительно церковные принадлежности: образы, знамена, хоругви, иконостасы, наряды священнослужителей.
В 18-19 веках наступил пик популярности этого вида рукоделия. Драгоценные металлы начали заменяться более дешевыми волокнами, сделав цены доступнее. Золотистыми и серебряными узорами украшали сумочки, одежду, головные уборы зажиточных женщин и мужчин.
Сейчас этот вид рукоделия снова возрождается. Материалы стали доступнее, и заняться обучением может любой желающий.
Основные техники
Техника вышивки золотыми нитями отличается от глади или крестика. Существует несколько видов золотного шитья:
- Китайское шитье. Металлические волокна прикрепляются к основе с помощью маленьких стежков шелковыми нитями. В зависимости от задумки, последние могут быть в тон или контрастными.
- С настилом из шнурочка. Техника похожа на предыдущую. Различие состоит в подкладывании шнурочка для придания узору объема.
- Сквозное шитье гладью. Расшитый узор имеет одинаковые плоские стежки на лицевой и изнаночной сторонах изделия.
- Плоское шитье. Вышивка золотыми нитями на одежде и аксессуарах по этой технике требует использования настила. Стежки делаются вперед и назад. После этого нитка закрепляется рядом с подложкой.
- «Фантазия». Начинать обучение вышивке золотой нитью на мастер-классах рекомендуют с этого вида, так как он самый простой в исполнении. Узор украшается жемчугом, бисером, пайетками и другим декором, способным сделать готовую работу необычнее и скрыть возможные недостатки.
Вышивка золотой нитью для начинающих выглядит сложным и трудоемким процессом. Это действительно так, но результат стоит приложенных усилий.
Как научиться вышивать
Вышивать золотой нитью можно научиться на специальных мастер-классах. Инструкторы ознакомят с историей появления этого вида рукоделия, тонкостями выполнения работы своими руками и пошаговым руководством действий. В качестве примера такого Master Class можно вспомнить о «Вышивке от кутюр золотой нитью» Валентины Рожковой.
Существуют и онлайн-МК. Видео помогут самостоятельно освоить старинный вид творчества по урокам «От кутюр» Рожковой или других мастериц.
Схемы вышивки золотыми нитями можно найти в интернете. Для работы также понадобятся:
- тонкие нитки gold и silver под номерами 20, 30, 40;
- иглы;
- наперстки;
- ножницы;
- витейка;
- шило;
- пяльцы;
- калька.
Инструменты можно купить по-отдельности или заказать набор, включающий все необходимое для новичка, в том числе простые схемы с фото готовых работ.
Вот несколько мастер-классов по основным техникам.
Вышивка на подложке:
Вышивка по настилу:
Обучаться золотному шитью лучше на плотной хлопковой ткани. Позже можно будет показать свое мастерство на украшении сумок, одежды.