- Выкройки и пошив русского народного сарафана для женщины и девочки
- История
- Особенности сарафана
- Ткань для работы
- Виды сарафанов
- Сарафан в виде туники с косыми клиньями
- Изделие распашного типа
- Круглая модель сарафана
- Сарафан с лифом
- Как снимать мерки
- Пошаговый пошив
- Дополнительные детали
- Выкройка русского народного костюма
- Выкройка русского народного костюма
Выкройки и пошив русского народного сарафана для женщины и девочки
Русские народные сарафаны всегда были искусством. Не смотря на множество украшений, рисунков и лент он выполняется очень просто. Можно носить в любое время года. В этой статье говорится о том, как построить выкройку русского сарафана и какие виды бывают.
История
На ровне с людьми из высшей знати стоял традиционный сарафан в русском стиле, сохранявший свой дизайн неизменным многие столетия. Самые древние модели имели вид платья и производились из целого куска ткани с круглым или прямоугольным разрезом в центре (чтобы одевать его через голову). Имелись и другие разновидности данного изделия, для торжественных дней. Ниже описаны особенности и разновидности сарафанов.
Народный женский костюм
Особенности сарафана
Главной чертой сарафанов будет то, что их производили из специально сделанных тканей. В 19 веке почти все изделия были натуральных цветов и не подвергались окраске. С развитием швейного производства стало возможным приобретать материалы разных цветов и шить одежду для всей семьи.
Обратите внимание! Данное изделие имеет отличительные элементы. Традиционный сарафан всегда украшают различными оберегами, которые так любили крестьяне.
Например, края изделия, всегда декорировались разнообразной вышивкой, иногда очень тяжелой.
В таких символах были своего рода обереги, которые защищали от сглаза или порчи. Отличительной чертой было изображение на спинке, которое называется «лягушка» либо «вилка». Этот знак очень похож на лягушку, а ее многие считают признаком богатства и роскоши. Девушки с древних времён считали, что такая лягушка защищает всю семью от невзгод. Ниже описано как сшить русский народный сарафан своими руками.
Выкройка русской женской рубахи под сарафан
Ткань для работы
Материалы для работы нужно выбирать очень тщательно.
Ткань должна быть натуральной и разноцветной для сарафанов, светлой для рубашек у женщин и однотонными для брюк, в мелкий узор для рубашек у парней.
Если женщина не может определиться с выбором рисунка, то берется одноцветный материал, на который пришивается широкая тесемка с цветочным узором.
Лучшие материалы — это шелк ил ситец, также допускается атласная ткань. Иногда для украшения используют тонкое кружево, оно достаточно красиво смотрится с красным цветом костюма. Рубаха обычно шьется их хлопкового материала, она должна хорошо пропускать воздух.
Выкройка русского народного сарафана
Виды сарафанов
Есть несколько основных разновидностей.
Сарафан в виде туники с косыми клиньями
Эта модель изделия будет самой старинной. Она существовала вплоть до конца 18 века и называлась «шушун» или «саян». Главной особенностью такого изделия было его цельное переднее полотно.
Дополнение образа кокошником
Самый древняя его модель — глухой сарафан в виде туники — изготавливался из одного загнутого пополам куска материала, образующего обе части изделия. С боков были широкие клинья.
Изделие распашного типа
Такой сарафан производили из трех кусков материала — двух полочек и одной спинки. В подоле изделия в его боковые швы вставлялось два косых коротких клина это придавало зрительное расширение платья. Спереди сарафан застегивался на пуговицы. Бретели шились широкими либо узкими, вырезались вместе с задней частью из одного куска материи.
Круглая модель сарафана
Самым распространённым и широко применяемым почти на всей Руси в 19 веке был именно московский вид изделия. Отличается своей нежность и воздушностью при ходьбе, хоть и кажется увесистым костюмом.
Косоклинное платье
Сарафан с лифом
Это будет подвид круглого сарафана только с лифом. Его делали из двух частей: пышного сосбореного низа и лифа, который плотно охватывал грудь. Застегивался на середине груди на пуговицах или петлях. Такие платья были популярны в центральной Руси. Такой костюм больше подходит девушкам с большой грудью, лиф будет плотно удерживать бюст и подчеркивать его форму. Под линией груди необходимо вшить резинке, чтобы ткань не давила на тело.
Русская женская рубашка под сарафан делается по выкройке, представленной на рисунке 2.
Считалось, чем пышнее и длиннее костюм, тем очаровательнее и невиннее его обладательница.
Как снимать мерки
Чтобы правильно нарисовать выкройку, нужно знать мерки — объём груди и спины. Сделать это самостоятельно не получится, поэтому можно позвать на помощь маму или подругу. Во время замеров девушка должна стоять неподвижно и не горбиться. Объём груди измеряется по самой выпуклой точке на ней и выступу лопаток на спинке. Сантиметр не должен сильно облегать тело.
Детская модель платья
По желанию можно замерить ширину груди и ширину спины. В таком случае нужно измерить расстояние от подмышек по самому широкому выступу груди. Потом точно так же от подмышек, но уже по линии лопаток. Мерки нужно снимать два раза, чтобы убедиться в их правильности.
Например, на рост 165 см, необходим один отрез ткани в 2 метра, всегда лучше брать с запасом в 0,5 метра. Потому что при работе в любом случае могут быть погрешности, лучше обрезать лишнее, чем полностью переделывать изделие и добавлять ткань.
Пошаговый пошив
Готовый чертеж нужно приложить на полотно и зафиксировать булавками. Их нужно обвести мелом или текстильным маркером, при это не забывая добавлять припуски в 2 см. Далее работа выполняется пошагово:
- Для начала необходимо сметать боковые срезы кокеток. Верхнюю часть желательно сразу обработать тесемкой. Это один из самых легких вариантов. Посередине передней части пришить атласную ленту;
- Далее нужно сровнять боковые срезы, зафиксировать их булавками и прошить на швейной машинке;
Классическое изделие из ситца
- Край сарафана желательно прошить цветной лентой и сделать так до конца изделия;
- Верх изделия нужно прошить средней строчкой для комфортной сборки, которая должна быть одинаковой по ширине кокетки;
- Теперь необходимо сшить кокетку с нижней частью сарафана;
- Бретели сложить пополам, сделать на них тесьму и пришить к платью;
- Украсить изделие по желанию.
Русский сарафан выкройка на взрослого человека может быть нарисована как самостоятельно, так и просто скачана с интернета. При самостоятельном построении рисунка, можно придать изделию оригинальности.
Дополнительные детали
Традиционный сарафан относится к числу торжественных изделий. По низу его дополняют крупным узором. Его в основном делают при помощи аппликации из узорной ткани ярких цветов (красный или оранжевый).
Узор больше похож на прямую линию с небольшими ромбиками по сторонам. Верх декорируют красной бейкой из хлопка. На рубашке можно украсить горловину и рукава атласной тесьмой.
Обратите внимание! В древние времена, по цвету и крою изделия можно было узнать из какой семьи девушка происходит: богата она или нет, если ли у нее муж. Состоятельные дамы носили много дорогих украшений на платье.
Для классического костюма также понадобится наличие кокошника. Его можно сделать самостоятельно или приобрести в интернет-магазине.
Кокошник на атласной ленте
Отлично можно дополнить образ разными украшениями, например славянское ожерелье или браслеты. По рукавам можно пришить бахрому или кисточки. Кокошник обычно украшают бисером или бусинами. Чем ярче получится готовый образ, тем сильнее это передаст стиль русских девушек 18 века. Традиционные женские костюмы по сей день считаются визитной карточкой России. Многие туристы первым делом приобретают для себя кокошник или русскую рубаху, в память о поездке в нашу страну.
Мужской народный костюм
В заключении нужно отметить, что пошив русского традиционного сарафана не такой сложный как кажется на самом деле. Он выполняется всего из нескольких больших кусков ткани. Нужно обладать только минимальными навыками шитья, возможно даже сшить его без использования машинки. Такое изделие можно делать как для маленьких девочек, так и для женщин. Подойдет на утренник в сад или выступление на празднике. С работой справится даже начинающая швея, важно только правильно снять размеры.
Выкройка русского народного костюма
Выкройка русского народного костюма
Косоклинный распашной сарафан
Косоклинный распашной сарафан, или сарафан со швом спереди (клинник, косоклинный, семиклинный, костыч, сукман, кашемирник, кошто), — второй тип народного женского сарафана.
Форма сарафана трапециевидная, состоящая из двух полотнищ, спереди соединенных посередине застежкой на пуговицы или швом. Форма сарафана дополнялась полотнищем по спинке и клиньями разной величины и отличалась по принципу сужения и расширения. Отмерив нужную величину размера верха изделия, полочки и спинки, лишнюю ткань срезали и дополняли ею низ изделия.
ПОСТРОЕНИЕ ФОРМЫ КОСОКЛИННОГО САРАФАНА ПРИ ШИРИНЕ ТКАНИ 1 М 40 СМ
Размерные признаки фигуры (мерки): длина изделия; От I, От II, Шг, Шс — заданная величина размера 17—20 см, ШПр — вычисляема. Длина изделия — от линии От 1 до нужной длины, чуть ниже щиколотки.
1. Берем 2 длины изделия ткани шириной 1м 40 см.
2. Полочка:
• определяем центр, прокладываем цветной нитью или мылом
• от центра влево и вправо откладываем вытачку по 1 см или 1,5 см, прокладываем линию
• определяем ширину груди, откладываем Шг влево и вправо от вытачки
• определяем глубину проймы, из конечных точек ширины груди вниз откладываем 6-7 см, влево и вправо проводим линии
• опр I — (Шс 20 см + Шг) = : 2 =
• из конечных точек проймы с левой и правой стороны проводим диагональные линии в углы нижней линии полотнища ткани
• деталь полочки вырезаем ножницами, лишнюю ткань в форме клина переворачиваем и прикладываем к боковой стороне детали полочки, таким образом расширяя форму полочки в трапециевидную.
3. Спинка: второе полотнище ткани
• определяем центр полотнища
• определяем высоту и ширину лямкодержателя Н=4—5 см, ширина 3—4 см; ширина лямкодержателя определяется в зависимости от ширины лямок
• от центра спинки откладываем 17—20 см (поделив пополам) влево и вправо
• из конечных точек спинки проводим диагональные линии в углы нижней линии полотнища ткани
• вырезаем деталь спинки, лишняя ткань в форме треугольника — клина переворачивается и прикладывается к боковому шву изделия, т.е. к детали спинки 98
• бретели: определяем длину и ширину бретелей, вырезаем верхнюю и нижнюю деталь бретели, бретель дополняется прокладочной деталью, которая вкладывается между двумя основными деталями
4. Крой подклада сарафана.
Косоклинный сарафан по народным традициям пошива изделия дублировался, в основном дублировалась полочка. Спинка не дублировалась, поскольку она имеет более сильное расклинение, чем полочка. Сарафан можно дублировать двумя способами:
Первый способ, когда дублируется вся полочка и линия низа сарафана так называемым «оподольником» высотой 12—15 см.
Второй способ дублирования сарафана заключается в обработке сарафана подкладочной тканью (ситец, холст) до линии талии. Крой подклада производится по тем же принципам кроя, который присутствует в сарафане.
Все линии среза, бретели, верхняя часть сарафана — полочки и спинки, линия низа изделия — обрабатываются цветным руликом.
Материалы для пошива сарафана: шелк, шерсть, полушерсть.
Подкладочные материалы: ситец, бязь, холст льняной.
Материалы для декоративного оформления: ленты золотистого цвета, жаккардового переплетения, пуговицы круглые на ножке, шнур для петель, тесьма орнаментальная или одного цвета. Цветной рулик (бейка).
РУБАХА ТУНИКООБРАЗНОГО ПОКРОЯ
Крой рубахи производится на ширину холста— 40 см. Туникообразная рубаха состоит из центрального полотнища, состоящего из двух длин, равных длине изделия, боковых полотнищ рукавов и клиньев.
Крой рубахи
1. Эскиз.
2. Предварительный расчет.
3. Размерные признаки.
Длина изделия; длина рук; обхват шеи.
Крой центрального полотнища: берем 2 длины холста, равных длине изделия (Д.изд.)
Полотнище холста перегибаем пополам, одна часть полотнища приходится на полочку, другая на спинку.
Находим центр полотнища, влево и вправо (по горизонтали) откладываем по 8—9 см, по вертикали от центра откладываем к спинке — 4 см, к полочке 8—9 см. Оформляем горловину плавными линиями и делаем разрез по полочке (пазуха).
Крой рукавов
Берем три длины полотнища, равных длине рукава, длине рук.
Две длины полотнища оставляем цельными, третью длину разрезаем пополам и надставляем к двум предыдущим полотнищам. Ширина рукава — 40 см (ширина холста) и 20 см дополнительного полотнища.
Ширина рукава составляет 60 см.
Крой лотнищ боковых полотнищ
Длина боковых полотнищ туникообразной рубахи составляет:
длина изделия —
ширина рук — 30 см, длина боковых полотнищ 90 см. Ширина полотнища — берем две длины холста (боковых полотнищ), равных 90 см, каждое разрезаем 90—20 см, прилегают к рукаву и центральному полотнищу в боковой части (с левой и правой стороны).
Крой клиньев
Традиционным решением формы клиньев является квадрат и треугольник. Клинья могут быть цельновыкроенными или со швом. Для цельновыкроенного клина используем квадрат 17×17 см или 15×15 см.
При пошиве один клин по диагонали перегибаем попалам, одна часть приходится на спинку, другая на полочку.
Крой обтачки.
Обтачка кроится по диагонали. Ширина обтачки 1,5 —2 см.
НАРОДНАЯ ЖЕНСКАЯ РУБАХА БЕЗ ПОЛЯКОВ
Народная женская рубаха без поликов изготовлена из тонкого льняного полотна, шириной — 65 см. Крой рубахи решен по принципу составной, (составная — составлялась из двух различных материалов, фабричных тканей и холста домашнего производства).
Рубаха без поликов включает стан, станушку, рукава, клинья.
Стан — нижняя часть изделия, состоит из двух деталей, длиной — 75 см, шириной — 65 см.
Станушка — рукава — для решения рукавов использованы 2 длины льняного полотна, длиной 40 см,
шириной 65 см /40×65 см/.
Дополняют ширину рукава 2 куска ткани, размерами 40×15 см, общая ширина рукава составляет
80 см.
Клинья — цельновыкроенные, 2 детали для спинки и полочки, размерами 8×15 см.
Кокетка — 2 детали, спинка — длина 28 см, ширина — 50 см /28×50 см/. Полочка — длина 23 см,
ширина 50 см. Разница в 5 см длины кокеток дается для посадки изделия и оформления горловины.
Этот метод позднего решения, наблюдаются и такие варианты, когда кокетки кроят одной длины.
Особенности рубахи без поликов.
В народном крое рубахи без поликов ширина кокетки почти всегда меньше ширины стана /ширина кокетки 50 см, ширина стана 65 см.
При соединении эти детали рубахи имеют выступообразную форму, выступ на «стане» является местом %
для расположения поликов, которые заменяют рукава.
Горловина и рукава в рубахе без поликов собираются в мелкие складки, горловина обшивается обтачкой
1,5—2 см, рукава манжетом 6—7 см.
Рубаха без поликов имеет вышивку, по стану проходит композиция бордюрного построения, высотой в 4,5 см, вышивка — «роспись». Орнамент зооморфный с исключением растительного мотива /птица + дерево/. Станушка: рукава /основные полотнища/, обтачка и манжеты вышиты гладью и «крестом», сетчатого и линейного раппортов. Орнамент геометрический: восьмиконечные и четырехконечные розетки.
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Сборник (повойник) — головной убор замужней женщины. Форма головного убора состоит из 2 деталей: донца и очелья. Очелье выполняется из сатина, донце на твердой основе (картон, холст, парча, метонить) вышивается золотой или серебряной нитью. Орнамент растительный «древо жизни». Головной убор изготавливается на подкладе, материалом которого служит ситец набивной. Подклад выкраивается так же, по тем же принципам, что и повойник. Донце и очелье подклада сшиваются, вставляются в головной убор, закрепляются по верхней линии вокруг донца воздушными петлями. Линия низа повойника вместе с подкладом обрабатываются косой бейкой другого цвета и тона.
Построение головного убора. Описание кроя. Размерные признаки головы (мерки): О. (обхват) головы — … Ш. (ширина) лба — Очелье: по горизонтали откладываем О. гол. — …, по центрально- осевой линии высота детали 8—9 см, высота может быть меньше или больше.
Высота очелья в затылочной части меньше на 2—3 см, т.е. от центральной части детали заужаются. Детали очелья кроятся так: одна из основной ткани, другая из подкладочной.
Донце — овальной формы, по центрально-вертикальной линии составляет высоту 21 см, по горизонтальной 14,5 см. Детали донца кроятся из основной, прокладочной и подкладочной ткани.
Карельский женский головной убор — «Сорока» Форма головного убора мягкая, вытянутая, в виде завязанного платка.
«Сорока» состоит из 2 деталей: донца и очелья.
Очелье: центральная часть головного убора, выполняется из красного сатина и вышивается желто-оранжевыми нитками, геометрическим орнаментом. Рисунок орнамента подчеркивается черной нитью.
В декоративное оформление очелья входили поэтки. К очелью, к центральной части, пришиваются кусочки дорогостоящих тканей (бархат, шелк).
Продолжают форму очелья завязки, которые выполняются из сатина другого цвета и тона.
Донце — верхняя часть головного убора — выполняется из дорогостоящих фабричных
материалов: шелка однотонного или с цветным рисунком. Головной убор подшивается ситцевым подкладом.
Подклад кроится так же, как и верхняя часть головного убора. Нижняя линия головного убора «сороки» обрабатывается цветным руликом.
Построение формы женского головного убора «Сорока».
Размерные признаки (мерки):
О. (обхват) головы — …, Ш. (ширина) лба — …
Очелье: по горизонтали откладывают О гол. — 57 см, находим центр, определяем высоту очелья 9 см. Отмечаем ширину лба (ширину и высоту центральной части головного убора). Ш.— 13 см, h — 7,5 см.
На концах детали определяем высоту завязок 5—7 см, точки соединяем.
Донце — имеет длину 40—41 см по центрально-осевой линии, вверху детали в области очелья ширина составляет 5—6 см, линия донца закругляется и имеет овальную форму, внизу ширина детали — 20 см.