Схема счетной вышивки рисунком

Счетная гладь: учимся вышивать

Примеряясь к захватывающим способам сделать своими руками произведение искусства, испокон веков человек искал идеальный способ. Уходит это корнями вглубь времён, когда первобытный прародитель, развив разум, впервые испытал необходимость «принарядиться». А вышивка до сих пор предлагает новые способы работы с украшением ткани, не утрачивая актуальности более “старших” техник. Что интересно – счетная гладь была одной из самых старинных техник вышивания на Древней Руси. Уступала она разве что вышивке крестом и полукрестом.

Гораздо позже была изобретена перевить в цвете, гипюр и прочие уникальные техники. Но, несмотря на развитие новых течений вышивального искусства, счетная гладь не теряет свои уверенные лидирующие позиции и по сей день.

Количество техник в вышивании огромное множество. Это и верхошов, списы, бранки, и цветная перевить, узорная строчка, строчка с ободком, разнообразные гипюры. Ещё – крест, набор, белая мелкая строчка, тамбурная вышивка, белая, цветная, счетная гладь. Также существует достаточно объёмное количество дополнительных под-техник, швов и особенностей этих элементов. Это зависимости от выбранного для работы материала.

Отличие в вышивках гладью

Существует несколько разновидностей гладьевой вышивки, – это верхошовная гладь, белая, художественная, русская, цветная, атласная, счетная.

Верхошовная гладь

В верхошовной глади небеленый холст вышивают красной пряжей с небольшим добавлением дополнительных цветов (например, жёлтого, синего, зелёного). Вышивают стежком, который прокладывается ровными плотными линиями, прорабатывая лицевую сторону изделия. На изнанке такие швы обозначаются мелкими стежками. Другое название такой глади – владимирская. Это связано с возникновением её первых проявлений именно во Владимирской области.

Читайте также:  Лори вышивка крестиком что

Белая гладь

Также возникла во Владимирской области. Техника была изобретена мастерицами, выполнявшими стежки на тонких отбеленных тканях. Брались тонкие белые нити, в тон основным полотнам. Эта техника включает в себя множество вариантов узора. А отличительная особенность тут не только лишь в цвете, – она богата техниками и разработками. Тут есть и стяги, посыпь, сеточки, дырочки, атласники, узелки, цепочки, и так далее.

Художественная гладь

Художественная гладь возникла из попытки и желания точно повторять пейзажи, портреты, бытовые сцены жизни. Выполняется шитьё тонкими, чаще всего – шелковыми нитями, на тонких тканях основы.

Русская гладь

Своеобразный вариант вышивки – русская гладь. Весь рисунок работы заполняется односторонним швом по прямой нити ткани основы. Стежки располагаются в шахматном порядке, от края до края, перекрывая и пропуская нити. Но в настоящее время этот вид вышивки почти забыт из-за своей трудоёмкости.

Цветная гладь

Цветная гладь – самая широко применяемая вариация вышивки. Выполняется она стежками, максимально плотно прилегающими друг к другу, идущих в разном направлении. Бывает такая гладь как односторонней, так и двухсторонней. Цветовая гамма и толщина нитей – самая разнообразная и подбирается на вкус мастерицы.

Атласная гладь

Для атласной глади характерны мелкие стежки, выполненные очень тонкими нитями. Каждый стежок начинается в центре предыдущего ряда. На изнаночной стороне это многочисленные короткие дорожки нитей, а на лицевой стороне – гладкий узор.

Ещё на Руси вышивальщицы выполняли счетные швы. В пробелы в редко сотканной ткани вплетались другие цвета. Получался ритмичный геометрический рисунок, который называется счетная гладь. Способ набора при такой работе – шов «вперед иголка». Ещё он называется «бранное шитьё», один из вариантов которого – орловский спис.

Счетная гладь

Если вы решили выбрать фигурную геометрическую вышивку, то техника выполнения достаточно проста. Работа несомненно принесёт удовольствие и не отнимет слишком много сил на изучение сложных стежков. Стежки идут параллельно нитям основы или утка. Каждый стежок уходит на равное расстояние от предыдущего, чаще всего – на одну нить полотна. То есть рабочая нить, делая свой стежок, уходит обратно рядом с проложенным стежком, пропуская нить основы.

Спектр применения тоже весьма обширен. Вы можете обновить домашний текстиль декоративных наволочек, полотенец. Можете декорировать авторские скатерти, фартуки салфетки. Даже украсить полотна занавесок.

Эффектно сочетается вышивка гладью с дополнительными элементами в других техниках. Это может быть украшение основной работы зигзагом, крестиком, мережками. Можно поиграть с узорами из стебельчатого шва, или шва «вперед иголку». Поле для фантазии – непаханное.

Так что вооружаемся льном, полу-льном, канвой, мешковиной, хлопком, батистом, сатином, шёлком, или схожим материалом. Выбираем накрученные или слабо накрученные нити. Определяем рисунок работы. Что замечательно в вышивке счетной гладью, так это то, что нити из рисунка сразу отсчитываются на полотно. Не переводятся постепенно.

Главное – следить за нитями, и не допускать их перекручивания во время работы. Тогда результат получится более аккуратный и гладкий.

Счетная гладь: как вышивать

Берясь украшать полотно счетной гладью, рисунок заполняем полностью, для этого нити выкладываем довольно плотно, чтобы было легко набрать форму.
Вести вышивку положено слева направо, вкалывая нить по утку или основе. Промежуток основных нитей должен быть равный. Не забываем равномерно затягивать нити и направлять их туда, куда требует рисунок.

Итак, для вышивания нам понадобится рисунок, ткань основы, нити, иголка, пяльцы или рамка и ножницы. Вооружаемся материалами и приступаем к работе.

Счетная гладь: техника выполнения

  1. Переносим на ткань основы рисунок.
  2. Закрепив ткань основы на пяльцах (рамке), проверьте, что она хорошо натянута.
  3. Проколите полотно иголкой, выведете нить на лицевую сторону работы, оставив небольшой кусочек нити. В процессе работы придерживайте его пальцами. Начало вашей работы закрепится будущими стежками, и вы не испортите работу неэстетичными узлами.
  4. Используйте и постоянно высчитывайте схему вашего рисунка. Не поленитесь свериться с ней лишний раз, – ваша работа от этого только выиграет.
  5. Вышиваем слева направо, ведя нить по лицевой стороне или сверху вниз от нитей основы, или под углом.
  6. Стежок на изнаночной стороне должен выкладываться под небольшим наклоном (рис. 1).
  7. Чередуя высоту стежков выводим разнообразные узоры:
  • Валик (рис.2)
  • Зубчики (рис.3)
  • Ступеньки (рис.4)
  • Ромбики (рис 5)


Помните, что выполнять каждый узор нужно отдельно. Потому что на изнаночной стороне могут образоваться слишком длинные протяжки, что может испортить работу.

8. Для высоких узоров используйте одностороннюю счетную гладь (рис. 6; 7). Весь узор будет вырисовываться на лицевой стороне, а на изнанке будут только коротенькие протяжки.

Вот и все нехитрые советы для вышивания техникой счетная гладь. Для начинающих мастериц существует множество схем с орнаментом и даже набором сопутствующих инструментов. Одним словом, всё необходимое, чтобы начать творить.

Главное гореть желанием и любить дело, которым занимаешься, подходя к нему с удовольствием. Стремиться к идеальному результату – не главное, ведь процесс – вот, что самое главное в любой работе.

Техника несчётный и счетный крест, вышивка печатный крест, схемы цветов и других композиций

Вышивка данного типа красиво и богато смотрится на разных изделиях и одежде. Это вид самый распространенный. В процессе выполнения на основу наносятся крестом уникальны композиции.

Известно несколько видов нанесения на тканевую основу. Крестик вышивается полностью, за ним – следующий фрагмент.

Полностью вышивать можно вертикально и горизонтально. Рассмотрим подробно вертикальный.

  1. Процесс начинается из вхождения иглы в верхнее правое отверстие.
  2. Прошиваем по диагонали в нижележащую левую точку.
  3. Далее подымаемся по изнаночной стороне вверх.
  4. Опускаемся по диагонали в правую нижнюю точку.
  5. Через одно отверстие подымаемся вверх. Нить идет диагонально в левый низ нового квадрата.
  6. Следующие шаги повторяются, как с первым.

На изнанке получаются две ровные параллельные между собой линии.

Вышивание полных крестиков горизонтальными линиями происходит такими этапами:

  • Первый стежок выполняется из правого верхнего в левый нижний угол.

  • Из левостороннего нижнего угла игла перемещается в левую верхнюю точку.
  • Иголка с ниточкой идет крестообразно в правый нижний . Затем выходит по диагонали в верхнем правом уголочке.
  • Далее процедура повторяется.

Необходимо следить, чтобы верхние стежки ложились в одном направлении, тогда получится аккуратный орнамент. Изнаночная сторона горизонтальной вышивки состоит из косых линий. Поочередное создание полос в одну сторону, потом – в обратную. Данный метод выполняется такими шагами:

  • Делаем первоначальный шов с правого левого отверстия, пускаясь по диагонали в левое нижнее.
  • Подымаемся по изнанке вверх.
  • Все действия повторяются до конца ряда.
  • То же делаем и в обратном порядке.

Изнанка отличается мелкими черточками.

Техника счетный крест

Такой способ выполняется по размеченной канве с обязательным просчетом количества крестов. Сразу происходит подсчет из схематического рисунка требуемых фрагментов, а после этого переносится на основу. Для работы применяется любое счетное полотно с переплетением волокон и при вышивании больших картин рекомендуется размечать его специальным маркером или ниткой. Чтобы получилась качественная работа, нужно вводить иглу не разделяя волокна ткани. Поэтому работа выполняется закругленной иглой. На канве эти действия производить удобно, так, как нитка протягивается через готовые отверстия. Счетный обычно используется на основе без рисунка и разметки.

Происходит такая важная процедура разделом полотна на квадратики по десять ячеек в высоту и ширину. Так гораздо легче считать и переносить выбранный узор на ткань.

Печатный крест

Этот метод почти не имеет отличий от счетного, но при нём нет необходимости считать ячейки. Для вышивания применяется полотно с нарисованным орнаментом. Подсчитывать ячейки нет нужды, так как необходимые швы нарисованы на нужных местах и оттенок видно сразу. Допустить ошибку при такой технике невозможно, а если это и случится, то она будет незаметной. Используя острую иглу, и точно попадая ею в края всех квадратов вышиваемого креста, работа будет аккуратной.

В момент вышивания необходимо наблюдать, чтобы нити плотно закрывали печатанный по всему размеру эскиза.

Вышивка несчетным крестиком

Часто новенькие учатся вышиванию в нечётной технике. В описываемом приеме вышиваемые элементы не считаются. Схематические рисунки изображены на полотне и обозначаются цифрами и контуром, указывающими на конкретный цвет. К такой схеме обязательно предлагается таблица номеров мулине, необходимого для рукоделия

Когда рисунок изображен краской на полотне, вышивка происходит до границ, которые не всегда совпадают с нанесенным орнаментом, поэтому мастерицы сами проявляют инициативу и подбирают нужный оттенок. Создавать шедевр удобнее всего с пяльцами – основа хорошо натягивается, и стежки получаются ровными, один в один.

Рекомендации опытных мастериц

Картина будет идеальной при правильной вышивке:

  • без содержания узлов;
  • вся площадь ткани полностью зашита;
  • крестики выполнены в одном направлении и одной плотностью нитей.

Чтобы добиться отсутствие узелков, начинаем вышивать с основной стороны, оставляя длинный кончик мулине, чтобы он не вытягивался при подтягивании шва. Выполняя стежки согласно орнаменту, заправляем конец нитки. При этом волокно затягивается, а хвостик хорошо фиксируется. Иголку с окончившимся мулине, протягивают под низом вышитых крестов, такого же оттенка. Также протягивается нить с изнанки. Мастерицы советуют крепить её на лицевую часть.

Вышивать целостную картину рекомендуется нитками одной толщины. Изделие привлекает всеобщее внимание и радует глаз, если под вышитой картиной не просвечивается канва. Необходимо помнить про одинаковую натяжку ниточки, прокладывание стежков в одном направлении, правильно натянутую основу. Не рекомендуется применять в одной работе мулине разной плотности. Опытные вышивальщицы легко справляются с натяжкой полотна и нитки, применяя пяльцы.

Иногда нитки покрываются воском, что предохраняя их от зацепов в ходе работы. Все швы должны укладываться в правильной последовательности и с одним наклоном. Контролируя вышивальный процесс, терпеливо и усердно относясь к его осуществлению, профи добиваются больших успехов и славятся своими высококачественными изделиями.

Видео мастер класс вышивка крестиком разными техниками, ошибки и рекомендации для начинающих


Оцените статью