Рабочая программа кружка «Кройка и шитье»
рабочая программа по технологии по теме
Школьная программа не раскрывает всех особенностей и тонкостей индивидуального пошива, моделирования и конструирования одежды, не дает представления об истории моды, модельерах, стилях одежды и, самое главное, не воспитывает чувство стиля и красоты. Каждый ребенок стремиться быть уникальным, тем более девочки, а навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды, полученные на занятиях, дадут возможность детям шить любые изделия, а некоторым из них и определиться с будущей профессией. Это имеет большое практическое значение в дальнейшей жизни ребенка. Все это определяет новизну данной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_kroyka_i_shite.docx | 33.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества
МО Тимашевский район
Директор МБОУ ДОД ЦРТДиЮ
МО Тимашевский район
Протокол педагогического совета № 27
от «» августа 2013 года
Рабочая программа «Кройка и шитье»
По дисциплине: шитье
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей: 12 — 16 лет
Программа разработана в соответствии с «Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей» Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. №06-1844, на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 262019.03 Портной.
Научиться шить своими руками мечтают абсолютно все женщины, начиная от пятилетней девочки, которая только начинает ходить в детский сад и уже мечтает о том, чтобы шить своими руками одежду для своих кукол и заканчивая семидесятилетней бабушкой, которая хочет приобрести швейную машинку, чтобы также своими руками шить одежду, но уже для своей внучки. Получается такой вот круговорот одежды, сделанной собственноручно в природе. Самое сложное в этом всем процессе понять, что ты можешь, что ты должна, что ты научишься шить, и здесь нет ничего сложного.
В современном мире детская мода уже приобрела статус «значимой» и оказывает такое же влияние, как и взрослая. Тем более, одежда ручной работы считается очень модной и ценной, так как она обычно абсолютно уникальна.
Школьная программа не раскрывает всех особенностей и тонкостей индивидуального пошива, моделирования и конструирования одежды, не дает представления об истории моды, модельерах, стилях одежды и, самое главное, не воспитывает чувство стиля и красоты. Каждый ребенок стремиться быть уникальным, тем более девочки, а навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды, полученные на занятиях, дадут возможность детям шить любые изделия, а некоторым из них и определиться с будущей профессией. Это имеет большое практическое значение в дальнейшей жизни ребенка. Все это определяет новизну данной программы.
Актуальность программы заключается в том, что ребенок, освоив навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления основных видов одежды, сможет самостоятельно с ранних лет создавать свой неповторимый стиль и имидж, научится одеваться сам и одевать других без лишних затрат.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в обучении детей навыкам моделирования и конструирования не только по схемам, опубликованным в журналах по рукоделию, но и дает навыки умения самостоятельно создавать эскизы и чертежи выкроек изделий в соответствии с особенностью своей фигуры.
Цель программы: Создание условий для развития мотивации детей на творчество через увлечение модной индустрией, посредством моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды.
— обучить основам моделирования и конструирования швейных изделий;
— обучить технологии и последовательности изготовления швейных изделий ;
— обучить качественно выполнять работу, рационально используя материал и время;
— научить изготавливать чертеж выкройки швейного изделия;
— научить читать чертежи;
— научить определять название и форму деталей кроя;
— научить выполнять разнообразные виды ручных швов;
— научить выполнять разнообразные виды машинных швов и отделок изделий;
— научить подбирать материал для изготовления швейного изделия;
— научить выбирать последовательность операций по изготовлению .
— воспитать чувство красоты, вкуса и индивидуальности;
— воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;
— воспитать культуру общения в детском коллективе во время занятий;
— воспитать аккуратность и усидчивость при работе над изделием.
— развивать моторику рук во время занятий;
— развивать идейно-художественное мышление;
— развивать самостоятельность при выборе и изготовлении швейных изделий.
Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей от 12 до 16 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Программа рассчитана на 144 часа.
Режим занятий : два раза в неделю по 2 часа.
Для создания устойчивого интереса детей к самостоятельному изготовлению чертежа выкройки и индивидуальному пошиву того или иного изделия, необходимо постепенное обучение детей основам кройки и шитья. Необходимо знакомство с модными тенденциями, с изделиями отечественных и мировых модельеров, чтобы пробудить интерес к данному виду творчества и развивать стремление сначала копировать, а затем создавать свои интересные изделия. Сочетание группового и индивидуального обучения дает возможность дифференцированного подхода к обучению каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей. Все это позволяет детям к концу обучения сформировать следующие навыки :
— планировать последовательность изготовления изделий;
— качественно выполнять работу, рационально используя материал и время;
— уметь изготавливать чертежи выкроек швейных изделий;
— уметь выполнять разнообразные виды ручных и машинных швов;
— уметь выполнять поузловую обработку швейных изделий;
— уметь изготавливать швейные изделия;
— уметь выполнять операции влажно-тепловой обработки (ВТО);
— уметь читать чертежи.
В процессе обучения обучающимся дается возможность изготовить изделия разного вида сложности и по окончании обучения научиться самостоятельно оценивать свои способности и возможности и до конца выполнять выбранное изделие.
Для проведения контроля качества обучения один раз в полугодие предполагается тестовая срезовая работа с практическим заданием, а по мере необходимости, но не реже трех раз в год, проведение итоговых выставок работ учащихся.
Итогом работы за год служит выставка работ участников объединения во время Отчетного показа моделей, который проводится по завершении учебного года.
Внеурочная деятельность- кружок «Шью сама»
МБОУ «Зеленецкая средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
Шарикова Нина Вениаминовна
Срок реализации программы: 1 год
В системе воспитания школьников важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание подрастающего поколения.
Пошив одежды – одно из древнейших ремесел, ему учили с детства. Каждая девушка должна была приготовить приданое своими руками, и не только сшить, но суметь и украсить. Первое впечатление о человеке складывается по внешнему виду, манере поведения. Одежда несет определенную информацию, код и очень много может рассказать о своем хозяине.
Для того чтобы лучше выразить себя в одежде, необходимо, конечно, научиться шить, знать, что тебе подходит, а от чего лучше отказаться совсем.
Шить своими руками – это творческий процесс, неповторимое ощущение внутренней свободы от возможности сшить себе любую задуманную модель, проявить свою индивидуальность в одежде и воплотить свои идеи в реальные, конкретные работы для дома.
Для того чтобы выполнить швейные изделия качественно, эстетично, на высоком современном уровне, необходимо иметь определенные знания, умения, навыки в технологии изготовления выкроек, их моделирования, обработки женской одежды, в умении шить на швейной машине, разбираться в назначении тканей. Всему этому можно научиться на занятиях кружка «Шью сама».
Занятия в кружке способствуют трудовому, эстетическому воспитанию школьников, расширению их кругозора, профессиональной ориентации на профессии швейного производства.
Особенностью программы является связь с рядом общеобразовательных учебных предметов: история, экономика, ИЗО, математика. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.
Занимаясь в кружке «Шью сама» по изготовлению одежды, учащиеся расширяют знания и совершенствуют навыки в области конструирования, моделирования и изготовления различных видов одежды, приобретенные на уроках технологии в школе. При выполнении схем, эскизов изделий применяются знания из области рисования и математики.
При выполнении практических работ ученицы, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Изготовление своими руками красивых и нужных изделий вызывает повышенный интерес к работе, приносит удовлетворение результатами труда, стимулирует последующую деятельность. Представляется уникальная возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием.
Данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своей основной задачей сформировать у школьников эстетическое отношение и привить любовь к труду.
Цель занятия кружка « Шью сама» — способствовать развитию у учащихся творческого интереса и любви к труду через изготовление изделий своими руками.
Основные задачи программы
совершенствовать практические умения и навыки учащихся в обработке различных материалов;
ознакомить учащихся с профессиями, связанными с обработкой тканей, с профессией дизайнера;
закрепить умение пользоваться технологическими картами, лекалами, инструментами .
развивать художественную инициативу;
развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи;
развивать зрительное восприятие;
развивать мелкую моторику пальцев рук;
формировать эстетический и художественный вкус.
воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца;
воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;
уметь обогатить и разнообразить свой досуг.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.
основные стили в одежде и современные направления моды;
виды отделки швейных изделий;
технологию выполнения машинных и ручных работ для соединения деталей;
правила техники безопасности;
последовательность изготовления изделия;
правила работы с технологическими картами.
снимать мерки с фигуры человека
выполнять чертежи швейных изделий различных фасонов
выбирать модель с учетом особенности фигуры;
подготавливать материалы для работы;
подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку, фактуре;
пользоваться инструментами, приспособлениями, швейным оборудованием;
соединять детали между собой, выполнять машинное, ручное, клеевое соединение материалов;
экономно расходовать материалы;
эстетично оформлять изделия;
работать индивидуально и коллективно.
Критерии и формы оценки
В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:
• удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;
• четкое соблюдение последовательности технологических приемов;
• художественная выразительность и оригинальность работ.
Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию.
Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками.
Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Рабочая программа кружка «Кройка и шитьё» (для учащихся 7-11 кл.)
Программа кружка «Кройка и шитьё»
Возрастная категория учащихся 14-17 лет
Срок реализации 2 года
Авторская программа кружка «Кройка и шитьё» рассчитана на двухлетнее обучение, возраст детей 14-17 лет.
Данная программа направляет обучающихся на творческую, созидательную деятельность в области создания одежды, понятия моды; позволяет выявить интерес к выбору будущей профессии.
Учебно-воспитательный процесс состоит из тематических циклов, каждый из которых определяется исходя из базы знаний, полученных на уроках технологии в течение учебного года, а также в зависимости от уровня индивидуальных способностей учащихся. Содержание практической части каждого цикла может варьироваться.
Направленность программы – социально-педагогическая
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
Изменение социально-экономической ситуации в обществе приводит к смене основных ориентиров современного образовательного процесса, одним из которых является формирование и развитие творческих начал личности.
В течение всей истории существования человечества люди создавали для себя одежду, внося свой вклад в этот многовековой процесс. Именно этот вид творчества был наиболее близок большинству людей, т. к. в нем каждый мог проявить своё мастерство, фантазию, понимание прекрасного.
Создание новых моделей одежды способствует развитию творческих способностей обучающихся, предоставляет возможность самовыражения и самоутверждения.
Основой программы является разработка и выполнение творческих проектов, предусматривающих самостоятельную, творческую, завершенную работу обучающихся под руководством педагога.
Сначала обучающиеся осваивают определенный объем знаний, умений и навыков по таким разделам, как материаловедение, оборудование швейного производства, конструирование и моделирование, технология изготовления одежды, художественное проектирование костюма. Полученные знания по данным разделам применяются в исследовательской деятельности при выполнении творческих проектов.
Содержание данного курса включает все звенья цепочки последовательного создания творческого проекта и изготовления швейного изделия: эскиз – конструкция – технология – готовое изделие.
Обучающиеся должны научиться творчески подходить к созданию своих моделей, которые бы отличались разнообразием силуэтов, покроев, декоративным оформлением. Поэтому большое значение имеет знакомство с основами композиции костюма, ее закономерностями, свойствами и выразительными средствами. Владение этими знаниями важно не только для проектирования модных форм одежды и определения ее конструктивно-декоративного решения, но также и для грамотного выполнения эскизов.
Данная программа рассчитана на глубокое изучение содержания раздела «Конструирование и моделирование одежды». Адаптирование знаний для данного возраста, позволяет обучающимся овладевать умением выполнять технические чертежи, изготавливать выкройки для своих моделей одежды, развивать пространственное воображение и конструктивное мышление.
Для изготовления швейных изделий подобраны современные технологии обработки одежды: ручные и машинные швы, унифицированные детали и швейные узлы, которые необходимы при выполнении творческих проектов. На занятиях проводится предварительная проработка швейных узлов на образцах из ткани, что улучшает усвоение материала обучающимися и в дальнейшем дает возможность самостоятельно изготовить швейное изделие. Швы, детали и узлы подбираются по степени усложнения швейных изделий. Как показывает многолетняя практика, введение тренировочных операций позволяет обеспечить хорошее качество швейных изделий.
Работа с инструкционными картами разной степени сложности позволяет учащимся освоить алгоритм действий и дальнейшие работы выполнять в виде исследовательской деятельности – создавая собственные технологические карты, находя самостоятельные способы обработки деталей и узлов. Самоконтроль и взаимный контроль позволяет избежать технических ошибок и даёт возможность находить наилучшие пути решения поставленной задачи благодаря планомерной исследовательской деятельности.
Содержание материала дается обучающимся дозировано, по степени усложнения от простого к сложному в объеме, который необходим и обеспечивает творческий процесс для разработки и изготовления проектных изделий.
Программа разработана с учетом возрастных особенностей обучающихся, для которых она предназначена, и базируется на компетенциях, приобретенных ими в общеобразовательной школе.
Данный курс приобретает особую актуальность в связи с сокращением количества часов технологии в базисном учебном плане и является формой углубления интересов обучающихся, развития творческих способностей, природной одарённости, обогащения их знаний по теории и практике самостоятельного проектирования и создания одежды, её художественного оформления.
Особенно это важно на сегодняшний день, когда профессии швеи, портного, модельера, дизайнера востребованы не менее любых других профессий.
Освоение данной программы дает воспитанникам основы профессии учит осознать свое “Я” в социуме, оптимально развивать свой творческий потенциал, дает возможность самореализации.
Отличительные особенности программы
Образовательная программа включает в себя несколько этапов обучения. Они помогают пройти путь от простейших швов до сложных отделок, от пошива простой юбки до разработки и создания творческих моделей коллекции, от изучения пропорций фигуры человека до сложных формообразующих элементов костюма, от зарисовки небольших элементов одежды до разработки эскизных проектов
Данная программа качественно отличается от школьного курса «Технология обработки ткани», где проектированию одежды уделяется слишком мало внимания.
Отличительной особенностью программы является интеграция с рядом учебных предметов: ИЗО, черчение, экономика, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.
выявление и поддержка детей, способных к творческой деятельности;
повышение уровня готовности к освоению программ специального образования в области моделирования одежды;
социально-трудовая адаптация и формирование деловых межличностных отношений.
формирование знаний, навыков и умений в области проектирования и изготовления моделей одежды;
развитие дизайнерских качеств: индивидуального стиля, художественного видения.
воспитание творческой личности, умеющей планировать свою работу, корректировать и оценивать результаты своего труда
Условия реализации образовательной программы
Материал программы может быть освоен учащимися старших классов (девочки), проявляющих повышенный интерес к миру моды, а также имеющих начальные знания в области математики и черчения, без которых невозможно приступить к построению чертежей выкроек.
Срок реализации программы рассчитан на 2 года обучения.
Возраст обучающихся 14–17 лет, набор детей свободный. Количество детей в группах не более 10-15 человек, т.к. каждый этап работы требует индивидуального подхода к каждому ученику.
Количество обучающихся постоянного состава:
В первой группе ( I этап освоения) 10-15 человек в возрасте 14-16 лет,
Во второй группе ( II этап освоения) 10-15 человек в возрасте 16-17 лет.
Группы формируются в зависимости от возраста обучающихся, времени их прихода в творческое объединение и имеющихся в запасе знаний , умений и навыков.
Одним из необходимых условий реализации программы является:
интерес к виду деятельности;
предоставление ребенку выбора для самореализации;
доверительные отношения между обучающимися и педагогом.
Организация образовательного процесса
Объем материала разделен на два этапа освоения. Первый год обучения предполагает объём обучения в размере 102 часа. Недельный цикл занятий может предусматривать учебную нагрузку : 1 раз 3 академических часа с переменами в 10 минут. Второй год обучения – 204 часа. Недельный цикл занятий может предусматривать учебную нагрузку: 2 раза по 3 академических часа с переменами 10 минут.
Структура курса состоит из:
— блока решения практических задач
— блока решения творческих задач
— представления и защиты творческих проектов
Наряду с традиционными организационными формами проведения занятий программа предусматривает использование таких, как:
— занятие – защита проектов;
— занятие – конкурсы (конкурс авторских моделей);
— подготовка и проведение показа молодежной моды;
— выступления на школьных мероприятиях;
— участие в выставках;
Используются следующие средства обучения:
учебно-материальные: швейное оборудование, оборудование для выполнения ВТО, манекены, зеркала, инструменты и приспособления для выполнения ручных работ, образцы волокон и тканей, журналы, книги, ТСО;
дидактико – методические: методические папки, технологические и инструкционные карты, альбомы с образцами, эскизы;
психолого-педагогические: познавательные задания, проблемные ситуации;
Знания, умения, навыки приобретенные учащимися, должны соответствовать образовательному уровню данной программы. Поэтому проверка и оценка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения.
Используются следующие виды контроля образовательного процесса:
— вводный (вначале занятия для закрепления знаний в форме беседы);
— текущий (наблюдение за деятельностью воспитанника);
— промежуточный (опрос, готовые работы);
— итоговый (готовое изделие).
Ожидаемые результаты реализации программы
Конечный результат – это формирование творческой личности, умеющей проецировать полученные в ходе усвоения образовательной программы знания и умения на деятельность, преобразующую окружающую действительность.
Положительным результатом образовательной программы является самоопределение обучающихся – жизненное, социальное, личностное и профессиональное.
В качестве дополнительного итогового результата может выступать защита творческого проекта « Организация предприятия малого бизнеса по изготовлению швейных изделий». Проект является итогом целенаправленного выбора профессии, связанной со швейным производством, своеобразным бизнес-планом вхождения во взрослую профессиональную жизнь.
Выпускник, освоивший программу должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
— понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
— организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
— анализировать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы;
— осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
— использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
— работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Выпускник, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями , соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
— быть в курсе последних тенденций моды, быть открытым для новинок;
— разрабатывать творческие проекты;
-определять свойства и качество материалов для изделий различных ассортиментных групп;
— обслуживать швейное оборудование и оборудование для влажно-тепловой обработки узлов и изделий;
— выполнять поэтапную обработку швейных изделий различного ассортимента на машинах и вручную;
— формировать объемную форму полуфабриката изделия с использованием оборудования для влажно-тепловой обработки;
— соблюдать правила безопасности труда;
— пользоваться технической, технологической и нормативной документацией;
— выполнять поузловой контроль качества швейного изделия;
— определять причины возникновения дефектов при изготовлении изделий;
— уметь защищать свои творческие проекты
Форма подведения итогов реализации программы
Итоги подводятся в середине и в конце учебного года в ходе промежуточной и итоговой диагностики.
Подведение итогов деятельности обучающихся проходит в форме защиты творческих проектов.
В рамках программы предусмотрен анализ и обсуждение членами коллектива качества пошива, посадки на фигуре, эстетических свойств изготовленных моделей. Оцениваются достижения каждого обучающегося по основным показателям:
– Эстетические качества моделей.
– Сложность изготовления модели.
– Качество обработки изделия.
– Самостоятельность изготовления.
Готовые творческие работы воспитанники демонстрируют на выставках творческих работ, защитах творческих проектов.