Шелк по шелку картины вышивка китай

Китайская вышивка шелковыми нитками

Китай — родина шелка. Производство шелка привело страну к развитию шелкового производства и китайской вышивки, зародившейся более 3000 лет назад. Вышивка шелком по шелку — самая изысканная, но требующая кропотливой работы и виртуозного мастерства вышивальщицы.

Картины, вышитые мастерицами являются настоящим произведением искусства. Прозрачные, воздушные вышивки, изменяющие цвет в зависимости от освещения, всегда ценились при дворе императора и в аристократических семьях.

Есть в Китае провинции, в которых работают самые известные вышивальщицы. Это Цзянсу, Хунань, Гуандун и Сычуань. В каждой провинции свой стиль вышивки, и все они восхищают своей красотой. Их называют «китайские школы вышивки».

История вышивки в Китае

Еще во времена династии Сун (960-1279 гг.) появилась первая вышивальная мастерская и с тех пор искусство вышивания развивается, собирая все лучшее из опыта самых достойных мастериц-вышивальщиц. Частота наложения стежков в китайских вышивках в три раза выше, чем в лучших французских гобеленах.

Известная во всем мире школа вышивки находится в провинции Цзянсу в городе Сучжоу. Вышивка Сучжоу имеет 2-х тысячелетнюю историю. Город Сучжоу и сегодня является центром шёлковой вышивки в Китае. Этот город один из самых посещаемых туристами городов. Китайцы гордятся им, и называют эту местность «Рай на земле». С ними, наверное, следует согласиться, даже если не пришлось еще увидеть этот райский уголок, ведь красота вышивки могла возникнуть лишь в окружении красоты природы.

Многие иностранцы, посетившие Сучжоу, говорят о его сходстве с Венецией. А Марко Поло, побывавший здесь в 1276 году, назвал город такими возвышенными словами, как «великий» и «благородный».

Читайте также:  Скандинавская вышивка по вязаному полотну

В давние времена в Сучжоу почти каждая семья занималась разведением червячков-шелкопрядов для получения шёлковых нитей, а девочек обучали вышиванию. В названиях улиц Сучжоу сохранились доказательства тому, что шелковые нити и вышивка для города имела огромное значение, например, «переулок шёлковой нити», «улица вышивки цветов» и многие другие. В зависимости от достатка семьи в вышивках использовались нити разного достоинства. В состоятельных семействах вышивка могла быть украшена и драгоценными камнями.

Китайские вышивальщицы знают десятки различных швов, используют до 1000 видов вышивальных нитей. Работы китайских мастериц отличаются тонкостью и сложным рисунком. Их котята, тигры, кошки и собаки на готовых вышивках будто живые, можно увидеть каждую шерстинку животного.

Если вышивальщицы Сучжоу любят на своих вышивках изображать котят, то в провинции Хунань отдают предпочтение тиграм и львам. Эти вышивки отличаются четкостью линий и яркой расцветкой. В китайских вышивках изображают и пейзажные сюжеты, и цветочные натюрморты, а потому, вышивая, часто копируют живописные полотна.

Вышитые изображения получаются объемными и реалистичными. Вышивки китайских мастериц удивляют и восхищают искусной и необычной работой но здесь следует заметить, что и шелковые нити, используемые ими, тоже необычные. Их окрашивают вручную, для каждой вышивки. Шелковая нить имеет форму восьмигранника, что позволяет ее раскрасить до полутора тысяч оттенков. А свет, падая на нее, преломляется и отражается различными цветовыми оттенками, создавая ощущение реальности.

Когда вышивальщица кладет нити в разных направлениях, достигается эффект необходимой светотени. При переходе с одного тона на другой нитки подбираются все тоньше и тоньше. Отличительной особенностью шёлка является его блеск. Свет переливается, отражаясь или преломляясь в волокне шелка. И нити, играя световыми переливами, создают подвижность изображения, которое обретает объём и будто бы оживает.

Нити сохраняют яркость в течение долгих лет. Они ложатся на поверхность полотна, создавая тончайшую текстуру, в которой отражается и искрится свет. Такие работы создают ощущение воздушного пространства и состояния реальности.

В провинции Гуандун мастерицы любят вышивать сказочные существа: драконов и птицу-феникс. Китайские мифы и легенды рассказывают об этой птице уже много тысяч лет, с начала китайской цивилизации, а вышивка в Гуандун появилась около 1000 лет. В этой вышивке необычайное богатство красок, уникальные узоры.

Гуандунские изделия отличаются вышивкой золотой и серебряной нитью. Мастерицы сначала вышивают шелковыми или хлопчатобумажными нитями, а затем, когда изображение становится выпуклым, покрывают вышивку золотыми или серебряными нитками.

Иногда для создания выпуклости подкладывают вату, обшивая ее шелком или слоем из серебряных и золотых нитей. Такая вышивка делает изделия объемными. В гуандунской вышивке можно встретить, кроме шелковых нитей, шерстяные или хлопчатобумажные. Вышивка отличается насыщенными композициями и контрастными красками.

Сычуаньская вышивка появилась чуть раньше, более 1000 лет назад, и с тех пор восхищает своей красотой. В ней используется около 100 видов стежков и швов. Мастерицы шелковой вышивки Сычуань предпочитают вышивать цветы, птичек, рыбок и насекомых. Но есть и изображение пейзажей и людей. В сычуаньской вышивке короткие и изящные стежки.

Вышивки каждой китайской школы восхищают нас аккуратностью и тщательностью выполнения работы, переливчатым блеском нитей. Особенности китайского народа, его философское учение о природе определили те основные черты, которые характеризуют символику орнаментации и цвета. В вышитых изделиях птицы, цветы и любые предметы тесно связаны с представлениями народа о жизни, природе и счастье.

Некоторые мастерицы садились за работу лишь в благодатную погоду, когда светит солнце, щебечут птицы и теплый, тихий ветерок чуть наклоняет головки благоухающих цветов. В погоду, когда дует ветер, льет дождь, или хмурится небо, за работу не брались. Мастерицы считали, что вышивка, которую они выполняют должна наполниться их добрыми чувствами, именно тогда удастся выразить свои дивные ощущения, одухотворенность мысли.

Китайская вышивка шелком – цвета и символы

В Китае вышивка с давних пор была везде: на одежде, обуви, белье, веерах, сумочках, зонтиках. И каждый символ, и изображение имели свое особенное предназначение.

Основными цветами в китайской вышивке по шелку считаются:

Белый — олицетворение высшего Инь, символ чистоты;
Синий — олицетворение высшего Ян, символ неба;
Красный — символы огня, счастья, радости;
Желтый — символы земли, власти;
Черный — символ воды, вечности, пространства.

А любимыми изображениями считаются:

Рыбы – символ успеха;
Бабочки — символ радости, счастья;
Птицы — символ свободы и радости.
Сливы, персики — символ плодородия и изобилия;
Цветы лотоса — символ верности.

Для китайцев пион – это истинный царь цветов. Он олицетворяет любовь, богатство.

Со временем мастерицы стали вышивать даже портреты. Такая вышивка называется «реалистичной». Уникальный вышитый шелком портрет королевы Италии, был преподнесен Италии в 1909 году.

В вышивке выполняются разные стежки и швы. Например, в стиле «Произвольный стежок» используются стежки различной длины, в работе происходит наложение многочисленных шёлковых слоёв с нитями различных цветовых оттенков и направлений. Эти приемы позволяют достичь «трёхмерности», эффекта игры света, и реалистичности.

Китайская вышивка шелком трудоемкий и творческий процесс, над многими вышивками вышивальщицы трудятся и несколько месяцев, и более года. Чтобы достичь мастерства, китайских девочек начинали обучать с 4-5 летнего возраста. Искусство вышивания настолько удивляло и восхищало всех, что о мастерицах-вышивальщицах слагали легенды. Рассказывали, что иглы они используют толщиной в волос, а цвета нитей так ярки, что слепят глаза, и люди, птицы, цветы, изображенные на их вышивках, будто живые.

Остается только лишь еще раз восхититься китайскому трудолюбию и терпению. В маленькой вышивке можно насчитать до 80 – 100 оттенков различных цветов, а в больших это количество достигает до тысячи.

Вышивка картин шелковыми нитями на шелке

Создание картин из шелковых нитей — чрезвычайно кропотливое занятие, иногда на одну картину уходят месяцы, а на некоторые – и годы. Особенно трудоёмкой считается двухсторонняя вышивка. Эта вышивка удивительна не только своей красотой, это работа – загадка. В двусторонней вышивке на каждой стороне мастерица создает иногда два разных сюжета, вышивка выполняется на полупрозрачном шелке, а узелки тщательно спрятаны, причем, их не видно ни с той, ни с другой стороны.

Вышивки-картины достаточно дорогие, но если у кого-то из вас есть возможность их приобрести, представьте, что это необычайно прекрасный и ценный подарок для близкого человека. Такая вышивка украсит дом и останется на долгие годы нескольким поколениям, она станет настоящей фамильной ценностью, которую будут передавать в самые надежные руки, человеку с утонченным вкусом и добрым сердцем.

Шелком по шелку. Искусство легендарной китайской сучжоуской вышивки

Вышивка шелком – это очень трудоемкий процесс. На небольшую работу у мастерицы уходит около 3х месяцев. Но известны случаи, когда вышивка одной работы занимала более 8 лет!

Древнее китайское искусство шелковой вышивки

Пожалуй, никому не переплюнуть китайских мастериц-вышивальщиц, которые вот уже больше 2000 лет хранят древнее искусство шелковой вышивки,зародившееся в городе Сучжоу, и поражают воображение невероятными картинами, «написанными» тончайшими иголками на тончайшей ткани. Секрет легендарной сучжоуской вышивки берегли как зеницу ока, и очень избирательно передавали из поколения в поколение. Но несмотря на то, что сегодня это мастерство осваивают рукодельницы со всего света, настоящую, традиционную сучжоускую вышивку в состоянии выполнить лишь избранные.
Это искусство сочетает в себе графику, рукоделие и живопись. Тончайшая работа, которую нетрудно принять за живопись или шелкографическую печать,занимает у мастериц от полугода до полутора лет тщательного, кропотливого труда. Над внушительными, масштабными полотнами мастерицы трудятся коллективно. Каждая вышивает свою часть полотна, но поскольку техника вышивки у всех одинаковая, ведь секрет-то один на всех, в результате невозможно определить, где заканчивается один «участок» и начинается другой. Цвета переходят друг в друга так мягко и плавно, что кажутся нанесенными кистью красками, а удивительная детализация заставляет думать о том, что без помощи трудолюбивых эльфов тут явно не обошлось.

Древнее китайское искусство шелковой вышивки

Древнее китайское искусство шелковой вышивки

Древнее китайское искусство шелковой вышивки

Мастера суачжоуской вышивки особенно гордятся тем, что умеют так искусно прятать узелки, вплетая их в общее полотно, что невозможно определить, где у картины изнанка, и где лицевая стороны. В отличии от вышивки гладью, где это очевидно. Потому величайшим мастерством считается уметь делать, а величайшей ценностью — обладать двусторонней вышитой картиной, которая, по сути, является двумя картинами в одной. Так, с лицевой стороны это может быть ветка цветущей сакуры на фоне заката, а с изнанки — изображение симпатичного пушистого котенка, напоминающего китайские акварели в стиле гохуа. Такие картины можно встретить либо на ширмах и занавесках, украшающих интерьер, либо на праздничном веере состоятельной дамы, либо же на столе в качестве картины, заключенной в специальную рамку из прозрачного акрила.

В этом ремесле, которое надо скорее называть искусством, есть свои определенные тонкости, техника сучжоуской вышивки сама по себе уникальна. На основе из полупрозрачного шелка, тончайшей иглой необычайно яркими шелковыми нитями воспроизводятся оригинальные сюжеты. Обычно это эпизоды из жизни птиц или животных. Могут быть и удивительные композиции из цветов или очаровательные пейзажи. Китайская вышивка шелком по шелку единственная в своем роде. Особенностью их таланта является то, что каким то, неизвестным способом скрываются узелки нитей так, что обе стороны являются лицевой. Однако настоящая вершина искусства вышивания шелком это вышивка двух различных картин с противоположных сторон полотна из шелка. Это считается особым мастерством, доступным только единичным мастерам. На таких вышивках нити, из которого сделано изображение, одной стороны полностью скрыты нитями изображения другой. Так на пример с одной стороны выполнено изображение тигра, а с другой журавли. При чем, все это выполнено на столько тонко, что рассматривая одну сторону и предположить нельзя, что на другой стороне. В сохранившихся письменных источниках, упоминается что искусство Сучжоуской вышивки возникло в царстве У, во времена Троецарствия, а первые вышивки появились еще до наступления новой эры. Максимального совершенства шелковая вышивка достигла в ХVII — ХIХ веках, во времена династии Цин. А в ХХ веке, в вышивках помимо чисто национальных мотивов начали появляться и сюжеты западной цивилизации. Мало того, появились новые стили вышивки, которые придали этому искусству новую форму развития, в результате чего она стала популярной во многих странах. На вышивку одного полотна иногда уходит время до полугода. Но зато каждое изделие это произведение искусства, настолько уникально и неповторимо. Вышивки выполненные с двух сторон не вешают на стены, для них делаются специальные рамки, которые устанавливаются так, что бы можно посмотреть обе стороны этого шедевра. Удивительно то, что нити которыми делаются вышивки со временем не выцветают и сохраняют яркость в течении многих десятилетий. Такие вышивки способны украсить любой дом. Обычно они передаются по наследству как семейные реликвии.
Источник: http://national-travel.ru/asia/trad-asia/suchzhouskaya-vyshivka.html

Древнее китайское искусство шелковой вышивки

Древнее китайское искусство шелковой вышивки

Шелком по шелку, иголками, толщиной с человеческий волос, и нитками, похожими на паутинки, день за днем рождаются удивительные шедевры сучжоуской вышивки. Сюжетами становятся пейзажи и портреты, натюрморты и животные, сцены из повседневной жизни и репродукции картин легендарных художников. Рядом с обычными картинами, вышивка талантливых китайских искусниц выглядит ярче, богаче, сочнее, объемнее. И намного дороже.

Сучжоуская вышивка — традиционная китайская двусторонняя вышивка.

Сучжоуская вышивка имеет более чем двухтысячелетнюю историю. Вышивка делается на полупрозрачном шелке. Узелки прячут так что обе стороны вышивки кажутся лицевыми.

По некоторым данным, еще за пять тысячи лет до н.э. люди умели обрабатывать шелк, а в 1- тысячелетии до н.э. он распространился по всему миру. Точная дата появления шелка в обиходе человека неизвестна, также как и сокрыта от нас за давностью лет история об открытии шелка. Существует множество легенд, согласно одной из них Лэй-цзу, старшая жена мифического императора Хуанди, пила чай в саду, когда ей в чашку с дерева упал кокон шелкопряда. Пытаясь вынуть его, она потянула за ниточку и та стала разматываться. Девушка обошла дворец несколько раз прежде, чем нить закончилась. Веками китайцы сохраняли тайну получения шелковой нити. Раскрытия тайны каралось смертной казнью. И хотя секрет был раскрыт (или украден по другим легендам), тем не менее, китайский шелк и по сей день сохраняет свое первенство по качеству и популярности.

Вышивка шелком появилась более 2 000 лет назад в китайской провинции Сучжоу. Сегодня там существует Институт шелковой вышивки. Принципы и техники за тысячелетия не изменились. Для вышивки используют только натуральные шелковые нити. В небольшом произведении можно найти до 80 оттенков разных цветов. А в монументальных полотнах — тысячи. Нитки окрашиваются вручную специально под каждую картину.

Мотивы и сюжеты также в основном классические: животные, растения, рыбы, цветы. Все продумано и подчинено устоявшимся традиционным повериям. Так, например, изображение тигра — для защиты от сглаза, орхидеи — в знак верности. Форма шелковой нити – восьмигранник. За счет этого свет, играя и преломляясь на его гранях, оживает вместе с изображением на картине. Именно форма и структура шелковой нити позволяет окрасить ее в более 1500 оттенков. При помощи вышивки в различных направлениях достигается эффект светотени.

Оцените статью