Складной батик техника выполнения

Техника и виды батика для начинающих – мини-энциклопедия для ищущих новое хобби

Интересуетесь интересными хобби? Не упустите возможность попробовать одну из древнейших техник рисования – батик. Немного усилий и в руках окажется настоящий шедевр.

История магического ремесла

Первые ткани с рисунками появились еще в 4 веке до н. э.. Это были материи, которые египтяне использовали для ритуального погребения мумий. В 7 веке н. э. батик начал распространятся в Китае и Японии. Это искусство стало широко известным в Персии, Шри-Ланке, Малайзии, Перу.

Пожалуй, наиболее известная своим неповторимым батиком страна это Индонезия, где искусство художественной росписи по ткани пустило корни еще в 12 веке. Вариаций традиционных изображений для батика здесь насчитывается около трех тысяч! Узоры наносятся воском – индонезийская технология относиться к горячему батику. К этому виду искусства у местных жителей отношение особое – здесь до сих пор верят в его магические и целебные свойства.

Так, например, в свадебном обряде батиковым платком принято связывать молодых, дабы объединить их души воедино. А младенцев в этих краях заведено носить, обернув в расписной шарф, переброшенный через плечо. Индонезийцы также верят, что батик имеет мощную энергетику и способен даже исцелить от недуга.

Большое значение также придается цветовой гамме – считается, что каждый цвет батика может определенным образом влиять на человеческую натуру. К примеру, сиренево-розовый помогает сохранить красоту и продлить молодость.

Читайте также:  Готовые выкройки платья с короткими рукавами

В начале 20-го века искусство батика стало особенно популярным среди некоторых племен Африки, в частности проживающих в Нигерии и Сенегале. Традиционный батик народности йоруба носит название адире – он до сих пор широко популярен среди нигерийцев.

Следуя многовековой традиции, узоры наносят крахмальной массой при помощи перьев, затем ткань окрашивают натуральным красителем в цвет индиго. Из такой ткани шьют как повседневную, так и праздничную одежду. При этом рисунки являются своеобразным кодом, несущим в себе историю племени.

Также среди африканских народностей популярен и другой способ орнаментирования материи: до погружения в краску ее прошивают или завязывают определенным образом – так мастера получают причудливые узоры на ткани. Этот способ называют также «узелковым» батиком.

Огромной популярностью он пользовался в 60–70-е годы 20-го века среди представителей движения хиппи. Благодаря такому окрашиванию ткани на одежде молодых людей появлялись яркие психоделические разводы с эффектом сияния.

Виды и классификация батика

В зависимости от техники исполнения, различают такие виды батика:

  • холодный – для этой техники контур рисунка наносится резервирующим веществом на основе бензина, резинового клея и парафина;
  • горячий – рисунок наноситься жидким восковым составом (горячим) не только на контур, но и на каждый цвет; после окончания работы воск снимают при помощи бензина;
  • узелковый – узор получают, завязывая ткань определенным способом (без использования резерва) и либо окуная в краситель, либо нанося его кистью.

Техника холодного батика

Узелковая техника батика

Иногда в отдельный вид выделяют свободную роспись, в которой контурная жидкость (резерв) не используется, а рисунок просто наносится краской.

Технология горячего батика более сложная и трудоемкая, поэтому новичкам лучше остановиться на холодном варианте. Что касается узелкового батика, то эксперименты с этой техникой в домашних условиях могут оказаться весьма интересными, причем получить впечатляющие результаты можно уже с первого раза.

Особенности техники холодного батика

Батик как хобби подойдет собранным и терпеливым людям, так как процесс этот довольно трудоемкий и длительный. Однако получив первые результаты своего творчества, вы не пожалеете ни на минуту, что выбрали именно роспись по ткани. Техника батика для начинающих мало чем отличается от техники для профессионалов. Существует ряд требований, которые необходимо выполнить прежде, чем браться за работу.

Для холодного батика хорошо иметь отдельное рабочее место – идеально подойдет балкон, или другое хорошо-проветриваемое помещение, так как вдыхать пары резервирующего вещества не слишком полезно для здоровья (в его состав входит бензин).

Если вы планируете использовать расписанную ткань для практического применения (в виде шарфа, скатерти и т.п.), то имейте в виду, что в этом случае потребуется дополнительный этап по закреплению краски – иначе при первой же стирке все краски смоются.

Существует несколько способов закрепления в домашних условиях:

    запекание изделия в духовке при температуре

150 градусов в течение 15-20 минут (ставить изделие нужно в холодную духовку, предварительно обернув в белую хлопковую ткань, после выключения духовки батик не стоит доставать в течение часа);

  • запаривание на водяной бане без контакта изделия с водой или конденсатом (в этом случае батик оборачивается в ткань и в бумагу несколько раз, а затем помещается в кастрюлю с кипящей водой так, чтобы до воды было около 5-ти сантиметров: либо привязывается к ручкам кастрюли за веревочки, либо крепится на сетку сверху);
  • закрепление утюгом происходит так: каждые 10 см кв. проглаживаются в течение 3-х – 5-ти минут (режим глажки должен соответствовать ткани);
  • Успех закрепления цветов зависит также от качества самих красок, однако в любом случае, стирать батик стоит только в прохладной воде с небольшим добавлением уксуса.

    Что нужно приготовить для первых занятий

    Пяльцы или рама

    Если вы собираетесь наносить рисунок на небольшую площадь ткани, вам подойдут пяльцы для вышивания. Если же вы хотите работать с большим форматом, вам понадобится специальная рама для батика или обычный подрамник, на котором нужно будет закрепить ткань.

    На раме ткань крепится на специальные крючки, которые обычно идут с ней в комплекте. На подрамнике можно закрепить ткань с помощью нитки и иголки так, чтобы сама ткань не соприкасалась с рамой. Возможен и более простой вариант: закрепить ткань кнопками или мебельным степлером (естественно с шелком так поступать не стоит).

    Ткань

    Для батика лучше всего использовать тонкие натуральные ткани: шелк, батист, двунитку. Плотная ткань не подходит, так как резерв может не пройти сквозь толстые волокна и в этом месте затем возникнет «взрыв» краски – один цвет будет затекать на территорию другого. Для начинающих художников лучше остановить свой выбор на батисте.

    Бумага

    Для предварительного эскиза вам потребуется лист тонкой бумаги такого же размера как область рисунка на батике.

    Материалы и инструменты

    Краски, резервирующее вещество, стеклянная трубочка для резерва – обычно все это есть в наборе для батика. Иногда можно встретить контурную жидкость, уже готовую к нанесению, – в виде тубы с тонким наконечником. В таком случае стеклянная трубочка не понадобится.

    Можно пойти и более сложным путем – сварить резерв в домашних условиях, а вместо трубочки приспособить бутылочки с подходящими насадками. Однако варить смесь из бензина и резинового клея – занятие не только не из приятных, но еще и пожароопасное.

    Поэтому приобрести готовый набор материалов из всего, что нужно для батика – наилучший вариант. Краски в нем чаще всего идут в виде жидкости, реже в виде порошка, который нужно развести с водой.

    Для работы с батиком лучше всего надевать рабочий халат или одежду, которую не жалко запачкать, так как с выведением пятен от краски могут возникнуть проблемы. Кисти для батика должны быть не жесткие – идеально подходят мягкие синтетические или беличьи.

    От подготовки к шедеврам

    Этапы работы над батиком:

    1. На первом этапе нужно натянуть ткань так, чтобы она не провисала; часто мастера батика предпочитают натягивать материю в мокром виде – после высыхания она становится более упругой;
    2. на втором этапе ведется подготовка эскиза – его рисуют на бумаге карандашом, хорошо надавливая на стержень.
    3. На третьем этапе эскиз переводится на ткань – бумагу закрепляют под материей, чтобы линии рисунка можно было обвести на ткани карандашом (для этой цели подойдет мягкий карандаш).
    4. На четвертом этапе следует обвести контуры резервом – он останется белым (при желании можно окрасить резерв с помощью подходящего пигмента); резерв набирается таким образом: носик стеклянной трубочки опускается в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставляется резиновая спринцовка, с помощью которой жидкость всасывается в трубочку.
    5. На пятом этапе нужно провести проверку контура – после полного высыхания резерва на батике нужно кистью смоченной в воде пройтись по всему рисунку по одну сторону от контура, и через несколько минут проверить, не перешла ли вода за линию резерва; если вы обнаружили места, где контур оказался слабым, нужно после полного высыхания ткани снова пройтись резервом по этим местам;
    6. На шестом этапе происходит окрашивание батика.
    7. На седьмом этапе батик снимается с рамы и закрепляется при помощи запекания, запаривания или проглаживания.

    После окончания сеанса, резерв нужно выдуть обратно в емкость и прополоскать трубочку в бензине, иначе остатки резервирующего вещества затвердеют, и инструмент будет не пригоден для дальнейшего использования. Готовую работу хорошо оформить в раму с широким паспарту.

    Интересный эффект получается от нанесения крупной соли на влажную окрашенную ткань – она оставляет белесые разводы, впитывая в себя часть краски. Иногда, мастера батика умудряются создавать интересные композиции, пользуясь исключительно этим приемом, даже без использования резерва.

    От хобби к профи

    Занимаясь росписью ткани, вы непременно почувствуете свою причастность к высокому искусству. Батик в качестве хобби сегодня особенно популярен. Это связано, прежде всего, с тем, что этот вид творчества открывает перед начинающим художником огромные возможности для самореализации. Посвящая время батику, вы будете постоянно находиться в поиске новых идей, тем или приемов. А ощутив прелесть растекания красок по материи, рисование по бумаге покажется вам скучным занятием.

    Шарф в технике батик

    При серьезном подходе к работе вы сможете вскоре стать настоящим профи в этом деле. Большинство людей, для которых батик является основным доходным занятием, когда-то начинали с него в качестве хобби. К тому же роспись по шелку и сейчас ценится очень дорого и, воспользовавшись нашими советами, вы сможете заработать на этом хобби.

    Автор: Рита Бергман, специально для интернет-журнала Женские увлечения.

    Батик своими руками: холодный, горячий, узелковый, складной, свободная и аэрографическая роспись

    Батик – обобщенное название разнообразных техник и способов художественной росписи по ткани. Этот вид рукоделия основан на принципе резервирования ткани, который заключается в нанесении на ткань определенного состава с целью выделить и сохранить определенный узор. Другими словами на ткань наносится не пропускающий краску состав (парафин, канифоль, бензин, резиновый клей, некоторые виды смол, лаков и др.) в тех местах, которые должны остаться неокрашенными, и таким образом, образовать узор или, как говорят художники, зарезервировать от краски ткань. Существует несколько разновидностей батика : холодный, горячий, складной, узелковый, свободная и аэрографическая роспись, отличающихся между собой методом резервирования ткани.

    Ученые до сих пор точно не установили, где появился первый батик. По одной из версий родиной батика является остров Ява (Индонезия), так как именно там была найдена основная масса остатков батика, выполненных с поистине потрясающим мастерством. А если перевести слово «батик» с индонезийского, то получится «капля воска». Также при раскопках батик был обнаружен на Ближнем Востоке, в Египте, Индии, Японии, Китае, Турции, странах Западной Африки.

    Холодный батик

    Метод холодного батика выполняется следующим способом. Ткань при помощи булавок и ниток закрепляют на раме, после чего карандашом наносят контур рисунка. Затем в фарфоровую или стеклянную емкость переливают необходимое для работы количество резервирующего состава. Одним из наиболее распространенных резервирующих составов для холодного батика является смесь 400 г бензина, 400 г резинового клея, 100 г парафина, 4 г канифоли. Этот состав при помощи груши засасывают в трубочку. Кончиком трубочки по контуру карандаша наносят резервирующий состав, причем главным и обязательным условием здесь считается замкнутость и непрерывность контура, в противном случае краска расплывется по натянутой ткани.

    После того, как резервирующий состав нанесен, ткань следует хорошо высушить, что обычно занимает не более 1 часа, а затем проверить надежность и целостность контура. Для этого нужно на отдельные части ткани, которые замкнуты контуром, нанести при помощи кисти воду, содержащую пару капель жидкого мыла или шампуня. В случаях, когда резервирующий состав нанесен небрежно, буквально через несколько минут вода начнет просачиваться через промежутки в контуре, и за границей резерва появятся темные пятна. Если такое произошло, то места нарушений нужно отметить карандашом, затем высушить ткань и нанести резервирующий состав еще раз, причем сделать это лучше с изнаночной стороны. Убедившись в надежности нового резерва, можно производить окрашивание ткани.

    Обычно краски для батика очень концентрированные, поэтому их нужно разбавлять содовым раствором. Для приготовления раствора вам понадобится вода и обычная пищевая сода: 1 стакан теплой кипяченой воды смешивают с 1 чайной ложкой соды (для зеленых, синих, красных, желтых красителей); или с 0,5 чайной ложки соды (для темно-коричневых и черных красителей). Краски и содовый раствор смешивают в пропорции 1:1. Разбавленные краски для батика хранят не более 2-х дней.

    Готовую краску наносят на ткань при помощи кисти или ватного шарика, накрученного на небольшую палочку. Рекомендуется сначала закрасить светлые элементы рисунка, и только потом приступать к более темным частям. Краска легко растекается по ткани, однако при окрашивании относительно больших площадей, что особенно касается натурального шелка, влажную поверхность нужно равномерно протирать куском ваты во избежание появления разводов.

    После окраски изделие следует высушить, снять с рамы и подвергнуть термической обработке паром. Для этого вам понадобится большая кастрюля, бак или ведро, в которое нужно будет налить воду, причем толщина водяного слоя не должна превышать 6 см. Ткань оборачивают в бумагу или другую ткань так, чтобы окрашенные части не соприкасались друг с другом, при этом складывать работу можно произвольным образом. Затем нужно взять веревку из синтетических нитей, протянуть ее от ручки до ручки кастрюли, и подвесить на нее сверток с работой, предварительно перевязанный веревкой.

    Крышку кастрюли снизу и сверху необходимо закрыть свернутым в два раза полотенцем (желательно махровым), после чего емкость можно ставить на плиту. Для изделий, имеющих небольшие размеры и свернутых в 3-4 раза, время запаривания обычно не превышает 30 минут, для больших работ этот процесс может занять до 80 минут. После того, как изделие прошло паровую обработку, его можно дополнительно обработать горячим утюгом с изнаночной и лицевой стороны.

    Далее батик-изделие ополаскивают сначала холодной водой, потом горячей и стирают с мылом вручную. Натуральный шелк после стирки следует обработать раствором уксуса (на 1 л воды 2 ст. ложки 9% уксуса) в течение 10 минут при комнатной температуре. Хлопковые, вискозные и льняные ткани после стирки нужно прокипятить два раза по 5 минут в растворе стирального порошка, который предназначен для цветного белья. Готовое влажное изделие необходимо проутюжить сначала с изнаночной, а затем с лицевой стороны.

    Горячий батик

    Основное отличие метода горячего батика от холодного заключается в том, что в первом случае в качестве резервирующего состава используется расплавленный парафин (стеарин, воск или их смесь). Последовательность действий следующая: расплавленный парафин при помощи специальной медной лейки или кисти наносят на ткань в тех местах, которые должны остаться белыми, после чего всю ткань заливают светлым красителем.

    Когда ткань высохнет, воском закрывают те участки, которые должны быть окрашены в светлые цвета, остальное же пространство окрашивают в более темные оттенки. Такой цикл: нанесение резервирующего состава – окрашивание – сушка, может выполняться несколько раз в зависимости от цветового решения рисунка, и заканчиваться нанесением черной краски.

    С готового изделия воск удаляют путем проглаживания его горячим утюгом с лица и изнанки, закрытых несколькими слоями газеты. Газетные листы следует менять по мере того, как они пропитываются воском. Однако рисунок на таком изделие все же остается защищенным от атмосферной влаги остатками парафина, благодаря чему изделия можно не запаривать. Исключение составляют только вещи, предназначенные для интенсивной эксплуатации (например, предметы одежды), которые после росписи необходимо постирать и прокипятить 4 раза по 10 минут в растворе стирального порошка, который не содержит отбеливатели.

    Оцените статью