- Морфологический разбор «шить»
- «Шить» (глагол)
- Значение слова «шить» по словарю С. И. Ожегова
- Морфологический разбор глагола
- Наклонения
- Несовершенный вид
- Разобрать другое слово
- Морфологический разбор: шьём
- Волжский класс
- Боковая колонка
- Рубрики
- Видео
- Книжная полка
- Малина для Админа
- Боковая колонка
- Опросы
- Календарь
- Время глагола, с. 76 – 77
- ГЛАГОЛ Время глагола
- Ответы к стр. 76 – 77
- Спряжение глаголов
- Общие правила
- Вопросы и окончания
- Настоящее время
- Будущее время
- Прошедшее время
- Повелительное наклонение
- Условное наклонение
- Спряжения
- Глаголы-исключения
- Разноспрягаемые глаголы
Морфологический разбор «шить»
В данной статье мы рассмотрим слово «шить», являющееся глаголом. Ниже мы дадим морфологический разбор слова и укажем его возможные синтаксические роли.
Если вы хотите разобрать другое слово, то укажите его в форме поиска.
«Шить» (глагол)
Значение слова «шить» по словарю С. И. Ожегова
- См. вышивать
- Скреплять, соединять нитью или другим материалом сшивать
- Изготовлять, скрепляя нитью края выкроенной ткани, мягкого материала
- См. пришивать
Морфологический разбор глагола
- I Часть речи: глагол;
- II Начальная форма: шить — инфинитив;
- III Морфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
- несовершенный вид
- невозвратный
- переходный/непереходный глагол
- II спряжение
- Б. Непостоянные признаки:
-
- изъявительное наклонение
- А. Постоянные признаки:
- IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:
Наклонения
Изъявительное наклонение | Сослагательное наклонение | Повелительное наклонение |
---|---|---|
шить | шил бы, шила бы, шило бы, шили бы | шей, шейте |
Несовершенный вид
Род / Число | 1-е лицо | 2-е лицо | 3-е лицо |
---|---|---|---|
Мужской род (ед. число) | Что делал? шил Что делаю? шью Что буду делать? буду шить | Что делал? шил Что делаешь? шьешь Что будешь делать? будешь шить | Что делал? шил Что делает? шьет Что будет делать? будет шить |
Женский род (ед. число) | Что делала? шила Что делаю? шью Что буду делать? буду шить | Что делала? шила Что делаешь? шьешь Что будешь делать? будешь шить | Что делала? шила Что делает? шьет Что будет делать? будет шить |
Средний род (ед. число) | Что делало? шило Что делаю? шью Что буду делать? буду шить | Что делало? шило Что делаешь? шьешь Что будешь делать? будешь шить | Что делало? шило Что делает? шьет Что будет делать? будет шить |
Множественное число | Что делали? шили Что делаем? шьем Что будем делать? будем шить | Что делали? шили Что делаете? шьете Что будете делать? будете шить | Что делали? шили Что делают? шьют Что будут делать? будут шить |
Разобрать другое слово
Введите слово для разбора: Найти
Ко II спряжению относятся:
- все глаголы с окончанием на -ить (кроме 4 глаголов-исключений*): строить, поить, хранить, носить, гнить, кроить, морить и т. д.;
- 11 глаголов-исключений с окончанием на -еть, -ать: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.
* Глаголы-исключения (относятся к I спряжению): брить, стелить, зыбиться, зиждиться.
Отвечает на вопрос «что делать?»: бегать, работать, писать, думать, расти, складывать.
Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.
Отвечают на вопросы:
- 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
- 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
- 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
- множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.
Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.
Морфологический разбор: шьём
Часть речи и все грамматические (морфологические) признаки слова «шьём». В зависимости от контекста возможны 2 случая разбора слова.
Признак | Значение |
---|---|
Часть речи | глагол |
Начальная форма | шить |
Спряжение | 2 |
Переходность | переходный |
Вид | несовершенный |
Наклонение | изъявительное |
Число | множественное |
Время | настоящее |
Род | род не может быть определён |
Лицо | 1 |
Возвратность | невозвратный |
Примечание: В данном случае род и лицо не могут быть определены, так как они определяются у глаголов только в прошедшем времени единственного числа.
Признак | Значение |
---|---|
Часть речи | глагол |
Начальная форма | шиться |
Спряжение | 2 |
Переходность | непереходный |
Вид | несовершенный |
Наклонение | изъявительное |
Число | множественное |
Время | настоящее |
Род | род не может быть определён |
Лицо | 1 |
Возвратность | возвратный |
Примечание: В данном случае род и лицо не могут быть определены, так как они определяются у глаголов только в прошедшем времени единственного числа.
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Мар | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Время глагола, с. 76 – 77
Ответы по русскому языку. 4 класс. Проверочные работы. Канакина В.П.
ГЛАГОЛ
Время глагола
Ответы к стр. 76 – 77
1. Прочитай. Вставь пропущенные слова.
Глаголы изменяются по числам и временам.
Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени.
2. Прочитай. Отметь √ , в каком времени глаголы обозначают действие, которое будет происходить после момента речи, и отвечают на вопрос что сделает? что будет делать?
√ будущее время
3. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Над глаголами укажи время.
Вдру г в пуш и стые к о мочки
прош. вр.
Превратились дружно почки.
наст. вр.
Что всё это озн а ч а ет?
наст. вр.
Наша верба расцв е тает!
наст. вр.
Пр о сыпается она
буд. вр.
Сразу, как придёт в е сна!
• Объясни, как ты определял(а) время выделенного глагола.
Почки превратились. Превратились — глагол употреблён в форме прошедшего времени, обозначает действие, которое произошло до момента речи, в прошедшем времени, и отвечает на вопрос что сделали?
4. Прочитай. Отметь √ ряд, в котором все глаголы стоят в форме настоящего времени . Обозначь время над другими глаголами.
прош. вр. наст. вр. прош. вр.
спросила, бежит, читали
наст. вр. буд. вр. наст. вр.
летает, расскажет, объясняет
√ печатает, встречает, рисует
5. Прочитай. Отметь √ глагол, от которого можно образовать все три формы времени. Образуй и запиши эти формы от данного глагола.
√ шить, шьёт, шил, будет шить
6. Прочитай. Обозначь в глаголах ударение. Проверь правильность постановки ударения по орфоэпическому словарю в учебнике (часть 2, с. 155).
Пóнял, понялá; нáчал, началá; бралá, брáли.
7. Прочитай. Укажи время над глаголом. Запиши это предложение, употребляя глагол в форме прошедшего времени.
наст. вр.
Звенит по камушкам ручей.
Звенел по камушкам ручей.
8 ∗ . Прочитай предложения. Подчеркни в каждом предложении глагол, который употреблён не в том времени. Напиши предложения правильно.
1) Мама достала из комода синюю ленту и заплетает Маше косичку.
Правильно: Мама достала из комода синюю ленту и заплела Маше косичку.
2) Маленькие глухарята ловят в траве мошек и клевали сладкую землянику.
Правильно: Маленькие глухарята ловят в траве мошек и клюют сладкую землянику.
Спряжение глаголов
Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам .
Общие правила
Глаголы могут спрягаться только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются только по родам.
Термин «спряжение глаголов» имеет два значения, которые не нужно путать:
- Первое значение — изменение глаголов по лицам и числам. Его имеют в виду, когда просят «проспрягать глагол».
- Второе значение — морфологический признак глагола — один из двух классов спряжений. Его имеют в виду, когда требуется определить спряжение глагола по окончанию слова в инфинитиве.
Вопросы и окончания
Составим таблицы вопросов и окончаний глаголов при спряжении (изменении по числам, лицам, родам) в настоящем, будущем, прошедшем временах.
Настоящее время
Глаголы совершенного вида в настоящем времени ставятся в несовершенном виде: построить (инфинитив, сов.вид) – строю, строишь, строит, строим, строите, строят (несов.вид).
Лицо | Единственное число | Множественное число | ||
---|---|---|---|---|
Вопрос | Окончание | Вопрос | Окончание | |
1 | что делаю? | -у,-ю | что делаем? | -ем/-им |
2 | что делаешь? | -ешь/-ишь | что делаете? | -ете/-ите |
3 | что делает? | -ет/-ит | что делают? | -ут,-ют/-ат,-ят |
Будущее время
Глагол несовершенного вида для формирования будущего времени ставится в совершенный вид: строить (инфинитив, несов.вид) – построю, построишь, построит, построите (буд. вр., сов.вид), читать — читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают. Будущее время формируется также из связки «быть» + инфинитив: буду строить, будешь строить и т.д.
Лицо | Единственное число | Множественное число | ||
---|---|---|---|---|
Вопрос | Окончание | Вопрос | Окончание | |
1 | что сделаю? | -у,-ю | что сделаем? | -ем/-им |
2 | что сделаешь? | -ешь/-ишь | что сделаете? | -ете/-ите |
3 | что сделает? | -ет/-ит | что сделают? | -ут,-ют/-ат,-ят |
Прошедшее время
Единственное число | Множественное число | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
М.р. | Ж.р. | Ср.р. | |||||
что делал? что сделал? | нулевое окончание | что делала? что сделала? | -а | что делало? что сделало? | -о | что делали? что сделали? | -и |
Повелительное наклонение
Единственное число | Множественное число | ||
---|---|---|---|
Вопрос | Окончание | Вопрос | Окончание |
что делай? что сделай? | -й/-и/-ь | что делайте? что сделайте? | -йте/-ите/-ьте |
Условное наклонение
Вопросы и окончания глаголов в условном наклонении такие же, как в прошедшем времени. Но к ним добавляется частица «бы». Примеры: строить — строил бы, строила бы, строило бы, строили бы; построить — построил бы, построила бы, построило бы, построили бы.
Единственное число | Множественное число | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
М.р. | Ж.р. | Ср.р. | |||||
что делал бы? что сделал бы? | нулевое окончание + бы | что делала бы? что сделала бы? | -а бы | что делало бы? что сделало бы? | -о бы | что делали бы? что сделали бы? | -и бы |
Спряжения
Различают два спряжения: 1 и 2. При этом окончания глаголов четко различают только под ударением. В том случае если ударение падает не на личное окончание, то тип спряжения различают по начальной форме (или инфинитиву). В общем случае, инфинитивы, оканчивающиеся на , относятся к 2-му спряжению, все остальные относятся к 1-му спряжению.
I спряжение | II спряжение | |
---|---|---|
Окончания | -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют | -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят |
Примеры | берёшь, шьёт, пишет | спешишь, спит, звонят |
Глаголы-исключения
Есть некоторые исключения. Ко 2 спряжению относят:
- все глаголы на -ить (кроме брить, стелить);
- 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть);
- 4 глагола на -ать (гнать, держать, слышать, дышать).
Соответственно к 1 спряжению относят:
- все остальные глаголы на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, -ть;
- брить, стелить.
Разноспрягаемые глаголы
Два глагола в русском языке относятся к разноспрягаемым: хотеть и бежать. Соответственно и все их приставочные формы тоже: захотеть, прибежать и т.д.
Глагол хотеть в ед.ч. имеет окончания 1 спряжения, а во мн.ч. 2 спряжения.
Глагол бежать в 3 лице мн.ч. имеет окончание 1 спряжения, а во всех остальных лицах — 2 спряжения.
Примечание 1. Три глагола есть, дать, создать имеют особые личные окончания:
- ем, ешь, ест, едим, едите, едят;
- дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут;
- создам, создашь, создаст, создадим, создадите, создадут.
Примечание 2. Некоторые глаголы имеют особенности в образовании и употреблении форм лица. К ним принадлежат глаголы, не имеющие формы 1 лица ед.ч.: дерзать, победить, убедить, очутиться, чудить.
Примечание 3. Есть глаголы, которые имеют две системы личных форм, одна из которых чаще употребляется в разговорном стиле:
- брызгать — брызжешь, брызгаешь;
- мучить — мучаешь, мучишь;
- махать — машешь, махаешь;
- мурлыкать — мурлычешь, мурлыкаешь;
- полоскать — полощешь, полоскаешь.