Немецкая вышивка: история, техники, мотивы
Мы продолжаем цикл статей, посвященный искусству вышивания в разных странах. Сегодня вы узнаете о том, как развивался этот вид рукоделия в Германии, с чем были связаны его взлеты и падения и удалось ли немецким мастерам привнести в вышивку (в глобальном понимании этого слова) что-то свое. Итак, начнем!
Как возникали орнаменты
Самые ранние орнаменты немецкой вышивки относят к украшению подола и края одежды. В старину домотканые полотна были узкими и при их соединении и отделке края простые швы стали заменять особыми, выполненными цветными нитками — так изделия становились наряднее и выглядели богаче. Вместе с тем, издавна развивалась и другая вышивка, не связанная с соединительными швами, ее образцы напоминали, своего рода, живопись иглой.
Со временем вышивальное искусство совершенствовалось, ориентируясь на разные слои общества; вышивка разделялась на разные техники и течения. Среди благородных средневековых дам получала распространение придворная вышивка, другие важные направления развивались при монастырях и затем в эпоху расцвета городов, когда возникла гильдия профессиональных вышивальщиков, в которую входили исключительно мужчины. Первоначально орнаменты для этих вышивальщиков рисовались в мастерских. Напечатанные образцы появились в конце XV века.
Для придворной и церковной вышивок эскизы изготовлялись именитыми мастерами, их работы можно было причислить к настоящим произведениям искусства. Совсем иной подход был к домашней вышивке, для которой были характерны простые орнаменты и геометрические изображения в соответствии с народными традициями. Полюбившиеся узоры объединяли на одном полотнище, чтобы они всегда были под рукой. Так возникли красивые старинные сэмплеры, самые древние из которых относятся к XVI веку.
Старинные узоры городского, а позже и крестьянского рукоделия передавались на таких полотнах от поколения к поколению. Однако помимо отшитых образцов существовали и рисованные — на них изображались наиболее большие и сложные узоры. К сожалению, их интенсивное использование приводило к тому, что они довольно быстро приходили в негодность. Как правило, на бумагу наносились счетные орнаменты, наиболее распространенным был счетный крест.
Первые книги образцов
Первый отпечатанный, созданный специально для копирования сборник орнаментов для вышивки, вышел в Аугсбурге в 1523 году. Он был рассчитан для домашнего использования. Наряду с популярными узорами для украшения одежды и белья, в нем были пустые страницы с напечатанной сеткой для собственных разработок.
Следующие аналогичные книги издавались почти каждый год, и в них все явственнее звучит язык Ренессанса. Пустые страницы первых изданий заполняются роскошными орнаментами.
Берлинская вышивка Berlinwork
Очарование «Берлинской вышивки».
Когда я первый раз увидела старинные схемы, которые, как я потом узнала, назывались Berlinwork, то сразу поняла – это мое. Что-то в них есть завораживающее. Смотришь на такую схему и чувствуешь дух прошлых веков и представляешь, как какой-нибудь мастер в маленьком немецком городке, при свете свечи сидел и вырисовывал красками каждый квадратик на сетке. Это ж сколько нужно было иметь усердия и внимательности при такой работе. Ведь это не фотошоп, ошибку не исправить. При этом каждая схема повторялась неоднократно. И все копии должны были быть одинаковыми. как сказали бы теперь «скопировать, вставить».
К теме старинных схем вышивки крестом обращались многие. Еще в 80-х годах прошлого века мне в руки попался журнал «Бурда» со схемами Berlinwork. Вышить очень хотелось, но в те времена тотального дефицита вышить схему по журналу было практически нереально. Не было ни канвы, ни мулине. Это сейчас, с появлением интернета, можно найти все, что угодно. Так я узнала, что многие производители наборов для вышивки выпускают серии с Berlinwork. Среди них известные фирмы «Eva Rosenstand» и «Permin». Выпущены книги и журналы на тему старинных схем. Российские производители тоже уделяют внимание этой теме. Серия схем «Начало века» пользуется большой популярностью у вышивальщиц.
Захотелось и мне вышить что-нибудь старинное. Начала искать в интернете симпатичную и несложную схему. Информации и изображений было так много, что остановиться на чем-то одном было сложно. Вышивать по оригинальному изображению не рискнула. Боялась, что не смогу подобрать нитки. Выбрала одну бесплатную, восстановленную. Вышила. Сказать, чтобы я была разочарована, значит не передать всех моих чувств. Раньше я всегда покупала наборы и вышивала их. Результат всегда был предсказуем. Что на обложке изображено, то в итоге и получается, если вышивать без ошибок. Но результат вышивки по схеме, взятой с просторов инернета убедил меня в том, что «не всё то золото, что красиво выглядит на экране». Потом у меня еще было несколько попыток вышить старинную схему. Вышивала по печатным схемам, по схемам, собранным на разных сайтах, пыталась сама вышить по подбору. Но все результаты были из разряда «вырви глаз».
Но, не смотря на неудачный опыт, старинные схемы меня не отпускали. И вот я решила, что надо самой попробовать создать схему. Я подумала: начальное художественное образование у меня есть, правда было это давно, еще в советское время, но, как говорится, руки помнят. К тому же я неплохо работаю в графических редакторах. Программами по созданию схем на пользовательском уровне тоже владею. Перешерстив интернет и свои запасы, выбрала самый простой исходник, маленький букетик. На фотошопе сделала его удобным для перенабора и приступила. Ковыряла маленькую схему несколько дней. На выходе получила кое-какую схему. Вроде бы даже читаемую. И скрин схемы выглядел вполне прилично. Решила вышить. И вот на этапе вышивки листвы поняла, что получается не то, что я ожидала. Мой отшив мало походил на скрин схемы, которую я так старательно рисовала несколько дней. Вроде бы на экране компьютера схема выглядела вполне прилично. Но то, что получилось при отшиве походило на скрин схемы, как китайская подделка на оригинал. Стала думать, в чем же причина такого результата. После изучения темы, я поняла, что мне еще очень далеко до хороших результатов. Но я человек упрямый и просто так задуманное не бросаю. После прохождения ликбеза по дизайну схем, у меня получилась более-менее приличный результат. Схему вышила и то, что получилось, уже почти соответствовало компьютерному варианту.
Дальше больше. Сейчас у меня собралась небольшая коллекция вышивок по восстановленным схемам Berlinwork. Для сравнения на изображениях старинная схема Berlinwork, скрин схемы и отшив (готовая вышивка по схеме). Как видно, цвета намного ярче, чем на исходном изображении. Оно и понятно, ведь за сто с лишним лет краски выцвели и потускнели. Приходится только догадываться, как первоначально выглядела эта схема, когда мастер нарисовал ее. Конечно, современные красители намного качественнее и разнообразнее, чем 150 лет назад. В то время все красители были натуральными. По этой причине и палитра цветов мулине была беднее и яркостью такие нитки не обладали. А теперь, внаше время, у мастериц такойколоссальный выбор материалов для творчества, что просто иногда теряешься.
В моих группах в ВК, на гелери.ру и на пинтересте много фотографий готовых вышитых работ по моим схемам. А пока выкладываю для примера три фотографии: старинная схема, скрин будущей схемы в графическом редакторе и фото готовой вышитой работы.
Вышивка крестом — красивые старинные схемы Petit Point
Для тех, кто хочет вышить что-то особенное, я подобрала коллекцию старинных французских и голландских схем для вышивки крестиком. Это цветочные, растительные, живописные ботанические и анималистические мотивы, орнаменты в стиле рококо, старинные пейзажи, а также пасторальные сцены с изображением жизни людей.
Многие узоры, которые здесь представлены, называются Petit Point.
Petite в переводе с французского означает «маленький, мелкий». Отсюда и идёт название стежков Петит-поинт (petite-point) и Петит-ститч (petite-stitch).
Petite-point — это маленький полукрестик. Шьётся он как обычный полукрест: на изнанке швы — вертикальные, или как гобеленовый шов (на изнанке швы располагаются по диагонали).
Petite-stitch — это маленький крестик, размером в четверть основного крестика. Bместо одного стандартного крестика вышивается четыре маленьких.
Стежки petite используются в вышивке для того, чтобы вышиваемая картина смотрелась более детально, более естественно. В основном таким способом вышиваются лица для того, чтобы был более плавный и реалистичный переход цветов. Кроме этого, петит-поинт и / или петит-ститч используются тогда, когда требуется подчеркнуть округлость некоторых деталей в вышивке.
Работы в этой технике часто основаны на великолепных картинах старых мастеров голландской или французской школы живописи эпохи рококо или времен романтизма. Рисунок переносится тончайшей кистью и красками на разлинованную в клеточку бумагу таким образом, чтобы каждый закрашенный квадратик обозначал один стежок Petit Point определенного цвета. Одно только изготовление подобного образца — кропотливая работа, требующая хорошего чувства цвета и формы.
Подбор цветов — подходящий оттенок нити выбирается из примерно 400 цветов, находящихся в распоряжении вышивальщиц. При этом особое внимание обращается на то, чтобы при сопоставлении находящихся рядом стежков достигалась гармония цвета и рельефность, что особо отличает подлинные вышивки Petit Point.
Как вышивают — в качестве основы применяется исключительно тончайшая шелковая сетка (а не хлопковая канва или страмин), на которую не наносится ни рисунок, ни трассировочные (направляющие) нити. Делая каждый стежок, вышивальщица должна считать клеточки на раскрашенном вручную бумажном оригинале, чтобы точно перенести рисунок на сетку. Мельчайшие стежки выполняются в технике полукреста и часто с помощью лупы. Вышивка Petit Point имеет от 11 до 22 стежков (точек) на один линейный сантиметр, таким образом в одном квадратном сантиметре содержатся от 121 до 484 стежков (или от 780 до 3122 стежков на квадратный дюйм). Это очень миниатюрная техника.
На подиумах всего мира демонстрируют шикарные вышитые модели одежды. Огромной популярностью и любовью пользуется сейчас вышивка и в России. И очень радостно, что все рукотворное сейчас стало сейчас очень цениться, а вышивальные традиции возобновлены!
Эти схемы вдохновят вас на создание новых шедевров. Их можно применить не только в вышивке крестом, но и бисером, и как рисунки для создания жаккардов в вязаном трикотаже, для создания гобеленов, мозаик.
Старинные немецкие вышивки схемы
Благодаря безвозмездной помощи и энтузиазму Ирины Барановской (http://vkontakte.ru/id6697134) мы все можем прочитать теперь эту прекрасную книгу!
Иллюстрации смотрим здесь: http://smilylana.blogspot.com/2011/07/1-german-embroi..
Deautsche Stictmufter, Hanna Kronberger-Frenken, 1939.
Ханна Кронбергер-Френцен
Немецкая вышивка: От истоков до Бидермайера
с 6 цветными вкладками и 31 иллюстрацией в тексте
Издательство Марион фон Шрёдер, Гамбург, 1939 год
(перевод с немецкого Ирины Барановской)
І.
О работе и игре иглой
Домашняя и профессиональная вышивка
Во все времена женское творчество изящно выражалось в искусстве вышивки; старание и женская фантазия, удовольствие от любовного украшения со смыслом рукоделия нигде не соединились так счастливо, как в шитье и вышивке, когда нежная белая или сказочно яркая нить протягивается иглой сквозь ткань. Возможности вышивающих рук, использующих это маленький блестящий инструмент, практически безграничны. От простой подрубки до искусных складок и капризных рюшей, от скромного прямого стежка до свободного размашистого узора – игле подвластно всё! И было ли то, что создавалось, для нужды будней или красоты праздников, была ли это скромная работа или полёт фантазии, всегда повторялись одни и те же приёмы.
Так как обе – и работа и развлечение – имеют определённые правила, каждый старался дать советы, указания, сохранить попытки и достижения, воспроизвести чужой результат – и, не в последнюю очередь, привнести что-то новое. Таким образом, искусство шитья с давних пор имеет прекрасную методику и богатейшую сокровищницу образцов, в которой сплавлены воедино разнообразные культурные традиции всего мира. Часто кажется, что из всего этого возникло такое неописуемое единство, что мы уже и не знаем, откуда произошли его составляющие. Только иногда мы осознаем большую взаимозависимость и давние глубокие связи этого ремесла, когда слышим о французском и английском шве, монастырской вышивке, петит пойнте или восточной глади. Сколько исконных секретов и уникальных изделий минувших веков сохранены в этих образцах и как было бы заманчиво скопировать как технику, так и рисунок из далёкого прошлого! Но это выходит за рамки нашего обзора, который является небольшой попыткой внести вклад в научное исследование, познание и понимание малоизвестного культурного наследия – старинных образцов немецкой вышивки.
ІІ.
Как возникали орнаменты
Отшитые и рисованные образцы
Орнаменты для этих профессиональных вышивальщиков рисовались в мастерских, которые были повсюду. Только в конце 15-го века технический прогресс с изобретением печатания сделал возможным распространение также и напечатанных орнаментов. Изобилие листовок с орнаментами времён поздней готики и Ренессанса и их огромное разнообразие поражает. Однако никто из гравёров или резчиков по дереву не занимался исключительно изготовлением орнаментов. Так, серия из шести орнаментов Альбрехта Дюрера в виде кругов с богатым переплетением узлов, которую часто считают образцами для вышивки, была просто свободным творением мастера под влиянием аналогичных узелковых орнаментов Леонардо да Винчи. Поэтому можно с уверенностью сказать, что вышивка, как и другие рукоделия того времени, широко пользовалась репродукциями гравюр, которых в продаже было множество. Если же речь заходила о чем то особенном – многоцветной вышивке с глубоким смыслом для двора или церкви – то изготовление эскиза поручалось известным мастерам. Такие работы выходили далеко за рамки образцов для вышивки; они были самостоятельными произведениями искусства, как известное шитьё золотом по шелку в музее собора Флоренции. Здесь вышивка настолько совершенна, что не уступает великому искусству живописи.
Совсем иными являются образцы домашней вышивки. Для них характерны простые орнаменты с бордюрами, изображения фигур и фрагментов геометрического характера в соответствии с народными традициями. Несомненно, здесь, как и сегодня в вязании и вышивке, отшитые и срисованные образцы, передавались из рук в руки. Излюбленные узоры объединяли на одном полотнище, чтобы всегда иметь их под рукой. Так возникли известные своей красотой старинные сэмплеры, старейшие из которых датированы 16 веком. В них поражает не только разнообразие, но и наполненность орнаментами. Сокровищница городского, а позже и крестьянского рукоделия передавалась на таких полотнах из рук в руки. Это было тем легче, что речь шла об орнаментах небольшой площади либо имеющих маленький раппорт – повторяющийся через определенный промежуток рисунок. Однако наряду с отшитыми образцами в ходу издавна были и рисованные – для особенно больших и сложных узоров. К сожалению, как и у многих предметов домашнего обихода, интенсивное использование приводило к тому, что рисунки приходили в негодность.
Как правило, на бумагу зарисовывались счётные орнаменты. Излюбленным был счётный крест, пригодный для вышивки любого орнамента с геометрической структурой, эти же орнаменты годились для филейного вязания и вышивки по сетке. Для эскизов использовалась специальная бумага с напечатанной красной сеткой, на которой чёрными линиями наносили орнамент. И если эти ранние образцы практически отсутствуют, мы можем узнать их по сохранившимся копиям 18 века, которые достоверно передают от поколения к поколению старинные узоры.
ІІІ.
Первые книги образцов
Обмен между севером и югом
Относительно поздно, когда к началу 16-го века в мастерских уже долго использовались многочисленные листовки с орнаментами, появилось отпечатанное, созданное специально для копирования издание. О том, что оно было рассчитано для домашнего использования мы узнаём по тому, что наряду с наиболее популярными узорами, помещёнными в нём, здесь были и пустые страницы с сеткой для собственных разработок.
Составитель первого сборника орнаментов для вышивки, вышедшего в Аугсбурге в 1523 году, не указан на титульном листе, однако таковым считается Ганс Шёншпергер, сыгравший большую роль в истории немецкого книгопечатания. О том, что напечатанные в сборнике образцы служили не только для вышивки – «шитья», как в те времена называлась вышивка на льне, — а и для ткачества, и для создания бордюров, свидетельствует надпись и изображение на титульном листе. Обозначение «модель» практически до конца 17-го века служило для всех образцов текстиля.
Тщательно выполненные деревянные клише демонстрируют на первых чётких отпечатках прежде всего геометрические узоры и простые бордюры, которые в те времена применялись для украшения одежды и белья. Наряду с этим предлагались также свободные контурные орнаменты и теневые рисунки с растительными мотивами с включением различных фигур и животных.
ІV.
От деревянного клише к гравюре
Вышивка крестом и орнаменты эпохи Возрождения
На рубеже 17-го века в области издания альбомов вышивки, как и в других областях, произошел значимый переход от деревянных клише к гравюрам на медных пластинах. Появившись в одном из изданий, за короткое время гравюры стали не только образцом для всех других альбомов, но и практически единственным излюбленным способом публикации подобного рода вплоть до наших дней. Впервые художник представлял образцы, которые он сам лично наносил на пластину. Работы Иоганна Зибмахера были такого качества, какого никто не видел прежде. Даже если он придерживался образцов или обращался к ранним геометрическим орнаментам Ганса Шёншпенгера, чувствовался личный самобытный почерк. Не напрасно Зибмахер по праву был принят в круг богатых художников Нюрнберга, где более ста лет выдающимися мастерами выпускались альбомы по всем видам искусств, и прежде всего ювелирного. Зибмахер с самого начала занимался орнаментом, обладая мастерской уверенностью линий и форм, ему были даны не только бездонный источник идей, безупречное чувство традиции, но и такая чёткая в истинном смысле слова образцовая чеканка, что он как никто другой был призван возделывать богатое поле народного орнамента. И всё же главным делом для него была геральдика, которой он посвятил всю свою жизнь. Это нашло свое отражение в огромной книге гербов, которая до сегодняшнего дня сохранила свою актуальность и продолжает вестись и в наше время. Его первый альбом орнаментов, изданный в 1597 году в Нюрнберге Балтазаром Каймором, «торговцем живописью, гравюрами и красками», мгновенно был распродан несколькими тиражами. Четыре года спустя вышел посвящённый «сиятельной высокородной княгине и фрейлине Марии Элизабет Пфальцгревин Рейнской» «Новый альбом гравюр», в котором было более 200 новых орнаментов, свидетельствовавших о богатейшей фантазии мастера. Он содержал испытанные образцы с нарисованной сеткой, но рядом с ними, как и во всех альбомах того времени, были образцы для ришелье и кружеву ретицелла, для которых художник нашёл потрясающие собственные решения. Не позабыл он и свободные узоры для шитья по шёлку и золотого шитья, чьи богатые мотивы и бордюры демонстрировали силу и выразительность искусства Зибмахера. Однако именно эти новые контурные орнаменты на обеих последних страницах книги были скромными и небольшими по сравнению с многими большими по площади и богато проработанными орнаментами для кружева, которыми начинался альбом.
В то время как старые добрые образцы орнаментов по счётной сетке можно было сразу же вышивать на полотне, свободные орнаменты в большинстве своём предусматривали предварительный перенос на ткань со сменой масштаба. На полях первого из таких образцов чётко указано: «Всё это можно увеличить и вышивать в желаемом размере». Титульный лист второго альбома Зибмахера особенно характерен для вкусов того времени, так как на нём представлено всё богатство орнамента эпохи Возрождения: ролевые и круговые сюжеты с изобилием фруктов, масок, голов излюбленных образов античной мифологии: дракона и Минервы. Открывал альбом двенадцатистраничный сюжет «Беседа об искусстве вышивки» и на его обложке были изображены Индустрия – умение, Игнавия – праздность, и София – мудрость в образе статных модниц. В прекрасном саду происходит их частично домашний, частично поучительный «диспут», посвящённый искусству вышивки, при этом мудрое изречение Индустрии выразительно указывает на поучительное предназначение книги.
Немецкая вышивка, от истоков до Бидермайера, часть 2
Иллюстрации здесь:
Благодаря замечательной женщине, Ирине Барановской, у нас есть возможность прочесть этот перевод с немецкого.
V.
Альбомы образцов вышивки периода барокко
Женщины – составители альбомов
Впоследствии радость жизни постепенно вернулась, и мир преобразился в царство радости, фантазий, пестроты, яркости, цветов. Частично это нашло отражение и в альбомах с узорами для вышивки периода барокко, первый из которых около 1660 года в Нюрнберге издал Паулюс Фюрст. Это была четырёхтомная книга с красивыми титульными страницами и прекрасными гравюрами, выходившая по частям с большими перерывами до 1676 года. С неистощимой изобретательностью не только в бордюрах, но и в красивых отдельных образцах распространялись также мотивы любимых цветов того времени: тюльпанов, нарциссов, анемонов, лилий и других цветущих растений, выращивание которых стало очень модным. И что особенно интересно, эти образцы создавала женщина.
Хотя можно предположить, что и ранее при создании альбомов образцов для вышивки – без упоминания имён –зачастую женщины уже принимали участие, давая практические советы. Ещё в 1625 году ювелир и гравёр Георг Герман на титульном листе своего альбома образцов, изданного Балтазаром Гаймором в Нюрнберге, прямо указывает на подобную инициативу со стороны женщин: «Новый альбом образцов для вышивки, с большим усердием и старанием собранный в богатых дамских салонах, а также по желанию рукодельниц разного возраста…»