Шитье по картону монтессори

Вышивание на картоне (подготовка к письму, для детей с 2 лет)

ВЫШИВАНИЕ НА КАРТОНЕ

Развитие мелкой моторики. Утончение движений пальцев рук. Концентрация внимания. Координация. Подготовка к письму.

Материал
На подносе лежат листки картона с нарисованными на них линиями. Есть простые рисунки, есть более сложные. На линиях помечены точками места, где пойдет иголка с ниткой. Кроме того, на подносе лежит клубок шерстяных ниток и 1-2 толстых иголки.
Показать полностью..

Описание работы
Ребенок ставит перед собой поднос с материалом и выбирает картонку с узором. Затем он сматывает с клубка нитку (нитку заранее отмеряют и отрезают). Малыш берет иглу и вставляет нитку в ушко иголки. На первых порах это помогает делать ему взрослый или старший ребенок. Позже он делает это самостоятельно. Концы нити соединяются, и завязывается узелок. Затем ребенок делает стежки на картонном рисунке, руководствуясь нанесенными на линию точками, продевая иголку то вниз, то вверх. Перед концом работы шитье можно распороть, или, если есть возможность, ребенок относит свое вышивание домой.

Возраст
c 2-х лет

Комментарий
Работа с иглой, особенно вдевание нитки и завязывание узелка, очень сложна для маленького ребенка, поэтому вначале лучше не просто показывать, а проделывать эти операции вместе с ним, рука в руке, имея терпение, и точно уловить момент, когда можно отпустить руку (ребенка) и предложить ему действовать самостоятельно. Можно наблюдать глубокую концентрацию внимания ребенка, высокую степень сосредоточения. Малыш тренирует координацию мелких движений пальцев, точность глазомера и последовательность действий. Все это с особой силой проявится позже, когда он возьмет в руки карандаш, и будет пытаться писать.

Читайте также:  Резинка обычная для шитья

Вышивание на картоне как средство развития мелкой моторики

елена василова
Вышивание на картоне как средство развития мелкой моторики

«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». (В. А. Сухомлинский).

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений.

Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

К упражнениям на развитие мелкой моторики руки относится и вышивание на картоне.

Процесс создания красочных картин с помощью толстых ниток и иглы очень нравится старшим дошкольникам.

При этом развивается мелкая моторика рук и координация движений, концентрируется внимание, что влияет на подготовку к обучению письму.

Эта работа также способствует формированию умения планировать свою деятельность, добиваться положительного результата, анализировать собственные картины и картины сверстников.

Работы детей подготовительной к школе логопедической группы

«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский «Истоки способностей.

Презентация «Графические ошибки в письменной речи детей 6–7 лет» На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное.

Рукоделие для детей в Монтессори-среде

Какие виды рукоделий для детей и в какой последовательности предлагаются в Монтессори-классе

Занятия рукоделием для детей — шитьём, вышиванием, вязанием, ткачеством, плетением, – традиционно играли важную роль в воспитании. В Монтессори-среде подобные навыки относятся к упражнениям практической жизни. Отличается ли рукоделие для детей в Монтессори-среде? И да, и нет. Ничего принципиально нового не предлагается.

Отличия в организации и подходе:

  1. Для каждого умения есть специальные задания, объединённые в наборы, например, для обучения вырезанию, различному виду швов или технике вышивания.
  2. Занятия идут в чёткой последовательности. Перед тем, как приступить к шитью на ткани, тренируемся владеть ножницами и иглой.
  3. Упражнения подобраны и составлены так, чтобы ребёнок мог через некоторое время справляться без помощи взрослого. Швейные принадлежности удобны и безопасны, алгоритм прост и понятен.

Шнуровки с деревянной иглой (с 2–3 лет). Они приспособлены для детских пальчиков и безопасны. С их помощью дети узнают, что значит шить иголкой, как шить и не запутывать нить. Шнуровка, имитирующая пришивание пуговицы, подходит для начинающих. Вариант сложнее – шнуровки по образцу. Самый сложный – с возможностью самому выбирать направление шва и расстояние шага.

2. Нанизывания бус (с 2–3 лет). Развивает мелкую моторику. Начните с больших деревянных бусин, чтобы понять сам принцип нанизывания. Затем бусы становятся меньше, шнур эластичнее. Один из вариантов перехода между большими и маленькими бусинами – нанизывание крупных пуговиц, пуговок на ножке. Для детей старше трёх лет могут предлагаться различные по размеру, виду, цвету бусины с возможностью выбирать длину нитки, составлять композицию, сортировать и т. д.

3. Обращение с ножницами (с 2–3 лет). В Монтессори-среде всегда есть специальный материал, который научит, как правильно держать в руках ножницы и как ими пользоваться. Это тема для отдельной небольшой статьи, поэтому для примера можно посмотреть фотографию. На ней видно, как постепенно задания усложняются. При этом всегда используются безопасные ножницы, подходящие для детских рук.

Тренировочные швы (с 3 лет). Прежде чем перейти к шитью на ткани, пусть ребёнок потренируется на более плотном материале – пластиковой канве или картоне.

Игла для этих занятий должна быть безопасной, достаточно крупной, удобной, с толстым ушком. Подойдут пластиковые иголки, они разноцветные, неострые, большие, или более тонкие вариации деревянной иглы. Так же есть специальные вышивальные иголки с затупленным концом.

Пластиковая канва – это лист в клеточку. Эти клеточки помогают появиться ровным, красивым и одинаковым по размеру стежкам. Так же как в шнуровке, нужно продевать иголку в определённые дырочки, только теперь они маленькие и их много. На канве можно рисовать дорожки, как образец для шва.

Задания с шитьём по картону по сути то же, что и с канвой. Только нужны специальные заготовки разной формы – длинные прямоугольники, круги или другие фигуры, – с необходимым количеством дырочек. Минус такой заготовки в том, что она быстро придёт в негодность, но это интересное занятие. Тем более, что рисунки нитями на картоне могут быть какими угодно.

Завязывание узелка на конце нитки может стать как отдельной подготовительной задачей, так и частью упражнения по первым стежкам.

Швы по ткани (с 3–4 лет). Чтобы материал держал форму, обычно используются пяльца. Уже можно брать в руки вышивальную иглу – она совсем как настоящая, но с затупленным концом. Вот три этапа сложности упражнения со швами по ткани, с помощью которого можно научиться делать ровные и прямые швы:

  • канва с крупными ячейками, толстая шерстяная нить одного или двух цветов;
  • материал с мелкими, но хорошо различимыми ячейками, тонкая шерстяная нитка нескольких оттенков;
  • равномерное полотно с клетчатым узором, тонкая шерстяная нить разных расцветок.

Пришивание пуговиц (с 4 лет). Разнообразие пуговиц даёт прекрасную возможность постепенно усложнять или менять занятия. Переходить от крупных пуговиц с двумя дырочками к пуговка на ножке, от больших к мелким, от простых к фигурным. Со временем предлагайте не просто пришивать свободное количество пуговичек, а подбирать нужные по окраске нитки, соблюдать расстояние, определённый рисунок.

Совершенствование умения делать швы (с 4–5 лет). Как только начнут получаться стежки примерно одного размера на равном расстоянии, можно совершенствовать это умение. Например, вышивать простые контурные фигуры, учиться разным видам швов, использовать различные оттенки ниток. Пусть ребёнок пробует простые техники вышивания.

Творческое применение навыков рукоделия (с 4–5 лет). Далее можно объединить весь полученный опыт, предложив сделать какую-то определённую вещь – небольшой мешочек, чехол, украшенный пуговкой, вышитый платочек, игольницу-подушку, вышивку с разноцветными узорами. Главное, чтобы такая первая вещь предполагала использование уже имеющихся навыков и не требовала помощи взрослого.

Поднос с шитьём (с 3 лет). Монтессори-задания, связанные с шитьём, обычно сфокусированы на каком-то одном навыке: вдеть нитку в иголку, пришить пуговицу.

Можно сделать такой материал — на подносе собрать несколько материалов и предложить ребёнку использовать их по своему усмотрению: вышивать на полотне в пяльцах, пришивать пуговицы на войлок, сшивать кусочки фетра. Набор предметов ограничен, но у дошкольника есть возможности для творчества.

Материалы для подноса с шитьём:

  • нитки для вышивания разных цветов;
  • пуговицы;
  • иглы разного размера (включая иглу для вышивания);
  • ножницы;
  • карандаш для ткани;
  • нитковдеватель;
  • различные кнопки;
  • заготовки из фетра;
  • льняное полотно в пяльцах.

Моток каждого цвета положите в отдельную баночку с небольшим отверстием в крышке. Так нитки не будут запутываться и превращаться в один разноцветный клубок.

Но всё равно этот поднос следует ежедневно проверять и пополнять.

Польза рукоделия для детей по Монтессори – это постепенное приобретение базовых навыков обращения со швейными принадлежностями, пришивания пуговиц, вышивания несложных узоров или контурных рисунков, конструирования. Это основа, с которой начинается совершенствование и развитие. База, с которой ребёнок будет чувствовать себя уверенно, приступая к изучению чего-то нового.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Квиз о бережном воспитании

В чат-боте Телеграма разбираем сложные ситуации воспитания ребёнка и дарим полезные подарки за успешное прохождение квиза

Презентации «Прокалывание отверстия шилом» и «Шитьё по картону»

В зоне практической жизни детям 2,5–6 лет предлагают два интересных упражнения, тесно связанных между собой: «Прокалывание отверстия шилом» и «Шитьё по картону». Вместе они образуют мини-цикл, так как одно занятие создаёт материал для другого.

Оба упражнения легко подготовить дома и показывать детям с 2,5 лет.

Прокалывание отверстия шилом

Занятие преследует две прямые цели, которые имеют большинство УПЖ:

  • развитие точечного мышечного контроля;
  • формирование контроля и координации движений.

Вам понадобится следующий материал:

  • поднос, на котором лежит кусок войлока толщиной 7–10 мм;
  • шило с маленьким наконечником (до 1 см);
  • кусочки плотной бумаги с линией по центру (лежат на подставке).

Войлок служит защитой для стола, поэтому его толщина должна быть такой, чтобы при прокалывании картона и войлока остриё инструмента не достигло поверхности. Шило понадобится небольшое. Оно отличается от того, что используется в обычной жизни (см. фото). Его можно изготовить самостоятельно, приклеив к карандашу или небольшой палочке гвоздик без шляпки.

Презентация. Пригласите ребёнка: «Сейчас я покажу тебе, как проделывать отверстия шилом в бумаге».

Положите в поднос, где уже лежат войлок и инструмент, две заранее подготовленные полоски картона с линией посередине. Попросите малыша отнести поднос на стол, где вы планируете показать занятие.

Сядьте рядом с дошкольником. Помните, что взрослый всегда садится справа от детей (за исключением случаев, когда малыш — левша).

Достаньте войлок и разместите перед собой так, чтобы малышу было хорошо видно, как вы прокалываете отверстия. Положите полоску плотной бумаги на материал. Все действия важно выполнять медленно, чтобы дошкольник видел и успевал понять, что вы делаете. Помните, что детская скорость восприятия отличается от взрослой.

Правой рукой возьмите шило так, как вы берёте карандаш, левой, придерживая бумагу, начните проделывать в ней отверстия на равном расстоянии друг от друга (примерно в 1 см), строго попадая в начерченную линию. При прокалывании нужно перемещать шило, а картонную заготовку оставлять на месте.

Поднимите картонку на свет и обратите внимание дошкольника на получившиеся дырочки. Покажите, куда отнести бумагу — в материал «Шитьё по картону».

Затем предложите самостоятельно проделать дырочки во второй заготовке. Когда малыш закончит, верните войлок и шило на поднос. Попросите маленького исследователя отнести всё это на место.

Упражнение можно разнообразить, приготовив разноцветные полоски картона, и усложнить, разместив на подносе плотную бумагу, на которой изображены фигуры и формы: круг, квадрат, контуры континентов. Можно дать дополнительное задание — обвести контур континента, а потом пробить по нему дырочки.

В прокалывании есть несколько точек интереса — моментов, которые особенно привлекают детей и стимулируют их выполнять занятие до конца:

  • использование самого шила;
  • удерживание заданного расстояния между отверстиями;
  • попадание инструментом строго на линию.

Важно: перед показом презентации ребёнок должен овладеть работой с ножницами.

Шитьё по картону

Занятие имеет следующие прямые цели:

  • уход за средой;
  • развитие контроля и координации движений;
  • формирование независимости;
  • развитие точного мышечного контроля.

Имеется и непрямая цель — подготовить детей к работе с другими упражнениям, например, пришиванием пуговиц.

Для презентации понадобится корзиночка или шкатулка, в которой находятся:

  • ножницы;
  • подушечка с цыганской иглой;
  • коробочка с нитками, разрезанными на кусочки достаточной длины, чтобы выполнить задание; можно использовать разноцветные мулине (2–5 цветов), чтобы у дошкольника был выбор и дополнительная точка интереса;
  • две полосками цветного картона с проколотыми на равном расстоянии друг от друга отверстиями на линии.

Рядом с корзинкой должна располагаться подставка, на которой стоят заготовки для упражнения. Они появляются из «Прокалывания шилом».

Помните, что весь материал должен быть подобран в едином стиле и цветовой гамме.

Презентация. Предложите дошкольнику посмотреть презентацию: «Сейчас я тебе покажу, как шить». Возьмите с подставки одну цветную заготовку и поместите её в корзинку, скажите: «Ты можешь взять другую». Обратите внимание, что у малыша должен быть выбор — положите на подставку не меньше 3–4 полосок разного цвета.

Просим ребёнка отнести материал на стол. Садимся вместе с ним.

Достаём из корзинки и раскладываем слева направо в ряд следующие предметы:

  • подушечку с иглой;
  • коробочку с нитками;
  • ножницы.

Выбираем нить и вдеваем её в иголку. Медленно показываем, как завязать узелок. Для наглядности операция выполняется на столе, а не в воздухе, при этом нитку перемещаем по столу. Важно все действия выполнять медленно, останавливаясь после каждого шага, чтобы ребёнок успел зафиксировать, что и как вы делаете.

Не спеша продеваем иголку в первую дырочку на ½ иголки.

Переворачиваем заготовку так, чтобы ребёнок видел, откуда выходит инструмент, аккуратно протягиваем нитку дальше и затем натягиваем её.

Переворачиваем полоску, вставляем иглу во вторую дырочку на ½ длины, снова переворачиваем картонку, натягиваем нить и затем акцентируем внимание дошкольника на получившемся стежке. Так продеваем нить через все дырочки в бумаге.

Аккуратно обрезаем ножницами нитку, вставляем иголку в подушечку и завязываем на конце нити узелок (необязательно). Затем предлагаем малышу самостоятельно повторить презентацию на выбранной им картонке.

Когда он закончит, предложите подписать работу и скажите: «Теперь я покажу тебе, куда ты можешь это отнести». Подготовьте определённое место для хранения получившихся поделок: это может быть вместительный ящик или небольшая шкатулка.

Покажите, как убрать презентацию на место, сложив предметы в той же последовательности, в какой вытаскивали. Попросите малыша вернуть её на полку. Далее подчеркните: «Теперь, когда ты захочешь шить, можешь сам брать этот материал».

В этой работе могут быть следующие точки интереса:

  • провести иглу через отверстие;
  • вдеть нитку в игольное ушко;
  • сделать узелок.

Если малыш не может сделать узелок самостоятельно, то, спустя какое-то время, покажите ему ещё раз эту операцию. Если есть старший ребёнок, то предпочтительнее, чтобы это показал он.

Примерно с трёх лет дети начинают сами продевать нитку в игольное ушко. Если раньше за них это делали вы, то теперь занятие представляет для малышей наибольший интерес. Если дошкольник пока не может вдеть нитку в иголку — помогите ему. Но не спешите с помощью сразу, сначала понаблюдайте. Дайте время выполнить операцию самостоятельно, скорее всего, после определённых усилий у него всё получится. Для взрослого здесь важно терпение и вера в детские возможности!

Упражнение стоит начинать с шитья по прямой линии. Отточив навык на этом варианте, можно усложнить материал, дополнив его заготовками с различными узорами, начиная с простых геометрических фигур.

Готовые полоски можно использовать в качестве закладок для книг. Листы с вышитыми геометрическими фигурами предложите ребёнку собрать в книгу и прошить.

Фото: Монтессори-школа «Алиса»

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Квиз о бережном воспитании

В чат-боте Телеграма разбираем сложные ситуации воспитания ребёнка и дарим полезные подарки за успешное прохождение квиза

Оцените статью