- Выпуск собственной линии одежды: советы новичкам
- Ответы предпринимателей
- Советы предпринимателей, о том, что должна включать в себя подготовка
- Как запустить свой бренд одежды на 35 000 рублей
- Искала шоурум на Чистых прудах, Китай-городе, а нашла на Хохловке
- Магазин обставляла сама
- Маленькие партии невыгодно шить в Китае
- Сезонность — это боль
- Ткань с дырками, пять пар брюк — в брак
- Самое сложное — структурировать работу
Выпуск собственной линии одежды: советы новичкам
Любопытная выдержка из обсуждения форума «Клуба любителей шитья» по вопросу запуска бизнеса по выпуску собственной линии одежды и ответами опытных предпринимателей в данной области.
LoveChildren: Две девушки с двумя маленькими детьми, находящиеся в очень непростой финансовой ситуации, но не растерявшие оптимизма, устали надеяться на мужчин и пришли к решению заняться зарабатыванием денег самим. Ну, а так как сами мы постоянно сидим с детками, тема пришла сама — делать вещички для детей, но не просто под заказ, а на серьезном уровне.
LoveChildren: Идей у нас масса и, как нам кажется, таких, которые будут востребованы. Опыт в организации бизнеса у нас есть (до родов была помощником руководителя в веб-студии, имею опыт работы в рекламе и представляю как заниматься торговлей, т.к. основные клиенты были из этой сферы). Т.е. мы догадываемся, с какими проблемами предстоит столкнуться, денег нет, но можно обойтись кредитом, поначалу на всем экономить и постепенно развиваться, серьезная проблема только одна – мы не умеем шить. Т.е. мы конечно обе когда-то шили и даже носили сами то, что шили, но продавать вещи такого качества мы не решимся.
LoveChildren: Хотим мы придумать несколько линий, поначалу продавать штучно, как чуть-чуть заработаем, запустить в производство… Нужно ваше профессиональное мнение по следующим вопросам:
Имеет ли смысл учиться шить самим, или это реально очень долго? Мы думали о каких-то экспресс-курсах, чтобы иметь общее представление о процессе и иметь возможность самостоятельных творческих экспериментов. Модели мы будем придумывать сами, хочется иметь возможность и попробовать их сшить.
Однозначно нам потребуется портниха (для начала одна). Поначалу мы не сможем себе позволить высокооплачиваемого мастера. Посоветуйте, по каким критериям искать швею\портниху, которая могла бы реализовать и возможно развить наши идеи? Возможно кто-то подскажет, на какую зарплату обычно рассчитывают работающие в этой области?
Хотим приобрести машинку и оверлок. Лучше это сделать самим или понадеяться на швею, которую возьмем на работу?
В плане машинки и оверлока: реально ли для начала уложиться долларов в 300-400, купив для начала машинку с парой оверлочных швов или же никак не обойтись без машинки долларов за 600 + оверлока за 400?
Ответы предпринимателей
1. Имеет ли смысл учиться шить самим, или это реально очень долго?
Мы думали о каких-то экспресс-курсах чтобы иметь общее представление о процессе и иметь возможность самостоятельных творческих экспериментов. Модели мы будем придумывать сами, хочется иметь возможность и попробовать их сшить.
Мы шьём сами, и это адский труд. Мы обе шём не первый год, я шила на заказы (включая свадебные платья) и всё равно шить и вести бизнес очень тяжело. Так как вы не шьёте, может быть, вам есть смысл найти кого-то, кто хорошо шьет. Конечно, очень удобно, когда можно самой сесть за машинку и сшить образец, чем пытаться кому-то что-то разъяснить, но, возможно, это не самое главное.
Свой тренинговый центр за 55 000 руб.
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Кто будет делать выкройки ваших моделей? Если у вас нет опыта в построении выкроек, вам придётся ещё отдельно платить за выкройки (если, конечно, вы не найдёте швею которая может ещё и выкройки строить). Только тогда и швея будет больше стоить.
2. Посоветуйте, по каким критериям искать швею\портниху, которая могла бы реализовать и возможно развить наши идеи?
Самое главное, чтобы вы с ней могли работать, «сошлись характером» и чтобы вы одинаково понимали «качество». Я замучилась воевать из-за каждого кривого шва, из-за каждой тяп-ляп пошитой вещи, поэтому мы шьём сами. Если вы планируете трикотажные вещи, обязательно «попробуйте» швею/портниху на трикотаже тоже. Шить трикотаж — это не тоже самое, что шить хлопок и даже шёлк (лично мне пришлось доучиваться).
3. Хотим приобрести машинку и оверлок. Лучше это сделать самим или понадеяться на швею, которую возьмем на работу?
Найдите себе портниху, машинку вы всегда успеете купить. Если вы ищите швею на дому, то у неё будет всё необходимое для шитья и ваша машинка будет простаивать. К сожалению, ни чем не могу помочь с ценами и расценками.
“Проблема только в отсутствии финансирования, а с инвесторами мы связываться не хотим”.
Девочки, это не проблема, это ПРОБЛЕМА, да ещё какая огромная. Куча шикарных идей и бизнесов «не дошли» из-за нехватки денег. Что вы собираетесь делать?
“Самое главное, у нас есть концепт бренда и идеи”.
Это, конечно, отлично. Идеи — всегда хорошее начало. У вас есть плюс — одна из вас маркетолог. Нам за маркетинг приходиться платить, и много (иногда я думаю, слишком много).
“Заработать денег на штучных продажах через интернет”
Составьте себе таблицу, сколько денег вам надо заработать, чтобы потом начать компанию. Продавать одежду через интернет очень тяжело (и мы это тоже поняли на своей шкуре). Когда мы планировали, то продавать собирались только через интернет, сейчас мы начинаем посматривать на бутики как возможное авеню для продажи.
“Которые никто не делает”
Боюсь вас расстроить, почти не осталось вещей которых «никто не делает». Есть вещи не прибыльные и есть вещи не нужные, по этому их никто не делает. Осторожно.
Оптимальнее ей (швее) работать — дома или в офисе?
У вас будет офисе? Он вам нужен (кроме как для швеи)? Нас сколько я знаю, офисы бесплатно никто не сдаёт. Мы работаем из дома, хорошо, что живём через два дома.
Из своего опыта начинания компаний: напишите себе бизнес-план, составьте таблицы расходов (и пишите всё честно, как есть), потом посмотрите на размер рынка, решите, что вы будете производить, подпишите партнерское соглашение, а потом уже начинайте искать портниху. Найти человека на работу — это не самое трудное. Намного труднее, найти человека, и не суметь нанять его на работу. Мы планировали почти год, а когда запустились, вылезла целая куча маленьких (и противных) проблем, которых никто не хочет решать. А решать их всё равно придётся. Что ещё? В среднем модельер-дизайнер проводит 5-10% своего времени, создавая коллекции, всё остальное время занимает бизнес.
Советы предпринимателей, о том, что должна включать в себя подготовка
Партнерское соглашение (это сейчас всё хорошо и вы просто обожаете свою напарницу, через какое-то время вы может и видеть её не захотите, а не только работать с ней каждый день). Необходим четкий разброс «прав и обязанностей». Вам обоим надо понять ЗАЧЕМ вам это надо.
Таблица расходов-приходов (без приукрашений);
Понимание того, ЧТО и ГДЕ продавать;
Понимание того, КОМУ вы это всё будете продавать;
Понимание того, ГДЕ вы будете рекламировать свой продукт, цены и условия;
Четкое представление о ценах на свой товар;
Четкое представление о ценаx на «сырой» товар (материал, пуговицы, замки и т.д.);
Хотя бы несколько небольших бесед с поставщиками (материал и т.д.);
Четкое представление о том, ЧТО вы сможете купить (нарисовать всё можно, потом попробуйте найти материал).
Наконец, позвольте задать несколько встречных вопросов.
У вас есть бухгалтер? Вы ему уже показали свой бизнес-план? Что он сказал?
Если вы сами не маркетолог, вы уже привлекли маркетолога? Что он вам сказал?
Вы уже знаете, какие условия должна выполнять детская одежда (по закону)? Как вы собираетесь этим законам следовать?
Вы уже нашли страховку? И уже получили цены на страховку именно вашего бизнеса?
Под какой маркой вы собираетесь продавать?
Имя, бирка, визитки уже готовы?
Дизайн странички готов? Художника уже привлекли?
Моделей нашли? Об оплате договорились?
Фотографа нашли (только не говорите мне что вы хорошо фотографируете, или у вас какой-то родственник этим занимается) ?
Инструкции по уходу за вещами уже заказали?
Первую коллекцию разработали? Сколько образцов вы уже пошили?
Кто будет кроить? И где?
Кто будет делать «конечную» (финишную) работу?
Как вы будете доставлять одежду после того, как вам её заказали в интернете?
В какие сроки вы планируете доставку? Как вы этого добьетесь?
Кто платит за доставку: вы или клиент?
Как вы будете брать деньги за вещи заказанные через интернет?
И самое главное: ОТКУДА ВЫ БУДЕТЕ БРАТЬ ДЕНЬГИ?
Эх, вам бы обеим на швейной фабрике поработать, опыту поднабраться. Даже не с точки зрения пошива, а всего хаоса, который называется «fashion business». Вы бы хоть почитали о бизнесе, в котором начинаете работать. Есть масса книг, которые могут дать представление о том, как это всё будет выглядеть.
Как запустить свой бренд одежды на 35 000 рублей
Владелец бренда «Brier» раскручивает свой бренд одежды среди масс-маркета и крупных российских дизайнеров.
Я училась в институте и лицее на модельера-конструктора. Потом работала в свадебном салоне одновременно модельером, администратором, продавцом, расшивала платья и иногда убирала салон. Ушла в другую компанию, где моделировала и конструировала спортивные костюмы — там мои новшества не нашли понимания, и я ушла в «Инканто», оттуда — в другую крупную российскую компанию. Компания занималась производством нижнего белья и купальников, там я проработала старшим дизайнером до декрета.
Потом расписывала стены в рентгенкабинете Морозовской больницы вместе с другими волонтерами и вела занятия для детей в кафе. В это время меня ничего не связывало с созданием одежды.
В 2014 году случился кризис, вещи подорожали и я решила попробовать сама разрабатывать и шить одежду дома. Первую коллекцию сделала сама, дома, а швеей была однокурсница из лицея.
В 2015 году у меня было 35 000 рублей. На эти деньги я купила ткань на складе на пять моделей женских вещей: кардиган, жилет, два пальто, брюки, заказала минимальную партию бирок — 4500 штук, потому что — ну что за вещь без бирок.
Сшила, договорилась с фотографом, чтобы это снять. Сделали фотосессию и разместили всё это в Инстаграме.
Через полмесяца я сделала мужскую коллекцию: брюки, пальто, кардиган.
Вещи увидели мои подписчики, подписчики фотографа, подписчики людей, которые снялись в той первой сессии. Первые восемь вещей продала в течение месяца, на вырученные деньги снова закупила ткань и сшила еще два пальто одного вида.
Первые восемь вещей продала в течение месяца, на вырученные деньги снова закупила ткань и сшила еще два пальто одного вида
Дальше я делала съемки, но снимала не моделей, а простых людей: фотографа, военного, биолога, гольфиста.
Многие снимались бесплатно, поскольку хотели меня поддержать, и я им за это очень благодарна.
Искала шоурум на Чистых прудах, Китай-городе, а нашла на Хохловке
Сначала клиенты приезжали ко мне домой, и так было полгода. Нас воспринимали как ателье, где можно попросить шить на заказ. Была история, когда женщина говорит: «Мне нравятся ваши модели, я очень хочу вот такое пальто, но давайте возьмем красную ткань, сделаем бархатный черный воротник, пальто приталим и утеплим». И тут я начинала придумывать отговорки: «Простите, моя швея забеременела, ушла в декретный отпуск, уехала к себе на родину, а другую швею не могу найти, извините, пожалуйста».
Потом познакомилась с дизайнером другой российской марки одежды, и года два мы вместе снимали квартиру на Чистых прудах в доме мечты — это дом с животными. У нас было два балкона, один выходил на Чистые пруды, а с другой стороны были видны звездочки Кремля и несколько высоток. Когда к нам приходили заказчики, их не смущало, что это коммуналка и в прихожей стоят тапочки соседей.
Когда к нам приходили заказчики, их не смущало, что это коммуналка и в прихожей стоят тапочки соседей
Для многих было счастьем оказаться в том доме и посмотреть, как там внутри. Квартиру снимали на троих, и каждый платил по 20 000 рублей, но третий постоянно отваливался.
Решила поменять место, потому что люди приходили только по звонку, и нас никто не мог найти с улицы . Я переехала на Кузнецкий мост. Ходила по Кузнецкому и зашла в подъезд понравившегося мне дома, спросила у охранника, не сдается ли помещение — оказалось, что есть комната за 45 000 в месяц. Но там проблема с парковками — машину негде было поставить, а на время чемпионата мира по футболу дороги перекрывали, и я не могла даже завезти вещи в шоурум.
Я переехала на Хохловку. Сейчас окна магазина выходят на улицу, но вход со двора — зато теперь к нам можно приходить без звонка, и у меня в шоуруме есть чай с сушками.
Магазин обставляла сама
Площадь шоурума — 20 квадратных метров, аренда — 32 000 рублей в месяц. В помещении есть примерочная, шкаф-склад и основной зал с вещами и диваном.
Примерочная у меня открытого типа. Когда приходит покупатель и решает примерить вещь, я закрываю примерочную ширмой. В остальное время ширма открыта, и это дает дополнительный объем.
В основном зале стоят шесть стоек с одеждой. Я развешиваю вещи не по цветам или размерам, а по ассортименту.
У меня есть стойки с рубашками, с легкими пальто, с теплыми пальто, пиджаками, жилетами, платьями и кардиганами.
И еще одна важная деталь — диван с маленьким столиком.
Когда человек приходит один, он может отдохнуть на этом диване. Когда приходят пары, один примеряет вещи, другой отдыхает. Мужчины не очень любят ходить по магазинам: вот он приходит уставший, садится на диван, ему предлагают чай или кофе. Он отдыхает, а дальше включается и помогает с выбором одежды женщине. Мы создаем ощущение, что у нас уютно, как дома.
Еще есть небольшой склад-контейнер площадью 2 х 2 квадратных метра, который арендую за 3000 рублей в месяц. Там храню рулоны тканей, вещи, которые могут понадобиться в магазине. Контейнер арендовала рядом с домом, чтобы можно было заезжать по пути на работу или с работы.
Если мне нужно что-то раскроить и сшить, я делаю это дома, в своей квартире. У меня в планах сделать мастерскую, где можно хранить вещи, которые сейчас в контейнере, кроить, шить и чтобы это не мешало моей семье.
Градацию по размерам делаю не как полагается, а ориентируюсь на своих клиентов и на себя. Я шью одежду на разные типы фигур. Например, у меня есть линия брюк размера S на мужчин ростом 196 сантиметров. Пиджаки я тоже шью с длинными рукавами, при необходимости их всегда можно укоротить.
Маленькие партии невыгодно шить в Китае
Вначале вещи шила сама, потом отдавала швее. Шить у швеи в два раза дороже, чем на производстве . У меня было состояние, когда я уже отчаялась, что швея не справляется и вещи получаются дорогие. Потом нашла маленькое производство, где сшила первую партию. В это производство я отдала отшить кардиганы — были недоработки, но всё равно, это было быстрее, эффективнее и легче, чем ездить по швеям.
Сейчас отшиваю вещи в мастерских в Москве и в Подмосковье. У меня маленькие партии — на все размеры 10—15 единиц вещей. В Китае отшивают только большие партии, иначе невыгодно.
Я рассматриваю вариант шить вещи в других городах России — возможно там фабрики и мастерские не такие сытые, как в Москве и Подмосковье. Но тогда встает вопрос логистики и возможности контроля качества пошива, потому что даже у самой идеальной фабрики будут проблемы. И если мастерская в другом городе, а мне приходит партия, где что-то перекошено или неправильно сшито, тогда мне надо искать возможность отправлять вещи снова на фабрику.
Каждую вещь в партии проверяю сама. Я знаю, в какой модели и какие ошибки могут быть, например у пальто:
- направление ворса;
- не тянет ли подкладка;
- не смещен ли центр рукава;
- не забыли ли зашить дырку в подкладке рукава;
- крепко ли пришиты кнопки;
- ровные ли строчки.
Вещи с недочетами оставляю на исправление, чтобы не тратить время и не возить их из магазина на производство и назад. Всегда надо закладывать время на то, чтобы проверить партию после обшивки.
Сезонность — это боль
Я стараюсь делать конкурентные цены. Да они чуть выше, чем в масс-маркете, но это обоснованно, потому что работаю с натуральными тканями. Цену снижаю за счет технологической обработки. Я нашла ткани, которые не требуют обработки — швы остаются открытыми, но ткань не мохрится, и вещь выглядит приятно .
Если разрабатываю новое пальто, на его запуск уходит минимум 30 000 рублей:
- работа конструктора — 6000 рублей;
- первое пальто — 5000 рублей;
- проверить градации, по одному для пальто для каждого размера — 15 000 рублей;
- распечатать лекала — 4000 рублей.
Потом эту сумму делю на всю партию и делаю наценку: партия в 20 штук — значит, на каждое пальто сверху накину 1500 рублей. Если планирую продавать еще партию из десяти штук этого же пальто, тогда наценку считаю на 30 штук.
В стоимость вещей также входит аренда шоурума, расходники и зарплата. Одно пальто стоит от 18 000 рублей, а все рубашки по 6500 рублей. Цены на сайте и в шоуруме одинаковые.
В 2018 году оборот был 2 800 000 рублей, но есть вещи, которые покупали друзья, и я делала им скидки. В 2019 году доход будет больше, потому что я делаю меньше делаю скидок, и обороты понемногу растут .
- аренда шоурума — 32 000 рублей;
- аренда склада — 3000 рублей;
- зарплаты — 100 000 рублей.
Летом люди едут в отпуск, и им нужно меньше вещей — достаточно надеть одно платье или шорты и футболку. А зимой нужны платье, брюки, кардиган, пальто. Покупают больше вещей, и у нас вырастает доход. Чтобы пережить несезон, нужно иметь где-то 200 000 рублей про запас .
Я запускала марку сама и точно знаю, что не хочу привлекать инвесторов со стороны, потому что для меня важна та свобода, которой я владею. Я сама принимаю решения, распоряжаюсь заработанными деньгами, но мне нужен хороший финансовый консультант — человек, который посчитал бы все мои доходы и расходы, сделал рекомендации и сказал, что можно улучшить, на что тратить меньше, во что вложить побольше. Я, конечно, стараюсь всё записывать, но вот анализировать не получается. И это моя проблема.
Ткань с дырками, пять пар брюк — в брак
Поставщик отматывает ткань, я привожу ее на производство, выкраиваем вещи, а оказывается, что ткань неравномерно прокрашена или на ней дырки. И тогда в брак уходит пять пар брюк — это недобросовестность поставщиков.
В мастерских тоже бывают проблемы: могут нашить бирку «100% шерсть» на хлопковые брюки, а на шерстяные пришить «100% хлопок». На рубашках путают лён с хлопком. Когда вижу такое, либо зачеркиваю, либо отрезаю бирку, либо говорю покупателям, что всё в порядке, это путаница.
Или вместо бирки «ручная стирка» могут пришить бирку «химчистка». На шерстяные пальто мы пришиваем «Химчистку», а на брюки пришиваем «100% шерсть, ручная стирка». Однажды звонит клиентка и в волнении спрашивает: «Неужели придется относить брюки в химчистку?» Говорю: «Не волнуйтесь, просто производство перепутало, можно стирать дома».
В одной партии брюк были некачественные нитки, и постоянный клиент, который покупал уже третьи брюки, позвонил и сказал, что у него на брюках лопнул шов. Я починила брюки и отвезла всю партию в мастерскую, где переделали швы.
Самое сложное — структурировать работу
Мне сложно четко структурировать работу, расставлять приоритеты и находить людей, которым я могла бы полностью доверить свои дела. Они есть, но их услуги стоят дорого.
Трудно найти производство. Я сменила семь или восемь мастерских и каждый раз говорю, что для меня самое важное — сроки. Без ошибок в пошиве мы точно не обойдемся, но мне нужны реальные сроки, когда мне отдадут коллекцию или партию вещей. И вот сроки постоянно срывают на несколько дней, на неделю, на две — и это одна из главных причин стресса.
Сложно найти помощника, потому что многие претенденты думают, что работа с модельером — это прекрасные съемки с моделями, с актерами, с интересными людьми, но они упускают, что помощник дизайнера — это работа с поставками, с отчетами, с клиентами. Нужно не забывать сообщать клиентам про новые коллекции, про то, что надо что-то отдать подшить или забрать уже готовое.
Своя работа — это стресс в удовольствие, я даю себе нагрузку как испытание: смогу я это сделать или не смогу. Я могу в любое время поехать в отпуск, взять выходной или уйти на больничный. Когда работала в офисе, я так не могла. Самое крутое в предпринимательстве — возможность выбирать дорогу, и я не хотела бы работать на кого-то. Сейчас меня никто не ограничивает — я совершаю ошибки, но это мои ошибки.