Где начинать вышивку?
Итак, мы, наконец-то, готовы сделать первые крестики на новой канве, подготовленной к вышивке.
С какого же места правильно начать вышивку схемы? В центре ли канвы? Вверху слева? В правом нижнем углу?
Давайте в этом разберемся!
Вышивка должна располагаться в центре канвы – это аксиома.
Чтобы найти центр канвы, надо сложить ее пополам, затем еще раз пополам.
Место пересечения сгибов – это и есть центр канвы.
Нужно отметить найденный центр карандашом или каким-либо другим, удобным для вас способом.
Хотя сама вышивка должна быть в центре, место начала вышивки зависит только от ваших навыков, предпочтений и удобства. Т.е. если вам удобно начинать снизу – начинайте снизу, если нравится сверху – начинайте сверху. Процесс вышивки должен приносить удовольствие и не напрягать, поэтому наши предпочтения стоят на первом месте.
Но для людей, которые только-только начинают знакомиться с вышивкой крестиком и не знают еще своих предпочтений, есть несколько советов по выбору места начала вышивки.
- Начало в середине. Начинайте вышивать от центра вышивки (пересечение сгибов), во-первых вы будете уверены, что вышивка находится точно по центру и никуда не «уехала», во-вторых центральная часть вышивки обычно и самая значимая – вышивать ее намного интереснее чем все остальное.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Сколько отступать от края при вышивке
ЧТО ТАКОЕ РАЗМЕТКА И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА
Любая схема для вышивки крестом имеет разделение на квадраты 10 на 10 символов. У некоторых производителей встречается разметка 20 на 20 или 5 на 5 символов, в зависимости от сложности схемы. Нанесение на ткань такой же сетки квадратов, как и в схеме, и есть та самая разметка канвы.
В результате на канве имеем ту же систему координат, как и на схеме.
ПЛЮСЫ вышивки с разметкой:
+ отсчет крестиков ведется в пределах квадрата 10 на 10 символов или целыми квадратами и, таким образом, уменьшается количество ошибок, возникающих при подсчете клеточек ткани;
+ ориентируясь на линии разметки на ткани, легко проверить правильность только что вышитого крестика по расположению этого крестика слева или справа от линии разметки;
+ при вышивке по цветам разметка канвы облегчает поиск места для вышивки участка определенного цвета;
+ перед началом процесса вышивки определены границы будущей картины и можно спокойно начинать процесс вышивки не переживая о том, что окажется недостаточно ткани с какой-либо стороны.
Но, у вышивки с разметкой есть и МИНУСЫ:
— при некоторых способах нанесения разметки ее очень трудно удалить с ткани после завершения процесса вышивки;
— ошибка в разметке приводит к большому количеству ошибок при вышивке, но этот минус можно исключить, проявив повышенное внимание к процессу нанесения разметки;
— сам процесс нанесения разметки занимает определенное время и как раз тогда, когда хочется побыстрее приступить к вышивке.
РАЗМЕТКА КАНВЫ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВЫШИВКИ
. ПРОДОЛЖЕНИЕ.
КАК И ЧЕМ НАНОСИТЬ РАЗМЕТКУ НА КАНВУ
Для начала о том, чем наносить разметку.
Самый простой и самый первый испытанный мной способ – это разметка канвы простым карандашом.
Что еще может быть проще? Такой карандаш есть в каждом доме, он хорошо виден на белой канве, рисует тонкие линии и держится на ткани на протяжении всего процесса вышивки, каким бы долгим этот процесс не был.
Но большой сюрприз меня ожидал в финале вышивки.
Когда я начала стирать готовую работу, а это была девушка с лошадью от Lanarte в пастельных тонах и с неполной зашивкой фона. Разметка просто не отстирывалась! Потратив определенное количество нервов и усилий на стирку, я все-таки победила простой карандаш!
И с тех пор этим способом разметки я не пользуюсь и другим категорически советую не пользоваться.
Следующим способом была разметка канвы нитками контрастного цвета.
После приключений с простым карандашом, этот способ казался мне простым и безопасным. Нитка с иголкой точно есть у каждой вышивальщицы, яркая нитка очень хорошо видна на канве любого цвета, а после завершения вышивки, прошитую наметочным швом нитку, легко и быстро можно вытянуть.
Но разметка канвы нитками наметочным швом оказалась не очень быстрым делом. А после завершения вышивки меня снова ожидал сюрприз.
Нитки наметки в некоторых местах оказались пришиты крестиками к канве, и вытянуть их было не так легко, как я думала. Пришлось снова приложить определенные усилия, чтобы избавится от разметки.
В результате эксперимента, разметка канвы нитками была признана методом безопасным, но трудоемким.
Более удобным вариантом разметки этого типа, является разметка канвы мононитью.
Мононить похожа на тонкую леску, ее нельзя проткнуть иглой и пришить к канве. В отличие от швейной нити, которая состоит из нескольких тоненьких ниточек скрученных в одну общую нить, легко протыкается иглой и, таким образом, пришивается к канве.
Но и у такой чудесной нити есть свои недостатки.
Мононить, как любая леска, очень скользкая и ее трудно закрепить на канве в начале разметки.
В продаже встречается мононить только двух цветов: прозрачного и черного. И не один из этих цветов не подходит для разметки черной канвы.
РАЗМЕТКА КАНВЫ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВЫШИВКИ
. ПРОДОЛЖЕНИЕ.
Мне все-таки хотелось ускорить процесс нанесения разметки, и следующим способом была разметка канвы ВОДОРАСТВОРИМЫМ МАРКЕРОМ ДЛЯ ТКАНИ.
Это специальный маркер для ткани голубого цвета. Купить такой маркер для разметки канвы можно в любом магазине для шитья за небольшие деньги.
Наносится быстро как фломастер, смывается холодной водой при финальной стирке готовой работы.
Но этот быстрый способ все же нельзя назвать самым безопасным. Разметку мы наносим перед началом вышивки, а если работа большая и сложная процесс вышивки может занять длительное время. А как поведет себя маркер при стирке готовой работы через полгода или год неизвестно.
Также ткань с такой разметкой нельзя гладить утюгом и стирать в теплой воде, иначе разметка закрепится и ее уже будет невозможно удалить.
Не рекомендуют использовать маркер для разметки канвы с тонированным или окрашенным фоном, так как маркер может вступить в химическую реакцию с краской на канве и оставить след в виде клеток разметки.
Несмотря на все страшные недостатки этого метода, при финальной стирке работы не было ни одного сюрприза. Вся разметка очень быстро растворилась в холодной воде не оставив и следа.
На данный момент это мой любимый способ разметки. А канву для больших работ я размечаю по частям перед началом отшива определенного участка.
Вариантами такой разметки могут быть разметка ИСЧЕЗАЮЩИМ МАРКЕРОМ.
Исчезающий маркер для разметки канвы обычно розового или фиолетового цвета, также легко наносится на канву и самостоятельно исчезает через определенное время. Очень удобно для небольших работ или разметки определенного участка.
Но весь сюрприз в том, что он держится на канве недолго, исчезая без предупреждения. Вчера нанесенная разметка сегодня уже улетучилась.
Каждый день начинать вышивку с разметки – выше моих сил, так и вышивку возненавидеть недолго. Поэтому исчезающим маркером я не пользуюсь.
КАК НАНОСИТЬ РАЗМЕТКУ
Я начинаю наносить разметку с определения центра у заданного отрезка ткани.
Складываю ткань пополам, обозначая, таким образом, одну ось, разворачиваю и складываю снова пополам, только уже в противоположном направлении, обозначаю вторую ось. Пересечение этих осей и есть искомый центр.
Теперь нужно найти центр на схеме.
Тут все гораздо проще, обычно центр схемы обозначен стрелочками. Идеальный вариант, когда центральные оси совпадают с линиями разметки схемы. Тогда нашим осям координат на ткани для вышивки ставим соответствующие номера из схемы и можем смело наносить разметку, отсчитывая необходимые 5, 10 или 20 клеточек.
Но, как известно, в жизни идеал встречается редко или не встречается вовсе. Поэтому, центральные оси на схеме почти никогда не совпадают с линиями разметки. В таком случае, я нахожу на схеме ближайшие к центру линии разметки по вертикали и по горизонтали. Отсчитав от центра ткани необходимое количество крестиков, наношу эти линии на ткань и уже от этих линий продолжаю разметку.
Если предстоит отшив большой многостраничной схемы, у которой разметка начинается с угла, определяю границы будущей вышивки и наношу разметку с нужного угла. В дополнение к основной разметке можно также обозначить границы страниц схемы.
На привычную всем аиду разметку легко нанести маркером под линейку, разложив ее на столе. А ткани равномерного переплетения удобнее размечать, предварительно натянув на раму.
Секреты вышивки крестом с чистой изнанкой. Часть 1
Всеми нами любимая вышивка крестом так же, как и другие виды рукоделия, имеет свою историю. Нет точных сведений о том, где и когда появилась вышивка вообще, и когда вышивка крестом выделилась в отдельный вид. Ведь оригинальных вышивок, датируемых ранее ХII века, почти не осталось. Но изображения одежды и предметов интерьера свидетельствуют о том, что вышивка появилась намного раньше. В разных странах узоры отличались по стилю и используемым цветам. В вышивке отражались национальный колорит и собственное видение красоты каждого народа.
В России и Беларуси вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке и постепенно вышивка приобретала все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода.
С ХVIII века она вошла в жизнь всех слоев населения. Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами крестьянства. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагались на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (то есть по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до сегодняшнего дня сохраняются древние символы. Главным узором народных вышивок крестом является орнамент и стилизованные изображения животных и птиц.
В каждой местности были свои особенности и приемы вышивки крестом. Наибольшее распространение получил односторонний простой полный крест, дающий по лицевой стороне изделия крестики, а по изнаночной — вертикальные или горизонтальные стежки (важное значение при этом придавалось «чистой» изнанке).
Простой односторонний крест состоит из двух наклонных скрещивающихся стежков, при этом, как правило, нижний стежок направлен из левого нижнего угла в правый верхний, а верхний стежок — из левого верхнего угла в правый нижний.
Основные требования к вышивке:
1. Крестики должны быть одного размера. Вершины всех соседних крестиков должны совпадать.
2. Все верхние стежки крестиков должны лежать в одном направлении.
3. На лицевой стороне должны быть наклонные скрещивающиеся стежки, а на изнанке — или горизонтальные, или вертикальные, но лежащие только в одном направлении.
4. При замене ниток их концы следует прятать с лицевой стороны под крестиками, поэтому толщина вышивальной нити должна быть достаточной для того, чтобы прикрывать ткань в промежутках между стежками крестиков.
5. Стежки на изнанке должны быть короткими. Допускается делать протяжки ниток длиной не более 1 см, желательно перевивая нитку с соседними «попутными» стежками. При необходимости более длинной протяжки нитку нужно обязательно перевивать с соседними стежками. Если это невозможно, далеко отстоящую часть мотива следует вышивать отдельной ниткой.
6. При необходимости в крестике можно выполнить дополнительный стежок, то есть продублировать верхний или нижний стежок.
7. Переход в нужную точку узора следует выполнять на лицевой стороне под крестиками. Поскольку нить в этой точке должна выходить с изнанки, то после протягивания под крестиками следует вывести нить на изнанку в точке, ближайшей к нужной, и сделать изнаночный стежок с выходом на лицевую сторону в нужной точке. При невозможности перехода под крестиками кончик нити следует закрепить и нить отрезать.
Практические рекомендации перед началом работы.
Узоры геометрического характера отличаются высокой технологичностью. Для её повышения часто используют прием обрамления орнаментальной полосы швом «косичка», облегчающим переход от элемента к элементу.
Для выполнения конкретного узора нужно в первую очередь внимательно его рассмотреть и выбрать направление стежков на изнанке (горизонтальное или вертикальное), то есть проанализировать возможность и удобство перехода от элемента к элементу узора.
Большинство узоров возможно выполнить двумя способами (с горизонтальными или вертикальными стежками), для некоторых бывает пригоден только один из них.
В упражнениях рассмотрены варианты прохода вышивальной нити в различных ситуациях. Любой выбранный для вышивания рисунок можно разложить на элементы (горизонтальные, вертикальные, наклонные ряды крестиков и их сочетания) и свести к различным комбинациям этих элементов.
Один и тот же узор можно выполнить несколькими способами с одинаковым результатом. Выбирать следует оптимальный вариант, то есть наиболее удобный для конкретного человека.
Упражнения для освоения вышивания крестом с «чистой» изнанкой.
При вышивании крестом с «чистой» изнанкой используется способ неполного креста. Смысл этого способа состоит в том, что при первом проходе вышивальной нити в некоторых крестиках выполняются два стежка (верхний и нижний), в некоторых — только один из них, а некоторые крестики из технологических соображений вообще пропускаются. При втором, то есть обратном проходе вышивальной нити выполняются недостающие стежки в неполных крестиках, а также пропущенные крестики.
Схемы прохода нити в упражнениях приведены в определённом положении, исходя из их графического удобства, чтобы нагляднее проиллюстрировать последовательность выполнения элементов. При этом нужно учитывать, что при выполнении упражнений следует поворачивать работу так, чтобы рука двигалась справа налево (это наиболее эргономически целесообразное направление движения). Значок * на схемах обозначает точку начала следующего стежка. Стрелками показано направление движения нити.
1. Горизонтальные ряды.
1.1. Ряд сплошных крестиков выполнять справа налево в один проход нити без возврата в начальную точку.
1.2. Ряд сплошных крестиков выполнять в два прохода нити (то есть с возвратом в начальную точку): сначала ряд нижних стежков крестиков прошить справа налево, затем повернуть работу на 180° и на обратном пути поверх нижних стежков прошить справа налево ряд верхних стежков крестиков.
1.3. Ряд разреженных крестиков выполнять слева направо в один проход нити (без возврата).
1.4. Ряд сплошных крестиков выполнять слева направо в один проход нити (без возврата) аналогично ряду разреженных крестиков (см. упражнение 1.3), при этом каждый раз после выполнения нижнего стежка очередного крестика следует сначала выполнить крестик, покрывающий оставленный зазор, а затем верхний стежок неполного крестика.
1.5. Двойной ряд разреженных крестиков выполнять слева направо без возврата в начальную точку.
2. Вертикальные ряды.
Вертикальные ряды крестиков следует выполнять только в два прохода нити с возвратом в начальную точку.
2.1. Одиночный вертикальный ряд крестиков.
Сначала нужно выполнить ряд нижних стежков крестиков в направлении снизу вверх, затем перекрыть их верхними стежками в направлении сверху вниз.
2.2. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседний ряд, находящийся справа на уровне верхнего крестика.
Сначала выполнить ряд наклонных нижних стежков крестиков в направлении снизу вверх, повернуть работу на 180° и перейти на соседний ряд, где выполнить ряд нижних стежков и перекрыть их верхними стежками. Затем снова перейти на первый ряд и, перекрывая сделанные нижние стежки верхними, вернуться в начальную точку.
2.3. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседний ряд, находящийся слева на уровне верхнего крестика выполнять аналогично упражнению 2.2.
2.4. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседние ряды, находящиеся справа и слева на уровне верхнего крестика.
Выполняя упражнение аналогично упражнению 2.2, целесообразно сначала перейти на соседний ряд, который находится справа, а затем на тот, что слева (см. упражнение 2.4.1). В противном случае на изнанке образуется протяжка длиной в три клетки (см. упражнение 2.4.2). И хотя это вполне допустимо, всё же в первом случае изнанка будет выглядеть чище.
2.5. Прямоугольник, состоящий из нескольких вертикальных рядов крестиков.
Выполнять упражнение можно 3-мя способами.
В первом случае (упражнение 2.5.1) нить движется по пути, напоминающем змейку, в два прохода «туда — обратно», при этом выполнение вертикальных рядов, как в упражнении 2.1, сочетается с переходом от ряда к ряду, аналогичным переходу от крестика к крестику в горизонтальном ряду, как в упражнении 1.2.
Второй случай (упражнение 2.5.2) — сочетание выполнения вертикальных рядов, как в упражнении 2.1, с переходом от ряда к ряду, аналогичным переходу от крестика к крестику в горизонтальном ряду, как в упражнении 1.1.
Третий случай (упражнение 2.5.3) — сочетание выполнения вертикальных рядов, как в упражнении 2.1, с переходом от ряда к ряду, аналогичным переходу от крестика к крестику в горизонтальном ряду, как в упражнении 1.4.
2.6. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседний ряд, находящийся справа ниже уровня верхнего крестика.
Сначала выполнить ряд нижних стежков, затем закрыть один крестик верхним стежком и перейти на соседний ряд. Далее поступать аналогично упражнению 2.2.
Подобным образом следует поступать, если соседний ряд крестиков находится слева.
2.7. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседние ряды, находящиеся справа и слева ниже уровня верхнего крестика.
Здесь возможны три варианта.
В упражнении 2.7.1 сначала нужно выполнить ряд нижних стежков до уровня правого соседнего ряда, перейти на правый ряд, выполнить его полностью, затем перейти на левый ряд, выполнить его полностью. После этого вернуться на центральный ряд, выполнить сверху недостающий нижний стежок. Затем, двигаясь вниз, закрыть все неполные крестики (то есть, выполняя центральный ряд, по пути «туда» выполнить оба «довеска», а затем вернуться обратно).
В упражнении 2.7.2 сначала выполнить ряд нижних стежков до уровня правого соседнего ряда, перейти на правый ряд, выполнить его полностью. Затем вернуться на первый ряд, выполнить недостающий нижний стежок крестика, закрыть один верхний крестик вторым стежком. После этого перейти на левый соседний ряд, выполнить его полностью. Затем вернуться на первый ряд и, двигаясь вниз, закрыть все неполные крестики (то есть, выполняя центральный ряд крестиков, правый «довесок» выполнить по пути «туда», а левый — по пути «обратно»).
В упражнении 2.7.3 сначала выполнить все нижние стежки центрального ряда, затем закрыть один верхний крестик, перейти на правый ряд и выполнить его полностью. После этого перейти на левый ряд, выполнить его полностью, вернуться на первый ряд и закрыть оставшиеся неполные крестики (то есть, выполняя центральный ряд, оба «довеска» выполнить по пути «обратно»).
2.8. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседний ряд, находящийся справа выше уровня верхнего крестика.
Здесь возможны два варианта.
В упражнении 2.8.1 выполнить ряд нижних стежков, перейти на соседний ряд, выполнить стежок крайнего верхнего крестика ряда. Так как он ложится в направлении не нижнего стежка, а верхнего, второй стежок этого крестика нужно не укладывать поверх первого, а протягивать под ним. Далее следует выполнить оставшиеся нижние стежки правого ряда, закрыть их верхними, перейти на первый ряд и закрыть оставшиеся неполные крестики.
В упражнении 2.8.2 выполнить ряд нижних стежков, перейти на соседний ряд и далее, двигаясь вниз, выполнить нижние стежки соседнего ряда, пропустив его верхний крестик. Затем выполнить верхние стежки этого ряда, а также верхний стежок недостающего крестика, «поднырнуть» нижним его стежком под верхний, перейти на первый ряд и закрыть неполные крестики.
Подобным образом следует поступать, если соседний ряд крестиков находится слева.
2.9. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседние ряды, находящиеся справа и слева выше уровня верхнего крестика.
Выполнить нижние стежки центрального ряда, перейти на правый ряд и выполнить его аналогично упражнению 2.8.1 или 2.8.2. Затем перейти на левый ряд, таким же способом полностью выполнить его, вернуться на центральный ряд и закрыть неполные крестики.
2.10. Закрепление навыков.
Это упражнения, обобщающие некоторые предыдущие.
В упражнении 2.10.1 нить при первом проходе (на пути «туда») следует вести по рядам «змейкой», как в упражнении 2.5.1, но переходы от ряда к ряду осуществлять по-разному, так как ряды по отношению друг к другу расположены либо на уровне крайнего крестика, либо со сдвигом (см. упражнения 2.2, 2.6, 2.8). После первого прохода часть крестиков оказывается выполненной полностью, а часть — не полностью. Во время второго прохода (на обратном пути) нужно закрыть все оставшиеся неполные крестики.
В упражнении 2.10.2 второй ряд находится выше уровня первого ряда на 6 крестиков. В данном случае переход от первого ряда ко второму осуществлять способом, описанным в упражнении 2.8, нецелесообразно, так как 6 крестиков придётся выполнять в обратном порядке (сначала верхние стежки, затем нижние). Рациональнее будет пропустить эти 6 крестиков, выполнить в этом ряду только два нижних (из них первый — не полностью, второй — полностью) и перейти на третий ряд. Затем нужно выполнить все его нижние стежки и уже с третьего ряда вернуться на второй, где выполнить полностью недостающие шесть крестиков в обычном порядке (сначала нижние стежки, затем верхние), после чего перейти на четвёртый ряд и продолжить работу до последнего ряда. Во время второго прохода закрыть все оставшиеся неполные крестики.