Примитивная вышивка крестом
Примитивная вышивка крестом – это особое направление в рукоделии, которое отличается своей простотой и очарованием. Такие вышивки появились еще в эпоху Средневековья, в Европе. Позже это мастерство, благодаря колонистам, стало известным и в Америке. Рукодельниц привлекает изысканной простотой и романтичностью дизайнов, которые делают обстановку в доме уютнее.
- Статья
- Советы
- Сервисы
- Материалы
Что такое примитивная вышивка
Под примитивной вышивкой крестом понимают сэмплеры. В старину это были пробники. Постепенно они превратились в самостоятельные декоративные изделия.
Первоначально на куске ткани рукодельницы или белошвейки пробовали новые узоры для вышивки одежды или особые декоративные швы. Позднее на таких пробниках стали делать запомнившиеся узоры гладью или крестиком, чтобы в дальнейшем использовать их в какой-нибудь своей работе. В результате этого кусок ткани постепенно оказывался заполненным различными вышитыми рисунками, которые могли объединяться общей темой и цветовым решением или быть достаточно разрозненными.
Начиная с 16 века, белошвейки, занимавшиеся вышивкой одежды, стали оформлять сэмплеры в самостоятельные работы, так как они показывали их компетентность в вышивке. Этот кусочек ткани с узорами являлся для них документом профессиональности. Такие перемены произошли из-за появления школ вышивальщиц. Там мастерицы получали ряд обязательных знаний, а не просто учились вышивке в семье или у портного, у которого были наподхвате.
В дальнейшем узоры на сэмплерах становились сложнее и декоративнее, из пробника белошвеек такие работы превратились в самостоятельное украшение. На них стали изображать фамильные гербы и девизы, а также символы, связанные с конкретным домом. Встречались в таких примитивах изображения каких-либо исторических событий или фольклорных историй. В картинах начали переплетаться народные стилизованные изображения, орнаменты и узоры, отсылающие к Средневековью.
Название «примитивная вышивка» возникло по причине отсыла к народным вышивальным узорам и простым старинным орнаментам.
Относятся в некоторой степени к примитивным вышивкам и классические квакерские шары, которые сшиваются из определенного количества элементов, каждый из которых имеет свой узор. На таких частях шара при вышивке используются народные мотивы или старинные орнаменты. Как и в сэмплерах, на них могут изображаться какие-либо значимые для конкретной семьи мотивы. Однако классические квакерские узоры в первую очередь отражают особенности мировоззрения определенной группы лиц, а не относятся к исторической эпохе и развитию рукодельного мастерства, как это происходит с настоящей примитивной вышивкой.
Псевдопримитивы
Часть вышивальщиц ошибочно называет примитивной вышивкой простые детские дизайны. Они имеют сдержанную небольшую цветовую гамму и выраженную стилизацию. Однако считать их псевдопримитивами неверно. Это всего лишь простые вышивки, которые предназначены для освоения рукоделия и не имеют выраженного оттенка старины и народной простоты. При желании подобные сюжеты можно использовать при создании собственного сэмплера, но это уже будет только стилизацией под примитивы в их настоящем понимании.
Отличительные особенности примитивов
Отличительные черты примитивной вышивки позволяют не спутать ее с другими направлениями рукоделия.
- Основа для вышивания. Традиционно для такого стиля используется льняное полотно равномерного плетения. Оно обеспечивает плотный фон для вышитых элементов и имеет привлекательный сероватый тон, который дополнительно подчеркивает цвета ниток.
- Основные элементы. Главными в сюжетах обычно бывают растения, люди и геральдические знаки. Также могут присутствовать здания, животные и надписи. В ряде рисунков используются определенные символы. В дизайне могут сочетаться гладь, прямые стежки и крест.
- Смысловая нагрузка. Традиционно каждый элемент узора имеет свою смысловую нагрузку, поэтому при правильном понимании изображений по ним можно прочитать целые истории.
- Все элементы примитивных вышивок отличаются своей простотой и очаровательной наивностью. Это касается как главных деталей, так и различных украшений – орнаментов, окантовки. Внешне все они максимально приближены к народным мотивам.
- Нитки для работы. Все цвета в примитивной вышивке должны быть спокойными, чуть состаренными. В идеале для них используют нити ручного окрашивания. Когда вышивка ведётся мулине, цветовая гамма выбирается особенно тщательно, без слишком ярких красок, несвойственных старине.
Идеи по вышивке примитивов
Примитивы — это несложные маленькие рисунки. Но, с другой стороны, это целое отдельное направление вышивки. И из таких маленьких рисунков можно придумывать длинные узоры для украшения скатертей или других вещей.
Если назовете человека примитивным, то он, скорее всего, обидится. Ведь такое понятие несет в себе больше негативное отношение к предмету. Но все совершенно иначе обстоит в рукоделии. Отсылка идет к народному фольклору и традиционному искусству.
Вышивка примитивов считается целым направлением, отдельной техникой создания узоров и картин на канве. В отличие от ваших первых впечатлений, понятие не означает, что изображение хуже остальных. Термин появился из-за кажущейся простоты работы. Когда люди и животные, дома и предметы выглядят схематично или же слишком витиевато. Когда теряется достоверность изображения.
Но на самом деле, за каждой наивной и простой картинкой скрыто отражение былого, в символах зашифрованы события и времена прошлого.
Исторические нюансы
Примитивная вышивка затрагивает период 15-19 веков. Тогда руками мастериц создаются черновики для узоров, орнаментов, запоминающиеся мотивы. Девушки оттачивают свое мастерство на сэмплерах, иначе полотне примитивов для тренировки. Эти отрезки тканей с примерами работы рукодельницы хранили как образцы полюбившихся стежков, элементов вышивки. Они использовали сэмплеры как примеры для полноценной картины.
На заметку. Для лучшего понимания проведите аналогию. Сегодня вы используете готовые схемы для вышивки. Вам не надо придумывать и изобретать велосипед, вы работаете по узору. Ранее интернета или распечатанных схем не было. Для этого использовались сэмплеры, как фрагменты полноценного орнамента.
Когда в Европе начали появляться школы для вышивальщиц, то девушки использовали сэмплеры как свое портфолио. В дальнейшем они добавляли новые вышивки элементов от наставниц. Создавали все более сложные и изящные работы.
В вышивке примитивов начали использоваться все больше разновидностей стежков. Не только крестом , сэмплеры выполнялись гладью, тамбурным швом, игольным кружевом. Насчитывалось более 20 различных техник. В узорах появляются элементы из основы грамоты и счета.
Постепенно такие работы становятся не тренировочными, а превращаются в декоративные узоры. Их начинают использовать для вышивки картин с фамильными гербами, сценами битв, исторических памятных событий. Создаются бордюры и текстовые отрывки на ткани, обычно религиозного содержания, вышиваются пейзажные зарисовки. Примитивы превращаются в исторический документ, сравнимый с книгой или доспехами рыцарей.
Особенности примитивов
Стоит выделить несколько характерных для примитивной вышивки особенностей. Какие приемы и отличительные черты присущи сэмплерам.
- Привычное на сегодня понятие примитив отражает сущность элементов вышивки. Простейшие детали узора и изображения используются для картин. Хотя вы можете найти примеры работ тех времен, которые выполнятся не так и легко.
- Первоначальное назначение в ышивки примитивов -это создание защитных узоров. Работы были не столько для украшения дома, сколько для оберега, изгнания злых сил из жилища.
- Кроме магического символизма, узоры с сэмплеров использовались в религиозных, ритуальных изображениях, для проведения обрядов.
- Вышивка выполнялась преимущественно на льняной ткани. Нитки натурального окрашивания смотрятся не такими яркими, как современные мулине. Но для многих рукодельниц естественные цвета смотрятся более гармонично и привлекательно.
- Основными мотивами считаются изображения людей, животных, растений. Вышивались слова, архитектурные элементы, геральдические знаки.
- Даже в самой маленькой детали примитива был скрыт глубокий смысл. Часто можно было прочитать сюжет или даже историю в сэмплере. Понимание определенных знаков и символов помогут читать вышивку. Например, заяц означает боязливость и робость, а олень воплощает кротость и гордость. Изображение белки несет в себе зло и беды, а единорог в орнаменте символизирует чистоту и целомудрие.
На заметку. Простыми словами примитивы можно описать следующим образом. Это любые сюжеты с повторяющимися элементами вышивки. Например, вокруг изображения детского рисунка домика выполняется рамка. Или вышиваются однотипные объекты, связанные одной тематикой: деревья, транспорт, инструменты швеи, морские обитатели. Нередко могут быть одноцветными, что придает дополнительный средневековый антураж.
- Кроме символики, в расшифровке важно понимание отличительных черт каждого региона. Вы можете понять, где сделана вышивка примитива , зная характерные признаки региона. Например, шотландские сэмплеры выполняются только красными и зелеными нитками. Черные гронингенские мотивы характерны для Голландии и мастеров из Пенсильвании.
- Следует выделить два вида примитива: пятнистые и ленточные сэмплеры. Из названий понятно, что вторые являются изображением длинного орнамента, чаще всего цикличного в своих элементах. Они узкие и длинные, использовались для украшения интерьера или одежды по периметру. Пятнистые примитивы напоминают обычные картины, иногда отрывочные сюжеты из истории. Не стоит удивляться, когда увидите простой набор картинок на одном полотне ткани, это тоже пятнистый сэмплер.
- Отдельным стилем считаются фрактуры. Это рисунки, отличающиеся большей художественной точностью изображения, чем сэмплеры. Техника появилась в Германии, с переселенцами культура создания фрактуров перемещается в Америку, Пенсильванию.
- Отдельно стоят вышивки членов квакерской религиозной общины. Выполненные элементы обладают узнаваемым стилем шитья. Декоративные геометрические элементы и цветочные розетки, растительные детали и животные отражают обычаи и традиции этой группы людей. Для них было характерно прививать ученикам школы утилитарность, простоту, отсутствие излишеств, скромность.
Примеры работы
На северных землях Германии и Нидерландов обитают потомки народа, называемые фризами. Историческое название их территории Фрисландия. Считается, что здесь местные рукодельницы положили начало сэмплерной вышивке. В конце 19 века в городе Леувардене был создан музей, который хранит около 600 вышитых работ в этом стиле. Кстати, тут же родилась знаменитая Мата Хари. Но о ней не здесь и не сейчас.
Значительная часть работ музея оцифрована, фотографии размещены на сайте. Вы сможете рассмотреть детально каждую вышивку, вплоть до отдельного стежка.
Современные комплекты для вышивальщиц встречаются в винтажном стиле. В частности, американские производители выпускают множество схем в примитивном стиле. Если позволяет бюджет, вы сможете максимально достоверно выполнить сэмплер: на льняной ткани, нитками натурального окрашивания.
Никто не запретит вам пользоваться отличными материалами, выполняя примитив на обычной канве бюджетными мулине. Вы не сможете сымитировать старинное искусство, но передадите суть изображения и вложенный в картину сюжет.
Сегодняшняя вышивка примитивов стала более расплывчатым понятием. Нет так много знатоков исторических культурных особенностей. Не во всех изображениях присутствуют традиционные черты прошлого. Примитивами начинают считаться детские схемы вышивки, простые и без скрытого смысла. Начинается путаница понятий примитива, как исторической ценности. Пропадает суть скрытого смысла в картинках. Перешерстите интернет, чтобы познакомиться с техникой примитивов, изображениями оригинальных работ прошлого. Кто знает, картины могут заворожить зрителя даже простотой и кажущейся непосредственностью до глубины души.
Оставляйте в комментариях ваши мысли на эту тему. Знали вы до сегодняшнего дня о таком глубоком и далеком появлении вышивки примитивов.
Схемы для вышивки примитив
Примитивы, простые и изысканные, полные очарования и тонкого флера старины, любят все рукодельницы без исключения! Но при этом далеко не все знакомы с историческими корнями этого направления в вышивке крестиком и едва ли смогут ответить на вопрос, откуда они взялись и как развивались. Специально для Красной нити Анна Сухарева, главный редактор и идейный вдохновитель первого и единственного журнала о примитивной вышивке на русском языке «Вышивка крестом. Примитивы», подготовила статью, в который вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы!
Jeannette Douglas Designs
Сложно просто ответить на вопрос о том, что такое примитивная вышивка. На самом деле это понятие намного глубже и сложнее, чем тот образ, который сложился у большинства вышивальщиц. Традиционно примитивной мы называем вышивку XV – XIX веков, сделанную на территории Европы и Северной Америки (хотя во многих восточных странах, странах Азии проходили похоже процессы). Однако указанный период настолько богат вышивальными традициями, что намного корректнее, на мой взгляд, говорить о традиционной или исторической вышивке. В контексте исторической вышивки можно выделить основные направления, которые оказали наиболее заметное влияние на формирование именно примитивной вышивки. Это сэмплеры, фрактуры, искусство вырезания из бумаги.
Энн Райнер, 1839
Сам термин «примитивная вышивка» появился уже в наше время, из-за кажущейся простоты (примитивности) сюжета и выразительных средств его передачи. Люди, животные, растения изображались зачастую или схематически, или чересчур витиевато, без соблюдения принципов достоверности, перспективы и прочего. Однако, можно с уверенностью говорить, что за каждым, даже самым наивным и простым сюжетом, кроется большой смысл, отображающий события тех времен и особенности восприятия мира каждой отдельной девочкой. Можно сказать, что примитивы – это своеобразные зеркала в прошлое, возможность взглянуть на мир глазами девочки, жившей 200-300 лет назад.
Ханна Катерина, 1734 год, Германия, реконструкция The Scarlet Letter
Сэмплеры – это первое, что приходит на ум, когда мы говорим о примитивной вышивке. Огромное число современных примитивных дизайнов основано на использовании элементов и традиций сэмплеров. Самый ранний сохранившийся сэмплер датируется 1598 годом, однако, они были известны как минимум на 80 лет ранее.
Лен, шелк, металлизированная нить, Джейн Босток, Англия, 1598
На картине голландского художника Йоса ван Клеве «Мадонна с младенцем» мы видим часть вышитого сэмплера. Йос ван Клеве, «Мадонна с младенцем»
Первые сэмплеры представляли из себя своеобразные личные «заметки» опытной вышивальщицы – это были отдельные элементы, полюбившиеся или необходимые в быту узоры, варианты выполнения стежков и т.д. Рукодельницы хранили их в течение всей жизни, и даже несмотря на то, что сэмплеры часто передавались по наследству, каждая вышивальщица стремилась создать свой, авторский сэмплер. Отличить первые, ранние сэмплеры довольно просто – они имеют «пятнистую» структуру, разные узоры и швы выполнены нитями разных иногда одинаковых цветов, элементы не связаны друг с другом, иногда расположены хаотично или очень близко (из-за необходимости экономить ткань) друг к другу.
В XVII веке назначение сэмплеров изменилось. Очевидно это было связано с началом эпохи Нового времени, развитием не только экономики, торговли, промышленности, но и науки, культуры. Формируется новая система образования, более похожая на привычную нам, современную и намного более передовая чем устаревшее и потерявшее свою актуальность скудное церковное обучение, доступное к тому же далеко не всем. Обучаться теперь могли не только мальчики, но и девочки, которым преподавалось самое важное – рукоделие, основы грамоты и счета. Все это прямым образом отразилось на вышивке. Постигая технику выполнения разнообразных стежков (а сэмплеры, вопреки распространенному мнению, вышивались не только крестиком, но и самыми разными стежками, включая и гладь, и тамбурный шов, и алжирский глазок, и ришелье, и игольное кружево, и т.д., всего около двадцати разных техник) и узоров, девочек готовили к роли будущих хозяек. Эти знания должны были пригодиться им для декорирования одежды и предметов быта. Знание алфавита было необходимо для маркировки белья перед тем, как сдать его в прачечную. Для многих девочек это впоследствии становилось средством заработка.
Сэмплеры этого периода делятся на две большие группы – ленточные и «пятнистые». «Пятнистые» – дань традиции прошлого века. Узкая и длинная форма ленточных сэмплеров определялась конструкцией ткацкого станка.
«Пятнистый» сэмплер, Лен, шелк, металлизированная нить. Англия, 1625-1650 гг.
«Ленточный» сэмплер, Сэмплер Милдред Майоу, шелк, лен. Англия, 1633 год
В XVII веке появляются и первые школы вышивки. Это постепенно привело к формированию определенных узнаваемых сюжетов учебных сэмплеров. Влияние наставницы на девочек было велико, и чаще всего ученицы повторяли работу своей учительницы. Постепенно сюжеты сэмплеров становились все более и более сложными и интересными. По мере того, как девочки взрослели, совершенствовалась их техника, многие отходили от сэмплеров, переходы на более сложные изделия, настоящие произведения искусства. Однако, даже в 7-8 лет их рукодельные навыки были невероятно разнообразны и сложны. Иногда сложно поверить, что та или иная вышивка была создана совсем юной рукодельницей.
XVII век, шкатулка вышита Мартой Эдлин в возрасте 11 лет
В XVIII веке сэмплеры изменились еще раз. Они по-прежнему играют важную образовательную роль, но при этом приобретают все больше художественных черт. Декоративные элементы становятся все более разнообразными, появляются бордюры, текстовые фрагменты, чаще всего из Библии или книг религиозного содержания, пейзажные зарисовки.Джейн Аткинсон, 1758 год
Несмотря на то, что в принципе во всех европейских и американских странах развитие примитивной вышивки шло по одному пути, можно выделить и яркие географические черты. Часто значительно различаются сэмплеры не только разных стран, но и регионов внутри страны. Таковы, например, фрисландские сэмплеры или черные гронингенские сэмплеры, которые получили распространение в трех селах Голландии, сэмплеры школ Акворт и Весстаун, пенсильванские фрактуры (США) и многие другие.
Мэри Вигем, 1790, школа Акворт, Йоркшир, Англия
Фрактуры – рисунки, отличающиеся высоким художественным стилем. Эту традицию в США привезли с собой немецкие переселенцы, именно в их колонии в Пенсильвании в XVIII-XIX века этот, зародившийся в Германии стиль, получил широкое распространение и впоследствии вдохновил многих современных дизайнеров примитивов.
Plum Street Samplers: Autumn Fraktur, дизайн по мотивам пенсильванских фрактур
Отдельно необходимо упомянуть о квакерской вышивке. «Квакеры» очень популярны, иногда их считают особым направлением примитивной вышивки, но это не совсем так. Во-первых, сам термин «квакеры» по отношению к вышивке использовать нельзя. Квакеры – члены квакерской религиозной общины. Квакерской называется вышивка, которая преподавалась в квакерских школах девочкам в рамках стандартной образовательной программы. Квакерская вышивка имеет свои узнаваемые черты – цветочные розетки и лозы, декоративные геометрические элементы, животные и т.д. Квакерские сэмплеры отражали обычаи и взгляды квакеров, главными среди которых были скромность, простота, утилитарность, отсутствие излишеств. Для некоторых квакерских сэмплеров характерна «пятнистая» структура расположения элементов. Благодаря этому сегодня «квакерами» называют даже те дизайны, которые никакого отношения к настоящей квакерской вышивке не имеют.
Энн Форвелл, 1804, квакерская школа округа Берлингтон, Нью-Джерси
Scherenschnitte – искусство вырезания из бумаги, было особенно распространено в Германии, Дании, Швейцарии начиная с XVI века. В веке XVIII вместе с переселенцами, традиции scherenschnitte попали в США. Искусство вырезания ножницами непосредственно связано с искусством фрактур. Традиционно scherenschnitte выполняли в черно-белых или темных оттенках. Современные дизайнеры используют намного больше цветов.
«Herd under trees», 1801, Antoinette Lisette Fäsi
Современные дизайны в стиле примитивной вышивки можно разделить на две большие группы: дизайны, в которых прослеживаются традиции прошлого, и псевдопримитивные, иногда детские дизайны. К первой группе дизайнеров можно отнести, например, Blackbird Designs, Jeannette Douglas Designs, Gigi R Designs, Homespun Elegance, Hands Across the Sea Samplers, Kathy Barrick. Ко второй Cuore e Batticuore, Lizzie Kate, Lilli Violette, Madame Chantilly, Rosewood Manor.
Blackbird Designs
Elizabeth Harding 1791, реконструкция Hands Across the Sea Samplers
Lizzie Kate
Rosewood Manor
И те, и другие называют примитивной вышивкой, что создает некоторую путаницу и непонимание сути «примитива», как исторической вышивки. Однако, и те, и другие дизайны пользуются огромной популярностью у вышивальщиц, и это вполне заслуженно. Для меня примитивная вышивка – это огромное, огромное наследие, которое требует изучения и осмысления, которое обладает невероятной глубиной, а иногда просто завораживает, это самая настоящая машина времени, которая позволяет взглянуть на мир чужими глазами.
Если вы так же, как и мы, влюблены в примитивную вышивку, не пропустите новые номера журнала «Вышивка крестом. Примитивы», в которых вы найдете не только интересные и увлекательные статьи, исторические обзоры, уникальные фотографии и новые знания, но и замечательные схемы!