- Архангельская народная вышивка [1954]
- Архангельская народная вышивка [1954]
- Народная вышивка
- ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «РУССКИЙ КРЕСТ— ГАРМОНИЯ»
- ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «РУССКИЙ КРЕСТ – ПРИЗЫВ»
- НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РОССИИ «РУССКИЙ КРЕСТ – ЛЮБОВЬ»
- СХЕМА НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ «ЛУЧШАЯ ДОЛЯ»
- ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «БЛАГОПОЛУЧИЕ»
- НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РОССИИ «ДОСПЕХИ ПРЕДКОВ»
- Стань помощницей Богини Макошь!
- СХЕМЫ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ РУССКОГО СЕВЕРА
- Традиции северной вышивки Архангельской области
Архангельская народная вышивка [1954]
Категория: | Традиционная одежда |
---|
| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 11 318, фото: 25
Издание, давно ставшее библиографической редкостью. В ней представлены вышивки с концов полотенец, оплечий рубах, головных уборов. Вступительная статья поражает указанием ни в коем случае не копировать представленные образцы старинной вышивки. Отрадно сознавать, что наше общество сейчас уже пришло к выводу, что нужно и важно именно как можно более точно повторять старинное узорочье. Для тех, кто видел вблизи каргопольские оплечья, образцы старинной архангельской вышивки, этот альбом может послужить неплохим источником для работы.
Из вступительной статьи:
«В вышивке Архангельской области сохранились ценнейшие традиции вышивального искусства, слагавшиеся у русского народа в течение многих веков.
Архангельская народная вышивка отразила замечательный художественный дар русского народа, проявивший себя в разнообразных видах народного творчества. На Севере записаны древнейшие былины и сказки, здесь возникли и развились своеобразная архитектура, резьба по кости и дереву, художественное ткачество. Вышивальщицы Архангельской области создали необычайно красочные, высокие по мастерству вышивки.
Альбом по архангельской народной вышивке, выпущенный Научно-исследовательским институтом Художественной промышленности, создан на основе изучения музейных коллекций. Помещённые в альбоме таблицы являются воспроизведением образцов народных вышивок, исполненных в XIX веке, но большинство из них отражают сюжеты, возникшие в предыдущих столетиях; они дают представление о всём богатстве вышивки Архангельской области.»
Архангельская народная вышивка [1954]
Категория: | Традиционная одежда |
---|
| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 11 318, фото: 25
Издание, давно ставшее библиографической редкостью. В ней представлены вышивки с концов полотенец, оплечий рубах, головных уборов. Вступительная статья поражает указанием ни в коем случае не копировать представленные образцы старинной вышивки. Отрадно сознавать, что наше общество сейчас уже пришло к выводу, что нужно и важно именно как можно более точно повторять старинное узорочье. Для тех, кто видел вблизи каргопольские оплечья, образцы старинной архангельской вышивки, этот альбом может послужить неплохим источником для работы.
Из вступительной статьи:
«В вышивке Архангельской области сохранились ценнейшие традиции вышивального искусства, слагавшиеся у русского народа в течение многих веков.
Архангельская народная вышивка отразила замечательный художественный дар русского народа, проявивший себя в разнообразных видах народного творчества. На Севере записаны древнейшие былины и сказки, здесь возникли и развились своеобразная архитектура, резьба по кости и дереву, художественное ткачество. Вышивальщицы Архангельской области создали необычайно красочные, высокие по мастерству вышивки.
Альбом по архангельской народной вышивке, выпущенный Научно-исследовательским институтом Художественной промышленности, создан на основе изучения музейных коллекций. Помещённые в альбоме таблицы являются воспроизведением образцов народных вышивок, исполненных в XIX веке, но большинство из них отражают сюжеты, возникшие в предыдущих столетиях; они дают представление о всём богатстве вышивки Архангельской области.»
Народная вышивка
Изучая народную вышивку, я понимаю, что надо различать отдельные символы и их сочетание. В других темах я рассказываю об отдельных узорах, а здесь — о их сочетаниях. Узоры народной вышивки России, нашего Севера, удивительны. Их сочетания, простые схемы народной вышивки рождают целые истории!
ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «РУССКИЙ КРЕСТ— ГАРМОНИЯ»
Символы народной вышивки :
- мужской символ «крест»
- женский символ «ромб»
- знак благополучия и соединения мужского и женского начал «засеянное зерно»
Для кого : для женщины, желающей укрепить свой имеющийся брак.
Особенность этой вышивки : активность земной мужской силы.
Действие на женщину : лад в семье, благополучие в отношениях с мужчиной, повышение собственной активности, энергии, напористости, если необходимо — призыв души ребенка, благополучное рождение.
Действие на мужчину : лад в семье, благополучие в отношениях с женой, активизация жизненного центра «ярло», отвечающего за жизненные силы.
ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «РУССКИЙ КРЕСТ – ПРИЗЫВ»
Символы народной вышивки :
- мужской символ «крест»
- женский символ «ромб»
- знак благополучия и соединения мужского и женского начал «засеянное зерно»
Для кого : для женщины, желающей найти своего суженного и сделать правильный выбор.
Особенность этой вышивки : преобладание женских энергий, как в земной, так и небесной сфере, мужская энергия в этой вышивке «небесная», то есть речь идёт о мужчине, родственном по духу.
Действие на женщину : телесная энергия, повышение привлекательности, возвышение способностей к предвидению и выбору, запуск в пространство призыва для мужчины — суженного.
НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РОССИИ «РУССКИЙ КРЕСТ – ЛЮБОВЬ»
Символы народной вышивки :
- мужской символ «крест»
- женский символ «полуромб»
Для кого : для женщины, желающей воспламенить любовь мужчины, и для мужчины, желающего быть любимым.
Особенность этой вышивки : преобладание «земных» энергий, как мужской, так и женской, причём речь не идёт о рождении ребёнка, а именно о земной любви между мужчиной и женщиной.
Действие на женщину : телесная энергия, повышение привлекательности, увеличение эмоциональной власти над мужчиной, возрождение чувств в женщине, которые «перекидываются» на мужчину. Действие значительно усиливается, если такой же орнамент нанести на подол свитера.
Действие на мужчину : телесная энергия, повышение привлекательности, увеличение эмоциональной власти над женщиной, возрождение чувств в самом мужчине, которые «перекидываются» на женщину.
СХЕМА НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ «ЛУЧШАЯ ДОЛЯ»
Название «Лучшая доля» — не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных здесь.
Символы народной вышивки :
- «Полрепья — Предок»
- женский символ «Ромб»
- женский символ «Небесная Оленуха – Прародительница»
- знак Богини — Матери, Хозяйки судеб, Великой Макошь
Для кого : для девочки и девушки с пожеланием безопасности в родительской семье, для женщины, желающей сохранить и приумножить имеющееся.
Значение славянских узоров : просьба — уверенность в лучшей доле на будущее
Особенность этой вышивки : в схеме народной вышивки преобладающее присутствие божественных сил: предки со стороны матери (символ «Небесная Оленуха – Прародительница») предки со стороны отца (символ «Орепий»), присутствие Богини Судьбы Макошь — всё это рядом с земным ромбом, символизирующим женщину — просительницу.
Действие на женщину : лад в семье, благополучие, благосостояние, уважение окружающих.
ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «БЛАГОПОЛУЧИЕ»
Название «Благополучие» — не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных на этой схеме вышивки.
Символы народной вышивки:
- Знак Солнце – Девы, Веснянки, дарующей радость и жизнь
- Знаки Прибогов, приносящих дары с Неба
- Знак Богини Мать — Сыра Земля, дарующей благополучие
- Знак Небесной Тучи – Оленухи
Для кого: для незамужней женщины, для замужней женщины, желающей новый уровень в жизни, обеспеченность, спокойствие и уважение
Особенность этой вышивки: вышивка, мягко влияющая на ситуацию, приводит в движение небесные силы, которые начинают работать на богатство и спокойствие. Небесное покровительство Богини Мать — Сыра Земля создает всеобъемлющее покровительство, остальные знаки поддерживают эту древнюю славянскую магию
Действие на женщину: чувство спокойствия, осознания своей красоты и привлекательности, спокойное принятие заслуженного благополучия.
НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РОССИИ «ДОСПЕХИ ПРЕДКОВ»
Название «Доспехи предков» — не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных здесь.
Символы народной вышивки:
- знак «Крючки — Кони»
- знак «Орепий — Предок»
- Бога Перуна «Перунов цвет»
Для кого: мальчика и мужчины с целью защиты от влияний внешней среды
Значение славянских узоров: знак Перуна, Покровителя воинов в светлом тоне означает небесное покровительство этого Бога, присутствие коней земного цвета означает быстрое приближение этого покровительства; причина покровительства — Орепий — Предок, то есть мужчина защищен силой своих предков.
Особенность этой вышивки: быстрое приближение небесного покровительства Перуна и Предков, так как именно кони, впряженные в божественную колесницу, земного цвета.
Действие на мужчину: защищенность от неблагоприятного воздействия внешней среды, как физического, так и энергетического.
Стань помощницей Богини Макошь!
Макошь, Богиня Судьбы, прядёт ниточку жизни каждого человека, да сплетает эти нити в единое полотно. Когда же женщина берётся за обережное рукоделие, она становится помощницей и ученицей Богини Макошь!
СХЕМЫ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ РУССКОГО СЕВЕРА
Давно у нас просят схемы обережной народной вышивки показать. Мы их собрали по северным деревням и наконец-то с вами делимся этим знанием.
Все это — северный обережный крест, самый сильный защитный символ. Можно вышивать его привычным крестиком, а лучше — северным наборным (счётным) швом.
Помните главное правило обережной вышивки: всё должно быть натуральным, начиная от ткани и ниток, и заканчивая иглой. Лучше всего подойдут для этого иглы из кости или из латуни.
Традиции северной вышивки Архангельской области
В ышивка — один из самых распространённых видов народного творчества. Искусство «наводить узор на ткань» с помощью нитки и иголки известно с давних времён. В «Домострое» говорится о вышивании как о работе, требующей большой усидчивости и терпения, которая вырабатывает характер женщины. Уже в середине XIX века говорилось о несомненной пользе обучения девочек всякого рода рукоделиям с целью воспитать из них хороших жен и матерей. Во многих губерниях России в конце XIX века открываются мастерские и школы рукоделия.
Вышивка была одним из древнейших промыслов Архангельской губернии. По технике исполнения северные вышивки делятся на две группы: швы, выполненные по счету нитей ткани (счетные техники) и швы, выполненные по свободному контуру рисунка (несчетные техники).
Счетные швы могли вышиваться по цельной ткани. К этой группе относились набор под браное ткачество, двусторонний шов (другое название роспись), крест, счетная гладь. Существовала и счетная вышивка по разреженной ткани. В эту группу входили различные мережки и швы по выдергу .
Архангельские мастерицы традиционно использовали швы, выполняющиеся по счету нитей ткани. Вышивали они на пялах (пяльцах) или «на руках», привозными шелковыми нитями и бумагой , т.е. хлопчатобумажной нитью. Реже использовалась шерстяная нитка, которая здесь называлась просто шерсть . В основном её применяли при заполнении внутри контура мотивов.
Чаще всего в архангельской вышивке применяется шов, называвшийся роспись и состоящий из мелких красных стежков, которые создавали на ткани тонкий графический узор-контур. Потом он заполняется прямыми и диагональными полосами, клетками, зигзагами синего, зеленого или желтого цвета. Сначала мастерица легкой линией отмечала контур мотива, который потом и заполняла различными декоративными разделками: прямыми и диагональными полосами, клетками, зигзагами и др. В отдельных случаях контур мотива обогащался штрихами, звездочками или крючками. Тончайшим кружевом ложился вышитый красный узор на белый холст нарядной рубахи, полотенца или подзора. Нежные голубые, зеленые, и золотистые тона шелка, а также блестки обогащали узор, повышали его декоративную выразительность. Из-за использования счётных швов архангельской вышивке свойственна строгая симметрия мотивов, вертикальное, горизонтальное и диагональное расположение узора.
С появлением фабричных тканей стали вышивать на них. Счетные техники сменились вышивками по свободному контуру — мастерицы стали вышивать более легкими в исполнении тамбуром и стебельчатым швом. Тамбурному шву в архангельской вышивке отводится особая роль. Тонкая линия тамбура обегает контур каждого мотива, создавая прозрачный кружевной узор.
Вышивка Архангельской области отличается большим разнообразием орнаментальных мотивов и технических приемов вышивания. Вышивка всегда была домашним занятием, не имела промыслового значения, хотя часть изделий и шла на продажу. Иногда мастерицы вышивали на заказ для своих односельчан. Вышивкой украшали праздничную и обрядовую одежду: рубахи, передники, головные уборы; а также предметы быта: различные полотенца, пологи, подзоры и скатерти. Особенно красиво и богато украшались женские головные уборы: девичьи повязки (перевязки, подчелки, коруны, венцы, конуры) и кокошники, одеваемые замужними женщинами. Исполнялись эти дорогостоящие предметы костюма, как правило, в технике сажения по бели с применением жемчуга, блесток, позумента.
Сажение по бели это достаточно трудоёмкая и многоэтапная техника вышивки. Она выполнялась жемчугом, бисером, драгоценными камнями, перламутром, фольгой, канителью. Сначала мастерица выполняла настил из белого хлопчато-бумажного шнура. Именно он и называется бель . Шнур выстилается по контуру рисунка и прикрепляется тонкими белыми нитками поперек. После того, как настил готов, начинают прикреплять жемчуг или бисер. Работа достаточно кропотливая, но в результате получается необычно красивая рельефная вышивка.
Вышивка белым по белому была первоначальным вариантом этой техники, но постепенно стали появляться вариации. Шитьё стали делать золотыми нитями, а первоначально белый бисер мастерицы заменяли на разноцветный. От этого вышивка выглядела не просто красиво, а роскошно.
Также различалась сплошная и прорезная вышивка по бели. Сплошная вышивка использовалась в основном для плотных, иногда каркасных изделий. Прорезная давала изделию гибкость. Трудоёмкий процесс оправдывает себя достаточной прочность.
В ряде северных местностей богато расшивали шейные украшения: заборошники (заборочники, наборушники), косники (украшение косы), края лент, зарукавья (накладные манжеты на рукава), рукавицы, перчатки и пояса. Золотным шитьем украшали церковное одеяние и предметы костюма: головные уборы, платы (праздничные платки), лакомники (навесные карманы). Центрами золотошвейной вышивки были мастерские при монастырях Каргополя, Сумского посада, Сольвычегодска, Шенкурска и других местностей.
По технике исполнения северные вышивки делятся на две группы: швы, выполненные по счету нитей ткани (счетные техники) и швы, выполненные по свободному контуру рисунка (несчетные техники).
Счетные швы могли вышиваться по цельной ткани. К этой группе относились набор под браное ткачество, двусторонний шов (другое название роспись ), крест, счетная гладь. Существовала и счетная вышивка по разреженной ткани. В эту группу входили различные мережки и швы по выдергу . Наиболее популярными разновидностями несчетных швов были тамбур, стебельчатый шов и гладь.
Но все-таки любимым швом архангельских и каргопольских мастериц был счетный шов, называвшийся роспись. Такое название ввел в научную терминологию историк искусств Владимир Васильевич Стасов. Его перу принадлежит богато иллюстрированная книга «Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружево», вышедшая в 1872 году в Санкт-Петербурге. Более 12 лет Стасов собирал образцы вышивок для исследования.
Шов роспись имеет и другие названия — двусторонний шов, полукрест, досюльный (т.е. старинный). Выполняется он техникой «вперед иголку» в два приема по счету нитей ткани. Сначала прокладывается контур фигуры, образуя пунктирную линию, затем обратным ходом заполняются пропущенные места. Вышивка получается двусторонней — одинаковой с лица и изнанки. Она может быть выполнена или только красными нитями по холсту; или красной нитью прокладывается контур узора, который внутри зашивается шерстяными или хлопковыми нитями разного цвета гладьевыми швами. Такой вышивкой украшали подзоры, станы (подолы) женских рубах, полотенца, мужские рубахи. В Поморье фигуры, вышитые двусторонним швом заполняли внутри клетками, крестами, прямыми и косыми линиями, гладьевыми настилами.
Славятся красотой и сложностью вышивки оплечья каргопольских женских рубах. На Каргополье их называют намышники , потому что вышивка располагается на плече, то есть сверху подмышки. Намышники имели форму прямоугольника или трапеции, и могли быть вышиты разными техниками. Очень часто встречается вышивка в технике роспись внутри прямоугольника, по краям идет обрамление вышивкой в технике набор . Набор или брань представляет собой двухстороннее шитье, которое по своей фактуре напоминает бранное ткачество. Это один из самых древних видов традиционной вышивки. Узор набирается стежками в технике «вперед иголку» из конца в конец узора. Стежки должны плотно прилегать друг к другу рядами. Вышивка может быть как продольной, так и поперечной.
Такое сочетание росписи и набора делало вышивку уникальной. Она имела мельчайшую разработку — рисунок прокладывался красной нитью по холсту через одну нить ткани. В работе дополнительно могли быть использованы шелк, блестки, золотные нити. По своим исключительным художественным качествам такое сочетание техник не находит себе равных среди других северных вышивок.
Вышивка набором под браное ткачество существовала и самостоятельно. Она является древнейшим видом северной вышивки. Возможно, именно она предшествовала ткачеству на стане. Техника её заключается в прокладывании нити от кромки до кромки горизонтальными рядами по счету нитей ткани. Стежок кладется то сверху, то снизу ткани; и на изнанке получается негативное по отношению к лицевой стороне изображение. Все орнаменты брани имели геометрический характер. Техника была очень распространенной во всех уголках Архангельской области. Ей украшали концы полотенец, ворот, края рукавов и подолы женских рубах. К началу XX века на Летнем берегу Белого моря этот шов сохранился под названием шов по-плотнóму .
На Мезени искусство вышивки было развито незначительно. В основном, была распространена строчевая вышивка (местное название вязблено дело ). Это белая ажурная вышивка, иногда с применением цветных нитей (чаще красного цвета) с геометрическим орнаментом (особенно часто — ромб и свастика). Эта вышивка основана на заполнении узором сетки, которая получена путем выдергивания поперечных и долевых нитей из ткани. Строчевая вышивка бывает крупной и мелкой, цветной и белой. Такой вышивкой украшали подолы обрядовых женских рубах, которые на Мезени назывались исцельницами или целоножницами. В Поморье строчевую вышивку называли вязьбление или шов по выдергу.
Одним из самых древних типов северной вышивки является белая строчка . Выполнялась такая вышивка по дерганой и обвитой сетке. Вышивальщицы применяли разнообразные приемы заполнения ячеек сетки. Более плотный узор выполняется настилом , когда ячейки застилают нитками, проложенными в одном направлении. Воздушным узор делают различные штопки (одинарная, двойная), когда ячейки сетки пересекают ниткой вдоль и поперек. Прозрачным получается узор, сделанный воздушной петлей, образующей в ячейке четыре маленькие петельки. Иногда во всей работе используется только один прием — например, настил , который образует белые силуэты, четко выделяющиеся на фоне прозрачной сетки. Но часто в одной работе используется комбинация приемов белой строчки. В этом случае отдельные фигуры или части фигур вышиты плотным узором, другие более редким, местами оставлены просветы. Благодаря такой многообразной разработке узора вышивка приобретает красивую кружевную фактуру. Как правило, силуэты барсов, оленей, птиц, выполнялись плотным настилом и выделялись на воздушном, сквозном фоне.
Со второй половины XIX века на Каргополье, а точнее — в Ошевенской волости широкое распространение получает вышивка тамбуром . В этой местности её поэтично называли мышиная тропка . Существует несколько разновидностей тамбурного шва: цепочка, елочка, петля вприкреп, сложный тамбур и т.д. Шов цепочка является самым простым и наиболее распространенным видом тамбурного шва. С лицевой стороны он напоминает цепочку из мелких петель, а с изнаночной — он похож на строчку. Тамбурный шов выполняют справа налево. Каждая следующая вышитая петля выходит из предыдущей. В конце шва выполняют стежок-закрепку, чтобы шов не распустился. Длина стежков может быть разной и зависит от толщины ниток, характера рисунка.
В Архангельской области тамбурным швом вышивали белыми нитками по кумачу на полотенцах, рубахах, подзорах, сарафанах. Часто внутри контура вышитых узоров можно увидеть цветное заполнение шерстяными и хлопковыми нитями. Особо любимым было изображение сказочной птицы — павы — издавна считавшейся у русского народа символом счастья и любви. Птица-пава всегда вышивалась в профиль с поднятым крылом и огромным хвостом. На крае полотенца помещалась одна такая птица, а на подоле праздничной рубахи или сарафана-кумачника целая вереница. Птицы выстраивались друг за другом. Туловище птицы вышивалось белыми нитками, а более мелкая разработка делалась яркими цветными нитями. Вышивание на кумаче было характерной особенностью ошевенских мастериц. Тамбурная вышивка по свободному контуру полюбилась рукодельницам за простоту исполнения и быстрый результат. Вышивали по ткани, туго затянутой в пяльцы крючком или по-местному тамбурной иглой . Такая вышивка не имела с изнанки узелков и была более быстрой по исполнению, по сравнению с вышивкой иглой. В других уездах Архангельской области можно увидеть тамбурную вышивку красными или цветными нитями по белому холсту.
Мастерицы Летнего и Онежского берегов Белого моря любили украшать рукава и кокетку праздничной женской рубахи стебельчатым швом, местное название шов веревочка . Этим швом вышивались несложные растительные узоры. Стебельчатый шов считается самым древним видом вышивки и одновременно самым простым для выполнения.
Из всех известных видов вышивки — вышивка крестом получила распространение в северной деревне едва ли не позже всех. Вышивалась она по счету нитей и по накладной канве, которую удаляли после выполнения узора. При украшении станов женских рубах вышивка крестом заменила технику двустороннего шва, сохранив при этом традиционные орнаменты (стилизованные фигуры людей, птиц, животных) и материал — хлопчатобумажные нити разных цветов. Чаще всего использовали нити красного и черного цветов, добавляя к ним другие яркие цвета. Рубахи — мужские и женские — украшались вышивкой крестом по вороту, манжетам или низу рукавов, кокетке. Узоры брали не только со старых вышивок, но также из газет и журналов, из новомодных печатных альбомов с образцами вышивок. Вышивка крестом развивалась под влиянием городской культуры. В конце XIX века предприимчивый француз Генрих Брокар начал выпускать «Народное мыло» по цене 1 копейка за кусок, где на обратной стороне обёртки стал печатать схемы вышивки крестом. Такие же вкладыши в мыло делали фирмы Самуила Чепелевецкого «С.И. Чепелевецкий и сыновья» и «А. Ралле и К». Схемы вышивок прилагались к журналу «Родина» и журналу «Нива», выходили альбомы со схемами, самым известным и доступным из которых был «Великорусские и малороссийские узоры для вышивания», первое издание которого увидело свет в 1877 г.
В вышивке Архангельской области наиболее популярны швы, выполняющиеся по счету нитей ткани. Чаще всего применяется шов роспись, счётная гладь, косая стёжка, набор и тамбурный шов. Из-за использования счётных швов архангельской вышивке свойственна строгая симметрия мотивов в узоре, его вертикальное, горизонтальное и диагональное расположение. Типичные являются геометрические и растительные мотивы, фигуры птиц, зверей и всадников.