Симметричные рисунки для вышивки

Вышивать! 12 видов вышивки и их изумительные экземпляры

О вышивке сказано и написано уже немало!

Вот что о ней пишет Википедия: «Вышивка, широко распространенный вид декоративно — прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную или на машинке на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шелковыми нитями, бисером, драгоценными камнями, блестками, монетами и т. д.» Это искусство зародилось еще в глубокой древности на Востоке. Самыми старыми сейчас считаются вышивки из древнего Китая, созданные еще в 4-5 веках до новой эры. Вот так выглядит вышивка из древнего Монгольского могильника:

А это сохранившиеся страницы из первой книги по вышивке, датированные приблизительно 1527 — 29 годами:

В этой публикации мне захотелось собрать воедино разные направления в этом виде творчества: потому, что в последнее время наравне с традиционными и общеизвестными видами вышивки, все чаще появляются новые, порой экзотические и очень необычные.

Начнем с некоторых из традиционных, наиболее известных и распространенных видов вышивки.

Вышивка крестом

Этот вид вышивки уходит своими корнями в эпоху еще первобытной культуры, когда люди стали украшать свою одежду из шкур. Вышивка крестом — это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей. Кроме креста, используются и другие виды стежков: полукрест, петит (часть креста) или бэкстич (контур). Используется для украшения различных изделий и создания вышитых картин.

Вышивка гладью

Этот вид вышивки тоже один из древнейших. Но в отличие от вышивки крестом, в основе которой лежат схемы, вышивка гладью дарит неограниченную свободу действий. В вышивке гладью стежки наносятся на полотно вплотную друг к другу, не оставляя промежутков. В этой технике часто комбинируются различные швы и приемы, и получается, так называемая, художественная гладь.

Вышивка шёлком

Этот вид вышивки является одним из видов глади, пришедшим к нам из Китая. За основу берется шелковая ткань и вышивается шелковыми нитями, которые обладают повышенной прочностью, блеском и очень яркими оттенками. Вышитые шелком картины сочетают в себе традиционную вышивку и живопись, десятки лет сохраняют свой первозданный вид.

Вышивка синелью

Синель, что в переводе с французского, означает «гусеница» – это бархатный шелковый шнур. Таким видом вышивки декорировали одежду и ткани для обивки стен еще в 18 веке.

Вышивка канителью или золотом

Канитель – это тонкая металлизированная нить, золотистого или серебряного цвета. Чаще всего такая вышивка используется при создании церковного облачения, икон, женской одежды. Вышивка золотом считается самой трудоемкой, из за сильной скручиваемости нитей.

Вышивка ришелье

Это наиболее известный вид ажурной вышивки. Основные детали узора обшиваются гладью, а промежутки удаляются, образуя узор, похожий на кружево. Если прорези слишком большие, прокладываются специальные нитяные перемычки – бриды. Техника эта появилась в Италии, а затем переместилась во Францию, где очень полюбилась кардиналу Ришелье, за что и получила свое название. С помощью этого вида вышивки создаются скатерти, салфетки и различные элементы одежды.

Вышивка-аппликация

Эта вышивка – разновидность накладного шитья, когда на основную ткань нашиваются различные кусочки, в соответствии с выбранным рисунком. Аппликация бывает плоской и выпуклой, одноцветной или разноцветной.

Самые популярные направления в этом виде – это пэчворк (лоскутное шитье)

и квилтинг (создание орнаментов и целых картин).

Вышивка лентами

Особенно привлекательна тем, что позволяет придать вышивке объем. В вышивке используются разные виды стежков и техник, а так же различные виды лент. Очень часто этот вид вышивки используется при оформлении свадеб и для создания объемных панно.

Вышивка бисером, стеклярусом, пайетками

Считается, что название «бисер» происходит от арабского «буера», что означает, маленькие капли стекла. Бисером не только вышивают картины, но и с его помощью создается множество украшений.

Изографика

Иначе, изонить, вышивка по картону, нитяная графика. Это вышивка рисунка на плотной основе. Впервые такой вид вышивки появился в Англии. Создание таким способом поделок часто используется для детского творчества.

Барджелло

Старинная флорентийская вышивка. Применяется для создания объемных красочных узоров и орнаментов. Барджелло легко спутать с гладью. Отличаются они тем, что барджелло имеет стежки одной направленности и одинаковые по размеру. В этой технике обычно создаются различные аксессуары, применяемые в интерьере.

Гобеленовая вышивка

Эта вышивка с лицевой стороны напоминает полукрест. Но отличается гобеленовый шов от полукреста тем, что стежки с лицевой и изнаночной стороны располагаются в одном строго определенном направлении. Гобеленовый шов используется для создания панно, картин, элементов одежды и ковров. Гобеленовая вышивка получается ровной и рельефной, смотрится богато и оригинально.

В следующий раз я постараюсь рассказать о новых, современных, порой экзотических видах вышивки.

Уроки дизайна вышивки. Урок 4. Симметрия

Урок 4. Симметрия, или правила спокойствия.

В этом уроке мы научимся создавать уравновешенные гармоничные композиции и откроем секрет хороших отношений в коллективе.

Что вы предпочитаете больше — конфеты или сосиски? Если бы вы были рыжим котом, думаю, что сомнений бы у вас не было. Поэтому, рассматривать понятие симметрии будем на примере с сосисками.

Симметрия в переводе с древнегреческого означает соразмерность, соответствие, неизменность, проявляемые при изменениях и преобразованиях чего-либо. В нашем случеае «что-либо» — это не кто-либо, а рыжий кот Василий, получивший от хозяйки за свою красоту и обаяние три свежих сосиски. Но, дело в том, что есть у него брат Кузьма, не менее обаятельный и привлекательный, но опаздавший к завтраку. На рисунке вверху вы видите их портрет. Кажется, что что-то не так, ощущается некое напряжение, назревает конфликт. В чем же причина? — в неуравновешенности, точнее в несправедливости. Усы, лапы, хвост те-же, а сосисок не дали.

Попробуем исправить ситуацию и дадим также и Кузе три свежих сосиски. — Совсем другое дело! Гармония и благодать, дружба, мир и всем хорошо. Это с кошачьей точки зрения, а с позиции геометрии, можно сказать, что мы выполнили преобразование отражения, то есть, получили зеркальную симметрию. Другими словами, если посадить Василия с сосисками рядом с зеркалом, то мы увидим в зеркале его копию, но в отраженном виде. Композиция стала абсолютно уравновешена. Древние греки часто использовали такой вид симметрии, полагая, что она олицетворяет идею гармонии и совершенства.

Если вам захочется глубоко изучить законы симметрии, то могу порекомендовать книгу: А.В. Шубников, В.А. Копцик «Симметрия в науке и искусстве». Мы же начнем с самого простого, необходимого и достаточного для создания дизайна вышивки, мы рассмотрим три вида симметрии: симметрия скольжения, отражения и вращения. Если вы со школьных времен боитесь геомерии — не бойтесь, смело пропускайте все текстовые описания и просто внимательно рассматривайте картинки — вы все обязательно поймете!

1. Симметрия скольжения.

Все очень просто, объяснение смысла этого вида симметрии дано в его названии. Допустим, вы хотите сделать фото Василия, сидящего на подоконнике и, для получения прекрасного снимка, просите его пару раз немного подвинуться вдоль подоконника на некоторое одинаковое расстояние. Последовательные перемещения Василия будут выглядеть примерно так, как показано на рисунке внизу, а расстояние, на которое перемещался Василий будет называться раппортом. Сам же подоконник в данном случае будет выполнять роль прямой а , вдоль которой двигался Василий и будет называться «осью переносов», в нашем случае, осью переносов кота:)

Посмотрите на рисунок внизу. Фигура А — (желтый треугольник) скользит вдоль прямой а, в результате чего мы получаем фигуру А’ — точную копию фигуры А, но смещенную на расстояние раппорта. Следует уточнить, что раппорт может быть меньше, равен или больше элемента по отношению к которому выполняется преобразование скольжения. Этот вид симметрии дает ощущение движения, очень распространен и используется при построении декоративных бордюров, а также, в сочетании с другими видами симметрии, для создания более сложных композиций.

2. Симметрия отражения (зеркальная).

Этот вид симметрии мы уже рассмотрели на примере с котом Василием в начале статьи. Уточним лишь рисунок, обозначив зеркало (а еще правильнее, след плоскости зеркала на плоскости рисунка) — прямую b. В рассматриваемом примере зеркало стоит строго вертикально и перпендикулярно плоскости рисунка, поэтому мы видим лишь его торец. Отражение Василия является его точной копией, но, все что у Василия было слева — стало справа и наоборот (сосиски были слева, хвост справа, у отражения Василия все в другую сторону). Это свойство зеркала и, соответственно, зеркальной симметрии.

На рисунке внизу желтый треугольник (фигура А) отражается в зеркале, в результате, получаем фигуру А’ — точную копию фигуры А, но, все что было слева, стало на таком же расстоянии от плоскости симметрии (прямая b) справа. Это самый распространенный вид симметрии — мы видим его повсюду в природе, а также в искусстве, технике и даже в музыке, лингвистике и других науках.

Часто симметрии отражения и скольжения используются вместе. Если вам удастся рассадить братьев Василия зеркальными парочками, затем переместить эти парочки на одинковое расстояние друг от друга, то вы получите картину небывалой красоты и умиротворения.

На следующем рисунке вы видите схему построений комбинированной симметрии отражения и скольжения. Вначале фигура А отражается зеркально относительно вертикальной плоскости симметрии, а затем обе фигуры (первоначальная А и отраженная А’) становятся единым элементом и для этого элемента выполняется преобразование скольжения (перенос) вдоль оси а на расстояние раппорта.

Рассмотрим варианты применения симметрий отражения и скольжения для создания декоративных бордюров. Как мы договорились ранее, желтый треугольник — первоначальная фигура, зеленый треугольник — ее зеркальное отражение (в этом примере для отражения мы будем использовать только вертикальные и горизонтальные плоскости симметрии, перпендикулярные плоскости рисунка). Заметим также, что преобразование отражения может быть выполнено с одной и той же фигурой несколько раз, то есть, например, мы можем отразить фигуру относительно вертикальной плоскости симметрии, а потом, уже отраженную фигуру еще раз отразить относительно горизонтальной плоскости симметрии. На рисунке ниже даны 7 вариантов симметрии бордюров (подробнее в книге А.В. Шубников, В.А. Копцик «Симметрия в науке и искусстве»).

Справа, напротив каждого примера с треугольниками, помещен пример с растительными мотивами. Синяя стрелка на треугольниках дана для удобства восприятия, она же служит ориентиром того, как следует располагать растительные мотивы для создания бордюра с заданной симметрией.

Как видите, мы получили достаточно разнообразный набор бордюров. Обратите внимание, во всех примерах, за исключением примера а), после преобразований отражения, мы имеем уже составные мотивы, которые далее участвуют в преобразованиях переноса. Открою вам еще один большой секрет — вариантов бордюров на основе представленных схем симметрии может быть гораздо больше, если перед выполнением отражения попробовать подвигать мотив, подводя его ближе или дальше к плоскости отражения, а также прислоняя его под разными углами (в примере на рисунке использовано лишь горизонтальное положение мотивов). Кроме того, данные бордюры можно использовать для заполнения больших поверхностей, располагая их параллельными рядами.

3. Симметрия вращения.

Помните, у Пушкина: «И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом. «. Если нашего Василия отправить в такое путешествие вместе с его братьями, то получим вот такую картину (при условии, что они не будут догонять друг друга, а будут ходить гуськом, с одинаковым интервалом). Это и будет симметрия вращения. Точка, вокруг которой ходит Василий с братьями — на самом деле не точка, а проекция оси, перпендикулярной плоскости рисунка. Эта самая ось будет называться осью симметрии.

На следующем рисунке симметрия вращения рассмотрена на примере с треугольниками. Фигура А осуществляет поворот вокруг оси симметрии (красная точка). Угол поворота на этом примере равен 90°, соответственно за полный оборот вокруг оси симметрии фигура совместится сама с собой: 360° : 90° = 4 раза. На рис. с) вы видите общую схему данного преобразования. Заменив треугольники на цветочные мотивы, получим декоративную розетку (рис. d). Данный вид симметрии позволяет передать вращательное «движение» в композиции.

На рисунке ниже дан еще один пример симметрии вращения, но уже совмещенной с зеркальной симметрией. Первое преобразование — отражение фигуры А относительно вертикальной плоскости симметрии. Второе преобразование — вращение плоскости симметрии, фигуры А и ее отражения — фигуры А’ вокруг оси симметрии. Фигуры А и А’ теперь становятся единым мотивом. Как и в предыдущем примере, угол поворота равен 90°. Вообще, угол поворота может быть и другим, вы просто должны предварительно решить — сколько копий вашего мотива должно уместиться в одном полном обороте, затем разделить 360° на выбранное вами количество повторений мотива. Например, вы хотите разместить 3 мотива, расчет будет таким: 360° : 3 = 120°. Если же вы решили расположить ваш мотив 7 раз, то угол поворота должен быть: 360° : 7 = 51,43° . Скажем, не очень удобный результат, но, если у вас есть транспортир, то вы с этим справитесь. Для удобства, приведу здесь таблицу «целочисленного» деления окружности, т.е. определения угла поворота, выраженного в целых градусах.

Читайте также:  Букеты вышивка крестом dimensions
Оцените статью