- Вышивка крестом — красивые старинные схемы Petit Point
- Старинные схемы вышивки или ретро-схемы.
- Старинные схемы вышивки крестом: практика для новичков
- Схемы старинных вышивок: подбор правильного образа
- Старинная вышивка крестиком: правила компоновки
- Реализуем схемы старинных вышивок крестом
- Классические старинные схемы вышивки крестом (видео)
- Старинные схемы вышивки. Часть 2
- Вышитая мебель. Старинные схемы вышивки крестом и антикварные предметы интерьера
Вышивка крестом — красивые старинные схемы Petit Point
Для тех, кто хочет вышить что-то особенное, я подобрала коллекцию старинных французских и голландских схем для вышивки крестиком. Это цветочные, растительные, живописные ботанические и анималистические мотивы, орнаменты в стиле рококо, старинные пейзажи, а также пасторальные сцены с изображением жизни людей.
Многие узоры, которые здесь представлены, называются Petit Point.
Petite в переводе с французского означает «маленький, мелкий». Отсюда и идёт название стежков Петит-поинт (petite-point) и Петит-ститч (petite-stitch).
Petite-point — это маленький полукрестик. Шьётся он как обычный полукрест: на изнанке швы — вертикальные, или как гобеленовый шов (на изнанке швы располагаются по диагонали).
Petite-stitch — это маленький крестик, размером в четверть основного крестика. Bместо одного стандартного крестика вышивается четыре маленьких.
Стежки petite используются в вышивке для того, чтобы вышиваемая картина смотрелась более детально, более естественно. В основном таким способом вышиваются лица для того, чтобы был более плавный и реалистичный переход цветов. Кроме этого, петит-поинт и / или петит-ститч используются тогда, когда требуется подчеркнуть округлость некоторых деталей в вышивке.
Работы в этой технике часто основаны на великолепных картинах старых мастеров голландской или французской школы живописи эпохи рококо или времен романтизма. Рисунок переносится тончайшей кистью и красками на разлинованную в клеточку бумагу таким образом, чтобы каждый закрашенный квадратик обозначал один стежок Petit Point определенного цвета. Одно только изготовление подобного образца — кропотливая работа, требующая хорошего чувства цвета и формы.
Подбор цветов — подходящий оттенок нити выбирается из примерно 400 цветов, находящихся в распоряжении вышивальщиц. При этом особое внимание обращается на то, чтобы при сопоставлении находящихся рядом стежков достигалась гармония цвета и рельефность, что особо отличает подлинные вышивки Petit Point.
Как вышивают — в качестве основы применяется исключительно тончайшая шелковая сетка (а не хлопковая канва или страмин), на которую не наносится ни рисунок, ни трассировочные (направляющие) нити. Делая каждый стежок, вышивальщица должна считать клеточки на раскрашенном вручную бумажном оригинале, чтобы точно перенести рисунок на сетку. Мельчайшие стежки выполняются в технике полукреста и часто с помощью лупы. Вышивка Petit Point имеет от 11 до 22 стежков (точек) на один линейный сантиметр, таким образом в одном квадратном сантиметре содержатся от 121 до 484 стежков (или от 780 до 3122 стежков на квадратный дюйм). Это очень миниатюрная техника.
На подиумах всего мира демонстрируют шикарные вышитые модели одежды. Огромной популярностью и любовью пользуется сейчас вышивка и в России. И очень радостно, что все рукотворное сейчас стало сейчас очень цениться, а вышивальные традиции возобновлены!
Эти схемы вдохновят вас на создание новых шедевров. Их можно применить не только в вышивке крестом, но и бисером, и как рисунки для создания жаккардов в вязаном трикотаже, для создания гобеленов, мозаик.
Старинные схемы вышивки или ретро-схемы.
Схемы вышивки по старинным шаблонам (рисункам) 18-19вв очень популярны в последнее время. Оригиналы этих шаблонов находятся в музеях и частных коллекциях, иногда появляются на аукционах и стоят больших денег.
Эти рисунки постепенно восстанавливаются (реконструирются) и становятся доступными для всех. Реконструкция схемы (в зависимости от сложности рисунка и качества схемы) может занять очень много времени и труда, а подобрать гармоничную палитру цветов иногда очень сложно. Иногда полюбившуюся схему восстанавливают несколько мастериц и тогда схема несет восприятие каждого мастера и может отличаться цветовым решением и количеством нитей. В восстановленных схемах (за редким имсключением) есть только один вид стежка (крест или гобеленовый шов) и отсутствуют вспомогательные (бэкститч, полукрест), также отсутствуют смешанные цвета (бленды), что делает отшив таких схем легким и приятным.
Схемы для вышивки в стиле ретро можно посмотреть например тут —
Ну и немного моих работ по реконструкции схем:
Подробности о моих схемах можно посмотреть тут —
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Старинные схемы вышивки крестом: практика для новичков
Поклонники классического направления часто выбирают старинные схемы вышивки крестом, чтобы погрузиться в атмосферу ушедшей эпохи. Мастера со стажем говорят, что передать нужно не просто визуальный образ, а дух того времени. Для того чтобы справиться с поставленной задачей, необходимо провести качественную подготовительную работы. Связано это с цепочкой последовательных действий.
Схемы старинных вышивок: подбор правильного образа
Кому планируется подарить работу? Где она будет установлена? В первую очередь, ответ необходимо найти на эти два вопроса. Если говорить об адресате, то здесь может идти речь о влюбленных, маме, бабушке, подруге или коллеге. В зависимости от этого, подбираются соответствующие схемы. К примеру, влюбленным или молодоженам можно подарить образы Шекспировских героев или пышных испанских дам. Желаете порадовать друга или супруга?
Тогда акцент можно сделать на храбрости отваге – знаменитые мушкетеры Дюма будут весьма кстати. Сложнее, когда вышивка станет не подарком, а стильным украшением гостиной, спальни или офиса.
В этом случае необходимо обратить внимание на следующие рекомендации:
- Степень освещенность комнаты – в слишком темной комнате необходимо отказаться от использования ниток аналогичного тона;
- Образы классических литературных персонажей будут вполне уместны в рабочем кабинете;
- Оформленная в современном или минималистическом стиле гостиная потребует более теплых образов. Хорошо будет смотреться природные мотивы;
- Желая подчеркнуть крепости семейных уз, выбор стоит сделать в пользу цветочных композиций.
Старинная вышивка крестиком: правила компоновки
Умеренность и баланс цвета – золотые правила рукодельниц эпохи классицизма. Старинные вышивки не потеряли свою популярность благодаря умению передавать требуемое настроение или идею при помощи нескольких изображений. Если изучить возможные сюжеты, то несложно увидеть господствующий минимализм. Обилие свободного пространства на белом полотне не считалось в то время преступлением.
К примеру, акцент на материнском тепле сделает дама с ребенком, который играет или сидит на руках.
Вне зависимости от выбранной концепции, основой вышивок был правильно подобранный цвет:
- Красные нити – делают акцент на силе, воле и стремлении к достижению поставленных целей. В античной Испании этот цвет часто связывали с романтикой и силой чувств. Если необходимо сделать подарок для пары или молодоженов, то красные розы на вышивке – прекрасный способ пожелать долгих лет счастья;
- Зеленый и его оттенки – применяется для формирования листвы, трав и незначительных визуальных акцентов;
- Синий или голубой – злоупотреблять им не нужно в силу нескольких причин. Во-первых, век классики использовал его для костюмов менее значимых персонажей и простолюдинов. Во-вторых, небесно-голубой – символ свободы и полета, поэтому применить его лучше там, где требуются узоры. Хорошо смотрятся они в качестве тоненькой рамки, создающей визуальные акценты.
Реализуем схемы старинных вышивок крестом
Бывает так, что продолжительное время конкретики в голове нет и нет. В этом случае вдохновения можно поиска в глобальной сети. Здесь представлены множественные схемы, учитывающие различные вкусы. В большинстве случаев они бесплатные, поэтому скачать их не составит труда. При этом дизайнеры предостерегают от «смешения» стилей и направлений.
Старинные схемы вышивания крестом предполагают едино образность идей и форм, поэтому из множества рисунков необходимо создать нечто одно.
Практическая реализация будет намного проще, если придерживаться следующих советов:
- Правильно подобранная канва – залог успеха. Льняной вариант подойдет, если планируется крестиком вышить детализированный пейзаж или картинку с большим количеством объектов. Хлопчатобумажный вариант рекомендуется для случаев, когда во главу угла ставится минимализм. Есть еще смешанный тип материала, который подходит для создания объемных произведений;
- Выполнение работы начинается строго в центральной части полотна;
- Центральная часть композиции всегда прошивается двумя нитками, что создает визуальный акцент;
- Классическая Европа отдавала предпочтение определенной легкости образов. Если планируется воссоздать рыцаря или героя-любовника, то они прошиваются одной контрастной по отношению к цвету остального полотна нитью;
- Определенную динамичность изображению придают домашние животные, если речь идет о картине из жизни семьи. Для того чтобы показать динамику природы, то воспользоваться можно болгарским стежком. Еще его называю «снежинкой» или «крестиком». Производится он вертикально с лицевой стороны.
Классические старинные схемы вышивки крестом (видео)
Старинные схемы понравятся не только поклонникам ретро, но и любителя уникальных во всех отношениях декоративных элементов. Стильный подарок или просто украшение для помещения – старинные схемы для вышивания позволят в полной мере преобразить окружающее пространство. Главное – не переборщить с количество вышитых элементов.
Старинные схемы вышивки. Часть 2
Признаться, не ожидала такого сильного отклика на мою публиацию. Очень признательна всем, кто высказывался в комментариях. И тем, кто хвалил, и тем, кто критиковал мои «провинциальные» (Петербургские, Парижские и Берлинские) схемы. Хотя схемы не мои, разумеется. Вы очень помогли мне съориентироваться в том, что же выкладывать во второй части «Марлезонского балета».
Поскольку в первой части я рассказывала исключительно о схемах крестиком (или его разновидностями), то логично во второй части внимание уделить и другим видам вышивки.
Начну я на этот раз со схемы аппликации, в 1896году названной: «накладным шитьём». Довольно простая:
Думаю, у первой схемы довольно широкий спектр применения: от текстильной бижутерии (тогда масштаб малюсенький и контур — золотой ниткой или бисером) и до обивки мебели (тогда можно и несыпящиеся ткани, и войлок, и кожу, например. А по контуру — витой шнур или подходящую тесёмку).
А это, смахивающее на норвежский Хардангер, в журнале стоит как «работа гладью».
И в следующей схеме тоже, видимо, составитель приложения к журналу решил не морочить голову всеми этими разновидностями вышивки (а, может, просто мозг сломал, как назвать) и написал просто: «узор». Логично, что тут скажешь.
И следующая схема тоже смешение техник. Но и здесь тоже (не долго думая) написанно: «узор для скатерти». Очевидно ж
Следующая схема для меня загадка: «Филе-гипюр» называется. По косвенным признакам могу сказать, что делается она по сетке, или по какой-то разреженной ткани. Может, кто-то из мастериц что-то знает и расскажет об этом виде вышивки? Примечательно так же и название журнала: «Новый русский базар»
И всё же не могу удержаться и не показать ещё парочку схем крестиком. Хотя Ваши отзывы показывают, что крестиковые схемы с успехом находят применение во многих, самых непредсказуемых сферах рукодельной жизни.
Вначале: коврик из французского журнала:
Четвертинка коврика. И покрупнее:
И, на последок, не могу удержаться и не опубликовать вот эту ерунду:
(град тапок! «На сайтах музеев есть покрасивее этих провинциальных!» ) — Согласна.
Немецкая? Явно детская — учить дочку вышивать. Или в кукольный домик.
Вобщем, всё. Спасибо за внимание и советы всем, кто не поленился посмотреть.
Вышитая мебель. Старинные схемы вышивки крестом и антикварные предметы интерьера
Это последний выпуск нашего серила о старинной вышивке по канве и бисером и старым схемам. Предыдущие три статьи на были посвящены старинной вышивке бисером и старинной вышивке по канве (часть первая) и часть вторая . А сегодня, как и обещала, я рассказываю о старинной вышитой мебели, чья история очень интересна и древна, ибо вышитые покрывала и ковры использовали еще в незапамятные времена.
В Европу вышитые предметы мебели, прежде всего, ковры и пологи для кроватей проникли в XII веке в эпоху крестовых походов. Именно в это время окна начинают завешивать красивыми шторами, и стены убирать коврами. В XIII веке в просторных помещениях замка стали при помощи красивых занавесей выгораживать маленькие комнатки.
Сохранился в средние века и старинный обычай сидеть на полу, для чего у хозяйки замка всегда были приготовлены красивые расшитые подушки и ковры.
Табуреты использовались людьми в древности и до середины XVI века были самым распространенным предметом мебели для «сидения», в то время как кресло было предметом роскоши, предназначавшимся исключительно для главы рода и его жены.
Мягкие табуреты стали широко использоваться к 1670-м годам, а вскоре трансформировались в более удобный стул и маленькую скамеечку для ног. Тем не менее, табуреты продолжали делать в большом количестве как часть мебельных гарнитуров. В Музее мебели в Москве (существовал в 1917-1924 гг.) хранился табурет XVIII века, красного дерева, резной, полированный, покрытый старой английской вышивкой. В конце XVIII века начали производство музыкальных табуретов с регулируемыми сидениями.
В XVII веке стали модной обивка мебели из бархата и шелка, украшенная бахромой. В конце этого же века стали использовать для обивки вышитый крестом и полукрестом шелк и бархат.
В России такие стулья и диваны были как своего собственного производства, так и привозные – чаще всего из Франции и Англии.
Увлечение вышитой мебелью просуществовало до конца XVIII века, когда в моду вошли парчовый атлас, муаровый шелк с круговыми и полосатыми узорами.
Тем не менее в России в конце XVIII века было очень ощутимо влияние французских стилей Людовика XIV и Людовика XV, что сказалось в обивке мебели тканями с вышитыми цветочными гирляндами, рогами изобилия и т.д. На выставке дамского художественного кружка в залах Пассажа в Москве в апреле 1908 года было вставлено прекрасное кресло в стиле Людовика XVI, принадлежащее великому князю Константину Константиновичу и вышитое императрицей Марией Федоровной. Ей же принадлежали и другие вышитые экспонаты, показанные на выставке – две вышивки шелками и экран для камина.
В имении Качановка графа С. Тарановского в Черниговской губернии существовала комната с мебелью из красного дерева в стиле ампир. Все сидения были расшиты птицами, фруктами и цветами бисером по белому фону. В собрании Исторического музея в Москве также есть бисерная обивка для мебели.
Вставки из вышивок бисером или шерстью часто встречаются в рабочих столиках и больших столах – на протяжении XVIII и XIX веков.
Бисерная вставка в столешницу второй половины 19 в. Из собрания Эрмитажа
На протяжение всего XIX века обивка с вышивкой продолжала пользоваться популярностью, но пик ее популярности приходится на викторианскую эпоху, когда появилось много форм и типов табуретов, кушеток, стульев и диванов, вышитых «берлинской шерстью» и бисером.
Увлечение берлинской вышивкой для мебельной обивки охватило Европу и Соединенные Штаты в 1850 — 1860-х годах, когда берлинское производители стали продавать наряду с разноцветной шерстью рисунки узоров.
Для обивки того времени очень характерны яркие цветы (прежде всего, розы), в для экранов каминов и картин на стены использовались схемы вышивки жанровых сценок.
Из собрания Музея декоративно-прикладного искусства в Москве
Можно смело утверждать, что в викторианскую эпоху розы и другие цветы расцвели на всех предметах мебели – даже в дамских столиках, столах-кабинетах и тому подобной мебели использовали расписные фарфоровые накладки с букетами цветов.
Секретер с фарфоровыми вставками
В XVIII — XIX очень популярны были вышитые шерстью и бисером ширмы и экраны для каминов, а также салфетки и «дорожки» для каминных полок.
Одними из самых распространенных экранов были «конные» (cheval), получившие столь экстравагантное название по форме своих ножек — ибо стояли на четырех ногах, как конь; точно так же — «конные» — называются и отдельно стоящие зеркала, и экраны на штативах с регулируемой высотой.
Первые экраны на штативах делались из железа, на более поздних, деревянных, экран прикреплялся к штативу при помощи винтах, что позволяла поднять или опустить экран на желаемую высоту.
Иногда экраны на штативах делали парными и не очень большими. Их ставили по обеим сторонам камина с целью защиты глаз находящихся в комнате от яркого пламени.
В колоннах (стояках) «конных» экранов также иногда были скрыты противовесы, позволявшие поднимать экран, но не на такую большую высоту, как экраны на штативах.
А с обратной стороны вышитый экраны были «закрытыми»:
Мотивы вышивок на мебели были подвержены, как мы уже упоминали выше, влиянию моды, и с изменением художественного стиля и эпохи менялся и рисунок вышивки.
Если в эпоху рококо преобладающими были цветочные мотивы, то с наступлением эпохи ампира основными мотивами вышивки мебели (диванов, кресел, стульев, ширм, экранов) стали античные сюжеты, античные вазы, фигуры две с кифарами, амур на колеснице, Амур на колеснице, Амур в лодке, амур с бабочками и т.д.
Интересным экспонатом был хранившийся в Музее мебели каминный экран карельской березы с точкой и чернением, обтянутый за стеклом вышивкой, изображающей группу античных ваз с бордюром из пышной цветочной гирлянды. Экран это был русской работы XVIII века и интересен смешением стилей – для античных ваз, как известно, более пристала «рама» из меандра.
Вышитая мебель иногда служила предметом фантазий художников. Так в одном из номеров журнала «Мода» за 1860 года была помещена следующая статья под названием «Диван-цветник»:
«Недавно во французских журналах объявлено было о замечательном изобретении Камилла Лавока, который представил президенту Французской Республики особый род новой мебели, названной им divan-jardiniere.
Желая представить читателям, вместе с описанием, и самый рисунок этого дивана-цветника, мы тогда же поручили нашему корреспонденту в Париже озаботиться доставлением в редакцию рисунка новой мебели.
Получив на днях политипаж, спешим сообщить его читателям Моды – с присоединением тех сведений, который мы нашли в парижских журналах касательно присоединением изобретения г. Лавока.
Модель этой изящной игрушки сделана была еще прошлою зимой и целый месяц стояла в магазине Томира, где она возбуждала неподдельный восторг не только в любителях великолепной мебели, но даже и в самых артистах. Через несколько времени г. Лавока приступил к работе самой мебели для дворца Королевы Испанской. Президент Людовик-Наполеон увидел эту небывало-роскошную мебель, и она так понравилась ему, что он заказал себе такой же точно диван-цветник.
Устройство этой оригинальной и великолепной вещи достойно внимания. Это одно из самых остроумных изобретений нашего комфортабельного века, который придумал эластическую мебель, лежачие рессоры, и тысячи других предметов комфорта. Представьте себе большую совершенно-оригинальную мебель, в которой есть эластический диван с роскошно-упругими пружинами, круглый стол черного дерева с дорогою инкрустациею, двойная жардиньерка с благоуханными цветами и наконец высокий изящный канделябр, с двенадцатью бронзовыми рожками.
Вот диван-цветник, изобретенный г-м Лавока. По рисункам и указаниям изобретателя, над этою мебелью трудились замечательные парижские мастера: Томар и Салландруз.
В настоящее время во всем свете существует еще только два экземпляра этого дивана-цветника, из которых один находится в мадритском дворце, а другой украшает залу Марс в Сен-Клу.
Поговаривают, что г. Лавока, опасаясь контрфакции намерен просить привилегию на свое остроумное изобретение. Но во всяком случае мы не теряем надежды увидеть когда-нибудь эту роскошную мебель и в нашем роскошном Петербурге».
Одним из самых популярных предметов мебели, украшенных вышивкой были так называемые «молельные», или «молитвенные» стулья с высокой спинкой (около 1,2 м), украшенные берлинской вышивкой и обильно позолоченные.
На сидении надо было стоять (преклонять колена), а на спинке лежал молитвеник:
А в заключение хочу с радостью показать вам совеременный стул с традиционной мухуской вышивкой (Эстония), который прислала мне мастер этой вышивки Светлана:
По-моему, ничуть не хуже викторианского!