Символизм традиционной русской рубахи
Народные мотивы в одежде являются неизменным вдохновением современной моды. Только этника может внести в тот или иной элемент гардероба неповторимую изюминку гармоничной индивидуальности и наделить его особенным характером. Славянская культура всегда рождает особый интерес, так как национальные костюмы в русском стиле неизменно харизматичны и самобытны. Именно по этой причине русская рубаха все чаще появляется в коллекциях знаменитых дизайнеров, при этом, не только отечественных.
Немного истории
Основу любого славянского национального костюма во все времена составляла рубаха. Истоки появления русской традиционной рубахи берут свое начало в древние времена старообрядцев и язычников. Первое известное ее название — косоворотка. Особенность такого одеяния состояла в том, что ворот ее был скроен по косой, а не привычным всем образом посередине.
Традиционная славянская косоворотка
Именно такое положение ворота дало название этой старинной русской рубахе
По мнению историков глубоко изучающих славянскую культуру, считается, что крой косоворотки позволял не выпадать нательному крестику во время работы.
Как правило, такой косой ворот рубахи был смещен в правую сторону, а первые упоминания о такой одежде относятся к 15 веку. Рубаха широко использовалась мужчинами в обиходе, носилась на выпуск, подпоясывалась кушаком или поясом.
Подпоясанный мужчина в русской косоворотке выглядел более статным
Если обратиться к более древним старославянским временам, то происхождение слово «рубаха» произошло от созвучных «рубъ», что означало «рубище, полотно», а также слова «руш» (рвать, рушить). И это не является простым совпадением! Изначально рубаха представляла собой скромное и простое по крою одеяние: туникообразное полотнище, сложенное вдвое, с прорезью для головы.
Первые рубашки отнюдь не шили или резали, а руками отрывали кусок ткани. В результате несложной эволюции, к такому одеянию добавились длинные и свободные рукава. Первые рубахи шились из конопляного волокна, и только многим позже миряне стали использовать хлопковое и льняное полотно.
Что касается женской рубахи, то ее история не менее богата на события, нежели мужская. Первые рубашки считались нижней одеждой и надевались под платья и сарафаны. Крой их был свободным, длинным, именовалась такая одежда «стан».
Такая женская нижняя рубаха была популярна в 13 веке
Существовали всевозможные рубашки для различных жизненных случаев: для ворожбы, для работы на поле (покосные), для кормления младенцев, обрядовые или праздничные. Особенно интересной моделью такой рубахи в народном стиле, с точки зрения истории, до сих пор считается рубаха-порукавка. Особенность ее заключалась в особо длинных рукавах, которые нередко доходили до пола. В них были прорези для того, чтобы свободно висящие рукава можно было завязывать за спиной, или же рукав собирался в складки и закреплялся специальными наручнями. Такая модель предназначалась для ворожбы и всевозможных магических старославянских обрядов, а вот работать в ней было крайне неудобно. Именно такая рубаха породила всем известное выражение: «Работать спустя рукава!».
Рубаха для ворожбы украшалась особым орнаментом
Как и любой элемент, составляющий национальный костюм, рубаха имеет интересную и колоритную историю, интерес к которой не утрачен и по сей день.
Орнаменты и символизм
У каждого народа есть множество тайн и секретов, над разгадкой которых «бьются» ученые, а также интересующиеся древними русскими традициями и национальной символикой. Славянская символика и сегодня является одной из наиболее магических, рождая немало вопросов и сегодня. Традиционно любая одежда в этническом стиле украшалась вышивкой, особенно в этом искусстве преуспели представители трудолюбивых славянских народов.
На данный момент известна масса исконно славянских орнаментов
Наносились такие узоры на одежду, предметы быта и т.п
Издавна считалось, что национальная одежда не только обладает эстетическим колоритом, но и имеет обережные свойства. На Руси особое внимание уделялось вышивке. Славяне считали, что внешняя оболочка человека отражает его внутреннюю суть, является зеркалом его души. Именно поэтому особая атрибутика и декор рубахи являлся мощной защитой против скверны, недоброго глаза и зависти. Славяне стремились жить в ладу не только с собой и своим миром, но и с Матерью-Природой. Славяне верили, что быть в согласии с природой — это значит, сохранять и преумножать ее богатство! Поэтому вышитая вручную рубаха — это отражение духовности и символ нравственности.
Благодаря вышивке, обычная одежда превращалась в мощный оберег
Каждый элемент декора рубахи, будь она мужской или женской, имел свое глубокое значение:
- Берегиня. Образ Женщины-Берегини — заглавный на Руси и мощный славянский оберег. Изображение женской фигуры с птицами в руках, солнечными знаками или дарами природы — это символ счастья, духовного и материального богатства.
Этот символ вышивался на предметах обихода и одежде
Один из вариантов изображения Берегини
- Барвинок — олицетворение неувядающей жизни.
- Ласточка. Традиционный славянский символ, олицетворяющий весну, успех и счастье, которое приносит на своих крыльях ласточка.
- Маки. На Руси верили, что вышитые на рубахе маки помогут защитить от любого зла. Чаще всего таким орнаментов вышивалась одежда невесты и жениха.
Сейчас маки используются, скорее, в декоративных целях
Хмель. Листья и плоды хмеля изображались на рубахах юных девушек и парней, что означало молодость и любовь.
Вышивка хмель
Петух. Традиционный славянский символ, которым украшались рубахи мужчины — главы семьи. Петух был не только вестником зари, восходящего солнца, но и олицетворял мужское начало и очаг дома.
Пример использования изображения петуха в вышитой композиции
Сейчас этот символ используется и в таких вот оберегах
- Голуби. Таким орнаментом украшали рубашки молодоженов как символ образования новой семьи.
Виноград. Изображение гроздьев винограда на рубахе — традиционный мужской декор, означающий богатство, плодородие и изобилие. Схема вышивки винограда
Виноград можно встретить на традиционных украинских рушниках
По мнению наших предков, вышивкой, как правило, украшались только те части рубахи, через которые к телу и к душе был доступ злых сил. Сама рубаха являлась защитой и темных сил, поэтому так называемый охранительный узор наносился там, где заканчивалась ткань: на манжеты, на ворот, подол и разрезы.
Правила декорирования
Мало кто поспорит с тем, что русские рубахи, декорированные этническими мотивами — это всегда торжественно, элегантно и стильно. Надевая сегодня такие элементы национального костюма, мы не только внешне преображаемся, создавая неповторимый в своей колоритности образ. Это еще и дань уважения богатейшей славянской истории и традициям наших предков. Современные модели рубашек с использованием национальной символики пользуются невероятной популярностью у представителей любого поколения. Особо ценится в изготовлении такого элемента гардероба ручная работа.
Красная рубаха с ручной вышивкой станет одним из самых нарядных элементов гардероба
Сегодня рубашку в народном стиле можно надеть даже на деловые переговоры. Согласно поверьям, вышивка голубыми с золотом нитками обязательно принесет финансовый успех в любом начинании!
До сих пор сохранились некоторые традиционные правила декорирования одежды в народном русском стиле:
- Основной цвет ниток для вышивки считался красный или его оттенки (алый, брусничный, вишневый, кирпичный, смородиновый).
Используемые цвета также играют свою роль
В такой рубахе было удобно работать
Несмотря на простой крой такого одеяния, ручная вышивка с использованием древнеславянской символики наделяет его особенным смысловым колоритом. Рубаха легко дополнит не только повседневный, но также деловой или праздничный образ, придавая смысловой элегантности, оберегая от зла и подчеркивая высокий статус.
Держава Русь
Раньше у каждого Рода была своя символика (символы Родов), эта символика шла в Обереговой вязи на одежде и домашней утвари, а также использовались обереговые символы, притягивающие дополнительные Стихии, т.е. к своим Родовым Богам добавляли ещё и символы вспомогательных Богов, чтобы они помогали.
Обереговая вязь
На рубахе Обереговая вязь шла по низу подола, низу рукавов, на груди и вороте, т.е. физическое тело и внутренние энергии полностью защищены символами Рода — все деды, бабки, прадеды, в общем весь Род до изначалья, вся сила идёт в Обережь. При этом орнамент одинаковый по всей рубахе, допустим: Коловрат и Цветок папоротника – эта обереговая вязь будет и на рукавах, и на груди, и на поясе. Мужчины здоровались оберучи — за предплечье, т.е. сравнивали обереговую вязь на рукавах, по которой сразу видно из какого Рода-Племени человек и к какой касте профессиональной принадлежит.
Рис. 1. Соединение перевязью. Здесь ещё добавляются природные силы (зелёный цвет). Если надо показать что природные силы у человека находятся в активном состоянии, добавляются штрихи, т.е. показывают как бы лучи, излучение. Вставки в верхней и нижней части (синим цветом) указывают, что человеку помогают все Боги его Рода (верх) и все Предки (низ), и их помощь определяется солярником, т.е. какой солярник между вставками, такую помощь и надо человеку.
Рис. 2. Общий солярник. Люди, которые были лишены возможности иметь знания о своих Предках, т.е. хотят вернуться, но не знают какие Боги, какие Силы им помогают, они делают общий Солярник – соединение Прави, Нави, Яви, и это всё освещено солярной символикой. Некоторые ещё украшают, делают какие-либо дополнения. На данном рисунке показан пример самого простого Общего солярника, как бы волна (красным) и ступеньки (бордовым), на одежде изображаются конечно одним цветом. Мысленно проведите горизонтальные линии — Правь (верхняя часть), Навь (нижняя), Явь (средняя).
Рис. 3. Обережь дома. Если надо сделать Обережь дома, т.е. для защиты дома, общий солярник делается немного по-другому. Примерно такой же солярник до сих пор существует на здании Центральной городской библиотеки им. А.И. Герцена в г. Екатеринбурге, а также в Эрмитаже.
Рис. 4. Обереговая вязь засеянным полем.
Здесь чередуются два символа плодородия (земного и женского). Как правило, символы плодородия в обереговую вязь вставляли женщины, или мужья своим жёнам в подарок делали берегини или заказывали клипсы и пр. с такой символикой. Символы плодородия были только в женском орнаменте, на мужских вышивках таких символов не было.
Между символами плодородия обозначали «свиток» (изображаются зеркально) – это буквица Дзело (S), она означает «весьма», «много», т.е. как бы активизирует, усиливает. Иногда Дзело изображали с чёрточкой посередине.
Рис. 5. Полусвастичные знаки. В женской символистике также добавляются так называемые полусвастичные элементы, допустим: Славец, Огневица, Радинец, Всеславец и т.д. (их значение и начертание см. Солярные символы). В данном объединённом орнаменте имеется несколько символов:
* Природный Славец (зелёный цвет) дарует здоровье;
* Небесный Благовест (синий цвет) дарует защиту Родовых Богов;
* Звёзды (златый цвет) даруют благую судьбу;
* Часть знака Духовной силы (красный цвет) даёт трудолюбие.
Сия вязь вышивается в основном на женских рубахах, ею украшают воротник и рукава. Вышивается точками, либо крестиком (х), либо болгарским крестом (*).
Покрой славянской рубахи
Мужская повседневная рубаха всегда была с косоворотом (с левой стороны), т.е. сердце нараспашку. Когда открываешь, считается что человек не только ворот, но и сердце открывает. Глубина разреза рубахи 1,5 пяди. Длина рубахи была до колен или чуть выше и подпоясывалась поясом. Для тех, кто занимался конями, с боков делали разрезы расшитые, чтобы на коня удобнее садиться, не подтягивать рубаку. На праздничной рубахе грудь украшали обереговой вязью.
Мужская воинская рубаха была чуть длиннее повседневной, и разрез ворота был по середине, глубиной до солнечного сплетения. Рубаху изготавливали из плотной ткани, ибо одевали под кольчугу, и кроме символов Рода вышивалась ещё особая воинская обереговая символика.
Мужская ритуальная рубаха была до пят, прикрывала ноги, а грудь расшивалась богатым орнаментом. У жрецов орнамент идёт до пояса (до поясной чакры).
Пояс – это неизменное дополнение к мужской рубахе.
* Повседневную рубаху подпоясывали тонким полвершковым поясом (2,2 см) с Обереговой вязью, или подпоясывали вервью, сплетённой из разноцветной тесьмы.
* Праздничную рубаху подпоясывали вершковым поясом (4,4 см) с Обереговой символикой.
* Ритуальную рубаху подпоясывали широким поясом в полвтора (6,5 см) или два вершка (9 см).
* Воинскую рубаху подпоясывали различными поясами, но только если носили в повседневном обиходе. Когда одевали доспехи, пояс не использовали.
* Детские рубахи до совершеннолетия (т.е. до 12 лет) носили без поясов.
Носить рубаху без пояса считалось неприлично, про таких говорили: «распоясанный» или «расхлёстанный», т.е. отказавшийся от Родового оберега. Даже когда воины шли биться на смерть, они снимали рубахи, а пояс оставляли. Но если в битве снял рубаху, значит всё — бьётся на смерть, подсознательно на это настраивается, и уже не думает что с ним будет, одна цель – уничтожить врага.
Женская одежда
Женская повседневная одежда отличалась покроем и символикой, по которым можно было узнать замужем они или нет, и какие Боги-Покровители оберегают Род в котором она живёт.
* Рукава у замужней женщины внутри подвязаны тесьмой, т.е. низ рукава расширяется, а у девицы – как манжета.
* Ворот женской рубахи застёгивается на пуговицу или пряжку, а у девицы завязывается вовнутрь плетёной верёвочкой.
* Разрез на рубахе у девицы от горла на 1 пядь (17 см), а у замужней на 2 пяди (35 см), так удобнее кормить ребёнка.
Праздничная женская одежда была более богато украшена обереговой символикой, знаками женского и земного плодородия, орнаментами из которых можно узнать о Роде супруга и в каком Роду она воспитывалась, какие Боги ей покровительствуют. На праздничном платье незамужней девушки вышивка была в основном на рукавах и подоле, а у женщины вышивка охватывала подол, грудь, рукава, ворот.