Шить паруса руками значение

Искусство кройки и шитья

Чтобы уменьшить пузо на стакселе, парус растягивают горизонтально и руками подбирают лишнюю ткань к передней шкаторине, где она приметывается. После проверки поставленного на судно паруса операция повторяется до получения желаемого результата, затем наметку заменяют швом. У слишком плоского стакселя нужно подрезать переднюю шкаторину так, чтобы уменьшить отрицательный серп. Если пузо нужно увеличить только в нижней части паруса, можно обойтись одной-двумя закладками на нижней шкаторине.

Преимущество шитья парусов для легких лодок заключается в том, что малые размеры паруса позволяют поставить его на рангоут даже в условиях квартиры или клубной мастерской — на месте изготовления, и делать частые примерки и подгонки, т. е. шить парус «по месту», точно учитывая его индивидуальные особенности и размеры рангоута. При такой технологии недостаток квалификации парусного мастера удается компенсировать количеством потраченных времени и труда.

Раскрой и. шитье парусов типа латинского или «Стриж», которые ставятся на жестком каркасе из рангоута и булиней, можно упростить. Уложив сметанные полотнища на горизонтально установленный каркас, дают ткани провиснуть до заданной формы. Дальше остается закрепить ткань на шкаторинах, нанести на нее разметку и приступать к кройке и шитью.

Основные виды швов, применяющиеся для шитья самодельных парусов, показаны на рис. 81. Необходимо, чтобы они были не только прочными, но и не стягивали ткань, не слишком выступали на гладкой поверхности полотнища. Применяя капроновые нитки, безусловно наиболее прочные, следует учесть, что из-за их упругости трудно избежать появления морщин. Даже при максимальном ослаблении натяжного устройства швейной машинки нити сжимают простроченный шов. На больших парусах из толстого материала это не сказывается на гладкости поверхности, но на малых парусах избежать появления морщин не удается.

Читайте также:  Схемы вышивки крест сорочки

Для основных швов можно рекомендовать хлопчатобумажные нитки № 20 или № 30 (в зависимости от площади паруса и толщины ткани), а для второстепенных — № 30 или № 40. Желательно чтобы нитки имели контрастный по отношению к ткани цвет, например, для белой парусины — коричневый, а для темных расцветок — белый. Любой обрыв шва при этом сразу становится заметным.

Для повышения гладкости края сшиваемых полотнищ, а затем и готовый шов проглаживают утюгом. Имеет значение и конструкция шва. Например, швы типа бив (см. рис. 81) получаются более гладкими, чем обычный бельевой шов а. Шов г практически не нарушает гладкости паруса, но его можно применять только на двухслойных парусах.

Парус, особенно из некачественной ткани, под нагрузкой всегда растягивается. Швы, как более прочные участки, растягиваются меньше остальной парусины, и плавность профиля паруса нарушается. Чтобы избежать этого, надо стремиться уменьшить жесткость шва. С этой точки зрения толстый бельевой шов нежелателен. Если продольные края ткани не сыпятся, то применяют шов в, в остальных случаях применяют более жесткий шов б.

Многие ткани по краям имеют сильно упрочненные полоски — тесьму. Широкую тесьму надо обязательно срезать, так как она делает ткань неравнопрочной. Чтобы ткань после удаления тесьмы не сыпалась, ее края заранее укрепляют, промазывая клеем для ткани. Края синтетических тканей слегка оплавляют горячим паяльником.

На парусах площадью до 5—7 м 2 не делают фальшвов. Прочности самой ткани при этом вполне достаточно, а лишние швы затрудняют выравнивание профиля паруса.

Паруса шьют на бытовых машинках швом «зигзаг» с максимально большим шагом. Этот шов меньше стягивает ткань. Иголки (как правило, № 90—120) должны быть очень острыми. Верхняя нитка машинки ослабляется настолько, что шов уже не затягивается, но еще держит ткань. Уменьшает стягивание и предварительное склеивание полотнищ.

Соединив между собой все полотнища, надо еще раз проверить на полу размеры паруса, наличие припусков на серпы, горбы, подгибочные швы. После этого можно обозначить места фалового, галсового и шкотового углов. Фаловый угол намечается на 5—7 см ниже его места в связи с тем, что при растягивании паруса по передней шкаторине она удлиняется за счет серпа и вытяжки ткани.

Заделка передней шкаторины зависит от способа крепления паруса к мачте. Для этой цели применяются кольца — сегарсы (это самый простой, но и наименее эффективный с точки зрения аэродинамики способ), ползуны с рельсом, ликпаз, парус с мачтовым карманом либо с двойным полотнищем.

Значение словосочетания «шить паруса»

Значение слова «шея&raquo

ШЕ́Я , -и, ж. Часть тела между головой и туловищем у наземных позвоночных животных и человека. Длинная шея. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «парус&raquo

ПА́РУС , -а, мн. паруса́, м. Укрепленный на мачте кусок плотной ткани особой формы, надуваемый ветром и приводящий судно в движение. Идти под парусами. Убрать паруса. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: куб — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «шея&raquo

Ассоциации к слову «парус&raquo

Синонимы к словосочетанию «шить паруса&raquo

Предложения со словосочетанием «шить паруса&raquo

  • Люди, которых принудили шить паруса, были прежде крестьянами, никогда до того не видевшими ни корабля, ни паруса, а их заставляли работать каждый день по 20 часов.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «шить паруса»

  • Но и все его движения исполнены прелести: начнет ли он пить и, зачерпнув носом воды, поднимет голову вверх и вытянет шею ; начнет ли купаться, нырять и плескаться своими могучими крыльями, далеко разбрасывая брызги воды, скатывающейся с его пушистого тела; начнет ли потом охорашиваться, легко и свободно закинув дугою назад свою белоснежную шею , поправляя и чистя носом на спине, боках и в хвосте смятые или замаранные перья; распустит ли крыло по воздуху, как будто длинный косой парус , и начнет также носом перебирать в нем каждое перо, проветривая и суша его на солнце, — все живописно и великолепно в нем.

Сочетаемость слова «шея&raquo

Сочетаемость слова «парус&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «шея&raquo

ШЕ́Я , -и, ж. Часть тела между головой и туловищем у наземных позвоночных животных и человека. Длинная шея.

Значение слова «парус&raquo

ПА́РУС , -а, мн. паруса́, м. Укрепленный на мачте кусок плотной ткани особой формы, надуваемый ветром и приводящий судно в движение. Идти под парусами. Убрать паруса.

Предложения со словосочетанием «шить паруса&raquo

Люди, которых принудили шить паруса, были прежде крестьянами, никогда до того не видевшими ни корабля, ни паруса, а их заставляли работать каждый день по 20 часов.

Занимаются главным образом обработкой земли, гончарным делом, кузнечат, плотничают, прядут, ткут, шьют паруса, ловят рыбу и охотятся.

Чтобы корабль мог развить большую скорость, шили паруса, напоминающие по форме крыло птицы.

Шить паруса руками значение

Как выбрать ткань и сшить парус. Технология изготовления самодельного паруса.

Небольшой парус для лодки может изготовить всякий, кто знаком с азами кройки и шитья. Такой парус, правда, далек от совершенства, но тянуть будет.

Первая проблема — выбор материала. Известно, что паруса для спортивных судов шьют из синтетических тканей — дакрона, лавсана, нейлона и др. Но приобрести их практически невозможно.

Поэтому владельцам судов приходится использовать льняную парусину или хлопчатобумажные ткани (фильтроткань, фильтро-миткаль, авизент и др.).

Пригодны также ткани, применяемые для палаток, тентов , плащей и рабочей одежды, и некоторые пленочные материалы.

Одно из требований к ткани — легкость. Можно шить паруса из хлопчатобумажной ткани массой 120—250 г/м 2 , но не слишком слабой, чтобы она не тянулась и не рвалась при усилении ветра.

Для паруса площадью 3—4 м 2 рекомендуется ткань массой 120—200 г/м 2 , площадью 4 — 5 м 2 — 150—250 г/м 2 (к сведению: масса ситца 100 г/м 2 ). Ткань должна быть возможно более плотной — воздухонепроницаемой.

Проверить это просто: приложите ткань к губам и попытайтесь ее продуть. Пригодная для паруса ткань продувается с трудом. Она также не должна растягиваться под нагрузкой, то есть под воздействием силы ветра.

Возьмите прямоугольный кусок за расположенные по диагонали углы и растягивайте его. Если вдоль диагонали образуются большие складки, значит, ткань сильно и неравномерно тянется под нагрузкой и не годится для паруса. И, наконец, еще одно условие — материал должен быть гладким, чтобы уменьшить трение воздушного потока и увеличить силу тяги.

Бесспорно, всеми перечисленными качествами не обладает ни одна льняная или хлопчатобумажная ткань. Кроме того, натуральные ткани (растительного происхождения) впитывают влагу, при хранении гниют, имеют ограниченную прочность и, как правило, ворсисты.

Свойства выбранного материала можно существенно улучшить, пропитав сшитый из него парус раствором смолы ПХВ (перхлорвинил) и ацетона. 30—50 г смолы ПХВ (в нашем примере 1/5 часть граненого стакана) полностью растворить в 0,5 л ацетона, перемешивая деревянным пестиком 10—15 минут. Отсутствие осадка свидетельствует о готовности раствора.

Затем на парус, растянутый горизонтально по шкаторинам и с вставленными латами, кистью равномерно по всей поверхности нанести раствор.

После высыхания (5—8 минут) парус перевернуть на 180° вокруг передней шкаторины и операцию повторить. Особое внимание необходимо обратить на углы и швы, так как в этих местах ткань имеет несколько слоев.

Для двух пропиток паруса площадью 5 м 2 надо 10 поллитровых банок раствора. Если нет смолы ПХВ, можно приготовить другой состав: 4 дм 2 упаковочного пенопласта растворить в смеси, состоящей из 0,25 л ацетона и 0,25 л скипидара.

После пропитки ткань становится более гладкой, воздухонепроницаемой, не впитывает влагу и не намокает, выдерживает большие нагрузки на растяжение, лучше держит форму.

Что касается цвета паруса, то желателен белый; однако можно и голубой, полосатый.

Ткань надо покупать с запасом: на швы, серпы, боуты (места усиления), усадку и в отходы расходуется до 20 % площади материала.

Прежде чем приступить к раскрою, надо разбить плаз и вычертить на нем парус в натуральную величину. Делать это лучше на гладком деревянном полу. Наиболее сложен в раскрое и изготовлении четырехугольный парус. Его и будем кроить.

Схематически его можно представить в виде двух треугольников; диагональ, проведенная из верхнего галсового угла в шкотовый ( рис. 1), будет общим основанием.

Эта диагональ, а также линии передней и верхней шкаторин сходятся в одной точке, которая называется — верхний галсовый угол.

В этой точке необходимо воткнуть шило и, привязав к нему намеленную толстую и прочную нитку или шпагат, отбить на полу прямую линию — переднюю шкаторину. От шила по этой линии надо отложить размер; в нашем примере — 1750 мм.

Не снимая нитки с шила, отметим заданный размер диагонали — 2580 мм и, обмотав лишним концом карандаш, прочертим им дугу в том месте, где должен быть шкотовый угол.

Затем на нитке отмеряем 1240 мм — длину верхней шкаторины и делаем дугу засечку для нок-бензельного угла.

После этого шило надо воткнуть в точку, соответствующую галсовому углу, и радиусом 2000 мм прочертить дугу до пересечения с первой дугой — точка пересечения будет шкотовым углом.

Чтобы разметить второй треугольник, таким же способом прочертим дугу радиусом 2800 мм из шкотового угла. Точка ее пересечения с засечкой радиусом 1240 мм будет четвертым — нок-бензельным — углом паруса.

На плазе получился плоский парус, но, чтобы он хорошо работал, его надо дополнить выпуклостями — серпами. Размеры серпов для разных типов парусов различны.

Правильную аэродинамическую форму в средний ветер будет иметь четырехугольный парус, у которого величина серпов составляет: по передней шкаторине 2 % ее длины, по нижней — 3—5 % и по задней до 7 %.

Отложив высоту серпа от середины линии шкаторины, прочертим плавные кривые к углам при помощи гибкой рейки, прижатой к полу грузиками.

Для построения серпа по задней шкаторине ее длину по прямой надо разделить на три равные части и к этим точкам восстановить перпендикуляры. На верхнем перпендикуляре отложить 200 мм, на нижнем — 160 мм. Эти две точки надо соединить плавными кривыми с углами, а между собой — прямой.

Приступая к раскрою ткани, надо помнить одно немаловажное обстоятельство: натуральная (растительная) ткань с течением времени будет вытягиваться поперек (по утку) и садиться вдоль (по основе) полотнища.

Поэтому, чтобы в дальнейшем высота паруса не превышала высоту мачты, его надо заранее укоротить (вытягивание обычно составляет 4— 5 % длины шкаторины).

Чрезмерную же усадку можно предотвратить, если до раскроя ткань намочить, просушить и прогладить утюгом.

Ткань размечаем карандашом двумя прямыми полосами на три равные части, складываем вдоль каждой линии (рис. 2) и прошиваем на швейной машинке так, чтобы образовалась складка фальшшва шириной 15 мм (рис. 3).

Фальшшов отгибаем к основному полотнищу, проглаживаем утюгом и прошиваем швом «зигзаг».

Второй фальшшов полотнища прошиваем таким же способом. Рулон ткани с прошитыми фальшшвами переносим на парусный плаз и раскатываем перпендикулярно задней шкаторине, начиная от галсового угла (рис. 4) .

Слегка растянув полотнище и разгладив на нем морщины, закрепляем его шильями по углам и отрезаем от рулона, оставив припуск 50 мм по задней шкаторине.

Второе полотнище укладываем так, чтобы его нижняя кромка перекрывала верхнюю кромку первого на 15—20 мм, и тоже обрезаем по задней шкаторине с таким же припуском.

Когда останутся незакрытыми только участки у верхней шкаторины и у гика, выкраиваем их, оставляя припуски на подгиб шкаторин до 60 мм и на перекрой в швах -20 мм.

После обрезки краев полотнищ надо подогнуть продольные кромки. Делается это при помощи стальной линейки.

Отогнув кромку снятого с плаза полотнища на 5—8 мм, ее тут же следует прогладить горячим утюгом.

В каждом соединении кромку одного полотнища отгибаем вверх, а смежную кромку другого — вниз; при наложении одной кромки на другую обе отогнутые части должны быть внутри шва.

Полотнища вновь укладываем на плаз, тщательно выравниваем подогнутые кромки, чтобы ширина шва после наложения полотнищ кромками друг на друга была 15—20 мм.

Теперь полотнища нужно сметать вручную или соединить резиновым клеем. «Склеенный» парус прошивается на машинке без морщин и складок.

Паруса шьют на бытовых машинках швом «зигзаг» с максимально большим шагом. Такой шов достаточно прочен и меньше стягивает ткань. Иголки (как правило, № 90—120) должны быть очень острыми.

Верхнюю нитку при сшивании нужно ослабить настолько, чтобы шов не затягивался, но ткань держал. Для основных швов можно рекомендовать хлопчатобумажные нитки № 20 или № 30 (в зависимости от толщины ткани), а для второстепенных № 30 или № 40.

Желательно, чтобы нитки были контрастного по отношению к ткани цвета, например, для белой ткани — коричневый, а для темной — белый. Любой обрыв шва при этом сразу становится заметным.

Опитый парус переносим на чертеж, закрепляем шильями по углам и окончательно обрезаем по периметру. Кромки шкаторин, кроме задней, загибаем таким образом, чтобы края ткани опять-таки оказались внутри шва. Места сгибов проглаживаем утюгом, а швы закрепляем резиновым клеем или ручной сметкой.

Заднюю шкаторину обрезаем с припуском 8 мм лишь на подгиб кромки. Для того, чтобы задняя шкаторина вытягивалась равномерно со всем парусом и не загибалась на подветренную сторону, пришиваем к ней полосу ткани шириной 40—50 мм — так называемую фальшивку. На подгибку шкаторины оставляем 10 мм.

Подогнутые шкаторины и фальшивку прошиваем на машинке, затем на углы паруса нашиваем боуты — накладки из той же ткани в виде секторов. Для каждого угла вырезаем по два боута — один (внутренний) радиусом 150—200 мм, другой (наружный) радиусом 200—250 мм.

Кромки внутреннего боута не подгибаем — их закрывает наружный боут, у которого подгибаем на 5—8 мм кромку, после чего весь пакет проглаживаем и прошиваем по периметру.

Чтобы задняя шкаторина не отгибалась под ветер, ее нужно усилить двумя-тремя латами из тонкой рейки длиной 500 мм и шириной 40 мм.

Латы вставляются в нашитые на парус карманы. Карманы выкраиваем на 5 мм шире лат и с учетом подгибки ткани, а у самой шкаторины увеличиваем до двойной ширины латы.

По шкаторине карман зашиваем снизу только на половину высоты. Лата, вставленная в карман, упирается в его зашитую часть.

По всем четырем углам паруса для усиления кромок отверстий ставим люверсы. Из латунной проволоки диаметром 2,5 мм сгибаем кольцо диаметром 20 мм, накладываем его на отверстие в парусе и обметываем парусной ниткой, плотно укладывая виток к витку.

Отверстие в ткани должно быть диаметром 10 мм, чтобы оставшиеся края можно было завернуть на кольцо (рис. 5) .

Такие люверсы устанавливаем по передней и нижней шкаторинам на расстоянии 250 мм друг от друга для пришнуровки паруса к мачте и гику, а также на рифбанте для взятия рифов.

Оцените статью