Шило при золотном шитье

Швы в золотом шитье

В этой статье — швы торжокского золотого шитья, но пригодятся они и для других видов вышивки. Некоторые — такие, которых я не знала.

Торжокские золотошвеи сохранили многие старинные швы, а некоторые давно забытые восстановили. В арсенале сегодня более ста разновидностей швов, используемых в различных орнаментах. Названия многих швов условны, так как они все являются производными от основных групп швов. Вот некоторые из них.

Двойной сложный шов

В старинных памятниках литургического шитья встречается довольно редкий двойной сложный шов. Этот шов восточного характера стал применяться на Рус и в конце XV века в великокняжеской мастерской с появлением там Елены Волошанки, жены сына Ивана III, дочери могущественного молдавского господаря Стефана Великого. Для выполнения двойного сложного шва сначала вертикально накладываются нити некрученого шелка, а затем они перекрываются горизонтально нитями крученого шелка, которые прикрепляются мелкими стежками прикрепа в шахматном порядке между раздвинутыми нижними нитями. Этот шов не получил дальнейшего сколько-нибудь значительного продолжения и русскими мастерицами почти не использовался.

Рис. 1. Двойной сложный шов

Читайте также:  Схемы вышивок белых маков

Бабий шов

Данный шов выполняется с использованием шва «в раскоп» по картону или веревочке. Шов похож на кирпичную кладку. Линии раскола выполняются в шахматном порядке. Шов аналогичен шву «клопец». При выполнении шва по картону линия раскола предварительно прокалывается шилом и прочищается.

Рис. 2. «Бабий» шов

Шов гусем

Шов «гусем» выполняется также по картону или веревочке. Форма из картона расчерчи вается равномерно горизонтальными параллельными линиями с расстоянием примерно два с половиной миллиметра друг от друга. Выполняется шов «с расколом» через линию и через нитку (утягивается одна нитка). Затем следует ход в шахматном порядке снова через линию и через нитку. Аналогично выполняется шов с настилом «по веревочке».

Рис. 3. Шов «гусем»

Волнистый шов (аксамитное шитье, шов на аксамитное дело)

Волнистый шов, «аксамитное шитье», шов «на аксамитное дело». Все эти названия относив я к одному шву, который предс тавляет собой мягкую, рельефную, петельчатую фактуру. Для достижения выпуклости используется толстый скользящий шнур с невыраженной структурой, круглый провод с оплеткой или тонкие трубочки (например, соломка для коктейля). Выбранный материал разрезается на отрезки и закрепляется сверху на форме. Этот шов шьется без картона и настила.

Отрезки шнура располагаются через равные расстояния друг от друга. Золотная нить накладывается по форме поперек настила и прикрепляется в промежутках между шнурами. При этом необходимо, чтобы линия прикрепа была ровной и четкой. По окончании шитья шнур вытаскивается, а золотная нить сохраняет объемную, волнистую форму. Для этого шва лучше использовать крученую золотную нить и при выполнении нужно следить, чтобы она не раскручивалась.

В древности этот шов называли «на аксамитное дело», «аксамитное шитье» и для его выполнения использовали спицу, которую прикрепляли для образования петель и затем выдергивали. Такими петлями часто обшивали только контур орнамента, шитого шелком или золотом, поэтому в описях часто встречалось выражение «шитье по краям акса-мичено золотом».

Рис. 4. Волнистый шов, «аксамитное шитье», шов «на аксамитное дело»

Шов корзиночка

Шов «корзиночка». Вырезается форма из картона, наклеивается на ткань и покрывается длинными стежками золотной нитью техникой литого шва по всей форме. Затем золотная нить переплетается цветной (лучше контрастной) или серебряной нитью в шахматном порядке по счету нитей. С изнаночной стороны цветная нить идет вкруговую (двусторонней гладью). Размер клеточек зависит от числа прокладываемых нитей. Шьется под натяжением.

Рис. 5 Шов «корзиночка»

Шов по шнуру (веревочке) (гладевой валик, гладевой шнур)

Этот шов используется, как контурный. Им обычно обшивают контуры фрагментов орнаментов, контуры и складки на одеждах святых в литургическом шитье. Этим швом украшают вышивку вместо крученого золотного шнура. Выполняется по принципу литого шва. Для настила используется толстый шнур или веревочка. При обшивании округлых форм стежки с внутренней стороны фрагмента укладываются более плотно, чем с внешней стороны, чтобы получилось равно мерное шитье. Чем толще шнур настила, тем рельефнее получается шов.

Рис. 6. Шов по шнуру (веревочке), гладевой валик, гладевой шнур.

Многовековой опыт золотного шитья создал множество узоров, они использовались в древнерусском шитье для изображения одежд святых на шитых иконах, пеленах, покровах, плащаницах. Применялись они и в орнаментальном шитье. Современные золотошвеи в своих работах используют все описанные швы и многие традиционные узоры. Сочетание литого шва с другими швами, применение различных настилов дают большие возможности для создания богатой и разнообразной фактуры вышивки.

Шов Рядки, или косой ряд

В этом узоре стежки закрепляющей нити расположены так, что образуют параллельные диагональные линии. В зависимости от того, сколько захватывается золотных нитей одним стежком и какой толщины веревочка или нить настила, меняется угол наклона «косого ряда». При шитье по картону золотная нить прикрепляется по нанесенному рисунку, при шитье по веревочке но числу нитей.

Рис. «Рядки» или «косой ряд»

Шов Городок, или копытечко

Узор в виде ломаной линии или зигзага. Острота зигзага так же, как и в предыдущем узоре, зависит от количества захватываемых одним стежком золотных нитей и от голщины ниток или веревочек настила. Чем острее угол, тем изящнее зигзаг.

Рис. «Городок» или «копытечко»

Шов Денежка

Узор состоит из тех же зигзагов, но в «городке» они параллельны друг другу, а в «денежке» составлены остриями углов. Прикрепление лучше начинать со стежка, определяющего форму, в данном случае – место соединения углов.

Шов Ягодка

Это обычный узор в клетку.

Разводная клетка

Тот же узор «ягодка», только клетки разделены полосами.

Рис. «Разводная клетка»

Черенок с ягодкой

Это традиционное сложное название простой редкой плетенки, состоящей из прямых полос . Этот узор встречается на древнерусских памятниках шитья в основном в диагональном исполнении, то есть приведенный рисунок повернут на 45°.

Рис. «Черенок с ягодкой»

Клопец или клопчик (рогожка)

Золотная нить закрепляется в шахматном порядке. Для выполнения узора на картон равномерно наносятся горизонтальные параллельные линии или же на ткань нашиваются нити настила и закрепление идет по счету нитей. «Клопчик» бывает в основном в две, три, четыре нити. В зависимости от того, сколько захватывается золотных нитей, меняется ширина полос плетенки. В древних памятниках тонкого шитья часто употреблялся «клопец» в одну нитку.

Рис. «Клопец» или «клопчик» («рогожка»)

Перышки

Это «ягодка», клетки которой разделены параллельными горизонтальными линиями на треугольники. Чаще всего применяют для вышивания крыльев ангелов.Каждая из названных групп узоров включает несколько усложненных вариантов, например, «денежка простая»,«денежка с ягодкой», «денежка в четыре клетки» или «ягодка с одним стежком», «ягодка с крестиком», «ягодка двойная» и т. д. Есть узоры, которые нельзя отнести ни к одной из названных групп. Золотная нить в них закрепляется стежками нити прикрепа без определенного рисунка. Такой прием называется «вольной прикрепой».

Вышивание: мастер-класс по золотному шитью, приемы и советы вышивки

Золотное шитье – вышивка золотными нитями, которые производят из синтетической пряжи и пленки, имитирующей металлическую и металлизированную нить . Эти нити обладают металлическим блеском и выпускаются не только «золотыми», «серебряными» и «медными», но и всех цветов радуги – от красного до фиолетового.

Золотные нити различаются и по толщине, и по фактуре, имеют вид тончайшей узенькой пленочки (люрекс), хлопковой нити с добавлением пленки, нити, похожей на скань, канитель, мишуру, а также выпускаются в виде тонкого и толстого шнура, отделочной тесьмы и др. Изобилие разнообразных материалов для золотного шитья позволило широко использовать его для украшения одежды и предметов быта. Однако все эти материалы, как и металлические и металлизированные нити, весьма хрупкие, при работе они ломаются, шить ими иглой обычным способом невозможно. Поэтому золотное шитье полностью аналогично золотому – в нем используются те же швы, те же приемы и соблюдаются те же правила.

Необходимые материалы для работы

• ткань и подкладка;
• нить вышивальная крученая (ирис, шелковый гарус, шелк строчевой и др.); золотная нить (металлическая, металлизированная, канитель, люрекс, искусственная, имитирующая металлическую);
• нить вспомогательная – очень крепкая шелковая или синтетическая в цвет рабочей нити;
• материал для настила: подложки (тонкий прочный картон, гладкий драп, сукно, кожа), мягкая толстая нить, «веревочка» (хлопчатобумажная леска, кордовая нить, любая крученая тонкая бечевка и т. п.);
• вспомогательные материалы: клей для ткани, пчелиный воск, фольга;
• материалы для украшения: бисер, стеклярус, жемчуг, бусины, пуговицы, пайетки и т. п.;
• инструмент обычно применяемый при вышивании (ножницы, наперсток, ножик, булавки и т. д.);
• квадратные пяльцы или рамы;
• иглы вышивальные № 1–2, игла для тонкого шелка с маленьким ушком, большая игла для шитья гарусом и пригодная для «веревочки», игла для шитья бисером;
• шило (можно сделать из толстой иглы или шприцевой иглы);
• витейка;
• крючки вязальные № 1–1,5.

Правила золотного шитья

Ткань должна быть натянута в пяльцы или на раму очень туго (как на барабане) и весь рисунок должен быть открыт для работы (cлишком сильное натяжение не допускается).

Переводить рисунок на рабочую ткань следует очень аккуратно, лучше всего методом припороха, так как пользуясь тем же сколком, следует заранее приготовить подложки из картона или другого материала. Вырезать подложки следует очень аккуратно, без зазубрин и наклеивать клеем для ткани по месту на рисунке.

Рабочую нить следует намотать на витейки, которыми может служить обычная деревянная катушка со спрямленными головками. Такую катушку, как и витейку, легко перекладывать с места на место на поверхности работы по ходу укладывания нити на узор.

Рабочая нить (золотная) всегда должна быть хорошо скрученной, поэтому ее следует постоянно подкручивать.

Рабочую ткань с рисунком лучше всего нашивать на подкладку, которой должна служить плотная ткань (полотно, сукно, драп и т. п.); можно (в случае необходимости) сложить рабочую ткань в несколько слоев (2–4).

Советы для работы

Чтобы вспомогательная нить легче проходила через толстый слой плотной ткани, ее следует натирать пчелиным воском (вощить).

Чтобы первая прокладываемая нить не соскальзывала с подложки, на ее краю можно сделать 1–2 стежка нитью или маленький мазок клея для ткани.

Чтобы скрыть небольшие огрехи при прокладке рабочей нити, следует веревочку и картон подкрашивать в цвет нити.

Край детали, заполненный тем или иным узором, лучше закрывать, проложив по нему нить с пико, шнурок (рис. 3), тонкую тесьму, канитель, нить с бисером или жемчугом.

Канитель пришивают, как бисер, продевая через пружинку иглу с тонкой нитью. Ее можно прикреплять дополнительно и по длине, стараясь положить вспомогательную нить между витками спирали (образец 21).

Окончив работу, обрежьте лишние нити на изнанке, закрепите обрезанные концы и узелки клеем для ткани. Сняв работу с пялец, срежьте лишнюю ткань и закройте изнаночную сторону подкладкой из ткани или картона – так вышивка сохранится лучше.

Швы и приемы золотного шитья

При работе золотными нитями используются особые швы и приемы : чаще всего – это шов «вприкреп» (мягкий и счетный), наиболее характерный – литой шов и литой шов с расколом (или «в раскол»).

Мягкий прикреп

Мягкий прикреп применяют для закрепления прокладываемой нити по узору (см. образец 1) или шнура (2), для прокладки отделочной нити с пико (3). На образце 4 показано, как размещают прикрепы при выполнении пико. Во всех перечисленных случаях для прикрепа пользуются тонкой нитью в цвет рабочей нити. Прикреп кладут мягко, не затягивают и по возможности незаметно.

Кроме того, такой же прикреп используют при наложении декоративной сетки, закрепляя рабочую нить в местах поворота ее по краю узора. Разделывают сетки обычно шелковым гарусом контрастного цвета (образцы 5 и 6).

Мягким прикрепом пользуются также для закрепления рабочей нити при заполнении детали узора так называемой плоской гладью (образцы 7 и 22). Золотную нить укладывают плотными рядами по узору, перекладывая витейку туда и обратно), прикрепляя ее по краю узора на повороте маленьким стежком шелковой нити в цвет золотной. Иногда при необходимости делают прикреп и по ходу нити. Иглу с прикрепляющей (вспомогательной) нитью проводят в один прокол, а переходят от прокола к проколу по изнанке. Все прикрепы делают как можно незаметнее. Однако иногда для придания вышивке особой «игривости» и мерцания прикреп выполняют шелковой нитью контрастного цвета (образец 7а). Выполнять плоскую гладь можно и не по прямой, а по линиям заполняемой формы, например по кругу или по линии листика (образец 22).

Прикреп по счету

Прикреп по счету используется для выполнения особых, присущих лишь золотному шитью узоров, которыми заполняют обычно крупные детали рисунка. Каждый из таких узоров имеет свое традиционное название (например, «ягодка», «денежка», «рядки», «перышки» и т. д.) Образуется узор цветным прикрепом, который делают по выкладываемой золотной нити по счету линий, нанесенных на подложку (картон), или веревочек, натянутых предварительно по месту выполнения узора (образцы 8–12).

На образце 8 показан узор «рядки». На картон-подложку нанесены параллельные линии на расстоянии 2–3 мм друг от друга. Располагая рабочую нить поперек линий, делают по ходу прикрепы на каждой четвертой линии. Иглу с цветной нитью выводят с изнанки на лицо в отверстие, проколотое шильцем, обвивают этой нитью рабочую нить и иглу опускают в то же отверстие (не затягивая!). Через три линии на следующей повторяют процесс, прикрепляя ту же рабочую (золотную) нить. На краю узора делают прикреп вспомогательной тонкой нитью в цвет рабочей и золотную нить укладывают в обратном направлении. Прикреп сдвигают согласно узору на одну линию. Как вы понимаете, работать приходится двумя иглами и витейкой, т. е. использовать одновременно три вида нитей (рабочую, цветную и вспомогательную). На образце 9 показан тот же узор, выполненный по веревочке и другими петлями.

На образцах 10 и 11 показан узор «рогожки» (иначе называемый «кнопец»). Техника выполнения та же. Прикрепы выполняют в шахматном порядке, скрепляя одним прикрепом 2, 3, 4 нити. В этом случае иглу с цветной нитью для прикрепа выводят на лицо в одной точке, а возвращают на изнанку в другой. Отверстия делают в подложке шилом. Вышивая «по веревочке», прокол шилом (если ткань не очень толстая) можно и не делать. На образцах 12 показано, что по счету линий и веревочек можно выполнить любой узор.

Узор «корзиночка» (образец 13) можно выполнять полностью золотной нитью (золотого, серебряного или другого цвета), так как прикрепляются нити только по краям узора вспомогательной нитью. Сначала заполняют одной нитью все пространство детали, затем переплетая 1–3 нитями 1–3 настеленные нити закрепляют новую рабочую нить по краям и поворачивают в обратном направлении. Шьют этот узор с натяжением. Если второй (переплетающей) нитью служит шелковый гарус, то можно шить его, как двустороннюю гладь.

Литой шов

Литой шов (образцы 14–20) – это разновидность односторонней глади, при выполнении которой рабочую нить (золотную) укладывают на подложку (из картона, кожи или в виде мягкого настила) и закрепляют на краю узора. Качество выполнения этого шва зависит не только от навыка вышивальщицы, но и от правильного подбора рабочей нити, которая должна быть ровной, не толстой и не слишком тонкой и иметь хорошую ровную крутку. Особенность этой работы заключается в способе прикрепа золотной нити. Сделав прокол шильцем в начале шитья у края подложки, протягивают через него конец рабочей нити с лица на изнанку с помощью вязального крючка или вспомогательной нити. В последнем случае иглу со вспомогательной нитью продевают сквозь прокол на лицо, охватывают рабочую нить, опускают в тот же прокол и протягивают ее на изнанку. Там кончик закрепляют, делая на нем узел (или другим способом). Проложив золотную нить по настилу до противоположного края узора, на этом краю делают прокол шильцем, выводят иглу со вспомогательной нитью на лицо, охватывают ею рабочую нить и, опуская иглу в то же отверстие, затягивают маленькую петельку рабочей нити на изнанку. Далее укладывают эту нить по подложке в обратном направлении.

На другом краю детали закрепляют ее тем же способом, проделав отверстие рядом с предыдущим с этого края. В результате этой работы все нити, проложенные по подложке, должны быть ровно, без перекосов натянуты. На изнанке по обе стороны узора должны получиться маленькие петельки из золотной нити, стянутые друг с другом крест-накрест вспомогательной нитью.

Литой шов с расколом или «в раскол»

Литой шов с расколом (или «в раскол») – это тот же литой шов, но с узором по гладьевой поверхности в виде углубленных линий (как в английской глади «в раскол»). Для его выполнения узор наносят на подложку и при прокладывании рабочей нити в месте, где нить пересекает линию узора, делают прокол и (с помощью той же вспомогательной нити, которой закрепляют рабочую нить по краю) протягивают маленькую петельку рабочей нити на изнанку. Повторяя этот процесс каждый раз по ходу укладывания рабочей нити, и получают узор (рисунок и образцы 14 и 18).

Тот же метод используют при выполнении узоров по счету (по разлинованному картону или веревочке). В качестве примера показан образец шитья узора, носящего название «бабий шов» (образец 19). В этом случае по месту «прикрепа» делают на картоне заранее проколы и, утягивая в этих местах прокладываемую золотную нить на изнанку, получают углубленные полоски, создающие на поверхности тот или иной узор.

Необходимо заметить, что обычно при выполнении узоров счетным прикрепом по краю узора золотную нить закрепляют так же, как и в литом шве, а не мягким прикрепом.

Все швы и приемы золотного шитья можно с успехом использовать и при вышивании обычными нитями, особенно при работе на толстой плотной ткани, замше и коже.

Хочу посоветовать начинающим осваивать золотное шитье работать обычными кручеными нитями (ирисом, шелковым гарусом и т. п.) и, лишь научившись выполнять литой шов и счетный прикреп, приступать к вышиванию золотными нитями. Вышивать этим способом можно любой рисунок. На нашей фотографии вы видите две работы – «Птица» (владимирская гладь) и «Цветок» (гладь), выполненные не специалистами, а начинающими золотошвейками.

Полный размер изображения доступен по клику на нем

Оцените статью