- Белорусский орнамент: описание, история, схемы и интересные факты
- История происхождения
- Первые орнаменты
- Как развивался орнамент?
- Описание орнамента
- Символы белорусского орнамента
- Использование орнамента в вышивке
- Узор на флаге
- Интересные факты
- Разбираемся в нашей традиционной вышивке !
- Белорусская вышивка и первое упоминание о вышивке в Беларуси
- Нитки и способ вышивания
- Традиционные цвета белорусского национального орнамента
- Основные символы белорусской вышивки
- Узоры жизни
- Узоры, отображающие праздники
- Узоры плодородия и урожая
- Образы языческой мифологии
- Орнамент как разновидность народной магии
Белорусский орнамент: описание, история, схемы и интересные факты
Традиции. Они есть в каждой семье. В каждом народе и государстве. В разных местностях есть свои приметы, поговорки. Свои привычки. Свой язык. Чему мать обучает свое дитя, кроме первичных навыков и языка? Каждая мать передает своему ребенку традиции своего народа. Готовит национальные блюда. Одевает в национальный костюм, может, только и в праздник. И в эти, казалось бы, обычные моменты передает частичку истории. Любовь к предкам, к своей земле. К тому, что незримо есть в каждом человеке. Как часто мы не обращаем на такие вещи внимания, и нам кажется это совсем обычным делом. Даже рассматривая картинки в старых книжках и надевая вышитые вещи, мало задумываемся, кто придумал этот узор и для чего он, что в себе несет.
История происхождения
Первые задокументированные белорусские орнаменты начали прослеживаться со второй половины XIX века. Ранних документов нет, и мы можем судить об истории развития орнамента только из материальных данных, сохранившихся до наших времен. Белорусское искусство очень тесно переплетается с умениями всех славянских народов. Проживая рядом, люди обменивались вещами, продавали их. Они верили в одних и тех же богов. Это сыграло свою роль в истории каждого народа. Так же происходило и с изобразительным искусством, на основе которого и зародился белорусский орнамент. В средние века на территории современной Белоруси очень уважаемыми были резчики по дереву и металлу. Они выполняли удивительные узоры. Так и распространился белорусский орнамент дальше.
Первые орнаменты
Первые белорусские орнаменты были в большинстве геометричными. Также разбавлялись пышными растительными узорами. Они имели особое значение. Такими орнаментами украшали одежду, домашнюю утварь. Основу узоров составляют широкие полосы из ромбов, треугольников и розеток. Конечно, важным элементом первых орнаментов был крест. Этот символ с древних времен считался оберегом. Современные белорусские орнаменты также вышиваются крестом. Техника выполнения очень проста. Сначала в одну сторону рисунка проходят половиной стежков и, возвращаясь, накрывают стежок ниткой. Так и получается крестик. Такая техника позволяет в короткое время и без особых усилий забивать большую площадь орнамента.
Как развивался орнамент?
Развитие вышивки шло постепенно. Сначала активно вышивались разнообразные геометрические узоры. Постепенно к ним добавлялись пышные растительные узоры. Изображали различные формы мира. Также мастера добавляли в вышивку украшающие швы, которые становились неотъемлемой частью орнамента. Сочетание разных цветов тоже было не с самого начала. В некоторых вышивках преобладает красный, белый или черные цвета. Позже стали сочетать черный с красным. Больше всего изменений белорусские узоры и орнаменты претерпели в период капитализма. Это уже обусловлено наложенным отпечатком власти над народом. Сам орнамент сформировался на протяжении нескольких столетий и отличается своим генетическим единством основных элементов по всей территории Белоруси. Хоть в каждой местности и добавлены свои мотивы.
Описание орнамента
Традиционный белорусский орнамент выглядит геометрическим. На первый взгляд, это очень сложное переплетение разного рода геометрических фигур. В нем можно более всего выделить прямые и зигзагообразные линии. Разной формы большие и маленькие кресты, треугольники, квадраты, прямоугольники, звезды. Одним из самых важных изображений в белорусском орнаменте является ромб. Он считается символом большого солнца, Земли-кормилицы, а также дождя и урожая. Используется изображение не только ромба, но и разных его частей.
Позже всего появились изображения людей, птиц, зверей. Птиц обозначали как символ весеннего тепла и света. В народных мифах и поверьях они приносили весну на своих крыльях. Для большей сказочности их изображали в очень пышном оперении, а на головах вышивали крестики, имитировавшие символы огня и солнца.
Самыми последними начали изображать людей, а именно женские фигуры. Но они были самым важным элементом в вышивке белорусского орнамента. Вышивали фигуры Масленицы, русалки, Матери-Земли, Лады, Купалинки. Эти мифические фигуры несли определенный смысл, а именно плодородие и продолжение жизни на земле, и были почти священны.
Символы белорусского орнамента
Орнамент — это не просто красивые рисунки, которые украшают вышивку. К каждому символу есть свое обозначение, которое отражает его суть. Несет в себе смысловую нагрузку. Большое дерево символизирует бессмертие и вечность. Символ, напоминающий масленицу, называется Житняя Баба, и он несет в себе плодородие. Ромб в ромбе – пробуждение природы весной. Есть символ матери и девушки березы. Символ, который защищает детей. Символ для крепкой семьи (такие вышивали на свадебных рушниках).
А для любви в белорусском орнаменте есть не один символ, а целых четыре. Символ зарождающейся любви, любви в расцвете, любви без взаимности и памяти о любви. Очень приятно, что такую тему, как любовь, в этом искусстве не обошли стороной.
Использование орнамента в вышивке
Вышивка белорусским орнаментом встречается по всей территории этой страны. Но в каждой местности она и отличается своими особенностями и фигурами. Везде использовались полосы и разнообразные бордюры в вышивке. Каждый регион по-разному располагает узоры, орнаменты и символы. Так, в схеме вышивки белорусского орнамента на востоке Полесья встречается больше растительных узоров. Геометрических мотивов почти не наблюдается, их вытеснили изображения роз, которые в большинстве вышивают белым и красным цветом. В некоторых районах преобладает ромбическое изображение даже в полосах, которые украшают низ рубах.
Основной интерес в вышивке рушников представляют вышивки полесских мастеров. Рушники с их вышивкой в основном использовали для свадеб. На них изображены все традиционные символы на добрую жизнь, крепкую любовь и плодородие для молодой семьи. Схема белорусского орнамента сложностью не слишком отличается от украинской или литовской вышивки. Все же соседние народы, и узоры немного схожи.
Узор на флаге
Орнамент белорусского флага означает народное единство, культуру и духовное богатство. Связь с предками и дань традициям. Узор на белорусском флаге традиционно красный, геометрический. Он больше похож на орнамент, который изображают на сорочках и рубахах. Но орнамент не просто взят с неба, он изображен в 1917 году крестьянкой Матреной Макаревич и имеет название «Восходящее солнце».
Размещение на флаге орнамента дает возможность быстро идентифицировать флаг, а также несет посыл единения с предками и уважение собственной культуры. Также в нем содержится некое пожелание благополучия и процветания. Такие узоры всегда считались оберегами. Может, и этот узор незримо хранит белорусскую землю.
Если разобрать орнамент на символы, то там мы увидим большой ромб, обозначающий восходящее солнце. А по обе стороны от него символы богатства и благосостояния.
Интересные факты
Белорусский орнамент на флаге Белоруссии заменяли. Изначально он был белым на красном поле. Это наверняка следствие советского прошлого. Но после распада СССР цвета на орнаменте были восстановлены правильно. Так, как мы видим их сейчас. Красный орнамент на белом поле.
Еще один интересный факт заключается в вышитой белорусским орнаментом одежде. Некоторые верят, что при ношении одежды, на которой изображены нужные тебе символы, можно повлиять на судьбу. Это не лишено смысла. Ведь люди верят, что некоторые изображения, те же руны, способны влиять на жизнь. В той же степени рассматривается и орнамент, как некогда его назвали «шифр народа». Если символы, которые вышиваются, несут в себе значение здоровья и благополучия, то, возможно, имея их на одежде, можно стать немного здоровее.
Еще мастера белорусского орнамента утверждают, что, вышивая его, успокаиваешься, мысли приходят в порядок и на душе становится светлее. Это своего рода медитация. Только в итоге из-под рук мастера выходит шедевр. Ну, и польза для психического и физического здоровья несомненна.
Разбираемся в нашей традиционной вышивке !
Ручная вышивка – одно из самых распространённых и доступных видов женского творчества. Пожалуй, сложно найти такой народ, чей национальный костюм не был бы отделан орнаментом. Возникшее очень давно, данное искусство создало у разных национальностей присущие только им традиции вышитых узоров.
На Руси домашняя вышивка была известна и распространена повсюду, поскольку для этого занятия не требовалось никаких специальных приспособлений, только холст, нитки и иглы. И было это занятие исключительно женским, постигалось с 8-9 лет, когда крестьянские девочки начинали готовить себе приданое. Шутка ли, к свадьбе нужно было припасти не менее 40 полотенец. Эта кропотливая работа порой занимала несколько месяцев.
В русских деревнях именно женщины хранили обряды, обеспечивающие благо семье. К вышиванию обычно приступали после прядения и ткачества, когда дни становились длинными и светлыми. И украшая ткань яркими узорами, девушки и женщины искренне верили в их чудесную силу.
Белорусская вышивка и первое упоминание о вышивке в Беларуси
Ранние узоры белорусской вышивки обнаружены на остатках кожаной обуви Х-ХIII веков. Самыми распространёнными были простейшие узоры-символы: ромбы, разделенные на 4 части, квадраты, кресты, треугольники, кольца и т.п. Они сохранились и в вышивке ХIХ–ХХ вв. В древней символике отражалась языческая мифология – изображения символов солнца, древа жизни, полей, птиц, воды. Использовали льняные и шерстяные нитки. Орнаментальную вышивку размещали на рукавах, воротниках, подолах сорочек, фартука, головных уборах. Так же орнаментами украшали мужские шейные платки, скатерти и обрядовые рушники. Техника вышивания совершенствовалась наравне с эволюцией одежды (различные способы изготовления и декорирования) и развитием прядения и ткачества.
Белорусская народная вышивка характеризуется соединением различных способов и приёмов в одно фактурное и композиционное целое. Обладает орнаментальными и технологическими региональными особенностями, и отличиями. Так, наиболее богатым декорированием выделяется вышивка Поднепровья, центральной Беларуси, Восточного и Западного Полесья. К 50-м годам традиционную счётную технику с геометрическим орнаментом заменила свободная полихромная гладь и свойственные ей цветочно-растительные узоры. Такой тип орнаментации наиболее часто встречается на рушниках из Дрогичина.
К началу 20 в. вышивка приобрела форму промысла, появились вышивальные мастерские, продукция которых экспортировалась в другие страны. В 50-е годы в таких городах, как Слуцк, Бобруйск, Витебск работали вышивальные артели, которые потом трансформировались в фабрики художественных изделий.
Нитки и способ вышивания
Белорусские вышивальщицы использовали как хлопчатобумажную пряжу натурального белого цвета, так и окрашенную в синий и чёрный цвета. Льняная и шерстяная нити были менее популярны, в основном их применяли в строчевом шитье и для орнаментации суконных и шерстяных тканей.
Способ вышивки «вперёд иглу» представляет собой пропускание нити через ткань от правой руки к левой. Шов выглядит как пунктирная линия, в которой длину стежков и интервалов можно варьировать по необходимости.
При выполнении шва «за иглу» нить также ведут от правой руки к левой, но иглу вкалывают за ниткой на расстоянии одного стежка, а выводят на поверхность на расстоянии 2 стежков от того места, где нить выходит из ткани. Таким образом с лицевой стороны получается пунктирная линия, а с изнанки- сплошная.
«Стебельчатый» шов представляет собой плотно прилегающие друг к другу стежки, каждый из которых выступает из-за предыдущего наполовину.
Вышивка «набором». Выглядела как орнаментальная полоса – бордюр, образованная определённым количеством рядков шва «вперёд иглу». Нить протягивалась сразу во всю длину или ширину узора, и каждый последующий ряд оказывался на одну горизонтальную нить ниже предыдущего. Такой способ вышивки использовали для украшения полотенчатых головных уборов, праздничных сорочек, фартуков.
Вышивка «крестом» – счётный вид рукоделия, с множеством разновидностей.
Простой «крест» – два диагонально перекрещивающихся стежка.
«Полукрест» – это первый стежок при выполнении простого «креста».
Двойной «крест» – когда чередовали простые «кресты» с небольшими прямыми между ними.
Ещё одна традиционная разновидность белорусской вышивки называлась «пляцёнка». Внешний вид её напоминает косичку из коротких стежков, заходящих друг на друга.
Значительное место в белорусской вышивке занимают и швы «гладью», прямой и косой, а также свободный.
прямая гладь
косая гладь
свободная гладь
Традиционные цвета белорусского национального орнамента
В Беларуси чистота узоров сохранялась вплоть до ХХ в. Наши цвета – это красные узоры и белый фон. Белый цвет – символ чистоты, а красный – цвета солнца и крови, как жизненной силы. В конце XIX в. белорусские вышивальщицы стали использовать чёрный цвет, но не в качестве преобладающего, а для оттенения красного. В народных костюмах также иногда можно встретить синий и жёлтый цвета.
Основные символы белорусской вышивки
Белорусский национальный орнамент является не просто украшением наряда, в нём каждый узор имеет свой смысл и сакральное значение. Это особый шифр нашего народа, элементы которого символизируют красоту и добро, дают надежду и силы, воплощают любовь и уважение человека к родной земле и своим предкам.
В основном в белорусском орнаменте прослеживается чёткая геометрия: узоры выстраивались в виде геометрически правильного куба, или состояли из квадратиков и ромбиков.
Узоры жизни
Расцвет природы и жизни отображали, вышивая символ Солнца, который часто объединяли с символом Земли. Такой узор встречался в каждом крестьянском доме, поскольку его считали чудодейственным.
Начало всего живого – мать. Поэтому её образ – один из самых популярных узоров жизни, отношение к которому у наших предков было очень трепетным.
Бездетным семьям вышивали образ Матери-Рожаницы. А чтобы оградить детей от дурного глаза и несчастья также использовали специальный знак-оберег.
Узоры, отображающие праздники
Жизнь любой деревни не обходилась без праздников, которые тоже отражались в вышивке. Например, купалье, масленица или свадьба.
Узоры плодородия и урожая
В языческие времена в большом почёте были Солнце и Земля, поскольку благодаря их союзу каждый год вырастает урожай. Символ пробуждения природы и солнца – Ярило, которого часто изображали верхом на лошади. Ещё одним важным символом была Житная Баба.
Лирические и поэтические настроения в народном искусстве выражались посредством изображения птиц. Кукушка, например, символизировала овдовевшую женщину, соловей – поэта, воспевавшего любовь, сокол выступал образом любимого, а орёл олицетворял героя. Символом же любви и мира стал голубь. Пара голубей с обращёнными в одну сторону головами – молодая пара. Если птицы смотрят друг на друга, а между ними ещё и цветочный букет изображён, – это говорит о любви в самом её расцвете. Ну а когда оба голубя отвернулись в разные стороны, всё, любовь, к сожалению, закончилась.
Образы языческой мифологии
У белорусов, как и у большинства народов, ранее существовал культ священного древа жизни. Священные дубы находились в центре капищ, и эти деревья нельзя было рубить, иначе навлечёшь на себя и свой род несчастье. Древо жизни олицетворяло вечную жизнь, поэтому этот узор был одним из главных образов, которые использовали мастерицы в своей вышивке.
Берегиня – покровительствовала семейному очагу, рукоделию и хозяйству.
Также в узорах использовались и другие символы, которые дополняли общую картину вышивки. Например, символы богов, наших предков, человека, хлеба или женской доли.
Примечательно, что белорусы не использовали узоры, которые бы символизировали смерть или горе.
Орнамент как разновидность народной магии
Наши предки считали, что с помощью орнамента можно защититься от зла, обратиться к богам за благословением, не местные же, благодаря вышитым узорам могли получить представление о мировоззрении людей, главенствующем в той или иной местности.
Нательную рубаху всегда шили с магической предосторожностью, поскольку она не только согревала, но и отгоняла злые силы, а душу удерживала в теле. При кройке ворота вырезанный лоскут необходимо было протащить внутрь будущей одежды, такое движение – внутрь – делалось для сохранения и накопления жизненных сил.
Орнамент же обязательно вышивали в таких местах, как ворот, рукава, подол, на головных уборах – в обрамлении лица. Считалось, что зло может получить доступ к телу через открытые места. А обережная вышивка поможет их обезопасить. Древние белорусы также верили, что узоры-обереги на одежде помогают не хуже врачевателей того времени. Поэтому, когда кто-то болел, то на его рубахе мастерица вышивала определённые знаки, способствующие скорейшему выздоровлению.
Существовала в народе и традиция обрядовых рушников. Когда случалось какое-либо несчастье – неурожайность или засуха, например, – то женщины собирались вместе у кого-либо дома и ткали рушник, а затем вышивали на нём определённый узор. После изделие относили на могилу предка, чтобы тот отвёл от деревни беду.
Смысловое значение таких узоров, как и обряд их чтения, передавалось мастерицами от старшего поколения младшему вплоть до начала XIX века. А затем сакральный смысл народной вышивки стал постепенно забываться, и вышивальщицы помнили только, что в них заключены силы добра.
текст: Екатерина Голубничая
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.