Рождение коллекции — от идеи до воплощения (и несколько советов по шитью на кукол)
Здравствуйте всем. Сегодня я хочу рассказать немного о своем творческом процессе, о там, как создаются образы и коллекции, а также поделиться советами, секретами и своими наработками по шитью на кукол.
Итак, как же все начинается? А каждый раз по-разному. Иногда это смутный образ, иногда готовая взрослая вещь, иногда просто интересное сочетание цветов и фактур. Бывает, что модели изначально подбираются к определенной задумке — так было с джинсовой коллекцией. А бывает — сначала шьешь, а потом приходит идея, как это все объединить в одну тему. Так было с «Воспоминаниями о путешествиях».
И вот ты начинаешь собирать мысли в кучу и подбирать модели. Хочется красное пальто? Несколько вечеров смотрим фотографии красных пальто всевозможных стилей и форм. Там воротник приглянулся, здесь кокетка, а вот интересное решение для застежки. Параллельно придумывается обувь, аксессуары. Вокруг рабочего места, на столах, диванах множатся листки с эскизами и зарисовками, папка на ПК пополняется интересными фотографиями.
Наконец, образ готов и подробно отрисован. Можно приступать к созданию выкройки.
Поначалу я использовала готовые выкройки на кукол, найденные в сети в свободном доступе. Ни одна не садилась достаточно хорошо, приходилось подгонять и переделывать. Выкройки детской одежды подгонять на кукол тоже бесполезно — хоть паолочки и их подружки достаточно пропорциональны, все равно тела у них далеки от реальных форм. Слишком узкий рукав, слишком маленькая горловина, слишком широкий лиф, слишком много слишком.
В итоге я сделала свою базовую выкройку лифа, рукава и брюк и теперь моделирую ее под каждую новую задумку. Как снять выкройку с куклы — в сети масса информации. Я оборачивала тело пищевой фольгой и рисовала нужную форму маркером, потом снимала, вырезала, обводила, подгоняла и так несколько раз, пока не получила идеал. На фото фейсинка как раз в процессе подгонки бумажной выкройки. Вроде бы село неплохо.
Следующий этап — отшив тестовых моделей. Я использую податливую в работе ткань, которая не тянется и не сыпется. В ходе отшива проверяю, все ли части совпадают по размеру, как в целом садится на фигуру, нет ли складок, не узко ли, достаточно ли добавлено на свободное облегание? Как видите, самую сложную модель — пальто — я отшила даже с подкладкой, а верхние вещи мерила на плотную одежду.
Далее выкройки корректируются и я приступаю к раскрою.
Поскольку вещи у нас кукольные, а значит не подвержены интенсивной носке и деформации, кроить строго по долевой нити не обязательно, НО — желательно. Особенно если ткани тянущиеся или имеют четко выраженный рельеф.
Сколько отводить на припуски на швы, каждая швея выбирает индивидуально, исходя из собственных навыков и особенностей ткани. Я даю выкройки без припусков, для паолочек в большинстве случаев достаточно 5-6 мм.
Как облегчить себе работу при раскрое? Старайтесь по-максимуму объединять детали. Часто швы на взрослой одежде обусловлены тем, что выкройка банально больше полотна ткани. С кукольной одеждой такой проблемы нет. А вот лишние швы и слои ткани нам тут ни к чему.
Что можно объединить? Боковые швы на брюках, если они не приталенные. Центральный шов на спине и на капюшоне. Плечевые швы лифа (встречается чаще всего) — но тут есть нюанс. Полочки получаются выкроенными по диагонали, значит — будут тянуться. В этом случае можно посадить детали на тонкий нетканый флизелин. И вообще, нежные ткани на лифе лучше держат форму после проклейки (фото — просто чтобы показать принцип объединения в плечах, хотя тут деталь сшита).
А в некоторых случаях выкройка такова, что объединить в плечах в принципе невозможно. Вот тут детали не дает объединить цельнокроенный подборт.
Иногда я объединяю только детали подкладки, а детали верха сшиваю и украшаю отстрочкой. А лиф-безрукавку частенько объединяю по боковым швам. Верх с подкладкой сшивается тогда за один раз по полочкам, горловине, плечам и проймам. Плечи потом зашиваются изнутри потайным швом. Это гораздо проще, чем пытаться развернуться в узкой пройме, сшивая боковой шов.
Раскроили? Начинаем собирать. Но сначала — обметка деталей. Нужна она или нет — решать вам. Помним, что одежда кукольная, а обметку не всегда и на взрослой делают, чтобы не было лишних рельефов. Конечно, если ткань сильно сыплется или если срезы швов не спрячутся под подкладку (на юбке, брюках), то лучше и правильнее обметать. Если же ткань у вас послушная, а все срезы уйдут под подкладку и доступа к ним не будет — можно и сэкономить себе время.
Вот тут открытые швы на оборках обработаны, а скрытые внутри лифа — нет.
Следующий шаг — наметка. Очень желательна, а некоторых случаях без нее и вовсе не обойтись. Если уверены в себе, то детали простые, прямые можно просто скалывать булавками. Но вот воротничок в горловину и рукав в пройму нужно обязательно вметать. Почему? Очень просто — эти детали изогнутые, ткань по краю будет тянуться, и в итоге деталь скорее всего не сядет на место ровно, образует складки или окажется длиннее/короче. Поэтому — скалываем детали по отметкам центра и по краям и сметываем, укладывая (припосаживая) в нужную форму. Кстати, в целях экономии времени наметку можно и не удалять, если она не тянет изделие и остается под подкладкой.
Небольшой нюанс — кожзам скалывать нельзя, так как остаются дырочки, поэтому — только наметка и так, чтобы она шла чуть выше будущей строчки.
Порядок сшивания кукольной одежды несколько отличается от человеческой. Все-таки размер у нас такой, что сшитую по правилам вещь иногда банально невозможно вывернуть. А в некоторые места вообще нереально подлезть на машинке. Самый яркий пример — вшивание рукавов. На человеческой одежде обычно сшивается лиф отдельно, рукав отдельно, а потом они соединяются в пройме. С кукольной одеждой этот фокус не пройдет — слишком маленькие детали. Поэтому, если смотрели МК по вшиванию рукавов, то должны были обратить внимание, что СНАЧАЛА рукав вшивается в пройму, а ПОТОМ уже за один раз зашиваются боковые швы рукава и лифа. При этом, если вещь у вас на подкладке, то детали перед сшиванием боков сострачиваются по манжете и в итоге получается вот такая забавная фигура, когда верх с подкладкой «держат» друг друга за руки
Порядок сшивание также зависит от самой выкройки. Обычно этапы вкратце такие:
— для платья: сшить плечевые швы, обработать горловину (сшить с подкладкой, вшить воротничок или окантовать бейкой), обработать проймы (аналогично горловине, только вместо воротничка — рукав), сшить боковые швы, пристрочить полотно юбки к лифу (к верхней ткани), подшить подкладку к юбке потайным швом;
— для брюк: сшить боковые швы, обработать низ, сшить центральный шов (шов сидения), сшить внутренний (шаговый) шов, пристрочить пояс (резинку);
— для верхней одежды: сшить центральный шов на спинке (если есть), сшить плечевые швы, втачать рукав, вшить воротник/капюшон, сшить верх с подкладкой на полочках, сшить детали верха и подкладки в манжете, сшить боковые швы (оставив отверстие для выворачивания), застрочить по низу.
Но тут есть масса нюансов, связанных с самими выкройками — фигурные кокетки на лифе, многослойные юбки, цельнокроенные подборты и т.д. Например, если у модели предполагается цельнокроенный подборт или застежка-молния, то СНАЧАЛА сшивается верх с подкладкой именно по подборту, а уже ПОСЛЕ вшивается воротник.
Перед выворачиванием изделия просмотрите швы. Этап, очевидный для умеющих шить, и малознакомый новичкам — надсекание припусков. Итак, смотрим наше изделие — на всех вогнутых деталях аккуратно надрезаем припуски, стараясь на разрезать шов. Это нужно, чтобы после выворачивания ткань не тянула в этих местах. Как правило, это проймы, окаты рукавов и горловина. На деталях выгнутых/выпуклых ткань вырезаем уголочками, также аккуратно срезаем острые уголки на воротниках и полочках. Это нужно, чтобы изделие не морщило от лишней ткани.
Еще один важный этап — глажка. Кукольную одежду очень и очень желательно гладить — она тогда лучше садится, уходят лишние складки и выпуклости, и в целом изделие выглядит аккуратнее. Особенно полезно гладить хлопки — они с фабрики идут чуть накрахмаленные и после отпаривания очень хорошо держат форму. Гладим на всех этапах: застрочили шов — разутюжьте припуски, отстрочили подол — отпарьте край, сострочили деталь с кучей изгибов — отгладьте, чтобы припуски внутри не топорщили вещь.
Я глажу все, кроме тканей, которым это в принципе противопоказано (флис, стеганые ткани на синтепоне, жатые ткани). Отглаживаю даже шляпки и манжеты рукавов. Тут на помощь вам придет нехитрое приспособление из салфетки или полотенца. Скатываете валик, вставляете внутрь рукава или тульи шляпки и аккуратно отпариваете.
На вывернутую и отглаженную одежку нашиваем фурнитуру. Тут уж все зависит от вашей фантазии и того, что есть под рукой. Подойдет и швейная фурнитура, и мелочевка для скрапбукинга. Вот, например, застежки-сердечки на поясе — это на самом деле застежки для купальника. А резинка с надписями срезана с детских варежек.
А тут использованы брадсы вместо настоящих клепок
Ну и последний этап — самый приятный — фотосессия, чтобы показать модельки в самом выгодном свете!
Конечно, о тонкостях шитья можно рассказать еще очень много, но для первого раза, думаю, хватит. Надеюсь, получилось не очень сумбурно? Спасибо, что дочитали до конца
Рождение коллекции — от идеи до воплощения и несколько советов по шитью на кукол
Здравствуйте всем 🙂 Сегодня я хочу рассказать немного о своем творческом процессе, о там, как создаются образы и коллекции, а также поделиться советами, секретами и своими наработками по шитью на кукол.
Итак, как же все начинается? А каждый раз по-разному. Иногда это смутный образ, иногда готовая взрослая вещь, иногда просто интересное сочетание цветов и фактур. Бывает, что модели изначально подбираются к определенной задумке — так было с джинсовой коллекцией. А бывает — сначала шьешь, а потом приходит идея, как это все объединить в одну тему. Так было с «Воспоминаниями о путешествиях».
И вот ты начинаешь собирать мысли в кучу и подбирать модели. Хочется красное пальто? Несколько вечеров смотрим фотографии красных пальто всевозможных стилей и форм. Там воротник приглянулся, здесь кокетка, а вот интересное решение для застежки. Параллельно придумывается обувь, аксессуары. Вокруг рабочего места, на столах, диванах множатся листки с эскизами и зарисовками, папка на ПК пополняется интересными фотографиями.
Наконец, образ готов и подробно отрисован. Можно приступать к созданию выкройки.
Поначалу я использовала готовые выкройки на кукол, найденные в сети в свободном доступе. Ни одна не садилась достаточно хорошо, приходилось подгонять и переделывать. Выкройки детской одежды подгонять на кукол тоже бесполезно — хоть паолочки и их подружки достаточно пропорциональны, все равно тела у них далеки от реальных форм. Слишком узкий рукав, слишком маленькая горловина, слишком широкий лиф, слишком много слишком…
В итоге я сделала свою базовую выкройку лифа, рукава и брюк и теперь моделирую ее под каждую новую задумку. Как снять выкройку с куклы — в сети масса информации. Я оборачивала тело пищевой фольгой и рисовала нужную форму маркером, потом снимала, вырезала, обводила, подгоняла и так несколько раз, пока не получила идеал. На фото фейсинка как раз в процессе подгонки бумажной выкройки. Вроде бы село неплохо 🙂
Следующий этап — отшив тестовых моделей. Я использую податливую в работе ткань, которая не тянется и не сыпется. В ходе отшива проверяю, все ли части совпадают по размеру, как в целом садится на фигуру, нет ли складок, не узко ли, достаточно ли добавлено на свободное облегание? Как видите, самую сложную модель — пальто — я отшила даже с подкладкой, а верхние вещи мерила на плотную одежду.
Далее выкройки корректируются и я приступаю к раскрою.
Поскольку вещи у нас кукольные, а значит не подвержены интенсивной носке и деформации, кроить строго по долевой нити не обязательно, НО — желательно. Особенно если ткани тянущиеся или имеют четко выраженный рельеф.
Сколько отводить на припуски на швы, каждая швея выбирает индивидуально, исходя из собственных навыков и особенностей ткани. Я даю выкройки без припусков, для паолочек в большинстве случаев достаточно 5-6 мм.
Как облегчить себе работу при раскрое? Старайтесь по-максимуму объединять детали. Часто швы на взрослой одежде обусловлены тем, что выкройка банально больше полотна ткани. С кукольной одеждой такой проблемы нет 🙂 А вот лишние швы и слои ткани нам тут ни к чему.
Что можно объединить? Боковые швы на брюках, если они не приталенные. Центральный шов на спине и на капюшоне. Плечевые швы лифа (встречается чаще всего) — но тут есть нюанс. Полочки получаются выкроенными по диагонали, значит — будут тянуться. В этом случае можно посадить детали на тонкий нетканый флизелин. И вообще, нежные ткани на лифе лучше держат форму после проклейки (фото — просто чтобы показать принцип объединения в плечах, хотя тут деталь сшита).
А в некоторых случаях выкройка такова, что объединить в плечах в принципе невозможно. Вот тут детали не дает объединить цельнокроенный подборт.
Иногда я объединяю только детали подкладки, а детали верха сшиваю и украшаю отстрочкой. А лиф-безрукавку частенько объединяю по боковым швам. Верх с подкладкой сшивается тогда за один раз по полочкам, горловине, плечам и проймам. Плечи потом зашиваются изнутри потайным швом. Это гораздо проще, чем пытаться развернуться в узкой пройме, сшивая боковой шов.
Раскроили? Начинаем собирать. Но сначала — обметка деталей. Нужна она или нет — решать вам. Помним, что одежда кукольная, а обметку не всегда и на взрослой делают, чтобы не было лишних рельефов. Конечно, если ткань сильно сыплется или если срезы швов не спрячутся под подкладку (на юбке, брюках), то лучше и правильнее обметать. Если же ткань у вас послушная, а все срезы уйдут под подкладку и доступа к ним не будет — можно и сэкономить себе время 🙂
Вот тут открытые швы на оборках обработаны, а скрытые внутри лифа — нет.
Следующий шаг — наметка. Очень желательна, а некоторых случаях без нее и вовсе не обойтись. Если уверены в себе, то детали простые, прямые можно просто скалывать булавками. Но вот воротничок в горловину и рукав в пройму нужно обязательно вметать. Почему? Очень просто — эти детали изогнутые, ткань по краю будет тянуться, и в итоге деталь скорее всего не сядет на место ровно, образует складки или окажется длиннее/короче. Поэтому — скалываем детали по отметкам центра и по краям и сметываем, укладывая (припосаживая) в нужную форму. Кстати, в целях экономии времени наметку можно и не удалять, если она не тянет изделие и остается под подкладкой 🙂 Небольшой нюанс — кожзам скалывать нельзя, так как остаются дырочки, поэтому — только наметка и так, чтобы она шла чуть выше будущей строчки.
Порядок сшивания кукольной одежды несколько отличается от человеческой. Все-таки размер у нас такой, что сшитую по правилам вещь иногда банально невозможно вывернуть. А в некоторые места вообще нереально подлезть на машинке. Самый яркий пример — вшивание рукавов. На человеческой одежде обычно сшивается лиф отдельно, рукав отдельно, а потом они соединяются в пройме. С кукольной одеждой этот фокус не пройдет — слишком маленькие детали. Поэтому, если смотрели МК по вшиванию рукавов, то должны были обратить внимание, что СНАЧАЛА рукав вшивается в пройму, а ПОТОМ уже за один раз зашиваются боковые швы рукава и лифа. При этом, если вещь у вас на подкладке, то детали перед сшиванием боков сострачиваются по манжете и в итоге получается вот такая забавная фигура, когда верх с подкладкой «держат» друг друга за руки 🙂
Порядок сшивание также зависит от самой выкройки. Обычно этапы вкратце такие:
— для платья: сшить плечевые швы, обработать горловину (сшить с подкладкой, вшить воротничок или окантовать бейкой), обработать проймы (аналогично горловине, только вместо воротничка — рукав), сшить боковые швы, пристрочить полотно юбки к лифу (к верхней ткани), подшить подкладку к юбке потайным швом;
— для брюк: сшить боковые швы, обработать низ, сшить центральный шов (шов сидения), сшить внутренний (шаговый) шов, пристрочить пояс (резинку);
— для верхней одежды: сшить центральный шов на спинке (если есть), сшить плечевые швы, втачать рукав, вшить воротник/капюшон, сшить верх с подкладкой на полочках, сшить детали верха и подкладки в манжете, сшить боковые швы (оставив отверстие для выворачивания), застрочить по низу.
Но тут есть масса нюансов, связанных с самими выкройками — фигурные кокетки на лифе, многослойные юбки, цельнокроенные подборты и т.д. Например, если у модели предполагается цельнокроенный подборт или застежка-молния, то СНАЧАЛА сшивается верх с подкладкой именно по подборту, а уже ПОСЛЕ вшивается воротник.
Перед выворачиванием изделия просмотрите швы. Этап, очевидный для умеющих шить, и малознакомый новичкам — надсекание припусков. Итак, смотрим наше изделие — на всех вогнутых деталях аккуратно надрезаем припуски, стараясь на разрезать шов. Это нужно, чтобы после выворачивания ткань не тянула в этих местах. Как правило, это проймы, окаты рукавов и горловина. На деталях выгнутых/выпуклых ткань вырезаем уголочками, также аккуратно срезаем острые уголки на воротниках и полочках. Это нужно, чтобы изделие не морщило от лишней ткани.
Еще один важный этап — глажка. Кукольную одежду очень и очень желательно гладить — она тогда лучше садится, уходят лишние складки и выпуклости, и в целом изделие выглядит аккуратнее. Особенно полезно гладить хлопки — они с фабрики идут чуть накрахмаленные и после отпаривания очень хорошо держат форму. Гладим на всех этапах: застрочили шов — разутюжьте припуски, отстрочили подол — отпарьте край, сострочили деталь с кучей изгибов — отгладьте, чтобы припуски внутри не топорщили вещь.
Я глажу все, кроме тканей, которым это в принципе противопоказано (флис, стеганые ткани на синтепоне, жатые ткани). Отглаживаю даже шляпки и манжеты рукавов. Тут на помощь вам придет нехитрое приспособление из салфетки или полотенца. Скатываете валик, вставляете внутрь рукава или тульи шляпки и аккуратно отпариваете.
На вывернутую и отглаженную одежку нашиваем фурнитуру. Тут уж все зависит от вашей фантазии и того, что есть под рукой. Подойдет и швейная фурнитура, и мелочевка для скрапбукинга. Вот, например, застежки-сердечки на поясе — это на самом деле застежки для купальника. А резинка с надписями срезана с детских варежек 🙂
А тут использованы брадсы вместо настоящих клепок
Ну и последний этап — самый приятный — фотосессия, чтобы показать модельки в самом выгодном свете.
Конечно, о тонкостях шитья можно рассказать еще очень много, но для первого раза, думаю, хватит. Надеюсь, получилось не очень сумбурно? Спасибо, что дочитали до конца 🙂
Вы можете купить одежду для кукол в Шопике