Вышивка бисером — описание различных техник
В настоящее время вышивка бисером — второй по популярности вид бисерного рукоделия после плетения. В данной технике можно выполнить картину, сумочку, украшение или икону.
Прежде чем приступать к вышивке, необходимо определиться, какой результат необходим в итоге — от этого будет зависеть выбор техники вышивки.
Наиболее популярная техника — это частичная вышивка бисером по принту. Принт — это ткань с напечатанным на ней рисунком. Часть рисунка специально обозначена в виде квадратиков разного цвета, именно сюда и пришивается бисер. Данная техника очень схожа со счетной вышивкой крестом, только вместо крестиков пришивается бисеринка. Удобство данной техники состоит в том, что вам не надо следить за рисунком по схеме (как при вышивке крестиком), так как рисунок нанесен непосредственно на ткань.
Эта техника одна из наиболее простых в исполнении. В её основе лежит монастырский шов: все стежки на лицевой стороне вышивки идут по диагонали, а на изнаночной — прямо. Для того, чтобы выполнить вышивку, необходимо иглу с ниткой вывести на лицевую сторону в левом нижнем углу (или правом верхнем) маленького квадратика, надеть на иголку бисерину необходимого цвета и вывести иглу с лицевой стороны на изнаночную через правый верхний (или левый нижний) угол. Данная операция повторяется необходимое количество раз.
Начинают вышивать картину данным способом с любого края, двигаясь по рядам: сначала полностью вышивает первый ряд, затем переходят к следующему, вышивают его полностью и т.д.
Рисунок, вышитый бисером, получается как бы приподнятым над напечатанным, появляется глубина, передний и задний план.
Соотношение напечатанного рисунка и предназначенного для вышивки может быть разным: от нескольких бисерин до плотной зашивки большей части картин.
Красота данной вышивки во многом зависит от опыта рукодельницы — плотно и аккуратно уложить большое количество бисерин друг к другу с первого раза вряд ли получится. Поэтому своё знакомство с данной техникой стоит начать с принтов, где бисером необходимо вышить небольшие участки.
На них небольшие погрешности в укладке бисера не будут сильно заметны и рисунок не перекосится. Очень важно при вышивке данным способом следить за тем, чтобы бисерины были уложены в одну сторону, иначе рисунок «поплывет» (особенно это касается плотной зашивки).
Подобным же образом выполняется полная зашивка картины, в таком случае весь принт будет разбит на квадратики.
Данная техника подходит и для вышивки на обычной канве, для бисера 10 размера (он чаще всего используется для вышивки) подойдет размер канвы аида 14. В данном случае в качестве рисунка подойдут схемы для вышивки крестиком, только вместо крестика соответственно будет пришиваться бисерина.
Преимущество данного способа вышивки в том, что можно вышить любой желаемый рисунок, в том числе и фотографию. Есть специальные компьютерные программы, которые переводят фотографию в схему. Чаще всего данным способом вышивают элементы для украшения, канва довольно плотная и неплохо держит форму, если обрезать её по краям рисунка.
Второй способ вышивки бисером — это вышивка по кругу. Рисунок для данной вышивки также нанесен на принт и разбит на квадратики, однако он расположен по спирали, от центра к краям. Такой принт начинают вышивать с центральной точки, постепенно продвигаясь к краям рисунка.
Такая вышивка чуть сложнее, чем счетная, и требует большего времени (особенно у начинающих мастериц). При вышивке данным способом важно определиться, под каким наклоном будет пришиваться бисер.
При круговой вышивке, в основном, используют два вида швов — «стебельчатый» и «строчный».
Строчной шов: на один стежок приходится одна бисерина, затем игла возвращается назад. Чтобы его выполнить, необходимо вывести иглу с изнаночной стороны на лицо между первым и вторым значками бисера, надеть бисерину и ввести иглу перед первым квадратиком. Далее вывести иглу с изнаночной стороны между вторым и третьим квадратиком, опять надеть бисерину и ввести иглу между первым и вторым квадратиком и т.д.
При выполнении стебельчатого шва игла через одну бисеринку проходит дважды. Для его выполнения необходимо вывести иглу с изнаночной стороны на лицевую, надеть бисер на иголку и продеть иголку с лицевой стороны на изнаночную. Опять вывести иголку на лицевую сторону, повторно продеть через эту же бисерину и надеть следующую бисерину, опять вывести иглу на изнаночную сторону. На лицевую сторону вводим иглу перед последней пришитой бисериной, продеваем сквозь неё иглу и надеваем новую бисерину соответствующего цвета.
Повторяем необходимую комбинацию необходимое количество раз.
При использовании стебельчатого шва бисерины сидят более плотно, что для круговой вышивки лучше, так как работа получается аккуратнее. Следует помнить, что монастырский, строчной шов требуют большого количества ниток, а при выполнении стебельчатого шва расход ниток увеличивается вдвое. Учитывайте это при подготовке материалов.
Полностью вышить картину по кругу не получится, ближе к углам дуги будут прерываться. В таком случае вышивка будет идти от одного края к другому. В данном случае лучше всего использовать арочный шов для вышивки.
Техника выполнения арочным швом похожа на стебельчатый шов, только набирается на иглу не по одной бисерине, а по несколько, на ткани фиксируется одна бисерина.
Такой способ вышивки дает не плотное прилегание бисера к ткани, вышивка получается не такая жесткая, как при вышивке двумя предыдущими способами.
Круговой способ подходит только для вышивки по принту, не важно полная будет зашивка картины или частичная.
Арочный шов подходит для вышивки, когда она укладывается не плотно, длинными рядами, когда надо обозначить контур и т.п.
Так как часть бисер при арочном шве к ткани прилегает неплотно, то его используют при обшивке кабошонов на ткани мозаичным плетением. Свободные бисерины будут подняты в последующих рядах.
Стебельчатый и арочный шов чаще всего используют для вышивки украшений. Тот или иной способ выбирают в зависимости от того, необходимо плотное прилегание бисера к ткани или нет. Однородным размером бисера вышиваются ряды, или используется микс из бисера и бусин.
В любом случае, при данных способах вышивки будут четко видны ряды.
Иногда рукодельнице необходимо, чтобы фон изделия был хаотично заполнен бисером, и не было видно отдельных рядов, или требуется просто пришить отдельные бисерины на расстоянии друг от друга. В таком случае используют шов «вперед иголку».
При его выполнении на один шаг иглы приходится одна бисерина. Сначала иголку с ниткой выводим на лицо, надеваем бисерину и вкалываем иглу назад — на изнанку. Снова выводим иголку на лицо, надеваем бисерину и т.д. Особенность этого шва — не нужно следить за тем, чтобы бисерины смотрели в одну сторону.
Очень интересно смотрятся украшения, вышитые данным способом, при использовании различного размера бисера, бусин.
Начинать такую вышивку стоит с самых больших элементов (кабошон, риволи, бусины, стеклярус) постепенно добавляя более мелкие (бисер от 10 до 15 размера).
Вышивая украшения, мастера не ориентируются на четкую схему, где каждой бисерине отведено определенное место (это не касается украшений с использованием элементов, вышитых на канве). Рукодельницы ориентируются на свое видение, эскиз, материалы.
Иногда при вышивке бисером используется ещё один шов — «вприкреп».
Это один из наиболее быстрых способов вышивки. Вначале необходимое количество бисера набирается на нить, затем она прикладывается к контуру. Дальше выводим иглу с изнаночной стороны на лицо, и пропускаем её на изнанку между бисеринами, фиксируя нить, на которой набраны бисерины. Однако рукодельницы не очень любят такой способ вышивки, так как бисерины не зафиксированы на ткани и рисунок может сместиться, получится неаккуратным.
Вышивка икон
Одним из самых популярных рукодельных подарков в настоящее время стали вышитые иконы. Процесс вышивки иконы бисером не отличается от вышивки картины. Схема для вышивки иконы нанесена на принт, который предназначен либо для частичной вышивки монастырским швом, либо для круговой вышивки.
Также встречаются схемы, сочетающие обе техники вышивки.
Но полностью икону бисером не вышивают. Вышивке бисером чаще всего подлежит одежда, нимбы, задний фон, лики святых остаются невышитыми.
Однако стоит помнить, что икона — это не картина, поэтому перед тем как начать её вышивать, стоит взять благословение у батюшки.
В любом случае, какой бы способ вышивки вы не выбрали, главное чтобы творчество приносило удовольствие.
Чешский бисер PRECIOSA — особенности присвоения артикулов
Как присваиваются артикулы чешскому бисеру? Что означают разные цифры на упаковке? Как отличить настоящий бисер PRECIOSA от подделки? Как определить форму бисеринок, покрытие, форму отверстия по артикулу? Все эти вопросы подробно освещаются в статье.
Приобретая бисер, рукодельницы чаще всего выбирают его по цвету. И если при выборе «вживую» обычно не возникает трудностей, то при оформлении заказа в интернет-магазинах бывают разочарования, так как иногда цвет бисера, который пришел в заказе, не соответствует ожиданиям. Прежде всего это случается из-за того, что мониторы искажают передачу цветов. Вследствие этого многие типы покрытый (блеск, радужное или матовое) либо совсем не видны, либо переданы недостоверно, а их наличие или отсутствие могут быть принципиальными для работы. Ещё сложнее, когда необходимо подобрать цветовое сочетание для схемы (для жгута или вышивки). Особенно это касается монохромных работ. Поэтому большинство начинающих рукодельниц покупают бисер в обычных магазинах, где его можно посмотреть и пощупать.
Данную проблему можно решить несколькими способами. Первый – это купить семпл (или, так называемую, карту цветов). Это своеобразная книжка, где на небольших отрезках проволочек закреплены все оттенки бисера и рядом указаны соответствующие номера цвета. Однако подобные карты стоят дорого, да и купить их довольно сложно. Более доступный способ — это научиться разбираться в информации, которая зашифрована в цифрах на этикетках с бисером.
Опытные мастера, долгое время работающие с бисером, не боятся заказывать его в интернет-магазинах, не глядя. Для них достаточно знать лишь номер цвета и его артикул.
Фотография стандартной упаковки с этикеткой:
Артикул – это цифры, обозначающие форму и размер бисера. Есть бисер, который имеет одинаковый номер цвета, но выглядит при этом по-разному — это матовый бисер или с квадратной серединкой (они имеет такой же номер цвета, как и исходный базовый). Так вот, именно по полному артикулу и можно их отличить.
Артикул на этике выглядит следующим образом — ХХХ-ХХХХХ (либо ХХХ ХХ ХХХ). Первые три цифры обозначают форму бисера. Например, 351 — стеклярус и рубка, 311 и 331 — рокайль (иногда дропсы). Цифры 311 означают, что при изготовлении бисера использовалось стекло без дополнительной обработки (обычное окрашенное стекло, прозрачное и не прозрачное). А вот цифрами 331 обозначают бисер, который подвергался дополнительной обработке (чаще всего это какое-либо покрытие).
Далее идут две цифры, по которым можно понять форму или фактуру бисера, например:
- 311 19 001 – бисер рокайль с круглым отверстием (оно обозначается как «r.h»);
- 311 29 001 – бисер рокайль с квадратным отверстием (соответствующее обозначение для него «sq.h»);
- 331 39 001 – бисер рокайль с круглым отверстием и матовым покрытием (его еще называют «тертым»). В нашем интернет-магазине такие пакетики имеют букву «М» в конце номера, обозначающего цвет.
В правом верхнем углу есть 4 цифры, которые обозначают номер партии. Бисер из разных партий может незначительно отличаться по оттенку — это стоит учитывать при покупке. Если вам необходимо идеальное совпадение цвета, то лучше приобретать пакеты из одной партии.
Все рукодельницы, которые давно работают с «чехом», знают, что у него номер цвета состоит из 5 цифр. Но далеко не все знают, какая именно информация зашифрована под этими цифрами. Причем данный номер будет совпадать у всего бисера, выпускаемого фирмой PRECIOSA, независимо от его формы. То есть стеклярус, рокайль, рубка с номером 93170 — будут одного цвета (то же относится и к любому другому номеру).
У некоторых форм бисера перед артикулом, обозначающим цвет, добавляется дополнительная информация по размеру. Например, у стекляруса стоит цифра, обозначающая его длину: 3″ – 7 мм, 4″ – 10 мм. А у круглого бисера и рубки — размер 10/0, 12/0 и т.д.
Фотографии разного вида бисера, но с одним номером:
Фотография пачки с этикеткой, где это хорошо видно:
Компания PRECIOSA присваивает пятизначные номера цвету двумя различными способами. Первый способ чаще всего используется для бисера со следующими типами покрытий (номер цвета всегда заканчивается на хххх0):
- прозрачный;
- с блестящим покрытием;
- керамический;
- радужное покрытие;
- серебряная линия внутри.
При таком способе первая цифра номера обозначает цвет окраски самого стекла:
0 — прозрачное стекло (кристалл);
Фотографии разных оттенков, но одинаковых по типу покрытия:
Вторая цифра обозначает тип используемого покрытия:
0 – «Natural Transparent» прозрачное, без покрытия;
1 – «Transparent Rainbow» прозрачный бисер с радужным покрытием;
3 – «Natural Opaque» керамика;
4 – «Opaque Rainbow» непрозрачный радужный отлив (бензиновый);
6 – «Transparent Sfinx» прозрачный, с глянцевым блеском (сфинск);
7 – «Silver Lined» серебряная линия внутри (парчовый, огонек);
8 – «Opaque Sfinx» непрозрачный, с глянцевым блеском (сфинск).
Фотография одного оттенка, но с разными видами покрытий:
(здесь лучше сделать фото пар, но чтобы вторая цифра шла по порядку, от 0 и до 8, все варианты покрытий)
Последние три цифры номера обозначают интенсивность цвета, от более светлого к темному: чем больше номер в конце, тем темнее цвет. Например, если расположить зеленый прозрачный бисер, то он будет идти в таком порядке: 50060 — 50100 — 50120 — 50150
На фотографии видно, как у бежевого цвета оттенок меняется от светлого к темному. Последние три цифры в номерах у вертикальных пар совпадают. Сверху расположен прозрачный бисер: 10020 — 10050 — 10070 — 10090 — 10110 — 10140. Снизу — с серебряной линией внутри: 17020 — 17050 — 17070 — 17090 — 17110 — 17140. Несмотря на то, что это разные виды бисера, интенсивность цвета у вертикальных пар одинаковая.
Долгое время существовал только один способ создания артикулов, но со временем компания стала выпускать новые оттенки, не подходящие под общую систему.
Фото бисера из различных серий
Чаще всего эти цвета выпускались специальными сериями, которые обозначались двумя цифрами (в начале номера, означающего цвет):
- Металлики: «Crystal — TerraMetallic» (185хх, бывают также матовые оттенки) и «Crystal — SolgelMetallic» (181хх);
- Ирисы: «Iris» (артикул 59ххх) и «MetallicandIris» (артикул 19ххх);
- Серия «Crystal — Terra ColorLined» соль-гель с прокрашенным отверстием (артикул 38ххх);
- Красивые серии алебастр, мел (артикулы 07ххх);
- Серия «Shell» цейлон, жемчужный (артикулы 47ххх, 46ххх и 57ххх).
Третья цифра указывает на покрытие бисера. Например, эффект Sfinx (блеск) обозначен цифрой 6. Четвертая цифра обозначает цвет (как при первом способе нумерации), а последняя цифра показывает насыщенность оттенка. Таким образом, второй способ присвоения артикулов — в зависимости от серии. Последняя цифра в артикуле также обозначает интенсивность цвета: чем цифра больше, тем цвет темнее (при таком способе последняя цифра всегда отличается от нуля). Это общее правило для всех вышеперечисленных серий.
На фотографии изображены пакетики серии воск. Здесь четко видно, каким образом значение артикула влияет на оттенок. Цвета очень похожи, но заметен переход от бледного к более насыщенному.
Со временем таких серий становилось все больше и больше:
- Серии с жемчужным покрытием «Ceylon — ColorLined» соответствуют номера на 371хх;
- «Alabaster — LusteredandTerraColorDyed» — блестящий цветной алебастр – 373хх.
В 2010 году в семпл были добавлены новые цвета с жемчужным покрытием Pearl. В названия серий также было включено слово Terra — это значит, что бисер запекался (соответственно, он имеет более стойкое покрытие):
- Серия «Chalk — TerraPearl» – это бисер мел с жемчужным покрытием Pearl, имеет небольшой блеск на поверхности (серия 16ххх);
- «Alabaster — TerraPearl» — алебастровый бисер с покрытием Pearl — 17ххх;
- Прозрачный, с аналогичным покрытием «Crystal — TerraPear» — 08ххх;
- «Crystal — TerraPearlLined» — прозрачный, с прокрашенной перламутровой серединкой — 16ххх;
- Прозрачный кристалл с радужным покрытием и цветной линией внутри — «CrystalColorLined Rainbow» — 58ххх.
В каталог 2016 года добавлена новая группа — Соль-гель (Solgel). Она имеет расширенный спектр оттенков каждого цвета, имеющегося в основной палитре, и чаще всего обозначается хх2хх. Это своего рода цветовое дополнение к подгруппам, расширяющее возможности их использования (ведь цвета менее насыщенные, чем у обычного бисера).
Особенно это необходимо для тех, кто делает украшения, работает со схемами: вяжет жгуты, плетет сувенирные яйца, цветы в мозаичной технике или вышивает картины. Существуют подвиды этого типа бисера, которые среди рукодельниц получили названия: «прозрачный», «огонек» (он же «парчовый»), «восковой», «керамика», «сатиновая рубка».
Соль-гель – это бисер высочайшего качества, он производится из специального стекла, напоминающего кристалл, и стоимость его выше. Сюда относятся:
- «CrystalSolgel» – прозрачный бисер нежных оттенков (артикулы 012хх). Есть аналогичная серия более ярких оттенков, она начинается на 011хх;
- Соль-гель с серебряной линией внутри «Crystal SilverLinedSolgel», артикулы 782хх. И линейка более ярких оттенков на 781хх;
- Любимый многими рукодельницами восковой бисер (артикул 022хх) также относится к этой группе — «AlabasterSolgel Dyed»;
- Цветной мелованный бисер, непрозрачный бисер пастельных оттенков (артикул 032хх) – «ChalkSolgel Dyed» завершает эту группу;
- Очень популярная серия рубки сатин (х5ххх) так же относится к этой группе.
Четвертая цифра номера в таких сериях (TerraPearl и Solgel) указывает на цвет из основной палитры (0 – кристалл, 1 — коричневый/янтарный и т.д.), а пятая — на насыщенность оттенка. Существуют отдельные цвета, выпущенные ранее, например, 46102 (белый цейлон), 78102 (серебряный огонек) 58205 (прозрачный радужный), 48102 (прозрачный блестящий), которые являются исключениями и не попадают под общую систему.
Для рукодельниц, обладающих всеми этими знаниями, покупка бисера в интернет-магазинах перестает быть лотереей. Лишь по одному номеру цвета можно точно определить, какой оттенок светлее, а какой темнее. Можно подобрать разные цвета, но с одинаковым покрытием, либо один оттенок, но с разными вариантами покрытий. Опытные мастера, даже не видя этикетку, могут определить номер оттенка и подобрать к нему близкий по цвету.