Шить как деепричастие несовершенного вида

Глаголы, от которых не образуются деепричастия. Как же весело эту тему изучать

Добрый день всем читателям!

Уверен, все знают или хотя бы слышали о деепричастиях. Даже если прогуливали уроки русского в школе. Однако есть глаголы, от которых деепричастия образовать невозможно. Или подобные словоформы почти не употребляются. То ли из-за неблагозвучия, то ли из-за лексического значения.

Тема довольно занимательная, в некоторых моментах не удержаться от улыбки. Поехали!

Чуть-чуть теории

От глаголов могут образовываться два деепричастия: несовершенного и совершенного вида. Два примера:

Кричать — кричат — крича́ (что делая?)
Закричать — закричат — закричав (что сделав?)

Однако сегодня интереснее рассмотреть случаи, когда от глаголов деепричастия образовать невозможно или затруднительно. О таких ситуациях носители вряд ли задумываются. Чаще эти сложности вспоминают иностранцы, которые изучают русский язык и сталкиваются с причудливыми моментами нашей грамматики.

В основном подобные ограничения относятся к формам несовершенного вида. С совершенным ещё можно более-менее извернуться.

Читайте также:  Вышивка с самыми маленькими

Почему такое возникает?

Грамматика русского языка предоставляет возможности для образования самых разных словоформ, однако так получается, что в устной и письменной речи не все они оказываются нужными. В итоге у нас возникают такие явления, как недостаточные глаголы. Все помнят ситуацию с глаголами победить, убедить, очутиться?

Иногда та или иная словоформа фактически не употребляется из-за смысла (глагол тели́ться странно бы звучал в форме 1-го лица), а в некоторых ситуациях она попросту неблагозвучна (те же *победю, *побежу, *очучусь ).

Похожая ситуация возникает с существительными, самым уязвимым можно назвать родительный падеж множественного. Вспомним пресловутое мечта — *мечт (форма эта считается неупотребительной, проще говоря, ошибочной). На эту тему даже бородатый анекдот есть:

Стоят двое, смотрят в небо:
— Смотри, сколько на небе звездов!
— Не звездов, а звездей!
Подошёл третий:
— Да где ж вы таких словов-то понабралися?

Итак, теоретическую подготовку выполнили, теперь перейдём к сути.

*Пекя, *печа? Напомню, под звёздочкой — гипотетические, несуществующие формы. От глаголов на -чь деепричастия почти не образуются.

А что насчёт слова лечь ? Тоже никак. Напомню, что лёжа — от слова лежать .
От глагола изречь формально образуется форма изрекши , но когда вы её последний раз видели или слышали?

В общем, основы на -к и -г почти не дружат с такими деепричастиями. К примеру, течь → текут — *теча́ ? 🙂

Теоретически возможно: толкут → толча́ (хотя в словарях и написано, что «несвободно»), берегут → бережа́ (эта форма эпизодически встречается в литературе XIX в.) . Однако с повседневным употреблением этих слов не заладилось.

Более полный список таких глаголов: беречь, жечь, лечь, мочь, стеречь, влечь, печь, сечь, течь, толочь.

Бежать, хотеть, ехать

Напомню, речь идёт о несовершенном виде. Форма бежа́ возможна, но малоупотребительна. Хотя́ — зафиксировано в словаре Н. А. Еськовой с пометой «употребляется несвободно». От глагола ехать образуется е́дучи , но эта форма широко не употребляется, как и в целом деепричастия на -учи/-ючи (кроме бу́дучи от быть) , они только для стилизации народной и старинной речи хороши.

Вянуть

Как там, *вяня, *вяв* ? Да никак. Деепричастия несовершенного вида от глаголов на -нуть тоже почти не образуются .

Форма вянув отмечена в «Словаре трудностей…» К. С. Горбачевича как малоупотребительная.

Здесь ещё играет роль семантика: глаголы на -нуть часто обозначают однократное действие, тогда как длительность им может быть не присуща.

Ах, да. Ещё вспомнились гнуть (*гня?!) и пнуть (*пня?!) . Исключение — тянуть , от него возможно образование деепричастия тяня́ , и то в словарях есть пометы «несвободно», «затруднительно».

Кроме того, трудно представить такие словоформы от глаголов мёрзнуть, крепнуть, мокнуть, глохнуть и т. д.

Лизать

Никаких *лижа, *лиза или ещё как-нибудь. :))

Пахать

Напрашиваются слова *паха́я, *паша́ или ещё какие-нибудь образования. Но не то, совсем не то.

Шить, лить, жать, ткать

Основа настоящего времени состоит из одних согласных, поэтому деепричастия от них не образуются: шьют, льют, жмут, ткут. Хотя попробуйте, вдруг совместными усилиями мы заполним эту лакуну. :))

Примерно так: *шья, *лья, *жмя, *ткя*.

Более полный список таких глаголов: врать, ждать, лгать, жрать, рвать, ржать, ткать, мере́ть, переть, жать, мять, вить, пить, шить и др. Как видим, почти у всех односложная основа.

Ещё сюда можно добавить бдеть .

Спать — спя

Деепричастие несовершенного вида спя есть, но употребляется несвободно, его даже не все словари приводят.

Писать — пиша́?

О деепричастии «пиша» часто спрашивают в контексте необычных, редких слов. Действительно, формально такое слово в русском языке есть, о чём свидетельствует его наличие в некоторых толковых словарях. В словаре трудностей Н. А. Еськовой зафиксировано с пометой «Употребляется несвободно», в «Грамматическом словаре» Зализняка написано, что «деепричастие затруднительно».

На этом всё. Стилистические особенности и употребление деепричастий — в следующей публикации . Там тоже хватает неоднозначных моментов. Ставьте «Нравится» и подписывайтесь, чтобы видеть новые публикации.

Глаголы, от которых не образуются деепричастия. Как же весело эту тему изучать

Добрый день всем читателям!

Уверен, все знают или хотя бы слышали о деепричастиях. Даже если прогуливали уроки русского в школе. Однако есть глаголы, от которых деепричастия образовать невозможно. Или подобные словоформы почти не употребляются. То ли из-за неблагозвучия, то ли из-за лексического значения.

Тема довольно занимательная, в некоторых моментах не удержаться от улыбки. Поехали!

Чуть-чуть теории

От глаголов могут образовываться два деепричастия: несовершенного и совершенного вида. Два примера:

Кричать — кричат — крича́ (что делая?)
Закричать — закричат — закричав (что сделав?)

Однако сегодня интереснее рассмотреть случаи, когда от глаголов деепричастия образовать невозможно или затруднительно. О таких ситуациях носители вряд ли задумываются. Чаще эти сложности вспоминают иностранцы, которые изучают русский язык и сталкиваются с причудливыми моментами нашей грамматики.

В основном подобные ограничения относятся к формам несовершенного вида. С совершенным ещё можно более-менее извернуться.

Почему такое возникает?

Грамматика русского языка предоставляет возможности для образования самых разных словоформ, однако так получается, что в устной и письменной речи не все они оказываются нужными. В итоге у нас возникают такие явления, как недостаточные глаголы. Все помнят ситуацию с глаголами победить, убедить, очутиться?

Иногда та или иная словоформа фактически не употребляется из-за смысла (глагол тели́ться странно бы звучал в форме 1-го лица), а в некоторых ситуациях она попросту неблагозвучна (те же *победю, *побежу, *очучусь ).

Похожая ситуация возникает с существительными, самым уязвимым можно назвать родительный падеж множественного. Вспомним пресловутое мечта — *мечт (форма эта считается неупотребительной, проще говоря, ошибочной). На эту тему даже бородатый анекдот есть:

Стоят двое, смотрят в небо:
— Смотри, сколько на небе звездов!
— Не звездов, а звездей!
Подошёл третий:
— Да где ж вы таких словов-то понабралися?

Итак, теоретическую подготовку выполнили, теперь перейдём к сути.

*Пекя, *печа? Напомню, под звёздочкой — гипотетические, несуществующие формы. От глаголов на -чь деепричастия почти не образуются.

А что насчёт слова лечь ? Тоже никак. Напомню, что лёжа — от слова лежать .
От глагола изречь формально образуется форма изрекши , но когда вы её последний раз видели или слышали?

В общем, основы на -к и -г почти не дружат с такими деепричастиями. К примеру, течь → текут — *теча́ ? 🙂

Теоретически возможно: толкут → толча́ (хотя в словарях и написано, что «несвободно»), берегут → бережа́ (эта форма эпизодически встречается в литературе XIX в.) . Однако с повседневным употреблением этих слов не заладилось.

Более полный список таких глаголов: беречь, жечь, лечь, мочь, стеречь, влечь, печь, сечь, течь, толочь.

Бежать, хотеть, ехать

Напомню, речь идёт о несовершенном виде. Форма бежа́ возможна, но малоупотребительна. Хотя́ — зафиксировано в словаре Н. А. Еськовой с пометой «употребляется несвободно». От глагола ехать образуется е́дучи , но эта форма широко не употребляется, как и в целом деепричастия на -учи/-ючи (кроме бу́дучи от быть) , они только для стилизации народной и старинной речи хороши.

Вянуть

Как там, *вяня, *вяв* ? Да никак. Деепричастия несовершенного вида от глаголов на -нуть тоже почти не образуются .

Форма вянув отмечена в «Словаре трудностей…» К. С. Горбачевича как малоупотребительная.

Здесь ещё играет роль семантика: глаголы на -нуть часто обозначают однократное действие, тогда как длительность им может быть не присуща.

Ах, да. Ещё вспомнились гнуть (*гня?!) и пнуть (*пня?!) . Исключение — тянуть , от него возможно образование деепричастия тяня́ , и то в словарях есть пометы «несвободно», «затруднительно».

Кроме того, трудно представить такие словоформы от глаголов мёрзнуть, крепнуть, мокнуть, глохнуть и т. д.

Лизать

Никаких *лижа, *лиза или ещё как-нибудь. :))

Пахать

Напрашиваются слова *паха́я, *паша́ или ещё какие-нибудь образования. Но не то, совсем не то.

Шить, лить, жать, ткать

Основа настоящего времени состоит из одних согласных, поэтому деепричастия от них не образуются: шьют, льют, жмут, ткут. Хотя попробуйте, вдруг совместными усилиями мы заполним эту лакуну. :))

Примерно так: *шья, *лья, *жмя, *ткя*.

Более полный список таких глаголов: врать, ждать, лгать, жрать, рвать, ржать, ткать, мере́ть, переть, жать, мять, вить, пить, шить и др. Как видим, почти у всех односложная основа.

Ещё сюда можно добавить бдеть .

Спать — спя

Деепричастие несовершенного вида спя есть, но употребляется несвободно, его даже не все словари приводят.

Писать — пиша́?

О деепричастии «пиша» часто спрашивают в контексте необычных, редких слов. Действительно, формально такое слово в русском языке есть, о чём свидетельствует его наличие в некоторых толковых словарях. В словаре трудностей Н. А. Еськовой зафиксировано с пометой «Употребляется несвободно», в «Грамматическом словаре» Зализняка написано, что «деепричастие затруднительно».

На этом всё. Стилистические особенности и употребление деепричастий — в следующей публикации . Там тоже хватает неоднозначных моментов. Ставьте «Нравится» и подписывайтесь, чтобы видеть новые публикации.

Шить как деепричастие несовершенного вида

Деепричастия несовершенного вида обозначают незакон­ченное добавочное действи е, которое происходит одновре­менно с действием, выражаемым глаголом-сказуемым: Разглядывая эту фотографию, я о многом вспомнил .

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глагола при помощи суффикса –а– (–я–). Суффикс –а– пишется после шипящих, суффикс –я– во всех остальных случаях ( дыша, держа, гуляя, смеясь ). От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помо­щью суффикса –учи ( Будучи в гостях, я познакомился с инте­ресными людьми ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От некоторых глаголов деепричастия несовершенного ви­да не образуются : бить, рвать, шить, жечь, ждать, лгать, писать, хлестать, резать . Не образуются подобные деепри­частия от глаголов на –чь ( беречь, мочь, стеречь, течь и др,), от глаголов с суффиксом –ну– ( блёкнуть, мокнуть, тянуть, гаснуть и др.).

2. Деепричастия совершенного вида

Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие , которое совершается до начала действия, выраженного глаголом-сказуемым ( Увидев меня, мой друг подошёл ко мне ).

Деепричастия совершенного вида образуются обычно от основы неопределённой формы глагола при помощи суффик­сов –в, –вши–,ши– ( прочитав, рассмеявшись, запершись ). С помощью суффиксов –вши(съ) и –ши(сь) образуются дееприча­стия от возвратных глаголов ( умывшись ). К суффиксу –в возвратный суффикс –ся (–сь) не присоединяется. С помощью суффикса –ши образуются деепричастия от глаголов с основой на согласный: истечь — истекши, принести — принесши, влезть — влезши .

У некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образованы с суффиксами –а– (–я–) встретясь, возвратясь, нахмурясь, приобретя, прочтя, придя и др. Параллельно в языке существуют деепричастия от этих глаголов с суффикса­ми –в, –вши–, –ши– ( встретившись, возвратившись, настроившись, пришедши, простившись, приобретши и др.). Если су­ществуют двойные формы, чаще употребляются деепричастия с суффиксом –а– (–я–) как менее громоздкие.

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия несо­вер­шен­но­го вида — это сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие доба­воч­ное дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся одно­вре­мен­но с дей­стви­ем, обо­зна­чен­ным глаголом-сказуемым, и отве­ча­ю­щие на вопрос что делая?

Узнаем, что такое дее­при­ча­стия несо­вер­шен­но­го вида, как они обра­зу­ют­ся в грам­ма­ти­ке рус­ско­го язы­ка. Но преж­де вспом­ним, какие сло­ва назы­ва­ют грам­ма­ти­че­ским тер­ми­ном «дее­при­ча­стие».

  • (что делая?) гуляя по набережной;
  • (что сде­лав?) посмот­рев фильм.

Деепричастие, как гла­голь­ная фор­ма, име­ет посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — вид. С этой точ­ки зре­ния в мор­фо­ло­гии рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют дее­при­ча­стия совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида.

Несовершенного вида

Совершенного вида

Деепричастия
Обозначают неза­кон­чен­ное доба­воч­ное действие Обозначают закон­чен­ное доба­воч­ное действие
Отвечают на вопрос что делая? Отвечают на вопрос что сде­лав?
Образуются:
осно­ва гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни + суф­фик­сы -а-, -я-
Образуются:
осно­ва гла­го­ла неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла совер­шен­но­го вида + суф­фик­сы -в-, -вши-, -ши-
Примеры
слу­ша я , дума я , реша я про­слу­ша в , замах­ну вши сь, испек ши

Рассмотрим подроб­нее, какие сло­ва явля­ют­ся дее­при­ча­сти­я­ми несо­вер­шен­но­го вида.

Что такое деепричастия несовершенного вида?

Деепричастия несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют доба­воч­ное неза­кон­чен­ное дей­ствие, кото­рое про­ис­хо­дит одно­вре­мен­но с дей­стви­ем, выра­жен­ным глаголом-сказуемым.

Расспрашивая про­хо­жих, турист ищет нуж­ную ему улицу.

Турист одно­вре­мен­но совер­ша­ет два действия:

  • ищет (основ­ное действие)
  • рас­спра­ши­вая (допол­ни­тель­ное действие)

Это допол­ни­тель­ное одно­вре­мен­ное дей­ствие выра­жа­ет­ся грам­ма­ти­че­ской фор­мой дее­при­ча­стия, кото­рое отве­ча­ет на вопрос:

Если дее­при­ча­стие заме­нить спря­га­е­мой фор­мой гла­го­ла, то дей­ствие, обо­зна­чен­ное им, вос­при­ни­ма­ет­ся как одно­вре­мен­ное и равноправное:

Деепричастие сохра­ня­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию вида того гла­го­ла, от кото­ро­го оно образовано:

(что делать?) рас­спра­ши­вать — (что делая?) рас­спра­ши­вая.

Примеры

Аналогично такое же одно­вре­мен­ное дей­ствие обо­зна­ча­ют дее­при­ча­стия несо­вер­шен­но­го вида в предложениях:

Гуляя по ули­це, девуш­ка рас­смат­ри­ва­ет вит­ри­ны магазинов.

Обычно, зав­тра­кая, ты пьёшь утром чай?

Идя вдоль ржа­но­го поля, я соби­раю василь­ки для венка.

Над бере­за­ми лета­ют, гром­ко стре­ко­ча, сороки.

Пчёлы и шме­ли, жуж­жа над вен­чи­ка­ми луго­вых цве­тов, соби­ра­ют нектар.

Как образовать деепричастия несовершенного вида?

Деепричастия несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся толь­ко от гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида. В их обра­зо­ва­нии участ­ву­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -а/-я, кото­рый при­со­еди­ня­ют­ся к осно­ве насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла (осно­ва фор­мы 3 лица мно­же­ствен­но­го числа).

Посмотрим, как мож­но обра­зо­вать дее­при­ча­стие несо­вер­шен­но­го вида:

  • (что делать?) свер­кать — свер­ка ют — свер­ка я
  • (что делать?) уха­жи­вать — уха­жи­ва ют — уха­жи­ва я
  • (что делать?) кру­жить — круж ат — круж а
  • (что делать?) мур­лы­кать — мур­лыч ут — мур­лыч а .

Имеем в виду, что у гла­го­лов с суф­фик­сом -ва- в неопре­де­лен­ной фор­ме при обра­зо­ва­нии форм насто­я­ще­го вре­ме­ни этот суф­фикс не используется:

  • узна ва ть — узнаю́, узна­ёшь узнаю́т
  • созре ва ть — созре ва я
  • узна ва ть — узна ва я
  • успе ва ть — успе ва я .

Какие глаголы не образуют деепричастий несовершенного вида

Учтем, что не все гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида могут обра­зо­вать соот­вет­ству­ю­щие деепричастия:

1. гла­го­лы с суф­фик­сом -ну-

2. гла­го­лы с осно­вой на -чь

3. гла­го­лы с осно­вой насто­я­ще­го вре­ме­ни на шипящий

4. одно­слож­ные гла­го­лы с осно­вой на «и»

5. одно­слож­ные гла­го­лы с осно­вой на «а» в инфи­ни­ти­ве :

6. гла­го­лы с осно­вой насто­я­ще­го вре­ме­ни на согласный

В раз­го­вор­ной речи встре­ча­ют­ся дее­при­ча­стия несо­вер­шен­но­го вида с арха­ич­ным суф­фик­сом -учи-/-ючи-:

  • про­шел, крад учи сь неслыш­но на цыпочках;
  • пере­ли­ва­ет­ся, игра ючи все­ми цве­та­ми радуги;
  • буд учи уве­рен в сво­ей правоте.

Видеоурок «Деепричастия совершенного и несовершенного вида (7 класс)»

Оцените статью