Сообщение по теме пэчворк

История лоскутного шитья (кратко). История лоскутного шитья в России

Техника лоскутного шитья с давних пор известна во многих странах. Заключается она в составлении разнообразных композиций — мозаичных узоров — из выкроенных по шаблону лоскутков ткани, как пестрых, так и однотонных. У нас такое творчество получило название лоскутной (ситцевой) мозаики.

В композициях, выполненных в данной технике, отсутствуют видимые швы на лицевой стороне изделия, в отличие от аппликации (нашивания лоскутков на единый фон). Оба направления могут присутствовать и прекрасно сочетаться друг с другом в одном и том же изделии.

История лоскутного шитья интересует многих. Как и когда возникла эта необычная традиция «собирать» вещи из кусочков ткани? В какой стране она зародилась? Давайте ненадолго перенесемся в прошлое.

История возникновения лоскутного шитья

Родиной данной техники принято считать Англию. Но на самом деле история появления лоскутного шитья связана с гораздо более давними временами. В национальном музее Каира выставлен образец орнамента, материалом для которого послужили кожаные фрагменты шкуры газели, ученые датируют его 980 г. до н. э. В музее города Токио хранится старинный наряд аналогичного возраста с лоскутными узорами. В 1920 году английским археологом А. Штейном был обнаружен буддийский ковер, относящийся примерно к IX веку, сшитый монахами из множества кусочков одежды паломников.

История возникновения лоскутного шитья в странах Европы не менее интересна. Есть предположение, что ремесло сие пришло с Востока вместе с возвращавшимися из крестовых походов рыцарями, которые везли с собой в качестве трофеев ковры, знамена, одежду и ткани. Затем, в конце XVIII века, переселенцы из Англии, Голландии и Германии привезли технику лоскутного шитья в Америку, где она была значительно усовершенствована и превратилась в национальный вид творчества.

Читайте также:  Конверт с прорезью для автолюльки выкройка

Западное название такой техники — пэчворк. Этот практичный и недорогой вид декоративно-прикладного творчества первоначально существовал в Англии, куда с XVI века свозили из Индии отличные хлопчатобумажные ткани ярких узоров и расцветок. Характерным признаком достатка в доме служило роскошно декорированное набивным рисунком или вышивкой индийское одеяло.

Англия как родина пэчворка

Так как подлинные колониальные товары далеко не всем были по карману, достаточно быстро английскими мануфактурами было освоено производство подделок — одеял местного производства, выполненных из привозных тканей. С 1712 года правительством Англии в целях развития собственной мануфактурной промышленности было запрещено ввозить в страну и продавать индийский ситец и изделия из него. С тех пор история лоскутного шитья в стране получила толчок к развитию.

Ситец стал контрабандным и дорогим. Пошив из него одежду, бережливые англичанки остатки ткани пускали на другие изделия — в основном аппликации для шерстяных и льняных полотен. Самые мелкие лоскутки собирались в мозаику, образуя единое полотно.

История лоскутного шитья в России

В нашей стране упоминания о данной технике встречаются с XIX века с поступлением в продажу заморского дорогостоящего ситца. Своего расцвета это искусство достигло в конце XIX в., что связано началом развития производства ситца машинным способом на мануфактурах и повсеместным распространением недорогих тканей из хлопка с набивным рисунком. Таким образом, в нашей стране вся история лоскутного шитья кратко сводится к появлению промышленного производства в текстильной сфере.

Ситцевые рубахи и сарафаны прочно обосновались в обиходе. Украшением их, как правило, служил лоскутный орнамент. Экономные хозяйки умудрялись из малейших ситцевых клочков, оставшихся после раскроя одежды, собирать множество полезных изделий — и одеяла, и занавески, и коврики, и подушки, и многое другое.

Сделано в России

История лоскутного шитья в нашей стране традиционно сводится к технике «деревенских» узоров — немудреной мозаики из треугольников, квадратов, полосок и контрастных вставок яркого цвета. Наиболее интересными и примечательными можно назвать объемные технологии, характерные для русского шитья.

Суть такой технологии заключается в следующем. Все лоскутки вырезаются по лекалу в виде квадрата или круга и складываются треугольничками. Те группируют рядами и по кругу пристрачивают к основе, которой служит плотная ткань. Другой вариант — ткань разрезается на полосы, из которых скручиваются длинные жгуты. Затем плетется косичка-шнур. Несколько таких косичек разного цвета выкладываются на ткань по кругу и сшиваются друг с другом.

А в наши дни?

В ХХ веке (а именно в 70-е годы) произошел новый всплеск моды на одежду, украшения и интерьеры в фольклорном стиле, на волне которого возродился интерес к данной технике. Этим видом народного творчества заинтересовались музеи, принявшиеся собирать образцы изделий.

В результате появились целые коллекции шедевров народного прикладного искусства (что неудивительно, ведь история лоскутного шитья насчитывает многие десятилетия). А хранятся они во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства Москвы, Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Музее ивановского ситца и множестве городских краеведческих музеев. Лоскутная техника привлекла огромное число современных художников-профессионалов.

Легко ли шить из лоскутков?

Эта техника не так проста, как может показаться на первый взгляд. От художника требуется не только владение навыками шитья, но и тонкое чувство стиля, цвета и, конечно, же, вкус. Хороший результат возможен лишь при высокой точности кроя и сшивания элементов. Разница буквально в несколько миллиметров может привести к перекосу всего изделия. Требуется в совершенстве владеть как ручной, так и машинной стежкой (термин «стегать» означает прошивать насквозь прокладку из ваты, слоя ватина или любого другого материала, помещенную между двумя слоями декоративной ткани). Стежка может иметь различные узоры, которые дополнительно украшают изделие.

Чего только не шьют мастерицы из разноцветных лоскутков! Ими создается множество разнообразнейших вещей — от тряпичных кукол, одеял, скатертей, подушек, занавесок, прихваток, ковриков до панно и картин, а также сумок, жакетов и жилетов. Имея развитый вкус, художница обладает полной свободой в выборе тканей и составлении своего собственного, всегда неповторимого рисунка.

Овладение тонкостями данного самобытного искусства требует терпения и запаса времени. Начинающим рукодельницам можно посоветовать взяться за несложное изделие маленького размера, например, прихватку. При изготовлении любого предмета в лоскутной технике прежде всего нужно освоить соединение пары различных по цвету прямоугольных треугольничков одного размера в квадрат, затем составление из подобных квадратов полосы, после чего уже следует сшивание ряда полос в сплошное полотно.

Что требуется от художника

Необходимая составляющая успеха — наличие аккуратности и художественного вкуса. Чтобы композиция не рябила в глазах, кусочки ткани обязаны гармонировать друг с другом по цвету. Удачное геометрическое решение может придать композиции поистине неповторимый колорит. Сложность возникает при работе с лоскутками, имеющими, помимо основного узора, множество дополнительных цветов и оттенков. Составляя единое полотно, мастеру приходится ежеминутно проверять достигнутый эффект. И главным в его работе выступает не теория цветовых сочетаний, а собственная интуиция.

Поражает и притягивает внимание необычайное разнообразие лоскутных поделок. В убранстве кухни в глаза бросаются скатерти, нарядные салфетки, пестрые прихватки, в спальне — одеяла, всевозможные пледы и наволочки. Попадая в гостиную, мы обращаем внимание на декоративные панно, а в гардеробе хранятся аксессуары в виде кошелька, сумки и даже одежды — ею может быть уютный стеганый жилет или летний сарафан в народном стиле.

Современные тенденции

В наши дни лоскутное шитье привлекает как художников-профессионалов, так и мастеров-любителей. Кто-то увлечен пошивом одеял, источником вдохновения сделав национальное искусство, другой выбрал изготовление одежды, обогащенной декоративным многообразием народного русского костюма.

В любом из случаев прослеживается переплетение современной техники шитья с народными традициями, а посредством того — проникновение в культурное наследие прошлого. Для лоскутных работ русского стиля характерна особенная яркость, «веселье» красок. В узорах всегда присутствует многоцветие, там непостижимым образом гармонично сочетаются разнообразные пестрые мотивы, ткани нескольких фактур.

В ряде российских городов поклонники этого самобытного замечательного творчества организовали свои клубы. Любители лоскутного шитья проводят совместные акции, встречи, выставки и фестивали, вплоть до реализации международных проектов.

История развития лоскутного шитья отнюдь не завершена и в наши дни. Во всем мире такое ремесло возрождается заново, многие страны претендуют на приоритет в данной сфере прикладного творчества. Пожалуй, правильнее всего считать его интернациональным искусством — принадлежащим целому миру. Как и прочие способы художественного самовыражения, оно служит доступным и понятным языком взаимодействия представителей разных конфессий и наций.

Сообщение по теме «Лоскутное шитьё»

Тема сообщения: «Лоскутное шитьё»

Свое начало история создания изделий из лоскутков берет на Востоке . Так в Египте, при археологических раскопках, были найдены изделия, которые были изготовлены в этой технике более чем три тысячи лет назад.

В Европе, лоскутная мозаика появилась около 800 лет назад, во времена крестовых походов. На юге Франции и Англии, где примерно до 1750 г. бережливые женщины, выкроив из дорого ситца одежду, стали использовать его остатки для создания других изделий.

Техника шитья из кусочков ткани , которые называются лоскуты , в России известна с давних времен. Во все времена, на Руси бережно относились к ткани. Не только к той, которую пряли дома, но и к той, которую покупали. Поэтому, бережливые хозяйки часто из остатков старой одежды шили новую, а из лоскутков изготавливали предметы быта.

Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаками бедности. И лишь в 70-е годы XX века, когда в моду вошёл фольклорный стиль , вновь возник интерес к лоскутному шитью.

Как вид творчества, лоскутное шитье распространилось в России в девятнадцатом веке. Именно тогда в деревнях стали появляться покупные ткани – ситцы и сатины.

Но и сейчас, когда можно купить любую ткань, лоскутное шитье остается популярным и современным.

Лоскутное шитье (или еще можно услышать пэчворк – от английского слова, которое обозначает одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов) является хобби очень многих людей. Но это не только хобби, посмотрите, как работают в этой технике профессиональные дизайнеры. Из разноцветных лоскутов можно получить очень оригинальные вещи. Это и сумки и юбки, жилеты, одеяла, подушки и многое другое.

Мастера с любовью выкладывают узоры из лоскутов, часто, изделия напоминают вышивку или роспись. Если внимательно всмотреться в выполненную работу, то не только можно судить о вкусе рукодельницы, но и определить ее настроение. Чем же привлекателен этот вид декоративно-прикладного искусства? Во-первых, эта техника очень доступна, ведь старая и ненужная одежда есть у каждого. Создавать изделия в лоскутной технике может любой человек, кто этого желает. В работу может пойти не только ткани, но и пряжа, тесьма, ленты. Кружева – все, что найдется под рукой и, конечно, ваша фантазия.

Для того чтобы создать такое изделие , надо научится шить отдельные узоры. Виды узоров:

Узор «спираль». Этот узор напоминает мозаичные картинки. У такого шитья много названий: спираль, карусель, лабиринт, крейзи.

Лоскутки нашивают на основу. В качестве основы, как правило, берут отрез светлой ткани. Выкроить ее надо размером немного больше чем размер изделия, которое мы хотим получить потому что при строчке на швейной машине – материал может дать усадку. Если же работать без основы, то швы потянутся в разные стороны и получится неряшливое, некрасивое изделие.

Для создания вещи с таким узором используют обрезки ткани самой различной формы. Для того, чтобы сложить узор, следует начинать с центра изделия и сразу вручную или с помощью швейной машины пришивают лоскут к лоскуту, двигаясь по часовой стрелке.

Существует традиция, по которой центральный лоскут называют зрачком. Для него подбирают очень яркий кусок ткани. Например, яркого цвета или блестящий.

Центральную часть изделия заполняется мелкими лоскутами, а по мере увеличения полотна присоединяют все более крупные.

Лоскутки объединяют по цвету в разных вариантах, не забудьте про цветовую сочетаемость.

Например, начинают пришивать светлые кусочки и после прохождения очередного круга, в следующем витке – выбирают более темные лоскутки ткани, но в той же цветовой гамме.

Иногда, все соседние лоскутные витки делают контрастными по цвету. Но очень важно стараться на соединять между собой лоскутки, которое похожи по цвету и рисунку, иначе они будут смотреться как одно цветовое пятно и будет не очень красиво.

Еще один вид узора, который популярный при лоскутном шитье – это «Изба». Он состоит из полосок, которые особым образом соединены вокруг маленького квадрата красного или желтого цвета, который символизирует огонь или очаг. Узор называют «Избой» условно, можно услышать еще такие названия: «Американский квадрат», «Бревенчатый дом».

Если в качестве центра используется квадрат синего цвета, то такой узор называют «Колодцем» . Синий цвет символизирует воду.

Для классического узора, характерно то , что одна половина квадрата выполнена из светлых полос, а другая – из тёмных. Как бы одна половина избы освещена солнцем, а вторая находится в тени.

Размер центрального «очага» может быть разным, но обязательно длина его стороны не должна быть меньше ширины полоски.

Сборка полосок вокруг «очага» может вестись как по, так и против часовой стрелки, по мере того, как узор удаляется от центра – длина полосок увеличивается.

Оцените статью