Шов для вышивки 2 класс

Шов для вышивки 2 класс

Автор: Пустовая Ольга Александровна

Организация: МОУ «Ближнехуторская СОШ»

Населенный пункт: Приднестровье, Слободзейский район, с. Ближний Хутор

ПРЕДМЕТ: ТЕХНОЛОГИЯ

КЛАСС: 2 4 четверть

Урок № 28(2)

Тема: «Швы и стежки».

Основная цель урока: Научиться выполнять шов «вперёд иголку».

Ссылка на видео:

Конспект урока

Ещё в древние времена люди научились шить. Первобытный человек носил одежду из звериных шкур. Сшивали шкуры костяными иголками с помощью прочных жил. Со временем человек научился прясть нити из растений и шерсти животных, а затем делать ткани. После изготовления одежды, женщины украшали её разнообразными стежками. Сегодня на уроке мы познакомимся с различными видами швов, которые используют для шитья и украшения одежды, научимся выполнять самый простой шов.

Виды швов:

1. Шов «вперёд иголку»

2. Шов «назад иголку»

3. Стебельчатый шов

4. Тамбурный шов

5. Петельный шов

Помним о правилах безопасной работы с иглой и ножницами. Не забываем приготовить для работы необходимые материалы, инструменты и своё рабочее место. Нам понадобятся: швейные нитки, иголка, ножницы, лоскуты однотонной ткани. Нитку для шитья не обрываем и не откусываем (это вредно для зубов), а аккуратно отрезаем ножницами наискосок (так легче вставить её в иголку). Длина нитки должна быть не более 50-60 сантиметров, иначе она запутается и порвётся. Иголку нужно всегда хранить с вдетой в неё ниткой в специальной игольнице. После завершения работы необходимо убрать рабочее место, аккуратно сложить инструменты и материалы, тщательно вымыть с мылом руки.

Правила работы со швейной иглой

  1. Храни иглу всегда в игольнице.
  2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
  3. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.
  4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.
  5. Не втыкай иглу в одежду.
  6. До и после работы проверь количество игл.
  7. Храни игольницу с иголками всегда в одном и том же месте.
  8. Не отвлекайся во время работы с иглой.

Шов «вперёд иголку» — самый простой шов, его выполняют по прямой или изогнутой линии, продвигая иглу справа налево. Этот шов выглядит как ряд стежков и пропусков одной длины. Длина стежка может быть разной. Шов выполняют, считая нити ткани или по нарисованным линиям. Такой шов применяют для соединения деталей, при смётывании деталей, для украшения одежды и как шов-основу для других швов.

Технология выполнения шва «вперёд иголку»:

1. Вдеваем нить в иголку, завязываем на конце нитки узелок.

2. Намечаем линию шва.

3. Закрепляем нить с правой стороны ткани, вкалывая иголку с изнанки.

4. Шов выполняем справа налево.

5. Прокалываем ткань с изнанки и вкалываем иголку с ниткой в материал через 3-5 мм, при работе иглу всегда перемещаем вперёд.

6. Стежки и промежутки между стежками делаем одинаковыми. Чем меньше стежки, тем надёжнее будет шов.

7. Можно набирать на иголку сразу несколько стежков.

8. Завершаем шов закреплением нити.

Вопросы для самоконтроля и задания:

  1. Из чего и как шили одежду в древности?
  2. Сделай 3-4 строчки швом «вперёд иголку» цветными нитками.
  3. Попробуй сделать простую вышивку швом «вперёд иголку».

Идеи для поделок можно посмотреть по этому адресу: Яндекс. Видео. Картинки. Простые вышивки швом «вперёд иголку».

«Виды швов. Учимся шить» 2-3 кл
план-конспект урока по технологии (2, 3 класс)

Класс 2- 3 Тема: «Виды швов. Учимся шить.»

Цель урока: познакомить с различными видами ручных швов, инструментами и материалами, применяемыми в вышивке, научить приемам вышивания.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающего;

формировать устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности.

Предметные: знать о характерных особенностях технологических сведений в технике выполнения швов.

Оборудование: презентация, конспект, иголка, ножницы, нитки «мулине», картон, цветная бумага, образец

Хроно-

метраж

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Приветствие учащихся. Настраивать на предстоящую работу.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Сегодня к нам на урок пришел необычный персонаж. Кто это? Еж- ткач. Он расскажет нам сегодня о чем- то новом.

Настрой на предстоящую работу

Приготовить рабочее место

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Сообщение темы и задач урока

Перед вами образец. Как думаете, сможем мы с вами выполнить такую работу?

Что вы видите на слайде? (вышивка)

А как называется процесс, в результате которого получается вышивка? (вышивание)

Для чего нужна вышивка?

—-Вышивка — один из древнейших видов рукоделия.

—-Искусство вышивания имеет многовековую историю. Возникновение вышивания относится к эпохе первобытной культуры.
Вышивка — один из наиболее распространенных видов украшения изделий из различных материалов орнаментальным или сюжетным изображением, выполненными нитками или другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Человек издавна передавал и красоту природы, и свои ощущения и переживания условными знаками и узорами: прямыми и волнистыми линиями, крестиками, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. И наши предки – восточные славяне – различные явления в природе изображали с помощью знаков. Знаков-символов у славян было много, практически все они приобретали смысл «оберегов». Их вышивали на одежде, веря в то, что они предохранят от разных неприятностей и принесут в дом счастье.
А для того чтобы вышивать нужно знать виды швов.

Основным элементом любой вышивки является стежок – часть рабочей нитки на ткани между двумя проколами иглы. Шов – ряд повторяющихся стежков. В вышивке используются следующие швы: шов вперёд иголкой, шов шнурок, шов за иголку, стебельчатый шов, тамбурный, козлик, крестик

Отлично, попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Виды швов)

Отлично, давайте теперь поставим задачи, как вы думаете, какие они?

  1. Научиться вышивать различными способами;
  2. Узнать о некоторых видах швов;
  3. Научиться их выполнять.

Смотреть на презентацию

Беседовать с учителем

Формулировать тему урока, ставить цель

Р: уметь формулировать цель урока после предварительного обсуждения; выявлять и формулировать учебную проблему

Итак, для того, чтобы выполнить нашу работу нам нужно узнать, какие материалы и инструменты нам для этого потребуются.?

Интересное задание нам придумал наш гость. Отгадаем загадки?

Одноглазая старушка
Узоры вышивает, весь мир одевает,

Что сошьёт — не надевает.

Инструмент бывалый —
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижёт.

Всех листов плотнее он,

Белый и цветной.

Ответ: Картон

Вырезай и клей их ты.

Можешь сотворить и флаги

Из листов. (цветной бумаги)

Вышью я, пожалуй, домик у реки.

Вышью, как рыбачат рядом рыбаки.

Помогли мне вышить нитки. (мулине)

Чинишь рваную тетрадь?

Им листы намажь скорей.

Нужно крепко их прижать,

Чтоб быстрее высох. (клей)

Линию прямую, ну-ка,

Сам нарисовать сумей-ка!

Это сложная наука!

Пригодится здесь… (Линейка)

Я родился длинный очень,

А подрос – и стал короче.

Я товарищ верный ваш,

Ваш помощник (карандаш.)

Посмотрите на слайд, здесь изображено то, что нам сегодня потребуется.(ножницы, игла, шаблоны, картон, нитки «мулине», клей).

Что нам нужно повторить? Сюрприз от ежа- ткача. Собрать яблоки и грибочки и прочитать, что он нам велит соблюдать во время работы.

Кто мне скажет, какие правила мы должны соблюдать при работе с ножницами?

  1. Передавать кольцами вперед
  2. Не класть на край стола
  3. Не делать резких движений
  4. В нерабочем положении концы должны быть сомкнуты
  5. Не держать острием вверх
  6. По окончании работы убрать на место

Отлично, а при работе с иглой?

  1. Не вкалывать иглу в одежду
  2. Оставлять иглу только в игольнице
  3. Не брать иглу в рот
  4. Не работать с ржавой иглой
  5. Если игла сломалась, обязательно скажи учителю.

Распространённые вышивальные швы
методическая разработка по технологии (2 класс) по теме

Методическая разработка к программе по декоративно-прикладному искусству.

Скачать:

Вложение Размер
методическая разработка к программе 805.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр эстетического воспитания детей»

Распространённые вышивальные швы

(методическое пособие к программе

Распространённые вышивальные швы: методическое пособие к программе «Секреты рукоделия» — выпуск № 2 / Составитель : педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Вилисова Татьяна Борисовна . – Златоуст, 2008.

Рецензент : педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, искусствовед Чернова Е.К .

Выпуск № 2 методического сборника «Распространённые вышивальные швы» знакомит читателя с восемью наиболее распространёнными вышивальными швами. На основе данных методических рекомендаций педагог имеет возможность поэтапно, шаг за шагом вести детей к приобретению устойчивых навыков работы с основными вышивальными швами

Сборник одобрен методическим советом МОУДОД «Центр эстетического воспитания детей»

Все виды швов делятся на счётные и сводные. Счётные выполняются по счёту нитей на тканях с полотняным переплетением, свободные вышиваются по рисованному контуру на любых тканях.

Из огромного количества швов, относящихся к обоим видам, мы выбрали всего восемь. На наш взгляд, они составляют азбуку вышивальной грамоты. Это швы «вперёд иголку», «назад иголку», стебельчатый, тамбурный, петельный, узелки, гладь и крест. Из них швы «вперёд иголку», «назад иголку» и крест принято относить к счётным швам , остальные – к свободным . Сразу оговоримся, что такое строгое разграничение не всегда уместно. Например, если вы решите выполнить швом «вперёд иголку» геометрический узор, то в этом случае удобнее и быстрее работать по счёту нитей. В то же время этим швом можно вышить изображения птиц и цветов по свободному контуру.

Любой шов начинают с закрепления нити, придерживаясь определённых правил. А правила такие: не делать на нитке узелка, тщательно прятать концы под стежками узора, не оставлять на изнанке ткани длинные концы. У опытной мастерицы изнаночная сторона вышитого узора такая же чистая, аккуратная, как лицевая.

Есть несколько способов закрепления нити. Какой из них применить – зависит от ниток и узора. Если вышивают, к примеру, одинарной нитью, то закрепляют её не так, как двойную; для вышивки плотно прилегающими стежками – своё правило закрепления нитей, не подходящее для других швов.

На учебном образце попробуйте закрепить нить тремя разными способами.

Образец № 1 . Нить одинарная; узор из густых стежков, например, гладь. С лицевой стороны делают несколько стежков швом «вперёд иголку» и оставляют совсем крохотный «хвостик», затем вышивают узор – под густыми стежками глади начальные стежки становятся незаметными.

Образец № 2 . Нить одинарная; рисунок из тонких линий, например, вышивка стебельчатым швом.

С лицевой стороны по контурной линии рисунка прошивают ткань стежком размером 1 – 3 мм (а, б) и вытягивают нить, оставив небольшой «хвостик» (стежок образовался на изнанке ткани). Первый стежок закрепляют вторым стежком, положив его поперёк первого (в). Нить туго затягивают и отрезают «хвостик» (г).

Образец № 3 . Нить двойная. Узор любой.

Нить складывают пополам и продевают петлёй в ушко иглы. На лицевой стороне делают один стежок размером 1-3 мм (а), протягивают нить, оставив небольшую петельку (двойной «хвостик»), иглой входят в «хвостик» (б) и туго затягивают нить (в).

Во всех трёх вариантах после того, как закончится нить, её остатки прячут под вышитое поле с лицевой или изнаночной стороны.

Основные вышивальные швы

Шов «вперёд иголку»

Шов «вперёд иголку» — это ряд одинаковых стежков, проложенных справа налево. Их длина 2 -10 мм. Более длинными их не делают, так как случайно зацепленный стежок может испортить вышивку. Промежутки между стежками должны быть тоже одинаковыми, как правило, они меньше, чем стежок, или равны ему. Работают без пялец. Шов хоть и прост, но его декоративные возможности неисчерпаемы.

Шов «шнурок» . Стежки вышивают нитью средней толщины и обвивают толстой шерстяной нитью (сутажом, тонкой тесьмой) другого цвета или такого же, что и стежки.

Шов «цепочка» . Прокладывают стежки толстой нитью и протягивают в них нить той же толщины – сначала одного цвета, а затем другого (трёхцветная «цепочка»). «Цепочку» можно вышить нитью одного цвета.

Шов «назад иголку», «россыпь», «строчка»

Шов «назад иголку» представляет собой ряд одинаковых стежков, проложенных справа налево на одном и том же расстоянии друг от друга. С лицевой стороны он похож на шов «вперёд иголку», только стежки более выпуклые, изнаночная же сторона совсем иная, так как техника исполнения этих швов разная. Вышивают без пялец. Закрепив нить на изнанке, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперёд, возвращаются и прокладывают новый стежок на расстоянии одного стежка от первоначального и так продолжают по намеченному контуру узора.

«Россыпь» — разновидность шва «назад иголку» — отличается от него размером стежков: они очень мелкие (как пшённые зернышки).

Шов «строчка», вышитый опытной мастерицей, трудно отличить от машинной строчки – отсюда и его название. Шов выполняют точно так же, как шов «назад иголку», только без просветов между стежками.

Стебельчатый шов состоит из одинаковых косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Чаще всего им вышивают стебельки цветов, откуда он и получил своё название. Работу выполняют слева направо без пялец. Нить находится всегда с одной из сторон по отношению к стежкам (лучше снизу). Закрепив нить, протягивают иглу на лицевую сторону в точке 1 и вкалывают иглу в точку 2 – она определяет длину первого (1 -2) и всех последующих стежков. Затем иглу выводят через точку 3, которая находится посередине первого стежка – это начало второго стежка. Далее иглу вводят в точку 4, расположенную на полстежка вправо, и выводят чуть выше точки 2 – получился второй стежок (3 – 4). Все последующие вышивают как предыдущий, строго следя, чтобы стежки были одинаковыми, а натяжение нити – равномерное, тогда шов получается рельефным, особенно, если в работе слабо скрученные нити (мулине, ирис).

Иногда стебельчатым швом сплошь заполняют отдельные фрагменты узора, плотно укладывая ряды стежков один возле другого.

Тамбурный шов или тамбур – один из древнейших швов. Им вышивали ковры и покрывала на специальных пяльцах, похожих на большой барабан – тамбур. Шов состоит из петель, выходящих одна из другой. Вышивают его и сверху вниз, и справа налево, как удобнее по контуру рисунка.

Для начала работы закрепляют нить на изнанке изделия и протягивают иглу на лицевую сторону в точке 1. Нить укладывают петлёй и, придерживая большим пальцем левой руки, вкалывают иглу в точку 2. Под тканью проходят в точку 4 и выводят её в точке 5 – образовалась ещё одна петля, выходящая из первой. Все последующие петли вышивают точно так же. Они могут быть одинаковой или разной величины, узкие или широкие, а также располагаться зигзагом (всё зависит от длины, направления стежка и натяжения нити).

Двойной тамбур – выпуклый рельефный широкий шов. Обычно его выполняют из толстой нити. Закрепляют нить, вышивают стежок «вперёд иголку» (точки 1 и 2), выводят иглу через точку 3, продевают её под стежком, вкалывают рядом с точкой 3 и проходят в точку 4 и вытягивают на себя в точке 5 – получилась первая двойная тамбурная петля. Для образования второй – иглу пропускают за «ножками» первой внутренней петли, вкалывают рядом с точкой 5 и выводят через точку 6. Все последующие петли вышивают так же, как вторую.

Петля «вприкреп» — это отдельно закреплённая тамбурная петля. Выполняют её так: закрепляют нить, через точку 1 выводят иглу на лицевую сторону работы, нить укладывают петлёй и, придерживая её большим пальцем левой руки, вводят иглу в точку 2 и выводят на лицевую сторону через точку 3. Далее закрепляют петлю стежком «вперёд иголку» в точке 4 – петля готова.

Различные формы петли «вприкреп»: узкая; в виде острого или тупого угла с одинаковыми или разными сторонами; дугообразная; прямолинейная; узкая на длиной ножке.

Из петель «вприкреп» без особого труда можно вышить листья, цветы, фрукты, бабочек, птиц и т.д.

Двойная петля «впркреп». Она может быть тройной и более. Такую петлю закрепляют в нескольких местах.

Лепестки цветка прямоугольной и остроугольной формы. Для их выполнения петля должна быть слабо натянута. Прикрепляя петлю, можно нанизать бусину и вместе с нею закрепить петлю.

Петельный шов – это ряд вертикальных петлеобразных стежков, проложенных слева направо. Укладывают стежки по–разному: плотно или с промежутками, по одному или группами, с наклоном или под прямым углом к контурной линии узора. Ряды стежков можно накладывать друг на друга (нижний ряд на верхний), меняя цвет нити в каждом ряду на контрастный или тональный. Плотно прилегающие стежки могут быть выпуклыми, если их уложить на подготовленную «подушку» — настил, выполненный тамбуром или швом «назад иголку».

Петельные стежки вышивают без пялец: закрепляют нить и выводят иглу на лицевую сторону в точке 1 – начале первого стежка. Нить опускают вниз, прижимают большим пальцем, вторично делают прокол в точке 1, выводят иглу в точке 2 и туго затягивают первую петлю. Для второй петли иглу вводят в точку 3 и выводят в точке 4. Все следующие петли вышивают как вторую.

«Узелки». Чаще всего их используют, вышивая цветочные тычинки. «Узелки» можно сделать совсем крохотными или чуть больше – всё зависит от толщины нити и количества витков, накрученных на иглу. Удобнее их вышивать на пяльцах: закрепляют нить, выводят её с изнанки на лицевую сторону, зажимают между указательным и большим пальцами левой руки и натягивают. Под нить заводят иглу (справа налево) и, вращая ею по часовой стрелке, накручивают на иглу 1 — 2 витка. Затем, продолжая натягивать нить, прокалывают иглой ткань рядом с первым проколом и протаскивают нить наизнанку, придерживая «узелок».

«Рококо» или шов «навивка», «кучерявый», «витой», как называли его в старину, — это те же «узелки», только с большим количеством витков, в результате чего получается выпуклые спирали, которые легко уложить в форме хризантем, розочек, листиков, мелких цветков. Вышивают «рококо» в пяльцах длинной тонкой иглой (лучше, если она ровная по всей длине). Закрепляют нить и выводят с изнанки на лицевую сторону в точке 1. Опускают нить вниз и, отпустив от первого прокола, вводят иглу в точку 2, и, далее, повторно в точку 1. Придерживая иглу за ушко правой рукой, левой навивают на конец иглы 8 -10 витков движением против часовой стрелки, зажимают витки в левой руке, а правой протаскивают через них иглу, туго натягивают нить и вводят иглу опять в точку 2. Спираль должна получиться с одинаковыми витками. Следующую спираль укладывают по намеченному контуру.

Гладь – вышивка прямыми и косыми стежками, плотно уложенными один к другому.

Контурная гладь – наиболее простой вариант вышивки. Переводят узор на ткань и по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные с короткими.

Теневая (художественная) гладь. Переведённый на ткань узор обшивают по контуру швом «вперёд иголку» и, начиная от краёв, вышивают стежками разной длины, меняя цвет нити каждого очередного ряда. Если узор крупный, то заранее намечают границы рядов. Незаметное вливание одного цвета в другой получается в том случае, если стежки каждого последующего ряда заполняют просветы между стежками предыдущего и имеют такое же направление.

Выпуклая гладь или гладь с настилом. Контур рисунка прошивают швом «вперёд иголку» и внутри заполняют швом «строчка» из хлопчатобумажной нити (настил). Направление стежков настила должно быть противоположным стежкам глади. Далее узор вышивают основной нитью гладьевыми стежками. Иногда настил делают в 2 – 3 слоя, строго соблюдая основное правило настила: стежки нижнего слоя должны иметь противоположное направление по отношению к верхнему.

Горошина с двумя настилами. Контур «горошины» прошивают стежками «вперёд иголку» и внутри заполняют сначала первым слоем настила, а затем вторым – с противоположным направлением стежков (нить хлопчатобумажная). Затем «горошину» вышивают основной нитью, вкалывая иглу за контур.

Крест или, как его любовно называют рукодельницы, крестик – один из самых популярных видов вышивки. Нередко искусные мастерицы иглой и цветными нитями «перерисовывают» полотна знаменитых художников, удивляя точной копией картин, написанных кистью. Приёмы вышивки просты, ведь крестик – это два стежка, пересекающихся посередине. Вышивают крестиком в пяльцах по счёту нитей на ткани полотняного переплетения, но удобнее всего работать на канве. Существует немало разновидностей креста, один из них – крест односторонний. В этом случае крестики образуются только с одной стороны ткани – лицевой, а на изнанке получаются сдвоенные стежки. В зависимости от того, как вышивают крестики – по горизонтали или вертикали – определяют технику их выполнения.

Если ряд крестиков горизонтальный , то работу начинают слева направо, прокалывая ткань иглой сверху вниз и укладывая стежки на одном и том же расстоянии друг от друга (стежки наклонены вправо), затем возвращаются в обратном направлении (стежки наклонены влево). Второй горизонтальный ряд вышивают под первым и т.д. (А)

Вертикальный ряд крестиков вышивают снизу вверх: сначала прокладывают стежки с наклоном вправо, а на обратном пути «перекрещивают» их стежками с противоположным наклоном. На вышитом полотне все верхние стежки обязательно должны иметь один и тот же наклон. Но, к сожалению, бывает и по–другому: верхние стежки «пляшут» в разные стороны, работа выглядит неряшливо, и сразу видно, что выполнена она неумелыми руками (Б).

Читайте также:  Какие элементы русской вышивки
Оцените статью