- § 21. Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом
- Прибавки на свободное облегание
- Построение основы чертежа
- Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом
- Новые понятия
- Контрольные вопросы
- § 22. Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом
- Моделирование изменением длины изделия
- Моделирование изменением формы выреза горловины
- Моделирование кокетки
- Моделирование халата
- Моделирование ветровки
- Моделирование блузки
- Художественное оформление одежды
- Подготовка выкройки
- Разработка модели плечевого изделия на основе чертежа с цельнокроеным рукавом и подготовка выкройки к раскрою
- Новые понятия
- Контрольные вопросы
§ 21. Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом
Прибавки на свободное облегание
Поскольку одежда не прилегает к телу по всей его поверхности, для построения конструкции изделия кроме мерок необходимы прибавки на свободное облегание и декоративное оформление. Величина припуска на свободу облегания учитывает вид изделия, воздушную прослойку, обеспечивающую свободу движения, толщину ткани, а декоративно-конструктивные прибавки, создающие определенный силуэт изделия, зависят не только от вида изделия, но и от модели.
Прибавки обозначают прописной буквой П, строчными буквами (нижний индекс) — участок, к которому дается прибавка. Величина прибавок в нашем случае составляет:
- к полуобхвату груди — Пг = 6-8 см;
- к обхвату плеча — Поп = 5-7 см;
- к ширине горловины — Пшг =1,0 см.
Построение основы чертежа
Основу построения чертежа любого плечевого изделия составляет построение контурных линий деталей изделия: спинки, переда, рукава. Чертеж строят на базисной сетке, представляющей собой вертикальные и горизонтальные линии, определяющие общий размер изделия по ширине и длине.
В связи с тем что фигура человека симметричная, чертеж строят на половину ширины изделия.
Контур чертежа спинки составляет следующие конструктивные линии: линия горловины спинки, линия плеча, линия бока, линия низа (рис. 58). В конструкции плечевого изделия с цельнокроеным рукавом чертеж переда отличается от чертежа спинки только более глубоким вырезом горловины, поэтому перед и спинку строят одновременно на одной и той же базисной сетке (табл. 11).
Рис. 58. Конструктивные линии чертежа основы плечевого изделия
Таблица 11. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом
Последовательность построения чертежа и расчет
1. В верхней части листа поставить точку В и провести вправо от нее горизонтальную линию.
Это будет линия плеча. Из той же точки В провести вниз вертикальную линию и отложить на ней отрезок ВН, равный длине изделия Ди:
2. От точки В вправо по линии плеча отложить ширину изделия ВВ1, рассчитанную по формуле: ВВ1 = (СгН + Пг) : 2 = ( 47,6 + 6) : 2 = 26,8 см
3. Достроить чертеж до прямоугольника по двум сторонам ВН и ВВ1. Поставить точку Н1
4. Отложить вправо от точки В по линии плеча ширину горловины ВВ2, рассчитанную по формуле:
BB2 = (Сш : 3) + 1 = (18,1 : 3) + 1,0 = 7,0 см.
Отложить вниз от точки В глубину горловины спинки ВВ3:
Соединить плавной кривой точки В2 и В3
5. Отложить вниз от точки В глубину горловины переда ВВ4:
Соединить плавной кривой точки В2 и B4
В точках В2 и В3 линия горловины должна составлять прямой угол с линией плеча и линией середины спинки
6. Отложить вниз от точки B1 глубину проймы B1Г, рассчитанную по формуле:
От точки Г вправо провести горизонтальную линию
7. Отложить вправо от точки B1 длину рукава В1В5, которая обычно составляет 5—7 см. В1В5 = 6 см.
Достроить прямоугольник по двум сторонам — В1Г и В1В5. Обозначить точку Г1.
8. Отложить вниз от точки Г отрезок ГГ2.
Соединить прямой линией точки Г1 и Г2
9. Для построения криволинейного участка линии бока необходимо выполнить дополнительные построения. В середине отрезка Г1Г2 поставить точку Г3. Из этой точки провести перпендикуляр и отложить на нем величину прогиба, равную 1—1,5 см (точка Г4). Соединить точки Г1, Г4 и Г2 плавной кривой
10. Для расширения низа изделия продлить вправо линию низа и отложить на ней отрезок Н1Н2, который обычно равен 8—12 см. Соединить прямой линией точки Н2 и Г2
11. От точки Н2 вверх по линии Н2Г2 отложить 1,5 см и поставить точку Н3, а на середине отрезка Н3Н — точку Н4. Соединить точки Н4 и Н3 плавной кривой
12. Отложить от точки В3 вниз длину спины до талии — отрезок ВТ:
От точки Т провести горизонтальную линию талии и отметить на ней в местах пересечения с вертикальными линиями точки T1 и Т2
13. От точки Т2 вверх по линии Т2Г2 отложить 1,5 см и поставить точку Т3, а на середине отрезка TT1 — точку Т4. Соединить точки Т4 и Т3 плавной кривой
14. Обвести контур чертежа основной сплошной линией.
На этом построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом закончено
Практическая работа № 15
Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом
Инструменты и материалы: рабочая коробка, линейка, угольник, лекало, карандаш ТМ-2М, ластик, миллиметровая бумага.
- Постройте основу чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом в масштабе 1:1, пользуясь таблицей 12.
- Найдите на чертежах переда и спинки линии плеча, талии, низа изделия, бока, середины переда, середины спинки, низа рукава и подпишите их.
Новые понятия
Припуски (прибавки) на свободное облегание, конструктивные линии.
Контрольные вопросы
1. Из каких деталей состоит чертеж плечевого изделия с цельнокроеным рукавом? 2. Чем отличается чертеж спинки от чертежа переда? 3. От каких мерок зависит размер базисной сетки чертежа?
§ 22. Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом
Вы построили основу чертежа плечевого изделия. Теперь можно подготовить выкройку к раскрою и сшить очень простое плечевое изделие, например ночную сорочку. Но каждая девушка хочет иметь в своем гардеробе вещи, которые помогут ей стать самой красивой, нарядной, подчеркнут достоинства и скроют недостатки фигуры.
Научиться моделировать необходимо каждой девушке. Это позволит найти индивидуальный стиль в одежде, что очень важно в жизни. Чтобы соответствовать моде, не обязательно покупать новую одежду. Можно изменить, реконструировать любимые, но вышедшие из моды вещи.
Композицию новой модели следует определять с учетом назначения будущего изделия, его конструкции, технологии изготовления, свойств и стоимости ткани и отделки, особенностей фигуры и направления современной моды.
Основные элементы композиции костюма — это пропорции, силуэт, цвет, различные виды отделок. При моделировании деталей очень важно чувствовать их масштаб относительно фигуры человека.
На основе построенного чертежа плечевого изделия можно смоделировать десятки новых разнообразных изделий: блузки, халаты, жилеты, ветровки и т. п.
Часто бывает, что модель из модного журнала или витрины магазина, которая очень красиво смотрелась на других, вас не только не украсила, но и подчеркнула особенности вашей фигуры, которые вы хотели бы скрыть: короткая или длинная шея, сутулость, полнота и т. д. Поэтому очень важно научиться вносить изменения в базовую выкройку с учетом особенностей вашего телосложения.
Моделирование изменением длины изделия
Изменение длины изделия — один из самых простых приемов моделирования. Если вы хотите уменьшить длину изделия, проведите на лекалах переда и спинки новую линию низа параллельно нижнему срезу на таком расстоянии, на сколько вы хотите сделать изделие короче, и срежьте лишние части лекал (рис. 59).
Рис. 59. Уменьшение длины изделия
Если вы хотите увеличить длину изделия, приклейте к выкройке снизу дополнительный лист бумаги, продлите на нем линию бока и линию сгиба и отложите на этих прямых увеличение длины изделия. Затем проведите через полученные точки новую линию низа параллельно прежнему срезу. Срежьте лишнюю часть бумаги (рис. 60).
Рис. 60. Увеличение длины изделия
Моделирование изменением формы выреза горловины
Допустим, вас не устраивает овальная форма выреза горловины и вы хотите изменить ее на прямоугольную, V-образную или фигурную. Для этого на выкройках переда и спинки нужно нанести новую линию выреза горловины и срезать лишнюю часть выкройки.
При моделировании выреза горловины следует учитывать, что ширина плеча спинки ab должна быть равна ширине плеча переда cd (рис. 61).
Рис. 61. Изменение формы выреза горловины
После обработки выреза горловины подкройными обтачками его можно отделать рюшем, бантом, планкой и т. д. (рис. 62).
Рис. 62. Виды отделок выреза горловины
Моделирование кокетки
Новую форму плечевого изделия можно получить моделированием кокетки с одновременным расширением низа. Линия, по которой отрезается кокетка, может быть любой: прямой, ломаной, круглой, фигурной. На рисунке 63 показано моделирование прямой кокетки.
На выкройке переда намечают линию кокетки, а также две вертикальные линии, по которым проводится расширение детали (рис. 63, а). Затем выкройку разрезают по намеченным линиям и раздвигают их, как показано на рисунке 63, б. Чтобы изготовить новую выкройку нижней части переда, нужно наложить разрезанные части выкройки на новый лист бумаги и обвести их, плавно оформляя линию низа и линию кокетки (рис. 63, в).
Рис. 63. Моделирование прямой кокетки
Расширение нижней части переда можно сделать еще большим, раздвигая части лекала не только по низу, но и по линии кокетки (рис. 64). Это дополнительное расширение убирают потом в сборку или складки по линии кокетки. Моделирование кокетки и расширение низа можно выполнять как на передней части плечевого изделия, так и на спинке.
Рис. 64. Моделирование кокетки и расширение низа изделия
Рассмотрим моделирование таких плечевых изделий, как халат, куртка, блузка.
Моделирование халата
Для лучшей посадки халата на фигуре нужно внести некоторые изменения в базовую выкройку: опустить линию плеча на 2-3 см (рис. 65, а).
Рис. 65. Моделирование халата с застежкой спереди
Для того чтобы полы изделия не расходились, по низу изделия откладывают 1-2 см и полученную точку соединяют с горловиной. От линии середины переда откладывают 3-4 см — это борт, необходимый для запаха. Затем откладывают 7-8 см — получают подборт (рис. 65, б).
Моделирование ветровки
Новое художественное решение модели можно получить не только изменением формы деталей, но и используя различные по цвету, структуре и фактуре ткани для выполнения отдельных элементов изделия.
На рисунке 66 показан один из вариантов моделирования спортивной одежды — ветровки.
Рис. 66. Моделирование ветровки с застежкой-молнией
На выкройке переда плечевого изделия удлиняют рукав и расширяют пройму для обеспечения свободы движения. Нижнюю часть отрезают до желаемой длины модели (рис. 66, о). Затем на линии переда строят подборт шириной 2-3 см и наносят линию кокетки и месторасположение кармана.
На рисунке 66, б показаны детали переда ветровки, которые можно выкроить из различных по цвету и фактуре тканей и получить различные модели на основе одной и той же выкройки изделия.
Моделирование блузки
Вы сейчас активно растете, изменяются линии вашей фигуры, а так хочется еще поносить любимые блузки, спортивные куртки, топики.
Умение моделировать, создавать новые формы изделия в соответствии с вашей фигурой и направлениями моды пригодится вам не только при работе с выкройками из журналов мод, но и позволит реконструировать вещи, из которых вы выросли.
Так, при увеличении размера бюста вы можете взять основу выкройки с нагрудной вытачкой и путем переноса вытачки в линию бока, проймы, горловины, середины переда, талии сшить самые разнообразные модели блузок (рис. 67).
Рис. 67. Моделирование блузки перемещением основной вытачки
Художественное оформление одежды
Неисчерпаемой кладовой творческих замыслов для художника-модельера всегда была национальная одежда народов нашей страны. Национальные костюмы дают богатейший материал для создания современных моделей с использованием народных образов, орнаментов, вышивок, украшений.
Многообразие одежды в значительной степени достигается изменением пропорции целой вещи и составляющих ее частей. Увеличив длину юбки, можно зрительно удлинить фигуру человека, сделав ее более стройной. Художник-модельер в поисках пропорции костюма прежде всего ориентируется на фигуру человека и в соответствии с ней определяет форму и силуэт одежды, а затем все остальные ее элементы, что позволяет подчеркнуть грациозность и красоту женщины.
Одним из приемов художественного оформления изделия является отделка. К отделке относятся накладные детали, строчки, пуговицы, пряжки, застежка тесьмой «молния», канты, кружева, бейка, вышивка, аппликация, сочетание различных по цвету и фактуре материалов. При помощи симметрии и асимметрии модельер создает новые художественные образы, но в любом случае расположение деталей строго подчиняется законам гармонии.
Большую эмоциональную нагрузку в одежде несет цвет. Иллюзия цвета создается сочетаниями контрастных цветов. Светлые детали на темном фоне кажутся крупнее, чем темные на светлом, холодные цвета зрительно уменьшают фигуру, теплые — увеличивают. При выборе цветового решения необходимо учитывать индивидуальные особенности (цвет волос, глаз, лица) и национальные традиции.
Подготовка выкройки
После изготовления чертежа блузки из него нужно сделать выкройку (рис. 68). Вырежьте детали выкройки, напишите на каждой из них название и количество деталей. Укажите на каждой детали направление долевой нити, контрольные точки для более точного соединения деталей. Обозначьте величины припусков на обработку в мм.
Рис. 68. Модель блузки (о) и ее выкройка (б)
Чтобы случайно не разрезать ткань по середине детали, необходимо обозначить на выкройке все сгибы ткани.
Теперь вы можете раскроить блузку, которая сделана по вашему желанию и по вашим меркам.
Практическая работа № 16
Разработка модели плечевого изделия на основе чертежа с цельнокроеным рукавом и подготовка выкройки к раскрою
Инструменты и материалы: чертеж основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом; рабочая тетрадь, карандаш, линейка, коллекция тканей.
- Нарисуйте в тетради эскиз модели, сделайте описание внешнего вида модели.
- Выполните моделирование чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом в соответствии с эскизом модели.
- Подберите из коллекции образцов ткань, подходящую для пошива данной модели.
- На всех деталях выкройки напишите их названия, количество деталей и размер изделия, укажите стрелками направление долевой нити.
- Проставьте величины припусков на швы к каждому срезу.
- Вырежьте детали выкройки.
Новые понятия
Моделирование плечевого изделия.
Контрольные вопросы
1. Каковы приемы моделирования плечевых изделий? 2. Какие изменения вы внесете в чертеж основы плечевого изделия в соответствии с выбранной для вашего проекта моделью блузки?