- Освоение ювелирного искусства: правила вышивки иконы бисером
- Вышивка бисером иконы: инструкция
- Техника пошагово
- Материалы для вышивания
- Схемы: фото, как правильно вышивать
- Вышивание бисером иконы своими руками: пошаговая инструкция для новичков
- Разбираем вышивание бисером иконы: основные моменты в работе с иконами
- Швы для ликов
Освоение ювелирного искусства: правила вышивки иконы бисером
Вы просматриваете раздел Иконы, расположенный в большом разделе Бисером.
В доме каждого верующего человека есть иконы. Их вид успокаивает. Перед образом святого можно помолиться, попросить наставления, подумать.
Вышивание святых занимает особую нишу среди бисерного рукоделия. Вышитые образы смотрятся благородно, величественно.
Благодаря самому материалу, из которого изготавливается бисер, изображение выглядит так, словно оно покрыто не бусинами, а стеклом. Кроме того, стекло долго не выцветает, не портится, не разрушается, поэтому изделие будет долго радовать глаз.
Вышивка бисером иконы: инструкция
Одна из популярных схем для вышивания — образ Матроны Московской, на котором святая изображена в светлом платке и зеленом одеянии.
Начинающим подойдет схема, где бисером расшивается только одежда и платок святой. Схемы средней сложности подразумевают покрытие вышивкой еще и элементов на заднем фоне (например, надписи или орнамента).
Чтобы вышить образ Матроны Московской по схеме средней сложности потребуется:
- Сделать разметку будущего изображения на ткани или изучить схему, если она напечатана на тканевой основе.
- Подготовить тканевый отрез (обработать края клеем ПВА или обметочным швом, если ткань осыпается), вставить в пяльцы.
- Выбрать способ вышивания. Иконы рекомендуется вышивать «монастырским» швом, который напоминает технику «полукрест».
Техника пошагово
- Вдеть нитку в иголку. На конце нитки сделать небольшой узелок. С изнанки вывести иголку на лицевую сторону. Если вышивка идет по канве, узелок необходимо закрепить стежком, чтобы он не «убежал» на лицевую сторону.
- На иголку нанизывается бисеринка необходимого цвета, и делается диагональный стежок из нижней правой точки в верхнюю левую.
- Как только игла оказалась на изнанке, делается вертикальный стежок, и игла возвращается на лицевую сторону в нижнем углу.
- Нанизывается следующая бисерина и делается диагональный стежок на лицевой стороне и вертикальный на изнанке.
- Когда один ряд закончен, игла проводится по изнаночной стороне ткани вертикально вверх. Следующий ряд вышиваем по аналогичной схеме, но в обратном направлении.
- Когда вышивка элемента закончена, нить закрепляется на изнаночной стороне с помощью нескольких стежков. Следующий элемент вышивается по аналогии.
- Готовое изделие оформляется с помощью рамки/рамы и паспарту.
Материалы для вышивания
Образ Матроны считается чудотворным. Матронушке молятся о своем здоровье (особенно при глазных заболеваниях), о здоровье детей, о семейном благополучии и многом другом.
Для того, чтобы изготовить икону Матроны Московской, потребуется:
- схема (лучше напечатанная на ткани);
- тканевая основа (канва, габардин, атлас);
- бисер зеленый, голубой (белый);
- набор игл №10–16;
- нитки капроновые или х/б;
- пяльцы;
- ножницы.
Важно! Начинающим мастерицам рекомендуется использовать готовые наборы для вышивания, куда входит все необходимое: и бисер, и иглы, и нитки, и ткань.
Схемы: фото, как правильно вышивать
К популярным схемам также относится образ Георгия Победоносца. В одной его руке находится копье, в другой — меч. На плечо накинута красная ткань, над головой нимб. Это схема с изображением одного святого, но в ней присутствует много ярких цветов: красный, золотой, коричневый, голубой или белый, синий, серебряный. На такой иконе лицо и некоторые элементы одеяния святого остаются без вышивки.
Фото 1. Вышитая бисером икона с образом Георгия Победоносца на коне, с мечом в руке.
Готовая работа получится красивой и насыщенной по цветовой гамме, если правильно подобрать бисер. Для вышивания икон, где присутствуют яркие краски, лучше всего не использовать тот бисер, что продается в наборе со схемой, а закупать материал отдельно. То же самое касается и не менее популярной иконы «Неопалимая купина».
Одна из новых схем, появившаяся на рынке товаров для рукоделия — схема иконы «Казанская Божья Матерь», «Умиление». Для вышивания потребуется не только бисер, но и жемчуг, и стеклярус. Чтобы образ получился сияющим и торжественным, рекомендуется выбирать белые, перламутровые оттенки бисера с сияющей глянцевой поверхностью.
Фото 2. Казанская Божья Матерь с младенцем Иисусом на руках, картина вышита бисером.
Не желательно приобретать эту схему в наборе. Лучше всего докупить бисер, стеклярус, и жемчуг для вышивания отдельно.
Одна из новых, довольно сложных схем — «Неупиваемая чаша». Эта икона яркая, насыщенная красками. Рекомендуется использовать в работе каменья, стеклярус, крупные яркие бусины.
Фото 3. Икона Неупиваемая чаша, работа выполнена бисером разных цветов, жемчугом, стеклярусом.
Перед тем как приступить к вышиванию, необходимо посмотреть несколько мастер-классов по тому, как работать с декоративными камнями и жемчугом.
Вышивание бисером иконы своими руками: пошаговая инструкция для новичков
Это очень кропотливое и почти ювелирное занятие требует от рукодельницы большого терпения и усидчивости, но конечный результат стоит того и приводит в восхищение. Наряду с созданием разнообразных картин и украшений бисером одежды и аксессуаров большое распространение получило среди мастериц вышивание бисером различных религиозных икон.
Работать с бисером гораздо сложнее, чем вышивать нитками. Чтобы работа получилась аккуратной, ровной и не стянутой, перед началом вышивания нужно тщательно подобрать бисер по размерам и цвету. Для желающих заняться таким увлекательным и интересным досугом можно посмотреть, как выглядят готовые иконы и как они красивы.
Разбираем вышивание бисером иконы: основные моменты в работе с иконами
На сегодняшний день существует 2 варианта вышивания различного размера бисером :
1. В первом варианте лик вышивается гладью, а облачение бисером.
2. По второму варианту на ткань накладывается бумажная икона, и вышивается только облачение и оклад.
Ещё очень хочется заострить внимание на одном нюансе при работе с иконами. Если вы в своей работе вышиваете бисером лик, и потом захотите освятить готовую работу в церкви, то имейте в виду, что священники откажутся это сделать. Потому что по православным канонам создавать лики святых могут лишь монахи и монахини. Поэтому при создании икон лучше постараться, чтобы лик был напечатан или нарисован.
Чтобы творение выглядело очень аккуратно, следует выбирать качественный бисер одинакового размера, лучше чешский или японский. Нитки использовать прочные, они не должны рваться, растягиваться или перекручиваться. Немаловажное значение имеет выбор игл для такого трудоёмкого процесса. Иглы должны быть с тонким острием и маленьким ушком, чтобы могли войти в отверстие бисеринок.
Ещё хотелось бы обратить внимание на подготовку рабочего места. Условия для работы должны быть комфортные. Вышивать лучше всего сидя за столом. Все отобранные бисеринки поместить в менажницу. Справа от себя положить схему для вышивания. Поверхность стола желательно покрыть белой скатертью или бумагой, чтобы в случае потери бисеринки её легко можно было отыскать.
Для вышивания иконы нам понадобятся :
1. Ювелирный бисер
2. Канва с рисунком
3. Иголка
4. Пяльцы
5. Нитки
6. Стразы, бусинки и полудрагоценные камни.
Чтобы создавать шедевры, сначала нужно научиться правильно пришивать бисеринки к ткани. Для этого пошагово выполняем следующие пункты :
1. Вдеваем нитку в иголку
2. Нанизываем бисер соответствующего цвета на иголку
3. Иголка вставляется в нижний левый угол клетки канвы
4. Подтягиваем нитку и пришиваем бисеринку, вставляя иглу в верхний правый угол клеточки. Первую и последнюю бисеринки пришиваем дважды, чтобы края в дальнейшем получились ровные.
5. Нанизываем вторую бисеринку, и таким образом идём до конца ряда.
6. Второй ряд вышивается уже в обратном направлении слева направо. Для этого иголка выводится из верхнего левого угла клетки и после нанизывания бисеринки вводится в нижний правый край клетки канвы.
Работая с бисером, важно не допускать перетягивания нити, иначе это может испортить рисунок. Работу можно создавать или сверху вниз или снизу вверх. Особого значения это не имеет, тут дело вкуса. Если в процессе работы выяснилось, что цвет пришитой бисеринки не совпадает, это можно исправить, аккуратно раскусив её плоскогубцами и пришив на её месте бисер нужного цвета. Схема пришивания бисера прилагается к канве с рисунком.
В настоящее время существует много специализированных магазинов для рукоделия, где любая даже самая привередливая мастерица сможет приобрести всё необходимое для работы. В таких магазинах есть не только огромный выбор фурнитуры, но и уже готовые схемы для вышивания на любой вкус. Очень много схем можно приобрести и в интернет-магазинах. На схемах каждая клеточка имеет определённый цвет, и в этом месте мы должны пришивать бисеринку именно такого цвета. Под схемой дан список всех цветов, используемых в вышивке.
Для тех, кто собирается вышивать икону бисером в первый раз, советуем приобрести в магазине уже готовый комплект, в котором кроме схемы вы найдёте и бисер всех необходимых в работе цветов, и иглы, и описание последовательности работы. Такие укомплектованные наборы особенно подходят новичкам.
Швы для ликов
Здравствуйте! Я совсем новенькая в церковном шитье. Вышиваю только крестиком и бисером монастырским швом по счётным схемам. Хочу научиться так, как вы вышиваете, но живу далеко, поэтому нет возможности обучаться на курсах. Много чего узнала здесь на сайте (спасибо!). Пожалуйста, дайте ссылку, где можно научиться швам, особенно тем, которыми вышиваются лики и одежда на иконах.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Анастасия,
изучите в верхнем меню раздел «Техника вышивки», потом «статьи», потом журналы Убрус и дойдете потихоньку до лицевого.
Елена
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Спасибо, Елена, за Ваш ответ. Технику вышивки потихоньку изучаю. Статьи, в основном, по истории вышивки, а мне хотелось бы технику изучить. Журнал Убрус скачиваю. Очень хочется вышивать иконы гладью. Прочитала в форуме про швы для ликов. Что такое шов «в прикреп» и «в раскол»? Как их вышивать? Поняла, что швы не простые, но буду тренироваться прежде чем за икону взяться. С них можно начать? Пока не готова шнуром и жемчугом вышивать, хотя эти техники проще освоить. Ещё раз спасибо. Настя
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Здравствуйте, Настя! Я не специалист в церковной вышивке, скорее начинающая, но отвечу вам, как сама понимаю, и что нам говорили преподаватели.
Начинать надо обязательно — от простого к сложному. Начинайте обязательно с орнаментов, набивайте руку, тренируйтесь. Вышивка ликов — это очень сложно. Иконописцев как учили — сначала они годами писали доличное, и только спустя очень многое время им разрешали писать лики, то же и с вышивальщицами. К иконе же, вообще, надо подходить очень благоговейно, тут нельзя так сразу, по-моему, захотелось — села — вышила. Если вы еще даже швов не знаете, то не нужно браться за святые образы, я вам советую и прошу.
А почему вы «пока не готовы шнуром и жемчугом вышивать»? Или вы считаете, что икону вышить проще? Тогда Вы очень глубоко заблуждаетесь. В интернете можно увидеть очень много пародий на святые образа, и всегда со скорбью печалью смотришь это идумаешь — неужели люди не понимают, что за такое вот искажение Образа им придется отвечать?
В мастерских, я знаю, два-три года ученицы учатся разным техникам, и только потом лицевому шитью.
Так что очень прошу, подумайте, с чего стоит начать.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Я, Настя, подписываюсь под мнением Татьяны. Из личного опыта могу сказать, что мне вот так же, как и Вам, однажды ужасно захотелось вышить икону ( а тогда не было ни литературы, ни инета, вообще я была лишена информации, варилась в собственном соку). Вышила я несколько икон. Я не жалею, что их вышила, но вот теперь я смотрю на них и думаю, как бы мне коренным образом переделать нимбы, вышить фон. А прорись иконы! это так важно, плохой прорисью можно испортить хорошую работу вышивальщицы. Насчет техники вышивки есть в каждом номере Убруса, и ОЧЕНЬ много, по крупицам здесь, на сайте. Если не поленитесь, будете читать форум, узнаете оч. много для себя по технике вышивки, такие важные здесь «мелочи» можно увидеть.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Настя, а Вы уже хорошо вышиваете гладью? как подготовкой к лицевому шитью может быть совершенствование этой техники. Шитье в раскол — это та же гладь, только последующий стежок расщепляется, выходит из середины предыдущего.
Еще хорошо походить на уроки иконописи, может быть у вас есть такие в воскресной школе, например? Или заниматься частным образом с иконописцем. Учиться рисунку в этом деле еще важнее, чем знать технику шитья.
Также нужно благословение духовника.
И помоги Гоподь в благом деле.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Танечка, в нашей мастерской образцы швов изучают с сентября по декабрь (4 месяца). В январе уже начинаем шить личное. Только не на образце уже , а сразу на пелене или закладке.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Да, это счастье учиться в мастерской, самому очень сложно, проверено на многолетнем опыте 🙂
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
ой,мне кажется,девушку напугали.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Не знала, Марина, простите. Но ведь целых 4 месяца все-таки изучают у вас швы!
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Марина, это все же немного другое дело — учиться шить под постоянным наблюдением учителя-мастерицы, которая сразу может поправить любой стежок, и открыть массу полезных мелочей! Не сравнить с тем, когда учишься самостоятельно , по литературе и рассматривая образцы.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Марина, а занятия эти 4 месяца сколько раз в неделю? И еще какие предметы изучаются за эти 4 месяца? Наверно, и рисунок иконный есть? И орнаментальный? Вобще интересно было бы узнать как у вас это организовано. А орнаментальное шитье когда изучается? простите что столько сразу вопросов.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Это здорово! Так много времени еще впереди остается на освоение мастерства! Но ведь, как я понимаю, на обучение шитью поступают люди, которые сдали экзамены вступительные на равных с иконописцами? А для этого нужно уметь рисовать очень хорошо! У меня есть знакомые иконописцы, которые несколько лет поступали в Икон. Школу при Лавре. При этом они уже умели писать. У нас в храме висит, например, большая икона Оптинских старцев, написанная В. М. Он писал ее еще до поступления к Вам. И не поступил в тот год. Все-таки хоть мнимальная подготовка, но нужна, мне кажется.
П. С. Хотя я в свое время начинала тоже с вышивки икон.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Леночка, действительно, к поступлению готовиться необходимо, как в любое официальное учебное заведение. Но здесь, как я поняла вопрос о том кому когда приступать к вышивке личного.
Есть следующие примеры из нашей практики: Иоанка Петрова(как гражданка Польши шла вне экзаменов) вовсе не умела не рисовать, не вышивать. Приехала к нам сразу по окончании обычной школы. Проблем ни со швами , ни с личным у неё небыло. И это «не случайность, не совпадение и не привычка» 🙂
Просто основной упор в процессе обучения лицевому шитью делается на самостоятельную работу в музее непосредственно у древних образцов.
Так же можно привести в пример тех, кто приезжает на стажировку. Время стажировщиков ограничено их возможностями, поэтому часто бывает, что начинаем прямо с личного. Некоторые из них не умеют рисовать, но с поставленными задачами справляются успешно. Опять таки, если имеют усердие посещать музей Ризницу.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Алёна, наша Мастерская является отделением Иконописной школы при Московской Духовной Академии. занятия по специальности на первом курсе всего два дня в неделю. В остальные дни очень много теоретических предметов : катехиз, литургика, церковно-славянский язык, история Нового Завета, история Ветхого завета, иконоведение и т.д.
Специального предмета по иконному рисунку на отделении лицевого шитья, к сожалению, пока нет. Но есть возможность изучать иконописание в Иконописном кружке (созданном для всех учащихся духовных школ). Нынешний 3й курс постоянно посещал кружок, и вот, к концу этого полугодия они смогли показать даже первые свои законченные иконы. Теорию и рисование орнамента девушки этого курса изучали самостоятельно, пригласив преподавателя из Дубны. Заведующий Иконописной школы о.Лука поддерживает подобные инициативы, что позволяет творчески корректировать программу с пользой для дела.
Орнаментальное шитье как таковое мы не изучаем, т.к. древний орнамент выполнялся теми самыми швами, образцы которых мы шьем с сентября по декабрь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Согласна с Elen. Рисунок, действительно очень важен. Но «неумение» рисовать не причина отказываться от идеи заниматься лицевым шитьем. Елена Юрьевна обычно в таких случаях говорит: «Вы все умеете, просто об этом еще не знаете » 🙂
Когда возникнут вопросы по рисунку, тогда понятно станет зачем он нужен и чему нужно научиться.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Большое спасибо всем за комментарии.
Татьяна, у меня нет никаких сомнений, что для вышивки ликов нужен большой опыт. То, что я хочу изучить швы, вовсе не значит, что я завтра сяду икону шить и что я легкомысленно отношусь к иконам. Извините, если моя тема создала у Вас такое впечатление. Сначала потренируюсь просто на ткани, потом на рисунках обычных людей, а когда буду довольна результатом, возьмусь за икону. А до тех пор много воды утечёт. Наверное, я неправильно выразилась, я не готова вышивать шнуром и жемчугом, потому что мне больше нравятся работы, выполненные лицевым шитьём. Я уверена, что вышить икону в такой технике гораздо труднее, чем в других. Но меня она привлекает больше всего, поэтому и хочу научиться именно ей. Может быть, я никогда не буду вышивать шнуром. А как создать лик в других техниках? Ну не лежит у меня душа к вышивке орнаментов.
Валентина, мне кажется, что всегда мы будем стремиться к совершенству. Какие бы работы мы не выполняли, позже мы увидим недостатки в них и что-то захотим изменить. Прорись я планирую изучать параллельно.
Марина, огромное спасибо за поддержку!
Елена, конечно лучше учиться в мастерской, но не у всех есть такая возможность. А желание огромное. Приходится учиться самой.
Елена, гладью немножко вышивала. А что значит последующий стежок расщепляется? Сама нитка расщепляется?
Я благодарна всем, кто откликнулся на мою тему. Каждое мнение мне интересно. Настя
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Тема интересна и для меня — давно хотелось услышать разные мнения «по поводу».
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
у вас потрясающий настрой! все будет ХОРОШО!
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Марина, у меня в связи с этим обсуждением еще неск. вопросов. По методике. Как проходит обучение по специальности? Есть ли какие-то общие занятия, теоретические или практические? Или преподаватель занимается с каждым студентом индивидуально? Я имею в виду, что каждый берет какую-то работу и делает ее под руководством преподавателя?
Предлагаю открыть отдельную тему, посвященную мастерской Лиц.шитья Икон.Школы при МДА.
И тема про методику преподавания была бы не лишней!
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Марина, очень благодарна за Ваши объяснения, они весьма полезны и придают уверенности новичкам. Если я правильно поняла, после изучения техники швов Ваши студенты работают с музейными образцами лицевого шитья. Что конкретно они изучают там? Направление швов и притенения? Пытаются ли они воспроизвести образец или просто изучают, а затем возвращаются к своей работе? Делают ли зарисовки? Я согласна с Еленой, тема о Вашей мастерской действительно помогла бы многим, кто стремится овладеть техникой лицевого шитья и была бы интересна тем, кто прекрасно ей владеет и обучает студентов. Ещё раз спасибо за Ваши комментарии. Настя
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Так как же швы-то делать?
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Помнится, Татьяна Грач выкладывала картинки из какой-то книжки. Кто даст ссылку.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Jelena! «За»! «За»! и еще раз за темы, к-рые вы предлагаете, они уж точно не лишние.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
///А что значит последующий стежок расщепляется? Сама нитка расщепляется?///
Делается стежок, а следующий стежок начинается из середины предыдущего. Таким образом шьется стебелек по форме рисунка. Дальше, последующий стебелек шьется вплотную, рядом с предыдущим.
В методичках, конечно, Вам будет понятнее.