Держава Русь
Раньше у каждого Рода была своя символика (символы Родов), эта символика шла в Обереговой вязи на одежде и домашней утвари, а также использовались обереговые символы, притягивающие дополнительные Стихии, т.е. к своим Родовым Богам добавляли ещё и символы вспомогательных Богов, чтобы они помогали.
Обереговая вязь
На рубахе Обереговая вязь шла по низу подола, низу рукавов, на груди и вороте, т.е. физическое тело и внутренние энергии полностью защищены символами Рода — все деды, бабки, прадеды, в общем весь Род до изначалья, вся сила идёт в Обережь. При этом орнамент одинаковый по всей рубахе, допустим: Коловрат и Цветок папоротника – эта обереговая вязь будет и на рукавах, и на груди, и на поясе. Мужчины здоровались оберучи — за предплечье, т.е. сравнивали обереговую вязь на рукавах, по которой сразу видно из какого Рода-Племени человек и к какой касте профессиональной принадлежит.
Рис. 1. Соединение перевязью. Здесь ещё добавляются природные силы (зелёный цвет). Если надо показать что природные силы у человека находятся в активном состоянии, добавляются штрихи, т.е. показывают как бы лучи, излучение. Вставки в верхней и нижней части (синим цветом) указывают, что человеку помогают все Боги его Рода (верх) и все Предки (низ), и их помощь определяется солярником, т.е. какой солярник между вставками, такую помощь и надо человеку.
Рис. 2. Общий солярник. Люди, которые были лишены возможности иметь знания о своих Предках, т.е. хотят вернуться, но не знают какие Боги, какие Силы им помогают, они делают общий Солярник – соединение Прави, Нави, Яви, и это всё освещено солярной символикой. Некоторые ещё украшают, делают какие-либо дополнения. На данном рисунке показан пример самого простого Общего солярника, как бы волна (красным) и ступеньки (бордовым), на одежде изображаются конечно одним цветом. Мысленно проведите горизонтальные линии — Правь (верхняя часть), Навь (нижняя), Явь (средняя).
Рис. 3. Обережь дома. Если надо сделать Обережь дома, т.е. для защиты дома, общий солярник делается немного по-другому. Примерно такой же солярник до сих пор существует на здании Центральной городской библиотеки им. А.И. Герцена в г. Екатеринбурге, а также в Эрмитаже.
Рис. 4. Обереговая вязь засеянным полем.
Здесь чередуются два символа плодородия (земного и женского). Как правило, символы плодородия в обереговую вязь вставляли женщины, или мужья своим жёнам в подарок делали берегини или заказывали клипсы и пр. с такой символикой. Символы плодородия были только в женском орнаменте, на мужских вышивках таких символов не было.
Между символами плодородия обозначали «свиток» (изображаются зеркально) – это буквица Дзело (S), она означает «весьма», «много», т.е. как бы активизирует, усиливает. Иногда Дзело изображали с чёрточкой посередине.
Рис. 5. Полусвастичные знаки. В женской символистике также добавляются так называемые полусвастичные элементы, допустим: Славец, Огневица, Радинец, Всеславец и т.д. (их значение и начертание см. Солярные символы). В данном объединённом орнаменте имеется несколько символов:
* Природный Славец (зелёный цвет) дарует здоровье;
* Небесный Благовест (синий цвет) дарует защиту Родовых Богов;
* Звёзды (златый цвет) даруют благую судьбу;
* Часть знака Духовной силы (красный цвет) даёт трудолюбие.
Сия вязь вышивается в основном на женских рубахах, ею украшают воротник и рукава. Вышивается точками, либо крестиком (х), либо болгарским крестом (*).
Покрой славянской рубахи
Мужская повседневная рубаха всегда была с косоворотом (с левой стороны), т.е. сердце нараспашку. Когда открываешь, считается что человек не только ворот, но и сердце открывает. Глубина разреза рубахи 1,5 пяди. Длина рубахи была до колен или чуть выше и подпоясывалась поясом. Для тех, кто занимался конями, с боков делали разрезы расшитые, чтобы на коня удобнее садиться, не подтягивать рубаку. На праздничной рубахе грудь украшали обереговой вязью.
Мужская воинская рубаха была чуть длиннее повседневной, и разрез ворота был по середине, глубиной до солнечного сплетения. Рубаху изготавливали из плотной ткани, ибо одевали под кольчугу, и кроме символов Рода вышивалась ещё особая воинская обереговая символика.
Мужская ритуальная рубаха была до пят, прикрывала ноги, а грудь расшивалась богатым орнаментом. У жрецов орнамент идёт до пояса (до поясной чакры).
Пояс – это неизменное дополнение к мужской рубахе.
* Повседневную рубаху подпоясывали тонким полвершковым поясом (2,2 см) с Обереговой вязью, или подпоясывали вервью, сплетённой из разноцветной тесьмы.
* Праздничную рубаху подпоясывали вершковым поясом (4,4 см) с Обереговой символикой.
* Ритуальную рубаху подпоясывали широким поясом в полвтора (6,5 см) или два вершка (9 см).
* Воинскую рубаху подпоясывали различными поясами, но только если носили в повседневном обиходе. Когда одевали доспехи, пояс не использовали.
* Детские рубахи до совершеннолетия (т.е. до 12 лет) носили без поясов.
Носить рубаху без пояса считалось неприлично, про таких говорили: «распоясанный» или «расхлёстанный», т.е. отказавшийся от Родового оберега. Даже когда воины шли биться на смерть, они снимали рубахи, а пояс оставляли. Но если в битве снял рубаху, значит всё — бьётся на смерть, подсознательно на это настраивается, и уже не думает что с ним будет, одна цель – уничтожить врага.
Женская одежда
Женская повседневная одежда отличалась покроем и символикой, по которым можно было узнать замужем они или нет, и какие Боги-Покровители оберегают Род в котором она живёт.
* Рукава у замужней женщины внутри подвязаны тесьмой, т.е. низ рукава расширяется, а у девицы – как манжета.
* Ворот женской рубахи застёгивается на пуговицу или пряжку, а у девицы завязывается вовнутрь плетёной верёвочкой.
* Разрез на рубахе у девицы от горла на 1 пядь (17 см), а у замужней на 2 пяди (35 см), так удобнее кормить ребёнка.
Праздничная женская одежда была более богато украшена обереговой символикой, знаками женского и земного плодородия, орнаментами из которых можно узнать о Роде супруга и в каком Роду она воспитывалась, какие Боги ей покровительствуют. На праздничном платье незамужней девушки вышивка была в основном на рукавах и подоле, а у женщины вышивка охватывала подол, грудь, рукава, ворот.
Словесница Искусств
№1 (15) • 2005 • Дальний Восток: славянская линия жизни
Друзья и партнеры
Узоры женской рубахи — предвестники счастья
В Государственном музее Дальнего Востока им. Н. И. Гродекова хранится интересная коллекция традиционной вышивки восточных славян-переселенцев, составляющая гордость музейного собрания и отражающая традиционную культуру восточных славян конца XIX — начала ХХ вв.
Культурно-историческая ценность коллекции в том, что она включает в себя образцы традиционной вышивки русских, украинцев и белорусов — ценнейшие памятники народного искусства, сохранившие древние мотивы орнамента восточных славян.
Ее наиболее интересную часть составляют вышитые женские рубахи конца XIX — начала ХХ вв., в которых выражена основная особенность декоративного народного искусства: умение народных мастеров с помощью простых приемов органично объединить утилитарность и красоту.
Вплоть до начала ХХ столетия основной частью женского народного костюма восточнославянских переселенок Приамурья оставалась рубаха из домотканого холста — льняного или конопляного. В ней сохранялись старинные традиции как в покрое, так и в орнаментации и материале.
Длина рубах обычно приходилась ниже колен. По издавна заведенному обычаю, восточнославянские девушки до пятнадцатилетнего возраста, и «даже до самой свадьбы», носили только подпоясанную рубаху. Надевание поясной одежды (поневы — русс., плахты — укр., юбки — белор.) связывалось с замужеством и переходом в разряд женщин.
Прядением и ткачеством полотна занимались женщины. Верили, что только добрым женским рукам, не державшим оружия, можно доверять изготовление одежды. Обрабатывать сырье и прясть нить умели практически все сельские женщины. Уже с раннего возраста девочка приучалась прясть, а затем и ткать. Ткань, изготовленная на домашнем стане, имела ширину 37—39см, которая была удобна для кроя одежды. Скроенная из прямоугольных кусков ткани традиционная восточнославянская крестьянская рубаха отличается простотой и удобством конструкции. Покрой старинных рубах рационален. Свободная, в меру широкая, сшитая из прочной ткани восточнославянская рубаха была хорошо приспособлена к выполнению в ней полевых работ и домашних дел. Надевалась она прямо на тело и свободно ниспадала с плеч. В летнее время женская рубаха могла служить одновременно верхней и нижней одеждой.
Каждая женщина в своем сундуке имела целый набор рубах на любой случай жизни: будничные, воскресные, праздничные, для свадьбы (подвенечные), «при горе» — траурные.
За малым исключением, все праздничные рубахи по покрою были такими же, как и обыденные, и отличались только обилием украшений в виде вышитых и вытканных узоров.
Восточнославянская рубаха характеризуется наличием длинных рукавов, до кисти. Низ рукавов рубах оформлялся по-разному. Рукава без манжет, сужались к кисти или присборивались к небольшой обшивке. В нарядных праздничных рубахах рукава широкие, на манжете.
Назначение обшивок в одежде связано с обычаем повязывания кистей рук шерстяными нитками во время выполнения тяжелых работ — «чтобы не заболели руки». Полоски ткани или плетеная тесьма, как и вышивка, по державшимся долгое время поверьям могли служить и оберегом от различных злых сил и располагались там, где открывался доступ к телу.
Рубахи шились с воротниками и без них. Последний тип рубахи — наиболее древний. Ворот такой рубахи обычно собирался в мелкие сборки и иногда обшивался сверху. Украшение около выреза горловины составляет обычно узкую гладкую или узорную полоску. Рубахи обычно имеют разрез на груди посредине с застежкой у ворота на одну пуговицу или нитяную петлю. Нередко на грудной разрез-пазуху вместо узкой обшивки нашивалась различной ширины планочка-манишка, которая закрывала разрез и украшалась вышивкой. Воротники рубах были двух типов: отложные и стоячие. В рубахах музейной коллекции преобладает воротник одного типа — стоячий неширокий — 2–3 см. Иногда эти воротники настолько узкие, что мало отличаются от простой обшивки.
Размещение узора подчинено определенной композиции. Например, если в рубахе в наибольшей степени вышивкой нагружен плечевой пояс, то количество вышивки, как правило, убывает на рукавах и внизу. Иногда наибольшую узорную нагрузку несет подол рубах. Рубахи с вышитыми подолами надевали на покос, который считался праздником.
Вышивка выполняла первоначально не только эстетическую, но и магическую роль (оберег от злых духов, болезней и т. д.), что продолжительное время отражалось и в народных поверьях. Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлениям наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Поэтому основное назначение вышивки в древности — охранительное.
Вышитые рубахи были предметом, используемым в магических обрядах и ритуалах от рождения человека до его смерти.
В рубахах «охранительным» узором покрывались ворот, рукава (особенно запястья), подол, разрезы на рубахе. Такая своеобразная система охранительных рубежей по древним поверьям оберегала жизненно важные части тела человека. Рубашка непосредственно соприкасалась с телом человека, поэтому ей приписывалось обладание магическими силами.
Считалось, что достаточно было заполучить рубашку врага, чтобы напустить на него «порчу», произведя с ней колдовские действия. Уберечь же свою рубашку и себя вместе с ней от «сглаза» необходимо было более надежно.
В древнеславянской одежде особое значение придавалось оформлению горловины и плечевой части (оплечье). Оплечье могло надеваться отдельно или пришиваться к одежде. Возможно, именно старинные шейные (съемные) украшения частично перешли со временем в вышивку на горловине, воротнике и в нагрудную вышивку сорочки, украшения запястьев — на вышивку низа рукавов, а со временем и манжеты. Так появляются символы, формулы добра на вороте, защищающем шею, подоле, касающемся ног, и самое главное — на рукавах, закрывающих женские руки, которые сеяли и жали, готовили пищу и ухаживали за детьми.
Возможно, что такое подчеркнутое внимание к украшению руки явилось далеким отзвуком существовавшего в древности почитания этого своеобразного орудия труда. Окружая руку символами, человек хотел увеличить ее силу и ловкость, обеспечить успех в различных действиях.
Порядок украшения рубахи, сложившийся в языческие времена, соблюдался переселенцами Приамурья и в ХIХ — ХХ вв. Смысловое же значение первичной семантики орнамента славянам-переселенцам Приамурья XIX века было вряд ли известно. Только длительное хранение ритуальных вышивок в семейных сундуках, сила традиции и красочная декоративность старинных композиций позволили сохраниться древним сюжетам настолько, что они могут все же служить источником пополнения сведений о язычестве. В ХIХ — начале ХХ вв. мастерицы-вышивальщицы не всегда уже могли точно объяснить сохраняемые ими орнаментальные композиции, сознавая лишь благожелательность древних узоров.
Вышивку рубах XIX — начала ХХ вв. ни в коем случае нельзя приравнивать к археологическому материалу, пролежавшему в земле непотревоженным несколько веков. Отдельные символы, зародившись в древности, в дальнейшем переосмысливались и получали другую идеограмму. Вышивальщицы рубах музейной коллекции или их предшественницы, у которых они учились, свое видение мира укладывали в не очень жесткие, но все-таки имеющие границы этнические рамки, отличающие славянскую систему мировоззрения от системы мировоззрения соседних этносов.
Несмотря на то что орнаментальные формы дошли до нас трансформированными, может быть, более абстрактными, символика их сохранилась благодаря традиции. Крестьянка-переселенка, жизнь которой была ограничена семейно-хозяйственными интересами, была хранительницей древних представлений и образов, отражавшихся в области женского искусства — вышивке. В конце ХIХ — начале ХХ вв. вышивка рубах, сохранив давние принципы размещения, стала выполнять в основном декоративную функцию.
Характерна орнаментация рубах по горизонталям и вертикалям, сосредоточение ее на определенных местах. Вышивка, расположенная вертикально на внешней половинке рукава, чередуется с горизонтальными полосами, подчеркивающими края подола, рукавов, воротников. Узор в рубахах выполняется не только в виде полос. Часто он бывает вписан в отдельные геометрические фигуры — прямоугольники, ромбы. Например, вышивка на плечевой части рукавов большинства русских и украинских рубах часто представляет собой узорный прямоугольник. Композиция и распределение узоров на рубахах имеет свои особенности. Приемы построения узоров основаны как на зеркальной симметрии, так и на чередовании рядов. В большинстве рубах мелкие узоры с геометрическими формами растительных мотивов, дробный мелкий орнамент из отдельных полосок, а также из частей геометрических фигур — их половинок, четвертей, углов и т. п., организованных в узкие бордюры, украшают ворот, воротник, нагрудный разрез, оплечья, запястья и манжеты. По композиции эти узоры напоминают миниатюрную цветную мозаику.
Украшались вышивкой только видимые поверхности: рукава, ворот, подол. Части рубах, не видные из-под поневы, передника или сарафана, обычно не украшались. Особое внимание уделялось украшению рукава.
Вышитая рубаха как элемент традиционного костюма в определенные периоды времени могла становиться знаком, т. е. утрачивать свои бытовые функции, а иногда и создавалась рубаха исключительно для обряда. Уже в процессе изготовления закладывалась информация, которая кодировалась через цвет, орнамент, размер.
Вышитые рубахи, при всех общих чертах, имеют характерные различия. Не только целые этносы, но и отдельные губернии каждого этноса и даже каждое село нередко имеют специфические черты в цвете и орнаменте вышивки рубах. Десятки женщин одного села были одеты в вышитую рубаху одного типа (кроя), украшенную однотипным орнаментом. Однако ни одна рубаха музейной коллекции не повторяет абсолютно и буквально другую; они соотносятся не как копии, а как варианты. Местное же художественное своеобразие проявляется не только в рисунке и расположении узоров, но также в их масштабах, соотношении с плоскостью, в фактуре, технике шитья, излюбленной цветовой гамме.
Выполняя декоративное значение, вышивка несет информацию о назначении рубахи, степени достатка крестьянки-переселенки, возрасте, этнической принадлежности.
Так, возрастная принадлежность рубахи определялась количеством вышивки. Например, детская одежда, вплоть до XIX века представлявшая собой одну рубаху, делалась из более грубых тканей, чем девичья, и украшена была очень мало. Рубахи девушек орнаментировались большим количеством вышивки со сложным узором. Наиболее украшались рубахи молодых замужних женщин; с возрастом количество украшений уменьшалось.
Вышитые рубахи были непременной частью приданого каждой женщины. В сундуке для приданого невеста хранила 5–6, а богатая и дюжину рубашек. К праздничным рубахам, украшенным вышивкой, существовало особое отношение. С особой тщательностью украшались вышивкой свадебные рубахи. По ним давали оценку невесте как мастерице. Самую красивую, хорошо отбеленную, особо удавшуюся, ярко украшенную, надевала невеста в день свадьбы. Затем носила ее по большим праздникам очень долго, часто в течение всей жизни, могла передать эту рубаху дочери. Свадебные рубахи расшивали узорами, где главное место занимал красный цвет.
Восточные славяне связывали с рубахой немало разных поверий. Считалось, например, что продавать ее никак нельзя — потеряешь счастье. «Продать ее — значит продать свое счастье». При помощи колдовства над рубахой, как считали, можно испортить ее владелицу. Свадебная рубаха к тому же, верили, обладает целебной силой.
Нарядно украшались рубахи (особенно по подолу), предназначенные для полевых работ. В узорах этих рубах — символы плодородия: взявшие силу ростки, деревья, ромбы, свастические элементы.
Корни орнамента вышивки восточных славян уходят в глубокую древность. В нем следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу и, помещая на рубахах изображения солнца, древа жизни, птиц и женской фигуры как символов жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что они принесут в дом благополучие. Первоначальная семантика древних мотивов в ХIХ веке уже была забыта переселенцами Приамурья. Но при этом целый архаический пласт в вышивке восточных славян ХIХ — начала ХХ вв. дошел до нас во множестве вариантов.
Такими устойчивыми архаичными элементами в орнаментике женских рубах
ХIХ — начала ХХ вв. являются мотивы, уходящие своими корнями в далекие языческие времена — круги, ромбы, кресты, изображения древа жизни в окружении птиц и женской фигуры, олицетворявшей богиню земли-матери. Это традиционные символические образы восточных славян. Они связаны с языческими представлениями славян об окружающем мире, природе, вселенной, добре и зле.
К архаичной славянской вышивке можно отнести геометрические узоры многих рубах музейной коллекции, отражающие идею плодородия. В них дан образ мира, близкий именно земледельцу. Это ромбы, квадраты, перекрестья, розетки, полосы, крюковые мотивы. Розетки обычно крестовидные, составленные из нескольких лопастей и напоминающие распластанный цветок.
В славянской мифологии Солнце издавна почиталось как источник жизни, света и тепла. В вышивке графическим символом Солнца была розетка (часто крестообразная), круг с крестом. По условиям техники вышивки круг превращался в многогранник, ромб и даже квадрат.
На вышитых рукавах свадебных женских рубах встречается один и тот же характерный узор: ромб или косо поставленный квадрат, разделенный крест-накрест на четыре маленьких квадрата или ромба. В центре каждого из четырех маленьких квадратов обязательно изображается небольшая точка. Поставленные на угол ромбы или единичны, или идут полосой в один ряд, соприкасаясь лишь углами. Такую композицию Б. А. Рыбаков назвал ромбо-точечной. Этот узор связан со свадебной обрядностью и с бытом молодой замужней женщины, так как весь свадебный ритуал пронизан магическим содержанием, и в первую очередь магией плодородия. Ромбо-точечная композиция в вышивке рубах имела возрастное ограничение: ромбо-точечные узоры украшали предплечья только на рубахах молодых женщин и не встречались ни на детских, ни на рубахах пожилых женщин.
Идея плодородия в свадебной обрядности выступает в двух формах: во-первых, как будущая плодовитость девушки-невесты, а во-вторых, как плодовитость вспаханной и засеянной земли. Женщина уподоблена земле, рождение ребенка уподоблено рождению нового зерна, колоса. Такое слияние аграрного и женственного начала выражалось в Древней Руси понятием «рожаницы» — покровительницы как рождаемости, так и урожайности, как плодовитость. Утратив магическую роль, эти геометрические фигуры долгое время сохраняли определенное место на рубахах, являясь просто украшением.
Кроме собственно геометрических мотивов в вышивке рубах встречается тип геометризованных изображений женской фигуры, олицетворявшей богиню земли-матери. Обычно эти миниатюрные, сильно схематизированные женские фигуры изображены целыми строчками в виде орнаментальной полосы. Иконография достаточно архаична: головы изображены в виде ромба, юбки в виде треугольника, на юбках в центре помещен маленький треугольник, фигуры фронтальны и очень условны. Голова-ромб является одновременно торсом маленькой антропоморфной фигурки, как бы вырастающей из нижней.
Представлен в вышивке рубах и образ мирового дерева в окружении птиц. На рукавах украинской рубахи XIX века изображен сюжетный орнамент с мотивом птиц (парные лебеди), расположенных в зеркальной симметрии (справа и слева от центральной фигуры — стилизованного дерева). Роль изображений водоплавающих птиц в орнаменте рубах определялась теми представлениями о них в древности, пережитки которых еще сохранились в конце XIX — начале ХХ вв. В архаичных вышивках восточных славян лебедь обычно был связан с центральной частью композиции — антропоморфной, по-видимому, женской фигурой. Примечательно, что в орнаменте украинской рубахи заменена женская фигура образом Древа жизни — символом жизни. Такая трансформация среднего элемента орнамента или почти полное его исчезновение свидетельствует о более ранней утере его смыслового значения, чем боковых элементов: образ парных лебедей очень устойчив. Представление о счастливом браке, связанное с ними, сохранялось еще в начале ХХ века.
В начале ХХ века строгие геометрические вышивки часто заменяются красочным растительным орнаментом с натуралистическими мотивами. Образцами служили печатные узоры в приложениях к журналам («Нива» и пр.), узоры с оберток недорогого мыла фабрик Брокар. Мотивы геометризованных растений: цветы, цветки-розетки и кусты-деревья с их отдельными элементами — ветками, листьями. Узоры в виде изогнутой ветки со стилизованными цветочными мотивами и листьями характерны для вышивок по подолу и манжетам. В растительном орнаменте почти отсутствуют зеленые тона, казалось бы, вполне естественные для изображения природы.
Богатство орнамента вышивки рубах достигается цветом, определенной закономерностью сочетаний трех тонов — белого, красного и черного.
Белый цвет сорочки — общеславянская традиция, восходящая к глубокой древности. Цвет тщательно отбеленного тонкого льняного полотна является своеобразным эстетическим эталоном восточнославянских рубах XIX — начала ХХ вв. Белый цвет ткани создает впечатление изящества, ажурности, некоторой приглушенности красного тона. Ведущим цветовым тоном в вышивке рубах является красный в различных тональностях. Вероятно, когда-то он имел символический смысл, и первоначально роль его в древних мотивах вряд ли была только декоративной. Его часто использовали в магических обрядах, связанных с предохранительной магией, оберегом, очищением, лечением и т. д. Вышивка старейших рубах музейной коллекции выполнена красными нитками. Они привлекают, прежде всего, декоративностью общего решения, построенного на искуснейшем сочетании двух цветов: белого (неокрашенный холст) и красного (вышивка).
Бытовал у восточных славян и двухцветный — красно-черный орнамент, в котором оба цвета находились в относительном равновесии.
Черный цвет, как правило, применяется для обогащения и усиления декоративного звучания основного — красного — цвета, однако в ряде случаев он является ведущим. Такое исключение составляют вышивки воронежских рубах, исполненных нитями черного цвета. Вышивку этих рубах отличает графическая филигранная вязь черного узора на белом полотне рубахи. Черный цвет — излюбленный в Воронежском крае. Он символизировал землю и вечный покой и был особенно почитаем русскими людьми, живущими в Центральной полосе, так как помимо всей земли для них черный цвет символизировал чернозем.
Используется в вышивке рубах конца XIX века и другой монохромный цвет — белый. Белые вышивки («белым по белому») характерны для наиболее древних традиций славянской вышивки.
У каждой опытной мастерицы были свои большие и маленькие секреты, с помощью которых она добивалась особой сочности красок, затейливости узоров. Они выбирали материал и шов вышивки, осуществляли цветовое решение вещи в целом. В работах вышивальщиц конца XIX века воплотились лучшие вековые традиции искусства вышивки восточных славян.
Даже то небольшое количество уцелевших памятников традиционной вышивки славян-переселенцев Приамурья конца XIX — начала ХХ вв., вошедших в собрание Государственного музея Дальнего Востока им. Н. И. Гродекова, позволяют выявить их высокую художественную ценность.
Все сказанное выше может быть заключено словами известного художественного критика В. В. Стасова о народной вышивке: «. каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Ряды орнаментики — это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также для ума и чувств».