Рабочая программа кружка » Чувашская вышивка»
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников, основное содержание с распределением учебных часов; тематический план работы кружка, библиографический список.
Общая характеристика кружка « Чувашская вышивка».
Изучение чувашской национальной вышивки призвано сформировать у учащихся художественный способ познания чувашского народного искусства, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности. Данная область знаний развивает в личности ученика эстетическое восприятие мира, воспитывает художественный вкус, потребность в общении с прекрасным в жизни и в искусстве чувашского края. Обеспечивает определенный уровень эрудиции в сфере чувашской национальной культуры.
Содержание программы направлено на развитие художественно-творческих и практических способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к чувашской национальной вышивке. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям, традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям. Воспитание патриотизма, чувства гордости за богатую художественную культуру чувашского края. Одна из главных задач, стоящих перед работниками народного образования – задача улучшения трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения. В решении этой задачи помогают занятия учащихся декоративно – прикладным искусством, где в активном творческом труде они учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия формируют у детей эстетический вкус, дают технические знания, развивают трудовые умения и навыки.
В данной программе поставлена цель: изучение техники чувашской вышивки, как уникального явления в декоративно-прикладном искусстве чувашского народа, как средство эстетического воспитания подрастающего поколения.
Для решения вышеназванной цели выполняются следующие задачи:
— изучить историю развития чувашской вышивки;
-дать характеристику особенностям вышивки для этнографических групп чувашей;
-исследовать технику чувашской вышивки. Как средство эстетического воспитания учащихся.
Занятия в кружках, учебные занятия по «Технологии» в пределах школьной программы, посещения выставок декоративно-прикладного искусства, знакомство с альбомами. Буклетами, книгами позволяют познать радость творчества, радость труда.
В чувашском творчестве выразилась красота души и мудрость народа. Это наследие является неиссякаемым источником вдохновения для последующих поколений.
Воспитание учащихся на опыте народной педагогики. Приобщение их к истокам народного творчества, эстетическим и трудовым традициям, развитие у них художественно-исполнительских, общетрудовых умений помогает восстановить преемственность совершенствования национальной культуры, возродить этноэстетику, определить пути познания от чувашского народного искусства к искусству других народов. Известно, в народное искусство вложена душа народа. Пре красные вещи, как и произведения искусства, выражают чув ства и миропонимание их создателей. Изучение произведений декоративно-прикладного искусства,
их художественных особенностей и выразительных средств воспитывает бережное отношение и уважение к национальной культуре.
-художественно – творческого, образного и ассоциативного мышления, эмоционально-эстетического восприятия действительности.
-культуры восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства Чувашии.
-воспитание патриотизма, чувства гордости за свой народ.
-о чувашской национальной вышивке Чувашии
-о выдающихся мастерах современной чувашской вышивки, их творчестве;
-получить определенный уровень эрудиции по данному курсу.
-практически изучить технику чувашской вышивки;
-изучить технику выполнения различных видов узоров в чувашской вышивке;
— различать вышивку по этнографическим группам;
— последовательности изготовления изделия в технике чувашской вышивки.
-национальной специфики чувашской вышивки как составной части многонациональной культуры России, более глубокое понимание великого национального достояния — Чувашского декоративного искусства;
-интереса к чувашскому декоративному искусству, к чувашской национальной вышивке, способности воспринимать ее исторические и национальные особенности;
-определять собственное отношение к произведениям народного декоративного искусства;
-осознавать свою культурную и национальную принадлежность;
— устойчивых навыков в технике выполнения элементов чувашской вышивки;
— навыков грамотного изготовления изделий, украшенных чувашской вышивкой.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения чувашской национальной вышивки ученик должен:
-историческое прошлое и настоящее декоративно-прикладного искусства Чувашского края.
-известных мастеров чувашской национальной вышивки.
— крупные музеи, в которых хранятся образцы чувашской вышивки;
-классификацию орнаментов по назначению и по способу выполнения;
— отличительные черты чувашской вышивки от других видов вышивок;
— уникальность чувашской национальной вышивки.
-узнавать изученные виды узоров;
-пользоваться различными источниками информации о чувашской вышивке;
-выполнять творческие задания ;
-ориентироваться в основных узорах;
-использовать для решения познавательных и практических задач различных источников информации , включая энциклопедии ,словари ,Интернет-ресурсы и другие базы данных
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
— выбора путей своего культурного развития;
— организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях народного и современного искусства;
-самостоятельного художественного творчества.
Народная художественная вышивка- яркое и неповторимое явление национальной культуры , изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.
Организация кружка художественной вышивки в системе общеобразовательной школы дает возможность практически познакомить детей с этим видом декоративно — прикладного искусства.
Цель кружка чувашской национальной вышивки- научить умело разбираться в чувашском орнаменте, развивать у детей способность эстетического восприятия произведений декоративно — прикладного искусства, творческое мышление, воспитывать любовь и уважение к народной вышивке, к национальному искусству.
1.Знакомство с историей чувашской национальной вышивки.
Чувашская вышивка в прошлом и настоящем.2 часа.
Развитие чувашской национальной вышивки. Художник М. С. Спиридонов, изучавшией чувашскую вышивку.Современные мастера чувашской вышивки.
2.Техника выполнения чувашской вышивки. Виды швов.22 часа.
Выполнение образцов простых стежков « сиктерулле, хаю(стебельчатый шов), «кукар- макар» (зигзаг). Изучение стежков « эрехле, вырасла тере» (редкий крест, русский крест). Изучение стежков « сайра шулам» (косой шов, косая стежка). Мережка « кистек» (кисточка), 2 в раскол». Зарисовка схемы орнаментальных швов. Выполнение образцов орнаментальных швов « Сенек юп» ( «вилочка» узор с вилами), « Салакайак ури» (воробьиные лапки. Выполнение швов « Сысна ури» ( « свиные ножки») , « юплешке» (« рогатки» ). Выполнение образца заполнения узора швом « сайра шулам». Сложные швы. Зарисовка и выполнение швов: « Ухмах тере, син пелми тере ( пустяшный шов, мудреный шов). Выполнение шва «хантас» (косая стежка, мелкая стежка) , заполнение квадрата швом « хантас».
3.Изготовление салфетки в технике чувашской вышивки.30 часов
Композиционное решение салфетки, составление ее эскиза. Зарисовка орнамента салфетки на миллиметровую бумагу. Подготовка ткани к вышивке, вышивание « краевой мережки «кистек» . кисточка. Вышивание каемки салфетки. Выполнение швов «редкий крест, косая стежка, рогатки». Вышивание ромбика ступенчатого с усиками и крючком в углах салфетки. Заполнение узоров салфетки швом « сайра шулам», косая стежка. Окончательная обработка изделия.
Оформление выставки работ.2 часа.
Композиционное расположение работ. Влажно-тепловая обработка изделий.
Календарно-тематический план занятий кружка чувашской национальной вышивки.
ЧУВАШСКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА – ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ.
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
Актуальность данной работы заключается в сохранении материальной культуры чувашского народа. Интерес к чувашской национальной вышивке существовал всегда. Чувашская вышивка — это бесценное неотъемлемое достояние культуры чувашского народа, накопленная веками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chuvashskaya_natsionalnaya_vyshivka.doc | 60 КБ |
chuvashskaya_vyshivka.ppt | 825 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧУВАШСКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА – ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ.
МБОУ «Атратская СОШ»,
с. Атрать Алатырского района Чувашской Республики
Актуальность данной работы заключается в сохранении материальной культуры чувашского народа. Интерес к чувашской национальной вышивке существовал всегда. Чувашская вышивка — это бесценное неотъемлемое достояние культуры чувашского народа, накопленная веками.
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свой народ, культуры восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства Чувашии. 2. Ознакомление с композицией чувашской вышивки: орнаментальные мотивы, цветовая гамма, расположение узоров в костюме.
3. Развитие интереса и любви к национальным корням.
1. Образовательная — познакомить учащихся с историей возникновения вышивки; ознакомить с методами и видами вышивки.
2. Развивающая — продолжить развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе; развивать воображение эстетический вкус.
3. Воспитательная — воспитывать умение работать в коллективе учитывая мнение учителя и одноклассников.
Воспитывать любовь к одному из древнейших видов искусств – вышивке.
Методы обучения: Объяснение, демонстрация наглядного материала, практическое упражнение.
Наглядные пособия: образцы вышивки, эскизы, расположение узоров, стилизованные рисунки.
Материалы и инструменты: рабочая тетрадь, карандаши, схемы рисунков.
Оборудование: Экран, ноутбук, мультимедиа проектор, презентация.
Тип занятия: Комбинированный.
I. Организационный момент, подготовка материалов к работе.
II. Объявление темы, целей и содержания урока.
Сегодня наш урок будет посвящён самому яркому и неповторимому виду декоративного творчества чуваш – вышивке. Именно народное творчество, и в частности, вышивка даёт многим мастерам вдохновение, является источником для творчества. Поэтому тема занятия так и звучит: «Чувашская вышивка – источник вдохновения».
III . Рассказ-беседа об истоках чувашской вышивки .
Из глубины веков поныне
Узор Чувашии любимой.
Истоки народной вышивки чуваш уходят в далекую древность. Вышивка является одним из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Обработка животного и растительного волокна была известна чувашской женщине издавна. Старинная одежда была домотканой, богато украшенной вышивкой. П. С. Паллас во второй половине 18 в. так писал об одежде чувашских женщин: «Одеяние у них так же, как у мордвинок, из толстого холста; вышито пестрою, синею, красною и черною шерстью и сделано малым чем отменно».
Вопрос: Что служило материалом для изготовления одежды у чуваш?
Материалом для изготовления вышитой одежды у чуваш, так же как и у других народов Поволжья, служила ткань домашнего производства, в основном, конопляный холст, реже — льняной. Холст употреблялся самый простой, без узора. Вышивка выполнялась шерстью домашнего прядения, окрашенной самой вышивальщицей, с использованием растительных красителей.
Вопрос: Какие цвета характерны для чувашской вышивки?
Основные элементы узора выполнялись черным цветом — цветом добра. Узоры заполнялись преимущественно красным цветом — цветом счастья, зеленым — цветом природы и жизни, желтым — цветом солнца, синим — цветом волшебства. Все эти цвета прекрасно сочетались на белом фоне — белый цвет — символ чистоты, правдивости и мудрости. Для красочности и выразительности изделий применялись различные украшения: тесьма, кружева, монеты, бисер, раковины.
Вопрос: Каков орнамент вышивки?
Старинный чувашский орнамент — это чаще всего геометрические узоры в форме крестов, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов, косых крестов, полос. Они сочетались со стилизованными фигурами людей, птиц, животных, древа жизни, которые имели самый разнообразные формы. Эти знаки на холсте могли о многом рассказать, каждая мастерица придумывала свою композицию и ведала свою историю.
Одним из символов в орнаменте чувашской вышивки является Солнце как источник жизни. Оно вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника. Следует знать, что означает каждый из элементов рисунка – ведь вышивка у народов Чувашии была не просто способом украсить одежду, но и возможностью создать с помощью рисунка, защитный оберег , для носящего одежду человека; а так же, отразить свое видение мира в создаваемом орнаменте.
Вопрос : Какие украшения органично дополняли вышивку чуваш?
Непременным дополнением к одежде были различные ожерелья, бусы и подвески. Украшения из бронзы, серебра, золота: кольца, гривны, браслеты, поясные пряжки были характерны для чувашек, как в те далекие времена, так и теперь.
Украшения удивительно гармонично дополняют наряд женщин и придают ему строгую законченность. Одежда показывала отличие по возрасту, семейному положению, имущественному состоянию и ритуальному назначению. IV. Терминология вышивки чуваш.
Терминология узоров чувашской вышивки богата и разнообразна.
Солнце, гармония, согласие
Узор «Оберег от зла, гнева, доброта»
Узор «Согласие, примирение»
Узор «Честь, отвага, верность»
Узор «Память о прошлом, дума о будущем»
Узор «Дерево, место обряда, обращение к природе»
Узор «Связь с отчим домом, родиной
V. Практическая работа: зарисовка схемы узора вышивки.
VI. Подведение итогов, анализ проведённой работы.
Богатство узоров вышивки, их красочность, декоративность делают их жизнеспособными, таят в себе широкие возможности для их творческого развития и влияния на другие отрасли изобразительного искусства.
Сохранение богатейших традиций национальной вышивки – одна из сложных задач современности. Народная вышивка развивалась столетиями и была эстетической необходимостью.
Эмоционально-художественное значение вышивки является основополагающим как в работе художника-профессионала, так и в творчестве современного народного умельца из села.
Домашнее/задание: Доработка эскиза узора (графическое или цветовое решение)
1. Анцыгина А. А. Учимся вышивать. Чебоксары, 1992.
2. Гаген-Торн, Женская. Н. И. Одежда народов Поволжья: (материалы к этногенезу) / Н. И. Гаген-Торн. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1960.
3. Жачева Е. Чувашская вышивка. Чебоксары, 2006.
4. Под редакцией М. Я.Сироткина и В. Л.Кузьмина. Чуваши. Этнографические исследования // Чувашгосиздат, Чебоксары, 1956.
5. Соколова, С. Г. Технология чувашской вышивки : учеб.-метод. пособие / С. Г. Соколова; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. Чебоксары.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА – ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ.
« … Если народ знает и помнит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ не исчезнет с лица земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры.» Президент Чувашской Республики Н.В. Федоров
Из глубины веков поныне Узор Чувашии любимой Истоки народной вышивки чуваш уходят в далекую древность. Вышивка является одним из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика, техника, цветовая гамма генетически связаны с художественной культурой чувашского народа в прошлом. Обработка животного и растительного волокна была известна чувашской женщине издавна. Старинная одежда была домотканой, богато украшенной вышивкой. П. С. Паллас во второй половине 18 в. так писал об одежде чувашских женщин: «Одеяние у них так же, как у мордвинок, из толстого холста; вышито пестрою, синею, красною и черною шерстью и сделано малым чем отменно».
Материал для изготовления одежды Материалом для изготовления вышитой одежды у чуваш, так же как и у других народов Поволжья, служила ткань домашнего производства, в основном, конопляный холст, реже — льняной. Холст употреблялся самый простой, без узора. Вышивка выполнялась шерстью домашнего прядения, окрашенной самой вышивальщицей, с использованием растительных красителей.
Цвета, характерные для чувашской вышивки Основные элементы узора выполнялись черным цветом — цветом добра. Узоры заполнялись преимущественно красным цветом — цветом счастья, зеленым — цветом природы и жизни, желтым — цветом солнца, синим — цветом волшебства. Все эти цвета прекрасно сочетались на белом фоне — белый цвет — символ чистоты, правдивости и мудрости. Для красочности и выразительности изделий применялись различные украшения: тесьма, кружева, монеты, бисер, раковины. Только черным цветом, цветом добра, окаймлялся узор вышивки. Красным цветом, источником торжества, счастья, узоры заполнялись. Желтый цвет означает цвет солнца, радости, счастья. Белый цвет — белый фон холста — цвет чистоты, здоровья. Зеленый цвет — цвет природы, жизни. Синий цвет — цвет волшебства.
Орнамент вышивки Старинный чувашский орнамент — это чаще всего геометрические узоры в форме крестов, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов, косых крестов, полос. Они сочетались со стилизованными фигурами людей, птиц, животных, древа жизни, которые имели самый разнообразные формы. Эти знаки на холсте могли о многом рассказать, каждая мастерица придумывала свою композицию и ведала свою историю.
Украшения, дополняющие вышивку чуваш Непременным дополнением к одежде были различные ожерелья, бусы и подвески. Украшения из бронзы, серебра, золота: кольца, гривны, браслеты, поясные пряжки были характерны для чувашек, как в те далекие времена, так и теперь. Украшения удивительно гармонично дополняют наряд женщин и придают ему строгую законченность. Одежда показывала отличие по возрасту, семейному положению, имущественному состоянию и ритуальному назначению. Знаковые различия проявились, прежде всего, в головных уборах и украшениях. Например, масмак, сурпан, xyшпу, головной платок являлись уборами замужних женщин, сугубо девичьим головным убором была-тухья.
Терминология вышивки чуваш.
Зарисовка схемы узора вышивки
Сегодня в Чувашии бытуют древние традиции. Национальная вышивка – самый развитый вид современного декоративно-прикладного искусства. Народные мастерицы используют старые мотивы, придумывают и новые.
Чувашская вышивка- достояние и гордость чувашского народа, свидетельство его неиссякаемого таланта и неиссякаемых способностей. И поэтому следует приложить все силы тому, чтобы это творчество приумножалось, развивалось и обогащалось нашими и последующими поколениями, чтобы оно в мировой художественной культуре заблистало яркой звездой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Все художественные произведения –и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,-рождаются из единого источника. Источник этот –сама жизнь.
интегрированный урок по русскому родному языку и изобразительному искусства 6 коласс «Береза-источник вдохновения».
Исследовательская работа на тему: «Игра слов как источник вдохновения для осмысления ситуации» Выполнил: ученик 10 классаСемёнов ВикторНаучный руководитель:Алхимова Валентина Никифоровна.
Презентация ко Дню Матери.
Литературный вечер «Море-источник вдохновения» в рамках школьного проекта»Крым -микрокосм мира»,ноябрь 2010г.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка, она дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Ее разнообразие пробуждает у ребят любознательность, фант.
Проект даёт возможность познакомиться, как тема воды находит отражение в творчестве художников, поэтов,композиторов.