Современные виды декоративно прикладного искусства батик

Искусство батика

Батик – это искусство росписи по ткани с использованием резервирующих составов. Слово «batik» малайско-индонезийского происхождения, «titik» в переводе означает «капля». Техника относится к разделу декоративно-прикладного искусства. Для всех его разновидностей характерной особенностью является то, что все выполняется вручную, а краска наносится на ткань с учетом художественного замысла. При нанесении красителя на неподготовленную ткань, он растекается произвольно. И чтобы «ограничить» степень растекаемости, используется резервирующий состав, воск либо механическое ограждение при помощи ниток, жгутов и узлов.

Появление батика

Расписывать по ткани начали практически одновременно с ткачеством. При производстве полотен люди стремились разнообразить и обогатить цветовую гамму. Поэтому вместе с ткацким рисунком появлялись и различные способы ручного нанесения краски на ткань.

Распространение батика

Родиной техники принято считать Юго-Восточную Азию, а само искусство батика существует уже более 2000 лет. Узелковый батик – самая простая из техник, часто встречается у разных народов по всему миру. В Японии подобный способ окрашивания ткани носит название «сибори» или «шибори». Его появление датируют 6-8 веками. В Западной Африке также существуют древние традиции по окрашиванию тканей в узелковой технике, их примеры можно встретить в Гамбии, Гвинее, Конго, Сенегале, Камеруне. Популярна узелковая техника и в Индии, где она носит название «бандхани. Примеры использования горячего батика встречаются у народов древней Армении, Ирана и Азербайджана. Одним из крупнейших центров его развития считается Индонезия, остров Ява.

Читайте также:  Бумага для выкройки какая лучше

Индонезийский батик

Изначально этот способ применяли исключительно для хлопковой ткани. Перед росписью ее подвергали обработке в несколько этапов, включающих в себя вымачивание, отбеливание и кипячение. Это придавало материалу однородность и необходимую плотность.

Первые красители

Применялись красители только природного происхождения. Цветовая гамма не отличалась разнообразием. В основном это были теплые коричневые оттенки от цвета слоновой кости до темно-коричневого. Коричневый пигмент добывался из коры дуба и грецкого ореха. Красный – из корня марены, из кермеса и кошенили. Желтый и зеленый цвет давали различные виды лишайников. Одним из самых дорогих растительных красителей считался индиго, сырьем для которого служили индигоноска красильная, вайда и индиго китайский.

Процесс создания батика в Индонезии

Сама роспись была процессом трудоемким, яванские мастера могли потратить на изготовление одного наряда до нескольких месяцев. Сперва на ткань наносился горячий воск, а затем ее погружали в чан с краской и высушивали. Для каждого цвета цикл окрашивания повторяли. Начинали с самого светлого оттенка и переходили к более темным. В целом задействовали не более десяти цветов.

Батик в Европе

В Европе техника батика распространилась в начале 17 века благодаря голландским мореплавателям. В тот период появилось большое количество мастерских по росписи ткани, где для увеличения производительности труда применялись штампы. Был изобретен состав гутта, благодаря которому появилась техника «холодного батика».

В 19 веке начали появляться синтетические красители – особенно активно их использовали в технике батика. Однако развитие мануфактурной промышленности привело к резкому сокращению изделий ручного труда. Батиком продолжали заниматься только художники, и он закрепился как вид декоративно-прикладного искусства.

Современный батик

В настоящее время в технике батика работают мастера во всем мире.

Основные техники

  • Горячий батик.
  • Холодный батик.
  • Узелковый батик.
  • Свободная роспись.

Этапы росписи

Все техники, само собой, имеют свои отличительные особенности. И все же можно выделить схожие этапы росписи ткани.

  • Подготовка ткани. С этого начинается любая из техник. Задача – удалить с поверхности загрязнения, аппретирующий состав и предупредить возможную последующую усадку.
  • Закрепление ткани на подрамнике. Используется для холодного и горячего батика. При работе в узелковой технике подрамник чаще всего не нужен.
  • Нанесение резервирующего состава согласно эскизу. В технике узелкового батика на ткани под резервированием понимается процесс завязывания узелков.
  • Окрашивание ткани.
  • Высушивание работы и снятие с подрамника.
  • Закрепление красителя. Процесс, который зависит от вида красителя.
  • Оформление работы. Подшивание края платка/шарфа или оформление панно в багет.

Современные материалы

На сегодняшний день широкий выбор материалов помогает очень быстро и качественно освоить разные техники батика. Ассортимент красителей разделяют на две группы по способу взаимодействия с тканью, а главное – по способу фиксации. Так парозакрепляемые красители проникают внутрь волокон, а краситель «под утюг» окрашивает каждое волокно снаружи. Показатели устойчивости окраски парозакрепляемых красителей выше.

  • Работа с красителями «под утюг»

Процесс фиксации красителя «под утюг» обычно заключается в проутюживании готовой работы с изнаночной стороны в течении примерно 3-х секунд. Такие краски считаются красками для хобби и больше подходят для новичков. При покупке желательно выбирать краски с пометкой «шелк», они незначительно деформируют фактуру ткани. Но нужно учитывать, что при многократном окрашивании участка теряется легкость и пластичность материала. Краски с пометкой «текстиль» имеют высокую «укрывистость» и в значительной степени воздействуют на фактуру. Поэтому их чаще применяют для росписи футболок и свитшотов, а это уже нельзя назвать батиком.

  • Работа с парозакрепляемыми красителями

Фиксация парозакрепляемых красителей происходит при воздействии пара на ткань при определенном давлении. Для этого используют профессиональные запариватели или автоклавы. Возможна и фиксация красителей в домашних условиях и без специального оборудования. Но такой способ требует наличия опыта, иначе качество результата гарантировать сложно. Также существуют красители, которые закрепляются при помощи специальной жидкости – фиксатора.

Ткани для батика

Для выполнения батика используются натуральные материалы – хлопковые и шелковые, реже шерстяные.

Есть красители, которые позволяют окрашивать вручную и синтетические ткани.

При выборе материи необходимо учитывать, что вид переплетения и плотность влияют на сам процесс и на внешний вид готового изделия. Так роспись на ткани средней и высокой плотности будет смотреться ярче, чем на тонкой. Сатиновое переплетение волокон, характерное для атласных тканей, обеспечивает большую степень «растекаемости» красителя. Один и тот же эффект на атласе и крепе будет сильно разниться по четкости.

Инструменты для батика

Краску наносят кистями, ватными тампонами, баллончиками для распыления красителя, штампами и валиками. Выбор других инструментов зависит от техники. Так для холодного батика будут использоваться трубочки или тюбики для нанесения резерва. Для горячего батика может понадобиться чантинг – специальная лейка для расплавленного воска. Либо батик-штифт – электрический инструмент для нанесения воска, способный поддерживать его постоянную температуру на протяжении всего рабочего процесса. Для узелковой техники применяют нитки и резинки, для свободной – грунт.

Рамы для батика

Роспись большинства техник выполняется по натянутой поверхности шелка. На раме материал фиксируется при помощи кнопок или крючков. В специализированных магазинах можно приобрести раздвижные рамки с крючками, размер которых регулируется в зависимости от отреза.

Декоративно-прикладная функция батика

Художественная роспись по ткани является видом декоративно-прикладного искусства. Ткань, расписанная вручную, используется для создания панно, одежды и аксессуаров, а также оформления интерьера. То есть изделие будет взаимодействовать со средой, а его основная функция – украшать.

Декоративность в работе с тканью проявляется следующими особенностями:

  • предметы часто изображаются стилизованными;
  • они творчески переосмысливаются;
  • изменяются их размеры, форма и количество;
  • допускается изображение предметов в упрощенном, плоскостном виде, без бликов рефлексов и светотени;
  • при этом нередко встречаются и работы художников, выполненные в реалистичной манере.

Декоративная композиция

Композиция в декоративно-прикладном искусстве может создаваться при помощи орнаментального рисунка, а также путем стилизации зарисовок, сделанных с натуры (натюрмортов, пейзажей, портретов)

Главная задача композиции – эмоциональное воздействие на зрителя. Часто она не несет смысловой нагрузки и при ее разработке на первый план выходит выразительность формы и цветовая гамма.

Композиционные приемы

Для придания этой выразительности используются определенные приемы.

При организации композиции предусматриваются два варианта. Первый – выделение доминанты, когда все остальные элементы воспринимаются как зависимые, а их расположение подчиняется главному элементу Второй – видение в целом, без выделения отдельных предметов, когда элементы утрачивают самостоятельность и составляют единый ансамбль.

Композиция должна быть уравновешена. То есть положение каждого элемента в композиции устойчиво и неслучайно. Для установления равновесия важно правильно подобрать размер, форму, направление и расположение элементов.

Еще один важнейший способ передачи композиционной выразительности – ритм. В зависимости от расположения элементов композиция будет либо статической (симметричное расположение фигур), либо динамической (асимметричное).

Роль цвета в композиции также велика. При подборе оттенков необходимо учитывать, какое настроение они внесут в работу. Условно цвета делят на холодные и теплые, а в аспекте композиционного решения этот признак влияет на пространственное восприятие.

Несмотря на некоторые сложности работы в технике батика, он все больше набирает популярность. Роспись имеет широкие возможности для применения, а разнообразие техник позволяет уже на первых занятиях получить отличный результат.

Искусство батика

Определение понятия «батик». Изучение горячего батика как вида декоративно-прикладного искусства. История совершенствования украшения тканей. Основные способы росписи тканей, их отличия, описание техники их выполнения. Технология выполнения батика.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.08.2014
Размер файла 1,4 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. История техники

1.1 История росписи тканей

1.2 Искусство батика

Глава 2. Основные способы росписи тканей

2.1 Описание техники выполнения

2.2 Горячий батик

2.3 Технология выполнения батика

Батик является совершенно уникальным и неповторимым явлением в художественном искусстве. В наши дни интерес к этому виду творчества растёт. Причиной тому является как общее направление в культуре (эпоха постмодернизма привлекает именно обращением к прекрасному), так и доступность для широких масс инструментов, материалов и оборудования, необходимых для изготовления батика. Кроме того следует отметить, что изготовление батика не является технологически сложным процессом, а значит любой человек может приобщиться к этому виду художественного творчества.

Сфера применения тканей, расписанных ручным способом так же безгранична, как неограничен полет человеческой фантазии. Пластика и фактура текстиля, бесконечные и неповторяемые комбинации узоров и рисунков, сочетания различных способов нанесения краски на ткань позволяют использовать батик в самых различных видах дизайна: от одежды до интерьера.

Батик традиционно много используется в элементах одежды. Платки, косынки, шали, шарфы, галстуки, купоны на платья из ткани ручной росписи хорошо известны, популярны и вне веяний моды престижны, так как каждое такое изделие существует только в одном экземпляре.

Быть ни на кого непохожей — мечта любой женщины, редко кто из представительниц слабого пола откажется иметь в своем гардеробе эксклюзивную вещицу. Например, парео, накидку, юбку, а может быть, и нарядную сумочку или косметичку из ткани, расписанной вручную. Какая модница откажется щегольнуть ярким зонтиком в технике батик. Шелковые галстуки — батик свидетельствует о хорошем вкусе их счастливого обладателя. Или того, кто презентовал мужчине это поистине царский подарок. Но кто сказал, что в гардеробе мужчины, не может быть другой одежды из ткани, расписанной художником? Нарядные шелковые халаты, яркие летние рубашки и шорты, и даже домашние тапочки — почему бы нет.

Техника горячего батика отличается лаконичностью стиля, позволяет художнику прорисовать мелкие детали, применить различные приемы живописи, например, акварели. Поэтому так легки и изящны картины на шелке. Картины — батик прекрасно вписываются в любой дизайн помещений. Техника исполнения, разнообразие сюжетов неисчерпаемо. Есть еще одно преимущество — размеры композиций могут быть самыми различными, а это означает, что их можно использовать в виде различных драпировок. Батик позволяет дизайнеру интерьера объединить все детали в одной стилистике. Все текстильные элементы декора: панно, обивка мягкой мебели, настенные панели, декоративные подушки, пуфики, скатерти, шторы — все будут подчинены одной идее, единому стилю. Батик прекрасно гармонирует как с естественными, так и с современными ультрамодными материалами, то есть его можно использовать в дизайне помещений от этнического стиля до Hi — Tech.

Цель моей работы заключается в изучении такого вида декоративно — прикладного искусства как горячий батик. Создание творческой композиции в технике холодного батика. Для достижения этой цели передо мною были поставлены задачи:

Изучить историю возникновения батика;

Рассмотреть основные способы росписи ткани;

Освоить технологию выполнения батика;

На основе полученных знаний выполнить работы в техники горячего батика. Основными источниками информации для данной работы были книги по декоративно — прикладному искусству. Структура работы обусловлена целями и задачами. В работе кроме введения предоставлены две главы, заключение, список литературы и приложение.

В первой главе освещаются краткие исторические сведения о возникновении искусства росписи ткани.

Во второй главе дается описание техники выполнения ручной художественной росписи. Вначале приводится перечень необходимых материалов и инструментов.

Глава 1. История техники

1.1 История росписи тканей

Батик — способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску. По классической методике после того, как на ткани сделан рисунок резервом, а свободные участки прокрашены, резерв снимается, и на его месте остается затейливый узор.

Искусство росписи ткани с помощью резервирования зародилось свыше 2000 лет назад. Несмотря на то, что оно издавна практиковалось в Китае, Японии, странах Ближнего Востока и Индии, его родиной считают Индонезию. В дословном переводе с яванского «батик» — рисование воском. Как правило, для яванского батика использовались хлопковые ткани. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Индонезийский классический батик малоцветен. В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска — индиго — синий. Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были величайшей тайной каждой семьи мастеров. Рисунки определяли также и кастовую принадлежность: никто не имел права повторить царские и королевские орнаменты. В приданом каждой девушки были обязательны вещи, выполненные в технике батика — одежда, красочная материя для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома. Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы.

В Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей с первой половины 19 века, причем пионерами в этом деле стали вездесущие голландцы, а методичные немцы впервые поставили производство на поток. Современный батик отличается многообразием приемов. Наряду с традиционным, «горячим» методом резервирования воском, распространен «холодный» метод, в котором в качестве резерва используется гутта, смесь каучука и бензина. Применение акриловых красителей сделало батик гораздо более доступным и вызвало растущий интерес к этой технике, по своим изобразительным возможностям приближающейся к акварели, и вдобавок еще и очень практичной. Все больше людей выбирают батик в качестве хобби или профессии.

1.2 Искусство батика

батик роспись ткань горячий

В нашей стране художественная роспись тканей существует примерно с 30-х гг. и за время своего существования получила широкое развитие и признание. Способами художественной росписи оформляются главным образом изделия, дополняющие костюм, а также купоны женских и детских платьев, вещи для украшения интерьера — занавеси, скатерти, салфетки и т. д . Занимаясь художественной росписью тканей, необходимо помнить, что это один из видов декоративно — прикладного искусства, поэтому преподавание не следует ограничивать освоением технических приемов, изучение предмета должно способствовать развитию вкуса. Как и все виды, декоративно — прикладного искусства, текстиль имеет свои принципы оформления изделий, которые определяются местом данного искусства в жизни человека, известным кругом художественных задач, средств и приемов, дающих возможность художнику наиболее полно выразить свой замысел в вещи определенного назначения, раскрыть красоту и свойства материала. Основным принципом оформления текстиля можно назвать принцип обобщенного решения орнамента и отдельных его изобразительных элементов. Платок или косынка, повязанные на голову, вокруг шеи или накинутые на плечи, ни своим композиционным членением, ни трактовкой рисунка не должны нарушать естественной округлости головы или плавных линий шеи и плеч, кроме того, ткань может собираться в складках, и элементы орнамента зачастую не могут сохраниться в своем первоначальном виде. Таким образом, увлечение передачей пространства противоречит задачам создания композиции на плоскости. Столь же неверным приемом будет и иллюзорное изображение на легкой прозрачной ткани узоров вышивки, ткачества, резьбы по дереву, где ясно прослеживается стремление передать переплетение нитей и выпуклости швов или объем деревянной резьбы. Штучные текстильные изделия с росписью, как правило, дополняют костюм, создавая ансамбль, который может строиться на контрастном или тональном сочетании гладкокрашеной ткани платья и насыщенного цветом, красиво повязанного шейного платка, шарфа или косынки.

Глава 2. Основные способы росписи тканей

2.1 Описание техники выполнения

Холодный и горячий батик основаны на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. В холодном батике резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие. Художественные особенности этого способа росписи определяются тем, что наличие обязательного цветного контура и использование этого контура для разнообразных орнаментальных разработок придают рисунку графически четкий характер. При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически не ограниченно.

В горячем батике разогретый резервирующий состав используется для нанесения контура, им же покрываются отдельные участки ткани для предохранения их от растекающейся краски. Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных технических приемов нанесения резервирующего состава позволяет делать более тонкие и разнообразные разработки орнаментальных форм, в особенности цветочных.

Свободная роспись производится без применения резервирующих составов. Рисунок наносят на ткань различными красками свободными мазками, только окончательная отделка рисунка иногда производится при помощи холодного резерва. Здесь больше, чем в ранее упомянутых способах, индивидуального творчества. Свободная роспись имеет очень много самых разнообразных приемов, о которых будет рассказано ниже.

Все три способа росписи тканей постоянно совершенствуются. Художники, работающие в этой области, находят все новые и новые художественные приемы, поэтому описанные здесь способы оформления тканей не могут считаться исчерпывающими. Они являются лишь основой, на которой может строиться дальнейшее овладение искусством росписи тканей. Для выполнения всех трех способов росписи ткань накалывается на крючки рамы (пялец), причем необходимо строго соблюдать взаимно перпендикулярное расположение нитей основы и утка, а также параллельное их расположение каждой из сторон рамы. После того как ткань наколота на крючки, стороны рамы раздвигаются до полного натяжения ткани и закрепляются винтами-барашками, чтобы во время работы натяжение ткани не ослабевало.

Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шелка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустками), а также масляными красками со специальными растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

Свободная роспись с применением солевого раствора. Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань в зависимости от характера рисунка либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введен раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, дает возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Роспись производят при помощи ватных тампонов и кистей различной величины, более или менее насыщенных краской, благодаря чему можно выполнять сочные, насыщенные цветом или полутоновые мазки различного характера. Для каждого цвета необходимо иметь отдельный тампон, форма и величина которого должна соответствовать выполняемому рисунку. Если рисунок требует мелких разработок, тампон делают с тонким заостренным концом; для рисунка с крупными округлыми формами применяют тампон большого размера и круглее. Чтобы тампон не терял форму и не лохматился, его можно обтянуть тонким шелковым или капроновым трикотажем.

2.2 Горячий батик

В горячем батике различают следующие основные способы работы:

Простой батик (в одно перекрытие).

Сложный батик (в два и более перекрытий).

Работу от пятна.

Простой батик. Рисунок по шаблону наносят на ткань при помощи кистей, штампов, ножей, воронок или каталок разогретым резервирующим составом. Получается контурный рисунок, геометрический или растительный орнамент. Ножи и каталки предварительно обтягивают тонким трикотажем, надежно закрепляют на них. Перед работой они (так же как и воронки) опускаются на несколько минут в разогревающийся резервирующий состав (до полного прогревания металла). Как только инструмент остынет, его снова нужно таким же образом разогреть, иначе резервирующий состав может застыть еще на инструменте и не будет пропитывать ткань. Когда резервирующий состав, нанесенный на ткань, застынет, она равномерно перекрывается краской при помощи ватного или губчатого тампона поверх нанесенного рисунка (в отличие от росписи холодным батиком, где каждая форма орнамента заливается отдельно). После удаления резервирующего состава на ткани образуется светлый узор на более темном фоне. Роспись горячим батиком в одно перекрытие можно сочетать с вливанием краски одного или нескольких цветов в отдельные ограниченные резервом элементы орнамента. Такая заливка производится до перекрытия всей плоскости ткани фоновой краской; после высыхания залитых краской участков их покрывают резервирующим составом и только потом производят перекрытие фона и каймы. В данном случае одноцветный рисунок, который обычно получается при способе росписи простым батиком, дополняется другими цветами.

Роспись способом сложного батика состоит из нескольких этапов, из которых каждый как бы повторяет роспись способом простого батика: после первого перекрытия фона и его высыхания снова наносят рисунок резервирующим составом и снова перекрывают всю поверхность натянутой на раму ткани. Такие перекрытия можно повторять до четырех раз. Перекрытия идут последовательно от светлого тона к темному. Перед каждым новым перекрытием краской необходимо проверять качество покрытия резервирующим составом и заботиться о том, чтобы весь узор в соответствии с шаблоном был переведен на ткань.

Роспись от пятна — самая сложная и интересная работа по оформлению ткани. Этим способом обычно выполняются изделия, украшенные растительным орнаментом. Принцип работы тот же, что и в сложном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий всей ткани здесь на полотно в соответствии с эскизом наносят расплывчатые пятна разных цветов. По каждому из этих пятен идет соответствующая эскизу первоначальная прорисовка орнамента резервирующим составом, далее эти же пятна или соседние с ними участки фона перекрывают другим цветом, и снова идет дальнейшая дорисовка орнамента. Эту процедуру можно повторять не более трех раз. Перед последним перекрытием окончательно прорисовывают орнамент и в заключение все полотно перекрывают каким-либо темным цветом. Как правило, такого рода рисунки всегда имеют темный фон, так как необходимо, чтобы он перекрыл краску, расплывшуюся за пределы рисунка. Происходит как бы работа сложным батиком на отдельных участках декорируемой ткани. Это дает возможность при небольшом количестве перекрытий добиться тончайших переходов цветов и их оттенков. При росписи необходимо следить, чтобы каждый слой краски, накладываемой на ткань, полностью просыхал, а резервирующий состав застывал. После того как работа полностью закончена, ткань снимают с рамы, растягивают по диагонали, с тем чтобы резервирующий состав растрескался и осыпался с ткани. Для дополнительного удаления резерва ткань можно помять и сильно встряхнуть. После этого нужно на стол уложить два-три слоя газет, сверху положить лист оберточной бумаги, затем разрисованную ткань, поверх нее снова положить оберточную бумагу, газеты и прогладить горячим утюгом. Под утюгом резервирующий состав расплавится и впитается в бумагу. Проглаживание следует повторить два-три раза, каждый раз меняя бумагу. Окончательное удаление жировых пятен, оставшихся после проглаживания, производится путем промывки в бензине (можно протереть изделие, вновь натянутое на раму, ватным тампоном, смоченным бензином).

Кроме описанных выше способов оформления ткани с применением горячего резервирующего состава, существует очень эффектный прием отделки законченного рисунка. Это гак называемый эффект кракле . После того как нанесен основной рисунок (но не более чем в два перекрытия), ткань, натянутая на раму, при помощи широкой кисти-флейтца-сплошь покрывается разогретым резервирующим составом. Когда он застынет, ткань снимают с рамы, осторожно сминают и встряхивают, чтобы на слое резерва появились частые трещины, затем ткань снова натягивают на раму и губчатым или ватным тампоном перекрывают более темной краской. Краска, проникая в трещины, оставляет на ткани тонкую темную сетку, сквозь которую просвечивает ранее нанесенный рисунок. Снятие резервирующего состава производится ранее описанным способом.

2.3 Технология выполнения батика

Оборудование, инструменты, материалы и их подготовка для художественной росписи.

Для занятий художественной росписью тканей необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение. Каждое рабочее место представляет собой стол-тумбочку с двумя или большим количеством отделений. Здесь хранятся ткань и необходимые для росписи приспособления. Размер верхней крышки стола— 1 кв. м. На этот стол укладывается деревянная раздвижная рама — пяльцы, состоящие из четырех брусков с утопленными в пазах крючками. Крючки на раме служат для накалывания ткани, а потому должны быть с острыми кончиками и не выступать над брусками рамы. Крючки и бруски рамы покрываются химически стойким лаком для предотвращения ржавления и загрязнения. После накалывания и натяжения ткани на раму ее положение фиксируется винтами-барашками, делающими раму устойчивой. В запасе у работающего должны быть гигроскопическая вата, пластмассовые или деревянные стержни диаметром 6—8 мм с заостренными концами, поролоновые и резиновые губки, колонковые, барсуковые кисти. Для росписи способом горячего батик необходимо иметь хозяйственные парафиновые свечи, они и служат резервом. При работе по плотной ткани наводят более толстый контур, а по прозрачным, легким тканям — более тонкий. После того как была натянута ткань на раму, рисуется сюжет который нам хотелось изобразить в данном образце. Дальнейшим действием будет прорисовка и заливка нужных нам объектов воском. После высыхания воска, наносится краска нужных нам цветов.

Оцените статью