Сфумато вышивка что это

История рукоделий: волшебное сфумато

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. Котенок. Автор работы — Skarapey

на страницу →

Красивое итальянское слово «сфумато» — знакомо немногим. Но его точно знают представители двух профессий — художники и . мастерицы машинной вышивки. Откуда же оно пришло с наш язык и что означает? А это значит — на Осинке очередная рукодельная (а еще и живописная ) история!

«Сфумато» (sfumato) в переводе с итальянского буквально обозначает — «затушёванный», «исчезающий как дым»». Этот термин в живописи и рисунке обозначает особую технику передачи полутонов, позволяющую добиваться смягчения очертаний фигур и предметов, чтобы передать окутывающий их воздух. Это достигается нанесением тончайших, полупрозрачных слоев, минимально различающихся по цвету, которые не перекрывают друг друга, а лишь затемняют или высветляют нужные фрагменты полотна. Это и позволяет создать ощущение дымки, тумана. Также приемы сфумато применяются для выделения композиционного центра (резкое изображение), окруженное более размытыми контурами. Это позволяют более рельефно и эффектно подчеркнуть самый главный объект на картине. Прием широко использовался в картинах во времена итальянского Возрождения.

Фото. Леонардо да Винчи (1452 — 1519). «Мона Лиза» (1503—1505/1506).

Родоначальником техники сфумато считается Леонардо да Винчи, однако современные историки уверены, что он обобщил и усовершенствовал существовавшие во времена итальянского Возрождения способы передачи полутонов. Сфумато в живописи Леонардо да Винчи было доведено до совершенства. Современные исследования показывают, что он мог наносить слои толщиной всего в 3-4 микрона.

Читайте также:  Самые популярные наборы вышивок

Появление сфумато в живописи привело к революции в живописи. Естественно, сразу возникло несколько его вариаций. Например, великий Микеланджело создал свой вариант многослойной манеры письма – канджианте. Техника построена на передаче света и тени, но, в отличие от сфумато, прием основан на цветовом контрасте. Так художник придавал изображению глубину и перспективу.

Фото. Микеланджело Буонарроти «Мадонна Дони», (ок. 1507).

И вот тут от истории немного перейдем к географии. Дело в том, что на другом конце планеты аналогичная техника передачи пространства и перспективы при помощи нанесения полупрозначных слоев появилась за полтора века до великого Леонардо. Речь — о традиционной китайской живописной технике гунби (工笔 — gōngbǐ). Это слово дословно переводится с китайского языка как «тщательная или прилежная кисть».

Живописная работа, выполненная в этом стиле, легко узнаваема: изображение сделано с предельной тщательностью прорисовки: усики мотыльков, шерстка животного, нежный румянец щек красавиц или тончайшие цветовые нюансы бутонов цветов, все это должно быть виртуозно отражено. Вторая важная особенность — многослойность изображения. Каждый объект может насчитывать от 5 до 30 слоев. И не важно, что это — лепесток лотоса или шерстинка на спинке котенка. Улавливаете параллель?

Фото. Цю Ин (ок. 1494 — 1552). «Весеннее утро в Ханьском дворце». Фрагмент. XVI в. Музей императорского дворца, Тайбэй

Считается, что этот стиль китайской живописи появился более 2000 лет назад и берет свое начало от техники украшения храмов и усыпальниц. Позже живопись становится более светской — основным заказчиком становится, естественно, император и его двор. Именно стиль гунби использовался для декорирования интерьеров дворцов, предметов утвари, дорогих безделушек.

Не исключено, что именно такие работы в китайской технике повлияли на творчество Леонардо — флорентийские купцы регулярно торговали с Китаем и привозили оттуда и всевозможные диковины, и новые виды творчества. Например — техника лаковой миниатюры, декупажа и пр. пришли в Европу именно из Китая.

Фото. Джузеппе Кастильоне (1688 — 1766). Альбом «Цветение вечной весны» (33 х 28 см, шелк).

Но история иногда делает крутые виражи. И так получилось, что громадный вклад в развитие китайской техники гунби внес. европеец. Звали его Джузеппе Кастильоне (1688 — 1766), он был итальянский монахом-иезуитом, миссионером, приехавшим в Китай и ставший очень скоро ни кем нибудь, а придворным архитектором и художником трех императоров династии Цин (Канси, Юнчжэна, Цяньлуна). Именно он внес огромную лепту в трансформацию традиции китайской живописи, обогатив ее европейскими художественными приемами, такими как линейная и воздушная перспективы и светотень.

Являясь художником и архитектором европейской школы, живший после Леонардо и Микеланджело, Кастильоне, несомненно, был знаком с их творчеством. И в его работах сразу угадываются знакомые нам по полотнам этих и других мастеров Возрождения полутона и переходы. Кстати, приемы, разработанные Кастильоне, применяются и современными китайскими художниками. Такой вот союз Востока и Запада!

Фото. Ли Сяомин (李晓明). «Белый пион», 2014.Картина в технике гунби, рисовая бумага, тушь, минеральные краски

Зато теперь сразу понятно, почему авторы программы машинной вышивки Embird Studio, назвали свое приложение для создания вышитых картин — Sfumato Stitch, или сфумато. Другие название этой техники — фотовышивка, фотостежок. Возможно, оно пришло из названия другой программы PE-Design PhotoStitch. Оба приложения имеют своих поклонников и оба позволяют создавать потрясающие вышитые картины.

Фото. Подушка с вышивкой. Автор работы — tonico

на страницу →

Техника вышивки многое позаимствовала из живописи — стежки накладываются на канву в несколько слоев, они на первый взгляд хаотичны и похожи на извивающиеся линии, но именно это придаёт картине, как и в живописи, эффект лёгкости и воздушности.

А какие замечательные работы получаются в результате — можете убедиться сами!
Кстати!
Как обычно, все эти прекрасные картины и их авторы «живут» тут же, рядом, на Осинке, в подфоруме Машинная вышивка. Присоединяйтесь!

Малоизвестное реалистичное направление в искусстве машинной вышивки: фотостежок (сфумато).

Интересно, что же ваше воображение нарисовало, когда вы прочитали название статьи?

Я плотно занимаюсь машинной вышивкой, поэтому хочу вас познакомить с фотостежком. Для тех, кто устал от крестиков, глади или просто хочет разнообразия, пройдемте, я покажу нечто новое!

Это ни на что не похожая техника вышивки. На мой взгляд, одна из самых реалистичных. Портреты, натюрморты, пейзажи – все одинаково хорошо ей удается!

Рассмотрим на примере вышивки известного портрета. Вы узнали?

По сути – это хаотичное переплетение стежков с соблюдением цветопередачи. Вы только посмотрите на детали вблизи. А каков результат!

Вышивала на экокоже впервые, для какой цели – пока секрет, но, может быть, вы уже по выкройке догадались? А? =) Постараюсь сделать «жатый» эффект.

В данной вышивке использовались 5 цветов черно-белой палитры.

В планах еще несколько портретов и картин выполнить в технике фотостежка.

Кстати говоря, в отличие от крестика и глади, фотостежок почему-то не сильно утруждает машинку, справляется она с ним довольно легко, я бы сказала.

Дизайн этого портрета по моей просьбе выполнила дизайнер машинной вышивки. Также на просторах интернета вы можете найти уже готовые дизайны, их множество на любой вкус и цвет. Но можно поступить как я и заказать уникальное изображение у практикующего дизайнера, например по семейному фото. Экстремальный вариант – сделать самой. Я пока не собираюсь таким заниматься, потому что просто некогда обучаться.

Куда их использовать?

Самое распространенное применение, которое я встречала – вышивка портрета с последующим увековечиванием в рамку, и на стену. Но также хорошо пользуются спросом и пейзажи, и другие сюжеты. В качестве самостоятельных картин смотрятся ничуть не хуже гобелена или вышивки крестиком.

Как вариант – оформление подушек и сумок.

Может быть, у вас созрела своя версия на этот счет?

Благодарю за уделенное мне время! Ставьте лайки, пишите комментарии и обязательно ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал в Яндекс Дзен.

Embroidery-Digitizing

  • Бесплатные дизайны машинной вышивки. Redwork (61471)
  • Немного о правилах составления монограмм для машин . (52781)
  • Монограммы и лого (47295)
  • Вышивальная китаянка Velles VE 15C-SC (45219)
  • Машинная вышивка аксессуаров (37351)
  • Машинная вышивка в интерьере (33360)
  • Детская тематика в машиной вышивке (29024)
  • Выбираем нитки для машинной вышивки (28660)
  • Как выбрать программное обеспечение для машинной в . (28326)
  • Бесплатные дизайны машинной вышивки. Собака (27915)
  • Бесплатные дизайны машинной вышивки. Розетка в сти . (27412)
  • Бесплатные дизайны машинной вышивки. Улитка (25969)

Впечатления от фотостежка Sfumato в Embird. И вопросы, вопросы…

Месяцев шесть назад вплотную столкнулась с необходимостью делать вышивку по фотографии. Не скрою, изначально я была полна скепсиса: ну что хорошего и красивого можно получить с помощью автоматического расчета стежков («волшебной кнопки» автодиджитайзинга)? Но, раз надо, значит надо.

Перебрала всяких разных программ я за это время не мало, ведь в каждом уважающем себя редакторе возможность делать вышивку по фото предусмотрена. С разной степенью успеха и качества получается в них вышивка, конечно, поэтому приходится выбирать. В итоге, остановилась я, что естественно, на модуле Sfumato от Embird (у меня 2013 года релиз).

Все же это редактор оказался лучше других потому, что ручной работы с фотографией, возможностей работы с деталями там больше, чем где бы то ни было, и получаемый результат не сравнить с другими.

Сложно было мне приноравливаться к новой для меня технике создания программ. Да и до сих пор вопросов о том, как сделать хорошо, остается больше чем ответов. В дебри этой программы я погружалась самостоятельно, что не оказалось таким уж невозможным. Правда плохо то, что кроме меня успешность моих практик подтвердить и опровергнуть не может – не знаю я ни кого лично, кто бы владел техникой сфумато, и с кем бы я могла посоветоваться и что-то обсудить.

Первое, с чего я начала свое погружение в фотостежок – нарыла как можно больше разных видео с описаниями работы программы и прочих комментариев на тематических форумах.

Форумы, конечно, хорошо, но они очень утомительны по поиску систематизированной информации, помогающей сформировать «картину мира» по конкретному редактору. Так как сведения о принципах работы с тем или иным программным обеспечением, как правило, там отрывочные, касающиеся конкретных вопросов, которые интересуют пользователей, а не работы в редакторе в целом от и до и методике разработки дизайнов.

И вот больше всего меня удивило во всех обсуждениях на наших форумах о фотостежке то, что все как один рекомендуют обязательно использовать фотошоп для предварительной обработки фотографии, перед загрузкой в вышивальную программу для получения более или менее достойного результата.

Все эти разговоры о необходимости цветокоррекции и прочих манипуляциях с фото меня, честно говоря, пугают:

  • Неужели нельзя обойтись без использования еще одной дополнительной программы?
  • Разве, не должна вышивка отражать именно то, что отображено на фотографии без приукрашенные и изменения? Почему просто нельзя взять и сделать?
  • Как при всем этом умопомрачительном количестве разных телодвижений, как в фотошопе, так и в вышивальном редакторе, можно поставить вышивку картин на поток, сделав на ней успешный и легкий бизнес, как пишут всякие рекламные статьи в интернете?
  • И как вообще быть с фотографиями очень низкого качества (пикселы с «голову», как я их называю)? Как их вышивать?

Я до сих пор шарахаюсь подальше от изучения так и не пригодившейся мне за 10 лет занятий машинной вышивкой редактора под названием фотошоп. Объясните мне: зачем нужен фотошоп, если я ни черта не смыслю в фотографии и не вижу, что где надо убирать или исправлять, почему это хорошо, а то плохо. А самое главное: зачем фото надо видоизменять?! Как мне показалось в последней версии плагина сфумато, править фото не особенно нужно, так как многое можно регулировать непосредственно при создании дизайна, глядя уже в то, что получается по стежкам. Может, я все-таки что-то не понимаю?

Роликов по работе с эмбердовским плагином сфумато полно на ютубе, как на русском языке, так и на английском. Есть всякие: и ни о чем, и крайне информативные (таковыми они оказались для меня), дающим хороший разгоночный пинок.

Самыми полезными считаю потрясающий набор (даже курс) длинных роликов от Philip Viljoen (тренер Embird) по работе в модуле сфумато. Ролики на английском языке. Но именно просмотр, анализ на собственном опыте и ошибках этого материала, приоткрыл для меня завесу тайны по работе с этим редактором. Даю для интересующихся ссылку на первый из роликов:

P.S. Остальные 12 роликов пользователь удалил буквально через 2 недели после написания этого поста и бесплатно посмотреть их теперь не получится.

Ну, и отдельное спасибо активному пользователю разных вышивальных форумов irina_b, которая выложила в свободный доступ свои личные обучающие ролики, в которых она показывает некоторые приемы работы со сфумато, правда версией поменьше. Но не суть.

Основные претензии к этому плагину фотостежка у меня скопились за последнее время следующие:

  1. Полная зависимость от алгоритма расчета стежков, заложенного в программе. Это касается и количества стежков, их длин, плотностей и прочих необходимых параметров, а особенно принципов смешения цветов и т.д. Автомат, что не говори, всегда автомат.
  2. Огромное количество возни с фотографией в проге по подбору параметров. Иногда вообще не понятно, как любое из изменений хотя бы на 1 единицу в ту или иную сторону повлияет на конечный результат. А оно влияет и еще как – видоизменяется иной раз все и тип стежка, и плотность.
  3. Более чем странная последовательность вышивки, собранная редактором, даже у одноцветных элементов. Бывает, очень хаотично вышивает, из угла в угол. А упорядочиванию этот феномен не сильно поддается.
  4. Обилие мелких элементов в десяток и менее стежков, которые приходится чистить вручную, чтобы избежать головной боли в процессе вышивки.
  5. Последовательность цветов сложно выставлять – слишком много усилий для того, чтобы упорядочить по цвету.
  6. Невозможно, либо я просто не знаю как, еще до того, как будет создан машинный файл, увидеть, сколько элементов (сегментов стежковых) получилось в результате. Один раз, я напрограммировала так, что в дизайне было 2500 обрезок! Это вообще ни в какие ворота не лезет. А на вид, все было очень даже симпатично. В итоге, дизайн пришлось корректировать, борясь за минимальное количество обрезок, жертвуя эстетикой.
  7. Это очень тяжелая программа. В том плане, что считает стежки она долго и вдумчиво, особенно, если планируется вышивать большую по размером фотографию и стежков получается, как не крути, очень много.
  8. Иной раз как не изменяй параметров и геометрии объекта, обрисованный сегмент плагин рассчитывать и закладывать стежками вообще наотрез отказывается.

Ну и самый насущный, как мне кажется вопрос: как подбирать нитки для вышивки цветных фото, особенно для вышивки кожи человека, чтобы они выглядели естественно. Ниже, привожу примеры того, как я пыталась воссоздать правильный цвет кожи разными сочетаниями цветов ниток и у меня не сильно-то и здорово получилось:

Все-таки, подбор цвета, я считаю, наиболее сложным этапом в создании портрета.

Хотя, сдается мне, я знаю ответ на этот вопрос – нужно накладывать фильтр сепия на фото и не парится или вообще делать фотографии черно-белыми, вышивая все в одной цветовой гамме. Похоже, именно этим путем идут все, кто занимается созданием портретов на продажу.

Вопросы были, есть, и я подозреваю, еще будут. Кто бы на них ответил…

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ:

Сводная таблица расширений форматов файлов для машиной вышивки

Не смотря на то, что все машинные файлы несут, в общем-то, идентичную информацию о координатах стежков и команды, существует 2 типа форматов среди машинных файлов: .

Мысли и впечатления от инфопродуктов по машинной вышивке

На днях мне пришел из США (наконец-то, после 2-х месячного ожидания!) курс «Digitizing. Step to Success. Learn Award Winning Digitizing Techniques!» от довольно известной персоны .

Магическая кнопка и вышивка готова

Полагаю, что все знают о возможности редакторов вышивки делать (конвертировать) из обычной картинки, вне зависимости от того растр (jpg, bmp, gif, tif, png и т.д.) это .

Редакторы фотографий и фотостежок. Опыты над животными

На праздниках решила уделить время на то, чтобы разобраться наконец с каким-нибудь фоторедактором дабы начать применять его для вышивки в технике фотостежок и сфумато (спасибо .

Бесплатный дизайн. Овца 2015

Выкладываю очередную бесплатность к грядущему новому году – дизайн с овцой. Идея сделать еще и овцу возникла потому, что так и не понятно мне будет .

Оцените статью