- Держава Русь
- Обереговая вязь
- Покрой славянской рубахи
- Женская одежда
- Традиционная вышивка русской рубахи — схемы
- Рубаха — главный элемент повседневной и праздничной одежды славянских народов. Традиции ее украшения восходят еще к языческим верованиям. В этом материале мы расскажем о символике декоративных элементов на русских рубахах и покажем примеры схем вышивок.
- Схема вышивки Макоши
- Схемы славянской вышивки мужской рубашки
Держава Русь
Раньше у каждого Рода была своя символика (символы Родов), эта символика шла в Обереговой вязи на одежде и домашней утвари, а также использовались обереговые символы, притягивающие дополнительные Стихии, т.е. к своим Родовым Богам добавляли ещё и символы вспомогательных Богов, чтобы они помогали.
Обереговая вязь
На рубахе Обереговая вязь шла по низу подола, низу рукавов, на груди и вороте, т.е. физическое тело и внутренние энергии полностью защищены символами Рода — все деды, бабки, прадеды, в общем весь Род до изначалья, вся сила идёт в Обережь. При этом орнамент одинаковый по всей рубахе, допустим: Коловрат и Цветок папоротника – эта обереговая вязь будет и на рукавах, и на груди, и на поясе. Мужчины здоровались оберучи — за предплечье, т.е. сравнивали обереговую вязь на рукавах, по которой сразу видно из какого Рода-Племени человек и к какой касте профессиональной принадлежит.
Рис. 1. Соединение перевязью. Здесь ещё добавляются природные силы (зелёный цвет). Если надо показать что природные силы у человека находятся в активном состоянии, добавляются штрихи, т.е. показывают как бы лучи, излучение. Вставки в верхней и нижней части (синим цветом) указывают, что человеку помогают все Боги его Рода (верх) и все Предки (низ), и их помощь определяется солярником, т.е. какой солярник между вставками, такую помощь и надо человеку.
Рис. 2. Общий солярник. Люди, которые были лишены возможности иметь знания о своих Предках, т.е. хотят вернуться, но не знают какие Боги, какие Силы им помогают, они делают общий Солярник – соединение Прави, Нави, Яви, и это всё освещено солярной символикой. Некоторые ещё украшают, делают какие-либо дополнения. На данном рисунке показан пример самого простого Общего солярника, как бы волна (красным) и ступеньки (бордовым), на одежде изображаются конечно одним цветом. Мысленно проведите горизонтальные линии — Правь (верхняя часть), Навь (нижняя), Явь (средняя).
Рис. 3. Обережь дома. Если надо сделать Обережь дома, т.е. для защиты дома, общий солярник делается немного по-другому. Примерно такой же солярник до сих пор существует на здании Центральной городской библиотеки им. А.И. Герцена в г. Екатеринбурге, а также в Эрмитаже.
Рис. 4. Обереговая вязь засеянным полем.
Здесь чередуются два символа плодородия (земного и женского). Как правило, символы плодородия в обереговую вязь вставляли женщины, или мужья своим жёнам в подарок делали берегини или заказывали клипсы и пр. с такой символикой. Символы плодородия были только в женском орнаменте, на мужских вышивках таких символов не было.
Между символами плодородия обозначали «свиток» (изображаются зеркально) – это буквица Дзело (S), она означает «весьма», «много», т.е. как бы активизирует, усиливает. Иногда Дзело изображали с чёрточкой посередине.
Рис. 5. Полусвастичные знаки. В женской символистике также добавляются так называемые полусвастичные элементы, допустим: Славец, Огневица, Радинец, Всеславец и т.д. (их значение и начертание см. Солярные символы). В данном объединённом орнаменте имеется несколько символов:
* Природный Славец (зелёный цвет) дарует здоровье;
* Небесный Благовест (синий цвет) дарует защиту Родовых Богов;
* Звёзды (златый цвет) даруют благую судьбу;
* Часть знака Духовной силы (красный цвет) даёт трудолюбие.
Сия вязь вышивается в основном на женских рубахах, ею украшают воротник и рукава. Вышивается точками, либо крестиком (х), либо болгарским крестом (*).
Покрой славянской рубахи
Мужская повседневная рубаха всегда была с косоворотом (с левой стороны), т.е. сердце нараспашку. Когда открываешь, считается что человек не только ворот, но и сердце открывает. Глубина разреза рубахи 1,5 пяди. Длина рубахи была до колен или чуть выше и подпоясывалась поясом. Для тех, кто занимался конями, с боков делали разрезы расшитые, чтобы на коня удобнее садиться, не подтягивать рубаку. На праздничной рубахе грудь украшали обереговой вязью.
Мужская воинская рубаха была чуть длиннее повседневной, и разрез ворота был по середине, глубиной до солнечного сплетения. Рубаху изготавливали из плотной ткани, ибо одевали под кольчугу, и кроме символов Рода вышивалась ещё особая воинская обереговая символика.
Мужская ритуальная рубаха была до пят, прикрывала ноги, а грудь расшивалась богатым орнаментом. У жрецов орнамент идёт до пояса (до поясной чакры).
Пояс – это неизменное дополнение к мужской рубахе.
* Повседневную рубаху подпоясывали тонким полвершковым поясом (2,2 см) с Обереговой вязью, или подпоясывали вервью, сплетённой из разноцветной тесьмы.
* Праздничную рубаху подпоясывали вершковым поясом (4,4 см) с Обереговой символикой.
* Ритуальную рубаху подпоясывали широким поясом в полвтора (6,5 см) или два вершка (9 см).
* Воинскую рубаху подпоясывали различными поясами, но только если носили в повседневном обиходе. Когда одевали доспехи, пояс не использовали.
* Детские рубахи до совершеннолетия (т.е. до 12 лет) носили без поясов.
Носить рубаху без пояса считалось неприлично, про таких говорили: «распоясанный» или «расхлёстанный», т.е. отказавшийся от Родового оберега. Даже когда воины шли биться на смерть, они снимали рубахи, а пояс оставляли. Но если в битве снял рубаху, значит всё — бьётся на смерть, подсознательно на это настраивается, и уже не думает что с ним будет, одна цель – уничтожить врага.
Женская одежда
Женская повседневная одежда отличалась покроем и символикой, по которым можно было узнать замужем они или нет, и какие Боги-Покровители оберегают Род в котором она живёт.
* Рукава у замужней женщины внутри подвязаны тесьмой, т.е. низ рукава расширяется, а у девицы – как манжета.
* Ворот женской рубахи застёгивается на пуговицу или пряжку, а у девицы завязывается вовнутрь плетёной верёвочкой.
* Разрез на рубахе у девицы от горла на 1 пядь (17 см), а у замужней на 2 пяди (35 см), так удобнее кормить ребёнка.
Праздничная женская одежда была более богато украшена обереговой символикой, знаками женского и земного плодородия, орнаментами из которых можно узнать о Роде супруга и в каком Роду она воспитывалась, какие Боги ей покровительствуют. На праздничном платье незамужней девушки вышивка была в основном на рукавах и подоле, а у женщины вышивка охватывала подол, грудь, рукава, ворот.
Традиционная вышивка русской рубахи — схемы
Рубаха — главный элемент повседневной и праздничной одежды славянских народов. Традиции ее украшения восходят еще к языческим верованиям. В этом материале мы расскажем о символике декоративных элементов на русских рубахах и покажем примеры схем вышивок.
Русские рубахи, как мужские, так и женские, традиционно богато украшались. Наши предки считали, что именно рубаха защищает своего владельца от сглаза, порчи, злых духов. Поэтому декорировались именно те места изделий, через которые, по мнению древних славян, нечисть могла навредить владельцу рубахи, — ворот, рукава, нижний край изделия.
Рубахи украшались не только вышивками, но и лентами, тесьмой, бисером, вставками из дорогих тканей. Рисунок узора был непростым. В орнаменты зашифровывались изображения-обереги, которые и хранили владельца от несчастных случаев, болезней и прочих неприятностей.
С рубахами было связано много суеверий. Например, люди, проживавшие на территории современной Польши, заворачивали в новую рубаху хлеб для того, чтобы владелец не испытывал нужды в пище.
Воротник считался самым «опасным» местом, ведь именно вверх, через ворот улетала душа у умершего человека. Чтобы не дать душе покинуть тело, воротник покрывали вышивками-оберегами. Считалось, что чем богаче получался узор и отделка, тем эффективнее будет защита. Вышивки-обереги, выполненные золотыми нитями, украшенные драгоценными камнями и жемчугом, выполняли не только непосредственно на рубахе, но и отдельно, пристегивая достаточно массивное украшение к вороту. Позднее из этой традиции выросло новое украшение русское знати — ожерелье или оплечье — богато декорированный накладной воротник.
На женских рубаха нередко изображалась Берегиня — стилизованный образ покровительницы женщин и материнства с птицей в руках. Кроме того, в вышивках изображался цветок барвинок — символ вечной жизни. На мужских рубахах вышивали грозди винограда — символ плодородия и изобилия. Ласточки символизировали счастье и благополучие. Маки — отгоняли зло. Хмель означал любовь и молодость. Петух символизировал мужское начало. Репейник (или дубок, колодец — гребенчатый ромб — один из самых распространенных символов) — земледелие, плодородие, солнце. Часто встречались также стилизованные изображения богини Макоши. В славянском пантеоне она отвечала за связь между миром людей и миром потусторонним, плела судьбы людей, а также покровительствовала земледелию и материнству.
Схема вышивки Макоши
Кроме того, значительная часть вышивок выполнялась красным цветом, символизировавшим солнце, энергию, жизнь. Черный цвет символизировал землю и плодородие, вышивки этим цветом защищали женщин от бесплодия.
Примеры традиционных славянских вышивок из книги «Русский народный орнамент», 1872 года издания.
Схемы славянской вышивки мужской рубашки
Мужские Праздничные рубашки (вышиванки):
1. Праздничная мужская рубаха. Символы Мокоши усиливают хазяйновитость, приносят в дом достаток, дает продолжение рода.
2. Праздничная мужская рубаха. Символы земли на мужской рубахе помогают раскрытию хазяйновитости, приходу материального достатка и продолжению рода.
3. Праздничная мужская рубаха. Доля всегда сопутствует в новых начинаниях, а Берегини защищают от ненастий.
4. Праздничная мужская рубаха. Изображение Алатыря несет в себе силу всех Богов и раскрытие внутреннего потенциала. Берегини помогают держать связь с предками.
5. Праздничная мужская рубаха. Раскрытие внутреннего потенциала и благословение Богов.
6. Праздничная мужская рубаха. Раскрытие внутреннего потенциала и благословение Богов. Алатырь — Око Рода, Всевидящее и Всеобъемлющее.
7. 8. 9. 10. Праздничные мужские рубахи.
Общая стратегия выполнения заказа:
1. Оплачиваете 360р (стоимость вышитых манжеток ширина 3см длина каждого 40см).
2. Я разрабатываю и присылаю вам эскиз вышивки для рубахи на одобрение. Если все вопросы улажены, то
3. Вы высылаете необходимые мерки с мужчины для кого рубаха (пришлем инструкцию подробно), а так же оплачиваете стоимость пошива рубахи и необходимую сумму на покупку ткани.
У нас (г. Тольятти, Самарская область, Россия) цена за 1 метр, при ширине 1,5метра 370р. Необходимо купить 2 метра ткани, т.е. общая сумма ткани 740р.
4. Как рубаха будет вышита и сшита, высылаю вам фотографию готового изделия. Если вас, устраивает результат, то оплачиваете оставшуюся сумму.
5. Высылаю рубаху.
Вышивка на кокетке 20см на 10см = 300р (правый парень).
Вышивка на кокетке 15 на 10см = 225р (левый парень).
Вышивка на манжетах 4см на 30см = 270р (это за оба манжета).
Плюс затраты на ткань и пошив.
Крой и схемы вышивки старообрядческой свадебной мужской рубахи и портов (жениха или\и того кто примерно год как женат), у нашей вышивальщицы Катерины Сиразутдиновой имеется полностью.
Так что данную красоту которая имеет этнографическую ценность, вы можете заказать для жениха\мужа.
Информация о данном костюме.
Мужская рубаха старообрядцев – «поляков» Алтая, представляющей большой этнографический интерес. В основе своей она является типичной русской рубахой, но в некоторых деталях имеет ряд признаков, неизвестных ни северно-русскому, ни южно-русскому регионам. Уникальна история появления рубахи в фондах Российского этнографического музея. Она привезена Великим князем Владимиром Александровичем Романовым из поездки по Томской губернии, осуществленной летом 1868 года. За год до этой поездки, в 1867 году, в Петербурге состоялась Первая Всероссийская этнографическая выставка. В 1869 году князь стал выполнять обязанности товарища президента Академии художеств. Возможно, он проявил интерес к одежде старожилов Томской губернии, как к объектам, интересным с художественной (культурной) точки зрения, и привез из своей поездки две мужские рубахи. При поступлении в Российский этнографический музей одна из них получила регистрационный номер 8762-1485.
Изданное описание (которое имеется у нашей Вышивальщицы Катерины Сиразутдиновой) содержит подробные обмеры рубахи (2 чертежа), фотографии отдельных фрагментов вышивки, а также полную их расшифровку (9 листов формата А3 и 3 листа формата А4).
Праздничные мужские порты. Семипалатинская губерния. Конец XIX — начало XX века. Переселившись в XVIII веке на склоны Алтая, «бухтарминцы» были вынуждены приспосабливаться к иным условиям жизни. И со временем в костюме их появились новые черты. Например, вышивки на мужских штанах, в европейской России встречающиеся крайне редко. Причем орнамент часто сочетал русские и казахские мотивы. В нашем примере традиционному Древу Жизни предстоят вполне реалистические кони, игравшие в жизни переселенцев столь важную роль.