Шитье блока нитками вручную

Шитье блока нитками вручную

СКРЕПЛЕНИЕ ТЕТРАДЕЙ В БЛОК

Шитье блоков тетрадей нитками

Шитье нитками вручную чаще всего производится потетрадно. Оно может выполняться на шнурах, тесьмах, переплетной марле.

Шитье на шнурах (рис. 43) — наиболее древний способ. Тетради скомплектованного блока сталкивают на корешок и зажимают в деревянные тиски. Поперек корешка пропиливают канавки, глубина которых должна быть равна ширине шнура. Со стороны верхнего края и нижней части корешка делают прорези, облегчающие вывод и ввод в тетрадь иглы с нитью. После пропиливания канавки оправляют напильником.

Первые и последние тетради, а также форзац не про-пиливают, а откладывают, и только после пропилки остальных тетрадей их можно приложить к блоку.

Блок вынимают из тисков и приступают к шитью на станке, на который натягивают шнуры в соответствии с размещением канавок на тетрадях. (Устройство сшивального станка представлено в гл. 3, § 4.)

Шитье начинают с последней тетради. Тетрадь укладывают на стол позади шнуров так, чтобы шнуры располагались против прорезей. В разъем тетради кладут левую руку, а правой вводят иголку с нитью в прорезь со стороны головки. Перехватывают иглу левой рукой и протягивают нить внутрь, оставив снаружи небольшой конец. Затем иголку выводят наружу, пропуская ее по левую сторону от шнура, и вновь вводят в тетрадь по правую сторону от него. Точно так же пришивают тетрадь к остальным шнурам.

Вытянув нить наружу через нижнюю прорезь, натягивают ее так, чтобы она плотно прилегала к шнурам, а стежки внутри тетради располагались точно по сгибу. Поверх прошитой тетради кладут вторую и прошивают ее так же, как первую. По выходе из головочной прорези второй тетради нить натягивают и связывают с оставшимся концом первой тетради. Такими же приемами сшивают остальные тетради, пропуская нить в месте перехода в следующую тетрадь под нитяной стежок, об-разовавшийся при сшивании двух предыдущих тетрадей. Для ускорения процесса шитья можно прошивать по две тетради (рис. 43, б), но при этом уменьшается число стежков.

Читайте также:  Вышивка атласной лентой для скатерти

Сшитые тетради вместе со шнуром снимают со станка и приступают к растрепыванию шнура, которое выполняют при помощи «растрепки». Шнур пропускают в вырез «растрепки» и тупой стороной ножа трут до тех пор, пока все волокна не будут выровнены в виде тонкой плоской кисточки, так как плохо растрепанный шнур заметен после покрытия книги корешком.

Шитье на марле или тесьме применяется чаще, чем шитье на шнурах. Если корешковый материал узкий, например тесьма (рис. 44, а), то внешний стежок может обшивать этот материал, а если широкий (марля) — прошивать его (рис. 44, б).

Ленты для тесьмы раскраивают в соответствии с толщиной и форматом книги. Шить книги следует не менее чем на трех тесьмах. Такая книга будет хорошо раскрываться и отличаться большой прочностью.

Сшивание тетрадей производится так же, как и на шнурах, с охватом каждой тесьмы ниткой, с той лишь разницей, что иглу внутри тетради проворачивают, а не пропускают через пропилы.

При связывании концов нитей, рекомендуется пользоваться следующим приемом: конец израсходованной нити снаружи тесьмы соединяют с концом новой нити и огибают эти концы вокруг иглы. Затем иглу поворачивают вокруг по часовой стрелке, образуя петлю, через которую протаскивают иглу с новой нитью и стягивают в узел, который получается неразвязывающимся.

При шитье на тесьмах надо соблюдать следующие правила:

применять нитки, соответствующие толщине тетрадей;

прочно связывать концы нитей неразвязывающимся узлом;

узел связанных между собой нитей должен находиться только снаружи, на тесьме;

пришивать тетради точно посередине сгиба;

прочно закреплять нить после окончания шитья книги;

проколы иглой должны проходить на 1—2 мм от краев тесем;

нить после прошивания каждой тетради должна быть хорошо натянута;

листы тетради и сами тетради должны быть выровнены на головку и корешок;

для выравнивания книги надо прокладывать досками с передних краев.

После шитья концы тесем приклеивают к форзацу, для чего их подрезают, смазывают клеем и плотно притирают косточкой. Форзац можно смазать по шаблону в размер концов тесьмы и также приклеить концы, плотно притирая и натягивая их косточкой. Чем аккуратнее будут приклеены концы тесем, тем красивее они будут выступать из-под форзаца в готовой книге и тем прочнее будет переплет.

При ручном шитье можно использовать как хлопчатобумажные, так и капроновые нитки.

Рис. 43. Шитье нитками вручную на шнурах: а — по одной тетради; б — по две тетради

Рис. 44. Шитье нитками вручную на тесьмах:
а — с обшивкой корешкового материала, б — с прошивкой корешкового материала

Реставрация книг

Шитьё книжного блока (продолжение)

Описанным ранее способом сшивают сравнительно тонкие книги. Более толстые книги, во избежание чрезмерного утолщения корешка, сшивают несколько иначе.

Виды шитья нитками вручную: а — на три шнура; б — в две тетради

Две первых (а потом и две последних) тетради сшивают, как и в первом случае. Введя иглу с ниткой в третью тетрадь у ближайшего обреза, выводят ее наружу в пропил перед первым шнуром и направляют уже за ним в четвертую тетрадь.

Выведя нитку перед вторым шнуром, направляют ее за ним снова в третью тетрадь. Обшив третий шнур, иглу с ниткой вводят в пропил (за шнуром) в четвертую тетрадь и выводят наружу по метке у обреза. Закрепив ее с ранее сшитыми тетрадями (пропустив иглу с ниткой между ними и обхватив ранее пропущенную нить петлей), приступают к шитью следующей пары тетрадей.

На одной натяжке шнуров можно сшить несколько книг одновременно, прокладывая между ними фанерки или картонки. Основные пропилы у всех сшиваемых книг в этом случае делаются в один прием. Вначале сшивают книги большего формата и объема, а уже потом меньшего.

При таком способе шитья следует обратить внимание на то, чтобы не прошивать нитками шнуры, так как в дальнейшем это не позволит передвигать по ним сшитые блоки. Все стежки должны быть натянуты одинаково, нитку нужно тянуть вдоль корешка, чтобы не разрезать тетрадь на сгибе. Надвязывают нитки только со стороны корешка.

Шитье книжного блока на тесьме. На станок натягивают две-три тесьмы (в зависимости от формата книги). Тетради, предварительно столкнув на корешок и верхний обрез, кладут на основание станка и прижимают корешками к тесьме. Затем по фальцам тетрадей, отступя на 1—2 мм с обеих сторон тесьмы, проводят линии, параллельные ее кромкам. Как и при шитье на шнурах и с тем же расчетом, прочерчивают линии, параллельные верхнему и нижнему обрезам блока. После этого блок снимают, отбросив первую и последнюю тетради, кладут его между двумя фанерками и острым ножом или шлицовкой делают по этим меткам неглубокие надрезы.

Виды шитья нитками вручную: в — на узкую тесьму; г — на марлю или широкую тесьму; д — втачку

Приемы шитья книг на узкую тесьму ничем не отличаются от шитья тонких книг на шнурах. Надо только следить за тем, чтобы не прошить тесьму нитками.

При шитье книжного блока на марле или на широкой тесьме их прошивают нитками с наружной стороны корешка, что обеспечивает более прочное скрепление тетрадей. Однако в этом случае из-за невозможности в дальнейшем передвигать сшитые блоки каждый из них приходится шить на отдельно натянутой марле (например, с низко опущенной натяжной планкой переплетного станка) или размещать между книжными блоками прокладку толщиной 60—80 мм.

Блоки книг, скрепленных до ремонта бесшвейным способом, а также подшивки газет можно сшить втачку, т. е. не в сгиб корешка, а сверху и снизу блока вдоль корешка. Для этого разобранную книгу или комплект газет сталкивают на корешок и верхний обрез, промазывают корешок клеем, захватывая на 5 мм кромку корешкового поля, и наклеивают тканевую ленту (длиной на 20—30 мм короче и шириной на 60 мм больше толщины корешка), тщательно приглаживая ее по корешку и кромкам. Затем по ткани, отступя 3—4 мм от корешка, прочерчивают линию.

По этой линии примерно через 25— 30 мм делают шилом сквозные проколы и прошивают по этим отверстиям книгу прочными нитками, сначала в одну сторону, а затем в другую. Более равномерная затяжка получается при шитье двумя иглами, которые пропускают одновременно в одно отверстие навстречу друг другу. Пропустив нитки в последнее отверстие, их связывают и обрезают.

После прошивки тканевую ленту наклеивают на слизуры, а затем вклеивают форзацы. Сшитый таким образом блок книги обладает достаточной прочностью, но плохо раскрывается, поэтому сшивать блоки втачку следует только в крайних случаях, когда другим способом рделать это невозможно.

Шитье блока нитками вручную

ШИТЬЕ КНИЖНОГО БЛОКА

Прежде чем заняться шитьем блока, выберем способ шитья. Издавна считалось, что самые лучшие результаты дает шитье на шнурах, несколько хуже получаются результаты при шитье на тесьму, а шитье на марлю можно выполнять лишь при наличии значительного опыта работы в этой области, так как блоки могут получаться слабыми, с неровными корешками. Так или иначе, многие переплетчики связывают операцию «шитье книжного блока» с обязательным наличием переплетного станка, вернее, той его части, которая предназначена для сшивки тетрадей в блок. Приспособление для выполнения шитья блока легко выполнить в домашней мастерской (рис. 6). Оно позволяет вести любой вид шитья.

Рис. 6. Сшивное устройство (фрагмент переплетного станка)

Схема шитья на шнуры показана на рис. 7, а. Для шитья на шнуры необходимо выровнять все тетради книжного блока по корешку и верхнему обрезу, разметить корешок под шитье и сделать в нем пропилы под шнуры такой глубины, чтобы шнуры по всему своему диаметру были утоплены в корешковой части блока заподлицо. Пропилы следует делать одинаковой глубины, что легче всего выполнить, применяя для работы специально сделанные для этой цели металлические шаблоны, располагаемые по обе стороны книжного блока н сжимаемые двумя струбцинами. Неплохо перед пропилкой корешковой части «осадить» тетради блока при помощи тонкой металлической линейки, вводимой в середину каждой тетради и прижимаемой ребром к внутреннему сгибу тетрадей.

Рис 7. Схемы шитья тетрадей в книжный блок: а — шитье на шнуры; б — шитье на тесьму; в — шитье на марлю; г — шитье с последующей оклейкой марлей; д — шитье втачку; е — сшивка отдельных тетрадей и разметочный шаблон

Крайние пропилы, через которые не проходит шнур, выполняют лобзиком или прорезают ножом.

Указанный способ применяется лишь при шитье блока с приклейными форзацами (об этом речь пойдет ниже).

Обычно в литературе для шитья блока на шнурах рекомендуют шитье в две тетради. Этот способ довольно прост, но дает не очень прочное соединение тетрадей блока. Поэтому будет лучше, если, применяя тонкие прочные нитки (лучше шелковые или капроновые, но пригодны иобычные катушечные нитки № 10 или № 20), шить тетради на шнуры в соответствии со схемой (рис. 7, а).

В любом случае начинают шитье с первой тетради. Если выбрана конструкция книжного блока с приклейными форзацами, то можно считать, что все тетради книжного блока уже готовы для шитья, то есть в корешках тетрадей выполнены прорези для входа и выхода сшивной нити. При установке на первую и последнюю тетради прошивных форзацев их корешковые части не прорезаются, а прокалываются иглой с нитью или шилом до начала шитья в соответствии с разметкой под пропилы корешковой части книжного блока.

Уложив первую тетрадь нанижнюю плиту приспособления для шитья «лицом» вниз, введем иглу с ниткой в крайнюю прорезь в корешке тетради (или в соответствующее ей отверстие при приклейном форзаце), предварительно сделав на конце двойной сшивной нити узелковую петлю. Игла вводится с наружной части корешка и выводится в первую прорезь для шнура изнутри тетради, после чего, обойдя шнур снаружи, направляется вновь в ту же прорезь, а затем пропускается таким же образом через вторую и последующие прорези. Расположение шнуров на сшивном приспособлении должно в точности соответствовать расположению прорезей в корешке сшиваемого блока, а натяжение шнуров следует отрегулировать так, чтобы они не провисали, а были достаточно упругими. Традиционно в качестве шнуров используют крученую пеньковую веревку или шпагат, состоящую из 3–5 пряжей, но при отсутствии ее можно применять и хлопчатобумажный шнур, скрученный из отдельных нитей, однако прочность и долговечность шитья на нем ниже, чем на пеньковом шпагате. При необходимости готовые шнуры заменяют пучками суровых швейных нитей, проклеенных крахмальным клейстером. Диаметр пучка 1,5–2 мм.

Игла с нитью, вышедшая из последней прорези первой тетради наружу, направляется в соответствующую ей прорезь второй тетради, которая укладывается на первую. Дальнейшее шитье второй тетради будем вести так же, как и первой. После выхода нити из крайней прорези второй тетради введем иглу с нитью в начальную петлю нити и аккуратно, чтобы не прорезать сгибы тетрадей, натянем нить как первой, так и второй тетрадей, после чего продолжим шитье третьей тетради, при шитье которой (и всех последующих) сшивную нить необходимо постоянно натягивать. Когда нить выйдет из последней прорези третьей тетради, следует обеспечить скрепление ее со второй тетрадью. Для этого иглу направим со стороны корешка в сторону обреза наискось между первой и второй тетрадями под нитку, соединяющую их. Лучше это делать ушком иглы вперед, чтобы не испортить корешковую часть тетрадей. Проверив натяжение нити, можем приступить к пришиванию четвертой и последующих тетрадей. Заканчивая шитье, оплетите несколько раз нитью один из крайних швов и снимите сшитый блок со сшивного устройства. Обрежьте концы шнуров так, чтобы с обеих сторон блока оставались их «хвостики» длиной по 15–20 мм.

Прошитый блок со стороны корешка промажьте клеем и положите под пресс до полного высыхания.

Шитье на тесьму мало чем отличается от шитья на шнуры. Разница в том, что при шитье на тесьму не требуется пропиливать тетради блока, а шитье производят так, чтобы тесьма не прошивалась нитками. Схема шитья на тесьму показана на рис. 7, б.

При шитье на марлю, как это видно на рис. 7. в, тетради пришиваются к марле. Во всех случаях корешок блока после шитья должен быть проклеен и пропрессован до полного высыхания, как было описано выше. Для удобства шитья на тесьму и на марлю рекомендуется сделать из картона шаблон-линейку, на которую следует нанести метки входа и выхода иглы с нитью через корешки тетрадей. С помощью такого шаблона можно разметить тетради изнутри по сгибу, нанеся точки будущих проколов тетрадей блока иглой.

Имейте в виду, что марля, используемая для переплетных работ, призвана обеспечить ее только прочность скрепления тетрадей блока, но и возможность длительного пользования книгой, для чего нити основы марли, как наиболее прочные, располагают поперек корешка блока. Расположение нитей основы нетрудно определить: вдоль основы марля разрывается с приложением меньших усилий, чем поперек ее. Ширину марлевой полосы для шитья блоков следует брать на 25–30 мм меньше высоты книжного блока.

Иеще один совет: если при шитье блока придется надвязывать сшивную нить, сложите концы прежней и новой нитей и свяжите их одним узлом на манер обычного портновского узла при шитье иглой вручную. Двойной узел при связывании нитей, особенно скользких, не применяйте, так как при натяжении нити он развяжется.

Перечисленные выше способы шитья книжных блоков из тетрадей являются классическими разновидностями шитья внакидку. Как видно из сказанного, они требуют применения приспособления для шитья. Однако в случае отсутствия последнего проводят сшивание тетрадей в блок без такого приспособления.

Выровняв книжный блок по корешку и верхнему обрезу, его зажимают с помощью струбцины и размечают корешок блока по линейке или с помощью шаблона, то есть наносят на корешок (перпендикулярно ему) пары параллельных линий с расстоянием 20–25 мм между ними. Для книг высотой менее 20 см достаточно двух пар, при большой высоте — трех-четырех.

Затем возьмите вдвое сложенную нить (длина ее на 10–15 см больше числа тетрадей, умноженного на расстояние между парой параллельных линий разметки корешка), заправьте ее так, чтобы на длинном конце двойной нити находилась петля (середина сложенной вдвое одинарной нити), и раскрыв на середине первую тетрадь 1 (рис. 7, г), введите иглу снаружи корешка в точку 1, оставив за корешком петлю нити. Выведенную через точку 2 иглу с нитью направьте в точку 3 следующей (второй) тетради II, раскрытой на середине. Иглу с нитью, выпущенную на второй тетради через точку 4, заведите в петлю, торчащую из прокола 1. Осторожно, чтобы не прорезать фальца корешка, натяните нить, фиксируя тем самым сшивку двух первых тетрадей, после чего введите иглу в точку 5тетради iiiи, выведя ее через точку 6, зафиксируйте стежок, заведя нить между первой и второй тетрадями под соединяющий их стежок 23, после чего иглу введите в точку 7 тетради iv и т. д. Закончив шитье первого ряда стежков, зафиксируйте конец нити, обвязав его двумя-тремя узлами вокруг стежков, идущих поперек корешка, и приступайте к шитью тетрадей по следующему ряду разметки. Сшитый блок промажьте клеем по корешку и запрессуйте его до полной просушки.

Книги, имеющие широкие поля, а также комплекты газет или листы машинописи, можно переплести методом шитья втачку (то есть вдоль корешковой части блока), как это показало на рис. 7, д. Выровняв блок по корешку и верхнему обрезу, его проклеивают по корешку и запрессовывают до полной просушки. Желательно оклеить корешок тканевой или марлевой лентой с заходом на первую и последнюю тетради блока лент ткани шириной около 10 мм. Отступив 5 мм от корешковой части блока на линии, параллельной корешку, сверлят нечетное число отверстий диаметром около 2 мм (или прокалывают их шилом), равномерно расположенных на расстоянии 25–30 мм друг от друга по всей высоте блока. Сверление лучше производить, зажав корешковую часть блока между двумя фанерками, что убережет блок от вырывов бумаги при выходе сверла из толщи блока. Через полученные отверстия прошейте суровой ниткой блок (рис. 7, д), а концы нити, натянув ее, свяжите между собой.

Следует предупредить, что сшитый таким образом блок неудобен для пользования: он плохо раскрывается.

При шитье книг, обрезка которых нежелательна, рекомендуется способ предварительной прошивки тетрадей с последующим их соединением в блок (рис. 7, е).

В этом случае с помощью шаблона-линейки, совместив риску а с верхним обрезом тетради, размечают стежки будущего шитья так, чтобы на каждой тетради было по шесть стожков. Два стежка, помеченных на шаблоне цифрами 1–2 и 3–4, делаются меньше остальных, помеченных буквами а — з. Расстояния между стежками желательно делать меньше длины самих стежков. Точки а из должныотстоять oт верхнего и нижнего обрезов блока на 25–30 мм.

Сначала сшиваются тетради — каждая в отдельности — через проколы в сгибах тетрадей 1–2 и 3–4. Шитье надо производить двойной тонкой ниткой и фиксировать второй стежок узлом. Нитка отрезается так, чтобы около узла оставался «хвостик» длиной 6–8 мм. Сшитые тетради укладывают в стопу, выравнивают сталкиванием, запрессовывают и проклеивают по корешку. Оставленные после прошивки тетрадей «хвостики» нитей следует равномерно распределить по промазанному клеем корешку блока. Если на обработанный подобным образом корешок блока наклеить марлю, то после высыхания клея блок можно прошить в соответствии с разметкой, как это показано на рис. 7 г., не опасаясь, что отдельные листы тетрадей изменят свое положение в блоке.

Особо следует сказать о шитье книжных блоков, выполненных бесшвейным способом. Заметим, что знание приемов такого шитья полезно и при изготовлении книжных блоков из листового материала, например из машинописных листов.

Шитье бесшовным способом начинается либо с очистки от остатков клея прикорешковых частей титульного и последнего листов книги (если блок книги цел), либо с укладки всех листов книги в ровную стопу. Затем приклеивают по корешковому полю первые и последние 3–5 листов книги друг к другу, нанеся вдоль корешка полоску клея по внутреннему полю шириной 3–4 мм, после чего зажимают блок струбциной корешком наружу так, чтобы за ее пределами выступала кромка корешка шириной около 4 мм (рис. 8).

Рис. 8. Подготовка блока с бесшвейным креплением корешка к переплету

Рис. 9. Схема укрепления бесшвейного корешка: 1–2, 3–4 — пазы, образующие «ласточкин хвост»

Мелкой наждачной бумагой обрабатывают корешок книжного блока, удаляя с него остатки бумажной обложки (до клеевого слоя) или создавая гладкую поверхность корешка, если речь идет о листовом материале. Ножовкой с мелкими зубьями (удобно пользоваться шлицовкой) пропиливают пазы в корешке блока под углом 45° к его основанию на глубину 3–4 мм. Пазы — парные типа «ласточкин хвост» распределены по корешку равномерно (рис. 9). Обычно 3–4 пар пазов бывает достаточно. Расстояние между пазами пары по корешку не превышает 25–30 мм, а крайние пропилы должны отстоять от верхнего и нижнего обрезов блока не менее чем на 15 мм.

Обмотку «ласточкиных хвостов» начинают с паза 1 первой пары пропилов. Обмотку ведут прочной нитью (лучше капроновой), укладывая ее виток к витку с достаточным натягом (всего нужно 2–3 витка). Не обрывая нити, делают столько же внтков, используя вторую пару пропилов, и т. д. В последнюю пару пазов укладывают на 1–2 витка больше, чем в предыдущие, и, не обрывая нити (она уже будет проходить по противоположной стороне книжного блока), возвращаются к первой паре пазов, поочередно наматывая на каждый «ласточкин хвост» блока по 1–2 витка. Конец и начало нити, находящиеся в пазе 1, завязывают узлом, стараясь, чтобы он оказался внутри паза.

Остается проклеить корешок блока, следя за тем, чтобы клей попал в пазы и хорошо пропитал нити, находящиеся в них. Если пазы получились слишком широкими, в них закладывают отрезки пропитанной клеем пеньковой или хлопчатобумажной бечевки (шнура), обеспечивая надежность корешка блока. Опыт переплетчиков-любителей и самих авторов показал, что подобные книги раскрываются лучше, чем шитые втачку.

К готовому книжному блоку необходимо приклеить форзацы, без которых нельзя соединить блок с крышками переплета. Форзацы приклеивают к первому листу первой и последнему листу последней тетради блока. Заметим, что форзацы должны иметь долевой раскрой, то есть долевое направление волокон бумаги форзаца должно совпадать с его корешковым сгибом. Для определения направления волокон смачивают водой небольшой участок бумаги: в долевом направлении бумага мало деформируется, а в поперечном становится волнистой.

В современных книгах применяют три типа форзацев.

Чаще всего встречается приклейной форзац (рис. 10, а), представляющий собой сложенный вдвое лист бумаги. Высота форзаца равна высоте блока книги, а ширина — двойной ширине тетради блока. Для присоединения форзацев к тетрадям вдоль корешкового сгиба форзаца наносят полоску клея шириной 3–4 мм и приклеивают к корешковому полю соответствующей тетради так, чтобы сгиб форзаца был вровень с корешковым полем тетради или корешковым обрезом блока книги. Если же последовать совету многих пособий по переплетному делу и присоединить форзац на расстоянии 3–4 мм от корешка блока, то после вставки блока в переплетные крышки, форзац может оказаться разорванным при первом же открывании книги!

В книгах большого объема используются приклейной форзац с окантовкой, которая увеличивает прочность приклейного форзаца (рис. 10, б). В этом случае после приклейки форзаца к тетради блока корешковая часть тетради окантовывается полоской ткани или прочной бумаги шириной около 15 мм, густо смазанной клеем. Полоска окантовочного материала приклеивается так, чтобы она на 3–4 мм одним своим краем заходила на внутреннюю сторону тетради, огибала корешок тетради и большей своей частью заходила на приклейной форзац. Длина окантовочного материала равна высоте блока.

Издания, рассчитанные на длительное хранение и частое использование, обычно снабжают составным форзацем с фальчиком (рис. 10, в). Форзац состоит из двух листов бумаги: лист 1 имеет ширину на 5–6 мм меньше ширины тетради, а лист 1 — на столько же шире ее. Фальчик 4 делают из хорошо накрахмаленной ткани, ширина его около 15 мм. Длина фальчика и высота листов форзаца равны высоте тетради2 книжного блока.

Сборку этого форзаца удобно производить в такой последовательности. Складывают листы форзаца лицевыми сторонами друг к другу так, чтобы узкий лежал поверх широкого, а корешковая часть широкого листа выступала из-под корешковой части узкого на 3–4 км. Узкий лист накрывают листом вспомогательной бумаги с отступом от корешковой части узкого листа на 3 мм. Выступающие из-под вспомогательной бумаги края двух листов форзаца смазывают клеем, убирают вспомогательный лист бумаги и сталкивают обе половинки форзаца на боковой обрез, противоположный корешку. Сверху накладывают фальчик, выравнивая его по границе клеевой полосы узкого листа, и тщательно протирают его в местах приклейки к листам форзаца. Форзац прикладывают к тетради, выровняв его по боковому обрезу, смазывают выступающую часть фальчика вдоль корешка на 5 мм и приклеивают его к внутренней стороне тетради, аккуратно загнув и притерев его.

Рис. 10. Конструкции форзацев. а — приклейной форзац; б — приклейной форзац с окантовкой; в — составной форзац с фальчиком; 1–1 — форзац; 2 — тетрадь блока; 3 — клеевой слой; 4 — окантовка

После прикрепления форзацев проклеенные корешки книжных блоков необходимо оклеить марлей с таким расчетом, чтобы на форзацы со стороны корешка блока заходили края марли по 15–20 мм. Если блок шился на тесьму, концы тесьмы длиной 15–20 мм приклеиваются к внешним листам форзацев. Концы шнуров (при шитье на шнуры) перед подклейкой к форзацам необходимо растрепать и расплющить, для чего можно воспользоваться обыкновенным шилом, но лучше изготовить специальный инструмент — растрепку. Она представляет собой тонкую стальную пластинку толщиной 0,5–1 мм, в которой сделаны косые прорези (чертеж растрепки будет дан ниже). Кончик шнура захватывается в прорезь и на поверхности пластины при помощи иглы или шила растрепывается веерообразно или расплющивается молотком.

После оклейки марлей корешка книжного блока его следует высушить под прессом. Для предохранения проклеенных мест от прилипания к рабочим поверхностям пресса или струбцины воспользуйтесь, прокладками из парафинированной бумаги или полиэтилена.

Оцените статью