Как сшить чехол на палатку (мастер-класс)
Если вы много ходите в походы, то вы опытный турист. Если вы опытный турист, то у вас почти наверняка есть своя палатка 🙂 А вот чехол от этой палатки может со временем прийти в негодность – продырявиться, протереться или просто потеряться. Или же палатка может в мокром виде с трудом запихиваться в «родной» узкий чехол, и вам захочется иметь чехол побольше.
- Мы придумали простую модель чехла на палатку. Спешим поделиться с вами!
- Размер 60*20*20 см. Чехол рассчитан на большую 3- или 4-местную палатку.
- Если вам нужно сшить чехол на палатку поменьше, то вы можете просто изучить алгоритм ниже и потом изменить размеры под себя. Внизу этой страницы есть универсальная формула размеров.
- Модель хороша тем, что допускает мелкие ошибки и нестыковки, нет цели сделать идеально, даже если «косячить» – всё равно получится!
- Швейная машина должна быть не самая «нежная», иначе она не сможет прострочить стропу и зубцы пластиковой молнии. Или проходите толстые места аккуратно, вращая маховое колесо швейной машины вручную.
Преимущества:
- минимум деталей;
- минимум швов;
- ткань не сыплется – не надо обрабатывать края;
- не нужна аккуратность (перфекционисты, спокойствие! :)) – всё подгоняется, «косяки» легко сглаживаются!
- время на раскрой и пошив, для новичков и с непривычки: 1,5 часа.
Вам понадобится:
- ткань типа «Оксфорд» 210 или 240 PU (полиуретан, 100% синтетика) – 0,7 м. Такая скользкая непромокаемая ткань для тентов и чехлов, легко найти в обычных магазинах тканей. Ширина 150 см. Если нет «Оксфорда», можно взять плащёвку поплотнее. Из 1 погонного метра выходит 2 чехла, но это если шить несколько чехлов и грамотно расчерчивать выкройки — как пазл, сторона к стороне, практически без отходов. Если нужна ткань на один чехол, покупайте 0,7 м. Рекомендуем яркие цвета, чтобы чехол не потерялся на поляне или в лесу.
- Стропа шириной 25 мм – 2,7 м
- Молния рулонная (на отрез) витая № 8 – 0,9 м
- Бегунки («собачки») на молнию витую № 8 – 2 шт.
- Нитки № 70 в цвет ткани (а хотя не важно) – 1 катушка
- линейка или сантиметровая лента, карандаш или ручка, ножницы, зажигалка.
- тефлоновая лапка, т.к. металлическая будет прилипать к изнанке ткани. Но можно и обойтись.
- попугай – 1 шт. (не обязательно)
Детали кроя (уже с припусками на швы 1 см):
- квадрат 62*62 см – 1 шт.;
- прямоугольник 82*11 см – 2 шт.;
- прямоугольник 22*12 см – 2 шт.
Пример раскладки на ткани. «Пробелы» между деталями не нужны, на рисунке они для наглядности. Нужно кроить встык, припуски уже заложены. Рисовать по ткани можно прямо шариковой ручкой или фломастером.
Стропу нарезать: 62 см – 4 отрезка, 8 см – 2 отрезка. Каждый отрезок с двух концов подпалить зажигалкой!
Молния: надеть два бегунка с двух концов. Чтобы надеть бегунки, надо разъединить зубцы молнии, достаточно на 10-15 см. Бегунок вставляется в молнию концом, где 2 отверстия. Вставляем одну половину молнии на 0,5-1 см в бегунок, затем вставляем другую половину молнии в другое отверстие бегунка. Аккуратно потянуть бегунок, придерживая молнию у начала. Получилось! (Если нет – в помощь это видео).
Вставляя бегунки, следите, чтобы они состыковались ровно, без изгибов и волн на молнии. Если ровно не получилось – один вынимаем и вставляем снова.
После того, как вставили бегунки, 6 см от молнии нужно отрезать, т.к. мы покупали молнию длиной 90 см, а надо 82 см плюс 2 см на запас.
Порядок действий:
1. Притачать длинные прямоугольники лицевой стороной к молнии. Край ткани совмещаем с краем молнии по длине. Строчка отстаёт от зубцов на ширину лапки, это расстояние примерно должно получиться 0,7 см. Молнию в начале и конце можно выпустить на 1 см, так удобнее. У нас есть запас.
Когда приблизитесь к бегункам, оставьте иглу в ткани, приподнимите лапку и сдвиньте бегунки наверх (туда, где уже проложена строчка).
2. Стачать маленькие прямоугольники с короткими сторонами предыдущей конструкции, лицо с лицом. Вкладывая сложенный пополам кусок стропы (8 см) там, где молния.
Если стороны деталей не совместились ровно, и что-то вылезает – не беда! Это происходит, потому что при выполнении предыдущего шага сложно соблюсти расстояние от лапки до зубцов молнии. Совместите центры, и пусть бОльшая деталь вылезает себе на здоровье. На итоге это не отразится.
Стропу рекомендуем вкладывать тоже немного с выпуском за край, для надёжности.
Участок с вложенным куском стропы лучше пройти дважды туда-сюда (с помощью «закрепки» – обратного хода швейной машины).
Повторить операцию с другой стороны детали.
4. Соединяем две детали.
Сначала отмечаем все центры двух деталей: центры сторон квадрата, центры сторон прямоугольника с молнией. Центры удобно отмечать так: стороны складываем пополам и делаем надсечку (маленький надрез, можно клинышком, глубина 2-3 мм). Получается 8 надсечек, верно? Если вам удобнее отметить центры сторон деталей шариковой ручкой или фломастером, так тоже можно.
Складываем лицом к лицу две детали, совмещая центр стороны между стропами квадрата с центром длинной стороны прямоугольника. На схеме выше видно, что надо совмещать центры одного цвета.
Сверху может оказаться любая деталь, не важно. Следите, чтобы стропы оказались внутри (слева от строчки).
И стачиваем всё одной строчкой. В углах детали поворачиваем, приподнимая лапку. Обязательно следите, чтобы центры деталей совмещались. Совместиться должны 4 раза. Ещё не доходя до центра, можно проверить визуально, совместятся центры или нет. Если уже видно, что нет, то это можно скорректировать сборкой любой из деталей (растягивать ткань «Оксфорд» не получится, поэтому коррекция только сборкой). Такую корректирующую сборку удобно делать в углах. На итоге это никак не отразится! Чай, не бальное платье :))
Строчка встретится сама с собой, делаем нахлёст сантиметра 4-5 и обрезаем нитку. Закрепка не обязательна.
Красным показано, как идёт строчка, стачивающая две детали. Жёлтыми точками отмечены центры, которые надо совмещать.
После стачивания получится вот что:
Осталось раскрыть молнию и вывернуть наизнанку. Вуаля! Чехол на палатку готов!
.
Если вам нужен чехол поменьше, то выбирайте длину чехла, исходя из длины дуг своей палатки +запас 5 см, и размер боковой квадратной стороны сделать примерно в три раза меньше длины чехла.
Например, для чехла размером 50*18*18 см. нужны детали кроя с припусками: 52*56 см – 1 шт., 70*10 см – 2 шт., 20*11 см – 2 шт., стропа 56 см – 4 шт., 8 см – 2 шт., молния 70 см.
Встречают по одежке, или как шьют правильные тенты на лодку
Лодки, как люди… Первое впечатление складывается под воздействием внешнего вида. Однако если хозяин почти всегда может подобрать себе одежду на любой размер, вкус и сезон, то лодкам и катерам повезло гораздо меньше. Ассортимент готовой заводской защиты весьма скуден, и отыскать тент нужного назначения да еще и строго под определенную модель удается далеко не всегда.
Редкий производитель предлагает полный комплект тентов на весь модельный ряд лодок. Тем более, не стоит рассчитывать на проявление индивидуального подхода с учетом особенностей эксплуатации конкретного судна. И даже если удается найти требуемую фирменную «одежку», установка по бортам дополнительного оборудования сразу же рождает массу проблем с нестыковкой в местах крепления. Поэтому большинству водномоторников приходится либо мастерить тент своими руками, либо шить на заказ.
Именно такую услугу предлагает швейная мастерская салона Прокатись.ру. Здесь изготавливаются тенты под любые лодки – не важно, сделаны они из алюминия, ПВХ или стеклопластика. При пошиве используются только импортные износостойкие материалы и специальные системы натяжки. Причем выполняются самые нестандартные конфигурации с учетом всех пожеланий клиента.
Существует уже устоявшееся деление лодочных тентов на носовые, ходовые, стояночные и транспортировочные. Оно не случайно, поскольку для разных ситуаций требуется свой уровень защиты. Например, тент для перевозки функционально повторяет стояночный – так же оберегает плавсредство от грязи, падающих осадков и палящего солнца. Однако он отличается большей прочностью как самой ткани, так и крепления, т.к. при движении на него выпадают серьезные нагрузки. Носовой и ходовой тенты, хотя оба призваны предохранять от непогоды или зноя экипаж и багаж, имеют совершенно непохожие конфигурации и принципы установки. Да и материалы, идущие на их изготовление, разумеется, тоже разные, хотя бы потому, что как минимум пространство впереди лодки должно хорошо просматриваться.
| | |
Как и при любом пошиве, перед началом, главное, все скрупулезно просчитать. Ведь правильная выкройка – половина успеха. Только точно снятые мерки и профессионально выполненные лекала обеспечат нужную форму. А идеальный фасон – это не просто эстетичный внешний вид, но и, прежде всего, отсутствие неприятных побочных эффектов, таких как парусность при сильном ветре, провисание из-за скапливающейся сверху воды или появление плесени после длительного хранения. К тому же, верный расчет и твердая рука исключат перерасход материала, который сам по себе бывает недешевым.
По опыту, оптимальным выбором является специальная разновидность полиоксфорда с водоотталкивающей пропиткой – современная полиэфирная матовая ткань полотняного переплетения. Она состоит из толстых нитей и отличается высокой прочностью и износостойкостью. Кроме того, фактура полиоксфорда весьма эффектна (неслучайно он используется для обивки мебели и предметов интерьера), а значит, лодочная «одежда» из данного материала будет выглядеть солидно.
Большинство тентов полностью изготавливается из полиоксфорда. Однако в случае с ходовой защитой нередко приходится предусматривать прозрачные вставки для боковых отсеков, а на ПВХ-лодках еще и для фронтальной части, поскольку на надувном флоте отсутствует штатное место штурмана с ветровым стеклом. Такие вставки выполняются из мягкого ПВХ-стекла и герметично стыкуются с полиоксфордной тканью основного укрытия.
В зависимости от типа лодки фиксация тентов на бортах (и, при наличии, на остеклении) осуществляется за счет кнопочек, грибочков или гвоздиков. При невозможности установки крепежа указанного типа (на ПВХ-лодках) по краям тента пробивают люверсы, через которые ткань притягивается к корпусу (баллонам) при помощи продетого троса.
Отметим, что носовые и ходовые тенты предъявляют дополнительные требования к креплению, поскольку для них необходимо предусмотреть еще и каркас. Естественно, он должен быть прочным и одновременно легким, для чего чаще всего выбирают алюминий или специальный гнущийся пластик. Однако, в целом, здесь нет универсальных рекомендаций, т.к. конструкция опор зависит не только от формы, типа и размера лодки, но и от тех идей, которые ее владелец закладывает перед проектированием тента.
Вообще, дизайн тента, особенно ходового, – широкое поле для воображения. Кто-то вполне может довольствоваться легким навесом, а кому-то необходим полный камуфляж в придачу с раскладным каркасом, прозрачными окошками и прочими конструкторскими изысками. Где-то нужно обойти выступы и технические элементы, например, швартовые утки, а где-то выполнить небольшой кармашек на застежке – например, на транспортировочном тенте для быстрого доступа к заливной горловине бензобака. Перечень идей можно продолжать долго: здесь и пара клапанов на молниях, чтобы с комфортом порыбачить во время дождя и при этом не залить дно; и карманы для мелкой утвари (отличная идея для небольших лодок, где каждый сантиметр на вес золота); а еще вентиляционные отдушины, шторки, антимоскитные сетки… Наконец, не забудем про возможность печати (и это совсем недорого!), чтобы, например, продублировать на тенте регистрационный номер или просто увековечить чье-нибудь имя.
Многие водномоторники уже убедились в профессионализме Прокатись.ру, авторизованного и сертифицированного дилера таких компаний, как HONDA, SUZUKI, MERCURY, YAMAHA и др. Наши сотрудники точно знают, как довести до ума любую лодку и сделать из нее модель вашей мечты. Причем в кратчайшие сроки, за вполне адекватную стоимость и, что наиболее ценно, с соблюдением предписаний производителей и культуры монтажа.
Сервисный центр Прокатись.ру ждет ваших заявок. У нас еще много интересных идей!